Как нейроны приводят в действие разум
Среди всех животных, возможно, только человек наделен сознанием. Философы и ученые до сих пор не уверены в том, какова его природа. Некоторые считают, что сознание — это просто функция, которую можно реализовать на любом достаточно сложном устройстве. Другие — что такой «машиной сознания» может быть только мозг. В книге «Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берется психика» (издательство «Corpus»), переведенной на русский язык Юлией Плискиной, нейробиолог Майкл Газзанига рассказывает, что науке известно о принципах работы мозга и как нейроны наделяют нас психикой, а также выдвигает гипотезу о том, что наше сознание — это инстинкт. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным клиническим расстройствам психики, которые указывают на модульное устройство нашего мозга.
Модуль за модулем, развитие мозга
Черная королева: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать
со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!
Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно
бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Льюис Кэрролл.
«Алиса в зазеркалье»
Наш мозг кажется таким же непрочным, как Музей Гуггенхайма в испанском Бильбао, этом творении Фрэнка Гери, однако, как справедливо указывает сам архитектор, в здании музея протечек не бывает. Сооружение вполне надежно! Гери, гениальный архитектор, расширил наши представления о физических структурах, способных выполнять полезные функции. Наш мозг — тоже физическая структура, выполняющая полезные функции. В хаотичности этой с виду неустойчивой конструкции есть свои закономерности, понятные нам лишь отчасти, а большей частью — непонятные. Несмотря на много веков исследований, никто до конца так и не догадался, каким образом из этого запутанного клубка биологического материала у нас в голове рождается наш повседневный опыт. Ежесекундно в нашем мозгу совершаются мириады электрических, химических и гормональных превращений, а нам это кажется плавным и гармоничным процессом. Возможно ли это? И впрямь: как должен быть устроен мозг, чтобы он мог формировать целостное сознание?
Все на свете имеет свою базовую структуру, а физики распространяют это правило на квантовый уровень (мы еще поговорим об этом в 7 главе). Мы любим разбирать всякие вещи, чтобы посмотреть, почему они работают. Тело и мозг, как и все прочее, состоят из отдельных частей. В этом смысле можно сказать, что мы состоим из модулей, то есть из компонентов, при взаимодействии которых рождается тот самый цельный функционирующий объект нашего внимания. Мы должны разобраться в его частях, причем не только в их комбинациях, но и во взаимодействиях.
То, что наши психические состояния и поведение есть результат некоей совместной деятельности разных частей мозга, сомнений не вызывает. Мысль о мозге, функционирующем как единая структура, которая производит сознательный опыт, на первый взгляд кажется разумной. Даже нобелевский лауреат Чарльз Шеррингтон в начале 1900-х писал о мозге как о «заколдованном ткацком станке», имея в виду слаженную работу нервной системы по созданию загадочного разума. Однако неврологи, его современники, могли бы пригласить его к себе в больничные отделения, на обход. В их клиниках было полно пациентов, чей поврежденный мозг поведал бы ему совсем другую историю.
Парадокс в том, что существует масса доводов против функционирования мозга как единого целого, хотя все мы кажемся себе неделимыми сущностями — и тем самым на интуитивном уровне подтверждаем модель станка Шеррингтона. Наше неделимое сознание создается как раз тысячами относительно независимых единиц — проще говоря, модулей. Модули представляют собой обособленные и зачастую локализуемые нейронные сети, выполняющие специфические задачи.
Нейробиолог, физик и философ Дональд Маккей однажды заметил, что принцип работы чего-либо гораздо проще понять, когда в этой работе происходит сбой. Как физик он знал, что нередко инженеры быстрее разбирались в принципах работы каких-то устройств, например телевизора, когда картинка нарушалась, а не когда она была четкой и неискаженной. Точно так же изучение поврежденного мозга помогает лучше понять, как работает мозг здоровый.
Самые убедительные доказательства модульной структуры мозга дает обследование пациентов с поражением мозга. Если пострадают некоторые ограниченные области мозга, то отдельные когнитивные способности могут ухудшиться из-за прекращения работы ответственной за них нейронной сети, в то время как другие сохранятся и будут по-прежнему работать и безупречно выполнять свои задачи. Любопытно, что сознание пациентов с изменениями в мозге при многих отклонениях кажется абсолютно нормальным. Этого не было бы, если бы сознаваемый опыт зависел от идеального функционирования всего мозга в целом. Поскольку моя концепция держится на данном факте (что модули присутствуют везде), мы должны понять, в какой степени для мозга характерно модульное строение.
Модули выпадают — мозг работает
Возьмем любую, какую хотите, долю мозга у человека после инсульта. Например, при повреждении правой части теменной доли обычно возникает так называемый синдром неглекта (одностороннего пространственного игнорирования). В зависимости от местоположения и величины пораженного участка пациенты с синдромом неглекта ведут себя так, будто левой половины воспринимаемого ими мира, иногда включая левую часть их собственного тела, не существует частично или полностью! Они могут оставить еду на левой половине тарелки, не побриться или не накраситься с левой стороны, нарисовать часы без левой части циферблата, не прочесть левую страницу книжного разворота и не заметить ни людей, ни предметы в левой части комнаты. Иногда они не признают собственные левые руки и ноги, пытаясь встать с кровати без их помощи, хотя их конечности вовсе не парализованы. Некоторые игнорируют левую часть пространства даже в воспоминаниях и воображении. Судя по тому, что дефицит способностей зависит от размера и локализации пострадавшего участка, повреждение в специфических нейронных цепях приводит к ухудшению работы различных звеньев процесса. В пользу этой гипотезы убедительно говорит картирование функциональной нейроанатомии при подобных поражениях мозга.
Здесь мы сталкиваемся с неожиданным фактом: если сенсорная или двигательная система действительно выходит из строя, то проявляется синдром неглекта, а когда все сенсорные и моторные системы работают в нормальном режиме — то возможна его разновидность, синдром вытормаживания. В этом случае каждое полушарие само по себе работает вроде бы нормально, но если им приходится функционировать одновременно, начинаются ошибки. При этом на подсознательном уровне информация в игнорируемом поле может быть использована! Стало быть, информация есть, просто пациент не отдает себе в этом отчета. Вот как это происходит. Пациенты с левосторонним пространственным неглектом, которым одновременно подают зрительные сигналы в правое и левое зрительные поля, говорят, что видят только зрительный стимул справа. Но если им показывают стимул только в левом зрительном поле и этот стимул воздействует на те же зоны сетчатки, что и в предыдущем случае, то он воспринимается нормально. Иными словами, в отсутствие конкуренции с нормальной стороны зона неглекта попадает в поле внимания и в область сознательного восприятия! Самое удивительное, что такие пациенты не видят и не ощущают ничего из ряда вон выходящего — они не замечают ни пробелов в восприятии, ни сопряженных с этим проблем.
Тогда в их рассказах о себе, по-видимому, отражается лишь то, что они осознают. А это, в свою очередь, зависит от двух факторов. Во-первых, не работающие нейронные цепи ускользают от их сознания, как будто этих цепей никогда и не было. А вместе с ними исчезает и осознание их функций. Во-вторых, имеет место своего рода конкуренция. Процессы в одних цепях попадают в область сознания, в других — нет. Короче говоря, сознательный опыт, вероятно, связан исключительно с локальной обработкой информации (что обеспечивает специфические возможности), и кроме того, другие модули могут оказаться сильнее — в результате процесс так и не дойдет до сознания. Это поразительные выводы.
Однако, на мой взгляд, самое интересное клиническое расстройство — это не отрицание частей своего тела, а «феномен третьего человека»*, когда кажется, будто кто-то находится рядом с вами, хотя на самом деле там никого нет! Синдром воплощенного присутствия заставляет вас думать, что в определенной части пространства, часто прямо у вас за спиной, кто-то есть. Ощущение это настолько сильное, что люди то и дело оглядываются, пытаясь увидеть этого человека или угостить его. Когда вы идете по темной аллее и вам кажется, что вас преследуют, — это совсем другое. Чувство присутствия возникает резко и неожиданно. Подобное часто случается с альпинистами и с теми, кто подвергает себя чрезмерным физическим нагрузкам в экстремальных условиях.
Райнхольд Месснер, первым в одиночку покоривший Эверест и снискавший мировую славу величайшего альпиниста — и, между прочим, никогда не пользовавшийся дополнительными источниками кислорода, — в своей книге «Голая гора» описал один случай, который произошел с ним и его братом Гюнтером в 1970 году во время их первого серьезного восхождения на вершину Нанга-Парбат в Гималаях: «Вдруг, откуда ни возьмись, рядом со мной появился третий альпинист. Он шел вверх вместе с нами, держась на расстоянии нескольких шагов немного правее меня и не попадая в поле моего зрения. Фигуру я разглядеть не мог, да и нельзя было отвлекаться, но я был уверен, что рядом кто-то есть. Мне не требовалось доказательств, я чувствовал его присутствие». Но для того, чтобы испытать подобный опыт, не надо быть уставшим от перегрузок альпинистом. Чуть ли не половине вдов и вдовцов доводилось ощутить присутствие покойных супругов. Кое-кого такие явления вдохновляли на истории о призраках, видениях и божественном вмешательстве.
Все это тут ни при чем, утверждает швейцарский невролог и нейрофизиолог Олаф Бланке, который столкнулся с этим явлением чисто случайно. Он спровоцировал такое состояние, когда проводил электрическую стимуляцию височно-теменной зоны коры мозга своего пациента, пытаясь локализовать эпилептический очаг. Также он обследовал большую группу пациентов, жаловавшихся на ощущение чужого присутствия. Как выяснил Бланке, это явление непосредственно связано с поражением лобно-теменной области на противоположной стороне. Такое пространственное соотношение навело Бланке на мысль, что причины кроются в нарушениях обработки сенсомоторной информации и слаженной работы всех органов чувств. Определяя свое местоположение в пространстве, мы не задумываемся о том, что при этом задействуется множество процессов — зрение, слух, осязание, проприоцепция, движение и прочие, — которые при нормальной интеграции дают нам верное представление о том, где мы находимся. Если возникает сбой, наш мозг ошибается и дезинформирует нас. Олаф Бланке и его сотрудники обнаружили, что одно из подобных нарушений в обработке информации проявляется как ощущение присутствия чужака. Недавно с помощью роботизированной руки им удалось вызвать нарушение сенсорного восприятия и создать это ощущение у здоровых людей.
Совершая какие либо движения, мы ждем последствий через определенное время и в определенном месте. Вы чешете спину — и ждете моментальной реакции на спине. Если пространственные и временные ощущения отвечают вашим ожиданиям, мозг интерпретирует их как самопроизвольные. При рассогласовании, если сигналы расходятся с самоощущением во времени и пространстве, вы приписываете эти действия постороннему агенту. Представьте себе, что вы стоите с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками, ваш палец вставлен в паз «ведущего» робота, как в наперсток, а робот передает сигналы механической руке, расположенной у вас за спиной. Вы двигаете пальцем и тем самым приводите в движение механическую руку, которая постукивает вас по спине. Палец может ощущать сопротивление, иногда соответствующее силе толчка, а иногда едва заметное, явно не коррелирующее с вашими действиями. Если вы чувствуете касание рукой спины одновременно с производимым вами движением, то ваш мозг создает иллюзию: хотя ваши руки вытянуты перед вами, вам кажется, будто ваше туловище переместилось вперед и вы касаетесь пальцем своей спины. Но если ощущение касания несинхронно и на мгновение запаздывает, мозг рисует другую картину. Вы как бы перемещаетесь в обратном направлении, назад от вашего пальца, и вам кажется, будто вашей спины касается что то другое. А если вы к тому же, управляя механической рукой, еще и не чувствуете сопротивления пальцу, такое расхождение ощущений во времени порождает чувство, будто кто-то, стоящий позади вас, касается вашей спины! С помощью точного управления физическими раздражителями Бланке показал, что сенсомоторные конфликты — то есть несовпадение сигналов с физическими реакциями во времени и пространстве — способны вызвать ощущение чужого присутствия у здоровых добровольцев. Конфликты такого рода были созданы в результате манипуляций с различными локальными нейронными сетями — модулями.
Если бы мозг работал, как «заколдованный ткацкий станок», удаление его части или стимулирование неправильной работы каких-нибудь нейронных цепей либо вывело бы из строя всю систему, либо привело бы к нарушениям во всех когнитивных проявлениях. В действительности масса людей с поврежденными или отсутствующими частями мозга живет более или менее нормально. Если страдают определенные области мозга, какие-то, хотя и не все, когнитивные функции почти всегда ухудшаются. Возьмем, к примеру, такую хорошо развитую когнитивную функцию, как язык и речь. У большинства людей речевой центр расположен в левом полушарии. В речевом центре мозга имеются две совершенно различные области — зона Брока и зона Вернике.
Зона Брока отвечает за формирование речи, в то время как зона Вернике связана с восприятием и пониманием устной и письменной речи, а также с построением понятных фраз и правильным порядком слов. Точнее, зона Брока отвечает за произношение слов, то есть координирует работу мускулатуры губ, рта и языка, чтобы слова звучали правильно, а зона Вернике — за выстраивание слов в нужном порядке еще до того, как мы произнесем осмысленную фразу. Речь людей с нарушениями в зоне Брока затруднена — они произносят слова в нужном порядке, но выговаривают их с трудом, как бы рывками (скажем, «модуль… ный… мозг»), иногда с грамматическими ошибками. Пациенты с расстройствами в зоне Брока чувствуют свои ошибки и могут растеряться. Люди с нарушениями в зоне Вернике, напротив, главным образом демонстрируют неспособность понимать слова. Они произносят их с правильными интонациями и грамматическими особенностями, но то, что они говорят, лишено смысла. Можно сделать вывод, что обе эти области выполняют свою специфическую работу, а та, где возник дефект, перестает справляться со своими обязанностями. Это однозначно указывает на высокоспецифичное модульное устройство мозга.
Почему в мозге развилась модульная структура? Однажды я услышал, как глава компании Coca-Cola объяснял принцип функционирования его корпорации. По мере разрастания штата руководители компании поняли, что производить всю продукцию на одном центральном предприятии и развозить ее по всему миру неумно, неэффективно и дорого. Не было никакого смысла тратить деньги на упаковку и доставку товара, на организацию совещаний в «штаб-квартире», командировочные для их участников и на все такое прочее. Следовало поделить мир на регионы, построить в каждом свой завод и продавать продукцию на местах. Централизованное планирование отменили и ввели местное управление. То же самое и с мозгом — дешевле и более эффективно.
Подробнее читайте:
Газзанига, Майкл.Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берется психика / Майкл Газзанига : Пер. с англ. Юлии Плискиной — Москва: Издательство АСТ: Corpus, 2022. — 304 с. (Книги Политеха)
Электронная библиотека БГУ: Монографии сотрудников филологического факультета
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Электронной библиотеки БГУ (www.elib.bsu.
Collection’s Items (Sorted by Submit Date in Descending order): 1 to 20 of 65
next >
Preview | Issue Date | Title | Author(s) |
---|---|---|---|
2022 | Рыгор Піўтарак. Выбраныя працы па беларускім мовазнаўстве / склад.: І. І. Караткевіч, М. Р. Прыгодзіч, А. І. Скапненка ; пад агул. рэд. М. Р. Прыгодзіча. | Караткевіч, Ірына Іванаўна; Прыгодзіч, Мікалай Рыгоравіч; Скапненка, Аляксандр Іванавіч | |
2021 | Беларуская літаратура і культура ХІХ стагоддзя: асаблівасці развіцця і актуальныя пытанні даследавання / І. М. Запрудскі | Запрудскі, Ігар Мікалаевіч | |
2022 | Паэзія Янкі Купалы нашаніўскага перыяду: генезіс і семантыка вобразаў / Г. М. Мятліцкая | Мятліцкая, Ганна Мікалаеўна | |
2021 | Теория и практика интегративных исследований в гуманитаристике / Р. М. Ковалева [и др.] ; редкол.: Р. М. Ковалева (гл. ред.) [и др.]. | Ковалева, Р. М.; Верина, У. Ю.; Приемко, О. В.; Морозов, А. В. ; Морозова, Т. А.; Баранкевич, Л. Ф.; Зарембо, Л. И.; Калацей, В. В.; Квачек, А. В.; Ламеко, Н. В.; Вострикова, Е. В.; Мизинкина, Е. А.; Камлюк-Ярошенко, Л. В.; Петухова, Н. В.; Савелова, И. Б.; Соболева, Л. И.; Козловская, Л. А.; Альшевская, А. С. ; Скоропанова, И. С.; Трунин, С. Е. | |
2021 | Дыялог культур і традыцый: беларускі дыскурс у польскай літаратуры 1918–1939 гг. / М. М. Хмяльніцкі | Хмяльніцкі, Мікалай Мікалаевіч | |
2018 | Аргументация в русско- и белорусскоязычном научно-гуманитарном дискурсе / Т. Н. Савчук | Савчук, Татьяна Николаевна | |
2020 | Памяць i слава: Iрына Вiкенцьеўна Шаблоўская. Да 80-годдзя з дня нараджэння / склад. Н. М. Шахназаран ; рэдкал.: І. С. Роўда, Г. М. Бутырчык, Н. М. Шахназаран | Шахназаран, Н. М. | |
2020 | Философская поэзия С. Т. Колриджа / Н. М. Шахназарян ; науч. ред. Л. В. Сидорченко. | Шахназарян, Наринэ Мартиросовна | |
2020 | Лауреаты Нобелевской премии по литературе / Е. В. Андрианова [и др.] ; под ред. Н. М. Шахназарян. | Андрианова, Е. В.; Борисеева, Е. А.; Бутырчик, А. М.; Гинак, Е. С.; Гронская, О. Ч. ; Леонова, Е. А.; Логиш, С. В.; Поваляева, Н. С.; Русецкая, Д. В.; Синило, Г. В.; Шахназарян, Н. М.; Шода, М. Ю. | |
2021 | Герман Бідэр. Выбраныя працы па беларускім мовазнаўстве / склад.: А. А. Прыгодзіч, М. Р. Прыгодзіч ; пад агул. рэд. М. Р. Прыгодзіча, Г. Генчэля. | Прыгодзіч, Алена Аляксандраўна; Прыгодзіч, Мікалай Рыгоравіч; Бідэр, Герман | |
2018 | Поставангардызм Віктара Жыбуля / І. С. Скарапанава. | Скарапанава, І. С. | |
2020 | Жизнь древних славян по данным их языка [Электронный ресурс] / А. Е. Супрун ; предисл. Е. Н. Руденко. | Супрун, Адам Евгеньевич | |
2020 | Лексическая типология славянских языков [Электронный ресурс] / А. Е. Супрун ; предисл. Е. Н. Руденко. | Супрун, Адам Евгеньевич | |
2020 | Славянские числительные. Становление числительных как особой части речи [Электронный ресурс] / А. Е. Супрун ; науч. ред. М. Г. Булахов ; предисл. Е. Н. Руденко | Супрун, Адам Евгеньевич | |
2019 | Лексико-фразеологическая структура поля метаязыковых обозначений в русском и английском языках / М. С. Гутовская | Гутовская, Марина Степановна | |
Персоноцентризм в классической русской литературе XIX в. Диалектика художественного сознания: монография | Андреев, Анатолий Николаевич | ||
2012 | Лишний Пушкин: монография | Андреев, Анатолий Николаевич | |
2012 | Персоноцентризм в русской литературе XX века: монография | Андреев, Анатолий Николаевич | |
2018 | Франциск Скорина в белорусской драматургии рубежа XX–XXI вв. [Электронный ресурс] /С. Я. Гончарова-Грабовская | Гончарова-Грабовская, Светлана Яковлевна | |
2016 | Память и слава: Давид Евсеевич Факторович. К 100-летию со дня рождения / редкол.: И. С. Ровдо [и др.]. | — |
Collection’s Items (Sorted by Submit Date in Descending order): 1 to 20 of 65
next >
Subscribe to this collection to receive daily e-mail notification of new additionsDiscover
Author- 6 Супрун, Адам Евгеньевич
- 5 Андреев, Анатолий Николаевич
- 5 Прыгодзіч, Мікалай Рыгоравіч
- 3 Запрудскі, Ігар Мікалаевіч
- 3 Прыгодзіч, Алена Аляксандраўна
- 2 Гапоненка, Ірына Алегаўна
- 2 Гончарова-Грабовская, Светлана Як. ..
- 2 Запрудскі, Сяргей Мікалаевіч
- 2 Кавалёва, Рыма Мадэстаўна
- 2 Кулеш, Ганна Іванаўна
- . next >
- 42 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
- 30 ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ
- 22 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Л…
- 17 ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Літаратура. Лі…
- 16 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание
- 13 ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Мовазнаўства
- 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Кул…
- 2 ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Культура. Куль…
- 1 Беларускі фальклор
- 1 Беларускі фальклор::Дзіцячы фальклор
- . next >
- 12 2020 — 2022
- 43 2010 — 2019
- 8 2000 — 2009
- 1 1990 — 1999
- 1 1969 — 1969
- 35 Book
- 15 monograph
- 9 book
Сознание — Практическая психология
Психология, по своей сути, является изучением того, как работает разум.
Сознательный разум, наряду с бессознательным, руководил множеством увлекательных дискуссий и направлений исследований в большом мире психологии. Не каждая теория в мире сознания может быть доказана, но те немногие голоса, которые проложили путь в этих областях, получили высокую оценку или считались опасными подставными лицами.
Тем не менее, любопытные умы продолжают обсуждать, исследовать и спорить о проблемах, связанных с сознанием. Вы один из этих любопытных умов? У нас есть много контента для вас, чтобы изучить.
Что такое сознание?
Области исследования, которые фокусируются на сознании
Теории о сознании
Психологи, которых нужно знать
Что такое сознание?
Сознание — это просто осознание существования. Когда вы оглядываетесь и видите свой стул, стены и свой компьютер, вы знаете, что находитесь в сознании.
Это примерно то, с чем могут согласиться ученые, психологи и философы. Истинная природа сознания, включая то, когда оно начинается, когда оно заканчивается и как оно может быть связано с другими состояниями бытия, активно обсуждается среди экспертов. Религиозный лидер может думать одно; психолог другой.
Области изучения сознания
Споры вокруг вопросов сознания побуждали людей изучать сознание еще со времен древних философов. Платон приравнивал сознание к власти. Сократ считал, что сознание вечно, а не едино с телом. Работа Артистоля не транслируется напрямую в сознание, но некоторые его идеи интерпретируются как связанные с этой концепцией.
Самые ранние психологи также изучали сознание, от желания разрушить его до желания изучить другую сторону сознания: бессознательное.
Структурализм
Первые психологи были известны как «структуралисты», поскольку они хотели привнести структуру в изучение разума. Другим ученым было легко категоризировать и систематизировать понятия. Биологи могли охарактеризовать существо как животное, растение или гриб, а химики могли классифицировать элемент или вещество. Почему психологи не могли сделать то же самое с сознанием?
Хотя структурализм просуществовал недолго, мы продолжаем признавать его роль в ранней психологии.
Психодинамика
Психодинамика — это то, что действительно ставит сознание и бессознательное на карту. Этот подход является общим термином, который охватывает работу и идеи Зигмунда Фрейда и всех, кто последовал за ним. Длинный список психологов как работал с Фрейдом, так и порвал с ним, чтобы изучить свои взгляды на сознательный и бессознательный разум. Без Зигмунда Фрейда и психодинамики мир не знал бы идей Карла Юнга, Эрика Эриксона, толкования снов, словесных ассоциаций и даже современной версии разговорной терапии.
Стоицизм
Стоицизм — это подход к психологии, который проявляется как в древних работах, так и в современных трактовках. Ранние стоики смотрели на то, как мы воспринимаем эмоции и справляемся с ними: Марк Аврелий писал: «Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». Звучит как довольно современный взгляд на сознание и психологию, верно?
Вот почему эти идеи оказали такое влияние на Аарона Бека, когда он разработал теории, теперь известные как когнитивная психология и когнитивно-поведенческая терапия. Когда вы пойдете сегодня в кабинет психотерапевта, они с меньшей вероятностью спросят вас о ваших снах прошлой ночью и с большей вероятностью спросят вас, как вы воспринимаете свой развод, потерю дружбы или то, что сказал вам ваш начальник. на работе на днях. За это мы можем поблагодарить стоиков.
Теории о сознании
Психика
Неудивительно, что психика является центром «психологии». Этот термин относится к тому, что вы можете небрежно назвать «умом». Все мысли, о которых вы сейчас думаете, все случаи, когда вы сталкивались с навязчивыми мыслями или принимали решения за доли секунды, — все это исходит из психики.
Платон был первым, кто действительно представил идеи психики. В его ранних произведениях это также переводится как «душа». Философ верил в три вещи о психике:
«Разумная душа ищет истину через логику, факты и разум.
Воодушевленная душа использует эмоции для принятия решений и действий.
Аппетитная душа покрывает физиологические потребности, такие как еда и секс.
Если вы знакомы со взглядами Фрейда на психику, эти идеи могут показаться вам знакомыми. Другие психологи в области психодинамики также придерживались схожих, но не идентичных взглядов на психику и ее влияние на то, как мы думаем, ведем себя и живем.
Эго, Ид и Суперэго
Фрейд зашел так далеко, что дал конкретные названия трем идентифицированным им частям психики. Не только это, но он также теоретизировал о драме, которая происходит между трио.
«Ид» похож на жаждущую душу, так как он ориентирован на наши самые примитивные потребности. Эта часть психики движима сексуальным инстинктом и инстинктом смерти. Это та часть психики, которая в современном обществе часто сбивает людей с пути.
«СуперЭго» не является полностью рациональной или одухотворенной душой, а скорее следует моральному кодексу, установленному обществом. Это та часть психики, которая следует правилу «без рубашки, без обуви, без обслуживания», несмотря на любые примитивные побуждения ходить босиком или без рубашки.
«Эго» — это сила, которая стремится примирить их. Она хочет принимать решения, как одухотворенная душа, но не лишена логики и разума. Если компромисс между нашими примитивными побуждениями и правилами общества говорит нам использовать логику и факты, Эго поддерживает эту идею.
Эго, помимо того, что является великим посредником, еще и целеполагатель. Эго видит идеальное «я», которым мы стремимся быть. Столкнувшись с выбором, мы либо принимаем решения, которые являются эго-синтонными (которые соответствуют нашему представлению о себе) или эго-дистоническими (не соответствуют нашему представлению о себе).
Инстинкт
сосредоточиться на том, что мы сознательно думаем и воспринимаем. Однако под этим сознанием скрывается инстинкт. У всех нас есть инстинкты, которые мы не можем описать. У животных есть инстинкты, которые поддерживают их жизнь. Фрейд полагал, что часть нашей психики управляется, в частности, двумя инстинктами.
Теория инстинктов какое-то время изучала те бессознательные побуждения, которые возвращали морских черепах на их родные пляжи или побуждали людей участвовать в странных действиях. Но теория инстинктов была заменена другими теориями о том, что нами движет. Вместо того, чтобы ссылаться на инстинкт смерти, мы могли бы обратиться к Иерархии потребностей Маслоу или Теории снижения влечения, чтобы оценить, почему мы можем совершать определенные действия. Тем не менее, как и все теории в психологии, их полезно учитывать в наших современных исследованиях.
Спор о разуме и теле
Является ли Психика действительно душой? Это только ум или он един с телом? Является ли ум суммой своих частей, и являются ли разум и тело вместе взятыми суммой своих частей?
Я знаю, что это большие вопросы. Они говорят об одном из самых больших споров в психологии: споре о разуме и теле. Споры ведутся о том, являются ли разум и тело одним целым или же они могут быть разделены. Проблема этих дебатов в том, что на данный момент нет реального способа урегулировать спор. Мы просто не можем удалить разум из физического тела. «Чумовая пятница» — это просто фильм. В то же время мы не должны терять надежду. Есть так много вещей, которые психологи могут изучать сейчас, что они не могли изучать в прошлом!
Психологи, которых следует знать
Уильям Джеймс
Уильям Джеймс — столп американской психологии. Он был первым человеком в Соединенных Штатах, который предложил психологию в качестве курса высшего образования! Некоторые идеи, которыми он впервые поделился в первые годы учебы в Гарварде, до сих пор входят в учебные программы по психологии. Есть две концепции, которые отличают Уильяма Джеймса от других психологов: теория эмоций Джеймса-Ланге и «поток мысли».
Теория эмоций Джеймса-Ланге
Сознание, восприятие, эмоции и поведение часто являются частью психологического сценария «курица или яйцо». Разве мы сначала что-то воспринимаем, а потом чувствуем эмоции? Влияют ли наши эмоции на нашу физическую реакцию или наоборот?
Уильям Джеймс и Карл Ланге попытались ответить на этот вопрос с помощью того, что сейчас известно как Теория эмоций Джеймса-Ланге. Они считали, что после того, как человек воспринял раздражители, он почувствовал физическое ощущение, которое трансформировалось в эмоцию. Вместо того, чтобы думать, что у вас приступ паники, а затем чувствовать, как сжимается ваша грудь, вы чувствуете, как сжимается ваша грудь, а затем думаете про себя: «Должно быть, я паникую».
Другие теории эмоций были разработаны со времен Уильяма Джеймса.
Поток Мысли
Уильям Джеймс также был человеком, который ввел термин «поток мысли» или «поток сознания». Эта идея о том, что мы постоянно думаем и перескакиваем с одной мысли на другую, была прямым ответом на идею структурализма. Как мы можем структурировать мысли нашего ума, когда существует бесконечное количество способов их связать? Одну минуту, мы думаем о работе. В следующую минуту мы спрашиваем себя, вспомнит ли нас хулиган из третьего класса. В следующую минуту пытаемся придумать, что приготовить на ужин.
Как и многие концепции, связанные с более широкой идеей сознания, нелегко изучить и получить окончательные ответы о том, как работает наш поток мыслей. Мы не умеем читать мысли!
Зигмунд Фрейд
Многие считают Зигмунда Фрейда отцом современной психологии. У него было четкое представление о том, как работает психика, как она помогает людям принимать решения и почему у людей могут развиться определенные причуды или даже психические расстройства. Хотя сегодня очень немногие из этих размышлений используются на практике, его влияние неоспоримо.
В дополнение к его работе над Ид, Эго и Супер-Эго, следующие концепции были центральными в работе Фрейда.
Стадии психосексуального развития
Воспоминания, которые мы создали в детстве, и наш ранний опыт, безусловно, влияют на то, кем мы становимся во взрослом возрасте – с этим трудно спорить. Но «Стадии психосексуального развития» Фрейда развивают эту идею дальше. Некоторые говорят, что эта теория зашла слишком далеко.
Теория описывает пять различных стадий, которые мы начинаем с рождения и продолжаем проходить на протяжении всей взрослой жизни. На каждом этапе человек ищет удовольствия от определенной части тела, включая рот и задний проход. Если на каждом из этих этапов возникают конфликты, ребенок вырастет во взрослого, у которого есть «проблемы» в этой области.
Работая над этой теорией, Фрейд также разработал идею эдипова комплекса. В основном мальчики растут с сексуальным влечением к матери и желанием причинить вред и заменить отца. И снова в работах Фрейда обнаруживается греческое влияние.
Какими бы странными ни казались эти идеи десятилетия спустя, работа Фрейда оказала монументальное влияние и побудила многих психологов изучить свои собственные теории отцовства, детства и поведения.
Карл Юнг
Карл Юнг был одним из таких психологов. Первоначально он работал бок о бок с Фрейдом, но в конце концов оторвался от психолога, чтобы заняться своими собственными теориями. Многие теории Юнга совпадают с теориями Фрейда.
Структура психики
Фрейд и Юнг верили в существование эго как части человеческой психики. Но вместо Ид и Суперэго Юнг считал, что двумя другими частями психики являются личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Особенно интересно коллективное бессознательное; это бессознательное, присущее всем людям. Это действительно бросает ключ в споры о природе и воспитании!
В дополнение к работе над сознанием Юнг также изучал различные типы личностей и «архетипы», которым соответствуют люди. Если вы когда-либо проходили тест Майерс-Бриггс, вы можете поблагодарить Карла Юнга.
Комплекс Электры
Другой концепцией Юнга, на которую повлиял Фрейд, был комплекс Электры. Юнг развил эту идею, работая с Фрейдом; это «женская версия» эдипова комплекса. По сей день гендер и сексуальность обычно находятся в центре критических разговоров о работе Фрейда и, в конечном счете, являются причиной того, что пути Юнга и Фрейда разошлись.
Ваше сознание было полностью преобразовано. Что теперь?
Что, если нет «пути» к просветлению? Что, если наш опыт пробуждения — эти временные, но мощные моменты прозрения, ясности, принятия и самопреодоления — не направляет нас к постоянным состояниям счастья, единства и свободы? Вместо того, чтобы подниматься по четко обозначенному пути, мы можем оказаться дрейфующими в огромном и безжалостном океане.
Опыт, который, как кажется, направляет нас к просветлению, известный как опыт пробуждения, часто ошибочно считается однозначно положительным. Часто считается, что эти могущественные духовные состояния, инициированные с помощью таких практик, как медитация, молитва, ритуал, размышление, сенсорная депривация или использование галлюциногенов, открывают тайны жизни, обеспечивают форму абсолютного счастья, раскрывают некую так называемую высшую истину или даже ведут. к постоянным позитивным преобразованиям. Все кажется таким идеальным. Но для тех, кто испытал радикальные изменения, сопровождающие пробуждение, все не так просто. Священное знание дорого обходится.
Воодушевленные опытом пробуждения и надеждой на просветление, некоторые люди бросают все: семью, друзей, пиво, секс, развлечения, деньги, даже прическу и приличное чувство стиля. Десятилетия назад я отказался от всего этого, чтобы стать буддийским монахом. Стоило ли это? Что ж, хотя я все еще не просветлен, у меня было много мощных трансформирующих переживаний: сильные озарения, ошеломляющие прозрения, эйфорические эмоции, чувство самопреодоления и непоколебимой невозмутимости. Кажется, ничто не может сравниться с их глубиной. Но ясность может прийти с путаницей. Иногда эйфория, сопровождающая прозрение, сменяется дезориентацией, а самопреодоление может превратиться в самообман. Мне потребовались годы неверных поворотов, чтобы понять, что не все трансформации, происходящие в результате пробуждения, ведут в правильном направлении.
Мой первый трансформирующий опыт пришел не через медитацию или буддийские прозрения, а через ЛСД в подростковом возрасте. Приняв его в первый раз, я увидел «себя» как не что иное, как шаблон, иллюзию, которая перцептивно смещалась и двигалась без реального содержания. То, что я считал «я», всю мою жизнь было «не-я». Это раскрылось во всей своей сокрушительной славе, когда я смотрел на замысловатые узоры персидского ковра, которые каким-то образом перемещались перед моими глазами. Я увидел, что эти узоры созданы бесчисленными нитями, которые сами состоят из бесчисленных атомов. То, что я принял за «я», ничем не отличалось: группа движущихся частиц сформировала узор. Центр того, кого я считал себя растерзанным и истекающим кровью на ковер. В то время это был самый важный опыт, который у меня когда-либо был. Что-то сломалось во мне — в лучшую сторону. Единственная проблема заключалась в том, что я понятия не имел, как собрать воедино осколки.
Что нам делать, если мы ощутили себя разбитыми пробуждением? К сожалению, справочника «Пробуждение для чайников» не существует. Достаточно сложно подобрать слова, чтобы описать то, что мы увидели, не говоря уже о том, чтобы понять, что это был за опыт. И как мы проживаем нашу жизнь после этого? Ответы найти нелегко. В настоящее время мы можем полагаться на наставления созерцательных традиций.
Последнее, что пришло мне в голову в первую ночь, когда я принял психоделики, было то, что глядя на персидский ковер, я могу стать буддийским монахом
Созерцательные традиции на протяжении всей истории превозносили важность переживания мощных духовных прозрений, которые могут радикально изменить ваше отношение к жизни. Отдернув занавеску, разглядеть то, что скрывалось за ней, практически невозможно. Но это может быть нелегко объяснить. Различные созерцательные традиции, религии и культуры пытались описать эти «неописуемые» переживания и то, к чему они приводят, с помощью различных терминов, включая трансцендентность, поглощение, единство, растворение эго или ничто.
Независимо от того, как они описаны, современные исследования показали, что эти переживания, как правило, имеют общий вкус «пробуждения», состоящий из определенных ключевых ингредиентов. Во-первых, они разделяют чувство единства , в котором индивидуальное «я» или эго, кажется, растворяются в единстве — будь то бог, всеобщее сознание или состояние, в котором «я» и другие сливаются. Во-вторых, они разделяют чувство эмоциональной напряженности , когда сильные чувства, такие как безграничная любовь, экстаз, блаженство, абсолютный трепет или чистое сострадание, пронизывают каждый аспект их существа. В-третьих, они разделяют чувство ясность , в котором люди описывают определенное понимание или понимание природы своего существования. Наконец, есть чувство сдачи или принятия процесса вместо того, чтобы заставить его произойти, чувство сдачи божественному или чувство уравновешенной невозмутимости со всеми вещами.
Иногда эти ингредиенты вызывают глубокие преобразования. Последнее, о чем я думал в подростковом возрасте в первую ночь, когда я принял психоделики, было то, что, глядя на персидский ковер, я могу в конечном итоге стать буддийским монахом, соблюдающим целомудрие. Вспышка озарения не только мгновенно разрушает мир, но и может служить точкой перегиба для необратимых изменений. Многие области жизни человека могут измениться после этого опыта, включая его чувство смысла и цели, его убеждения и ценности, отношения, даже его карьеру и здоровье. Более того, эти изменения кажутся в основном к лучшему.
Проблема в том, что опыт пробуждения настолько сильно трансформирует, что может также полностью дезориентировать. В некоторых случаях они могут привести к полетам фантазии. В остальных случаях бред. Я провожу много времени, разговаривая с медитаторами, которые спустя много лет после пробуждения все еще не понимают (или неверно истолковывают), через что им пришлось пройти.
Что же делать после пробуждения? Как вы можете преодолеть чувство, что вас бросили по течению бескрайнего океана?
Первый шаг может быть самым трудным: найти проводника. Поскольку опыт, вероятно, будет новым, субъективным и уникальным, его трудно понять. Вот где могут помочь созерцательные традиции, в том числе великие религии или другие духовные практики, культурные верования коренных народов или более современные концепции, такие как трансцендентализм. Как только вы найдете традицию и соответствующее сообщество, вы можете найти гида, у которого был подобный опыт. Этот процесс сложный и пугающий. Это включает в себя множество проб и ошибок, и вы можете столкнуться с некоторыми странными людьми и идеями на этом пути. Но оно того стоит. Поиск руководства может помочь вам понять опыт и понять, что делать дальше.
Но почему ты не можешь решить это сам? Зачем вам нужен текст бронзового века или какой-то лысый чудак на простыне, чтобы переосмыслить то, что вы испытали в глубине своего существа? Это не означает, что у учителей, традиций или сообществ есть безошибочные ответы, но, скорее, нелегко разобраться в опыте пробуждения без посторонней помощи. На самом деле, попытки проработать этот опыт самостоятельно могут быть сопряжены с огромным риском. Без проверки реальности вы можете интерпретировать свое «пробуждение» как нечто большее, чем оно было на самом деле.
Один опыт вряд ли сделает вас святым, но небольшие сдвиги со временем могут иметь большое значение
Это подводит нас ко второму шагу: не переоценивайте свой опыт пробуждения. Наличие одного из этих переживаний не означает, что вы просветлены, или духовно образованы, или являетесь экспертом. Вы сделали важный первый шаг, но впереди еще много-много всего. Люди часто думают о своем первоначальном опыте пробуждения, как о достижении цели. Но если мы представим себя в путешествии по океану, более вероятно, что вы только что вывели корабль из гавани. Именно здесь созерцательные рамки и их сообщества могут помочь вам указать правильное направление.
Принятие опыта за нечто большее, чем оно есть, может привести нас к духовному заблуждению. Вера в то, что мы достигли пункта назначения, заставляет нас плыть туда, где мы есть, или, что еще хуже, дрейфовать дальше в неправильном направлении. Часто люди так сильно хотят, чтобы эти переживания повторились снова, что начинают воображать их, никогда не осознавая, что создают эскапистскую фантазию. Будучи буддийским монахом, я часто сталкивался с людьми (включая других учителей), у которых однажды в голове возник яркий образ, а затем они провели следующие несколько десятилетий, веря — и рассказывая другим — что они обладают мистическими способностями. Легко ослепнуть сиянием опыта пробуждения.
Последствия могут быть постоянными, но сами переживания не длятся вечно. В конце концов мирское существование возвращается, когда мы сталкиваемся с нашей работой, нескошенными газонами, больными детьми или грязными микроволновыми печами. Опыт становится воспоминанием. Как бы то ни было, эта память теперь может служить одним из самых влиятельных ориентиров на всю оставшуюся жизнь. Потенциально это может изменить нас к лучшему. Но гарантии нет.
Хотя трудно сказать, кто заменит , длительные преобразования, вероятно, имеют какое-то отношение к тому, что исследователи называют «вторичным сдвигом». Эти сдвиги являются значительными преобразованиями, которые изменяют ценности, убеждения и отношения — они создают новую когнитивную карту реальности, которая в конечном итоге может привести к необратимым изменениям в вашем ощущении идентичности.
Что запускает этот вторичный сдвиг? В большинстве сообщений указывается, что эти преобразования связаны с самопревосхождением во время опыта пробуждения — ощущением растворения или деконструкции «я», а затем преобразованием через чувства единства, эмоциональной интенсивности, ясности и принятия. Но, скорее всего, изменятся только определенные части вашей личности, и они могут включать в себя моральные качества. Моральные изменения могут быть ключевым индикатором необратимых изменений, потому что моральные черты считаются более важными для вашего самоощущения и идентичности, чем любая другая часть разума. Во время пробуждения ваша моральная идентичность может измениться в ответ на сильное чувство единства и другие эмоции. Таким образом, вопрос о том, изменитесь ли вы и в какой степени, может зависеть от того, насколько этот опыт изменит вашу моральную идентичность. Один опыт вряд ли сделает вас святым, но небольшие сдвиги со временем могут иметь большое значение — они могут указать вам направление, которое в конечном итоге приведет к позитивным изменениям.
В идеале вам не нужен опыт пробуждения, чтобы стать лучше, но он может служить компасом, который будет вести вас по жизни. Здесь полезно вспомнить основные элементы опыта пробуждения: чувство единства, эмоциональную интенсивность, ясность и сдачу или принятие. Этот опыт может показаться дезориентирующим, но, многократно размышляя об этих субъективных элементах и постоянно пытаясь интегрировать их в свою повседневную жизнь, вы начинаете процесс глубокой трансформации, который может улучшить вашу ментальную жизнь и то, как вы действуете в мире. Например, культивируете ли вы чувство единства, включающее разнообразие форм жизни на этой планете? Память об объединяющих качествах опыта может помочь вам постоянно корректировать вред или помощь, которую вы можете причинить миру через ваши этические взаимодействия. Привносите ли вы в свои отношения эмоционально интенсивные положительные состояния, такие как сострадание, благодарность или доброта? Воспоминание об этом опыте напоминает вам о том, что нужно распространять эти эмоции не только на людей, о которых вы заботитесь, но и на тех, к которым вы безразличны, можете никогда не встретиться, или даже на тех, кто вас раздражает. Как вы продолжаете использовать ясность опыта пробуждения для формирования своих приоритетов или решений в жизни? Ясность можно использовать, чтобы подумать о том, как вы тратите свое драгоценное время в этой жизни. Наконец, привносите ли вы чувство капитуляции или принятия в то, как вы действуете в мире? Выход за пределы своих эгоцентричных желаний и подчинение чему-то большему может дать вам более высокую цель.