Сознательное подсознательное бессознательное: Сознание, Подсознание, Бессознательное — Психологос

Сознание и подсознание человека простыми словами

Автор admin На читання 14 хв Переглядів 163 Опубліковано Оновлено

Бессознательное или подсознание? Основные идеи о бессознательном

Мы не чувствуем, откуда берутся наши мысли, не осознаем, каким образом и где накапливается опыт. Для поверхностного ума все психические явления возникают, словно из пустоты – просто на халяву появляются на фоне сознания в завершенном виде, и так же неуловимо исчезают – в «никуда». Какая-то парадоксальная фабрика скоротечных грез. Можно было бы на этом остановиться и принять, что ум – это такой волшебник, развлекающий самого себя мгновенным созданием сиюминутных мыслей и чувств. Но психологов, отважившихся поместить психику в научные рамки, такой подход не устроил. В волшебство они не поверили, и принялись за разоблачение – дескать, то – не маг, а просто фокусник, прячущий своих «кроликов» в «рукавах».

Увидеть и потрогать «рукава» науке и по сей день не удалось, а потому их так и называют тем, что осознанию не поддается – то есть, бессознательным. «Ловкость рук и никакого мошенничества».

Точнее говоря, сначала эту неосознаваемую вместимость называли подсознанием, затем, с легкой руки Фрейда, термин был заменен на «бессознательное». Проще говоря, бессознательное – это неосознаваемые психические процессы. А если подробней, то разные психологи бессознательное трактуют и описывают каждый на свой лад.

В этой статье имею наглость предложить и свой, совершенно ненаучный, взгляд. Вырабатывался он долго, из субъективных наблюдений, а потому сильно всерьез принимать не советую. Просто гипотеза.

«Второе сознание»

Я не раз говорил, что реальность для отдельного человека – это его собственная психика – набор субъективных восприятий. То, что мы воспринимаем глазами и ушами, не имеет никакой оценки. Плохим или хорошим, уродливым или прекрасным все это становится в голове. Мир обретает свои качества не где-то во вне, а исключительно в нашем субъективном уме. Хотите понять свой ум – посмотрите на жизнь, какой вы ее знаете. Ваша жизнь – это и есть вы. В этом контексте никакой объективной реальности нет, а есть лишь ее реалистичная, субъективная концепция.

Я не могу знать этого наверняка, но очень многое указывает на то, что именно бессознательное верховодит всей нашей жизнью. А воля и выбор поверхностного ума – это такая «электрическая дуга», которую создает «подстанция» бессознательного. Ум чувствует, будто делает выбор, но само это чувство выбора «фабрикуется» глубинными психическими процессами.

Читайте также:  Простая таблица “языка жестов” для автомобилистов

Можно уподобить бессознательное океану, а сознательный ум – ряби на его поверхности, возомнившей себя единственной причиной всего океана. На деле океан един, и представляет собой нечто несоизмеримо большее, чем наблюдаемые с его поверхности волны.

Еще одна аналогия – операционная система с тысячью невидимых активных и потенциальных процессов и ее рабочий стол. Наш поверхностный ум – это такой интерфейс для необъятной бездны бессознательных программ, этот интерфейс воссоздающих. На экране сознания мы видим цветные детские картинки и даже не подозреваем, какая титаническая работа проделывается для их презентации.

Здесь я делаю еще одно смелое допущение. Наше бессознательное является бессознательным не для себя, а для личности. Сознание там есть, да еще какое. Но поверхностному уму оно не принадлежит, для ума бессознательное со всем своим содержимым остается темной фрейдовской кладовой безжизненных механизмов. Где-то я кстати слышал, что Фрейд потому и отрекся от термина «подсознание», что он как бы предполагает наличие второго сознания.

Влияние на идеи и интуицию

Специалисты полагают, что именно глубинные области психики в ответе за так называемую «эврику», которая в течение жизни хотя бы раз посещала практически любого человека. Порой людям кажется, что новая идея как бы возникает абсолютно ниоткуда, совершенно невероятным образом упорядочивая всю хаотичность мыслей. Однако в психологии сознательное и бессознательное считается единым целым, которое постоянно действует в тандеме. Одно не может нормально функционировать без другого.

Та же генерация идей по большей части является заслугой бессознательного, но их последующая оценка и выбор наиболее перспективных уже регулируется сознательной частью рассудка. Именно поэтому многие руководства, тренинги и эксперты советуют при решении сложных проблем прибегнуть к одному испытанному веками методу — на некоторое время полностью абстрагироваться от этой деятельности. Бессознательная часть на этот период займется своим делом, а человек по истечении определенного срока при проведении досуга может внезапно найти решение сложной проблемы.

Проекция и рационализация

Для продолжения повествования мне придется снова пояснить некоторые термины. На progressman.ru есть давняя статья о неврозах, где я описывал защитные психические механизмы: проекцию и рационализацию. Здесь немного повторюсь.

Популярный пример рационализации можно найти в басне о лисице, которая потерпев неудачу в добыче винограда, рационализировала свое отступление низким качеством еще зеленой ягоды. То есть, чтобы не принимать ограниченность собственных возможностей, лиса обхитрила себя мнимым отсутствием интереса к желанному объекту. Реальный мотив, бьющий по лисьей самооценке, остался в бессознательном. На поверхности сознания его подменила лживая рационализация – удобное пояснительное оправдание своих действий. Рационализация в психоанализе – это бессознательная «самозащита» эго, ограничивающая восприятие и мышление до формы, где собственное поведение кажется хорошо контролируемым и оправданным.

Яркий пример проекции можно проследить в известном анекдоте, где Винни-Пух безосновательно воображает, что рядом идущий Пятачок думает про него разные нелицеприятные вещи, за что решается своего друга ударить. То есть, чтобы не принимать собственную беспочвенную злость, Винни-пух спроецировал ее на Пятачка. Таким образом, реальный мотив злости остался в бессознательном. А на поверхности сознания его подменила лживая проекция – выгодное списание собственных неугодных мыслей и чувств на чужой счет. Проекция в психоанализе – это «самозащита эго», которая позволяет собственные неприемлемые чувства бессознательно приписывать окружающим.

Так вот, к чему это все? Описание Зигмундом Фрейдом проекции и рационализации я лично считаю его гениальным открытием. Но сам при этом понимаю их по-своему. В моем субъективном и ненаучном взгляде эти защитные механизмы работают беспрерывно и затрагивают глубочайшие пласты личности. Можно даже сказать, что сама личность базируется на фундаменте этих защитных механизмов. Все наше мышление – это безостановочная рационализация необъяснимой, хаотичной реальности здесь и сейчас, которую мы знаем исключительно за счет личных проекций.

Продолжаем строить необоснованно смелые гипотезы.

Выше я уже говорил, что все шевеления личностной сферы управляются невидимым «кукловодом» бессознательного. Ощущение личной воли, возможно, главнейшая рационализация нашего реального безволия. Ум делает все, чтобы сохранить иллюзию контроля.

Ощущение внешней, отдельной от нас, реальности, вероятно, лишь проекция нашего внутреннего раскола, где маленькая сознательная часть отделяется от необъятной бессознательной. Нам мерещится, что мы отделены от внешнего мира. На деле – это отделение от своей же глубинной сущности. Ощущаемый внешний мир во всем своем многообразии и есть наши собственные бессознательные черты. Иных способов констатировать реальность для нас нет.

Многие члены общества полагают, что мысли и чувства формируются не изнутри, а «снаружи» – внешними событиями. Дескать, то не наша персона такая обидчивая, а там, снаружи, обижают и сердят. Все многообразие жизни – «где-то там». Вот так и формируется инфантильная безответственность за себя вкупе с хроническим чувством несправедливости жизни.

Детский подход – верить во внешнюю причину собственных мыслей и чувств. Зрелый – в личную. Следующая стадия – стирание рамок между внешним, отдельным и личным, внутренним. Есть просто жизнь, а все разделения – лишь реалистичные мысли, на которых формируется фундамент эго.

Читайте также:  Проблема эмоционального и психологического насилия над детьми

На словах все условно. Божья воля – это, условно говоря, неосознаваемая «воля» нашего бессознательного. Этот божественный кукловод не только управляет нашим умом, он же формирует ощущение внешней среды. Да, можно поспорить и сказать, что формирует он не внешнюю реальность, а лишь ее восприятие. Но никакой иной реальности, помимо возникающей в нашем восприятии, для нас и нет.

Я тоже свято верю в отдельный от меня внешний мир. Но обучился проекции «возвращать». То есть, я могу ясно ощутить, что «вот этот» живой человек рядом со мной – лишь мое восприятие, которое можно воспроизвести повторно в любое время. Пока получается только при намеренном сосредоточении. Ничего особенно сложного в этом не вижу. Уверен, при должной тренировке этот «трюк» может освоить почти каждый.

Если возникают вопросы о том, как быть, если от нашей личности, вроде как, «ничего не зависит», отсылаю к статье о выборе и спонтанности.

Есть ли разница между подсознанием и бессознательным?

Изучая философию и психологию, часто можно встретить такие слова как «подсознание» и «бессознательное подсознание». При более глубоком изучении можно заметить, что эти выражение часто встречаются у авторов, которые принадлежат к разным психологическим школам. В одних случаях они совпадают, а в других совершенно отличаются.

Сегодня часто психику человека делят на три составляющие:

  • сознание;
  • подсознание;
  • бессознательное.

Иногда некоторые философы добавляют и четвертую часть — сверхсознание, но другие это относят уже ближе к фантастике, так как еще никто из них так пока и не смог доказать, что существует сверхсознание. Возможно, в качестве сверхсознания можно было бы назвать Бога, но это уже никак не относится к личности самого человека.

На сегодняшний день с сознанием человека как психологи, так и философы уже определились и здесь нет никаких тайн и загадок. Впервые такое слово как «бессознательное» было употреблено Зигмундом Фрейдом и оно у него ассоциировалось с подсознанием, так как не любил он слова «подсознание». Но при чтении книг З. Фрейда можно еще больше запутаться, так как он часто употреблял и другие слова — «околосознательное», «внутрисознательное».

Если взять учебник по физиологии, то там можно прочитать, что вместе с сознанием в деятельности мозга любого человека участвуют и неосознаваемые процессы по обработке информации. И такие процессы можно отнести к категории бессознательного, которая включает в себя три группы явлений:

  1. Досознательное — это можно отнести к биологическим потребностям организма, которые реализуются при помощи рефлексов и инстинктов.
  2. Подсознание — это то, что раньше было осознанным и когда-нибудь, при определенных условиях, снова может стать осознанным; сюда можно отнести автоматизированные навыки и стереотипы поведения.
  3. Сверхсознание — часто называемое интуицией; в большинстве случаев имеет отношение к процессам творчества, которые уже не контролируются сознанием и приводит к гипотезам и открытиям.

Такой вывод дает учебник по физиологии и по нему получается, что подсознание является одним из явлений бессознательного. Но так ли все просто? А может бессознательное сохраняет в себе информацию о прошлых жизнях человека? Возможно, права восточная религия, которая учит о том, что каждый человек является вечным существом и просто происходит процесс перерождения, воплощения в новое тело и новый образ?

«Вкус» реальности

О проекциях повторяться не стану. Эта тема у меня – излюбленная. Им на сайте посвящено множество текстов. Для дальнейшего описания рационализации в статье решил взять и переработать несколько абзацев из романа («Механический Бог», глава: «Рационализация хаоса»).

Рационализация – это процесс, благодаря которому наши действия кажутся оправданными, а мысли связными и реалистичными. Жизнь – это реалистичные грезы ума. Чем выше порог чувствительности, тем сильней приходится уму изворачиваться, чтобы мы покупались на его рационализацию.

В сновидениях восприятие настолько мутное и притупленное, что с легкостью ведется на самые дешевые разводки ночным бредом, принимая их за реальность. Поэтому для ума во время сновидений нет необходимости тратить на рационализацию так же много энергии, как днем. Во сне порог критичности невысокий, поэтому ум «ленится» и создает низкосортные, бессвязные проекции, которых ему с таким притупленным восприятием хватает, чтобы принимать их за действительность.

Чем выше уровень личной осознанности, тем качественней рационализации ума, чтобы осознанность не разоблачила его лживое «кино». Чем качественней рационализация ума, тем умней становится ум. Рационализация осознанного человека является наиболее реалистичной и продвинутой, чтобы этот осознанный человек на свою же продвинутую рационализацию покупался так же, как слабоумный покупается на свой бред.

Может показаться, что умные люди ближе к «истинной» реальности. На деле же они попросту дурачат себя наиболее продуктивными, изощренными методами. Их понимание жизни, пусть и качественное, но все такое же «кино» для души.

Всю свою жизнь мы гонимся за высокосортными иллюзиями, чтобы словить от них «вкус» реальности. Погоня эта изначально бесплодна, потому что даже самая продвинутая рационализация остается сном наяву, и чистой реальности не отражает.

Читайте также:  Как справиться со страхом перед публичным выступлением?

В повседневной жизни есть неодушевленные объекты, люди и другие явления, на которые мы проецируем проекции. Во время сна для нас остаются темнота закрытых век и телесные ощущения. Поверхностные сны – рационализация именно этих остаточных данностей. Все самое интересное начинается в глубоких снах, где телесные ощущения притуплены или вовсе отсутствуют. Там происходит рационализация нашей бессознательной психики в чистом виде.

В этом месте повествования для пущего драматизма можете представить громогласный устрашающий хохот.

Ум получает информацию не от физического мира напрямую, а от бессознательной психики, которая для ума этот мир адаптирует в удобоваримый вид. Наше дневное мышление – все те же сны, спроецированные на «экран» сознания. Наши мысли как бы цепляются за устойчивость физического мира, обтекают его по наезженным, привычным траекториям, создавая таким образом особое, всем привычное чувство реализма происходящего.

Во сне, где привычный плотный мир отсутствует, продолжается рационализация бессознательной психики. Слой бессознательного, который озвучивают сновидения, можно представить в образе фабрики по переработке психических переживаний. Мы что-то чувствуем во сне. Ум эти переживания рационализирует в форме сновидений. Фрейд не зря назвал сны «царской дорогой в бессознательное».

Во сне нам может привидеться привычная дневная жизнь, потому что именно ее образы для нас – наиболее понятные. Сновидения – это аллегории, которыми психика выражает бессознательное.

6. Взаимосвязь 3-х уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Психдеятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения умения, навыки, привычки, интуиция.

Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности.

Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения.

Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания –

интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Внесознательная сфера психики человека – это глубинная сфера его психики, сформированная в значительной мере в процессе эволюции человека. В сферу подсознания входят следующие явления: сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно относится к актам внесознательной сферы психики.

Критерием внесознателъного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик – К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов находятся все непроизвольные реакции.

Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание «супер-эго» фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека – это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886– 1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

  • подсознательными, субъективно-эмоциональными;

  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. А две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

  • сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью – осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения и несёт в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Подсознание и бессознательное: в чем разница?

В английском языке многие слова могут менять значение, добавляя различные префиксы. Два общих префикса — это un- и sub-.

Sub- означает ниже чего-то другого, и un- означает противоположное исходному слову. Уровень ниже другого уровня sub уровень . Событие, которое вряд ли произойдет, и вероятно произойдет.

9Однако префиксы 0002 не всегда так просты. Расширяя те же правила, бессознательное будет означать несознательное , а подсознательное будет означать ниже уровня сознания.

Разница между «бессознательным» и «подсознательным» может показаться тривиальной, но в определенных ситуациях понятия «подсознание» и «бессознательное» имеют особое значение, и важно обратить внимание на правильный термин.

В чем разница между подсознанием и бессознательным?

В этой статье я сравню подсознание и бессознательное и буду использовать каждое из них в предложении, чтобы проиллюстрировать, как их использовать. Кроме того, в конце я покажу вам полезный трюк, чтобы запомнить, когда каждое слово уместно.

Когда использовать Подсознание

Что означает подсознание? Подсознание иногда является прилагательным, когда оно относится к мыслям и процессам в уме, которые человек не осознает напрямую. Желания, мотивы и страхи часто могут быть подсознательными.

Вот несколько примеров:

  • Подсознание наполнено сложными явлениями, которые недостаточно изучены даже психологами.
  • Жажда Ника закусок была вызвана подсознательным желанием быть приглашенным в особняк Джея на модный обед.
  • Ваши старейшины могут питать легкую подсознательную зависть к вашему положению по причинам, отличным от времени. – USA Today

Иногда подсознание может использоваться для описания действия (часто привычки), которое человек не осознает, что делает, как в следующем предложении:

  • Подсознательное пение Асбеты раздражало Рейну.

Подсознание также может быть существительным, где оно в широком смысле относится к той части разума, где происходят такие мысли и процессы, как в следующем предложении:

  • Сны выражают скрытые желания подсознания.

Другими словами , нечто считается подсознательным , когда оно ниже вашей совести. Вы все еще бодрствуете и воспринимаете внешний мир, но есть что-то ниже — или, возможно, за пределами — вашего сознания, что также влияет на вас.

Подсознательное негативное отношение к определенному типу пищи может быть результатом пищевого отравления в детстве, о котором вы давно забыли.

Что-то подсознательное обычно пассивно, и вы не думаете об этом активно.

Когда использовать Бессознательное

Что означает бессознательное? Бессознательное как прилагательное означает не бодрствующий или потерявший сознание , состояние, часто вызываемое применением силы. Бессознательное иногда также используется как синоним спящего. Вот несколько примеров:

  • Бейсбольный мяч попал игроку в голову и лишил его сознания.
  • Ребекка устала после долгого дня и уже потеряла сознание, когда ее голова коснулась подушки.
  • Миша Тейт одержала одну из самых драматичных побед сабмишеном в истории титульных боев, задушив Холли Холм без сознания в пятом раунде и завоевав титул чемпионки в легчайшем весе среди женщин. – ЕСПН

Иногда бессознательное используется как синоним подсознательного. Это использование является обычным в психоанализе. В других контекстах подсознание обычно более точно.

Бессознательное также может использоваться как существительное, особенно в психоанализе, где оно имеет то же значение, что и подсознание в форме существительного. Это использование необычно, но вот пример:

  • Эго правит царством бессознательного.

Уловка, чтобы запомнить разницу

Многие люди используют бессознательное и подсознательное как синонимы как существительные. Если вы пытаетесь опубликовать статью в рецензируемом психоаналитическом журнале, используйте бессознательное. Вне этого контекста эти существительные стали синонимами.

Однако в качестве прилагательных подсознательное и бессознательное не являются взаимозаменяемыми. Если человек заснул или потерял сознание, он находится без сознания, а не в подсознании.

Если человек бодрствует, но не осознает, что думает или что-то делает, значит, эта мысль или действие являются подсознательными, а не бессознательными. Страхи или желания, которые мотивируют человека, но о которых он не осознает напрямую, также являются подсознательными.

Вы можете запомнить разницу, вспомнив, что подводная лодка движется под поверхностью воды почти так же, как подсознательные мысли и действия происходят под поверхностью сознания.

Резюме: Бессознательное и подсознательное

Подсознательное или бессознательное? Кажется, что подсознание и бессознательное имеют схожие значения. В некоторых контекстах они это делают. В других случаях важно знать разницу между этими терминами.

  • Бессознательное означает не бодрствующий или отсутствие сознания .
  • Подсознание относится к мыслям, действиям или мозговым процессам, о которых человек не знает напрямую .

Так же, как подводная лодка движется под водой, нечто подсознательное существует ниже обычного сознания. Если у вас есть проблемы с использованием бессознательного или подсознательного в вашем письме, вы можете использовать этот трюк, чтобы узнать, какой термин правильный.

Содержание

  • 1 В чем разница между подсознанием и бессознательным?
  • 2 Когда использовать подсознание
  • 3 Когда использовать бессознательное
  • 4 Уловка, чтобы запомнить разницу
  • 5 Резюме: Бессознательное и подсознание

Как бессознательные мысли и восприятие влияют на каждое наше бодрствование

Когда психологи пытаются понять, как работает наш разум, они часто приходят к выводу, который может показаться поразительным: люди часто принимают решения, не задумываясь, или, точнее , до того как о них подумали сознательно . Когда мы решаем, как голосовать, что купить, куда поехать в отпуск и множество других вещей, бессознательные мысли, о которых мы даже не подозреваем, обычно играют большую роль. Недавно проведенные исследования выявили, насколько глубоко наше бессознательное влияет на наши повседневные взаимодействия.

Одно из самых известных исследований, иллюстрирующих силу бессознательного, было сосредоточено на процессе принятия решения о том, подходит ли кандидат для занятия государственной должности. Группе фиктивных избирателей дали долю секунды, чтобы изучить портретные фотографии из Интернета кандидатов в губернаторы и сенаторы США из штатов, отличных от тех, где проживали избиратели. Затем, основываясь на мимолетных взглядах на каждый портрет, их попросили оценить кандидатов. Примечательно, что соломенный опрос послужил точным показателем более позднего выбора реальных избирателей в этих штатах. Рейтинги компетентности, основанные на том, что люди видят лица кандидатов меньше времени, чем требуется, чтобы моргнуть глазом, предсказали исход двух из трех выборов.

Уже более 100 лет роль бессознательного, влияющего на наши мысли и действия, занимает ученых, изучающих разум. В огромном корпусе работ Зигмунда Фрейда подчеркивалось, что сознание — место сосредоточения рациональных мыслей и эмоций, а бессознательное — логово иррационального, но современные когнитивные психологи переделали фрейдистское мировоззрение в менее поляризованную психологическую динамику. Оба типа мыслительных процессов, как выясняется, помогают нам адаптироваться к разнообразным требованиям вида, который выживает, направляя ментальную огневую мощь на охоту на мастодонта каменного века, на поединок в средневековье или, в новом тысячелетии, на продажу Apple. запас короткий.

Постфрейдистская психология отложила ид и эго в сторону более прагматичного взгляда на то, что определяет наше бессознательное «я». Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман описал современное различие между автоматическим и управляемым. В своем бестселлере «Думай быстро и медленно » Канеман охарактеризовал автоматические мыслительные процессы как быстрые, эффективные и, как правило, находящиеся вне области сознательного осознания, что делает их лишенными обдумывания или планирования. Для них требуется всего лишь простой стимул: например, слова на этой странице легко соединяются в вашем уме со своим значением. Контролируемые процессы противоположны. Они требуют целеустремленного и относительно медленного включения сознательного мышления — представьте себе, сколько усилий уходит на заполнение ваших налоговых деклараций.

Подобно первичному Ид и контролирующему эго Фрейда, автоматическая и контролируемая системы дополняют друг друга, но иногда и конфликтуют. Вам нужно реагировать без раздумий, чтобы увернуться от встречного автобуса, но также вам нужно сдерживать себя, чтобы не нанести удар безрассудному водителю автобуса.

Мгновенные суждения — относительно автоматические мыслительные процессы — изобилуют нашей повседневной жизнью — и не зря. За исключением относительно небольшого числа людей, которых каждый из нас действительно хорошо знает, большинство людей, с которыми мы общаемся, — это незнакомцы, которых мы можем никогда больше не увидеть — скажем, стоя в очереди в банке, — или другие люди, с которыми мы сталкиваемся в ходе своей работы. — кассиры, таксисты, официанты, страховые агенты, учителя и так далее. Бессознательное восприятие по умолчанию генерирует ожидания в отношении поведения и личности на основе минимальной информации. Мы ожидаем от официанток определенного поведения, которое отличается от того, что мы ожидаем от библиотекарей или водителей грузовиков. Эти ожидания приходят к нам сразу и без нашего размышления о них, исходя только из социального положения человека.

То, как мы бессознательно воспринимаем людей в течение дня, является рефлекторной реакцией. Мы должны приложить сознательные усилия, чтобы избавиться от необъяснимых, а иногда и необоснованных негативных чувств, которые мы можем испытывать по отношению к другим. Чем сильнее бессознательное влияние, тем больше мы должны работать сознательно, чтобы преодолеть его. В частности, это относится к привычному поведению. Алкоголик может прийти вечером домой и налить выпивку; человек с проблемами веса может потянуться за картофельными чипсами — и то, и другое легко отбрасывает уравновешивающее стремление к сдержанности.

Понимание той силы, которую бессознательное оказывает на нас, очень важно, чтобы нас не захлестнули импульсы, которые трудно понять и контролировать. Способность регулировать собственное поведение — заводить друзей, быстро осваиваться на новой работе или преодолевать проблемы с алкоголем — зависит не только от генов, темперамента и сетей социальной поддержки. Это также в немалой степени зависит от нашей способности определять и пытаться преодолевать автоматические импульсы и эмоции, которые влияют на каждый аспект нашей бодрствующей жизни. Чтобы найти свой путь в мире, нам нужно научиться примиряться со своим бессознательным «я».

Реакции кишечника
Когда мы встречаем кого-то нового, мы формируем первое впечатление еще до того, как начинаем разговор. Мы можем наблюдать расу, пол или возраст человека — черты, которые, однажды воспринятые, автоматически связываются с нашими интернализованными стереотипами о том, как склонны вести себя члены определенной группы. Эти предположения о рассматриваемой социальной группе — враждебной, ленивой, приятной, находчивой и т. д. — часто неверны для отдельного индивидуума из этой группы, стоящего перед нами, человека, который обычно ничем не заслужил какое-либо из этих впечатлений, плохо или хорошо.

Эти рефлекторные реакции часто сохраняются, даже если они противоречат нашим сознательным убеждениям. Многие люди, заявляющие о своем положительном отношении к меньшинствам, удивляются, когда социологи выявляют противоречия с помощью простого теста. Тест имплицитных ассоциаций призывает испытуемых охарактеризовать объекты на экране компьютера в соответствии с качествами, которыми они обладают: щенок может быть хорошим, а паук — плохим. После этого испытуемый видит ряд лиц людей разных рас, и его просят классифицировать их как белых, черных и так далее.

Вот в чем хитрость: одни и те же кнопки используются для задач начальной оценки и групповой классификации. Левая кнопка может быть предназначена для создания ответов хороший и белый , а правая — для ответов плохой и черный . В более позднем испытании метки кнопок меняются местами, так что левая кнопка записывает хорошие объекты и черные лица, а правая — плохие и белые. Белый респондент выявит скрытое предубеждение, если задача будет проще (измеряется более быстрой реакцией), когда кнопки настроены на плохое/черное , чем для хорошее/черное состояние. Многие люди, сознательно настроенные позитивно по отношению к группам меньшинств и считающие себя мотивированными относиться ко всем людям справедливо и одинаково, тем не менее удивлены большей трудностью, на которую указывает более медленное нажатие кнопок хорошо/черно .

Эти типы реакций осложняют межличностные отношения и справедливое обращение в судах, на работе и в школах именно потому, что они возникают в бессознательном уме. Поскольку мы не осознаем их, эти чувства имеют тенденцию смешиваться с тем, на чем мы сознательно сосредотачиваемся в данный момент. Вместо того, чтобы признать непризнанные расовые предубеждения, мы отвлекаем наше внимание на какую-то отрицательную черту или характеристику рассматриваемого человека. Сотрудник приемной комиссии колледжа может сосредоточиться на менее чем звездной оценке в надежном заявлении в медицинскую школу от потенциального студента из числа меньшинств, не осознавая, что те же отрицательные черты не имеют такого большого веса для других абитуриентов.

Хотя исследования бессознательного социального восприятия часто сосредотачиваются на стереотипах и предрассудках, в действительности масштабы этого направления исследований гораздо шире. В целом люди с трудом распутывают источники различных положительных и отрицательных чувств и склонны к непониманию их истинных причин. Классическая демонстрация этого эффекта заключалась в том, что погода текущего дня влияла на то, как люди, опрошенные по телефону, оценивали, насколько хорошо прошла их жизнь до этого момента: они с большей вероятностью характеризовали все свое существование как солнечное, когда была хорошая погода. Более того, сознательное осознание этого эффекта вызвало немедленное изменение. Когда интервьюеры обращали внимание на погоду за окном, ощущения, окрашенные присутствием солнца или облаков, уже не действовали.

Вышел из-под контроля
Бессознательные мысли и чувства влияют не только на то, как мы воспринимаем себя и окружающий мир, но и на наши повседневные действия. Влияние бессознательного на поведение вызывало споры среди психологов на протяжении десятилетий. На протяжении большей части 20-го века Б. Ф. Скиннер и бихевиористская школа психологии убедительно доказывали, что наши действия полностью контролируются тем, что мы видим, слышим и к чему прикасаемся в нашем окружении, и что сознательное намерение не играет никакой роли. Эта идея была воплощена в классическом эксперименте, в котором крыса путем проб и ошибок узнает, что каждый раз нажатие на планку приводит к тому, что животное получает пищевую гранулу. В скиннеровском мировоззрении большая часть того, что мы делаем, превращается в более изощренную вариацию на тему нажатия мордой на планку — нам просто нужно нажать на эквивалент правильной планки — возможно, вставить долларовую купюру в автомат по производству конфет — чтобы получить то, что мы хотим.

Исследования 1960-х годов опровергли бихевиоризм Скиннера. Однако противоположная крайность, когда поведение всегда находится под преднамеренным контролем и никогда напрямую не запускается сигналами из окружающей среды, в равной степени ложна. Простое наблюдение или слушание кого-то другого может заставить нас вести себя так, как мы даже не осознаем.

Люди имеют естественную склонность подражать и имитировать физическое поведение других — их эмоциональные выражения, жесты рук и кистей, позы их тела. Эти импульсы проявляются во всем мире природы плавным образом, когда косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют групповое поведение, так что они двигаются почти так, как если бы они были единым организмом. У людей склонность спонтанно имитировать то, что делают окружающие, наблюдалась у очень маленьких младенцев и малышей, и почти столетие психологи утверждали, что подражание помогает нам учиться языку и другим формам поведения у наших родителей.

Подражание, впрочем, не исчезает с детством. В так называемом эффекте хамелеона вы можете обнаружить, что принимаете позу и другое физическое поведение человека, с которым вы только что разговаривали на вечеринке — скрещенные ноги, скрещенные руки, то же почесывание головы. Мимика продолжается до тех пор, пока вы не решите освежить свой напиток и найти нового собеседника, чью позу и жесты вы затем принимаете, как хамелеон, сливающийся с окружающей средой. Приспособление к такому же поведению других, казалось бы, имеет адаптивный смысл, особенно когда вы еще не знаете, что уместно делать в данной социальной ситуации.

Совет «будучи в Риме, поступай как римляне» имеет смысл, потому что маловероятно, что другие люди будут вести себя небезопасно или социально неприемлемо. И как показали исследования Паулы Ниденталь и Роберта Зайонца, когда они оба сотрудничали в Мичиганском университете, увлекательный долгосрочный эффект этой склонности к подражанию проявляется в том, что пары становятся более похожими друг на друга, чем дольше они вместе. , предположительно потому, что ежедневно они бессознательно принимают выражение лица и позы своего партнера.

Подражание способствует формированию социального мышления без необходимости предоставления явного дорожного знака, который инструктирует людей, что делать дальше: терпеливое ожидание в длинной очереди побуждает других делать то же самое; придерживать дверь для соседа, обуздать свою собаку и не мусорить, настраивая других на правильные поступки. Бессознательное подражание способствует чутким чувствам по отношению к другим, «социальному клею», который создает ощущение близости даже среди совершенно незнакомых людей. Самая сильная форма мимикрии возникает, когда два или более человека одновременно занимаются одним и тем же: маршируют армии или прихожане вместе поют гимн. Исследования поведенческой синхронии показали, что она способствует расширению сотрудничества, даже если вовлеченные лица никогда раньше не встречались.

К сожалению, естественная склонность к подражанию обоюдна. Психолог Кейс Кейзер из Университета Гронингена в Нидерландах и его коллеги обнаружили в полевых исследованиях, что одно преступление ведет к другому. Исследователи разместили граффити на стене переулка, что привело к увеличению количества замусоренных брошюр, которые были размещены вокруг рулей велосипедов, припаркованных вдоль переулка. Оказывается, борьба с граффити и другими мелкими неприятными нарушениями может оказать большое влияние на улучшение качества городской жизни. Это исследование поддерживает теорию «разбитых окон», наиболее широко отстаиваемую бывшим мэром Нью-Йорка Руди Джулиани, который в середине 1990-е способствовали строгому соблюдению законов о мелких правонарушениях — мусоре, переходе улицы и вандализме; резкое падение преступности в этот период отчасти объясняется этой политикой.

Тенденция копировать других часто выходит за рамки имитации простых жестов и выражений лица и включает в себя некоторые грани чьей-либо личности. Когда мы встречаемся или вспоминаем о знакомом, может начаться бессознательный психический процесс, который «подготавливает» нас к инициированию поведения, характерного для этого человека. Некоторые исследования показали, что студенты колледжа, которым давали описания, связанные с пожилыми людьми — «Флорида», «серый», «бинго» и т. д., — после окончания эксперимента шли по коридору медленнее, в соответствии со стереотипом старшеклассников. пожилые люди медлительны и слабы. Точно так же «подготовка» слов или изображений, связанных со стереотипным представлением о медсестре, приводит к более активному поведению, а использование стереотипов, связанных с политиками, приводит к более многословным речам. Все эти эффекты, по-видимому, происходят бессознательно, при этом участники не осознают, как это повлияло на их поведение.

Исследования того, что социальные психологи называют угрозой стереотипов, показали, что простое вспоминание стереотипа, скажем, о расе или поле члена группы, который является объектом таких предубеждений, может повлиять на успеваемость в школе или на рабочем месте. Клод Стил из Стэнфордского университета задокументировал негативное влияние на результаты теста, когда учащегося из числа меньшинств перед началом экзамена просят отметить, к какой расовой или этнической группе он принадлежит. Покойная Налини Амбади, в то время работавшая в Гарвардском университете, продемонстрировала, что даже девочки дошкольного возраста в детском саду Гарварда хуже справляются с простыми математическими тестами, если им сначала ненавязчиво напоминают, что они женщины. Широко распространенные положительные стереотипы имеют противоположный эффект. В том же исследовании с девочками дошкольного возраста американцы азиатского происхождения показали лучшие результаты, чем в среднем, если им напомнили об их этническом происхождении, но споткнулись, если вместо этого в подготовительном упражнении подчеркивался их пол.

Недавно возникли разногласия по поводу невозможности воспроизвести результаты некоторых предварительных исследований. Причины, по которым исследования не могли быть повторены, сложны и частично зависят от методов, использованных для их проведения. делать. Многие люди знакомы с идеей подсознательной рекламы в кинотеатрах: когда-то считалось, что слова «ешьте попкорн», незаметно мигающие на экране, вызывают бум продаж в торговых точках. Беспокойство по поводу подсознательной рекламы возникло в 1950-е годы с бестселлером Вэнса Паккарда The Hidden Persuaders . Как оказалось, эти отчеты были в основном поддельными, но многие люди до сих пор задаются вопросом о возможности влияния подсознательных сообщений на поведение потребителей. Действительно, последующие исследования постоянно показывали, что если человек уже мотивирован на какое-то действие — например, на утоление жажды, — то подсознательное сообщение, отдающее предпочтение одной марке напитка перед другими, может быть эффективным.

Регулярная реклама, не обремененная скрытыми сообщениями, сама по себе оказывает сильное влияние. В одном новом исследовании, в котором изучалась обычная телевизионная реклама, участники смотрели пятиминутный фрагмент популярного комедийного шоу и получали тарелку крекеров «Золотая рыбка». Наличие любой рекламы еды во время рекламных пауз существенно увеличивало потребление снэка участниками. В рекламе еды, направленной на перекус, отсутствовали какие-либо подсознательные уловки. Ошибка, которую мы часто совершаем, заключается в том, что мы предполагаем, что можем контролировать влияние рекламы на наше поведение только потому, что полностью осведомлены о ее содержании.

Некоторые исследования бессознательного и поведения сосредоточены на том, как окружающая физическая среда влияет на наше психологическое состояние. В 1980-х годах серия экспериментов Фрица Штрака, ныне работающего в Вюрцбургском университете в Германии, и его коллег показала, что бессознательной обратной связи от собственных случайных выражений лица — улыбки или хмурого взгляда — было достаточно, чтобы заставить людей регистрировать оценочное суждение о том, нравится или нет. неприязнь к объекту, попавшему в их поле зрения. Участники исследования держали карандаши либо в зубах, активируя мышцы улыбки, либо в губах, напрягая хмурые мышцы. Физическое расположение лицевых мышц вызывало соответствующее психологическое состояние.

Воплощенное познание
Исследования в этой области исследований, известной как воплощенное познание, показали, что множество физических действий и ощущений вызывают психологические состояния, которые метафорически связаны с этим поведением и чувствами. Воспоминание о прошлом инциденте, когда вы причинили кому-то эмоциональную боль, может вызвать у вас более сильное желание помогать и сотрудничать с другими в дружеской манере — компенсация за плохой поступок. В одном известном исследовании, после того как участникам предложили вспомнить поведение, вызывающее чувство вины, им пришлось вымыть руки якобы для предотвращения распространения вируса гриппа в комнате, где проводился эксперимент. Физический акт мытья рук, казалось, «смывал» чувство вины. Любые затянувшиеся дружеские или полезные тенденции исчезли в группе, которая прошла через упражнения по мытью посуды, по сравнению с другими, которые не мыли посуду — явление, получившее название «эффект Макбета» в честь навязчивых ритуалов мытья рук леди Макбет в одноименной пьесе Шекспира.

Аналогичным образом защита от болезней, похоже, удовлетворяет абстрактные социальные или политические потребности. В одном исследовании политически консервативные участники, которым только что сделали прививку от вируса гриппа h2N1, сообщили о более благосклонном отношении к иммигрантам по сравнению с теми, кто не получил прививку, как будто защита от вторжения вируса гриппа переносилась на представление о том, что вновь прибывшие действуют из лучших побуждений. а не каким-то образом вторгаться и грабить их приемную культуру.

Метафоры также применимы к тому, как мы описываем людей, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Всем известно значение «близких» отношений или «холодного» отца. Одна недавняя теория, концептуальные леса, утверждает, что мы так легко используем эти метафоры, потому что абстрактная версия ментального понятия прочно связана с физическим миром, в котором мы живем. В экспериментах люди, которые на короткое время держат в руках чашку с горячим кофе, формируют впечатление о других как о «более теплых», более дружелюбных и щедрых, чем если бы они держали, скажем, кофе со льдом. Связанные исследования того, как физический опыт бессознательно влияет на суждения и поведение метафорическим образом, показали, что, когда участники сидят на жестких стульях во время переговоров, они занимают «более жесткую» позицию и меньше идут на компромисс, чем те, кто сидит на мягких стульях. А когда они держат что-то грубое, они оценивают встречу как более неловкую и не прошедшую гладко.

Мы склонны неосознанно оценивать практически все, с чем соприкасаемся, грубо или плохо. Бессознательная автоматическая реакция проявляется даже в наших основных движениях, в нашей склонности приближаться к объекту или избегать его. Клинический психолог Рейнаут Вирс из Амстердамского университета недавно разработал успешное терапевтическое вмешательство для лечения алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами, основанное на этом открытии. В ходе лечения пациенты должны были по-разному реагировать на изображения, изображающие злоупотребление алкоголем, многократно отжимая рычаг, без каких-либо дополнительных инструкций о том, как оценивать значение изображений. По сравнению с контрольной группой пациентов у тех, кто отреагировал отталкиванием рычага, через год наблюдалось заметно меньшее количество рецидивов, а также более рефлекторно негативное отношение к алкоголю. Бессознательная связь между выполнением мышечных движений, связанных с избеганием, вызывала развитие как негативных психологических установок, так и висцеральной реакции кишечника, которая помогала пациентам отказаться от соблазна выпить вне клиники.

Фрейд Редукс
Самая последняя экспериментальная работа посвящена бессознательным мотивам и целям — основному вопросу «Чего хотят люди?» — который, конечно же, был центральной темой долгой карьеры Фрейда. Современные теории о том, что движет поведением, отличаются от теории, выдвинутой австрийским неврологом, потому что это мышление основано на исследованиях групп обычных людей, а не на конкретных примерах ненормальных индивидуумов. Они также указывают на наличие у всех нас единой психологической системы, которая может действовать как в сознательном, так и в бессознательном режиме, в отличие от бессознательного Фрейда, которое играет по своим собственным правилам, полностью отличным от тех, которые управляют сознательной деятельностью.

На самом деле, в современной психологии желания исследователи обнаружили, что независимо от того, осознаем ли мы конкретную цель, которую поставили перед собой, способы, которыми мы следуем этой цели, очень похожи. В исследовании этого феномена, проведенном Матиасом Пессильоне и Крисом Фритом, которые в то время работали в Wellcome Trust Center for Neuroimaging в Университетском колледже Лондона, участников исследования просили нажимать на рычаг так быстро, как они могли, когда их просили. Перед каждым испытанием они получали либо сознательный, либо подсознательный сигнал о награде, которую они получат. Более высокие стимулы (британские фунты по сравнению с пенсами) вызывали более быстрые толчки независимо от того, воспринимались они сознательно или нет. Более того, визуализация мозга показала, что одни и те же чувствительные к стимулам области мозга включаются как в сознательном, так и в подсознательном испытании вознаграждения. Это и другие исследования предполагают, что бессознательно воспринятого стимула может быть достаточно, чтобы заставить кого-то действительно преследовать цель, не осознавая, как она возникла — не требуется сознательного обдумывания или свободы воли.

Наше бессознательное может не только подтолкнуть нас к выбору того или иного варианта, но и помочь собрать необходимую мотивацию для его достижения. Психологам давно известно, что люди, наделенные властью в ходе социологического эксперимента, часто демонстрируют эгоистичное и коррумпированное поведение, ставя личные интересы на первое место. Стремление проявить власть внутри группы часто проявляется через серию тонких физических сигналов, о которых мы не знаем. Участники одного исследования, которым случайным образом поручили сесть в кресло профессора, проявляли меньше беспокойства по поводу того, что другие люди думают о них, и меньше сдерживали выражение расистских и других антиобщественных чувств по сравнению с участниками, которые вместо этого сидели в студенческом кресле перед партой.

К счастью, цели многих людей направлены на благо других, как в случае родителей, которые ставят интересы своего ребенка выше своих собственных. Если власть имеет общий эффект бессознательной активации важных личных целей, эти «общинно» ориентированные люди должны отреагировать тем, что будут более склонны помогать другим и менее склонны сосредотачиваться на себе. Действительно, исследования показали, что власть заставляет этих людей принимать более альтруистическую точку зрения и меньше оставлять другим делать, опять же, не осознавая своих мотивов. Эти люди также становятся более озабоченными тем, что о них думают другие, и проявляют меньшую склонность к расовым предубеждениям.

Фрейд потратил бесчисленные тысячи слов, объясняя, почему наши несбывшиеся желания выражаются в образах и историях, населяющих наши ночные сны. Последнее исследование дает более прагматичный взгляд на то, как мысли и эмоции, находящиеся чуть ниже поверхности нашего сознания, формируют то, как мы относимся к начальнику, родителю, супругу или ребенку. Это означает, что мы можем отбросить устаревшие представления об эдиповых комплексах и принять тот факт, что бессознательное утверждает свое присутствие в каждый момент нашей жизни, когда мы полностью бодрствуем, а также когда мы погружены в глубины сна.

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Наше бессознательное» в журнале Scientific American 310, 1, 30-37 (январь 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *