Способность человека к сочувствию сопереживанию к другим людям называется: Эмпатия это

что такое и можно ли развить

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень.
    Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

Плюсы:

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.

Минусы:

  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Упражнение 1

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Упражнение 2

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Упражнение 3

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

определение, что это за способность у человека

Содержание:

  • Эмпатия что это в психологии
  • Виды эмпатии
  • Уровни
  • Формы
  • Психологические механизмы эмпатии
  • Психическое заражение
  • Идентификация
  • Децентрация и рефлексия
  • Как развить эмпатию у человека
  • Активное слушание
  • Проговаривание комплиментов
  • Упражнение «Убежище»
  • Анализ своего поведения
  • Характерные проявления эмпатии
  • Методы контроля эмпатии
  • Видео

Эмпатия это способность к сопереживанию, уважению чувств собеседника. Люди, склонные к эмпатии, тонко реагируют на чувства и эмоции посторонних, буквально «пропускают» их через себя. Ощущения проходят на эмоциональном или рациональном уровне, с различной степенью воздействия.

Люди, склонные к сопереживанию

Эмпатия что это в психологии

Empatheia переводится с греческого как сочувствие. Эмпатия это в психологии осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния окружающих. Эмпатами называют людей, обладающих способностью определять настроение собеседников.

Желая разобраться, что такое эмпатия в общении, следует учесть характерную особенность дара – многоплановость эмоций: легкий отклик или глубокое погружение во внутренний мир людей. Механизм эмпатии не изучен до конца, считается, что за ее проявление отвечают зеркальные нейроны.

Виды эмпатии

Перцептивная сторона общения в психологии

Выделяют 4 вида эмпатии:

  1. Эмоциональная форма эмпатии – это способность человека к воспроизведению механизма психического заражения.
    Сильно выражена у людей с чувствительной нервной системой, воспринимающих передаваемые партнером эмоциональные сигналы различными органами чувств. Люди, склонные к психоэмоциональной форме эмпатии, страдают от чрезмерной чувствительности и нервной перегрузки.
  2. Когнитивный тип. Способность сопереживать другому человеку на интеллектуальных процессах называется рациональной эмпатией. Ощущения построены на сравнении, аналогии, ассоциации с ранее пережитыми ситуациями. Человек, рассматривая поведение партнера, вспоминает подобную ситуацию и переживает близкие чувства. Эффективность рациональной эмпатии определяется богатством эмоционального опыта индивида.
  3. Эстетическая эмпатия – определение в психологии дает понятие проникновенности художественным образом, объектом, вызывающим эстетическую реакцию.
  4. Предикативная эмпатия проявляется как способность предсказывать реакции другого человека в конкретных случаях.

Группа поддержки

Уровни

Розовый цвет в психологии — что означает для человека, у кого тяга к нему

Различают 4 уровня эмпатии, характеризующие способность человека к сочувствию:

  1. Низкий уровень присущ людям, которые сконцентрированы на собственных чувствах и эмоциях. Им сложно прочувствовать ощущения собеседника. Эмоционально черствые люди ограждаются от окружающих, сужают круг общения.
  2. Средний уровень определяет способность понять переживания партнера, но остаться равнодушным к проблеме. Только близкие люди заставят индивида искренне сочувствовать и помочь.
  3. Высокий уровень сопереживания дает хорошую возможность понимать эмоции окружающих, не проецируя их на себя. Обладатели высокого уровня эмпатии коммуникабельны и легко идут на контакт, ждут аналогичного проявления от окружения.
  4. Повышенная степень сопереживания максимально точно определяет, что такое эмпатия в психологии, дар редких людей заключается в умении переживать чужие эмоции аналогично своим. Данная черта провоцирует по жизни множество проблем в силу ранимости и чувства вины. Если человек научится справляться с повышенной степенью сопереживания, он станет отличным медиком или психологом.

Формы

Красный цвет в психологии — что он означает для женщины и мужчины

Особые формы эмпатичности – это в психологии сопереживание (принятие субъектом эмоциональных состояний, аналогичных собеседнику) и сочувствие (выражение своего состояния относительно переживаний собеседника в форме рассуждений).

Психологические механизмы эмпатии

Психическое заражение

Механизм психологического заражения возник с зарождением эволюции как взаимный обмен эмоциями в группе особей или индивидов. У людей механизм хорошо заметен при заразительном смехе или глухом раздражении в переполненном транспорте. Функция заставляет людей интуитивно понимать, что могут значить изменения мимики партнера, сердечного ритма, дыхания, потоотделения.

Идентификация

Идентификация – способность представить себя на месте другого человека. Главным условием успешной идентификации является собственный опыт. Пример – педагог может представить себя на месте студента и прочувствовать состояние оппонента на основе соответствующего опыта. Учащийся не идентифицирует себя с учителем, поскольку никогда не был на его месте.

Важно! Отсутствие идентификации зачастую является следствием жестокости детей, черствости успешных, благополучных людей.

Проявление идентификации у детей

Децентрация и рефлексия

Децентрация – это эмпатийные способности, основанные на принятии чужой точки зрения. Не согласиться, а рассмотреть вопрос с чужой позиции. Необходимость механизма вызвана искаженным образом себя и своего отношения к окружающим. Социальная рефлексия придает процессу эмпатии осознанный и объективный вид.

Как развить эмпатию у человека

Активное слушание

Многие люди слушают безучастно, одновременно занимаются другими делами или погружаются в собственные мысли. Восприятие информации с эмпатией может выражаться только в полной отдаче другому человеку. Как развить навык:

  • Нужно давать спикеру высказаться;
  • Уделять собеседнику абсолютное внимание;
  • Периодически повторять услышанное, обобщать информацию;
  • Включать эмоции в разговор;
  • Ставить себя на место партнера;
  • Исключить суждения.

Дальнейшие действия с информацией, полученной в ходе слушания, также важны. Часто люди стремятся предложить решение проблемы на основе собственного опыта. Более эффективным вариантом сочувствия станут следующие фразы: «Ты хорошо держишься», «Чем я могу помочь?», «Судьба дает нам столько испытаний, сколько мы можем выдержать».

Проговаривание комплиментов

Комплименты помогают вывести людей из подавленного состояния. Словесные внушения заставляют слушателя поверить в слабо выраженные качества, исправить несовершенства. Слова «Не унывай, ты молодой, талантливый, красивый, еще все впереди», содержат больше веры и добра, нежели произношение в аналогичной ситуации «Да, тебе не повезло, дела твои плохи, и никто не сможет помочь».

К сведению. Хороший комплимент окрылит, вылечит душу: «Меня ценят! Во мне видят хорошее».

Упражнение «Убежище»

Следует устроиться в удобном положении, максимально расслабиться и представить идеальное убежище: это детская комната, хижина в горах, шалаш в лесу, песчаный пляж или другая планета. Единственный критерий – ощущение покоя, комфорта, безопасности. Нужно побыть в укромном месте столько времени, сколько понадобится, чтобы успокоиться, отдохнуть. Простые фантазии снимут эмоциональное напряжение и помогут «сбросить» лишний груз.

Духовный проводник

Анализ своего поведения

Самоанализ выступает логическим продолжением самоконтроля. За счет подробных воспоминаний хорошо тренируется память, необходимость отмечать детали формирует наблюдательность. В ходе глубокого самоанализа человек создает мысленные образы событий и разговоров, что помогает воспроизвести в памяти определенные детали, улучшается воображение.

Важно! Краткий самоанализ дает возможность извлекать урок из успехов и ошибок, выявлять недостатки.

Умение анализировать собственные поступки уберегает человека от ненужных конфликтов. Лишенные данного умения люди эгоцентричны, слова и поступки не подвергаются сомнению с их стороны. Эгоисты неприятны для окружающих и становятся опасными при получении власти.

Характерные проявления эмпатии

Под понятие, что такое эмпатия определение в психологии, попадают люди с высокими показателями эмоциональных откликов:

  • на эмоциональные воздействия индивидуумы реагируют кожной проводимостью и частым сердцебиением;
  • страдают повышенной эмоциональностью, часто плачут;
  • много времени проводят с родителями, ярко проявляют эмоции и делятся внутренними переживаниями;
  • оказывают людям реальную помощь;
  • поддерживают и укрепляют дружеские отношения;
  • расценивают позитивные социальные черты как важные;
  • ориентируются на моральные ценности.

Диагностике эмпатичной личности подлежат 6 векторов сопереживания: к родителям, животным, престарелым людям, детям, героям художественных произведений и сверстникам в межличностных отношениях. Шесть шкал теста открывают каналы эмпатии: рациональные, эмоциональные, интуитивные, а также установки, сопутствующие или ограничивающие сопереживание.

В силу отсутствия сведений о способе выделения шкал, сложно делать выводы об обоснованности анализа эмпатии как многопланового, целостного явления. Более надежным психодиагностическим средством оценки сопереживания выступает тест Мехрабьяна и Эпштейна, измеряющий эмпатию как узкую эмоциональную отзывчивость.

Сопереживание

Методы контроля эмпатии

Существует несколько простых способов контроля эмпатических свойств:

  1. Нужно несколько раз в день думать исключительно о собственных чувствах, не связанных с посторонними людьми.
  2. Критически мыслить. Соглашаясь помочь собеседнику, важно поддать осмыслению, хочет ли эмпат выполнять данную функцию, и сделать верное решение.
  3. Медитировать. Практику потребуется занять удобное положение, сидя или лежа, закрыть глаза и представить возврат энергии, растраченной на посторонних людей.
  4. Наслаждаться жизнью. Большинство эмпатов эмоционально подавлено, несут свой дар, словно «крест». Однако оказание реальной помощи требует приведения в порядок собственных мыслей и чувств, достижения гармонии, радости. Рекомендуется сосредоточиться на радости от взаимодействия с окружающими, визуализировать распространение внутреннего позитива на людей и отказаться от общения с неприятными личностями.

Эмпатия требует самоконтроля: чтобы мудро использовать дар, следует научиться управлению собственными чувствами и эмоциями, вспомнить о любви к себе.

Видео

Автор:

Тaрaсенкo Нaтaлья Влaдимирoвнa

Эмоциональный интеллект, эмпатия и алекситимия: поперечное исследование эмоциональной компетентности в группе студентов медсестер

1. Саловей П., Майер Д.Д. Эмоциональный интеллект. Imagin Cogn Pers. 1990; 9: 185–211. [Google Scholar]

2. Майер Дж. Д., Саловей П. Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования Что такое эмоциональный интеллект. В: Саловей П., Слуйтер Д.Дж., редакторы. Harper Collins, New York: 1997. [Google Scholar]

3. Бар-Он Р. Опросник эмоционального коэффициента (EQ-i): тест эмоционального интеллекта. Multi-Health Systems, Inc., Торонто. 1997 [Google Scholar]

4. Бар-Он Р. Модель эмоционально-социального интеллекта (ЭСИ) Бар-Он Псикотема. 2006; 18 Приложение: 13–25. [PubMed] [Google Scholar]

5. Gardner H. Formae mentis. Feltrinelli Editore, Милан. 1987 [Google Scholar]

6. Саловей П., Слюйтер Д.Дж. Нью-Йорк: Харпер Коллинз; 1997. Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования. [Google Scholar]

7. Гоулман Д. Лондон: Bloomsbury Publishing PLC; 1996. Эмоциональный интеллект. [Академия Google]

8. Пикард РВ. Кембридж: MIT Press; 1997. Эмоциональные вычисления. [Google Scholar]

9. Петридес К.В., Фернхэм А., Мавровели С. Эмоциональный интеллект: продвижение вперед в области EI. В: Мэтьюз Г., Зейднер М., Робертс Р., редакторы. Эмоциональный интеллект: известные и неизвестные (серия по аффективной науке) Оксфорд: издательство Оксфордского университета; 2007. [Google Scholar]

10. Лопес П.Н., Брэкетт М.А., Незлек Дж.Б., Шютц А., Селлин И., Саловей П. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие. Pers Soc Psychol Bull. 2004; 30:1018–34. [PubMed] [Академия Google]

11. Чжан Х. Х., Ван Х. Метаанализ взаимосвязи между индивидуальным эмоциональным интеллектом и производительностью на рабочем месте. Acta Psychol Sin. 2012;43:188–202. [Google Scholar]

12. Mayer JD, Roberts RD, Barsade SG. Способности человека: Эмоциональный интеллект. Анну Рев Психол. 2008; 59: 507–36. [PubMed] [Google Scholar]

13. Кэдман С., Брюэр Дж. Эмоциональный интеллект: жизненно важная предпосылка для приема на работу в сестринское дело. Дж. Нурс Манаг. 2001; 9: 321–4. [PubMed] [Академия Google]

14. Quoidbach J, Hansenne M. Влияние эмоционального интеллекта на эффективность и сплоченность медперсонала. J Проф Нурс. 2009; 25:23–9. [PubMed] [Google Scholar]

15. Spano-Szekely L, Quinn Griffin MT, Clavelle J, Fitzpatrick JJ. Эмоциональный интеллект и трансформационное лидерство в менеджерах медсестер. J Nurs Adm. 2016;46:101–8. [PubMed] [Google Scholar]

16. Ma JC, Lee PH, Yang YC, Chang WY. Прогнозирование факторов, связанных с намерением медсестер уйти, удовлетворенностью работой и восприятием качества ухода в больницах неотложной помощи. Нурс Экон. 2009 г.;27:178–84. [PubMed] [Google Scholar]

17. Snowden A, Stenhouse R, Duers L, et al. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, предыдущим опытом ухода и успешным получением диплома медсестры/акушерки до регистрации. J Ад Нурс. 2018;74:433–42. [PubMed] [Google Scholar]

18. Batson CD, Fultz J, Schoenrade PA. Дистресс и эмпатия: две качественно разные заместительные эмоции с разными мотивационными последствиями. J Перс. 1987; 55:19–39. [PubMed] [Академия Google]

19. Миллер П.А., Айзенберг Н. Связь эмпатии с агрессивным и экстернализирующим/антисоциальным поведением. Психологический бык. 1988; 103: 324–44. [PubMed] [Google Scholar]

20. Bolognini S. Torino: Bollati Boringhieri Editore; 2002. Психоаналитическая эмпатия. [Google Scholar]

21. Альбиеро П., Матрикарди Г. Че потому что эмпатия. Редактор Кароччи, Рим. 2006 [Google Scholar]

22. Mercer SW, Reynolds WJ. Эмпатия и качество обслуживания. Br J Gen Pract. 2002; 52:9–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Кельм З., Уомер Дж., Уолтер Дж. К., Фейдтнер С. Меры по развитию сочувствия врачей: систематический обзор. BMC Med Educ. 2014;14:219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Preston SD, De Waal FB. Эмпатия: ее конечная и ближайшая основы. Behav Brain Sci. 2002; 25:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

25. Рисс Х. Наука эмпатии. J Пациент Эксперт. 2017;4:74–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Stepien KA, Baernstein A. Обучение эмпатии. Обзор. J Gen Intern Med. 2006; 21: 524–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Song Y, Shi M. Ассоциации между эмпатией и большой пятеркой личностных качеств среди китайских студентов-медиков. ПЛОС ОДИН. 2017;12:e0171665. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Пазар Б., Демиралп М., Эрер И. Коммуникативные навыки и склонность к эмпатии студентов-медсестер: перекрестное исследование. Медсестра Контемп. 2017; 53: 368–77. [PubMed] [Google Scholar]

29. Блатт Б., ЛеЛашер С.Ф., Галински А.Д., Симменс С.Дж., Гринберг Л. Повышает ли перспектива удовлетворенности пациентов при приеме у врача? акад. мед. 2010;85:1445–52. [PubMed] [Академия Google]

30. Ходжат М., Луис Д.З., Маркхэм Ф.В., Вендер Р., Рабинович С., Гоннелла Дж.С. Эмпатия врачей и клинические исходы для пациентов с диабетом. акад. мед. 2011; 86: 359–64. [PubMed] [Google Scholar]

31. Rakel D, Barrett B, Zhang Z, et al. Восприятие эмпатии в терапевтическом контакте: влияние на простуду. Пациент Educ Couns. 2011;85:390–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Shanafelt TD, Novotny P, Johnson M, et al. Практика продвижения благополучия и личного благополучия медицинских онкологов в Северо-центральной группе по лечению рака. Онкология. 2005; 68: 23–32. [PubMed] [Академия Google]

33. Shanafelt TD, West C, Zhao X, et al. Взаимосвязь между повышением личного благополучия и усилением эмпатии среди резидентов внутренних болезней. J Gen Intern Med. 2005; 20: 559–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Уильямс Дж., Стикли Т. Эмпатия и обучение медсестер. Медицинское образование сегодня. 2010;30:752–5. [PubMed] [Google Scholar]

35. McMillan LR. Обучение студентов-медсестер эмпатическому общению: мандат Кодекса этики медсестер. Интернет-журнал этики здоровья. 2010;6:1. [Академия Google]

36. Ходжат М. Нью-Йорк: Springer; 2016. Эмпатия в уходе за пациентами: предшественники, развитие, измерение и результаты. [Google Scholar]

37. Менендес М.Е., Чен Н.К., Мудгал К.С., Юпитер Дж.Б., Ринг Д. Эмпатия врача как фактор удовлетворенности пациентов хирургии кисти. J Hand Surg Am. 2015;40:1860–5. [PubMed] [Google Scholar]

38. Хейли Б., Хео С., Райт П., Бароне С., Реттигантид М. Р., Андерс М. Влияние использования сценария моделирования повышения качества ухода за пожилыми людьми на эмпатию студентов-медсестер: рандомизированное контролируемое исследование. Клиническое моделирование в сестринском деле. 2017;13:511–9. [Google Scholar]

39. Куник Д., Олсон Дж. К. Уточнение концепций эмпатии. J Ад Нурс. 2001; 35: 317–25. [PubMed] [Google Scholar]

40. Лаудер В., Рейнольдс В., Смит А., Шарки С. Сравнение терапевтической приверженности, ролевой поддержки, ролевой компетентности и эмпатии в трех когортах студентов-медсестер. J Psychiatr Ment Health Nurs. 2002; 9: 483–91. [PubMed] [Google Scholar]

41. Freshwater D, Stickley T. Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Медсестра Inq. 2004;11:91–8. [PubMed] [Google Scholar]

42. Reynolds WJ, Scott B. Проявляют ли обычно медсестры и другие профессиональные помощники большую эмпатию? J Ад Нурс. 2000; 31: 226–34. [PubMed] [Google Scholar]

43. Beckman HB, Frankel RM. Обучение практикующих врачей эффективному общению при лечении рака: важны отношения. Пациент Educ Couns. 2003; 50:85–89. [PubMed] [Google Scholar]

44. Cook PR, Cullen JA. Забота как императив сестринского образования. Нурс Эдуц Перспектива. 2003;24:192–7. [PubMed] [Google Scholar]

45. Ларсон Э.Б., Яо X. Клиническая эмпатия как эмоциональный труд в отношениях врач-пациент. ДЖАМА. 2005; 293:1100–6. [PubMed] [Google Scholar]

46. Спиро Х. Комментарий: Практика эмпатии. акад. мед. 2009;84:1177–9. [PubMed] [Google Scholar]

47. Наполи М., Бонифас Р. От теории к эмпатической заботе о себе: создание внимательного класса для студентов, изучающих социальную работу. Образование социальной работы. 2011;30:635–49. [Академия Google]

48. Сифнеос ЧП. Преобладание «алекситимических» характеристик у психосоматических больных. Психотер Психосом. 1973; 22: 255–62. [PubMed] [Google Scholar]

49. Кристал Х. Алекситимия и психотерапия. Эм Джей Психотер. 1979; 33:17–31. [PubMed] [Google Scholar]

50. Taylor GJ. Алекситимия: концепция, измерение и значение для лечения. Am J Психиатрия. 1984; 141: 725–32. [PubMed] [Google Scholar]

51. Caretti V, La Barbera D. Alessitimia, valutazione e trattamento. Casa editrice Astrolabio, Рим. 2005 [Google Академия]

52. Тейлор Г.Дж., Тейлор Х.Л. Алекситимия. В: МакКаллум М., Пайпер В., редакторы. Психологическое мышление. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1997. [Google Scholar]

53. Parker JD, Taylor GJ, Bagby RM. Шкала алекситимии Торонто из 20 пунктов. III. Надежность и факторная валидность в популяции сообщества. Дж. Психосом Рез. 2003; 55: 269–75. [PubMed] [Google Scholar]

54. Zhang Y, Zhao Y, Mao S, Li G4, Yuan Y. Исследование беспокойства о здоровье и связанных с ним факторов у студентов медсестер. Нейропсихиатр Dis Treat. 2014;10:1223–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Кацифараки М., Такер П. Алекситимия и выгорание у студентов медсестер. J Нурс образования. 2013; 52: 627–33. [PubMed] [Google Scholar]

56. Hamaideh SH. Алекситимия среди студентов иорданских университетов: ее распространенность и корреляция с депрессией, тревогой, стрессом и демографией. Перспектива психиатрической помощи. 2018; 54: 274–80. [PubMed] [Google Scholar]

57. McQueen AC. Эмоциональный интеллект в сестринской работе. J Ад Нурс. 2004;47:101–8. [PubMed] [Google Scholar]

58. Fernandez R, Salamonson Y, Griffiths R. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости у студентов-первокурсников, поступающих в магистратуру. Джей Клин Нурс. 2012;21:3485–92. [PubMed] [Google Scholar]

59. Уитли-Хантер Б.Л. Валидность транзакционного анализа и эмоционального интеллекта в обучении студентов-медсестер. J Adv Med Educ Prof. 2014; 2: 138–45. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Lee OS, Gu MO. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками, клинической компетентностью и стрессом в клинической практике у студентов-медсестер. J Korean Acad Community Health Nurses. 2013;14:2749–59. [Google Scholar]

61. Гаретепех А., Сафари Ю., Пашаи Т., Разаи М., Багер Кайбаф М. Эмоциональный интеллект как предиктор самоэффективности среди студентов с разным уровнем успеваемости в Керманшахском университете медицинских наук. J Adv Med Educ Prof. 2015; 3:50–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Микеланджело Л. Общее влияние эмоционального интеллекта на студентов медсестер и медсестер. Азия Пак Джей Онкол Нурс. 2015;2:118–24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Gerits L, Derksen JJL, Verbruggen AB, Katzko M. Профили эмоционального интеллекта медсестер, ухаживающих за людьми с серьезными проблемами поведения. Индивидуальные отличия. 2005; 38:33–43. [Google Scholar]

64. Хабиб С., Риаз М.Н., Акрам М. Эмоциональный интеллект как предиктор удовлетворенности жизнью среди медсестер: опосредующая роль духовного благополучия. Журнал социальных наук FWU. 2012;6:73–78. [Академия Google]

65. Акерджордет К., Северинссон Э. Состояние науки об эмоциональном интеллекте, связанном с лидерством медсестер: интегративный обзор. Дж. Нурс Манаг. 2010;18:363–82. [PubMed] [Google Scholar]

66. Барри М.М., Кларк А.М., Дженкинс Р., Патель В. Систематический обзор эффективности вмешательств по укреплению психического здоровья молодых людей в странах с низким и средним уровнем дохода. Общественное здравоохранение BMC. 2013;13:835. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Пенья-Саррионандиа А., Миколайчак М., Гросс Дж. Дж. Интеграция регуляции эмоций и традиций эмоционального интеллекта: метаанализ. Фронт Псих. 2015;6:160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Монтес-Бержес Б., Аугусто Х.М. Изучение взаимосвязи между воспринимаемым эмоциональным интеллектом, преодолением трудностей, социальной поддержкой и психическим здоровьем у студентов-медсестер. J Psychiatr Ment Health Nursing. 2007; 14: 163–71. [PubMed] [Google Scholar]

69. Пор Дж., Барриболл Л., Фитцпатрик Дж., Робертс Дж. Эмоциональный интеллект: его связь со стрессом, преодолением трудностей, благополучием и профессиональной деятельностью студентов-медсестер. Медсестра образования сегодня. 2011;31:855–60. [PubMed] [Академия Google]

70. Benson G, Ploeg J, Brown B. Поперечное исследование эмоционального интеллекта у студентов-медсестер со степенью бакалавра. Медсестра образования сегодня. 2010; 30:49–53. [PubMed] [Google Scholar]

71. Beauvais AM, Brady N, O’Shea ER, Griffin MT. Эмоциональный интеллект и эффективность медсестер среди студентов-медсестер. Медсестра образования сегодня. 2011; 31: 396–401. [PubMed] [Google Scholar]

72. Зисберг Л., Леви А. , Зисберг А. Эмоциональный интеллект при отборе кандидатов на академические программы, связанные с уходом. Журнал психообразовательной оценки. 2011;29: 27–38. [Google Scholar]

73. Štiglic G, Cilar L, Novak Ž, et al. Эмоциональный интеллект среди студентов медсестер: результаты перекрестного исследования. Медсестра образования сегодня. 2018;66:33–8. [PubMed] [Google Scholar]

74. Ферри П., Герра Э., Марчеселли Л., Кунико Л., Ди Лоренцо Р. Эмпатия и выгорание: аналитическое поперечное исследование среди медсестер и студентов-медсестер. Акта Биомед. 2015;86(S2):104–15. [PubMed] [Google Scholar]

75. Schutte NS, Malouff JM, Hall LE, et al. Разработка и проверка меры эмоционального интеллекта. Персональные Индивидуальные Различия. 1998;25:167–77. [Google Scholar]

76. Craparo G, Magnano P, Faraci P. Психометрические свойства итальянской версии теста эмоционального интеллекта (SREIT) TPM. 2014;21:121–33. [Google Scholar]

77. Bagby RM, Parker JDA, Taylor GJ. Шкала алекситимии Торонто с двадцатью пунктами-I. Выбор элементов и перекрестная проверка факторной структуры. Дж. Психосом Рез. 1994; 38: 23–32. [PubMed] [Google Scholar]

78. Bressi C, Taylor G, Parker J, et al. Перекрестная проверка факторной структуры Торонтской шкалы алекситимии из 20 пунктов: итальянское многоцентровое исследование. Дж. Психосом Рез. 1996;41:551–59. [PubMed] [Google Scholar]

79. Hojat M, Mangione S, Nasca TJ, et al. Шкала эмпатии врачей Джефферсона: разработка и предварительные психометрические данные. Educ Psychol Meas. 2001; 61: 349–65. [Google Scholar]

80. Ходжат М., Гоннелла Дж.С. Данные за одиннадцать лет по шкале Джефферсона версии Empathy для студентов-медиков (JSE-S): приблизительные данные о норме и предварительные пороговые значения. Медицинская практика. 2015; 24:344–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

81. Montanari P, Petrucci C, Russo S, Murray I, Dimonte V, Lancia L. Психометрические свойства шкалы эмпатии Джефферсона. проверочное исследование со студентами медсестер. Медсестра Health Sci. 2015; 17: 483–91. [PubMed] [Google Scholar]

82. Schutte NS, Malouff JM, Bhullar N. Шкала оценки эмоций. В: Stough C, Saklofske D, Parker J, редакторы. Оценка эмоционального интеллекта. Нью-Йорк: издательство Springer; 2009. [Google Scholar]

83. Commissione europea. Differenze di genere nei risultati educativi: Studio sulle misure adottate e sulla situazione attuale in Europa. [по состоянию на 15 февраля 2019 г.]. https://www.eurydice.indire.it/wp-content/uploads/2017/06/Gender_IT.pdf.

84. Сноуден А., Стенхаус Р., Янг Дж., Карвер Х., Карвер Ф., Браун Н. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, предыдущим опытом ухода и осознанностью у студентов-медсестер и акушерок: перекрестный анализ. Медсестра образования сегодня. 2015;35:152–8. [PubMed] [Google Scholar]

85. Ферри П., Ровести С., Панцера Н., Марчеселли Л., Бари А., Ди Лоренцо Р. Эмпатическое отношение студентов-медсестер: предварительное исследование. Акта Биомед. 2017;88(S3):22–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

86. Фостер К., Фетни Дж., Маккензи Х., Фишер М., Харкнесс Э., Козловски Д. Эмоциональный интеллект увеличивается с течением времени: лонгитюдное исследование австралийских студентов-медсестер перед регистрацией. Медсестра образования сегодня. 2017;55:65–70. [PubMed] [Google Scholar]

87. Кахриман И., Нурал Н., Арслан У., Топбас М., Джан Г., Касим С. Влияние обучения эмпатии на эмпатические навыки медсестер. Медицинский центр Красного Полумесяца Ирана J. 2016;18:e24847. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. McKenna L, Boyle M, Brown T, et al. Уровни эмпатии у студентов бакалавриата. Int J Nurs Pract. 2012;18:246–55. [PubMed] [Академия Google]

89. Филдс С.К., Махан П., Тиллман П. и др. Измерение эмпатии у студентов медицинских профессий с использованием шкалы врачей Джефферсона. Empathy: версия медицинского работника-студента. Джей Интерпроф Уход. 2011; 25: 287–93. [PubMed] [Google Scholar]

90. Шапиро Дж., Моррисон Э.Х., Бокер Дж. Обучение эмпатии студентов-медиков первого курса: оценка факультативной литературы и курса медицины. Educ Health (Абингдон) 2004; 17: 73–84. [PubMed] [Google Scholar]

91. Кржнарик Р. Эмпатия: почему это важно и как ее получить. Случайный дом пингвинов, Нью-Йорк. 2015 [Академия Google]

92. Хаджибабаи Ф.А., Фарахани М., Амери З., Салехи Т., Хоссейни Ф. Взаимосвязь между эмпатией и эмоциональным интеллектом среди иранских студентов-медиков. Int J Med Educ. 2018;9:239–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Что такое эмпатия и почему она нам полезна?

В современном мире круглосуточных новостей и социальных сетей наша жизнь открыта для других людей или, напротив, их жизнь открыта для нас! Влияние СМИ таково, что оно может исказить знания человека о конкретных событиях. В зависимости от точки зрения, которую используют СМИ, на нас так часто влияет определенный образ мышления, который может привести к осуждению или предвзятости, не зная фактов. Решимость может помочь нам смотреть со всех сторон и без осуждения понимать точку зрения другого человека на ситуацию, в которой он находится.

Так что же такое эмпатия?

Эмпатия в своей простейшей форме заключается в том, чтобы ощущать и осознавать эмоции других людей. Это способность понимать, что чувствуют другие, и представлять, что они могут испытывать. Эмпатия позволяет людям ладить с другими, будь то любимый человек, коллега, друг или совершенно незнакомый человек. В конечном счете, это необходимо для развития хороших отношений как в личной жизни, так и на работе. Чуткий человек воспринимается как теплый и заботливый, тогда как тот, кто не проявляет сочувствия, часто может рассматриваться как холодный и эгоцентричный.

Психологи определили три различных вида эмпатии: когнитивную, эмоциональную и сострадательную:

Когнитивную эмпатию иногда называют «принятием точки зрения». Это относится к нашей способности идентифицировать и понимать эмоции других людей. Это столько же о мыслях, сколько и об эмоциях. Например, понимание грусти — это не то же самое, что чувство грусти. Когнитивная эмпатия позволяет вам поставить себя на место другого человека, но не обязательно ощущать или чувствовать его эмоции.

Эмоциональная эмпатия — это когда вы физически и эмоционально чувствуете то, что переживает другой человек. Этот тип эмпатии, иногда известный как «эмоциональное заражение», помогает нам реагировать на других в беде. Эмоциональное сочувствие необходимо для тех, кто занимается уходом за больными, поскольку оно позволяет им адекватно реагировать.

Сострадательное сочувствие позволяет нам не только понимать и чувствовать, через что проходит другой человек, но и способность помочь этому человеку. Способность распознавать эмоции других и понимать их точку зрения на ситуацию позволяет нам использовать это понимание, чтобы поддержать их в сложных ситуациях.

Каковы преимущества чуткости ?
  • Эмпатия — важный и жизненно важный навык . Способность понимать потребности окружающих и иметь четкое представление о восприятии, которое вы создаете, когда вы относитесь к другим, улучшит ваши коммуникативные навыки. Это позволит вам лучше понять потребности ваших коллег, клиентов, семьи и друзей и наладить социальные связи.
  • Социальные связи — это наши отношения с окружающими. Сочувствие позволяет нам строить социальные связи. Чувствовать связь с другими чрезвычайно важно для нашего оптимального благополучия. Это основа человеческих отношений, которая помогает нам чувствовать, что нас ценят, любят и о нас заботятся.
  • Быть на связи с другими полезно для нашего психического здоровья. Исследования показывают, что те, кто чувствует связь с другими, имеют более низкий уровень тревоги и депрессии. Создание прочных связей в вашей жизни может повысить ваше чувство счастья и самооценку.
  • Улучшает лидерские качества . Эмпатия улучшает нашу способность хорошо общаться с другими людьми не только индивидуально, но и как часть команды. Это поможет вам эффективно руководить и вдохновлять других, а также развивать более сострадательные отношения.
  • Предугадывать потребности клиентов. Эмпатия поможет вам понять и прочитать требования ваших клиентов.
«Я понял, что люди забудут, что вы сказали, люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать». Майя Энджелоу
Можем ли мы развить большую эмпатию ?

Исследования показывают, что эмпатия частично врожденная, а частично приобретенная. Поэтому, чтобы найти правильный уровень эмпатии, может потребоваться практика. Помогаете ли вы коллеге преодолеть проблему на работе или утешаете любимого человека, поддерживаете ли вы эмоциональную форму или, другими словами, держитесь подальше от собственных негативных мыслей, это действительно поможет вам стать более чутким.

Способы улучшить свою эмпатию
  • Слушайте внимательно (не перебивая и не пытаясь предложить решение!) Эффективное слушание открывает нас мысленно и эмоционально для другого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *