Бессознательное в психологии: поведение, отличие от сознательного
Зигмунд Фрейд, заметил явления, на которые другие ученые того времени не обращали внимания. Одним из них были проявления бессознательного в повседневной жизни. Он написал книгу «Психопатология повседневной жизни», чтобы описать свои наблюдения.
Важно!
В этой книге Фрейд выделяет небольшие повседневные явления, которые находятся внутри того, что мы называем «нерациональным». Это выражения, которые не имеют логики.
Одним из наиболее интересных моментов этой темы является то, что эти утверждения вызвали разрушение идеи о том, что разум (сознательные процессы) был единственным, что двигало людей. Истина заключается в том, что в нашем мышлении, чувствах и действиях есть влиятельные аспекты, которые не проходят через наше сознание.
Фрейд указал те элементы, которые не проходят через наше сознание — это те, которые мы невольно выражаем. Кроме того, если мы это игнорируем, то это приводит к ухудшению наших страданий, что приводит к болезням.
Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет направлять вашу жизнь, и вы будете называть это судьбой».
Карл Юнг
Суть и описание
Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:
- В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
- Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
- Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
- Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.
Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.
Примеры проявления бессознательного
Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.
К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.
Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.
Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.
К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.
Историческая сводка
Первые упоминания об области бессознательного, процессах, которые в ней содержатся, можно найти в работах Платона, а именно в учении о познании-воспоминании. Кардинальные изменения это понятие претерпело после выхода работы по изучению сознания от Р. Декарта. Он считал, что за пределами сознания может быть только физиологическая, но не психическая деятельность головного мозга.
Впервые концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в его работе «Монадология», выпущенной в 1720 году. Он утверждал, что именно оно является низшим проявлением душевной деятельности. По его мнению, эта область располагается на границе осознанных представлений.
Попытку сделать точное материалистическое описание осуществил Д. Гартли. Он объединил область неосознаваемого с работой центральной нервной системы.
Стимул для активного изучения области бессознательного, психических процессов которые в ней содержатся, появился после множество успехов в изучении, развитии психопатологии. Для работы с пациентами применялись специфические методики, с помощью которых ученые воздействовали на область бессознательного. Яркий пример — гипноз.
Осознанность
В настоящее время существует множество практик, направленных на достижение человеком большей осознанности. Это позволяет взять под контроль свою жизнь и добиваться отличных результатов. Кроме того, осознанность помогает достичь внутренней гармонии и найти свое место в мире.
Мы зачастую не осознаем своих истинных желаний, а руководствуемся общепринятыми стереотипами. У каждого есть навязанные обществом либо близкими людьми убеждения, как нужно поступать правильно, а что является неправильным и постыдным. Поэтому мы зачастую не хотим признаваться даже себе в своих мыслях и стремлениях. Однако непринятие себя приводит к внутреннему дискомфорту, неудовлетворенности, мешает добиваться результатов, ведь на самом деле мы хотим совсем другого.
Практики осознанности помогают разобраться в себе, распутать клубок из эмоций и чувств, расставить все по своим местам. Необходимо быть честным с собой и признаться себе в своих недостатках. Осознание проблемы – первый шаг на пути ее решения.
Понимание глубинных причин, которые приводят к неосознанным поступкам, помогают взять их под контроль.
Некоторые исследователи говорят о том, что большую часть своей жизни мы проводим неосознанно, в том плане, что действуем по привычке, постоянно думаем о прошлом или фантазируем о будущем. Однако осознанное отношение к настоящему – залог эффективности и результативности действий.
С помощью практик осознанности можно избавиться от вредных привычек. Действие, по сути, сводится к тому, чтобы вытащить явление из области бессознательного в область сознания и проработать его. Либо, напротив, в бессознательное отправляются новые образцы поведения, призванные заменить старые.
Практики осознанности могут включать в себя медитации, аутогенные тренировки, работу с психологом и другие.
Уровни
Уровни:
- Сознание. Его называют верхним слоем психики, передним краем, «острием копья». Именно отсюда начинается взаимодействие психики с окружающим миром. Сознание можно разделить на 2 части. Основная из них, через которую проходит главная информация, — фокус. Эту часть окружает периферия.
- Предсознательное. Психологи называют этот пласт «служебным районом». Его главная функция — защита сознания от перегрузок. Предсознание содержит впечатления, которые человек не может осознавать, но способен обращаться к ним в необходимые моменты. Область предсознательного содержит весь неактуальный опыт.
- Вытесненное бессознательное. На этом уровне содержатся компоненты психики, которые ранее относились к сознательному, но постепенно были вытеснены. Одна из основных причин, по которой переносятся определенные компоненты психики, — болезненный для индивида опыт. Поскольку психика не может безболезненно интегрировать его в привычное сознание, она его вытесняет.
- Принципиально не осознаваемое бессознательное. Является глубоким пластом психических явлений. Он ближе всех к биологическим, психофизиологическим процессам в организме. Этот пласт содержит психические явления, которые никогда не могли быть осознанными и не будут осознаваться в дальнейшем. В качестве примера можно привести инстинкты, рефлексы.
Каждый судит по упаковке
Испанский экономист-бихевиорист Антонио Рэнгл вносит новое в мировоззрение экономистов. Благодаря своим экспериментам над студентами-волонтёрами он получил доказательства в следующих моментах:
- За упаковку человек готов заплатить больше, если она находится перед его взором в настоящем обличии, а не в виде изображения. Помещение товара под стеклянную витрину приведёт к тому же эффекту, что и просто изображение.
- Выбор страны производителя может зависеть от ассоциативной музыки, звучащей в момент выбора товара.
- Мозговая активность ярче проявляет себя в момент выбора товара с высокой ценой, нежели с наименьшей.
- Эксперимент с одним и тем же моющим средством, но упакованным в различные 3 упаковки (жёлтую, синюю и синюю с жёлтыми пятнами), показал, что подавляющее большинство выберет порошок в разноцветной упаковке. Это прямое доказательство того, что каждый судит по внешнему виду вне зависимости, о чём идёт речь. Так, товар – по упаковке, книги – по обложке, людей – по одёжке и так далее.
Виды
Разновидности:
- Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
- Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
- Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
- Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.
Интенциональность
Интенциональность – это одно из свойств модели психического. В зависимости от способностей организма, выделяют четыре порядка:
- Интенциональность первого порядка характеризуется пониманием состояния собственного ума, своих верований и желаний.
- Второго порядка – формированием представлений о чужих умонастроениях.
- Третьего – формирование мыслей и идей другого человека.
- Четвёртого – целой цепочкой умозаключений о представлениях других о предыдущих, либо других нескольких разных людей.
Если животным присуща интенциональность только первых двух порядков, то люди обычно оперируют интенциональностью третьего и четвёртого порядка. Звучит это примерно так: «Похоже, друг мой Сэнфорд догадывается, что моя дочь Оливия думает, будто его сын Джонни считает её очаровашкой». Говорят, что люди могут додуматься и до шестого порядка, но запись такого умозаключения потребует сверхбольшого напряжения от ума.
Характеристики теории
Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.
По Фрейду
У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.
По Юнгу
Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.
Юнг разделил бессознательное на два слоя:
- Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
- Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.
Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.
По Лакану
Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.
Эксперимент о попкорне
Исследования учёных позволили прийти к выводу, что порция съеденной еды зависит не только от вкуса, но и от размера упаковки, причём в равной степени. Так, диетолог из Чикаго Брайан Вансинк провёл эксперимент, в котором удалось увидеть, сколько съедается продуктов в зависимости от размера порции. А именно, как изменяется отношение людей к несвежему попкорну в зависимости от размера упаковок. В эксперименте приняли участие 158 посетителей кинотеатра. Одной группе выдали бесплатно маленькие упаковки по 100 г, а другой – большие по 240 г. Никому не понравилось засохшее угощение, но группа с большими упаковками съела на 33,6 процента больше.
Данный эксперимент подтвердил на практике, что пища в больших упаковках может привести к перееданию даже теми продуктами, которые не очень вкусные. А экономия на больших упаковках с едой является мнимой, так как чем больше куплено, тем больше будет съедено. Таким образом, необдуманные решения, потенциально имеющие негативные последствия, чаще принимаются по инерции. Чтобы исключить такие последствия, достаточно избавиться от внешних проявлений этой инерции.
Связь с сознательным
Простой способ рассмотреть связь бессознательного с сознанием — изучение феномена сновидений. Сон — особый вид активности. Во время сна человек:
- Двигается.
- Проговаривает отдельные слова или предложения. Он произносит то, что вызывает сильные эмоции или нечто крайне важное.
- Размышляет.
- Сохраняет память.
- Просыпается в требуемый момент.
- Обучается. Во сне человек способен улучшить познания в иностранном языке.
Одновременно с этим между областью сознательного и бессознательного нет четких переходов. Фокус сознания концентрируется на том, что актуально для человека. При этом сторонние действия, явления уходят в область бессознательного, поскольку не имеют значимости.
Введение
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
6 стр., 2589 слов
Раздел I. Общая физиология. Физиологические основы поведения. Введение
… его роль в формировании психосоматических заболеваний организма. Физиология целенаправленной деятельности (поведение). 48. Роль социальных и биологических мотиваций в формировании целенаправленной деятельности … , относительный антагонизм их влияния. Высшая нервная деятельность 35. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. 36 …
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, не экспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
6 стр., 2587 слов
Личность Зигмунда Фрейда
..
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для .
; Реферат по общей психологии на тему: «Личность Зигмунда Фрейда» Выполнил: студент 2 курса 521 … орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует …
Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.
Сознание
Сознание выделяет человека из мира животных, существующих на уровне условно-рефлекторного поведения. С помощью сознания люди:
- решают интеллектуально-сложные задачи,
- занимаются творчеством,
- преодолевают физические и психологические препятствия,
- выходят из конфликтных ситуаций,
- формируют нормы морали.
Рассматривая общество, можно говорить, что вся человеческая деятельность сознательно регламентирована. Она подразумевает такое же сознательное исполнение установленных требований, начиная с перехода проезжей части и заканчивая уплатой налогов.
Однако, говоря об индивидууме, психологи указывают, что в зоне ясного сознания находятся немногочисленные сигналы внешнего и внутреннего мира человека. Таким образом, сознательное соотносится с бессознательным, лишь как верхушка айсберга.
Ошибки обыденной жизни
Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.
Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.
Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».
А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф. ) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?
Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».
Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.
Переходы
Когда человек учится чему-то новому, его деятельность контролируется сознанием. Но, как только навык становиться автоматическим, он переходит в бессознательное. Научившись в детстве ходить, люди больше не задумываются, как это делать. Водитель, управляющий автомобилем длительное время, уже не контролирует свои руки и ноги. Сидя за рулем, он в состоянии разговаривать с пассажирами или учить английский с помощью аудио-уроков.
Это правило относится и к выработке реакций. Попав в нестандартную ситуацию, большинство испытывают стресс. Но, когда аналогичная ситуация повторяется раз за разом, человек перестает остро реагировать. Например, участие в судебном процессе окажется серьезным испытанием для молодого специалиста, даже при наличии юридического образования.
Постоянное присутствие в судебных заседаниях сформирует у него кроме практики, неосознанную стратегию реакций и поведения. Перемещение в бессознательное помогает освободить сознание, так называемую «оперативную память» человека. Увеличение ресурса «сознание» дает возможность изучать новое.
Не менее важен переход к сознательному. Кроме рефлексов в бессознательном у человека имеются разнообразные программы поведения, в том числе и негативные. Умение вовремя осознать шаблонность собственных действий позитивно влияет на межличностные отношения.
Например, если в момент эскалации конфликта, человек перейдет в осознанное состояние, он не поддастся на провокацию, а постарается разрешить ситуацию по существу.
Другая ситуация. Если человека необоснованно оскорбили, сказав, что он всегда плохо выполняет свою работу, он обидится. Он знает о своей старательности и ответственности, начальник его хвалит, а именно сейчас он задержал результат по объективным причинам. Однако, обидится или нет, на самом деле, – выбор человека. Просто нужно перейти в осознанное состояние.
Если оппонент не прав, значит все, что он говорит к критикуемому лицу не относится. А если прав, нужно по-другому организовать свою работу. Обида мешает принять конструктивное решение, а лишь «тянет» психическую энергию. В итоге у человека ухудшается психологический настрой, затем самочувствие, и, как следствие, работоспособность.
Список литературы
Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, Смысл, 2002.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка, М, 1979
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1996
Василюк Ф.Е. «Психология переживания», М., 1984.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, ЧеРо, 1998.
Лабунская, Невербальная коммуникация.
Найссер У. Познание и реальность.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии, Смысл, 1997.
Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенейтер, МГУ, 1984.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни З.Фрейд. Психология бессознательного, М., 1989.
Цвейг С. Зигмунд Фрейд: из биографической трилогии» «Врачевание и психика», М.,1991.
Размещено на Allbest.ru
I Сознание и бессознательное. Психология бессознательного
I
Сознание и бессознательное
В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.
Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
Если бы я мог себе представить, что интересующиеся психологией прочтут этот труд, то я приготовился бы и к тому, что уже тут часть читателей остановится и не пойдет дальше, так как здесь первый шиболет психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой. Мне думается, что причина этого заключается в том, что они никогда не изучали соответствующих феноменов гипноза и сновидения (не говоря уже о патологических феноменах), делающих такое понимание обязательным. Но выдвинутая ими психология сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения.
«Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссылающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например, представление, обычно не осознается длительно. Напротив, характерно то, что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным.
Но и в этом случае, если мы скажем, что оно было бессознательным, мы даем правильное описание. Это бессознательное совпадает тогда с латентной способностью к осознанию. Правда, философы нам возразили бы: нет, термин — бессознательное — здесь неприменим; пока представление было в состоянии латентности, он вообще и не был ничем психическим. Если бы мы уже тут начали им возражать, то завязался бы спор, который бы никакой пользы не принес.Таким образом, мы приобретаем наше понятие о бессознательном из учения о вытеснении. Вытесненное является для нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное — само по себе и без дальнейшего неспособное для осознания. Наше представление о психической динамике не может не повлиять на номенклатуру и описание. Мы называем латентное — бессознательное — только в дескриптивном, а не в динамическом смысле, предсознательным. названием бессознательного мы ограничиваем только динамически бессознательно вытесненное и получаем, таким образом, три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ), смысл которых — уже не чисто дескриптивный.
Мы, однако, пришли к термину или понятию о бессознательном другим путем, а именно — обработкой опыта, в котором играет роль психическая динамика. Мы узнали, т. е. должны были признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь, прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления, в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как представления, но они сами не осознаются. Нет надобности подробно описывать здесь то, что уже так часто излагалось. Короче говоря, тут вступает в действие психоаналитическая теория и заявляет, что такие представления не могут быть осознаны, так как этому противится известная сила; что в иных случаях они могли бы быть осознаны, и тогда было бы видно, как мало они отличаются от других, признанных психических элементов. Эта теория становится неопровержимой ввиду того, что в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить действие сопротивляющейся силы и сделать данные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.
Теперь мы удобно можем, манипулировать нашими тремя терминами СЗ, ПСЗ и БСЗ, если только не будем забывать, что в дескриптивном смысле имеется— два вида бессознательного, а в динамическом — только один. Для ряда целей изложения мы можем опустить это деление, но для других оно, конечно, необходимо. Мы все же к этому двоякому значению бессознательного более или менее привыкли и хорошо с ним уживались. Но уклониться от этой двойственности, насколько я вижу, нельзя. Различение сознательного и бессознательного является, в конце концов, вопросом восприятия, на который можно ответить «да» и «нет»; сам же акт восприятия не, дает нам никакой справки о том, по какой причине что — то воспринимается или не воспринимается. Нельзя жаловаться на то, что динамическое в своем проявлении получает лишь двусмысленное выражение[221].
Поскольку на решение в таком вопросе, зависящем или от традиций или от эмоциональных моментов, можно повлиять аргументацией, следует по этому поводу заметить следующее: указание на шкалу отчетливости осознанности не содержит ничего обязательного и имеет не больше доказательности, чем, например, аналогичные положения; есть столько ступеней освещения, начиная от резкого, слепящего света и кончая слабыми проблесками мерцания, что темноты, следовательно, вообще не существует; или — есть различные степени витальности, значит, нет смерти. Эти положения, быть может, в известном смысле и содержательны, но практически они неприменимы, и это тотчас же обнаруживается, если выводить из «них заключения, например: значит, света зажигать не надо или, следовательно, все организмы бессмертны. А кроме того, приравнением незаметного к сознательному достигается лишь то, что отнимается единственная непосредственная достоверность, вообще имеющаяся у психики. Сознание, о котором ничего не знаешь; кажется мне все же много абсурднее, чем бессознательное психическое. И, наконец, такое приравнивание незамеченного к бессознательному производилось, очевидно, без учета. динамических соотношений, которые для психоаналитического понимания были решающими, ибо при этом не учтены два факта: во — первых, что посвятить такому незамеченному достаточно внимания очень трудно и требует большого напряжения; во — вторых, если это и достигнуто, то ранее незамеченное теперь не узнается сознанием, а довольно часто кажется ему совершенно чуждым, противоречащим, и резко им отвергается.
В дальнейшем течении психоаналитической работы выясняется, что и эти подразделения недостаточны и практически неудовлетворительны. Среди возникающих ситуаций отметим следующую как решающую: мы создали себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «Я» личности. К этому «Я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т. е. к разрядке раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «Я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности. Все это, устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача — уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Всякая проблема имеет множество решений. Единственная трудность – найти среди них правильное. Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о
КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СознаниеВаше сознание — это объект или мыслящий ум. Оно лишено памяти и может удерживать только одну мысль в каждый момент времени. Оно выполняет четыре важнейшие функции.Во-первых, оно идентифицирует входящую информацию.
5. Сознание и бессознательное
5. Сознание и бессознательное 381 Вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы сталкиваемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в область
6. Бессознательное как множественное сознание
6. Бессознательное как множественное сознание 388 Гипотеза о множественных «точках свечения» основывается отчасти, как мы уже видели, на квазисознательном состоянии бессознательных содержаний, а отчасти – на существовании явлений, связанных с определенными образами,
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД Ортодоксальный подход Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. Считается, что расщепление психической сферы на уровни — бессознательный, предсознательный и сознательный — происходит в
7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути
5. Сознание и бессознательное
5. Сознание и бессознательное Этот вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы встречаемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в
I Сознание и бессознательное
I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно. Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере
I Сознание и бессознательное
I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в
Психика, сознание, бессознательное
Психика, сознание, бессознательное [27]Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е.
Второй диалог о взмахе. Сознание и бессознательное
Второй диалог о взмахе. Сознание и бессознательное — Слушай, поехали от печки. Просвети убогих на предмет того, что есть сознательное и бессознательное?— Легко. Сознание — это состояние осмысленного взаимодействия с действительностью. Соответственно, как говорит один
I. Сознание и бессознательное
I. Сознание и бессознательное В этом вступительном разделе не будет сказано ничего нового, и нельзя избежать повторения того, о чем говорилось раньше.Разделение психического на сознательное и бессознательное – это основная предпосылка психоанализа, и только благодаря
I. Сознание и бессознательное
I. Сознание и бессознательное Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа,
Исследование сознания и подсознания
Вы сидите дома, работаете за ноутбуком и вдруг слышите, как выключается холодильник. Прежде чем вы заметили его внезапную тишину, вы осознавали, что он включен?
Такого рода вопрос о природе сознания разделял философов науки почти три десятилетия. Один лагерь говорит: «Да, перцептивное (или феноменальное) сознание гораздо богаче того, что мы можем сообщить другим или самим себе». Другая сторона утверждает: «Нет, вы ничего не знали, пока вам не предложили подумать (или получить доступ) к этому опыту. Мало того, идея сознания, отделенного от когнитивной функции, выходит за рамки научной проверки 9.0005 . »
Лара Крисст, докторант психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, говорит, что она еще не решила, какая сторона правильная в отношении человеческого сознания, но добавила: «Я думаю, что это можно исследовать с научной точки зрения». Крист делает именно это, проводя ряд экспериментов в Центре изучения разума и мозга Калифорнийского университета в Дэвисе при поддержке гранта в размере 30 000 долларов от Фонда Джона Темплтона.
«Для аспиранта необычно получать исследовательский грант, а история, стоящая за этим, еще более необычна», — сказал Стивен Лак, заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, который курирует работу Крисста в его Лаборатории фундаментальной и трансляционной когнитивной нейронауки. .
Основываясь на классическом исследованииИсследовательский проект Криста вырос из интенсивного семинара в Университете Дьюка, который объединяет ученых и философов, чтобы лучше понять природу сознания.
В рамках приема на семинар — Летние семинары по неврологии и философии — Крисст предложил эксперименты для проверки конкурирующих моделей зрительного восприятия. В конце двухнедельного семинара она подала заявку на грант, и ее проект стал одним из шести, выбранных для финансирования.
Крист сказала, что обдумывала этот аргумент почти 10 лет, с тех пор как она изучала философию в Калифорнийском университете в Беркли. (Она также имеет степень магистра психологии Университета штата Сан-Франциско). Тест Сперлинга, в котором участников просили вспомнить ряды букв, кратко мелькающих на экране, стал центральным предметом дебатов о феноменальном сознании и доступе к сознанию.
В 1960 году когнитивный психолог Джордж Сперлинг продемонстрировал существование иконической памяти, используя визуальные тесты с рядами букв, показанные в этом видео.В исследовании Сперлинга участникам показывали ряды из 12 букв алфавита в течение 50 миллисекунд, а затем просили вспомнить как можно больше букв и их местонахождение. Как правило, они могли определить от трех до пяти букв, что позволяет предположить, что это была способность иконической памяти.
Однако, когда участникам предлагалось вспомнить один из трех рядов из четырех букв, участники в среднем могли идентифицировать их все. «Те, кто поддерживает диссоциативные теории — что существует феноменальное сознание, а не доступное сознание, — утверждают, что вы изначально знали обо всех 12 буквах», — сказал Крисст. «Они просто переполнили ваш доступ к ним. Лагерь доступа — те, кто утверждает, что сознание приравнивается к доступности — скажут: «Нет, изначально вы никогда не знали обо всех 12 пунктах». Возможно, вы обрабатывали их бессознательно. Но пост-кий позволил вам получить к ним доступ’» 9.0003
Анализ активности мозгаЭксперименты Криста состоят из двух частей. В одном она показывает участникам цветные квадраты — до 180 возможных значений цвета — в круглом пространстве. После задержки до 500 миллисекунд участников просят определить на компьютере цвета, которые они помнят.
Во втором тесте участники надевают шапочки для электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые измеряют электрическую активность в их мозгу, когда они просматривают набор букв и получают сигнал сообщить об увиденном.
Используя передовые методы нейронного декодирования, Крист и его сотрудники сделали следующие предсказания: «В диссоциативных теориях мы ожидаем, что активность мозга будет выглядеть одинаково до и после сигнала. В теориях, основанных только на доступе, мы ожидаем, что декодируемая мозговая активность увеличится после сигнала».
Она собрала некоторые предварительные данные, но еще недостаточно, чтобы сделать выводы.
Ее исследование, которое продолжается до августа, включает в себя сотрудничество, сформированное на летнем семинаре с двумя философами разума — Треем Буном из Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина, и Херардо Вьера из Университета Шеффилда в Англии — и аспиранткой-неврологом Дженнифер Ли из Нью-Йоркского университета9.0003
Крист сказала, что надеется получить прогнозы относительно своих экспериментов от двух ключевых фигур в дебатах — философа Неда Блока, который ввел термин «феноменальное сознание» в 1995 году, и философа/ученого-когнитивиста Дэниела Деннета, который утверждает, что сознание нельзя отделить от когнитивного такие функции, как память, внимание и принятие решений.
Разница между сознанием и бессознательным
Опубликовано Admin
Сознательное против бессознательного
Существует ряд различий между Сознанием и Бессознательным. Сознательный должен быть осознанным, преднамеренным и отзывчивым. Бессознательное, с другой стороны, относится к тому, чтобы не осознавать или выполнять что-то, не осознавая этого. Существование бессознательного разума было признано тысячи лет назад многими цивилизациями, особенно индусами, и подробно описано в их священных текстах, называемых «Ведами». Бессознательный ум полностью отличается от нашего сознательного разума. Он не воспринимает события как хорошие, плохие или безразличные, как это делает сознательный разум. Сознание ослеплено нашими интерпретациями добра и зла. Наши суждения и жесткие системы отсчета делают его необъективным и предвзятым. Именно это создает нам проблемы. Об этом и многих других различиях между сознательным и бессознательным и пойдет речь в этой статье.
Что такое Сознание?
Сознательный разум логичен и рационален. Реагирует на разные жизненные ситуации. Здесь следует помнить, что сознательный ум не знает о присутствии бессознательного, но бессознательный ум очень хорошо осведомлен о сознании. Мы учимся так много вещей и навыков через наш сознательный разум. Однако сознательный ум не может запомнить все эти вещи, и многие из этих вещей переносятся в бессознательное. Еще один удивительный факт заключается в том, что наши эмоции приписываются бессознательному. Он воспринимает события и рисует их картину в нашем сознании. Это означает, что все наши чувства являются результатом нашего сознательного ума. Таким образом, мы можем научиться решать многие из наших эмоциональных проблем, тренируя наш сознательный разум думать по-другому.
Что такое бессознательное?
Великие деятели мира освободили свой разум от суждений и предубеждений. Они видят вещи такими, какие они есть, не вынося никаких суждений. Эти люди научились использовать потенциал своего подсознания и были известны как творческие люди. Бессознательный ум не реагирует так, как сознательный, и воспринимает только то, что происходит за пределами сознательного разума. Бессознательное предпочитает оставаться свободным и работает без вашего ведома. Невербальное общение происходит даже раньше, чем вербальное общение. Наше бессознательное распознает улыбающееся лицо и вызывает улыбку в сознании. Бессознательный ум является спонтанным и интуитивным. Большинство предметов, которые мы изучаем, являются результатом нашего бессознательного, поскольку сознательному уму трудно понять глубокие теории. Например, кажется, что научиться кататься на велосипеде достаточно просто. Но большая часть обучения осуществляется бессознательным умом, поскольку сознательный ум не способен отслеживать балансировку, поддерживать координацию рук и глаз и одновременно смотреть на препятствия. Искусство езды на велосипеде, как только мы овладеваем им, переносится в бессознательное. Видно, что многие люди, которые не катались на велосипеде 40-50 лет своей жизни, могли легко сделать это даже на дальнем конце своей жизни. Это было возможно, поскольку их бессознательный разум хранил все знания. Физиологические реакции различных частей тела слишком сложны, чтобы наш сознательный разум мог их отслеживать. Наше бессознательное регулирует все такие системы, как нервная система, система кровообращения, дыхательная система, мочевая система, репродуктивная система и так далее.
В чем разница между сознательным и бессознательным?
- Сознание последовательно и логично, а бессознательное действует спонтанно и мгновенно обрабатывает информацию.
- Подсознание способно к многозадачности, в то время как сознание не имеет этой способности.
- Подсознание может создавать ассоциации и связи между многими мыслями и идеями, в то время как сознание линейно и мыслит с точки зрения причины и следствия.