Сознание и бессознательное в психологии кратко: Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Сознание и бессознательное

Бессознательное 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Существует  несколько слов, характеризующих непричастность сознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное, предсознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами  есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических  процессах, свойствах и состояниях человека.

Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами,  это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение  феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели  самых ранних цивилизаций. Для Платона  признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область  бессознательного входят:

  • Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания. Истолкованием снов занимались очень многие люди – от гадалок до психоаналитиков, так как в снах содержится неискаженная сущность человека, правда, завуалированная различными образами.
    Психоанализом снов занимался  З. Фрейд. В своих книгах он рассматривал практически любые сны как следствие сексуальной дисгармонии. Со столь нетрадиционным подходом, он был не понят при жизни, однако со временем интерес к его трудам стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самых известных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные направления в психологии».
  • Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.
  • Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.
  • Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.
  • Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.
  • К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Они магут возникать при сильных воздействиях на нервную систему – болезнью, психотропным или галюциногенным веществом.
  • Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли (обсессии). Это состояние испытывал каждый человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут  в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.

Было бы не верно сказать, что  бессознательное — это противоположное  сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь  же специфически  человеческое психическое  проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые побуждения исследовались  в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук.

Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно  говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное. Есть немало примеров относительно науки, религии и их взаимовлияний. Например, в XIV-XVI вв., в эпоху возрождения, жил и работал ученый Николай Коперник. Про него говорят, «Остановив солнце, двинул землю». Несмотря на качественно новый подход в науке, он был не признан религией, проповедовавшей теорию о Земле как центре Вселенной. За долгие века существования этой выгодной точки зрения, она просто не вызывало сомнений и понималось как само собой разумеющееся. Поскольку религия в то время имела гораздо больше полномочий, то Николая, верному своему открытию, сожгли на костре. Естественно, со временем, взгляды поменялись, и сегодня эта история звучит более чем абсурдно, хотя в то время по — другому и быть не могло. «Истинная религиозная позиция зависит от непоколебимого чувства его ценности, а не от логических доводов» (Джозеф Хендерсон).
А Коперник своей научной теорией пытался подорвать её.

Аналогичная ситуация была и при  смене религий (крещение Руси, смена  язычества на христианство), правящей династии, политики или строя. В таких случаях всё делалось по принципу «Мы старый мир разрушим до основания». После этого начинался период воспитания другого поколения людей с иными культурно – мировоззренческими ценностями. Этот подход характеризуется жестокостью по отношению к людям, варварством по отношению к культурным ценностям, ведь уничтожались тысячи и миллионы людей, разрушались архитектурные памятники, сжигались библиотеки. Уничтожалось всё то,  что могло нести хоть крупицу надсознательного.

Такой же подход применялся не только для уничтожения в физическом смысле. Например, в Америке был  такой период, когда первой задачей  одного из поколений было разрушить  декадентские формы культуры среднего класса ХХ века, выставляя на первый план бессознательные (подавленные) элементы личности, или, как бы выразился К. Юнг, «коллективное бессознательное». Поскольку борьба была литературной, то в качестве средств массового поражения использовались новеллы. Одним из представителей таких писателей был Томас Манн. Его произведения воспринимались лишь людьми, у кого «место» для культуры в сознании было «пустым». Люди постарше, имеющие устоявшиеся культурные ценности, отвергали всех писателей его когорты. С подобным можно встретиться и в психиатрии, когда врач ненароком задевает пациента за его «надсознательное». Как пишет Джозеф Хендерсон, «когда пренебрегают степенью значимости культурной позиции, то в первую очередь страдает индивидуум». Отсюда и значимость подсознательной культурной базы для сознательного восприятия.

Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное — это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

Представление о многослойности психики  человека существовало уже в древневосточной  философии. Концепция бессознания  впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э. Гартман и И. Ф. Герберт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К. Г. Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека — это совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей.

Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения как коллективное бессознательное, руководящее толпой. Особенности толпы были давно раскрыты и использованы как её слабые стороны. Психологию толпы изучали французские социологи Лебон, Тард и Тэн. Они выделили такие черты толпы как:

  • Склонность к чувственному, а не аналитическому восприятию; 
  • Нетерпимость критики;
  • Консервативность;
  • Презирание слабой власти, подчинение сильной;
  • Подчинение обаянию лица и идеи;
  • Одновременное недоверие к  избраннику;
  • И чем больше толпа,  тем сильнее у неё выражены эти черты.

Все эти качества понемногу, крупинками заложены в каждом из нас, и при  накоплении могут образовывать настоящую  лавину, ждущую своего выстрела. Эта теория была развита нашим современником А. Авторхановым в труде «Политическая жизнь общества». Использование бессознательности толпы было не раз использовано ораторами последних двух веков, поведавших немало революций, войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнить слова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение к политике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательности большой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия? Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последних десятилетий. Даже одного. Выходит, можно.

 

  

Сознание  и бессознательное

 

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное  связано с космическим с помощью  биополя, которое есть и у людей, и у растений, и  у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании  вышеуказанной связи сознания и  бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи  основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного. Подробнее об этом в соответствующем разделе.

К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно  неосознаваемы. Об их существовании  можно судить лишь опосредованно, путем  применения специальных методов  и высокого искусства раскрытия внутреннего  мира.  В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

  • Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
  • Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
    • Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.
    • В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
    • Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а  сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с  общественным информационным полем. Оно  регулирует поведение человеческого  тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка  бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение / Хабр

В последние время на хабре по теме ИИ начали появляться сильно легковесные статьи, это точнее даже не про ИИ, а про философию ИИ. Причем такую философию, которая не ставит НИ КАКИХ принципиальных вопросов перед исследователями. Ну, скажем так это просто трёп за жизнь. И что удивительно такие статьи набирают некоторое количество плюсов.

Какие статьи я имею введу? Дам только названия, без ссылок т.к. не рекомендую их читать (Еще одна попытка разобраться в проблеме искусственного интеллекта, О возможности ИИ к самопознанию и познанию создателя, Об эмоциях, программах и искусственном интеллекте, Искусственному интеллекту быть, Взгляд хорошо информированного скептика на искусственный интеллект)

Понятно, что такие статьи писали те кто даже близко не имеет соответствующего образования. Но не это главная причина появления подобных статей. Ведь они действительно публикуя такие статьи думают, что это может хоть как то направить исследователя, который имеет соответствующие образование. Я их разочарую — нет не направит, т.к. в статьях нет ни одной идеи куда. А происходит это (появление подобного трепа) от того, что им кажется, что исследователи сами не знают куда им развиваться. И это порой выглядит именно так. Даже в профессиональной среде ИИ-специалистов часто нет понимания какие задачи надо решать, нет так сказать «списка нерешенных ИИ-проблем», в отличии от математики. Книги часто содержат лишь методы решения задач, и практически ничего не говорят о задачах которые надо еще решить. Подрастающему поколению сложно поставить себе задачу, и они начинают фантазировать исходят только из слова «интеллект». Но все наверное забыли/(не знают?), что название «Искусственный интеллект» — это провокация, рекламный трюк — серьезные ученые не занимаются «сильным ИИ», и не потому, что его нельзя сделать, а потому как это не имеет технической постановки.

Здесь я дам отрефакторинную версию одной моей научно-популярной статьи 2006 года, которая как я думал стоит в том же ряду по смысловой нагрузке, как те которые выше я критиковал. Но теперь я все же вижу, что стилистика хоть и такая же, но за моей статьей может стоять (и стоит) четкая техническая постановка. О ней мы поговорим позже, а пока так сказать лирическое вступление. Но важно то, что я лирически подвожу к одной существенной нерешенной проблеме из области ИИ.

Вначале необходимая теория. Кто знаком с перцептроном Розенблатта, может лишь подивится его лирическому описанию для публики. И уделить основное внимание лишь одному важному аспекту описаному в разделе «Проблема обучения от двух и более учителей» — это не решенная по сей день проблема ИИ.

Модель памяти

Вначале читателю нужно отказаться от того мнения, что память человека, сходна с компьютерной, т.е. то что записывается, то потом можно считать в неизменном виде. И кроме того, что запись в памяти имеет четко локализованное место. Это все далеко не так!

Итак, первое, распределенность – основная характеристика памяти. Имеет ряд следствий:
1. Память не статична, она динамична. Конкретный факт распределен в памяти и постоянно меняет места;
2. Так как факт не имеет точно локализованного места, то такая память более надежна (и не обязательно избыточна). Потеря какого-либо элемента памяти ухудшает лишь качество запомненных фактов, но не приводит к полной потери факта.

Вторая характеристика – ассоциативность. Рассмотрим вначале вырожденные случаи, когда модель памяти имеет одну характеристику, но не имеет другой:
1. Распределенная, но не ассоциативная память. Известна в программировании как распределенная база данных.
2. Не распределенная ассоциативная память. Известна как прямой (или обратный) логический вывод, используемый в экспертных системах.

Что же добавляет ассоциативность к свойствам распределенности:
1. Объединяет распределенные элементы в единое целое;
2. Позволяет объединить распределенные элементы в такой комбинации, которая ранее не была предусмотрена;
3. Новые комбинации могут объединяться в ответ на ранее неизвестный стимул, т.е. как бы предугадывая ответ (прогнозирование).

Таким образом, распределенность является необходимым условием, а ассоциативность достаточным условием для возникновения эффекта предвидения (прогнозирования).

Эффект предвидения можно считать проявлением интуиции. Он считается необходимой частью интеллектуальной деятельности. И относиться скорее к проявлению бессознательного, чем сознания.

Осознанное прогнозирование имеет другие проявления – оно не может быть основано на распределенности и ассоциативности. Оно имеет детерминированный характер и конкретную направленность. Такое прогнозирование основано на четких аналитических формулах.

Здесь же мы далее будем говорить о бессознательном прогнозировании, которое является одним из эффектов возникающих в распределенной и ассоциативной памяти.

Мозг человека способен осознать только простые линейные закономерности. Мы ни когда не работаем со сложными системами, мы раскладываем их на простые системы и отдельно рассматриваем отношения между этими простыми системами. Весь объектно-ориентированный анализ построен на этом принципе.

Мы не способны оперировать характеристиками, которые в сложных комбинациях дают один тип явлений, а в других сложных комбинациях дают другой тип явлений. Мы можем рассуждать лишь в терминах – если присутствует эта и эта характеристика, то явление такое-то. В реальности же такой простоты не существует, если бы мы не смогли бы найти механизм абстрагирования от сложности нам пришлось бы рассуждать так – если есть эта и эта характеристика, и отсутствует эта и эта, то в данном конкретном случае это такой-то тип явления. Но такое рассуждение не может быть обобщенно, а это означает, что теряется любая надежда на прогнозирование.

Но память человека и здесь постаралась, и предъявила нам принцип двухслойности – третья характеристика памяти. Это означает, что мозг не воспринимает первичные стимулы (сигналы) из внешнего мира. Он отображает эти стимулы на поле своих элементов памяти. В результате этого отображения изначальные нелинейные стимулы преобразуются совсем в другой набор уже линейных стимулов.

Для возможности выполнения принципа двухслойности необходимо реализовать в модели памяти нелинейную функцию отображения. Для чего становиться ясно из следующей математического принципа:
Принцип отображения нелинейности в линейность. 16) линейно разделимо.

Итак, в чем же проявляется эта третья характеристика памяти – двухслойность:
1. Мы уже упоминали, возможность абстрагирования от сложности;
2. Благодаря этой характеристики, мы смотрим на мир в “розовых очках”. Мы не видим его непосредственной сложности, мы не видим того хаоса, который здесь присутствует – весь хаос уже убран и предстает перед нами уже как осознанный миропорядок. Многие захотели бы снять эти “очки”, увидеть жизнь во всей ее сложности, но эту функцию взял за нас наш организм – он занимается всеми частностями – сколько таких-то и таких-то веществ нам нужно, это и есть функция бессознательного и инстинктов. И если мы вынесем это на уровень сознания (хоть это и не возможно) мы деградируем, и не только потому, что у нас не будет времени на творчество, а потому что мы не сможем возвыситься над частностями, сложность не позволит нам видеть дальше. Но зато мы вынуждены видеть мир искаженным, т.е. правильным как он пред нами предстает;
3. К сожалению, эта характеристика проявляет себя также отрицательно. Необходим больший на порядок объем памяти, чем воспринимаемый мир стимулов. Правда это объем более простого устройства, чем те взаимоотношения между входными стимулами среды. Точнее элементы памяти непосредственно не связанны между собой, между ними нет взаимоотношений, поэтому сами по себе они просты. Именно их объем позволяет разложить сложные взаимоотношения между воспринимаемыми стимулами. Ведь известно, математическое правило, согласно которому число промежуточных вычислений зависит и сильно больше числа входов/выходов. Т.е. чтобы вычислить задачу требуется большой объем промежуточной памяти.

Модель обучения (условный рефлекс)

При обучении происходит запись на распределенную память. Этот процесс записи сильно отличается от мгновенной записи в локализованное место памяти, как это имеет место быть при записи информации на диск компьютера. Заранее не известно в какие элементы нужно записать различные части записываемого факта. Неизвестно даже как нужно этот факт поделить.

С одной стороны, принято говорить, что стимул (факт) вызывает определенную активность в элементах памяти. Это следствие реакции, которая появляется как внешнее проявление процесса перехода от нелинейности к линейности. Если реакция была бы простой линейной — мы имели бы безусловный рефлекс. А так как мы хотим реагировать на нелинейный мир мы биологически вынуждены использовать память, с описанными выше харакетристиками. С другой стороны, сам обучаемый или «учитель» определяет какую реакцию нужно ждать от возникновения определенного стимула. Другими словами, при обучении указывается ( в более серьезных моделях прогнозируется) какому типу явлений (классу) принадлежит данный факт (стимул).

Таким образом, соотнесение активности памяти с получаемыми указаниями является сутью обучения.

Возникаемая активность памяти (псевдослучайно, т.к. подчиняется все-таки определенному закону формирования, но для конкретного стимула выбирается случайно) указывает на каких элементах нужно записать факт – на активных элементах памяти.

Далее остается вопрос как распределить информацию о факте? Математически это вопрос решения системы уравнений – большого числа уравнений, которые требуется между собой согласовать.

Проблема обучения от двух и более учителей

Другой важный момент в теории обучения, состоит в способности вырабатывать свое мнение на основе обучения от нескольких разных учителей. Помним, что в более сложном случае это не внешний учитель, а собственная интуиция, но она не однозначно может прогнозировать, а указывать, что это может быть 2 и более подходящих ответа, и все они правильны, но даны с разных точек зрения.

Аппроксимация, нахождение среднего между мнениями разных учителей еще нельзя назвать выработкой своего мнения. Свое мнение появляется когда за основу выбирается некоторое общее положение, которое в принципе объединяет два или более мнения учителей хотя бы в ограниченной области. Т.е. происходит подменна стимулов инициированных учителями на собственные стимулы, которые и берутся за основу. Если удается при этом обучиться и получить результат сходный с результатом учителей, то можно говорить о выработке своего мнения.

Или в более сложном случае, находится некоторый закон, который объединяет правильные ответы, но это происходит путем больших умственных усилий и как правило не используется в повседневной жизни, а попадает на страницы статей или учебников. Вот это и есть проявление интеллекта — это и только это, остальное же затрагиваемое здесь — есть лишь элементы органической жизни.

При этом при обучении могут выявится противоречия, которые имеются в картине предлагаемой одним и тем же учителем. Это указывает на то, что по мнению обучаемого картина предлагаемая учителем не точна, и здесь может применяться аппроксимация, но не между мнениями разных подходов (учителей), а между одним и тем же подходом, но в разных ситуациях. Т.е. по мнению обучаемого учитель поступает по разному в одинаковых ситуациях, но только не видит, что ситуации разные. Такой эффект происходит из-за того, что обучаемый изначально выбрал несколько другие основные положения, и при обучении подменял стимулы учителя своими. Описанный процесс обучения полезен как формирование новых знаний, появление различных углов зрения на один и тот же процесс … и главное, такое обучение может быть промоделировано и автоматизировано.

Получается как-то много текста, поэтому разделю на две части. В следующей части мы непосредственно перейдем к определению сознания и тому, что это означает для искусственных нейронных сетей. Т.е. продолжение следует

Сознание и бессознательное | Mind Shift: как культура изменила человеческий мозг

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Паррингтон, Джон, «Сознание и бессознательное», Mind Shift: How Culture изменили человеческий мозг (

Oxford , 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 17 июня 2021 г. ), https://doi.org/10.1093/oso /9780198801634.003.0012, по состоянию на 24 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе определяется взаимосвязь между сознательными и бессознательными аспектами работы мозга. Бессознательное состоит из тех психических процессов, которые происходят автоматически и недоступны самонаблюдению. Все чаще исследования функций мозга показывают, что значительная часть этой функции является автоматической и, следовательно, бессознательной. Однако в дискуссиях о бессознательном есть спорные аспекты, в частности идея о том, что оно может играть гораздо более противоречивую роль в сознании, даже действуя против сознательных мыслей. Такая точка зрения рассматривает бессознательное как силу, которая может подавлять нежелательные мысли, но которая также может заставлять нас совершать действия, которые, по-видимому, не были запланированы нашим рациональным умом, и даже могут казаться полностью иррациональными. Этот взгляд на бессознательное больше всего связан с Зигмундом Фрейдом. Фрейд рассматривал бессознательное как эпицентр подавленных мыслей, травмирующих воспоминаний и фундаментальных влечений к сексу и агрессии. В этой главе пересматривается этот взгляд на бессознательное, связанный с центральной темой Mind Shift о важности языка в формировании сознания.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, функция мозга, психические процессы, человеческое сознание, Зигмунд Фрейд, подавленные мысли, травматические воспоминания, сексуальные влечения, человеческий разум

Предмет

Социальная психологияЭволюционная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

7.7: Бессознательное — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    123558
    • Джорден А. Каммингс
    • Университет Саскачевана

    Ап Дейкстерхейс

    Бессознательные психологические процессы издавна увлекали людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание; и что (б) если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами, сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем. Не только логика подсказывает, что действие начинается бессознательно, но и исследования убедительно свидетельствуют об этом. Более того, бессознательные процессы очень часто очень важны для функционирования человека, и многие явления, такие как формирование отношения, стремление к цели, стереотипизация, творчество и принятие решений, невозможно полностью понять, не принимая во внимание роль бессознательных процессов.

    Цели обучения

    • Понять логику, лежащую в основе предположения о важности бессознательных процессов.
    • Получить общее представление о некоторых важных исторических мыслях о бессознательных процессах.
    • Узнайте о некоторых важных психологических экспериментах над бессознательным.
    • Оцените различие между сознанием и вниманием.

    Вы когда-нибудь брали шоколадку, жевательную резинку или журнал, когда покупали продукты? Эти известные «импульсивные покупки» поднимают интригующий вопрос: что такое действительно влияет на ваши решения? Хотя, с одной стороны, вы можете возразить, что именно ваше сознание решает, что вы покупаете, что едите и что читаете. С другой стороны, вам, вероятно, придется признать, что эти журналы о знаменитостях и соленый шоколад на самом деле не были в вашем списке покупок вместе с яйцами и хлебом. Так откуда взялось желание их приобрести? Как мы увидим в этом модуле, на ваше мышление и решения воздействует ряд сил, о которых вы, возможно, даже не подозреваете; все они обрабатываются бессознательным.

    Немного истории

    Хотя термин « бессознательное » был введен совсем недавно (в 18 веке немецким философом Платнером, немецкий термин Unbewusstsein), относительная «бессознательность» человеческой природы вызывает как удивление, так и разочарование на протяжении более двух тысячелетий. Сократ (490–399 до н. э.) утверждал, что свобода воли ограничена, или, по крайней мере, так кажется, после того как заметил, что люди часто делают то, чего на самом деле делать не хотят. Он назвал это акрасия , что лучше всего можно перевести как «отсутствие контроля над собой». Несколько столетий спустя римский мыслитель Плотин (205–270 гг. н. э.) предположительно первым указал на возможность бессознательных психологических процессов в письменной форме: «Отсутствие сознательного восприятия не является доказательством отсутствия умственной деятельности».

    Эти две идеи, впервые сформулированные Сократом и Плотином соответственно, были и до сих пор являются предметом горячих споров в психологии, философии и неврологии. То есть ученые по-прежнему исследуют, в какой степени человеческое поведение является (и/или кажется) произвольным или непроизвольным, и ученые по-прежнему исследуют относительную важность бессознательных и сознательных психологических процессов или умственной деятельности в целом. И, возможно, неудивительно, что оба вопроса до сих пор остаются спорными.

    Рис. 7.31 Еще древние греки интересовались загадкой кажущегося отсутствия контроля, которое мы проявляем при принятии решений. Что бы подумал Сократ, если бы увидел, как современные люди ориентируются в типичном супермаркете?

    Во время научной революции в Европе наше бессознательное отнял у нас, так сказать, французский философ Декарт (1596–1650). Дуализм Декарта повлек за собой строгое различие между телом и разумом. Согласно Декарту, разум производит психологические процессы, и все, что происходит в нашем сознании, по определению является сознательным. Некоторые психологи назвали эту идею, в соответствии с которой психические процессы, протекающие вне сознательного сознания, стали невозможными, Декартова катастрофа . Науке потребовалось более двух столетий, чтобы полностью оправиться от обнищания, продиктованного Декартом.

    Нельзя сказать, что все современники Декарта и более поздние мыслители соглашались с дуализмом Декарта. Фактически, многие из них не соглашались и продолжали теоретизировать о бессознательных психологических процессах. Например, британский философ Джон Норрис (1657–1711) сказал: «У нас могут быть идеи, которые мы не осознаем. . . . В нашем уме запечатлено бесконечно больше идей, чем мы можем уделить внимание или воспринять». Иммануил Кант (1724–1804) соглашался: «Поле наших чувственных восприятий и ощущений, которых мы не осознаем… . неизмеримо». Норрис и Кант использовали логический аргумент, на который до сих пор любят указывать многие сторонники важности бессознательных психологических процессов:0038 В нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание.

    Самый известный защитник важности бессознательных процессов появился на сцене в конце 19 века: австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Большинство людей ассоциируют Фрейда с психоанализом, с его теорией ид, эго и суперэго, а также с его идеями о вытеснении, скрытых желаниях и мечтах. Такие ассоциации вполне оправданы, но Фрейд опубликовал и менее известные общетеоретические работы (например, Фрейд, 1915/1963). Эта теоретическая работа звучит, в отличие от его психоаналитической работы, очень свежо и современно. Например, Фрейд уже утверждал, что человеческое поведение никогда не начинается с сознательного процесса (сравните это с экспериментом Либета, обсуждаемым ниже).

    Фрейд, а также Вильгельм Вундт указали на еще один логический аргумент в пользу необходимости бессознательных психологических процессов. Вундт сказал об этом так: «Наш ум так удачно оснащен, что он дает нам самые важные основания для наших мыслей, даже если мы не имеем ни малейшего представления об этой работе по их разработке. Только результаты этого становятся сознательными. Этот бессознательный ум для нас подобен неведомому существу, которое создает и производит для нас и, наконец, бросает спелые плоды нам на колени». Другими словами, мы можем осознавать множество разных вещей — вкус бокала бургундского, красоту Тадж-Махала или острую боль в пальце ноги после столкновения с кроватью, — но эти переживания не зависают в памяти. воздух, прежде чем они достигнут нас. Они как-то и где-то готовятся. Если вы не верите, что сознание причинно отсоединено от других телесных и психических процессов (например, если кто-то предполагает, что оно управляется богами), сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем.

    Немецкий психолог Ватт (1905) в интересном эксперименте показал, что мы сознательно осознаем только результаты психических процессов. Его участникам неоднократно предъявлялись существительные (например, «дуб»), и они должны были как можно быстрее отвечать соответствующим словом. В одних случаях участников просили назвать главное слово («дуб»-«дерево»), а в других случаях просили придумать часть («дуб»-«желудь») или подчиненную («дуб» — «луч») слово. Таким образом, мышление участников было разделено на четыре этапа: инструкции (например, вышестоящее), представление существительного (например, «дуб»), поиск подходящей ассоциации и вербализация ответа (например, «дерево »). Участников попросили тщательно проанализировать все четыре этапа, чтобы пролить свет на роль сознания на каждом этапе. Третий этап (поиск ассоциации) — это этап, на котором происходит действительное мышление, и поэтому он считался наиболее интересным этапом. Однако, в отличие от других стадий, эта стадия была, как называют ее психологи, интроспективно пустой: участники ничего не могли сообщить. Само мышление было бессознательным, и участники осознавали только всплывающий ответ.

    Где начинается действие

    Рис. 7.32 Используя ЭЭГ в лаборатории психологии, экспериментаторы смогли показать, что неосознанная подготовка предшествует сознательному принятию решения.

    Идея о том, что мы неосознанно готовим действие до того, как осознаем его, была проверена в одном из самых известных психологических экспериментов. Некоторое время назад Корнхубер и Деке (1965) провели эксперименты, в которых просили участников выполнить простое действие, в данном случае согнуть палец. Они также измерили ЭЭГ  чтобы выяснить, когда мозг начинает готовиться к действию. Их результаты показали, что первый признак неосознанной подготовки предшествовал действию примерно на 800 миллисекунд. Это серьезное количество времени, и это заставило Бенджамина Либета задаться вопросом, появляется ли сознательное осознание решения действовать так же или даже дольше заранее. Либет (1985) воспроизвел эксперименты Корнхубера и Деке, добавив еще одну меру: сознательное осознание решения действовать. Он показал, что сознательные решения следует за неосознанной подготовкой и предшествует фактическому выполнению действия примерно на 200 миллисекунд. Другими словами, бессознательное решает действовать, затем мы осознаем желание выполнить действие и, наконец, действуем.

    Эксперимент Либета наделал много шума, и кое-кто попытался спасти положение решающей роли сознания, раскритиковав эксперимент. Некоторые из этих критических замечаний имели смысл, например представление о том, что последовательность действий в экспериментах Либета начинается не с сигналов ЭЭГ в мозге, а до этого, с инструкции экспериментатора согнуть палец. И это указание воспринимается сознательно. Пыль, окружающая точное значение этого эксперимента, все еще не полностью осела, и недавно Сун и его коллеги (Soon, Brass, Heinze, & Haynes, 2008) сообщили об интригующем эксперименте, в котором они обошли важное ограничение эксперимента Либета. Участникам приходилось неоднократно делать дихотомический выбор (они должны были нажать одну из двух кнопок), и они могли свободно выбирать, какую именно. Экспериментаторы измеряли активность мозга участников. После того, как участники много раз сделали свой простой выбор, экспериментаторы могли, глядя на разницу в активности мозга для двух разных вариантов в более ранних испытаниях, предсказать, какую кнопку участник нажмет в следующий раз, на десять секунд вперед — действительно, задолго до того, как участник сознательно «решил», какую кнопку нажать дальше.

    В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — простое воздействие (Zajonc, 1968). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия  происходят, даже когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят.

    Рис. 7.33 Исследования прайминга показывают, что воздействие определенных слов или идей может активировать бессознательные ассоциации, которые непосредственно влияют на наше поведение. Может ли просто вид слова «бинго» заставить вас замедлить шаг?

    Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование  прайминга . В известном эксперименте, проведенном исследовательской группой под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составлять предложения). на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью.

    Такие праймирующие эффекты были показаны во многих различных областях. Например, Dijksterhuis и van Knippenberg (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%.

    Холланд, Хендрикс и Аартс (2005) исследовали, может ли простое введение запаха изменить поведение. Они подвергли некоторых участников воздействию запаха универсального чистящего средства без сознательного осознания участниками присутствия этого запаха (ведро было спрятано в лаборатории). Поскольку предполагалось, что запах чистящего средства определяет концепцию уборки, исследователи предположили, что участники, подвергшиеся воздействию запаха, спонтанно начнут уделять больше внимания чистоте. Участникам было предложено съесть очень рассыпчатое печенье в лаборатории, и действительно, участники, подвергшиеся воздействию запаха, прилагали больше усилий, чтобы их среда была чистой и свободной от крошек.

    Техники прайминга также применяются для изменения поведения людей в реальном мире. Latham и Piccolo (2012) случайным образом определили сотрудников колл-центра в условия, при которых сотрудники просматривали фотографии людей, звонящих по телефону в колл-центре, или фотографию женщины, выигравшей гонку. Обе фотографии привели к значительному улучшению производительности труда по сравнению с сотрудниками в контрольной группе, которые не видели фотографии. Фактически, люди, увидевшие фотографии людей, звонящих по телефону, собрали на 85% больше денег, чем люди из контрольной группы.

    Исследования бессознательных процессов также значительно улучшили наше понимание предубеждений. Люди автоматически классифицируют других людей в соответствии с их расой, и Патрисия Дивайн (1989) продемонстрировала, что категоризация бессознательно приводит к активации связанных культурных стереотипов. Важно отметить, что Дивайн также показал, что активация стереотипов не сдерживалась уровнем явных предубеждений людей. Вывод из этой работы был мрачным: мы бессознательно активируем культурные стереотипы, и это верно для всех нас, даже для людей, которые явно не предвзяты, или, другими словами, для людей, которые не хотят стереотипировать.

    Бессознательная обработка и роль внимания

    Рис. 7.34 «Опыт Эврика» — это момент, когда идея входит в сознание.

    Понимание бессознательных процессов также повлияло на наши представления о творчестве. Творчество обычно рассматривается как результат трехэтапного процесса. Она начинается с сознательного подхода к проблеме. Вы думаете и читаете о проблеме и обсуждаете вопросы с другими. Этот этап позволяет собрать и систематизировать необходимую информацию, но на этом этапе редко возникает действительно творческая идея. Вторая стадия бессознательна; это стадия инкубации, во время которой люди думают бессознательно. Проблема на время откладывается в сторону, и сознательное внимание направляется в другое место. Процесс бессознательного мышления иногда приводит к « Эврика опыт », посредством чего творческий продукт входит в сознание. На этой третьей стадии снова играет роль сознательное внимание. Творческий продукт должен быть вербализован и передан. Например, научное открытие нуждается в подробном доказательстве, прежде чем его можно будет сообщить другим.

    Идея о том, что люди мыслят бессознательно, также применялась к принятию решений (Dijksterhuis & Nordgren, 2006). В недавней серии экспериментов (Bos, Dijksterhuis, & van Baaren, 2008) участникам была представлена ​​информация о различных альтернативах (таких как автомобили или соседи по комнате), различающихся по привлекательности. Впоследствии участники участвовали в  отвлекающая задача  до того, как они приняли решение. То есть сознательно думали о другом; в данном случае они решали анаграммы. Тем не менее, одной группе перед выполнением отвлекающего задания сказали, что позже им будут заданы вопросы о проблеме принятия решения. Второй группе вместо этого сказали, что они закончили с проблемой решения и больше ни о чем не будут спрашивать. Другими словами, у первой группы была цель продолжить обработку информации, а у второй такой цели не было. Результаты показали, что первая группа принимала лучшие решения, чем вторая. Хотя они делали то же самое сознательно — опять же, решая анаграммы, — первая группа принимала лучшие решения, чем вторая, потому что первая думала бессознательно. Недавно исследователи сообщили о нейробиологических данных о таких бессознательных мыслительных процессах, действительно показывающих, что недавно закодированная информация обрабатывается бессознательно, когда у людей есть такая цель (Creswell, Bursley, & Satpute, в печати).

    Люди иногда удивляются, узнав, что мы можем делать так много и так много сложных вещей бессознательно. Однако важно понимать, что между вниманием и сознанием нет однозначной связи (см., например, Dijksterhuis & Aarts, 2010). Наше поведение во многом определяется целями и мотивами, и эти цели определяют, на что мы обращаем внимание, то есть сколько ресурсов наш мозг тратит на что-то, но не обязательно то, что мы осознаем. Мы можем осознавать вещи, на которые почти не обращаем внимания (например, мимолетные мечты), и мы можем уделять много внимания чему-то, о чем мы временно не сознаем (например, проблеме, которую мы хотим решить, или важному решению, которое мы принимаем). лицом). Частично путаница возникает из-за того, что внимание и сознание соотносятся. Когда человек уделяет больше внимания поступающему стимулу, вероятность того, что он осознает его, возрастает. Однако внимание и сознание различны. И чтобы понять, почему мы можем делать так много вещей неосознанно, ключом к этому является внимание. Нам нужно внимание, но для целого ряда вещей нам не нужно сознательное осознание.

