Сознание и деятельность кратко: Сознание и деятельность

Принцип единства сознания и деятельности

2.01.2012

Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.).


С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности- Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам.

Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

По определению С. Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики.

Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследовании.

Ключевые слова: Сознание, Деятельность

Источник: Рогов Е. И., Общая психология. Курс лекций

Материалы по теме

Экспериментальная психология сознания

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Проявление темперамента в деятельности

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Стиль деятельности и ее эффективность

Модели сознания

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Соотношение внешней и внутренней форм деятельности

. ..

Воображение и творческая деятельность

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Эффективность групповой деятельности

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

ФИЛОСОФИЯ: Сознание: кратко


11. Сознание

Сознание как философский термин – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание – это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний.

Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание.
Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

>  
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:
 
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ

Вегетативное состояние и состояние минимального сознания — неврологические расстройства

By

Kenneth Maiese

, MD, Rutgers University

Последнее рассмотрение/изменение: май 2022 г. | Изменено в сентябре 2022 г.

Посмотреть обучение пациентов

A вегетативное состояние — отсутствие реакции и сознания из-за подавляющей дисфункции полушарий головного мозга при достаточном сохранении промежуточного мозга и ствола мозга для сохранения вегетативных и моторных рефлексов и циклов сон-бодрствование. У пациентов могут быть сложные рефлексы, включая движения глаз, зевоту и непроизвольные движения на вредные раздражители, но они не проявляют осознания себя или окружающей среды. Состояние минимального сознания , в отличие от вегетативного состояния, характеризуется некоторыми признаками осознания себя и/или окружающей среды, и пациенты имеют тенденцию к улучшению. Диагноз клинический. Лечение в основном поддерживающее. Прогноз для пациентов с персистирующим дефицитом обычно неутешителен.

Вегетативное состояние — это хроническое состояние, при котором сохраняется способность поддерживать артериальное давление (АД), дыхание и сердечная функция, но не когнитивная функция. Функции гипоталамического и медуллярного ствола головного мозга остаются интактными для поддержания кардиореспираторных и вегетативных функций и достаточны для выживания при адекватном медицинском и сестринском уходе. Кора сильно повреждена (устранение когнитивной функции), но ретикулярная активирующая система (РАС) остается функциональной (что делает возможным бодрствование). Рефлексы среднего мозга или моста могут присутствовать или отсутствовать. Больные не осознают себя и взаимодействуют с окружающей средой только посредством рефлексов. Судорожная активность может присутствовать, но не быть клинически очевидной.

Традиционно вегетативное состояние, длящееся > 1 месяца, считается стойким вегетативным состоянием. Однако диагноз стойкого вегетативного состояния не означает стойкой инвалидности, поскольку в очень редких случаях (например, после черепно-мозговой травмы) у больных может наступить улучшение, достигнув минимально сознательного состояния или более высокого уровня сознания.

К наиболее частым причинам вегетативного состояния и состояния минимального сознания относятся

  • Черепно-мозговая травма Черепно-мозговая травма (ЧМТ) Черепно-мозговая травма (ЧМТ) представляет собой физическое повреждение ткани головного мозга, которое временно или постоянно нарушает функцию мозга. Диагноз подозревается клинически и подтверждается методами визуализации (в первую очередь… читать дальше

  • Диффузная церебральная гипоксия

Однако любое заболевание, приводящее к поражению головного мозга, может вызвать вегетативное состояние. Как правило, вегетативное состояние возникает из-за того, что функция ствола мозга и промежуточного мозга восстанавливается после комы, а функция коры — нет.

В состоянии минимального сознания, в отличие от вегетативного состояния, есть свидетельства того, что пациенты осознают себя и/или свое окружение. Пациенты также имеют тенденцию к улучшению (т. е. постепенно становятся более сознательными), но улучшение ограничено. Это состояние может быть первым признаком повреждения головного мозга или может следовать за вегетативным состоянием, когда люди восстанавливают некоторые функции. Пациенты могут переходить из вегетативного состояния в состояние минимального сознания, иногда в течение многих лет после первоначального повреждения головного мозга.

Пациенты в вегетативном состоянии не проявляют признаков осознания себя или окружающей среды и не могут взаимодействовать с другими людьми. Целенаправленные реакции на внешние раздражители отсутствуют, как и понимание и выражение речи.

У пациентов в вегетативном состоянии присутствуют:

  • Признаки интактной ретикулярной формации (например, открытие глаз) и ствола головного мозга (например, реактивные зрачки, окулоцефалический рефлекс)

  • Сон-бодрствование циклы, не обязательно отражающие определенный циркадный ритм и не связанные с окружающей средой

  • Более сложные рефлексы ствола мозга, включая зевоту, жевание, глотание и, нечасто, гортанную вокализацию

  • Иногда рефлексы возбуждения и вздрагивания (например, громкие звуки или моргание ярким светом могут вызвать открытие глаз)

  • 90 031

    Иногда слезотечение и слезотечение

  • Иногда появление улыбки или хмурого взгляда

  • Спонтанные блуждающие движения глаз, обычно медленные, с постоянной скоростью и без саккадических подергиваний

Спонтанные блуждающие движения глаз могут быть ошибочно истолкованы как произвольное отслеживание и могут быть неверно истолкованы членами семьи как свидетельство осознания.

Пациенты не могут реагировать на визуальную угрозу и не могут выполнять команды. Конечности могут двигаться, но единственные возникающие целенаправленные двигательные реакции примитивны (например, схватывание предмета, касающегося руки). Боль обычно вызывает двигательную реакцию (как правило, декортикацию или децеребрацию), но не целенаправленное избегание. У больных отмечается недержание кала и мочи. Черепно-мозговые нервы и спинномозговые рефлексы обычно сохранены.

В редких случаях активность мозга, выявляемая с помощью функциональной МРТ или электроэнцефалографии (ЭЭГ), указывает на реакцию на вопросы и команды, даже если отсутствует поведенческая реакция (скрытое сознание). Степень фактического сознания пациентов пока неизвестна. У большинства пациентов с такой мозговой активностью вегетативное состояние возникло в результате черепно-мозговой травмы, а не гипоксической энцефалопатии.

Сохраняются фрагменты осмысленного взаимодействия с окружающей средой. Пациенты в состоянии минимального сознания могут делать следующее:

  • Устанавливать зрительный контакт

  • Целенаправленно хватать предметы

  • Отвечать на команды стереотипно

  • Отвечать тем же словом

На вегетативное состояние указывают характерные признаки (например, отсутствие целенаправленной деятельности или понимания) плюс признаки интактной ретикулярной формации. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Тем не менее, нейровизуализация показана для исключения излечимых заболеваний.

Вегетативное состояние следует отличать от состояния минимального сознания. Оба состояния могут быть постоянными или временными, и физикальное обследование может не отличить одно от другого. Необходимо достаточное наблюдение. Если наблюдение слишком краткое, свидетельство осознания может быть упущено из виду. У некоторых пациентов с тяжелой болезнью Паркинсона ошибочно диагностируют вегетативное состояние.

КТ или МРТ могут дифференцировать ишемический инфаркт, внутримозговое кровоизлияние и объемное поражение коры или ствола головного мозга. Магнитно-резонансная ангиография может использоваться для визуализации сосудов головного мозга после исключения кровоизлияния в мозг. Диффузионно-взвешенная МРТ становится предпочтительным методом визуализации для наблюдения за продолжающимися ишемическими изменениями в головном мозге.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная МРТ и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) могут использоваться для оценки функции головного мозга (а не анатомии мозга). Если диагноз стойкого вегетативного состояния вызывает сомнения, следует провести ПЭТ, ОФЭКТ или функциональную МРТ. В некоторых случаях эти тесты могут показать, функционируют ли еще части мозга, такие как кора, даже если это не очевидно при клиническом обследовании.

ЭЭГ полезна для оценки корковой дисфункции и выявления скрытой судорожной активности.

Прогноз несколько различается в зависимости от причины и продолжительности вегетативного состояния. Прогноз может быть лучше, если причиной является обратимое метаболическое состояние (например, токсическая энцефалопатия), чем если причиной является гибель нейронов из-за обширной гипоксии и ишемии или другого состояния. Кроме того, у более молодых пациентов может восстановиться больше двигательных функций, чем у пожилых пациентов, но не больше когнитивных функций, поведения или речи.

Выход из вегетативного состояния маловероятен через 1 месяц, если повреждение головного мозга нетравматическое, и через 12 месяцев, если повреждение головного мозга травматическое. Даже если после этих интервалов происходит некоторое выздоровление, большинство пациентов серьезно инвалидизируются. Редко улучшение наступает поздно; через 5 лет около 3% больных восстанавливают способность к общению и пониманию, но еще меньше могут жить самостоятельно; ни один пациент не восстанавливает нормальную функцию.

При сохранении вегетативного состояния большинство пациентов умирают в течение 6 месяцев после первоначального повреждения головного мозга. Причиной обычно является легочная инфекция, инфекция мочевыводящих путей или полиорганная недостаточность, или смерть может быть внезапной и по неизвестной причине. Для большинства остальных ожидаемая продолжительность жизни составляет от 2 до 5 лет; только около 25% пациентов живут > 5 лет. Некоторые пациенты живут десятилетиями.

Большинство пациентов, как правило, приходят в сознание, но в ограниченной степени, в зависимости от того, как долго длилось состояние минимального сознания. Чем дольше это продолжалось, тем меньше шансов у пациентов восстановить высшую корковую функцию. Прогноз может быть лучше, если причиной является черепно-мозговая травма.

В редких случаях к пациентам возвращается четкое, но ограниченное сознание после многих лет комы, которую средства массовой информации называют пробуждениями.

  • Поддерживающая терапия

Поддерживающая терапия является основой лечения пациентов в вегетативном состоянии или в состоянии минимального сознания; он должен включать следующее:

  • Профилактика системных осложнений вследствие иммобилизации (например, пневмонии, инфекции мочевыводящих путей, тромбоэмболии)

  • Обеспечение хорошего питания

  • Профилактика пролежней Профилактика Пролежни представляют собой участки некроза и часто изъязвления (также называемые пролежнями), где мягкие ткани сдавливаются между костными выступами и внешними твердыми поверхностями. Они вызваны… читать далее

  • Проведение лечебной физкультуры для профилактики контрактур конечностей

Вегетативное состояние специфического лечения не имеет. В решениях о жизненно важном уходе должны участвовать социальные службы, больничный комитет по этике и члены семьи. Сопровождение пациентов, особенно тех, у кого нет предварительных указаний Предварительные указания Предварительные указания — это юридические документы, которые расширяют контроль человека над решениями по медицинскому обслуживанию в случае, если человек становится недееспособным. Их называют предварительными указаниями, потому что… читать далее, чтобы направлять решения о прекращении лечения, в длительном вегетативном состоянии возникают этические и другие (например, использование ресурсов) вопросы.

Большинство пациентов в состоянии минимального сознания не реагируют на специфическое лечение. Однако в некоторых случаях лечение золпидемом, апоморфином или амантадином может привести к улучшению неврологической реактивности до тех пор, пока продолжается прием препарата.

Все больше исследований оценивают влияние музыкальных вмешательств при расстройствах сознания (1 Справочные материалы по лечению Вегетативное состояние — это отсутствие реакции и сознания из-за подавляющей дисфункции полушарий головного мозга с достаточным сохранением промежуточного мозга и ствола мозга сохранить. .. читать дальше ). Некоторые исследования показывают, что музыкальная терапия может привести к положительным поведенческим эффектам и возвращению к нормальным физиологическим реакциям. Результаты следует интерпретировать с осторожностью, поскольку исследования в этой области до сих пор были ограничены.

  • 1. Li X, Li C, Hu N, Wang T: Музыкальные вмешательства при расстройствах сознания: систематический обзор и метаанализ. J Neurosci Nurs 52 (4): 146–151, 2020. doi: 10.1097/JNN.0000000000000511

  • Вегетативное состояние обычно характеризуется отсутствием реакции и осознания из-за выраженной дисфункции полушарий головного мозга. с, интактный ствол мозга функцию, а иногда имитацию осознания, несмотря на его отсутствие.

  • Состояние минимального сознания отличается от вегетативного состояния тем, что пациенты в некоторой степени взаимодействуют с окружающей средой и со временем улучшаются.

  • Диагноз требует исключения других заболеваний и часто длительного наблюдения, особенно для дифференциации вегетативного состояния, состояния минимального сознания и болезни Паркинсона.

  • Прогноз обычно неблагоприятный, особенно у пациентов в вегетативном состоянии.

  • Лечение в основном поддерживающее.

Название лекарства Выберите сделку

золпидем

Амбиен, Амбиен CR, Эдлуар, Интермеццо, Золпимист

апоморфин

Апокин, КЫНМОБИ

амантадин

ГОКОВРИ, Осмолекс ER, Симметрел
ПРИМЕЧАНИЕ: Это профессиональная версия. ПОТРЕБИТЕЛИ: Посмотреть потребительскую версию

Авторские права © 2023 Merck & Co., Inc., Рэуэй, Нью-Джерси, США и ее филиалы. Все права защищены.

Проверьте свои знания
Пройди тест!

Исследование открывает путь к сознательному осознанию

В часы бодрствования мозг получает почти постоянный приток сенсорных сигналов различной силы.

На протяжении десятилетий ученые задавались вопросом, почему одни сигналы выходят на свет сознательного сознания, в то время как другие сигналы аналогичной силы остаются в темных тенях бессознательного. Что контролирует врата, разделяющие тени и свет?

В новом исследовании, проведенном Отделением анестезиологии и Центром изучения сознания Мичиганской медицины, исследователи определили ключевую область коры головного мозга, которая, по-видимому, является воротами сознательного восприятия.

«Обработка информации в мозгу имеет два аспекта: сенсорная обработка окружающей среды без осознания и тип, который возникает, когда стимул достигает определенного уровня важности и входит в сознание», — объясняет Зируи Хуанг, доктор философии, исследователь. в отделении анестезиологии.

Хуан вместе с ведущим исследователем Энтони Худетцем, доктором философии. и их команда попытались подтвердить, что это переключение происходит в части мозга, называемой передней островковой корой, действующей как своего рода ворота между сенсорной информацией низкого уровня и осознанием более высокого уровня.

В ходе экспериментов участников помещали внутрь аппарата фМРТ и вводили анестетик пропофол для контроля уровня их сознания. Затем их просили представить себя играющими в теннис, идущими по тропинке или сжимающими руку, а также просили выполнять двигательную активность (сжимать резиновый мячик), поскольку они постепенно теряли сознание и снова приходили в него после прекращения приема пропофола.

Предыдущие исследования показали, что мысленные образы вызывают активность мозга, аналогичную фактическому выполнению этой деятельности. Когда участники представляют, что играют в теннис, активизируется часть мозга, отвечающая за управление движением. Другие области мозга деактивируются при выполнении задач, поскольку умственное внимание сосредоточено на деятельности.

По мере того, как участники исследования стали терять сознание, дезактивации случались реже. Когда они полностью теряли сознание, соответствующие области их мозга также не проявляли активности в ответ на задачи мысленного воображения. Когда они частично пришли в сознание, к ним вернулась некоторая активность, связанная с ментальными образами, и вскоре после этого в полном сознании их мозг показал нормальные паттерны активации.

БОЛЬШЕ ИЗ ЛАБОРАТОРИИ: Подпишитесь на наш еженедельный информационный бюллетень

Поиск корреляции между этими состояниями сознания показал, что активация передней островковой коры играет роль в успешном переключении между этими активациями и деактивациями.

«Сенсорный стимул обычно активирует переднюю часть островковой коры, — говорит Худец. «Но когда вы теряете сознание, передняя островковая кора деактивируется, и сетевые сдвиги в мозге, поддерживающие сознание, нарушаются». Он объясняет, что передняя островковая кора может действовать как фильтр, пропускающий в сознание только самую важную информацию.

Подтвердить свою гипотезу они попытались с помощью другого классического психологического эксперимента, в котором лицо на мгновение мелькает на экране в течение едва заметных трехсотых секунды.

За изображением лица следует шумное высококонтрастное изображение, предназначенное для прерывания сознательной обработки изображения лица. Затем участников спросили, видели ли они лицо или нет. Осознанный доступ к лицу можно было предсказать по активации передней островковой коры.

«Передняя островковая кора имеет постоянно колеблющуюся активность», — говорит Хуанг. «Сможете ли вы обнаружить стимул, зависит от состояния передней островковой доли, когда информация поступает в ваш мозг: если активность островковой доли высока в точке стимула, вы увидите изображение. Основываясь на данных этих двух экспериментов, мы пришли к выводу, что передняя островковая кора может быть воротами для осознания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *