что такое и можно ли развить
Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.
СОДЕРЖАНИЕ
- Что такое эмпатия?
- Виды и уровни эмпатии
- Плюсы и минусы эмпатии
- Как развить эмпатию?
Что такое эмпатия?
Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.
Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.
Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.
Виды и уровни эмпатии
Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.
- Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
- Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
- Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.
Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.
- Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
- Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
- Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
- Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.
Плюсы и минусы эмпатии
Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?
Плюсы:
- благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
- умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
- способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
- способность распознавать ложь и неискренность;
- умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.
Минусы:
- неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
- эмоциональное выгорание;
- постоянное переживание из-за чужих проблем;
- склонность к психическим расстройствам;
- другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
- повышенная тревожность и ранимость.
Как развить эмпатию?
Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.
Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.
Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.
Упражнение 1
Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.
Упражнение 2
Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.
Упражнение 3
Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).
Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
виды, уровни, советы по развитию
Что это такое? Сегодня совершенно ясно, что эмпатия как способность сопереживать, понимая чувства других, позволяет человеку добиться значительных успехов в жизни и просто облегчает существование. К сожалению, далеко не все люди с рождения обладают таким даром.
Что делать? Специалисты абсолютно уверены, что подобный талант можно прокачать. Правда, для этого нужно будет предпринять определенные действия: научиться осознавать свои эмоции, освоить навыки управления ими, начать применять на практике различные методики развития эмпатии.
В статье рассказывается:
- Эмпатия как часть эмоционального интеллекта
- Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей
- Идеальные сферы для проявления эмпатии
- Виды эмпатии
- Уровни эмпатии
- Необходимость развития навыка
- Способы осознать свои эмоции
- Стратегии управления эмоциям
- Советы по развитию эмпатии
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Эмпатия как часть эмоционального интеллекта
Способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять всем этим называют эмоциональным интеллектом. Различают пять компонентов данного понятия:
- Самосознание – человек осознает свои сильные и слабые стороны.
- Саморегуляция – человек без трудностей может контролировать собственные эмоции.
- Мотивация – человек нацелен на работу, хочет достичь успеха в своем труде.
- Социальные навыки – способность человека контактировать с окружающими.
- Эмпатия – способность считывать эмоциональное состояние другого, сопоставлять это состояние с личными чувствами и давать положительный эмоциональный отклик.
Эмпатия является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Сам термин происходит от греческого empatheia, что в переводе означает «сопереживание». Суть эмпатии – это, простыми словами, полное понимание и сочувствие к словам и действиям другого.
Научные книги дают десятки толкований данному слову. Но специалисты в области психологии предпочитают следующее: эмпатия является осознанным сопереживанием одной личности эмоциональному состоянию других. То есть в этом деле очень важна осознанность. Без нее происходит лишь идентификация с другим человеком, не более.
Проявление эмпатии тесно связано с эмоциональным интеллектом человека. Если он высокий, то это говорит о хорошем психическом здоровье. Если он низкий, то человек предрасположен испытывать серьезные проблемы, справиться с которыми может только специалист.
Около пяти лет назад проводилось масштабное исследование, во время которого была установлена взаимосвязь между низким эмоциональным интеллектом (EI) и самоубийствами, затяжными депрессиями. Если человек не способен понимать собственные эмоции, не может распознать и анализировать чувства других, то существует большая вероятность впасть в глубокое депрессивное состояние.
Тест на эмпатию и эмоциональный интеллект очень часто проходят люди, которые устраиваются на работу. Соискатели с помощью него выясняют, хорошо ли сложатся отношения потенциального работника с коллективом. Некоторые профессии требуют максимального проявления эмпатии, поэтому работодателям необходимо тестировать кандидатов.
Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей
Профессиональная деятельность, связанная с тесным контактом одного человека с другим, требует от сотрудников открытого проявления эмпатии. Такие профессии затрагивают практически все сферы, начиная с бизнеса и заканчивая общественной деятельностью.
Например, роль эмпатии в профессиональной деятельности врача-психотерапевта является доминирующей. Без нее не получится установить доверительный контакт с пациентом, а значит, не удастся определить диагноз и прописать грамотное лечение. Это касается и других профессий, например, педагогов, полицейских, сотрудников МЧС.
Некоторые профессии тоже требуют проявления эмпатии, но это не самое главное, а лишь фактор для большей успешности. Речь идет о продавцах-консультантах, об управленцах и т. д.
HR-менеджеры и руководители компаний будут более успешны, если научатся не просто слышать то, что говорят сотрудники, но еще и слушать их. Отсутствие эмпатии создаст большую пропасть между руководителем и подчиненными.
Потребности вторых не будут услышаны, а ведь это могло бы сплотить коллектив, подбодрить команду и направить ее на покорение новых бизнес-вершин. Во время важных переговоров тоже важно проявлять эмпатию. Это поможет быстрее прийти к соглашению и избежать конфликтов.
Менеджер-профессионал должен думать не только о своих потребностях, но и о чувствах и мыслях своих подчиненных. В его случае проявить высокую эмпатию – найти общий язык с другими людьми, постараться понять людей с другим менталитетом, с иным пониманием культуры. Исследования CCL показали, что команды под руководством эмпатичных менеджеров работают в разы продуктивнее тех, кем руководит холодный и отстраненный начальник.
Каждому в коллективе не помешает проявлять эмпатию к коллегам. Благодаря этому создается положительная атмосфера, чувствуется дружелюбное отношение, готовность помочь в трудную минуту. Это все положительно влияет на продуктивность компании.
Развитое чувство эмпатии пригодится в работе даже простому продавцу в магазине. Нужно по-настоящему проникнуться чувствами человека, понять его желания, страхи, сомнения. Необходимо настроить его на позитив, успокоить, предложить помощь в решении проблемы.
Например, девушка не может выбрать платье и очень переживает по этому поводу. Необходимо убрать все сопутствующие страхи, помочь выбрать подходящий наряд, окружив покупателя вниманием, заботой. Покупатель уйдет с хорошим настроением, а продавец получит прибыль.
Эмпатия очень важна, если речь идет о разработке продукции или политических концепций. Она поможет лучше понять то, что требуется людям. А это, в свою очередь, располагает, настраивает на доверительное сотрудничество.
Идеальные сферы для реализации эмпатии
- Искусство
Эмпатичный человек – это тот, на кого сильно влияют чувства, эмоции, действия и мысли окружающих. Они обладают врожденной способностью глубоко понимать людей, с которыми сталкиваются. Более восприимчивы, активно сопереживают другим, что дает эмпату преимущество в создании значимого, далеко идущего искусства всех типов.
Идеальные сферы для реализации эмпатииЭто люди, занимающиеся творчеством. Например, художники или скульпторы. Благодаря развитой эмпатии им проще изобразить на полотне или в виде объемно-пространственной формы чувства, эмоции, которые другие бы не смогли передать так же талантливо. Если человек ощущает мир на какой-то своей волне, то у него большие шансы стать успешным творцом.
- Юриспруденция
Эмпатичные люди с большим успехом трудятся в области юриспруденции. Это дает им преимущество в работе, когда требуется защитить права обвиняемого или предоставить свои услуги благотворительным и некоммерческим организациям. Повышенная чувствительность эмпатов помогает им стать востребованными даже в жестких юридических дисциплинах, к примеру, в корпоративном праве.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 17932
- Социальная работа
Труд социального работника довольно обширен. Такие люди нужны в любой компании, в благотворительных организациях, в правительстве. Социальный служащий помогает всем нуждающимся преодолевать бюрократические сложности. В его обязанности входит защита благополучия своих подопечных. Эмпатичный социальный работник – настоящая находка. Он будет в разы активнее трудиться на благо общества.
- Сфера здравоохранения
Быть эмпатичными необходимо всем работникам медицинской сферы. Доктора и медсестры успешнее выполняют свою работу, если искренне хотят помочь людям, попавшим в трудную ситуацию.
- Благотворительность
Эмпат очень любит благотворительность, ведь бескорыстно помогать другим для него совсем не в тягость. В настоящем существует множество благотворительных организаций и фондов, которые помогают и людям, и животным, и спасают природу в целом.
Если человек не хочет официально работать на каком-то предприятии, которое оказывает помощь нуждающимся, то он может обратиться в некоммерческую организацию или частный фонд и предложить свою помощь им. Многочисленные приюты и ночлежки всегда нуждаются в эмпатичных людях с активной общественной позицией.
Виды эмпатии
Эмпатия в психологии классифицируется по видам. Некоторые из них более полезны в определенных профессиях, чем другие.
- Эмоциональная эмпатия
Проявляя эмоциональную эмпатию, человек настолько глубоко проникается чувствами другого, что даже может потерять самообладание. У таких людей особое строение нервной системы. Пропуская через себя боль и счастье других, они испытывают эти эмоции так же остро.
Такое серьезное погружение может привести к постоянному стрессу, многочисленным нервным срывам. Человек становится эмоционально нестабилен. Таким людям противопоказана работа, при которой требуется полное погружение в проблемы собеседника.
- Когнитивная эмпатия
Когнитивная эмпатия – умение человека не просто сопереживать другим, но еще и проводить анализ их поступков и сопутствующих действий. Человек запоминает свои переживания и анализирует действия других, соотнося их с собственным опытом из прошлого. Понимание эмоций происходит через мимику, жесты, интонацию. Когнитивная эмпатия помогает бизнесменам и работникам сферы торговли в построении успешных деловых отношений.
- Предикативная эмпатия
Предикативная эмпатия проявляется тогда, когда человек без труда предугадывает реакцию собеседника. Он может предвидеть поведение другого, осознавать мотивы. Предикативно развитый эмпат всегда максимально тактичен, старается не вторгаться в личное пространство других без разрешения и понимает важность психологического комфорта окружающих. Если руководитель крупной компании, политик или бизнесмен способен проявлять предикативную эмпатию, тогда успех в работе ему обеспечен.
Уровни эмпатии
Многие работодатели уделяют особое внимание тесту на эмоциональный интеллект и эмпатию. Диагностика помогает выяснить уровень эмпатического взаимодействия. Чаще всего используют опросник уровня поликоммуникативной эмпатии по методике И.М. Юсупова или методику шкалы эмоционального отклика А. А. Меграбяна.
Низкий
Если человек равнодушный, то у него минимальный уровень эмпатии. Такие люди не способны на сопереживание, они заботятся лишь о себе, и их волнует только собственное благополучие. Эмоциональный фон у них на критическом низком уровне.
Уровни эмпатииИм чужды слезы радости или горя. Если у человека низкий уровень эмпатии, то он сосредоточен только на себе. У него слабо развиты навыки общения и понимания других людей. Они избегают работы в коллективе, стараются общаться с людьми своего возраста, холодно относятся к старикам, детям, животным. Очень не любят критику в свой адрес, но быстро забывают о сделанном им замечании. Очень часто про таких людей говорят, что они «толстокожие».
Средний
Этот уровень присущ большинству людей. У человека средний уровень эмпатии, если имеются такие признаки:
- Он умеет не только слышать собеседника, но и слушать его, старается помочь всем, чем может.
- Он может поставить себя на место другого, старается представить его позитивные и негативные эмоции.
- Он осознает страдание другого, обладает способностью сопереживать.
Такого человека можно назвать психически здоровым, не представляющим какую-либо угрозу для общества. Ему нетрудно помочь нуждающимся, дать эмоциональный отклик, если необходимо. Однако обладатель среднего уровня эмпатии имеет также развитый механизм самозащиты. Если чужие проблемы оставляют слишком серьезные раны на душе, то сработает чувство самосохранения, эмпатия несколько притупится, чтобы сохранить разум и эмоции в норме.
Высокий
Людей с высоким уровнем эмпатии не так много. Они ощущают эмоции и чувства других гораздо острее, чем свои собственные. Проблема другого человека может оказать большое влияние на психологическое состояние высокоразвитого эмпата, травмируя его. Такие люди очень великодушны, постоянно прощают своих обидчиков, всегда готовы помочь. Их чрезмерной открытостью очень часто пользуются подлые люди из ближайшего окружения и всевозможные мошенники.
Точный инструмент «Колесо компетенций»
Для детального самоанализа по выбору IT-профессии
Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют
Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый
Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога
Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех
Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.
Только до 9 января
Осталось 17 мест
Человек с высоким уровнем эмпатии очень тактичен с другими, старается оградить собеседника от неприятных, болезненных тем. Высокоразвитые эмпаты склонны к творчеству, обладают богатым внутренним миром и воображением. Их душевное равновесие очень хрупкое, настроение меняется быстро, что мешает в повседневной жизни.
Необходимость развития навыка
Развивать навык эмпатии необходимо. Страшно представить, что может случиться, если человек общается с потенциально опасным собеседником, но не может распознать явные сигналы об угрозе. Равнодушие может привести к печальным последствиям. В этом случае мозг не анализирует поведенческие факторы собеседника, что может очень плохо закончиться.
Эмпатия оказывает большое влияние на человека, кардинально меняет его поведение, а именно:
- Человек ставится коммуникабельным, ведь с такими людьми проще найти общий язык.
- У человека повышается самооценка, ведь люди к ним тянутся, хотят наладить позитивное общение для взаимообмена положительными эмоциями.
- У человека проявляется мирная сторона характера, ведь такие люди становятся сдержаннее, менее агрессивными.
- Человек становится менее токсичным, ведь он перестает осуждать людей, критиковать. Они учатся быть толерантными, не осуждать выбор друг. Осознают, что вторгаться в личное пространство со своими советами и критикой не стоит.
Для того чтобы полностью осознавать чувства и эмоции окружающих, нужно научиться улавливать свои эмоции, брать их под контроль.
Способы осознать свои эмоции
Если человек научился разбираться в своих эмоциях, то ему будет проще понять мотивы и поступки окружающих. Неважно, на каком языке говорит человек, какую религию проповедует или к какому социальному слою общества он относится: в проявлениях чувств все люди планеты схожи. И белокожий, и чернокожий, и русский, и американец, и христианин, и мусульманин может испытывать чувство тревоги, отчаяния, радости, интереса или стыда.
Разобраться с эмоциональным самосознанием бывает сложно из-за постоянной смены настроения. За несколько минут человек способен испытать огромный спектр эмоций. Может случиться так, что в один момент человек и грустит, и радуется, испытывая две полярные эмоции сразу. Просто одно демонстрируется окружающим, а другое скрыто глубоко в душе. Также на познание собственных эмоций может повлиять наличие серьезных подавляющих травм из детства.
Однако человек все-таки может научиться распознавать собственные эмоции. Для тренировки данного навыка существует сразу несколько способов:
- Прислушиваться к физическим ощущениям. Определить, что чувствуете в данный момент, могут помочь пульс, ритм дыхания, напряженность мышц тела и прочие признаки.
- Делать пометки в ежедневнике. Можно вести дневник ощущений, в который нужно записывать все происходящее в течение дня с упоминанием эмоций, которые испытали во время того или иного происшествия. На страницах тетради можно поразмышлять о событиях прошлого или обратиться к будущему.
- Обращать внимание на «маячки» в поведении. Некоторые люди неуместно шутят, если очень волнуются, а другие могут начать проявлять агрессию. Замечая за собой такое поведение, можно предотвратить неприятную ситуацию. Если научиться распознавать «маячки», то при их появлении можно сразу поменять тактику общения или поведения.
- Практиковать обратное отслеживание. Если появляется беспричинное чувство дискомфорта, то нужно обратиться к событиям, произошедшим «до». Обдумать все, что происходило в течение определенного времени, определить причину или источник дискомфорта.
- Заглянуть вглубь. Человек может испытывать несколько эмоций одновременно, но нужно определить, какая из них доминирующая, чтобы разбираться с ними постепенно.
Стратегии управления эмоциями
Очень трудно проявлять эмпатию, если человек находится в возбужденном состоянии. Для того чтобы уловить тонкие вибрации чувств другого, нужно пребывать в состоянии покоя. В противном случае нельзя гарантировать, что эмоции собеседника поняты правильно. Существует несколько стратегий управления эмоциями, которые помогут быстро осознать негативную эмоцию и принять ее, тем самым успокоившись.
- Усмирение гнева
Во время работы часто случается так, что один коллега не выполнил свою часть совместного задания и серьезно подвел другого. Конечно, многие начнут злиться в такой ситуации, накручивать себя, все больше и больше раздражаясь. Можно попробовать обуздать гнев, посмотрев на ситуацию под другим углом: поставить себя на место этого коллеги, попытаться понять причину срыва дедлайна.
Возможно, у него были серьезные проблемы, которые помешали выполнить работу. Он может переживать не меньше из-за того, что подвел партнера. Суть в том, чтобы уловить возмущенные мысли, из-за которых появляется гнев, и усомниться в их правильности.
Многие люди спасаются от гневных эмоций с помощью физических упражнений или прибегая к медитациям.
- Борьба с придуманными страхами
Очень хорошо, если человек видит реальную угрозу ему самому или его деятельности. Однако чаще бывает так, что он придумывает себе страхи, боится чего-то очень маловероятного, но это сильно мешает ему. Нужно подвергнуть решительной критике эти иррациональные прогнозы. Можно обратиться к статистике и посмотреть, велика ли вероятность негативного исхода, который так пугает. Возможно, есть другое решение проблемы или иной выход из ситуации, который поможет в борьбе с этими страхами.
- Снижение степени стресса
Некоторые люди очень выносливые, могут работать сутками напролет. Когда-нибудь это переутомление все же даст о себе знать. Работая без выходных, подвергая организм такому сильному стрессу, человек навлекает на себя болезни, эмоциональные срывы. Необходим полноценный отдых в выходные дни и во время отпуска. Не нужно забывать о правильном питании, спортивных занятиях и здоровом сне.
Советы по развитию эмпатии
Когда человек разобрался в чувствах, он может начинать тренировать эмпатию. Для этого нужно уделять много времени развитию коммуникативных навыков. Общение с абсолютно разными людьми идет на пользу, повышая потенциал к эмпатии. Вот несколько известных методов по развитию эмпатии:
- Расширяйте круг общения
Пусть среди тех, с кем вы общаетесь, будет как можно больше разных людей. Это могут быть старики и молодежь, иностранцы и соотечественники, мужчины и женщины, зажиточные люди и финансово скованные. Многие общаются только с людьми «своего круга», совершая большую ошибку. Так выражать эмпатию очень просто, а вот к тем, кто сильно отличается от вас, гораздо труднее.
- Не забывайте о живом общении
Большинство людей в современном мире общается в социальных сетях. Такой формат наложил свой отпечаток и исказил понимание других, приведя к регрессу эмпатических способностей. Общаясь посредством мессенджера, человек не видит истинных эмоций собеседника. Присылая рыдающий смайлик, человек может лишь демонстративно показывать, что он очень грустит, но в реальности эмоции не будут такими явными.
Да и получатель сообщения может не всегда верно трактовать ту или иную эмоцию, переданную с помощью смайликов. Только живое общение может научить человека распознавать чужие эмоции правильно.
- Научитесь активному эмпатическому слушанию
Нужно стараться сосредоточиться на тех словах и эмоциях, что хочет донести до вашего понимания собеседник, а не на тех, что вы думаете и испытываете самостоятельно. Необходимо отказаться от суждений. Общение с человеком не должно прерываться телефонными звонками, беседами с посторонними. Надо научиться вникать в речь собеседника, не перебивать его, поддерживать зрительный контакт, задавать уточняющие вопросы, которые помогут раскрыть какие-то не до конца понятные вам темы.
- Замечайте «эмоциональные» слова
Человек очень редко говорит другому о своих истинных переживаниях, однако можно самостоятельно понять, что происходит в душе собеседника, если научиться распознавать «эмоциональные» слова. Именно они раскрывают важную информацию о том, что пытается утаить человек. К примеру, слова «расстроенный», «боль» или «раздраженный» намекают на уровень гнева. А такие слова, как «нервный», «обеспокоенный» или «волнующийся», сообщают о чувстве страха.
- Используйте технику отзеркаливания
Как только вы услышали то, что сказал вам собеседник, нужно постараться кратко и ёмко это пересказать, сделав акцент на его эмоциях. Благодаря этому приему человек понимает ваше желание проникнуться его чувствами, разделить его переживания. Нужно продемонстрировать, что вы понимаете его ощущения в этот момент. Можно сделать это вербально или невербально. Так вы выказываете сочувствие, выражаете поддержку другому.
Советы по развитию эмпатии- Находите положительные качества в других
Многие любят критиковать поведение других людей. Найти что-то отрицательно легко, нужно лишь захотеть. Обнаружить положительные качества бывает гораздо сложнее, но следует пересилить себя. Не нужно обращать внимание на мелочи, которые расстраивают. Не стоит обращать внимание на недостатки окружающих. Единственный способ избавиться от подобного типа мышления — попытаться найти положительное в каждом человеке.
Если же вы замечаете только негативные стороны, то нужно отпустить ситуацию, поставить общение с ним на паузу или свести к минимуму, а в это время попытаться найти что-то положительное, что стабилизирует ваши отношения.
- Обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию
Очень редко люди говорят открыто о своих эмоциях. Чаще всего информация передается невербально, зашифровано, с помощью голоса, мимики, жестов. Некоторым людям бывает сложно распознать эти сигналы. В таком случае можно почитать литературу на данную тематику или посетить тренинг по невербальному общению.
Все эти советы помогут развить способность к эмпатии, а также повысить начальный уровень эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Есть и другие способы, но они учат эмпатии опосредованно:
- Тренировка внимания, когда нужно попытаться сконцентрироваться на мимолетной эмоции, отражающей состояние другого человека.
- Чтение литературы и просмотр фильмов с уклоном в психологию.
- Играйте в настольные игры. К примеру, игра «Имаджинариум» отлично помогает следить за ходом мыслей других игроков, а «Мафия» учит распознавать правду и ложь.
- Обучение актерскому мастерству или практика техники «перестановки ролей». Таким образом можно поставить себя на место другого человека и понять его эмоции в тот или другой момент.
Эмпатия, как выяснилось, играет очень важную роль во время тесного контакта людей. Низкая эмпатия ставит преграды человеку, мешает ему общаться с окружающим миром, вносит дисгармонию в его жизнь. Чем выше развита эмпатия, тем успешнее человек коммуницирует с обществом. Многие проблемы можно решить правильными словами поддержки, поэтому не нужно быть скупыми на эмоции. Это значительно облегчит жизнь и вам, и окружающим вас людям.
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Что такое эмоциональный интеллект (ЭИ)?
ИТ-директорК
- Бен Коул, Исполнительный редактор
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это область когнитивных способностей, которая способствует межличностному поведению. Термин эмоциональный интеллект был популяризирован в 1995 году психологом и журналистом в области поведенческих наук доктором Дэниелом Гоулманом в его книге 9. 0020 Эмоциональный интеллект .
Доктор Гоулман описал эмоциональный интеллект как способность человека управлять своими чувствами, чтобы эти чувства выражались надлежащим образом и эффективно. По словам Гоулмана, эмоциональный интеллект является самым важным предиктором успеха на рабочем месте.
Пять компонентов эмоционального интеллектаВ своей книге Гоулман представляет пять категорий эмоционального интеллекта.
Самосознание. Человек обладает здоровым чувством самосознания эмоционального интеллекта, если он понимает свои сильные и слабые стороны, а также то, как его действия влияют на других. Человек с эмоциональным самосознанием обычно более восприимчив к конструктивной критике и способен извлечь из нее уроки, чем тот, кто не обладает эмоциональным самосознанием.
Саморегулирование. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает способностью проявлять сдержанность и контроль при выражении своих эмоций.
Мотивация. Люди с высоким эмоциональным интеллектом мотивированы, устойчивы и движимы внутренними амбициями, а не внешними силами, такими как деньги или престиж.
Эмпатия. Чуткий человек обладает состраданием и способен общаться с другими людьми на эмоциональном уровне, помогая им искренне реагировать на проблемы других людей.
Социальные навыки. Люди с эмоциональным интеллектом способны завоевать доверие других людей и быстро завоевать уважение людей, которых они встречают.
Эмоциональный интеллект на рабочем местеРаботодатели учитывают эмоциональный интеллект сотрудников и кандидатов на работу при принятии решений, связанных с человеческими ресурсами.
Например, сотрудники отдела кадров и менеджеры по найму часто задают конкретные вопросы для определения эмоционального интеллекта в процессе найма, чтобы решить, какие кандидаты лучше всего вписываются в культуру компании.
Они также учитывают эмоциональный интеллект при определении лидерского потенциала и при рассмотрении вопроса о повышении заработной платы сотрудников. Человек, занимающий руководящую должность с высоким эмоциональным интеллектом, также может быть особенно искусен в мотивации своей команды и поддержании общей удовлетворенности работой.
Навыки слушания и сильные коммуникативные способности кандидатов на работу пользуются большим спросом в различных отраслях, особенно среди тех, кто ищет руководящие должности. Например, навыки межличностного общения для потенциальных руководителей в области информационных технологий, таких как ИТ-директора, в последние годы стали важным активом. Людей, занимающих технологически ориентированные руководящие должности, просят выступать перед советами и общаться с другими отделами, поскольку ИТ стали неотъемлемой частью общего успеха современных оцифрованных компаний.
Помимо умения слушать и уметь общаться, работодатели в условиях современной глобализированной экономики ценят ряд других качеств, согласующихся с высоким эмоциональным интеллектом. Способность адаптироваться к быстро меняющейся рабочей среде, хорошо работать в команде и управлять собой — вот характеристики, которые компании ищут в эмоционально интеллигентном сотруднике, который будет процветать в бизнес-среде.
Как измерить или проверить эмоциональный интеллектДоктор Гоулман и другие социологи продвигали концепцию теста на коэффициент эмоционального интеллекта (EQ), чтобы он служил альтернативой более традиционным тестам на коэффициент интеллекта (IQ). В то время как традиционный тест IQ направлен на оценку способности человека усваивать новую информацию, тест эмоционального интеллекта направлен на оценку способности человека успешно справляться с другими. С этой целью вопросы теста EQ сосредоточены на оценке социальных навыков, таких как самосознание, социальная осведомленность, управление отношениями и эмпатия.
Хотя теории Гоулмана оказали влияние, они не остались без критики. Некоторые из его коллег утверждали, что, среди прочего, исследование доктора Гоулмана не было достаточно тщательным.
Исследования также показали, что люди с эмоциональным интеллектом могут использовать свои навыки в личных целях. Исследовательская группа под руководством профессора Лондонского университетского колледжа Мартина Килдаффа, например, обнаружила, что эмоциональный интеллект помогает людям маскировать свои настоящие эмоции в интересах своих собственных целей. Другое исследование, проведенное психологом из Университета Торонто Стефаном Коте, показало, что люди с высоким эмоциональным интеллектом использовали свои навыки, чтобы манипулировать другими на рабочем месте.
Большинство критиков, однако, согласны с тем, что концепция эмоционального интеллекта верна, потому что человеческий интеллект сложен, и один тип теста на эмоциональный интеллект просто не может дать точную оценку способности человека быть успешным.
Последнее обновление: май 2019 г.
Продолжить чтение Об эмоциональном интеллекте (ЭИ)- Обучение эмоциональному интеллекту повышает продуктивность команды программистов и удовлетворенность работой
- Эмоциональный интеллект и искусственный интеллект в медицинских учреждениях
- Как проявлять эмоциональный интеллект на рабочем месте
- Колл-центры используют эмоциональную аналитику и интеллект
17 модных словечек HR
Автор: Аманда Хетлер
5 примеров использования VR в обучении навыкам общения
Автор: Кэролин Хайнце
социальный робот
Автор: Айви Вигмор
20 лучших стратегических терминов обучения и развития, которые должны знать специалисты по обучению
Автор: Молли Дрисколл
Облачные вычисления
- 3 рекомендации по оптимальному размеру инстансов EC2 9Инстансы 0019 EC2 неправильного размера истощают деньги и ограничивают требования к производительности при рабочих нагрузках. Узнайте, как правильно подобрать размер EC2 …
- Как выполнять и автоматизировать ротацию ключей в Azure Key Vault
Чтобы добавить еще один уровень безопасности, узнайте, как автоматически менять ключи в хранилище ключей Azure с помощью пошаговых инструкций…
- Развертывание Azure Key Vault и управление им с помощью Terraform
Terraform управляет ресурсами с помощью файлов конфигурации на облачных платформах. Следуйте этому пошаговому руководству, чтобы узнать, как …
Мобильные вычисления
- Поиск лучших тарифных планов мобильных телефонов для малого бизнеса
Мобильный бизнес-план распространен на предприятиях, но для малого и среднего бизнеса картина не столь ясна. Если малый и средний бизнес решит приобрести телефон…
- 5 функций и платформ MDM для малого бизнеса
Когда предприятия малого и среднего бизнеса развертывают мобильные устройства, им необходимо найти жизнеспособное MDM, которое может удовлетворить их потребности. Прочитайте о 5 ключевых функциях, на которые стоит обратить внимание…
- Как малому бизнесу выбрать подходящие мобильные устройства
Малому и среднему бизнесу, испытывающему нехватку денежных средств, развертывание мобильных устройств может показаться излишним. Тем не менее, мобильные устройства являются ценным инструментом для повышения …
Центр обработки данных
- Квантовые центры обработки данных могут быть способом будущего
Квантовые вычисления обладают большим потенциалом для высокопроизводительных вычислений. Но технология все еще находится на ранней стадии, так что возможно…
- Изучите различные варианты использования озера данных и хранилища данных
Озера данных и хранилища данных хранят большие данные. При выборе озера или склада учитывайте такие факторы, как стоимость и то, что…
- Классические и квантовые вычисления: в чем разница?
Классические и квантовые компьютеры имеют много различий в своих вычислительных возможностях и рабочих характеристиках. Знай их…
Понимание трех типов эмпатии для эмоционального интеллекта
Кристи Кеннеди
Кристи Кеннеди
Основатель Культурного Сознания | Сертификат Эннеаграммы | тренер по культуре | Преобразование команд из списка Fortune 500
Опубликовано 16 февраля 2018 г.
+ Подписаться
Что такое эмпатия? По словам психолога и писателя Дэниела Гоулмана, эмпатия является необходимым компонентом эмоционального интеллекта. Если эмоциональный интеллект является ключевым качеством, которое отличает отличных лидеров от лидеров среднего уровня, важно попытаться понять, что делает человека эмпатичным 90 197 . Гоулман выделяет три типа эмпатии, каждый из которых важен для эффективных лидеров:
- Когнитивная эмпатия : способность понимать точку зрения другого. Это требует от лидеров думать о своих чувствах, а не чувствовать их напрямую. Эмоционально интеллектуальные и эффективные лидеры осознают свои чувства и могут объяснить их.
- Эмоциональная эмпатия : способность физически чувствовать то, что чувствует другой человек. Этот тип эмпатии помогает людям чувствовать себя настроенными на эмоции другого человека и дает возможность быстро чувствовать эмоции других, не задумываясь глубоко.
- Эмпатическая забота : способность чувствовать, что от вас нужно другому. Эмпатическая забота «ориентирована на других» в том смысле, что она включает в себя чувства к другому человеку, такие как жалость, сочувствие, забота и так далее. Отличные лидеры имеют острое чувство присутствия с другими.
Когда нужно учиться эмпатии
Меня часто спрашивают, можно ли научиться эмпатии. Я считаю, что да. Хелен Рисс, профессор Гарвардской медицинской школы и основатель эмпатии, разработала программу, в рамках которой люди учились концентрироваться, используя глубокое дыхание и культивируя непривязанность. Задача состояла в том, чтобы наблюдать за взаимодействием с точки зрения стороннего наблюдателя, что позволяло человеку полностью наблюдать и переваривать происходящее, а не погружаться в эмоции или чувствовать реакцию.
Вы можете видеть, заряжена ли ваша собственная физиология или сбалансирована. Вы можете заметить, что происходит в ситуации.
«Приостановление вашего участия во взаимодействии, чтобы лучше понять, что происходит, обеспечивает осознанное осознание взаимодействия, а не погружение в собственные мысли и чувства».
Когда эмпатию необходимо контролировать
Рассказывая о том, что делает лидера сосредоточенным, Гоулман говорит, что контроль над своим импульсом сопереживать чувствам других людей может помочь нам принимать более правильные решения, когда чьи-то эмоции переполняют нас.
Врачи учатся блокировать автоматические реакции, которые происходят в вашем мозгу, когда вы дистанцируетесь от других, чтобы сохранять спокойствие и помогать им. Эта система помогает людям понять точку зрения другого на интеллектуальном уровне, переходя от эмоциональной эмпатии от сердца к сердцу к когнитивной эмпатии от головы к сердцу.
Какой ты тип?
Учтите, что у эмпатии есть компоненты головы, сердца и кишечника, поэтому сосредоточение внимания на когнитивной (разумной) и эмоциональной (сердечной) эмпатии — это только часть уравнения, и люди могут естественным образом тяготеть к одному из трех типов эмпатии более последовательно. . Я предлагаю вам обратить внимание, когда вы участвуете в одном компоненте эмпатии или в комбинации из трех. В Culture Conscious мы изучаем решение проблем всего тела и анализируем творческие способы развития эмоционального интеллекта как для профессионального, так и для личного роста.
Мой «момент Моаны»
28 июля 2021 г.
Устрица и жемчуг
26 января 2021 г.
Учимся слушать свое тело (Центр кишечника)
3 сентября 2020 г.
Движение со своими эмоциями (Сердечный центр)
19 авг. 2020 г.
Сила в паузе (головной центр)
11 августа 2020 г.
Трехцентровое лидерство
23 июля 2020 г.