Сознания схема: Cхема сознания: структура и уровни сознания

Cхема сознания: структура и уровни сознания

«Сейчас мы можем представить себе серьёзную теорию только как некое аксиоматическое построение. […] Пытаясь построить аксиоматизированную метафору сознания, мы должны будем:

(А) ввести исходные, строго говоря, неопределяемые, но интуитивно ясные понятия; 
(Б) сформулировать аксиомы; 
(В) предложить правила вывода; 
(Г) показать объясняющую силу модели.

А. Исходные понятия

Вводятся два таких понятия: смыслы и сознание. Под смыслами мы будем понимать всё то, что когда-либо было проявлено в культурах прошлого или будет проявлено в культурах будущего. Сознание предстаёт перед нами как некоторое устройство, непрестанно и по-новому раскрывающее смыслы. Схематизируя, можно предложить следующую картографию сознания:

1) Уровень логического мышления. Здесь смыслы раскрываются через аристотелеву логику. Это компьютероподобная часть сознания.

2) Уровень предмышления, где вырабатываются те исходные постулаты, на которых базируется собственно логическое мышление.

3) Подвалы сознания — на этом уровне происходит чувственное созерцание образов. Здесь осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного, если пользоваться терминологией Юнга.

4) Физическое тело. Здесь мы имеем в виду прежде всего общесоматическое состояние человека.  Те измененные состояния сознания, которыми так интересуется сейчас трапсперсональная психология, возникают при отключении верхнего, логически структурированного уровня. Отключение осуществляется направленными воздействиями на тело — релаксацией, сенсорной  депривацией, регулированием дыхания. Управляющему воздействию подвергается всё, что может изменить собственное время. В этой системе представлений тело, если хотите, становится одним из уровней сознания.

5) Уровень метасознания. Можно думать, что этот уровень принадлежит уже, говоря словами В.И. Вернадского, к ноосфере, или, иначе, к трансличностному сознанию, взаимодействующему с телесно капсулизированным сознанием человека через бейесовскую логику, о которой мы будем говорить ниже. На этом космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру (мы будем называть их бейесовскими фильтрами).

Часть сознания — уровни (2) и (3) мы будем отождествлять с бессознательным. В этой публикации мы будем фиксировать своё внимание почти исключительно на том, что происходит на втором уровне, полагая, что происходящее там определяет внутренний семантический облик человека. Приведённая здесь схема сознания весьма условна — на самом деле человек всегда, конечно, действует как нечто единое».

Налимов В.В., Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 84-86.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

Первая помощь при солнечном или тепловом ударе

Главная

Первая помощь

При солнечном или тепловом ударе

Тепловой удар – нарушение терморегуляции организма в результате длительного воздействия высокой температуры внешней среды. Перегрев может быть вызван жаркой, безветренной погодой с высоким уровнем влажности воздуха, активной физической работой.

Солнечный удар — тепловой удар, вызванный прямым солнечным излучением.

Симптомы обоих состояний схожи между собой.

  • Сначала возникает усталость, слабость, головная боль, головокружения, боли в ногах и спине, может возникнуть рвота.
  • Позже появляются шум в ушах, одышка, учащается сердцебиение, темнеет в глазах.

Если на этом этапе не оказать помощь, то дальнейший перегрев приводит к быстрому поражению ЦНС, возникает цианоз лица, тяжелейшая одышка, пульс становится частым и слабым. Возникают судороги мышц, появляются бред и галлюцинации, дыхание становится неровным.

Пострадавший в любой момент может потерять сознание.

К сожалению, человек редко может объективно оценить происходящие с ним изменения. Поэтому важно, чтобы рядом оказались люди, которые могут провести оказание первой помощи при тепловом ударе.

Если в жаркую погоду у человека рядом с вами наблюдаются вышеописанные симптомы или человек потерял сознание:

  1. Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное помещение и положить его, приподняв голову.
  2. Нужно снять одежду, ослабить ремень.
  3. Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой, начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.
  4. Если человек в сознании напоить прохладной водой. В случае потери сознания возбудить дыхание нашатырным спиртом и перевернуть пострадавшего на бок.
  5. Вызвать скорую помощь.

Если вы транспортируется больного в медицинское учреждение самостоятельно, то проследите, чтобы пострадавший лежал.

Врачебная помощь нужна в случае тяжелых солнечных или тепловых ударов, так как медики смогут предотвратить возможность инфаркта, инсульта и других серьезных последствий перегрева. Но по симптомам достаточно сложно определить степень тяжести состояния пострадавшего, поэтому вызывайте скорую в любом случае.

Чтобы летние деньки приносили радость, а не создавали проблем, необходимо соблюдать профилактические меры:

  • Не выходите на улицу без головного убора.
  • Носите одежду светлых тонов из натуральных, дышащих тканей.
  • Избегайте прямых солнечных лучей.
  • Ограничьте потребление жирной, тяжелой пищи и скоропортящихся продуктов (включая мороженое). Отдайте предпочтение холодным (но не ледяным) супам, нежирному мясу, овощам и фруктам.
  • Употребляйте достаточное количество негазированной воды или прохладного зеленого чая.
  • Воздержитесь от алкоголя.

Эти простые меры помогут избежать не только тепловых и солнечных ударов, но и других распространенных летних проблем — пищевых отравлений, обезвоживания и несчастных случаев на воде.

Новое объяснение сознания | Школа медицины Чобаняна и Аведисяна

Сознание – это ваше осознание себя и окружающего мира. Это осознание субъективно и уникально для вас.

Исследователь Школы медицины Чобана и Аведисяна Бостонского университета разработал новую теорию сознания, объясняющую, почему оно возникло, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так сложно соблюдать диету (и сопротивляться другим побуждениям).

«Короче говоря, наша теория заключается в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и соответствующим образом планировать», — пояснил автор корреспондента Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии. «Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем о том, что делали».

Бадсон объяснил, что он разработал эту теорию вместе со своими соавторами, философом Кеннетом Ричманом, доктором философии из Массачусетского колледжа фармацевтики и медицинских наук, и психологом Элизабет Кенсингер, доктором философии из Бостонского колледжа, чтобы объяснить ряд явлений, которые нелегко понять. с предшествующими теориями сознания.

«Мы знали, что сознательные процессы были просто слишком медленными, чтобы активно участвовать в музыке, спорте и других видах деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, что делает сознание», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра трансляционных когнитивных исследований. Неврология в Бостонской системе здравоохранения по делам ветеранов (VA).

По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, полагая, что сделали их сознательно. Итак, мы можем сказать себе, что собираемся съесть одну ложку мороженого, а следующее, что мы знаем, контейнер пуст — потому что наш сознательный разум не контролирует наши действия. «Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей, проносящихся в нашей голове, когда мы пытаемся заснуть, а также почему так трудно сохранять внимательность», — добавляет Бадсон.

Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и нарушений развития расстройствами сознания, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, делирий, мигрень, шизофрению, диссоциативное расстройство личности, некоторые виды аутизма и другие.

И, наконец, их документ представляет собой дорожную карту того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательного мозга.

При дальнейшем изучении эта работа может позволить пациентам улучшить проблемное поведение, такое как переедание, помочь нам понять, как структуры мозга поддерживают память, и даже дать представление о философских вопросах, связанных со свободой воли и моральной ответственностью.

Эти данные опубликованы в журнале Cognitive and Behavioral Neurology.

Новое объяснение сознания

Опубликовано 7 месяцев назад по в Исследования

Учения школы Йогачара — Врата дзен

В этой части мы рассмотрим различные типы сознания, которые влияют на нашу повседневную (и прошлую) жизнь.

Ранее мы видели, как Будда показал нелокальную природу сознания, нарисовав восемнадцать дхату.

Йогачара провел дальнейший анализ этой схемы, взяв последнюю триаду, относящуюся к ментальному сознанию:

Ментальные объекты…. Психический орган чувств… Ментальное сознание (мано)

Это «мано» далее было проанализировано на две части:

Мано – ментальное сознание, включающее в себя все другие чувственные сознания (зрение, слух, осязание, воспоминание и т. д.), и полагание седьмого:

Манас – рефлексивное сознание. По своей чистоте оно часто упоминается в дзэн как Зеркало Сердца. Это то рефлексивное сознание, которое просто видит вещи как в зеркале. Это возникает, когда устанавливается прочная основа для осознанного осознания.

Однако это палка о двух концах.

Когда зеркало загрязняется неправильным видением, оно воспринимает себя как отдельное от всего остального, и таким образом возникает иллюзия «я».

Если вспомнить из рассказа о Шестом китайском патриархе два стиха, написанных на монастырской стене. Первое чтение:

 

Тело — Древо Просветления,

Сердце — яркое зеркало на подставке.

Тщательно протирайте это зеркало каждый день,

Чтобы пыль не оседала.

 

Это «зеркало» есть манас.

Йогачарины постулировали восьмое сознание, называемое «Хранилище сознания» или Алайя виджняна.

Причина этого в том, что проблема заключается в объяснении того, как существа обладают постоянными личностными чертами, и в решении проблемы доктрины кармы.

Намеренные действия тела, речи и концептуальной мысли создают кармические оттоки, но эти оттоки могут проявиться не сразу, они могут проявиться спустя долгое время, даже эоны. Так где же они хранятся?

Ответ: Алая, или магазин семян.

Хотя Будда не говорил, что карма является единственной причиной явлений (пять других форм причинности приведены в Палийском каноне), считалось, что карма влияет на наше восприятие явлений.

Конфуций привел в пример трех человек, ставших свидетелями одного и того же события. Разражаешься смехом, ведь это самое смешное, что можно было увидеть за долгое время! Один плачет от трагедии, а третий проходит мимо нее совершенно равнодушно.

Событие создано не кармически, а опытом трех человек.

Мы не можем заглянуть в Алайю, поскольку из нее постоянно возникает феноменальный опыт. Не только это, но и наши преднамеренные действия заново засеивают Алайю. Типы семян также придают ему аромат, который со временем накапливается, создавая черты и характеристики.

Некоторые школы Йогачары считали, что существует только одна Алайя, и весь феноменальный опыт возникает из нее для всех нас.

Так сказать, Алайя лежит внизу, а остальные семь сознаний лежат вверху в феноменальном мире существования.

В глубокой медитации поверхность Алайи становится очевидной. Возникновение и исчезновение явлений можно увидеть в манасе, или рефлексивном сознании. Итак, что делает ученик в медитации, так это осознает поверхность Алайи в манасе.

Как показывает практика, со временем кармические семена перестают создаваться, поскольку озарение разрушает неправильные взгляды на себя и других. Это истощает Алайю, и поэтому говорится, что в конце концов Алайя исчезает для Просветленных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *