3. Современные психологические концепции. Психология
3. Современные психологические концепции
К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.
Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.
Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.
Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.
Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека
Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.
Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.
Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.
Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.
Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.
Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.
Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.
Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.
Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Как измерить личностные черты, способность к чтению, способность ориентироваться в пространстве и другие психологические особенности? Можно, в частности, использовать различные тесты, которые психологи разработали как раз для того, чтобы измерять
54.
ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ54. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций: по внешнему критерию, по нескольким признакам детского развития.I группа. Для нее свойственно построение периодизации на внешнем
Лекция № 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции
Лекция № 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции Этика ненасилия возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес
О “РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
О “РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА Андреев В. Н. Критика Русской доктрины с позиций Концепции общественной безопасности (КОБ)[26]– Центр «Стратегия будущего», 31.12.2005“Центр динамического консерватизма объявил о работе по созданию
22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)
22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ) Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки
Глава 4 Франчайзинг спа-концепции CITYSPA — полезная модель успешного бизнеса Сырченко А. И.
Глава 4 Франчайзинг спа-концепции CITYSPA — полезная модель успешного бизнеса Сырченко А. И. Не так давно в России получил бурное развитие пришедший к нам с Запада метод «легкого старта» бизнеса, или, как порой его еще переводят, «льготного предпринимательства». Названный
4.4. Концепции восприятия комплекса маркетинга услуг
4.4. Концепции восприятия комплекса маркетинга услуг Как и обещали, возвращаемся к концепциям восприятия. Мы уже говорили выше о рабочих моделях маркетинг-микса и о самом продукте «услуга», лишь вскользь упомянув концептуальные подходы. Тем не менее именно в этой области
11.2.Психологические качества
11.2.Психологические качества Желающего идти судьба ведет, не желающего – тащит. Клеанф Кроме способности почувствовать кто перед вами, уметь выслушать или разговорить замкнутого клиента, превратив его минус в ваш общий плюс, девушке работающей на консумации
estimata EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко)
estimata EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко) Попробую немного рассказать что такое EDC и НАЗ. Собственно, все ниже приведенное — мое ИМХО и на академичность не
48. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
48. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Концепция стратегического планирования в российской экономике получила широкое распространение в 90-х годах прошлого века как элемент стратегического управления. В отечественной практике использование
Оформление концепции «русского социализма» как самостоятельного течения «левой мысли»
Оформление концепции «русского социализма» как самостоятельного течения «левой мысли» В 30-е гг. XIX в. в России получили распространение труды европейских философов, в первую очередь интерес представляли поздняя классическая немецкая философия (Г.Гегель, Л.Фейербах) и
Современные психологические теории — Pro-Psixology.
ru13.08.2010 admin 1
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики.
Полная версия статьиСовременные психологические теории личность, психика13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:
«Психология — это наука о функциях сознания».
Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Воля, Интеллект, личность, Психология, Социальные отношения, У. Джеймс, Характер, Человек, Эмоциональный взрыв13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в.
Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior — поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
13.08. 2010 admin 0
Стандартный
(3 оценок, среднее: 4,00 из 5, вы уже поставили оценку)Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.
Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Беррес Фредерик Скиннер, Бихевиоризм, технология поведения13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Альберт Бандура, Джулиан Роттер, Идентификация, самоподкрепление, самопоощрение, самоэффективность13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.). Цель показывает, к чему личность стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Полная версия статьиСовременные психологические теории активное поведение, поведение, потребность, развитие, реактивное поведение, Типология13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Человек — своеобразный биоробот, поведением которого можно управлять, формируя и закрепляя определенные реакции (без учета сознания и мнения человека) благодаря внешним воздействиям: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Бихевиоризм13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Поведенческая терапия (бихевиористского толка) предполагает четыре подхода:
- контробусловливание;
- оперантные методы;
- терапия с предъявлением модели;
- процедуры самоконтроля.
13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Вытеснение желаний, гомеостаз, Замещение, Изоляция, Инверсия, Отрицание, Проекция, противодействие, психоанализ, Рационализация, Регрессия, Сверх-Я, сублимация, Супер-Эго, фрейдизм, Эго, Эго-идеал13. 08.2010 admin 1
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.
Полная версия статьиСовременные психологические теории З. Фрейд, Интеллект, комплекс Электры, личность, Организация защитного процесса, Самость, Сверх-Я, Теория Фрейда
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации. .. Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов… Интересное: Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным… Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории… Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 22Следующая ⇒ Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И.Махмутова и ряда других авторов (Ю.К.Бабанский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж.Брунер, В.Оконь, Т.Новацкий, Х.Век и др.). Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей, происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся. Создание проблемных ситуаций как один из путей формирования познавательных интересов. Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Соотношение рационального и эмоционального воздействия на формирование социальных установок. Социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. В этом случае воспитатель пытается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов. Способы чисто эмоционального воздействия’на социальные установки ребенка не следует полностью отвергать как якобы совершенно недопустимые. Хотим мы того или нет, но они на практике действуют, и надо научиться эмоциональными воздействиями управлять. При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу («так поступают все хорошие дети»). Иногда для воздействия на социальные установки в воспитательных целях используется прием возбуждения чувства страха у детей.
Сопоставительный анализ концепций учения в педагогической психологии. Гальперин П. Я. ⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒ Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим… Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… |
Семь современных и теоретических взглядов на психологию
Психология по своей сути является обширной областью, изучению и развитию которой посвятили свою жизнь бесчисленное множество людей. Понимание некоторых современных теорий, используемых для концептуализации проблем, с которыми сталкиваются люди, и того, как они функционируют, может быть очень полезным.
Психодинамическая теория
Преодолевайте жизненные трудности с доступной помощью
Поговорите со специалистом — запишитесь и бессознательные мысли. Деятельность и конструкция бессознательного разума считаются очень важными. Психодинамическая теория предполагает, что разум каждого человека состоит из Ид, которое действует на глубинные побуждения и инстинкты; эго, которое борется с нереалистичным или инстинктивным ид; и суперэго, которое объединяет мораль и этику. Одной из основных целей этой теории является понимание влияния сознательной и бессознательной мотивации и того, как они могут конфликтовать и влиять на наше поведение и решения.
Эта точка зрения, которую часто называют психоаналитической теорией, была создана Зигмундом Фрейдом в начале 20 го века. Хотя многие взгляды Фрейда в то время были очень противоречивыми, большинство современных взглядов в психологии основано на психодинамической теории. В основе психодинамической теории лежат три основных предположения:
Критическая важность раннего опыта
Это идея о том, что события, происходящие в нашем детстве, особенно существенные или изменяющие жизнь, помогают формировать нас и нашу личность.
Психическая причинность
Психическая причинность, также называемая психическим детерминизмом, является третьим элементом психодинамической теории, утверждающей, что случайных чувств, мыслей или поведения не существует. Отсюда и термин «оговорка по Фрейду».
Теория поведения
Теория поведения, также называемая бихевиоризмом, возникла как систематический подход к пониманию поведения. Одна из предпосылок этой теории заключается в том, что все виды поведения приобретаются путем обусловливания или обучения. Бихевиоризм доминировал в психологии в первой половине двадцатого века. Информация, полученная во время развития бихевиоризма о том, как и почему мы учимся определенным моделям поведения, все еще используется сегодня, чтобы помочь людям освоить новые навыки и модели поведения и избавиться от бесполезного поведения. Вот что говорится о поведенческой теории в Стэнфордской энциклопедии философии:
Уилфред Селларс (1912–1989), выдающийся философ, заметил, что человека можно квалифицировать как бихевиориста, грубо говоря, или позиционно, если он настаивает на подтверждении «гипотез о психологических событиях с точки зрения поведенческих критериев»… Бихевиорист в таком понимании — это тот, кто требует поведенческих доказательств для любой психологической гипотезы. Для такого человека не существует заметной разницы между двумя состояниями ума (убеждениями, желаниями и т. д.), если нет явной разницы в поведении, связанном с каждым состоянием. Рассмотрим текущую веру человека в то, что идет дождь. Если в его или ее поведении нет разницы между верой в то, что идет дождь, и верой в то, что дождя нет, то нет никаких оснований приписывать одно убеждение другому. Атрибуция эмпирически пуста или не ограничена.
Можно утверждать, что нет ничего по-настоящему захватывающего в бихевиоризме, понятом в общих чертах. Он возводит во главу угла поведенческие доказательства — вероятно, неизбежную предпосылку не только в психологии, но и в обычных рассуждениях о разуме и поведении. Можно спорить о том, как следует «возводить на престол» поведенческие доказательства (особенно в науке). Но речь не идет о самом возведении на престол.
Не так бихевиоризм доктрина. Он широко и бурно обсуждался. Эта запись о доктрине, а не об отношении. Учение о бихевиоризме вызвало значительное возбуждение как у защитников, так и у критиков. В некотором роде это доктрина или семейство доктрин о том, как возвести поведение на престол не только в психологии, но и в метафизике поведения человека и животных.
Бихевиоризм, доктрина, привержена в своем самом полном и наиболее полном смысле истинности следующих трех наборов утверждений.
- Психология — это наука о поведении. Психология — это не наука о внутреннем уме — как о чем-то другом или отличном от поведения.
- Поведение может быть описано и объяснено без окончательной ссылки на психические события или внутренние психологические процессы. Источники поведения внешние (в среде), а не внутренние (в уме, в голове).
- В ходе развития теории в психологии, если каким-либо образом ментальные термины или понятия используются для описания или объяснения поведения, то либо (а) эти термины или понятия должны быть исключены и заменены поведенческими терминами, либо (б) они могут и должны быть переведены или перефразированы в поведенческие концепции.
Когнитивная теория
Когнитивная теория имеет дело с различными внутренними механизмами человеческого разума. Это включает в себя язык, память, обучение, мыслительный процесс и решение проблем. Невидимые процессы ума и внутренние состояния, такие как мотивация и внимание, объясняются когнитивной теорией.
Биологическая теория
Биологическая перспектива психологии касается того, как генетика и наследственные факторы могут влиять или способствовать человеческому поведению. Мозг, нервная система, иммунная система, генетические факторы и многое другое регулярно изучаются психологами, чтобы понять поведение.
Психология и вклад в развитие общества
Преодолевайте жизненные трудности с доступной помощью
Поговорите со специалистом – зарегистрируйтесь
Психология внесла огромный вклад в развитие общества. Благодаря психологии мы лучше понимаем людей, их выбор и то, как различные факторы влияют на то, как мы развиваемся как люди.
Терапия является одним из многих вкладов в общество, поддерживаемых психологией. Преимущества терапии хорошо документированы в исследованиях. Проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, трудности с обучением, зависимости и многие другие трудности, решаются с помощью определенных видов терапии.
Психология также внесла свой вклад в исследования, которые помогли создать инструменты тестирования и оценки, которые дают терапевтам представление о том, как работают их клиенты и с какими проблемами они могут столкнуться.
В обширном обзоре, опубликованном в рецензируемом медицинском журнале World Psychiatry , исследователи оценили ценность онлайн-терапии, и в частности онлайн-когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), для тех, кто испытывает широкий спектр проблем с психическим здоровьем. . В этом исследовании в первую очередь рассматривались возможности инноваций, которые могут способствовать онлайн-методы психологического лечения, в дополнение к полезности онлайн-модальностей при проведении терапии принятия и приверженности и наиболее распространенной формы терапии, онлайн-КПТ. КПТ работает, помогая людям понять и переосмыслить негативные модели мышления, которые могут лежать в основе нежелательного поведения и чувств, чтобы легче справляться с потенциально вызывающими или трудными ситуациями.
Онлайн-консультации с лицензированными терапевтами, которые используют комбинации теорий, кратко описанных здесь, могут помочь вам достичь ваших целей, справиться с трудностями и узнать больше о себе. С BetterHelp вы сможете связаться с лицензированным терапевтом, не выходя из собственного дома (или из любого места, где у вас есть подключение к Интернету) — через чат, видеоконференцию, обмен сообщениями или голосовой вызов. Кроме того, у вас будет возможность, если вы выберете, обратиться к своему терапевту вне сеансов. Если вам нужно обсудить конкретную психологическую тему, у вас есть вопрос о чем-то или вы просто хотите поболтать, отправьте сообщение своему консультанту, и он свяжется с вами, как только сможет. Квалифицированные специалисты в области психического здоровья в BetterHelp дали тысячам людей инструменты, позволяющие лучше понять их психику. Читайте ниже отзывы консультантов от тех, кто обращался за помощью в прошлом.
Обзоры консультантов
«Dr. Регарди — лучший консультант, с которым я когда-либо работал! Всего за несколько месяцев с тех пор, как мы начали проводить сеансы, я добился большего прогресса в выздоровлении от CPTSD, чем раньше за всю свою жизнь! Она имеет большой опыт работы с травмой и глубоко понимает психологию ее проявления и способы исцеления от нее. Я очень рекомендую ее и разочарован тем, что не могу продолжать работать с ней из-за того, что живу в штате, не имеющем лицензии».
«Ойеми — терпеливый, активный и заботливый консультант. Как только я подошла к ней, она поставила передо мной цели, предоставила информацию о том, что такое травма, и дала мне методы заземления для приступов тревоги. Ее время отклика безупречно, и она очень ясно говорит о своей доступности. Ее вера и психологическое консультирование изменили мой мыслительный процесс менее чем за две недели. Я с нетерпением жду дальнейшего сотрудничества с ней в моем целительском путешествии. Я доверяю ее опыту и искренней любви к своей карьере, чтобы помочь другим найти баланс».
Заключение
Психологические исследования продолжаются, и каждый день появляются новые разработки, которые помогают информировать о методах лечения, инициативах в области общественного здравоохранения и дают представление о нашей сложной жизни. Если вы хотите узнать больше о том, как психология может применяться в вашей жизни, обратитесь к профессионалу сегодня.
5 основных аспектов психологии
Психология — это научное исследование того, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. В этом уроке вы познакомитесь с пятью основными точками зрения, которыми руководствуются современные психологические исследования.
Почему ты так себя ведешь? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди любят вечеринки, а другие предпочитают свернуться калачиком с хорошей книгой? Или почему вы помните одни события, но не помните другие? Люди изучали разум и то, как он работает, со времен древних греков, но научное изучение психологии возникло немногим более ста лет назад.
С тех пор, как Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в 1879 году, психологи изучали различные аспекты человеческого поведения, такие как личность, функции мозга и социокультурные влияния. По мере развития психологии она начала решать вопрос о том, почему мы делаем то, что делаем, с разных точек зрения, включая биологическую, психодинамическую, поведенческую, когнитивную и гуманистическую. Давайте рассмотрим каждый из этих пяти основных подходов, которыми руководствуются современные психологические исследования.
Биологический подход
Биопсихологи изучают, как ваша нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на ваше поведение. Психологи-биологи исследуют связь между вашими психическими состояниями и вашим мозгом, нервами и гормонами , чтобы выяснить, как формируются ваши мысли, настроение и действия.
Что это значит? Это означает, что для биологического подхода вы являетесь суммой своих частей. Вы думаете так, как вы думаете, из-за того, как устроен ваш мозг, и из-за потребностей вашего тела. Все ваши выборы основаны на вашем физическом теле. Биологический подход пытается понять здоровый мозг, но он также исследует разум и тело, чтобы выяснить, как такие расстройства, как шизофрения, развиваются из генетических корней.
Психодинамический подход
Психодинамический подход продвигал Зигмунд Фрейд, который считал, что многие наши импульсы обусловлены сексом. Психологи этой школы считают, что бессознательные побуждения и переживания раннего детства лежат в основе вашего поведения и что конфликт возникает, когда на эти побуждения накладываются социальные ограничения.
О Фрейде и его ныне устаревших теориях ходит много шуток. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что что-то в том, кем вы являетесь сегодня, связано с вашим детским опытом? Скажем, вы обвиняете свою привычку курить в оральной фиксации, которая возникает из-за того, что вас слишком рано отлучили от грудного вскармливания в младенчестве. Ну, это также исходит из теорий Фрейда, и это была идея, которая произвела революцию в том, как мы видим себя.
Поведенческий подход
Поведенческие психологи считают, что внешние стимулы окружающей среды влияют на ваше поведение и что вас можно научить действовать определенным образом. Такие бихевиористы, как Б. Ф. Скиннер, не верят в свободу воли. Они считают, что вы учитесь через систему подкреплений и наказаний.
Поведенческий подход действительно эффективен, когда вам все равно, что кто-то думает, пока вы добиваетесь желаемого поведения. Влияние этих теорий влияет на нас каждый день и на протяжении всей нашей жизни, влияя на все: от того, почему мы следуем правилам дорожного движения, когда водим машину, до того, как рекламные компании проводят кампании, чтобы заставить нас покупать их продукцию.
Когнитивный подход
В отличие от бихевиористов, когнитивные психологи считают, что ваше поведение определяется вашими ожиданиями и эмоциями. Когнитивный психолог Жан Пиаже утверждает, что вы помните вещи, основываясь на том, что вы уже знаете. Вы также решаете проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о прошлом опыте.
Итак, при таком подходе мы без воли отворачиваемся от людей как от машин и углубляемся в мысли и чувства. То, как вы действуете, основано на внутренних процессах, и на отдельных людей оказывается гораздо больше стресса. С когнитивной точки зрения, ваши ожидания от предстоящей вечеринки повлияют на то, как вы себя чувствуете и будете вести себя на ней, и окрасят ваши воспоминания о той ночи, когда вы вернетесь домой.
Гуманистический подход
Гуманистические психологи верят, что вы по существу хороши и что у вас есть мотивация, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Психологи из этого лагеря сосредотачиваются на том, как вы можете чувствовать себя хорошо, выполняя свои потребности и цели. Выдающийся психолог-гуманист Карл Роджерс называл своих пациентов «клиентами» и предлагал благоприятную среду, в которой клиенты могли понять свои собственные чувства.
В отличие от бихевиористского подхода гуманистический подход направлен на расширение прав и возможностей человека. Правы вы или нет, в более широком смысле вы мотивированы быть лучшим человеком, которым вы можете быть. Все ваши решения исходят из попыток улучшить свою жизнь. Итак, если вы пытаетесь сократить ночное потребление вина, терапевт-гуманист будет поощрять и поддерживать, но не будет напрямую советовать вам бросить курить или пытаться проанализировать, почему вы вообще пьете.
Краткий обзор:
- Психология — это научное изучение человеческого мышления , чувств и поведения .
- Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический .
- Каждая перспектива дает свой собственный взгляд на причины того, почему вы делаете то, что делаете.
современных подходов к психологии | Введение в психологию. Эти подходы лежат в основе подавляющего большинства психологических теорий, поэтому они будут появляться снова и снова в этом курсе и в каждом курсе психологии, который вы будете изучать в будущем.
Поведенческая психология
Первые исследования в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек продуцировали рефлекторную (бессознательную) реакцию на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с условным рефлексом. оригинальный стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».
Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)
Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.
Маслоу, Роджерс и гуманизм
Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.
Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.
Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).
Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).
Когнитивная революция
Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении надолго отвлекли внимание психологов от разума. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 19В 50-е годы появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен тем влиянием, которое бихевиоризм оказал на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).Рисунок 4 . Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)
Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).
Когнитивная психология
Когнитивная психология радикально отличается от предшествующих психологических подходов тем, что она характеризуется обоими из следующего:
- Он допускает использование научного метода и в целом отвергает интроспекцию как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.
- Он прямо признает существование внутренних психических состояний (таких как убеждения, желания и мотивация), в отличие от бихевиористской психологии.
Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или инсайтов. Основные области исследований в когнитивной психологии включают восприятие, память, категоризацию, представление знаний, числовое познание, язык и мышление.
Краткое изложение истории психологии
До времен Вундта и Джеймса философы рассматривали вопросы о разуме. Однако и Вундт, и Джеймс помогли создать психологию как отдельную научную дисциплину. Вундту было структуралист , что означало, что он считал, что наш когнитивный опыт лучше всего можно понять, разбив этот опыт на составные части. Он думал, что это лучше всего достигается путем самоанализа.
Уильям Джеймс был первым американским психологом и сторонником функционализма . Эта конкретная точка зрения была сосредоточена на том, как умственная деятельность служила адаптивной реакцией организма на окружающую среду. Как и Вундт, Джеймс также полагался на самоанализ; однако его исследовательский подход также включал более объективные меры.
Зигмунд Фрейд считал, что понимание бессознательного абсолютно необходимо для понимания сознательного поведения. Особенно это касалось отдельных лиц, которых он видел, страдающих различными истериями и неврозами. Фрейд полагался на анализ сновидений, оговорки и свободные ассоциации как на средства доступа к бессознательному. Психоаналитическая теория оставалась доминирующей силой в клинической психологии в течение нескольких десятилетий.
Одной из самых влиятельных школ в истории психологии был бихевиоризм. Бихевиоризм сосредоточился на том, чтобы сделать психологию объективной наукой, изучая открытое поведение и преуменьшая важность ненаблюдаемых психических процессов. Джона Уотсона часто считают отцом бихевиоризма, и нельзя недооценивать вклад Б. Ф. Скиннера в наше понимание принципов оперантного обусловливания.
По мере того, как бихевиоризм и психоаналитическая теория овладевали столь многими аспектами психологии, некоторые начали испытывать неудовлетворенность психологической картиной человеческой природы. Таким образом, гуманистическое движение в психологии начало укрепляться. Гуманизм фокусируется на потенциале всех людей к добру. И Маслоу, и Роджерс оказали влияние на формирование гуманистической психологии.
В 1950-х ландшафт психологии начал меняться. Наука о поведении начала возвращаться к своим корням, сосредоточившись на психических процессах. Этому переходу способствовало появление нейронауки и информатики. В конце концов произошла когнитивная революция, и люди осознали, что познание имеет решающее значение для истинной оценки и понимания поведения.
Факультет психологии | Описание | Самый ранний период | Исторически важные люди |
---|---|---|---|
Психодинамическая психология | Сосредоточено на роли бессознательного и детского опыта в воздействии на сознательное поведение. | Очень конец 19 — начало 20 века | Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон |
Бихевиоризм | Сосредоточен на наблюдении и контроле поведения через то, что можно наблюдать. |