    В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее разумный подход к изучению бессознательных и сознательных процессов состоит в том, чтобы рассматривать (высшие) когнитивные операции как бессознательные и проверять, что (если что) добавляет сознание (Dijksterhuis & Aarts 2010; van Gaal, Lamme). , Fahrenfort, & Ridderinkhof, 2011; в качестве исключения см. Newell & Shanks, в печати). Однако исследователи по-прежнему расходятся во мнениях относительно относительной важности или вклада сознательных и бессознательных процессов. Некоторые теоретики утверждают, что причинная роль сознания ограничена или практически отсутствует; другие до сих пор считают, что сознание играет решающую роль почти во всем человеческом поведении любого значения.

    Примечание. Исторический обзор того, как люди думали о бессознательном, в значительной степени основан на Кестлере (1964).

    Внешние ресурсы

    Книга: Замечательная книга о том, как мало мы знаем о себе: Wilson, T. D. (2002). Незнакомцы для себя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Книга: Еще одна замечательная книга о свободе воли или ее отсутствии?: Wegner, DM (2002). Иллюзия сознательной воли. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Видео: интересное видео о внимании http://www.dansimons.com/videos.html

    Интернет: Хороший обзор прайминга http://en.wikipedia.org/wiki/Priming_(psychology)

    Атрибуция изображений

    Рисунок 7.31: Mtaylor848, https://goo.gl/GhuC6L, CC BY -SA 3.0, https://goo.gl/eLCn2O

    Рисунок 7.33: Эдвин Торрес, https://goo.gl/QvbdGx, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

    Рисунок 7.34: Барт, https://goo.gl/ZMnGFr, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

    Ссылки

    Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии , 71, 230–244.

    Бос, М.В., Дейкстерхуис, А. и ван Баарен, Р.Б. (2008). О целезависимости бессознательного мышления. Журнал экспериментальной психологии , 44, 1114–20.

    Кресуэлл, Д., Берсли, Дж. и Сатпут, А. (в печати). Нейронная реактивация связывает бессознательные мысли с эффективностью принятия решений. Социальная когнитивная и эмоциональная неврология .

    Девайн, П. Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии , 56, 5–18.

    Дейкстерхуис, А., и Аартс, Х. (2010). Цели, внимание и (не)сознание. Ежегодный обзор психологии , 61, 467–490.

    Дейкстерхейс, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95–109.

    Дейкстерхуис, А., и ван Книппенберг, А. (1998). Связь между восприятием и поведением, или как победить в игре Trivial Pursuit. Журнал личности и социальной психологии , 74, 865–877.

    Фрейд, С. (1963). Общая психологическая теория . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)

    Холланд, Р.В., Хендрикс, М., и Аартс, Х. (2005). Пахнет чистым спиртом: бессознательное влияние запаха на познание и поведение. Психологическая наука , 16, 689–693.

    Кестлер, А. (1964). Акт создания . Лондон: Пингвин.

    Kornhuber, HH, & Deecke, L. (1965). Hirnpotentialanderungen bei Wilkurbewegungen und passiv Bewegungen des Menschen: Berietschaftpotential und reafferente Potentiale. Архив Pflugers для Gesamte Psychologie , 284, 1–17.

    Кунст-Уилсон, В., и Зайонц, Р. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука , 207, 557–558.

    Латам, Г. П., и Пикколо, Р. Ф. (2012). Влияние контекстно-зависимых и неспецифических подсознательных целей на производительность сотрудников. Управление персоналом , 51, 535–548.

    Либет, Б. , (1985). Бессознательная мозговая инициатива и роль сознательной воли в произвольном действии. Науки о поведении и мозге , 8, 529–39.

    Newell, B.R., & Shanks, D.R. (в печати). Бессознательное влияет на принятие решений: критический обзор. Науки о поведении и мозге .

    Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х.Дж. и Хейнс, Дж.Д. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience  11, 543–45.

    Ватт, HJ (1905). Experimentelle Beitrage zur einer Theorie des Denkens. Archiv für die Geschichte der Psychologie , 4, 289–436.

    Зайонц, Р. Б. (1968). Поведенческие эффекты простого воздействия. Журнал личности и социальной психологии , 9, 1–27.

    ван Гал, С., Ламме, В. А. Ф., Фаренфорт, Дж. Дж., и Риддеринхоф, К. Р. (2011). Механизмы диссоциации мозга, лежащие в основе сознательного и бессознательного контроля поведения. Журнал когнитивной неврологии 23(1) , 91–105.

    Авторы и авторство

    • Введение в психологию Джорден А. Каммингс и Ли Сандерс лицензируется в соответствии с Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License , если не указано иное.
    • Дополнительные сведения см. в разделе «Атрибуции исходной главы»

    Эта страница под названием 7.7: Бессознательное распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Джорденом А. Каммингсом посредством исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами LibreTexts. Платформа; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        Джорден А.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *