Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский.)
Шпаргалка по обществу для ЕГЭ 2023 (new)АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2023
1 февраля 2020
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. Г. Белинского. Автор хотел донести мысли от том, что хоть человек и рождён в биологических условиях, но воспитывается и становится он только с помощью взаимодействия с себе подобными, т.е в социуме.
Рассмотрим высказывание с теоретической точки зрения. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом. Так как он становится частью природы, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям. А чтобы стать личностью и приобрести качества, отличяющие от других людей, то необходимо пройти социализацию — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе
Личность развивается только в том случае, когда она находится внутри общества.
Подтверждающим данную точку зрения фактом является пример из общественной жизни. В 1991 году была найдена украинская девочка Оксана Малая, которая до восьми лет воспитывалась собаками. Когда девочку обнаружили, она не умела разговаривать, ее поведение было как повадки собак. У Оксаны отсутствовали социальные навыки общения, она ползала на четвереньках и рычала. После того как девочку отправили в детский дом, начался долгий процесс социализации, девочку приходилось учить с нуля как вести себя в обществе. Вскоре она начала понимать слова и разговаривать. Пример этой девочки-«маугли» демонстрирует, что люди могут жить без общества, но лишь в нем человек способен сформироваться как личность.
Обратимся к литературе. В романе Д.Дефо ‘Робинзон Крузо’ главный герой долгое время вынужден жить один на острове. Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе. Природа помогла ему выжить, но без знаний он бы не обошелся.
Таким образом, можно сделать вывод, что человеку только с биологической сущностью невозможно существовать в мире, истинный смысл в его жизнь приносит общество, делая его духовно развитым, носителем социальных ценностей и норм.
ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ
Вернуться к списку
ЕГЭ обществознание методичка эссе
Философия
• Соотношение материи и сознания.
• Пространство и время как формы бытия.
• Движение и развитие как способы существования.
• Проблема сущности сознания.
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
• Бесконечность процесса познания.
• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
• Соотношение субъекта и объекта познания.
• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
• Интуиция и ее роль в познании.
• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
• Взаимодействие природы и общества.
• Экологическая проблема и пути ее решения.
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
• Многовариантность общественного развития.
• Сущность цивилизации.
• Основные подходы к изучению общества.
• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
• Духовная жизнь общества.
• Общественное сознание, его структура и формы.
• Наука как форма общественного сознания.
• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
• Нравственное сознание. Философское понимание морали.
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
• Роль народных масс и личности в истории.
• Глобализация общественной жизни.
Социальная психология
• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
• Психологический климат коллектива.
• Человек среди людей.
• Сущностные характеристики малой группы.
• Взаимоотношения индивида и группы.
• Особенности формирования групп.
• Роли, нормы и статус личности.
• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
• Самоопределение как выбор собственной позиции.
• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
• Национальная идентичность.
• Социальное взаимодействие.
• Значение коммуникационного процесса.
• Сущность социального конфликта.
• Взаимоотношения личности и коллектива.
• Источники социального прогресса. Социальное развитие.
• Семейные взаимоотношения.
• Конфликт «отцов и детей».
• Сущность толпы и стадный инстинкт.
• Социально-психологический портрет лидера.
• Семейные взаимоотношения.
• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
Экономика
• Проблема экономического выбора.
• Факторы производства и их значение в экономике.
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
• Капитал как экономический ресурс.
• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
• Сущность и функции денег в экономике.
• Эффективность использования ресурсов.
• Значение общественного разделения труда.
• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
• Роль торговли в развитии общества.
• Стимулы и эффективность производства.
• Справедливость в распределении социальных благ.
• Сущность рыночных отношений.
• Роль государства в регулировании экономики.
Социология
• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
• Социальные неравенство и борьба.
• Сохранение стабильности общественной жизни.
• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
• Специфические качества города.
• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
• Процессы передачи информации между социальными группами.
• Молодёжь как социальная общность.
• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
• Социальная мобильность.
• Выполнение различных социальных ролей.
• Наука как социальный институт.
• Социальные функции науки.
• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
• Взаимодействие религии и общества.
• Семья как социальный институт и малая группа.
• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
• Отношение человека к труду, его социальная активность.
• Влияние глобализации на локальную жизнь.
• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
• Национальное самосознание.
• Тенденции межнациональных отношений.
• Межэтнические конфликты.
• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
Политология
• Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
• Место и роль государства в политической системе общества.
• Партии и общественные движения в политической системе общества.
• Особенности современных политических отношений.
• Субъекты политики.
• Мировая политика и международные отношения.
• Типы отношения человека к политике.
• Регулирование политического поведения и политической деятельности.
• Соотношение целей и средств в политике.
• Политический прогресс и его критерии.
• Соотношение экономики, политики и права.
• Сущность и особенности политической власти.
• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
• Политический режим: понятие и признаки.
• Сущность демократического режима.
• Авторитарный режим.
• Тоталитарный режим.
• Политическая система общества: понятие, функции и структура.
• Происхождение государства.
• Сущность и признаки государства.
• Государственный суверенитет.
• Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
• Форма государства и ее элементы.
• Соотношение общества и государства.
• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
• Соотношение и взаимосвязь государства и права.
• Правовое государство: понятие и принципы.
• Разделение властей как принцип правового государства.
• Государство и личность: взаимная ответственность.
• Понятие, функции, виды и структура политических партий.
• Партийные системы.
• Общественно-политические движения, группы давления.
• Политические отношения.
• Политический плюрализм.
• Сущность и структура политического процесса.
• Революция и реформа как виды политических преобразований.
• Политическая модернизация.
• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
• Политические кампании: их стратегия и тактика.
• Популизм: понятие и признаки.
• Прямая и представительная демократия.
• Политическое решение.
• Сущность и функции политического лидерства.
• Политическое сознание: понятие, структура, функции.
• Роль идеологии в политике.
• Политическая культура: понятие и структура, типы.
• Взаимодействие личности, общества и государства.
• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
• Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Правоведение
• Право как регулятор общественной жизни.
• Социальная ценность права.
• Сущность и специфические признаки государства.
• Политическая система и роль государства в ней.
• Право и мораль: сходства и различия.
• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
• Государство и гражданское общество.
• Понятие, признаки социального государства.
• Правовой нигилизм и пути его преодоления.
• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
• Сущность юридической ответственности.
• Правовая культура.
Как неандертальцы и другие древние люди научились считать?
- НОВОСТИ
Археологические находки предполагают, что люди разработали числа десятки тысяч лет назад. В настоящее время ученые изучают первые подробные гипотезы об этом изменившем жизнь изобретении.
- Колин Баррас 0
- Колин Баррас
Колин Баррас — научный журналист из Анн-Арбора, штат Мичиган.
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Около 60 000 лет назад на территории современной западной Франции неандерталец взял кусок бедренной кости гиены и каменный инструмент и начал работать. Когда задание было выполнено, кость имела девять выемок, которые были поразительно похожи и примерно параллельны, как будто они должны были что-то обозначать.
Варианты доступа
Подпишитесь на этот журнал
Получите 51 печатный выпуск и онлайн-доступ
199,00 € в год
всего 3,90 € за выпуск
Узнайте больше
Просто возьмите напрокат или купите эту статью
1 эта статья до тех пор, пока она вам нужна
$39,95
Подробнее
Цены могут облагаться местными налогами, которые рассчитываются при оформлении заказа
Природа 594 , 22-25 (2021)
doi: https://doi.org/10.1038/d41586-021-01429-6
Ссылки
D’Errico, F. et al. Фил. Транс. Р. Соц. Б 373 , 20160518 (2018).
Артикул Google Scholar
Núñez, RE Trends Cogn. науч. 21 , 409–424 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
Ругани Р. Фил. Транс. Р. Соц. Б 373 , 20160509 (2018).
Артикул Google Scholar
Nieder, A. Trends Cogn. науч. 21 , 403–404 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
Майкич А., Эванс С., Степанчук В., Цвелых А. и Д’Эррико Ф. PLoS ONE 12 , e0173435 (2017).
Артикул пабмед Google Scholar
Joordens, J.C.A. et al. Природа 518 , 228–231 (2015).
Артикул пабмед Google Scholar
«>Келли, П. Дж. Матер. Культ. 25 , 133–152 (2020).
Артикул Google Scholar
Bowern, C. & Zentz, J. Anthropol. Лингвист. 54 , 133–160 (2012).
Артикул Google Scholar
Everett, DL Curr. Антропол. 46 , 621–646 (2005).
Артикул Google Scholar
Оверманн, К. А. Камб. Археол. J. 23 , 19–39 (2013).
Артикул Google Scholar
Малафурис, Л. Как вещи формируют разум: теория материального участия (MIT Press, 2013).
Google Scholar
Overmann, K. A. J. Cogn. Культ. 17 , 354–373 (2017).
Артикул Google Scholar
Pagel, M. & Meade, A. Phil. Транс. Р. Соц. Б 373 , 20160517 (2018).
Артикул Google Scholar
D’Errico, F. & Colagè, I. Biol. Теория 13 , 213–227 (2018).
Артикул Google Scholar
Скачать ссылки
Кости майя возвращают к жизни затерянную цивилизацию
Подвинься, ДНК: древние белки начинают раскрывать историю человечества
Самый древний рисунок в мире — каракули мелками каменного века
Древние каменные орудия намекают на эпическое путешествие поселенцев в Северную Америку
Субъекты
- Археология
- Антропология
- История
Последнее:
Работа
Ассистент или адъюнкт-профессор, стаж
Ассистент или адъюнкт-профессор, штатный курс, кафедры фармакологии и токсикологии Медицинской школы Университета Индианы
Индианаполис, Индиана
Университет Индианы
Постдокторский научный сотрудник
Наши лабораторные исследования сосредоточены на методах сохранения органов и исследованиях сердечной недостаточности.
Клиника Мэйо, Рочестер
Клиника Мэйо, Рочестер
Профессор (W3) моделирования на основе ИИ в неврологии
Медицинский факультет Тюбингена и университетская больница являются частью Университета передового опыта Тюбингена. Они предоставляют медицинские услуги в выс…
72076, Innenstadt (DE)
Universitätsklinikum Tübingen – Medizinische Fakultät
Мемориал Томаса Джефферсона (Служба национальных парков США)
Мемориал Томаса ДжефферсонаNPS/Натан Кинг
Мемориал Томаса Джефферсона Надписи:
Ротонда
«Я поклялся на алтаре Бога вечной враждебностью против любой формы тирании над разумом человека.»
— Выдержка из письма доктору Бенджамину Рашу от 23 сентября 18:00.
Southwest Portico
«Мы считаем самоочевидной истину, что все люди созданы равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются правительства Мы … торжественно публикуем и заявляем, что эти колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми государствами … и для поддержки этой декларации, с твердой опорой на защите божественного провидения, мы взаимно обещаем наши жизни, наши состояния и нашу священную честь».
— Выдержка из Декларации независимости 1776 года.
Северо-западный портик
«Всемогущий Бог сотворил разум свободным. Все попытки воздействовать на него мирскими наказаниями или бременем… являются отступлением от плана святого Автора нашей религии … Никто не может быть принужден к частому участию или поддержке религиозного поклонения или служения или иным образом страдать из-за своих религиозных взглядов или убеждений, но все люди могут свободно исповедовать и отстаивать аргументами свое мнение по вопросам. религии. Я знаю только один моральный кодекс для людей, действующих поодиночке или коллективно».
— Выдержка из законопроекта об установлении свободы вероисповедания, составленного в 1777 году. Впервые внесена в Генеральную Ассамблею Вирджинии в 1779 году, после того как он стал губернатором. Принят Ассамблеей Вирджинии в 1786 году, когда Джефферсон был посланником во Франции. Последнее предложение взято из письма Джеймсу Мэдисону от 28 августа 1789 года, когда он возвращался в Америку, чтобы занять пост государственного секретаря.
Северо-восточный портик
«Бог, давший нам жизнь, дал нам свободу. Могут ли свободы нации быть безопасными, если мы избавились от убеждения, что эти свободы — дар Божий? Действительно, я трепещу за свою страну, когда я размышляю о том, что Бог справедливо, что Его правосудие не может спать вечно. Торговля между господином и рабом есть деспотизм. Ничто так определенно не написано в книге судьбы, как то, что эти люди должны быть свободны.