Сознание человека в психологии: Глава 5. Сознание человека

Содержание

Открытое образование — Психология сознания

Select the required university:

———

Закрыть

Log in and enroll

После прохождения курса вы будете обладать знаниями о психологических проблемах и возможных путях их решения. Получите знание о тех закономерностях, которым подчиняется сознание человека. Познакомитесь с методами исследования сознания, а также приобретёте огромный багаж знаний об экспериментальных феноменах, связанных с изучением сознания.

  • About
  • Format
  • Requirements
  • Course program
  • Education results
  • Formed competencies
  • Education directions

About

Сознание – самое ценное и самое загадочное достояние человека. Но до сих пор никто не знает, ни что такое сознание, ни как оно возникло, ни что оно делает. Курс представляет психологический взгляд на проблему сознания. Мы рассмотрим, как строятся теоретические гипотезы и как их нужно проверять в экспериментах. Слушателям будет предложен оригинальный подход к проблеме сознания, выводящий природу и законы работы сознания из логики процесса познания.

В курсе рассматривается разнообразный круг поражающих воображение феноменов и экспериментальных результатов, которым дается единообразное объяснение. Указан путь, позволяющий приоткрыть завесу многих тайн, окружающих сознание, в том числе путь решения «вечных проблем», над которыми веками бьются мыслители (философы, психологи, физиологи, лингвисты и др.). Первые две лекции вводят слушателя в проблематику психологии сознания и знакомят с историей исследований. Основное содержание курса представлено в виде законов работы сознания, которые позволяют обобщить накопленный исследователями материал. Каждую неделю слушателям будут предложены лекции, демонстрационные материалы, а также задания по пройденному материалу.

Format

Форма обучения заочная (дистанционная). Каждую неделю необходимо будет прослушивать лекции и отвечать на вопросы, которые задаются по их ходу. В конце каждой недели вам будет необходимо выполнить задания, которые будут оцениваться лекторами и другими слушателями. Чтобы получить сертификат, вам нужно будет выполнить все задания и сдать итоговый экзамен.

Requirements

Курс имеет вводный характер и ориентирован на всех, кто интересуется проблемой сознания. Но все же рассчитан, в первую очередь, на бакалавров, которые планируют заняться научными исследованиями в области психологии и когнитивной науки. Тем не менее курс также может быть полезен биологам, философам, физиологам, лингвистам и культурологам. Курс не требует специальных знаний. Однако слушателям, обладающим базовыми знаниями по общей и экспериментальной психологии, будет легче усваивать материал.

Course program

Неделя 1. Введение. Сознание в ореоле вечных проблем

Неделя 2. Пестрота подходов к проблеме сознания в истории психологии

Неделя 3. Рациональность сознания (Закон Юма)

Неделя 4. Реакция сознания на неожиданность (Закон разрыва Шаблона)

Неделя 5. Работа сознания по вытеснению и сглаживанию противоречий (Закон Фрейда-Фестингера).

Неделя 6. Процессы классификации как способ преодоления противоречий

Неделя 7. Как ведет себя сознание, если противоречий нет (Закон Джеймса)

Неделя 8. Законы последействия

Неделя 9. Заключение. Вечные проблемы в ореоле сознания

Неделя 10. Контрольное задание по курсу

Education results

В результате освоения дисциплины студент:

1. Должен знать:

  • основные проблемы, стоящие перед психологией сознания;
  • состояние и качество современных экспериментальных исследований в области психологии сознания;
  • методологические основы исследования сознания в психологии.

2. Должен уметь:

  • использовать различные методы, приемы и способы при разработке проблемных вопросов в области психологии сознания;
  • критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения в области психологии сознания и применять их в научно-исследовательской деятельности;
  • формулировать теоретически обоснованные исследовательские задачи.

3. должен владеть:

  • важнейшими научными достижениями в области психологии сознания.

Formed competencies

Дисциплина участвует в формировании универсальных компетенций обучающихся по образовательным программам бакалавриата/специалитета, а также иных компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Education directions

37.00.00 Психологические науки

Санкт-Петербургский государственный университет

Аллахвердов Виктор Михайлович

Доктор психологических наук
Position: профессор, заведующий кафедрой общей психологии

Гершкович Валерия Александровна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры общей психологии

Карпинская Валерия Юльевна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры общей психологии

Морошкина Надежда Владимировна

Кандидат психологических наук

Position: доцент кафедры общей психологии

Иванчей Иван Иванович

Кандидат психологических наук
Position: младший научный сотрудник

Certificate

Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении финального аттестационного испытания с прокторингом.

Similar courses

15 February 2021 — 31 December 2023 г.

Нейролингвистика

СПбГУ

15 February 2021 — 31 December 2023 г.

Безопасность жизнедеятельности

СПбГУ

15 February 2021 — 31 December 2023 г.

Всеобщая история. Часть 1

СПбГУ

К сожалению, мы не гарантируем корректную работу сайта в вашем браузере. Рекомендуем заменить его на один из предложенных.

Также советуем ознакомиться с полным списком рекомендаций.

Google Chrome

Mozilla Firefox

Apple Safari

Как устроено человеческое сознание?

У человека нет ни крыльев, ни быстрых ног, ни страшных зубов и когтей. Главное, что нам досталось от природы для выживания, это уникальный психический феномен – сознание. Именно оно позволяет человеку ощутить себя отдельной личностью. Кажется, что оно было с нами всегда… Но как устроено сознание? Как работают его главные механизмы?

Сергей Мац

Теги:

Нетленка

Психология

Отношения

продукты

Мозг

Если мы, люди, имеем развитую психику, сознание, интеллект, то все это должно иметь какое-то эволюционное значение. Иначе естественный отбор просто не позволил бы развиться всем этим феноменам. У Homo sapiens есть мозг, масса которого составляет около 2% общей массы тела, но это невероятно энергоемкий орган, забирающий примерно четверть всей потребляемой организмом энергии. Зачем нам такое сложное и прожорливое устройство? Ведь очевидно, что в животном мире есть немало существ, которые не обладают развитой психикой, а при этом прекрасно приспособлены и пережили уже не одну геологическую эпоху.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Взять, к примеру, иглокожих. Морскую звезду можно разрубить пополам, и из частей вырастет две морские звезды. Мы о таком могли бы только мечтать — это же почти бессмертие. А насекомые решают проблему приспособления иначе: они очень быстро меняют поколения, эффективно манипулируя своим геномом. Отдельная особь может жить всего несколько часов, зато все новые и новые организмы позволяют популяции в целом прекрасно приспосабливаться к изменившимся условиям.

Величайшая машина в мире

Для человека подобное невозможно. Наш организм значительно сложнее организма мухи или мотылька, он растет и развивается долгие годы, и это слишком ценный ресурс, чтобы «транжирить» его так, как делают насекомые. Конечно, смена поколений тоже играет в жизни человечества определенную эволюционную роль — для этого и существует механизм старения, но наша сила как популяции в другом. Преимущество, которое необходимо нашему долго растущему и долго живущему телу, — это умение очень быстро адаптироваться. Человек может мгновенно оценить изменившуюся ситуацию и придумать, как к ней приспособиться, оставаясь при этом живым и здоровым. Всё это удается нам именно благодаря сознанию.

По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «мозг — величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное». Это означает, что важнейшее свойство человеческого сознания — умение создавать и хранить внутри себя картину окружающего мира. Польза от этого умения колоссальная. Встречаясь с каким-то явлением или проблемой, мы не должны решать или осмысливать их с нуля — нам достаточно лишь сопоставить новую информацию с тем представлением о мире, которое у нас уже сложилось.

История развития человека от практически нулевой психики в младенчестве до многообразного опыта зрелой личности — это постоянное накопление адаптационной информации, дополнение и исправление индивидуальной картины мира. А деятельность человеческого сознания есть не что иное, как непрекращающаяся фильтрация новой информации через приобретенный опыт. Надо сказать, что русское слово «сознание» очень удачно отражает суть явления: сознание — это жизнь «со знанием». Для этого эволюция наделила человека уникальным вычислительным ресурсом — мозгом, который позволяет непрерывно сопоставлять новую реальность с ранее полученным опытом.

По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «Мозг – величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное».

Есть ли у нашего сознания недостатки? Разумеется, и главный из них — неполнота и неточность любой персональной картины мира. Если, например, мужчине встречается блондинка, то, опираясь на личный опыт, он может решить, что блондинки слишком легкомысленны или меркантильны, и отказаться от серьезных отношений.

Но, может быть, все дело лишь в том, что ему лично когда-то не повезло с конкретной блондинкой, а потому его опыт носит нетипичный характер. Такое происходит сплошь и рядом, причем порой накопление фактов, противоречащих индивидуальной картине мира, может привести к тому, что психологи называют когнитивным диссонансом. В момент диссонанса прежняя картина мира рушится, и на ее месте возникает новая, что тоже является частью нашего адаптивного механизма.

Бездны бессознательного

Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и создает нам иллюзию (но это только иллюзия!), будто пропускает через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Сознание — эволюционно очень новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные — отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос.

К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными — будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем.

При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно — сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы — нет. Хрестоматийный пример — периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне.

Даже если допустить, что это всего лишь красивая легенда, она неплохо иллюстрирует то, что каждый из нас знает из личного опыта. Решение, которое долго не давалось, порой вдруг приходит как бы ниоткуда. Иногда — из царства сна. Однако работу бессознательного мы не только не можем увидеть, но даже не можем гарантировать его подключение. Этот архаический инструмент усилиям нашей воли, как уже сказано, не подчиняется.

Где носкам место?

С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены — что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.

В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» — это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль — она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим — анализ непосредственной реальности.

Зеркало для героя

Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.

Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.

В каждом порту по личности

Две системы — система адаптации и система самоанализа адаптационных действий — формируют в совокупности человеческую личность. Высокоразвитой личностью можно считать человека, у которого обе системы работают в наибольшей гармонии. Он быстро схватывает суть явлений, четко их осознает, мыслит ярко, чувствует всеобъемлюще. Про восприятие таких людей часто говорят: «Надо же, как точно он сказал! Я бы так не смог!» Личность похожа на идеальный гастрономический продукт, в котором всего ровно столько, сколько надо, и бессознательного, и адаптивности, и самоанализа. Требуется ли для подобной интеграции избыточное количество информации? Совсем нет. Для высокой скорости адаптации нужна ключевая информация, которая позволяет сделать правильный вывод и совершить правильный поступок.

При этом личность должна точно соответствовать месту и времени. Многие выдающиеся личности, вероятно, не получили бы такой репутации, окажись они в иной социально-культурной среде. Более того, даже в одном человеке при определенных условиях сосуществует несколько личностей. Это может быть, например, связано с так называемыми измененными состояниями сознания.

Нормативным, биологически значимым для человека считается состояние, когда все ресурсы психики обращены во внешнюю среду. Надо быть всегда начеку, постоянно анализировать входящую информацию. Но когда фокус внимания частично или полностью переключается на внутренние состояния, это и называется состоянием измененным. В этом случае может меняться и личность. Все знают, что пьяный человек способен на такие поступки, о которых даже подумать бы не мог в нормальном (трезвом) состоянии. Да и о глупом поведении влюбленных все осведомлены не понаслышке.

Американский психолог Роберт Фишер предложил концепцию «портов», согласно которой наше сознание похоже на капитана дальнего плавания, который путешествует по миру, и в каждом порту у него есть женщина. Но ни одна из них ничего не знает о других. Так и наше сознание. В разных состояниях оно способно продуцировать разные личностные свойства, но эти личности друг с другом зачастую совершенно не знакомы.

Автор — старший преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Поиск положительной ценности в человеческом сознании: сознательное мышление служит участию в жизни общества и культуры | Разработка позитивной психологии: подведение итогов и движение вперед

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDesigning Positive Psychology: подведение итогов и движение впередКлиническая психологияПсихология здоровьяСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDesigning Positive Psychology: подведение итогов и движение впередКлиническая психологияПсихология здоровьяСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Масикампо, Э. Дж., и Рой Ф. Баумейстер, «Поиск положительной ценности в человеческом сознании: сознательное мышление служит участию в жизни общества и культуры», в Кеннон М. Шелдон, Тодд Б. Кашдан и Майкл Ф. Стегер (редакторы), Проектирование позитивной психологии: подведение итогов и движение вперед , серия по позитивной психологии (2011 г.; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2011 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195373585.003.0012, доступ 15 февраль 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDesigning Positive Psychology: подведение итогов и движение впередКлиническая психологияПсихология здоровьяСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDesigning Positive Psychology: подведение итогов и движение впередКлиническая психологияПсихология здоровьяСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Мысли и идеи играют важную роль в человеческом опыте и поведении. Именно вокруг них люди планируют свою жизнь, а умение их перерабатывать — уникально человеческая черта. В этой главе подчеркивается важность исследования этой уникальной способности, которая называется сознательным мышлением. Он утверждает, что сознательное мышление позволяет обрабатывать информацию за пределами непосредственного окружения, чтобы помочь людям адаптироваться к обществу и культуре.

Ключевые слова: человеческий опыт, сознательное мышление, социальная психология, адаптация

Предмет

Клиническая психологияПсихология здоровьяСоциальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Распаковка набора инструментов человеческого сознания

Какими бы разными они ни казались — ученый и созерцательный нейробиолог против игрушечного орангутанга со склонностью к непристойным шуткам — почти любой взрослый, который сталкивался с ними, знает, что голос профессора Принстонского университета Майкла Грациано позади его обезьяньей марионетки Кевина. Тем не менее, большинству слушателей Кевин, который действует как комическое облегчение, когда Грациано публично представляет свою работу, тем не менее обладает ярко выраженной личностью и сознанием — он, кажется, осознает свое окружение и комментирует его по-своему.

Хотя Кевин не является «реальным» в том смысле, что он является одушевленным биологическим существом, Грациано, профессор психологии и Принстонского института неврологии, предполагает, что люди приписывают сознание марионетке так же, как мы приписываем сознание друг другу и себе. Грациано разработал новую теорию сознания, которую он назвал «теорией схемы внимания», которая предполагает, что специализированные системы в человеческом мозгу обрабатывают информацию о вещах, о которых человек знает, и проецируют свойство сознания на нас самих и других. В этом смысле сознание марионетки столь же реально, как и сознание любого, морщась смеющегося над его шутками о жизни на руке Грациано.

Грациано выделяет две области мозга, которые, скорее всего, создают модель внимания, ведущую к осознанию (см. выше). Верхняя височная борозда связана со способностью следить за взглядом людей и определять, куда направлено чужое внимание. Височно-теменное соединение связано с обработкой внутренней и внешней информации и способностью различать себя и других. Было показано, что эти области активны, когда люди пытаются понять мысли других людей, а также когда люди перенаправляют свое внимание. Не менее важно и то, что повреждение этих областей, как было показано, приводит к плохой способности интерпретировать действия и эмоции других людей, а также к состоянию, известному как пренебрежение, при котором человек полностью перестает осознавать что-либо на стороне тела, противоположной стороне тела. поражение головного мозга. Это изображение мозга Грациано. (Изображение предоставлено Майклом Грациано, кафедра психологии)

Большинство людей считают сознание полным, нефизическим психическим комплексом, составляющим личность, — личностью, воспоминаниями, переживаниями и эмоциями. Они также считают, что осознанность более сфокусирована — вы осознаете определенные элементы в своем сознании. Большинство людей, как правило, не беспокоит представление о том, что происходит какое-то «волшебство»: когда человек смотрит на красное яблоко, его мозг не просто регистрирует информацию, он ощущает цвет.

Ученые, изучающие сознание, считают, что если мы сможем объяснить, как мозг осознает что-то, мы сможем объяснить более широкий феномен сознания. Согласно большинству научных теорий, осознание возникает в результате физического функционирования мозга, почти как тепло, поднимающееся из цепей. Поэтому большинство исследователей ищут физические механизмы в мозгу, которые могут генерировать нефизическое осознание.

Теория Грациано, изложенная в его недавней книге «Сознание и социальный мозг» (Oxford University Press, 2013), использует совершенно иной подход к объяснению сознания. «В этой теории мозг — это устройство для обработки информации. Он не производит нефизические сущности — он вычисляет информацию», — сказал Грациано.

«Мы знаем, что он получает доступ к внутренним данным и делает вывод, что у него есть «магическое» внутреннее чувство. Какие научные вопросы мы собираемся задать об этом процессе», — сказал Грациано. «Большинство исследователей задаются вопросом, как создается магия, но я думаю, что это отвлекающий маневр. Вместо этого я хочу узнать о преимуществах того, что мозг вычисляет информационную модель самого себя, содержащую атрибуты магии. Помогает ли это контролировать поведение? Он эволюционировал? Я хочу знать системы мозга, которые его вычисляют, и что происходит, когда эти системы повреждены».

Теория основана на двух основных действиях, которые выполняет любой мозг. Во-первых, это умение обращать внимание, что для нейробиолога представляет собой трюк с обработкой данных. В мозг поступает так много сигналов извне и внутри тела, что лишь малая часть из них может быть обработана в любой момент времени. Внимание — это сложный процесс, который позволяет нам сосредоточиться на нескольких сигналах, глубоко их обработать и затем отреагировать на них. Во-вторых, все мозги организуют эти обработанные сигналы для построения информационных моделей вещей в мире. Мозг понимает мир через модели объектов, людей и даже самого себя.

В теории схемы внимания Грациано осознание представляет собой упрощенную мозговую модель сложного процесса внимания. Когда человек осознает, что перед ним что-то вроде яблока, это происходит потому, что мозг соединил две модели: информацию, описывающую яблоко, и самоописательную информацию о том, как мозг фокусирует свои ресурсы. Соедините эти два специализированных типа информации вместе, и мозг будет готов к самоанализу, заключению и сообщению: «Я знаю о яблоке».

Теория схемы внимания решает две проблемы понимания сознания, сказал Аарон Шургер, старший научный сотрудник Института мозга и разума в Федеральной политехнической школе Лозанны в Швейцарии, получивший докторскую степень в Принстоне в 2009 году. Проблема связана с корреляцией активности мозга с наличием и отсутствием сознания, сказал он. «Сложной» проблемой было определить, как вообще возникает сознание. По сути, все существующие теории сознания обращались только к простой проблеме. Грациано показывает, что решение сложной проблемы может заключаться в том, что мозг описывает часть информации, которую он активно обрабатывает, как сознательную, потому что это полезное описание его собственного процесса внимания, сказал Шургер.

«Теория Майкла очень элегантно и убедительно объясняет связь между вниманием и сознанием, — сказал Шургер.

«Его теория — первая из известных мне теорий, которая прямо решает как простые, так и сложные задачи», — сказал он. «Это зияющая дыра во всех других современных теориях, и она ловко затыкается теорией Майкла. Даже если вы думаете, что его теория неверна, его теория напоминает нам, что любая теория, которая избегает трудной проблемы, почти наверняка не попадает в цель, потому что правдоподобное решение — его теория — существует, не апеллируя к магии или таинственным, пока еще необъяснимым явлениям».

Для большинства людей осознание более специфично, чем сознание. Нам известна конкретная информация. Диаграмма выше показывает, что вся информация, которую мы осознаем, плюс процесс ее осознания составляют сознание. (Изображение предоставлено Майклом Грациано, факультет психологии)

Мозг против магии

Грациано определил две области мозга, которые, скорее всего, создают эту модель внимания. Первая — это верхняя височная борозда, которая находится в нижней части мозга и части височной доли. Эта область связана со способностью следить за взглядом людей и определять, куда направлено чужое внимание. С верхней височной бороздой взаимодействует височно-теменное соединение, которое находится в верхней задней части мозга, где встречаются теменная и височная доли. Эта область связана с обработкой внутренней и внешней информации и способностью отличать себя от других.

Было показано, что вместе эти области активны, когда люди пытаются понять мысли других людей, а также когда люди перенаправляют их внимание. Грациано пишет, что столь же важно, как и то, как функционируют эти области, так это влияние на человека, когда эти области работают неправильно. Было показано, что повреждение этих областей приводит к плохой способности интерпретировать действия и эмоции других людей, а также к состоянию, известному как пренебрежение, при котором человек полностью перестает осознавать любого человека или объект на стороне тела, противоположной мозгу. повреждать. Примером может служить человек, который может описать правую сторону улицы, но для которого левая сторона может и не существовать.

Грациано и его группа планируют исследовать эти области с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), например, путем захвата изображений мозга человека, когда он приписывает осознание себе, а не другим, чтобы сосредоточиться на различных происходящих действиях. . Несмотря на то, что предстоит проделать работу, Грациано считает, что его теория имеет то преимущество, что, по крайней мере, идентифицирует возможный корень сознания и физический процесс, посредством которого оно возникает.

В общем, теории сознания, от древних греков до современной нейронауки, подошли к моменту, когда сознание просто происходит, будь то из-за волшебной жидкости, предложенной французским философом 17-го века Рене Декартом, или из-за гармоничного воспламенения миллиардов маленьких клеток мозга, предложенных современной неврологией. В этих теориях мозг внезапно осознает и понимает свое отношение ко всему, что его окружает, что-то вроде зловещего компьютера в научно-фантастическом фильме. Грациано сравнивает эти объяснения с признанием фокусника, а не с объяснением трюка.

«Вопрос всегда заключался в том, как мозг производит внутреннюю «магию». Мы спрашиваем: «Как мозг приписывает себе магию?», и это принципиально иная постановка вопроса», — сказал он.

«Во всех прошлых теориях сознания есть пробел. Даже самые современные теории в какой-то момент просто указывают на цепь и говорят: «И тогда появляется осознание». Но понимать, откуда берется магия, бессмысленно», — продолжил Грациано. «Феномен, о котором ученые могут сказать с уверенностью, заключается в том, что мозг приписывает «магию» самому себе. Мы можем понять, как это происходит, и какие вычисления за этим стоят. И это то, что пытается сделать эта теория».

Грациано дал сознанию более прочную основу в реальном, осязаемом мире, даже если оно остается созданием мозга, сказал Шургер. Теория схемы внимания предлагает физический механизм для объяснения сознания.

«Во всяком случае, его теория призвана демистифицировать сознание, точно так же, как наше понимание генетики и самоорганизующихся систем начало демистифицировать «жизнь», которая, как когда-то считалось, зависит от невидимой силы», — сказал Шургер.

«Единственное, что наука может объяснить о сознании, это не «Почему внутри нас есть что-то еще, помимо ввода, обработки и вывода», а скорее: «Почему мы настаиваем на том, что внутри нас есть нечто большее?» нас», — сказал он. «Ответ, данный теорией Майкла, заключается в том, что именно так мозг описывает процесс внимания, происходящий внутри самого мозга. Даже если описываемое явление реально, описание не обязательно должно быть реальным».

Грациано и исследователи из его группы, такие как аспирант Тейлор Уэбб (справа), планируют исследовать области мозга, которые, по мнению Грациано, связаны с сознанием, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Их исследования будут включать в себя захват изображений мозга человека, поскольку они приписывают осознание себе, а не другим, чтобы сосредоточиться на различной деятельности, которая имеет место.

Происхождение идеи

После 20 лет влиятельных исследований сенсорной обработки, управления движением и других связей в кооперативе мозг-тело Грациано нужно было сосредоточиться на чем-то новом. Грациано получил степень бакалавра в 1989 и получил докторскую степень в 1996 году в Принстоне, после чего работал исследователем в университете, прежде чем поступить на факультет в 2001 году. «Я дошел до того, что почувствовал, что больше не вношу фундаментальные новые исследования», — сказал он о своем переходе. «Я просто защищал свою территорию».

Сознание — одна из трех основных областей, которые изучал Грациано. Первая связана с тем, как мозг контролирует пространство вокруг тела посредством зрения, слуха и осязания. В 1990-х и начале 2000-х Грациано опубликовал серию статей в журналах Science и Nature, предполагая, что мозг отслеживает пространственный пузырь вокруг тела, чтобы управлять движением, и выявил набор связанных областей мозга, которые, казалось, нести ответственность за эту способность. Журнал Discover назвал это исследование одним из главных открытий 1997.

Грациано также исследовал, как мозг контролирует движение через область мозга, известную как моторная кора, которая, как считали ученые, содержит простую «карту» отдельных мышц тела. Карта оказалась намного сложнее, чем ожидалось. В начале 2000-х Грациано показал, что если стимулировать определенные участки в моторной коре, то в результате получаются очень сложные движения. Например, когда один участок в моторной коре стимулируется, рука смыкается в положение, похожее на захват, и движется ко рту, когда рот открывается, и все это скоординировано. Эти открытия перевернули существующее представление о простой карте отдельных мышц моторной коры.

Последняя книга о сознании основана на раннем наброске своей теории, опубликованном Грациано в 2011 году в журнале Cognitive Neuroscience совместно с Сабиной Кастнер, профессором психологии из Принстонского института неврологии. Эта статья была результатом его книги 2010 года «Мозг разума души Бога» (Leapfrog Press, 2010), которая представляла собой обсуждение существующих работ о сознании, написанных для ненаучной аудитории. Именно тогда Грациано непреднамеренно представил себя своей новой и третьей важной области исследований.

«Эта книга о том, как мы приписываем осознание другим и как мы можем приписывать осознание себе. В ней предполагается, что человеческая духовность является результатом приписывания осознания объектам и пустым пространствам», — сказал Грациано.

«Когда я писал книгу, я не осознавал, что эта теория будет считаться новой теорией человеческого сознания. Мне это казалось здравым смыслом, но многих это удивило», — сказал он. «Именно так я начал более подробно исследовать, как мозг может приписывать себе это свойство осознанности и в чем может быть польза от этого приписывания».

Исследование сознания Грациано соответствует его творческому подходу к исследованиям, а также помогает дополнить опыт отдела, сказала Дебора Прентис, профессор психологии и связей с общественностью Александра Стюарта 1886 года и заведующая кафедрой психологии. Сознание — постоянная тема в психологии, над которой размышлял даже философ и психолог XIX века Уильям Джеймс, известный как «отец американской психологии», — сказал Прентис. Тем не менее, по ее словам, никто в Принстоне не занимался этим со времен Энн Трейсман, почетного профессора психологии Университета имени Джеймса С. Макдоннелла, которая вышла на пенсию в 2010 году9.0003

«Майкл — фантастический ученый и очень творческий исследователь. Он наиболее известен своей работой над моторной корой, которая основательно и убедительно бросила вызов господствующим ортодоксальным представлениям об организации этой области мозга», — сказал Прентис.

«Изучение сознания — новое для него смелое направление, — сказала она. «Работы Майкла всегда интересны и всегда заставляют задуматься. Мне не терпится увидеть, куда они пойдут».

Со временем Грациано все лучше объясняет свою теорию, а его коллеги лучше ее понимают. Но он допускает, что возникшие у него сомнения, большинство из которых нельзя развеять — люди верят в особую человеческую магию и хотят знать, откуда она берется.

«Люди говорят: «Отлично, вы объяснили, почему мозг утверждает, что в нем есть магия, но не объяснили настоящую магию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *