66. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны.
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание.
Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).
Уровни бессознательного
Бессознательное в личности — загадочный феномен, на который обратили внимание еще древние философы. Обширному внедрению этого термина в психологию и, теперь уже, в нашу повседневную жизнь мы обязаны Зигмунду Фрейду, основателю психодинамического направления в психологии.
Эта статья посвящена обзору уровней бессознательного. В ее основу легла первая концепция личности З. Фрейда, где он описывал разные слои бессознательного. Теперь же в психологии различаются понятия «бессознательное» и «личность». Бессознательное представляет из себя совокупность всех внутриличностных процессов, свойств и состояний, о существовании которых личность не отдает себе отчет.
Уровни бессознательногоНесколько абсурдно включать сознание в статью о бессознательном, но не включить его сюда невозможно. Понятие о сознании — отдельная обширная тема, здесь у нас нет задачи говорить о сознании.
С точки зрения концепции уровней бессознательного, сознание — самый верхний пласт психики, «острие копья», передний край, которым психика встречается с миром.
З. Фрейд не уделял особенно много внимания сознанию в своих работах и отождествлял его с фокусом внимания личности.
У сознания есть его фокус (или центр) и периферия. В фокусе сознания всегда находится текущая деятельность человека. Предмет, на котором человек сконцентрирован непосредственно в данный момент времени.
Например, сейчас для вас в фокусе сознания находится чтение этой строки.
На периферию сознания попадают те явления, предметы или мысли, о которых мы тоже знаем в данный момент времени, но не сконцентрированы непосредственно на них.
Например, если чтение этой строки сейчас находится в фокусе вашего сознания, то смысл предыдущих нескольких строк уходит на периферию сознания.
Предсознательное — это в некотором смысле служебный слой. Предсознательное защищает сознание от перегрузки. В предсознании содержатся те впечатления, которые в данный момент человек не осознает, но в любой момент может к ним обратиться.
Например, для вас начало этой статьи уже наверняка ушло в область предсознания: читая эту строку, вы не помните, что было в начале. Но если сосредоточитесь и поставите себе задачу вспомнить, у вас непременно получится.
В предсознательном находится весь неактуальный в данный момент опыт, который не несет в себе никакой травматичности. Согласно З. Фрейду, предсознательно служит своеобразным буфером между сознанием и бессознательным.
Условно названный нами «вытесненным», этот уровень бессознательного и является основным предметом внимания психодинамических концепций личности.
На третьем уровене бессознательного находятся такие компоненты психики, которые когда-то осознавались, но были вытеснены в область бессознательного в силу определенных причин.
Основная причина вытеснения в бессознательное заключается в том, что некий опыт для личности травматичен, непереносим, болезненен. Психика, не имея ресуров на интеграцию этого опыта, надежно вытесняет его. Степень этой надежности тоже может быть различной.
Данная область бессознательного, согласно З. Фрейду, наиболее обширна. Личностный рост и психотерапевтическая работа с личностью возможны за счет осознавания различных элементов психики, заключенных в этом слое.
Этот уровень бессознательного — самый глубинный пласт психических явлений, самый архаический и близкий к психофизиологическим и биологическим процессам в организме.
Здесь содержатся такие психические явления, которые личностью никогда не осознавались и не могли быть осознаны. Например, инстинкты жизни и смерти, наличие которых постулировал З. Фрейд. Или различного рода рефлекторная деятельность.
Строго говоря, явления этого уровня уже выходят за рамки понятия о личности и включены в функционирование психики на более древних уровнях.
Прекрасные силы бессознательной мысли
Ап Дейкстерхуис получил степень доктора философии в 1996 году в Университете Радбауд в Неймегене (в то время еще называвшемся Университетом Неймегена). В период с 1996 по 1999 год он был научным сотрудником Королевской голландской академии искусств и наук, а в 2000 году перешел в Амстердамский университет в качестве доцента. В 2002 году он стал профессором, а в 2006 году вернулся в Неймегенский университет Радбауд. В 2005 году Ап получил премию APA за вклад в раннюю карьеру и премию Курта Левина Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии. В том же году он также получил грант Vici — крупнейший грант Голландского научного фонда (NWO) — для финансирования исследований бессознательного мышления и принятия решений. В 2007 году он опубликовал популярную книгу по психологии на голландском языке под названием «Het slimme onbewuste» («Умное бессознательное»), которая стала бестселлером. Недавно HP/De Tijd включил Апа в список 100 самых влиятельных голландцев.
«Принимая второстепенное решение, я всегда считал выгодным взвесить все за и против. Однако в жизненно важных делах… решение должно исходить из бессознательного, откуда-то из нас самих.»
Зигмунд Фрейд
Когда вы сталкиваетесь с важным решением, другие иногда говорят вам отложить его и сначала «переспать с ним». В моем случае этот совет часто давала бабушка. Это убеждение, которое интуитивно разделяют многие люди: оно помогает отложить проблему на некоторое время, чтобы прийти к лучшему решению. Каким-то образом ожидание, кажется, помогает нам различать жизненно важное и бесполезное. Отсрочка решения помогает нам основывать наши решения на соответствующих причинах.
Но верна ли эта «народная вера» в научном эксперименте? Несколько лет назад мы провели эксперимент, в котором люди выбирали между четырьмя гипотетическими квартирами. Информация строилась таким образом, что одна из четырех квартир была объективно более желательна, чем остальные три, поскольку обладала большим количеством положительных и меньшим количеством отрицательных качеств. Однако это было не сразу заметно, поскольку описания квартир содержали большое количество информации. Прочитав всю информацию о квартирах, участники нашего эксперимента выбирали понравившуюся либо сразу, либо после периода отвлечения, в течение которого они занимались другими делами. Наша гипотеза заключалась в том, что последняя группа будет продолжать «бессознательно думать» о квартирах, пока они отвлекаются. Действительно, наши результаты показали, что 37 % участников, принявших решение, сразу же выбрали подходящую квартиру, тогда как 60 % бессознательных мыслителей выбрали лучшую (см. Dijksterhuis, 2004; Dijksterhuis & Nordgren, 2006). Откладывание решения помогает, даже если человек больше не думает об этом сознательно.
Следующий вопрос заключался в том, может ли бессознательное мышление быть даже более полезным, чем такой же период сознательного мышления. Традиционно большинство ученых, занимающихся принятием решений, полагали, что тщательное сознательное обдумывание — лучшая стратегия для принятия правильных решений. Это, без сомнения, иногда верно, но как общий принцип его необходимо квалифицировать. Мы знаем, что при некоторых обстоятельствах (например, Wilson & Schooler, 1991) сознательное мышление ухудшает качество решений. В другом проведенном нами эксперименте (Bos et al., 2009), наши участники выбрали один из шести домов, выставленных на продажу в нашем родном городе Неймегене. Мы смоделировали веб-сайт, на котором рекламировались эти дома, но убрали запрашиваемую цену. Нашим участникам дали несколько минут для навигации по нашему «веб-сайту», а некоторым участникам затем дали столько времени, сколько они хотели, чтобы подумать о домах и дополнительно просмотреть информацию. Другие отвлекались примерно на 45 минут (на самом деле они проводили другие эксперименты), прежде чем приняли решение. Наконец, участники выбрали свой любимый дом, и их попросили оценить запрашиваемую цену за каждый из шести домов на основе предоставленной информации. Бессознательные мыслители, т. е. те, кто был отвлечен, работали значительно лучше, чем сознательные мыслители, и этот вывод уже повторялся несколько раз (см. Strick et al., 2009)., для метаанализа).
В других экспериментах (Dijksterhuis, Bos, van der Leij & van Baaren, 2009) мы попросили людей, принимающих решения, сознательных и бессознательных людей предсказать результаты футбольных матчей, которые должны были состояться в ближайшем будущем. Точность прогнозов не сильно отличалась для людей, которые мало что знали о футболе. Однако для фанатов результаты были другими. Фанаты, которые думали неосознанно, делали лучшие прогнозы, чем фанаты, которые думали сознательно, или фанаты, которые угадывали сразу. Интересно, что как для лиц, непосредственно принимающих решения, так и для сознательных мыслителей знание футбола не коррелировало с качеством прогнозов. Только среди бессознательных мыслителей была получена эта корреляция, указывающая на то, что преимущества опыта, по крайней мере, в рамках существующей парадигмы, становятся очевидными, когда кто-то думает бессознательно, а не сознательно.
Недавно открытие, что бессознательные мыслители превосходят сознательных мыслителей и лиц, принимающих немедленные решения, было воспроизведено в новых и интересных областях. В то время как наши первоначальные эксперименты были в основном связаны с потребительскими решениями, теперь установлено, что бессознательное мышление может улучшить клинические диагнозы, поставленные студентами клинической психологии (de Vries et al., 2009), решения правосудия в гипотетических судебных делах (Ham, van den Bos). и ван Доорн, в печати), и даже моральные суждения (Хэм и ван ден Бос, в печати).
Но почему бессознательное мышление так полезно? На наш взгляд, причин две. Первая связана с различными способностями обработки сознательных и бессознательных процессов. Сознание работает последовательно и имеет небольшую емкость. То есть он может делать только одну вещь за раз и может работать только с очень ограниченным объемом информации. Бессознательные процессы способны работать над разными вещами параллельно и могут интегрировать большое количество информации. В серии экспериментов мы (Dijksterhuis, Bos, Nordgren & van Baaren, 2006) проверили, определяет ли количество информации, используемой для принятия решения, какая стратегия — сознательное мышление или бессознательное мышление — является наиболее плодотворной. В этих экспериментах участники эксперимента должны были выбрать среди четырех гипотетических автомобилей свою любимую. Для некоторых автомобили характеризовались только четырьмя атрибутами, в то время как для других участников автомобили характеризовались двенадцатью атрибутами. Действительно, сознательные мыслители хорошо справлялись, когда им приходилось выбирать среди автомобилей, описываемых всего четырьмя атрибутами (на самом деле они справились немного лучше, чем бессознательные мыслители), но очень плохо, когда им приходилось выбирать среди автомобилей с двенадцатью атрибутами. Различие в способностях было также предложено в другом эксперименте (Dijksterhuis, 2004), где мы спросили сознательных и бессознательных мыслителей, которые только что выбирали между четырьмя квартирами, основывали ли они свое решение только на одном или двух атрибутах или на более целостном, глобальном суждении. . Большинство сознательных мыслителей утверждали, что следовали первой стратегии, тогда как бессознательные мыслители следовали второй.
Мы (Dijksterhuis, Bos, Nordgren & van Baaren, 2006) однажды взяли интервью у людей, недавно купивших потребительский товар. Мы спросили, много ли они думали об этом сознательно или следовали стратегии «спать на этом». Как оказалось, покупатели товаров, которые требуют лишь ограниченной обработки информации (диски, одежда, мелкие вещи, такие как шампунь), испытывали большее удовлетворение после выбора после сознательного, а не бессознательного размышления, в то время как покупатели более сложных товаров (автомобили, фотоаппараты, мебель) испытали большее удовлетворение после бессознательных мыслей.
Вторая важная причина, по которой мы предлагаем бессознательное мышление полезно, заключается в том, что оно, по-видимому, лучше взвешивает относительную важность различных атрибутов. Люди, которые оценивают дом, знают, что большое пространство, а также много электрических розеток на кухне являются положительными качествами, но они правильно понимают, что первое качество гораздо важнее второго. Очевидно, что он должен получить больший вес в решении.
Идея о том, что бессознательные процессы могут, по крайней мере иногда, быть более эффективными при взвешивании, чем сознательные процессы, не нова. Это уже было предложено Фрейдом, а совсем недавно Уилсоном и Шкулером (19).91). В своих экспериментах они показали, что сознательное мышление может на самом деле быть вредным для процесса взвешивания. В нашей собственной работе мы получили некоторые наводящие на размышления доказательства того, что бессознательная мысль эффективна при взвешивании. В одном эксперименте (Dijksterhuis & van Olden, 2006) участники должны были выбрать один из пяти художественных плакатов. Они делали это сразу же после того, как увидели плакаты, после некоторого времени сознательного размышления или после периода бессознательного размышления. После того, как они выбрали плакат, который взяли с собой домой, мы также спросили участников, насколько им понравился каждый из пяти плакатов. Спустя несколько недель мы позвонили нашим участникам и спросили, насколько они довольны своим выбором, в какой степени сожалеют и за сколько денег готовы продать свой постер. Как оказалось, бессознательные мыслители были более удовлетворены и просили более высокую цену продажи, чем другие участники. Кроме того, степень, в которой им понравился выбранный плакат по сравнению с теми, которые не были выбраны, коррелировала с их удовлетворенностью. Это было не так для сознательных мыслителей: степень, в которой им понравился плакат после его выбора, не предсказывала последующего удовлетворения. Это убедительно свидетельствует о том, что они плохо взвешивали, используя неправильные причины для выбора.
Недавно мы обнаружили, что бессознательное мышление приводит к автоматическому процессу взвешивания, который продолжается — по крайней мере некоторое время — с течением времени (Dijksterhuis, Bos & van Baaren, 2009). Предположим, вам нужно выбирать между двумя автомобилями, один из которых обладает несколькими очень важными положительными характеристиками (хорошие показатели безопасности, хороший пробег) и множеством неважных отрицательных характеристик (мало подстаканников, доступных только в трех цветах), а другой — множеством неважных положительных характеристик ( достаточно подстаканников, доступных во многих различных цветах), и несколько важных отрицательных характеристик (плохие показатели безопасности, не очень хороший пробег). Большинство людей предпочтут первый автомобиль второму, и если вы спросите людей сразу после обработки информации о таких автомобилях, они действительно отдадут предпочтение первому автомобилю. Однако после периода бессознательных размышлений это предпочтение подходящей машины стало намного сильнее. Во время бессознательного мышления важные вещи становятся еще более важными, тогда как неважные дела становятся еще менее важными.
Тем не менее, бессознательное мышление эффективно не во всех задачах. Он вычисляет довольно грубые предпочтения, которые позволяют нам почувствовать, что одна альтернатива нам нравится больше, чем другая. Однако это не точный инструмент, так как он не может активно использовать пропозициональные правила, необходимые в арифметике (попробуйте посчитать 26 х 23 без сознательного размышления — это невозможно). Сознание, с другой стороны, способно сделать именно это — сделать его более точным. Это имеет отношение к принятию решений, поскольку означает, что когда мы сталкиваемся с решением, которое требует мало информации и не требует большого веса, то есть решение, для которого слабости сознательного мышления не очень важны, сознательные мыслители могут фактически превзойти бессознательных мыслителей. Точно так же, когда нам приходится принимать решение на основе чисел и расчетов, например, в играх, сознательное мышление обычно превосходит бессознательное. Пейн и его коллеги (Payne, Samper, Bettman, & Luce, 2008) предоставили людям информацию о различных стратегиях в игре. Различные альтернативы основывались на числовых значениях (как в доходности акций) и на вероятности. В таком случае сознательные мыслители лучше бессознательных.
Мы усвоили, особенно в западном мире, что сознательное обдумывание является святым Граалем принятия решений. Эту идею необходимо пересмотреть. Иногда сознательные мысли более полезны, но иногда бессознательные мысли лучше. Важным направлением будущих исследований является установление обстоятельств, при которых одна стратегия лучше другой. Возможно, из-за того, что мы узнали, что сознательное обдумывание почти всегда полезно, некоторые люди удивлены или скептически относятся к выводам о том, что бессознательное мышление полезно, или, в более общем смысле, о том, что мы можем выполнять очень полезные когнитивные операции без сознательного руководства. Однако наша эволюционная история должна прояснить, что в этом нет ничего удивительного. Принятие решений намного старше человеческого сознания в том виде, в каком мы его знаем, и, как и в случае со всеми подобными древними способностями, мы, как правило, довольно хорошо с ними справляемся, если полагаемся на свое бессознательное.
Благодарность: это исследование было поддержано грантом Vici от Нидерландской организации научных исследований (NWO) (453-05-004). Дополнительную информацию о нашей исследовательской программе можно найти на сайте www.unknowledgelab.com.
Ссылки
Бос, М. В., Дейкстерхус, А., Бонгерс, К. С. А., ван дер Лей, А., Сьордсма, А., и ван Баарен, Р. Б. (2009). Сложность и бессознательное мышление. Рукопись в подготовке .
Де Врис, М., Холланд, Р.В., Виттеман, К., Венте, Ф., и Дейкстерхуис, А. (2009 г.). Интуитивные процессы в диагностическом принятии решений: классификация после сознательной и бессознательной обработки. Рукопись на рецензировании .
Дейкстерхейс, А. (2004). Думайте иначе: достоинства бессознательного мышления в развитии предпочтений и принятии решений. Журнал личности и социальной психологии , 87, 586-598.
Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Нордгрен, Л.Ф., и ван Баарен, Р.Б. (2006). О правильном выборе: эффект размышления без внимания. Наука, 311, 1005-1007.
Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., и ван Баарен (2009). Бессознательная мысль приводит к автоматическому взвешиванию. Рукопись на рассмотрении.
Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Ван дер Лей, А., и ван Баарен, Р.Б. (2009). Прогнозирование футбольных матчей после бессознательного и сознательного мышления как функция опыта. Психологическая наука , в печати.
Дейкстерхейс, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95-109.
Дейкстерхуис, А., и ван Олден, З. (2006). О преимуществах бессознательного мышления: Бессознательное мышление увеличивает удовлетворение после выбора. Журнал экспериментальной социальной психологии , 42, 627-631.
Хэм, Дж., и Ван ден Бос, К. (в печати). О бессознательной морали: влияние бессознательного мышления на принятие моральных решений. Социальное познание .
Хэм, Дж., ван ден Бос, К. и Ван Доорн, Э. (в печати). Леди Справедливость думает бессознательно: бессознательные мысли могут привести к более точным суждениям правосудия. Социальное познание .
Пейн, Дж., Сампер, А., Беттман, Дж. Р. и Люс, М.Ф. (2008). Граничные условия для бессознательного мышления при принятии сложных решений. Психологическая наука , 19, 1118-1123.
Стрик, М., Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Сьордсма, А., Ван Баарен, Р.Б., и Нордгрен, Л.Ф. (2009). Метаанализ бессознательных мыслительных эффектов. Рукопись в подготовке. См. www.uncodinglab.com.
Уилсон Т.Д. и Скулер Дж.В. (1991). Слишком много думать: самоанализ может снизить качество предпочтений и решений. Журнал личности и социальной психологии , 60, 181-192.
7.7: Бессознательное — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 123558
- Джорден А. Каммингс
- Университет Саскачевана
Ап Дейкстерхейс
Бессознательные психологические процессы издавна увлекали людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание; и что (б) если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами, сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем. Не только логика подсказывает, что действие начинается бессознательно, но и исследования убедительно свидетельствуют об этом. Более того, бессознательные процессы очень часто очень важны для функционирования человека, и многие явления, такие как формирование отношения, стремление к цели, стереотипизация, творчество и принятие решений, невозможно полностью понять, не принимая во внимание роль бессознательных процессов.
Цели обучения
- Понять логику, лежащую в основе предположения о важности бессознательных процессов.
- Получить общее представление о некоторых важных исторических мыслях о бессознательных процессах.
- Узнайте о некоторых важных психологических экспериментах над бессознательным.
- Оцените различие между сознанием и вниманием.
Вы когда-нибудь брали шоколадный батончик, жевательную резинку или журнал, когда покупали продукты? Эти известные «импульсивные покупки» поднимают интригующий вопрос: что такое действительно влияет на ваши решения? Хотя, с одной стороны, вы можете возразить, что именно ваше сознание решает, что вы покупаете, что едите и что читаете. С другой стороны, вам, вероятно, придется признать, что эти журналы о знаменитостях и соленый шоколад на самом деле не были в вашем списке покупок вместе с яйцами и хлебом. Так откуда взялось желание их приобрести? Как мы увидим в этом модуле, на ваше мышление и решения воздействует ряд сил, о которых вы, возможно, даже не подозреваете; все они обрабатываются бессознательным.
Немного истории
Хотя термин « бессознательное » был введен совсем недавно (в 18 веке немецким философом Платнером, немецкий термин «Unbewusstsein»), относительная «бессознательность» человеческой природы вызывает как удивление, так и разочарование на протяжении более двух тысячелетий. Сократ (490–399 до н. э.) утверждал, что свобода воли ограничена, или, по крайней мере, так кажется, после того как заметил, что люди часто делают то, чего на самом деле делать не хотят. Он назвал это акрасия , что лучше всего можно перевести как «отсутствие контроля над собой». Несколько столетий спустя римский мыслитель Плотин (205–270 гг. н. э.) предположительно первым указал на возможность бессознательных психологических процессов в письменной форме: «Отсутствие сознательного восприятия не является доказательством отсутствия умственной деятельности».
Эти две идеи, впервые сформулированные Сократом и Плотином соответственно, были и до сих пор являются предметом горячих споров в психологии, философии и неврологии. То есть ученые по-прежнему исследуют, в какой степени человеческое поведение является (и/или кажется) произвольным или непроизвольным, и ученые по-прежнему исследуют относительную важность бессознательных и сознательных психологических процессов или умственной деятельности в целом. И, возможно, неудивительно, что оба вопроса до сих пор остаются спорными.
Рис. 7.31 Еще древние греки интересовались загадкой кажущегося отсутствия контроля, которое мы проявляем при принятии решений. Что бы подумал Сократ, если бы увидел, как современные люди ориентируются в типичном супермаркете?
Во время научной революции в Европе наше бессознательное отнял у нас, так сказать, французский философ Декарт (1596–1650). Дуализм Декарта повлек за собой строгое различие между телом и разумом. Согласно Декарту, разум производит психологические процессы, и все, что происходит в нашем сознании, по определению является сознательным. Некоторые психологи назвали эту идею, в соответствии с которой психические процессы, протекающие вне сознательного сознания, стали невозможными, Декартова катастрофа . Науке потребовалось более двух столетий, чтобы полностью оправиться от обнищания, продиктованного Декартом.
Нельзя сказать, что все современники Декарта и более поздние мыслители соглашались с дуализмом Декарта. Фактически, многие из них не соглашались и продолжали теоретизировать о бессознательных психологических процессах. Например, британский философ Джон Норрис (1657–1711) сказал: «У нас могут быть идеи, которые мы не осознаем. . . . В нашем уме запечатлено бесконечно больше идей, чем мы можем уделить внимание или воспринять». Иммануил Кант (1724–1804) соглашался: «Поле наших чувственных восприятий и ощущений, которых мы не осознаем. .. . неизмеримо». Норрис и Кант использовали логический аргумент, на который до сих пор любят указывать многие сторонники важности бессознательных психологических процессов:0040 В нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание.
Самый известный защитник важности бессознательных процессов появился на сцене в конце 19 века: австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Большинство людей ассоциируют Фрейда с психоанализом, с его теорией ид, эго и суперэго, а также с его идеями о вытеснении, скрытых желаниях и мечтах. Такие ассоциации вполне оправданы, но Фрейд опубликовал и менее известные общетеоретические работы (например, Фрейд, 1915/1963). Эта теоретическая работа звучит, в отличие от его психоаналитической работы, очень свежо и современно. Например, Фрейд уже утверждал, что человеческое поведение никогда не начинается с сознательного процесса (сравните это с экспериментом Либета, обсуждаемым ниже).
Фрейд, а также Вильгельм Вундт указали на еще один логический аргумент в пользу необходимости бессознательных психологических процессов. Вундт сказал об этом так: «Наш ум так удачно оснащен, что он дает нам самые важные основания для наших мыслей, даже если мы не имеем ни малейшего представления об этой работе по их разработке. Только результаты этого становятся сознательными. Этот бессознательный разум для нас подобен неведомому существу, которое создает и производит для нас и, наконец, бросает спелые плоды нам на колени». Другими словами, мы можем осознавать множество разных вещей — вкус бокала бургундского, красоту Тадж-Махала или острую боль в пальце ноги после столкновения с кроватью, — но эти переживания не зависают в памяти. воздух, прежде чем они достигнут нас. Они как-то и где-то готовятся. Если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами (например, если кто-то предполагает, что оно управляется богами), сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем.
Немецкий психолог Ватт (1905) в интересном эксперименте показал, что мы сознательно осознаем только результаты психических процессов. Его участникам неоднократно предъявлялись существительные (например, «дуб»), и они должны были как можно быстрее отвечать соответствующим словом. В одних случаях участников просили назвать главное слово («дуб»-«дерево»), а в других случаях просили придумать часть («дуб»-«желудь») или подчиненную («дуб» — «луч») слово. Таким образом, мышление участников было разделено на четыре этапа: инструкции (например, высший уровень), представление существительного (например, «дуб»), поиск подходящей ассоциации и вербализация ответа (например, «дерево»). »). Участников попросили тщательно проанализировать все четыре этапа, чтобы пролить свет на роль сознания на каждом этапе. Третий этап (поиск ассоциации) — это этап, на котором происходит действительное мышление, и поэтому он считался наиболее интересным этапом. Однако, в отличие от других стадий, эта стадия была, как называют ее психологи, интроспективно пустой: участники ничего не могли сообщить. Само мышление было бессознательным, и участники осознавали только всплывающий ответ.
Где начинается действие
Рис. 7.32 Используя ЭЭГ в психологической лаборатории, экспериментаторы смогли показать, что неосознанная подготовка предшествует сознательному принятию решения.
Идея о том, что мы неосознанно готовим действие до того, как осознаем его, была проверена в одном из самых известных психологических экспериментов. Некоторое время назад Корнхубер и Деке (1965) провели эксперименты, в которых просили участников выполнить простое действие, в данном случае согнуть палец. Они также измерили ЭЭГ чтобы выяснить, когда мозг начинает готовиться к действию. Их результаты показали, что первый признак неосознанной подготовки предшествовал действию примерно на 800 миллисекунд. Это серьезное количество времени, и это заставило Бенджамина Либета задаться вопросом, появляется ли сознательное осознание решения действовать так же или даже дольше заранее. Либет (1985) воспроизвел эксперименты Корнхубера и Деке, добавив еще одну меру: сознательное осознание решения действовать. Он показал, что сознательные решения следует за неосознанной подготовкой и предшествует фактическому выполнению действия примерно на 200 миллисекунд. Другими словами, бессознательное решает действовать, затем мы осознаем желание выполнить действие и, наконец, действуем.
Эксперимент Либета наделал много шума, и кое-кто попытался спасти положение решающей роли сознания, раскритиковав эксперимент. Некоторые из этих критических замечаний имели смысл, например представление о том, что последовательность действий в экспериментах Либета начинается не с сигналов ЭЭГ в мозге, а до этого, с инструкции экспериментатора согнуть палец. И это указание воспринимается сознательно. Пыль вокруг точного смысла этого эксперимента еще не полностью осела, и недавно Сун и его коллеги (Soon, Brass, Heinze, & Haynes, 2008) сообщили об интригующем эксперименте, в котором они обошли важное ограничение эксперимента Либета. Участникам приходилось неоднократно делать дихотомический выбор (они должны были нажать одну из двух кнопок), и они могли свободно выбирать, какую именно. Экспериментаторы измеряли активность мозга участников. После того, как участники много раз сделали свой простой выбор, экспериментаторы могли, глядя на разницу в активности мозга для двух разных вариантов в более ранних испытаниях, предсказать, какую кнопку участник нажмет в следующий раз, на десять секунд вперед — действительно, задолго до того, как участник сознательно «решил», какую кнопку нажать дальше.
В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — простое воздействие (Zajonc, 1968). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия происходят, даже когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят.
Рис. 7.33 Исследования прайминга показывают, что воздействие определенных слов или идей может активировать бессознательные ассоциации, которые непосредственно влияют на наше поведение. Может ли просто вид слова «бинго» заставить вас замедлить шаг?
Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование прайминга . В известном эксперименте, проведенном исследовательской группой под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составлять предложения). на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью.
Такие праймирующие эффекты были показаны во многих различных областях. Например, Dijksterhuis и van Knippenberg (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%.
Холланд, Хендрикс и Аартс (2005) исследовали, может ли простое введение запаха изменить поведение. Они подвергли некоторых участников воздействию запаха универсального чистящего средства без сознательного осознания участниками присутствия этого запаха (ведро было спрятано в лаборатории). Поскольку предполагалось, что запах чистящего средства определяет концепцию уборки, исследователи предположили, что участники, подвергшиеся воздействию запаха, спонтанно начнут уделять больше внимания чистоте. Участникам было предложено съесть очень рассыпчатое печенье в лаборатории, и действительно, участники, подвергшиеся воздействию запаха, приложили больше усилий, чтобы их среда была чистой и свободной от крошек.
Техники прайминга также применяются для изменения поведения людей в реальном мире. Latham и Piccolo (2012) случайным образом определили сотрудников колл-центра в условия, при которых сотрудники просматривали фотографии людей, звонящих по телефону в колл-центре, или фотографию женщины, выигравшей гонку. Обе фотографии привели к значительному улучшению производительности труда по сравнению с сотрудниками в контрольной группе, которые не видели фотографии. Фактически, люди, увидевшие фотографии людей, звонящих по телефону, собрали на 85% больше денег, чем люди из контрольной группы.
Исследования бессознательных процессов также значительно улучшили наше понимание предубеждений. Люди автоматически классифицируют других людей в соответствии с их расой, и Патрисия Девайн (1989) продемонстрировала, что категоризация бессознательно приводит к активации связанных с ними культурных стереотипов. Важно отметить, что Дивайн также показал, что активация стереотипов не сдерживалась уровнем явных предубеждений людей. Вывод из этой работы был мрачным: мы бессознательно активируем культурные стереотипы, и это верно для всех нас, даже для людей, которые явно не предвзяты, или, другими словами, для людей, которые не хотят стереотипировать.
Бессознательная обработка и роль внимания
Рис. 7.34 «Опыт Эврика» — это момент, когда идея входит в сознание.
Понимание бессознательных процессов также повлияло на наши представления о творчестве. Творчество обычно рассматривается как результат трехэтапного процесса. Она начинается с сознательного подхода к проблеме. Вы думаете и читаете о проблеме и обсуждаете вопросы с другими. Этот этап позволяет собрать и систематизировать необходимую информацию, но на этом этапе редко возникает действительно творческая идея. Вторая стадия бессознательна; это стадия инкубации, во время которой люди думают бессознательно. Проблема на время откладывается в сторону, и сознательное внимание направляется в другое место. Процесс бессознательного мышления иногда приводит к « Опыт Эврики », благодаря которому творческий продукт входит в сознание. На этой третьей стадии снова играет роль сознательное внимание. Творческий продукт должен быть вербализован и передан. Например, научное открытие нуждается в подробном доказательстве, прежде чем его можно будет сообщить другим.
Идея о том, что люди мыслят бессознательно, также применялась к принятию решений (Dijksterhuis & Nordgren, 2006). В недавней серии экспериментов (Bos, Dijksterhuis, & van Baaren, 2008) участникам была представлена информация о различных альтернативах (таких как автомобили или соседи по комнате), различающихся по привлекательности. Впоследствии участники участвовали в отвлекающая задача до того, как они приняли решение. То есть сознательно думали о другом; в данном случае они решали анаграммы. Тем не менее, одной группе перед выполнением отвлекающего задания сказали, что позже им будут заданы вопросы о проблеме принятия решения. Второй группе вместо этого сказали, что они закончили с проблемой решения и больше ни о чем не будут спрашивать. Другими словами, у первой группы была цель продолжить обработку информации, а у второй такой цели не было. Результаты показали, что первая группа принимала лучшие решения, чем вторая. Хотя они делали то же самое сознательно — опять же, решая анаграммы, — первая группа принимала лучшие решения, чем вторая, потому что первая думала бессознательно. Недавно исследователи сообщили о нейробиологических данных о таких бессознательных мыслительных процессах, действительно показывающих, что недавно закодированная информация обрабатывается бессознательно, когда у людей есть цель сделать это (Creswell, Bursley, & Satpute, в печати).
Люди иногда удивляются, узнав, что мы можем делать так много и так много сложных вещей бессознательно. Однако важно понимать, что между вниманием и сознанием нет однозначной связи (см., например, Dijksterhuis & Aarts, 2010). Наше поведение во многом определяется целями и мотивами, и эти цели определяют, на что мы обращаем внимание, то есть сколько ресурсов наш мозг тратит на что-то, но не обязательно то, что мы осознаем. Мы можем осознавать вещи, на которые почти не обращаем внимания (например, мимолетные мечты), и мы можем уделять много внимания чему-то, о чем мы временно не сознаем (например, проблеме, которую мы хотим решить, или важному решению, которое мы принимаем). лицом). Частично путаница возникает из-за того, что внимание и сознание соотносятся. Когда человек уделяет больше внимания поступающему стимулу, вероятность того, что он осознает его, возрастает. Однако внимание и сознание различны. И чтобы понять, почему мы можем делать так много вещей неосознанно, ключом к этому является внимание. Нам нужно внимание, но для целого ряда вещей нам не нужно сознательное осознание.
В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее разумный подход к изучению бессознательных и сознательных процессов состоит в том, чтобы рассматривать (высшие) когнитивные операции как бессознательные и проверять, что (если что) добавляет сознание (Dijksterhuis & Aarts 2010; van Gaal, Lamme). , Fahrenfort, & Ridderinkhof, 2011; в качестве исключения см. Newell & Shanks, в печати). Однако исследователи по-прежнему расходятся во мнениях относительно относительной важности или вклада сознательных и бессознательных процессов. Некоторые теоретики утверждают, что причинная роль сознания ограничена или практически отсутствует; другие до сих пор считают, что сознание играет решающую роль почти во всем человеческом поведении любого значения.
Примечание. Исторический обзор того, как люди думали о бессознательном, в значительной степени основан на Кестлере (1964).
Внешние ресурсы
Книга: Замечательная книга о том, как мало мы знаем о себе: Wilson, T.D. (2002). Незнакомцы для себя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Книга: Еще одна замечательная книга о свободе воли или ее отсутствии?: Wegner, DM (2002). Иллюзия сознательной воли. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Видео: интересное видео о внимании http://www.dansimons.com/videos.html
Интернет: хороший обзор прайминга http://en.wikipedia.org/wiki/Priming_(psychology)
Атрибуция изображений
Рисунок 7.31: Mtaylor848, https://goo.gl/GhuC6L, CC BY -SA 3.0, https://goo.gl/eLCn2O
Рисунок 7.33: Эдвин Торрес, https://goo.gl/QvbdGx, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7
Рисунок 7.34: Барт, https://goo.gl/ZMnGFr, CC BY-NC 2. 0, https://goo.gl/VnKlK8
Ссылки
Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии , 71, 230–244.
Бос, М.В., Дейкстерхуис, А. и ван Баарен, Р.Б. (2008). О целезависимости бессознательного мышления. Журнал экспериментальной психологии , 44, 1114–20.
Кресуэлл, Д., Берсли, Дж. и Сатпут, А. (в печати). Нейронная реактивация связывает бессознательные мысли с эффективностью принятия решений. Социальная когнитивная и аффективная неврология .
Девайн, П. Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии , 56, 5–18.
Дейкстерхуис, А., и Аартс, Х. (2010). Цели, внимание и (не)сознание. Ежегодный обзор психологии , 61, 467–490.
Дейкстерхуис, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95–109.
Дейкстерхуис, А., и ван Книппенберг, А. (1998). Связь между восприятием и поведением, или как победить в игре Trivial Pursuit. Журнал личности и социальной психологии , 74, 865–877.
Фрейд, С. (1963). Общая психологическая теория . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)
Холланд, Р.В., Хендрикс, М., и Аартс, Х. (2005). Пахнет чистым спиртом: бессознательное влияние запаха на познание и поведение. Психологическая наука , 16, 689–693.
Кестлер, А. (1964). Акт создания . Лондон: Пингвин.
Kornhuber, HH, & Deecke, L. (1965). Hirnpotentialanderungen bei Wilkurbewegungen und passiv Bewegungen des Menschen: Berietschaftpotential und reafferente Potentiale. Архив Pflugers для Gesamte Psychologie , 284, 1–17.
Кунст-Уилсон, В., и Зайонц, Р. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые не могут быть распознаны. Наука , 207, 557–558.
Латам, Г. П., и Пикколо, Р. Ф. (2012). Влияние контекстно-зависимых и неспецифических подсознательных целей на производительность сотрудников. Управление человеческими ресурсами , 51, 535–548.
Либет, Б., (1985). Бессознательная мозговая инициатива и роль сознательной воли в произвольном действии. Науки о поведении и мозге , 8, 529–39.
Newell, B.R., & Shanks, D.R. (в печати). Бессознательное влияет на принятие решений: критический обзор. Науки о поведении и мозге .
Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х.Дж. и Хейнс, Дж.Д. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience 11, 543–45.
Ватт, HJ (1905). Experimentelle Beitrage zur einer Theorie des Denkens. Archiv für die Geschichte der Psychologie , 4, 289–436.
Зайонц, Р. Б. (1968). Поведенческие эффекты простого воздействия. Журнал личности и социальной психологии , 9, 1–27.
ван Гал, С., Ламме, В.А.Ф., Фаренфорт, Дж.Дж., и Риддеринхоф, К.Р. (2011). Механизмы диссоциации мозга, лежащие в основе сознательного и бессознательного контроля поведения. Журнал когнитивной неврологии 23(1) , 91–105.
Авторы и авторство
- Введение в психологию Джорден А. Каммингс и Ли Сандерс лицензируется в соответствии с Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License , если не указано иное.
- Дополнительные сведения см. в разделе «Атрибуции исходной главы».
Эта страница под названием 7.7: Бессознательное распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Джорденом А. Каммингсом посредством исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами LibreTexts. Платформа; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Джорден А.