Восприятие и познание людьми друг друга при общении
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.
Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого. В результате осознание себя через призму другого включает две стороны — идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением — эмпатией. Она также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.
Выделяют три уровня ее развития:
- Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника.
- Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
- Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека — рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия. Достаточно часто и обобщающие, и частные выводы формируются на основе ограниченного числа признаков, бывают неверными и ригидными (т. е. не корректируются с учетом конкретных ситуаций).
Процесс понимания «осложняется» рефлексией. Под ней в данном случае подразумевается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но осведомленность в том, как этот человек понимает тебя; это своеобразно удвоенный процесс взаимных зеркальных отражений, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в нем отражается твой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
Главные из них таковы:
- Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
- Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
- Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
- Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
- Эффект «ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
- Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
- «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
- Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
- «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).
Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
- постоянное поведение: в сходных ситуациях поведение однотипно;
- отличающееся поведение: в других случаях поведение проявляется иначе;
- обычное поведение: в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.
Когнитивный психолог Келли показал, что постоянное, мало чем отличающееся поведение, да еще и необычное, объясняется внутренними причинами, спецификой личности и характера человека («Таким уж он уродился»).
Если в похожих ситуациях человек демонстрирует постоянство, а в иных его поведение отличается, к тому же оно обычное (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять внешними причинами («В этой ситуации так вынужден себя вести»), Фриц Хайдер, автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ученый считает, что люди чаще всего дают разумные интерпретации, но склонны приходить к заключению, будто намерения и диспозиции другого человека соответствуют их действиям.
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
- Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
- Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного.
- Неверное объяснение поступков людей происходит в том случае, когда есть много различных, но близких возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
- Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Она также сказывается в том, что человек полагает, будто поведение соответствует диспозициям. Поступки других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свои собственные — как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди интерпретируют свое собственное поведение ситуативно («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами ответственны за свое поведение.
Ошибка атрибуции происходит еще и потому, что в центре нашего внимания находится та личность, за чьим поведением мы наблюдаем, а ситуация остается в целом относительно незаметной. Когда мы действуем сами, наше внимание направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется отчетливее. - Культура также влияет на ошибку атрибуции. Согласно мировоззрению представителей Запада, люди, а не ситуации являются причиной событий. Но жители Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение, принимая в расчет диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.
На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.
Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
- когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
- аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
- поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются (с трудом) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по-разному (это жестокий или добрый человек?) в зависимости от того, что известно о нем: он нацист или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.
В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.
Правила ее таковы:
- Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
- Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
- Не давай оценок.
Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
pro-psixology.ru
Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 12Следующая ⇒В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. /своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений (слухи, сплетни), стереотипов
2. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
Предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
Установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
2. Общение как рефлексивный процесс:
Упражнение «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Упражнения «Каждый видит по-своему»
Предлагается расставить участников по «теплоте рук» (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных участников). Проверяется еще один канал восприятия — прикосновение.
Упражнение: Рефлексия. Ответить на вопросы:
a) Я, каким я себя вижу.
b) Я, каким меня видят другие.
c) Я, каким мне представляется мой образ в сознании других людей
d) Я, какой есть на самом деле.
Если человекимеет неверное представление о себе, о слушателях и, главное, о том, как его воспринимают слушатели, то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.
Упражнение «От нуля до десяти»
Цель: Развитие рефлексии.
На отдельной карточке каждый участник оценивает следующие свои качества баллами от 0 до 10: искренность; чувство юмора; доброжелательность; сила характера; обаятельность; умение поддержать другого; потребность в поддержке; неординарная личность; коммуникативность.
Например, 8 — за искренность; 6 — за чувство юмора; 10- за обаятельность и другое. Тренер дает задание оценить эти качества у других присутствующих.
После чего проводится сравнительный анализ того, на сколько совпадают мнения участников группы. Предлагается начинать с фразы: «Меньше всего ценю я в себе…» или «Я считаю своим достоинством…».
Ассоциация.
Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:
— На какой цветок он похож?
— На какой вкус?
— На какую песню?
— На какую книгу? И т.д.
Упражнение «Биография по портрету»
Возьмите репродукцию портрета какого-либо неизвестного человека. Постарайтесь воссоздать биографию человека, изображенного на портрете. Почувствуйте в себе постепенное развитие перцептивной интуиции.
Упражнение «Портрет товарища»
Цели: Восполнение дефицита информации о членах группы; развитие социальной перцепции; создание благоприятной атмосферы в группе.
Проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию или по желанию членов группы. Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом, и делается вывод о том, насколько участник был точен.
Контрольные вопросы:
1. Что такое эмпатия?
2. Что такое рефлексия?
3. Что такое идентефикация?
4. Что такое перцепция?
5. Какие ошибки восприятия вы знаете?
Тема 3.1. Стили общения.
План:
1. Понятие стиля.
2. Стили делового общения
1. Стиль общения существенно влияет на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется такими факторами: личностные качества человека, его мировоззрение и социальный статус в определенном обществе и др. если исходить из того, что стиль общения определяется большей готовностью человека к коммуникации в той или иной ситуации, то можно говорить об основных стилях: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный, гуманистический и императивный.
Стиль общения в этом ракурсе следует рассматривать как склонность к определенному виду общения. Это проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций. Однако какой-то один стиль не полностью определяет общения человека, он может общаться и в любом другом стиле.
Стиль общения это индивидуально стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия: в долевых и личностных отношениях.
2. Ритуальный стиль. Главной задачей партнеров в этом стиле является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер является необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует множество ритуалов, в которой каждый человек участвует как маска с заранее определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры. Например, мы здороваемся с малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности – все это элементы ритуального общения. В американской культуре принято на вопрос: Как дела? Отвечать «Прекрасно». Как бы не обстояли дела в действительности. В подобном стиле многие контакты со стороны кажутся бессмысленными и бессодержательными. Вспомним широко известное выражение о том, что зануда, это человек, который на вопрос как живешь? Начинает рассказывать подробности своей жизни. Иными словами мы воспринимает человека как зануду, если он выходит за рамки ритуала. Представьте, что все перестали с вами здороваться, ваша реакция была бы не оптимистичная. Ведь лишение этого ритуала воспринимается как социальная изоляция.
Манипулятивный стиль общения предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения скрытых намерений и целей. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения по отношению к нему целей. Своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достичь цели. По сути подсовывает партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. Даже если у обоих партнеров свои цели по поводу изменения точки зрения собеседника. Победит тот, кто окажется самым находчивым манипулятором. Тот кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения. Не следует делать вывод, что манипуляция является негативным явлением. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение.
Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Цели гуманистического общения с самого начала не планируются и не закрепляются. Специфической особенностью этого общения является то, что ожидаемым результатом является не поддержка социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, а общая смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Примеры гуманистического общения: интимное, педагогическое, общение врача и пациента, психотерапевтическое.
Императивный стиль общения — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а так же осуществление контроля за его поведением. Сферы: воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, работа в сфере: начальник — подчиненный. Это приказы, предписания и требования.
Авторитарное общение. Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедывающие авторитарный стиль взаимодействия имеют догматическое мышление, при котором только одна мысль правильная. Инициатива других людей не поощряется.
Демократическое общение. Либерал или уступчивый в общении «плывет по течению», часто прибегает к уговариванию собеседника, но в общем достаточно малоинициативные в общении.
Контрольные вопросы:
1. Что такое стиль общения?
2. Раскройте суть манипулятивного стиля общения.
3. Раскройте суть авторитарного стиля общения.
4. Раскройте суть императивного стиля общения
5. Раскройте суть гуманистического стиля общения.
6. Раскройте суть ритуального стиля общения.
stydopedya.ru
Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимание, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития:
- первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;
- второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
- третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Можно также выделить четыре основные функции межличностного восприятия:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
- установление эмоциональных отношений.
psyera.ru
что такое и можно ли развить
Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.
Что такое эмпатия?
Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.
Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.
Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.
Виды и уровни эмпатии
Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.
- Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
- Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
- Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.
Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.
- Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
- Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
- Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
- Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.
Плюсы и минусы эмпатии
Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?
Плюсы:
- благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
- умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
- способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
- способность распознавать ложь и неискренность;
- умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.
Минусы:
- неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
- эмоциональное выгорание;
- постоянное переживание из-за чужих проблем;
- склонность к психическим расстройствам;
- другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
- повышенная тревожность и ранимость.
Как развить эмпатию?
Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.
Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.
Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.
Упражнение 1
Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.
Упражнение 2
Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.
Упражнение 3
Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).
Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.
yapsiholog.ru
1 Эмпатия — это эмоциональное понимание эмоций другого, способность человека сочувствовать и сопереживать другому.
Чтобы установить взаимопонимание с партнером по общению, нужно взглянуть на ситуацию и самого себя глазами партнера. Представление себя на месте партнера, то есть воображение себя в его роли, мысленное построение своего по-
новичке могут
гельных качеств, ли новичок-бас -ги или повичок-ж бы само собой :х не бывает. >веке выносится иного прошлого лает процесс по-п р е л убежден ия, ых болельщиков Балканского по-э «отбывают но-игроком полуза-
1 снимание друг ьности участни-ж ч и нами — спорт -:>левые качества, -люму себе. Обу-: эмпатияЛ Муж-кают отношение :» класса имеется течных, в то вре-С’ртсменов часто
-разному. У пер-она оценивается шваются у маль-
хотя бы одного 1Ю прежде всего :вной деятельного еще не имеют азвит и поэтому ‘-воспитательное :> играть, в то вре-I о с г и жеи ис м его
но, нужно взгля-ие себя на месте •оение своего по-
говека сочувствовать
ведения таким же, как у партнера, способом называется идентификацией. Однако использование ее может дать и отрицательный эффект, если вместо истинного обращения к чужой точке зрения у субъекта общения возникнет иллюзия взгляда со стороны. Так, спортсмен может приписать тренеру точку зрения, которая ничем не отличается от его собственной: «Я бы на его месте так не поступил». В результате реальное поведение тренера, наказавшего спортсмена за его проступок, становится не только непонятнее, но кажется неоправданным, нелогичным, вызывает внутренний протест.Обеспечение понимания себя партнером по общению. Для того чтобы установить взаимопонимание, мало понять особенности и мотивы поведения другого. Надо, чтобы другой понял тебя. Для этого нужно найти приемлемую форму самовыражения и позаботиться о самограничении в своих желаниях и привычках. Первая задача решается с помощью рефлексии, то есть осознанием себя и того, как «я» воспринимаюсь партнерами по общению: «Что они думают обо мне?», «Как им представляется моя позиция в этом вопросе?», «Как они воспримут и оценят мои действия?» Исходя из этого спортсмены или тренеры должны строить свое поведение: воздерживаться от высказываний и поступков, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию у других. Например, зная о болезненном самолюбии спортсмена, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае.
Однако необходимо учитывать и свои недостатки, что приведет к решению второй задачи — самоограничению в проявлении своих эмоций, в использовании излюбленных приемов воздействия на спортсменов, в том числе и при поддержании дисциплины.
Сближение позиций и поддержание взаимопонимания. Взаимопонимание может быть на двух уровнях. Первый — понимание целей, потребностей, установок, ценностей друг друга и согласовывание на этой основе своих действий и поступков. Второй — не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, потребностей, установок и ценностей. Это имеет особую важность для установления взаимопонимания между тренером и его учениками.
Даже неоспоримые доказательства и энергичные воздействия тренера на своих учеников не дадут положительного эффекта, если они не затрагивают их мотивов. Нужно найти способ включить свои доводы в мотивы учеников (например, рассказать, что цель у тренера та же, что и у спортсмена, а именно — достичь высокого результата). Например, молодые талантливые футболисты и хоккеисты часто стремятся побыстрее уехать в зарубежные клубы. Попытки тренеров удержать их от поспешного шага спортсмены рассматривают как негативное отношение к ним и проявление деспотизма. В действительности же опытный тренер видит, что игрок еще не «созрел» для выступления на более высоком уровне. Тренер должен объяснить спортсмену, что когда он действительно станет мастером, тогда попадет в команду более высокого класса, чем ему предлагают сейчас, и получит более выгодный контракт, а в настоящее время он рискует долгое время просидеть в запасе, и более того — при неудачной адаптации вовсе сломать свою карьеру.
Создание взаимопонимания — это половина дела. Это взаимопонимание нужно еще сохранить. Для этого требуется терпение со стороны партнеров по обще-
нию, особенно при возникновении разногласий по некоторым вопросам, сдержанность и уступчивость, терпимое отношение к маленьким слабостям партнеров, если они не мешают общему делу. Нужно учитывать, что команды высокого класса включают в себя спортсменов разного возраста и уровня образования, у которых различные интересы и увлечения, привычки, характер, жизненный опыт. Надо приучить себя рассматривать замкнутость и молчаливость или общительность и разговорчивость, суровость или смешливость своих партнеров по команде как данность, которую нельзя изменить. Нельзя подгонять всех под один шаблон, искусственно создавать ценностно-ориентировочное единство в отношении факторов, не имеющих отношения к спортивной деятельности. Тем более недопустимы насмешки над привычками и традициями спортсменов разных национальностей. Это вызывает лишь неприязнь к острословам.
1 вопросам, сдер-лабостям партне-оманды высокого вня образования, жизненный опыт, гь или общитель->тнеров по коман-:ех под один шаб-:тво в отношении . Тем более недо-зв разных нацио-
ГЛАВА 13Спортивные команды как малые группы и коллективы
Взаимодействие каждого человека с обществом осуществляется через группу. Малая группа — это не только проводник влияния общества и больших групп на человека, это и та область его социальной жизни, в которой он реализует себя как социальное существо. Без изучения малых групп нельзя раскрыть механизмы взаимодействия общества и личности.
studfiles.net
15 признаков того, что вы
Вы воспринимаете других людей очень близко, будто собственные? Возможно, в вас пробудилась эмпатия! Узнайте, как это проверить!
Что такое эмпатия и как она возникает?
Эмпатия (сопереживание)¹ — способность тонко чувствовать эмоции другого как свои собственные. Люди, которые могут делать это, называются эмпатами. Эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других. Иногда эмпатия сопровождается способностью видеть ауры.
Естественным образом люди приобретают эту способность в двух случаях:
1. Они рождаются эмпатами.
2. Этот дар самостоятельно пробуждается во время взросления и социализации.
Эмпатия — это большой подарок, если знать как правильно им пользоваться. Не все эмпаты способны управлять способностью осознанно — в большинстве случаев это происходит бессознательно.
Многие люди порой «ловят» ощущения других людей. В большинстве случаев дар эмпатии не распознается: логическим умом такие проявления объясняются как обычная психология или спонтанное НЛП².
Признаки наличия в себе сверхспособности
Если в вашей жизни происходило подобное, и вы неожиданно чувствовали несвойственные себе эмоции, вполне возможно, что это было чувство, полученное от другого человека — эмпатия так и проявляется!
До тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать это, вы будете впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные.
Существует несколько признаков того, что человек является эмпатом:
1. Эмпаты чувствуют страдания в мире в крупных масштабах и желают как-то помочь миру.
2. Им трудно смотреть на чужую боль, потому что она ощущается как своя собственная.
3. Людям с такой способностью тяжело смотреть тревожные новости: они чувствуют все страдания и потом очень долго не могут прийти в себя.
Например, достаточно посмотреть новостной репортаж о бедствии или какой-то катастрофе в любой точке мира, и такой человек может ощутить боль (психологическую, а порой и физическую) от этого события.
4. Эмпатам трудно найти себя и полностью осознать свои собственные чувства.
К примеру, во время разговора с другим человеком люди с даром эмпатии ощущают его эмоции и чувства. Зачастую, они знают ответы на их жизненные вопросы, но при этом не находят ответа на свои.
5. Часто эмпатия может сделать человека застенчивым, потому что он очень хорошо знает, что чувствует другой и что он хочет.
6. Если человек не умеет управлять своей способностью, он может лишиться критического восприятия. Такие люди всегда говорят «да» на все просьбы и требования, не думая о том, нужно ли это им, хотят ли они этого на самом деле.
Эмпат настолько погружается в опыт другого человека, зная что ему нужно, что не может сказать «нет». И только потом он понимает, что не подумал о себе и своих желаниях.
7. Люди с эмпатией помогают другим за свой счет.
8. Эмпаты любят на расстоянии также, как если бы любимый человек находился рядом.
9. Они чувствуют глубокую близость с природой, животными и растениями.
Такие люди способны чувствовать не только людей, но и животных, например, встречая по улице собаку или кошку.
10. Эмпат чувствует ответственность за то, что чувствуют другие люди, пытается помочь им чувствовать себя лучше.
11. Такие люди очень чувствительны: взаимоотношения и дружба могут восприниматься слишком близко к сердцу.
12. Из-за эмпатии и неумения ей управлять, они нередко становятся отдушиной для других людей, чтобы сбрасывать на них свои эмоции.
13. Во время чтения книги или просмотра фильма эмпат очень эмоционально переживает события, практически полностью идентифицируется с персонажами.
14. Из-за постоянной нагрузки люди с этим даром забывают, что такое веселиться и радоваться жизни.
15. Эмпаты, как правило, глубоко духовные люди: дар эмпатии позволяет ощутить единство всего бытия.
Если вам близки многие из вышеперечисленных признаков, это значит, что в вас живет способность к эмпатии!
Ответьте на следующие вопросы:
- Можете ли вы контролировать этот дар?
- Умеете ли разделять свои и чужие переживания?
- Способны ли управлять своим даром, «включая» его только тогда, когда вам это нужно?
Если вы ответили «да», значит, сами научились контролировать свой дар эмпатии; в ином случае вам необходимо научиться управлять эмпатией: в примечаниях к данной статье есть ссылка на полезный материал по развитию контроля над эмпатией.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия).
² О способах воздействия с помощью НЛП, узнайте в статье: «Как воздействовать на человека с помощью НЛП?»
omkling.com
Эмпатия Эмпатичный | Что такое Эмпатия Эмпатичный
Эмпатия — Это один из главных корней мудрости, в сочетании с опытом.
Эмпатия — творческая проекция собственного сознания на другое лицо.
Эмпаты – это не просто люди умеющие сопереживать, поддержать, понять,
эмпаты – это люди умеющие чувствовать, тоже, что и вы в данный момент,
словно они становятся вами, без осуждения и упреков.
Эмпатия — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций,
которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Сайт Цитаты. Эмпатия
Эмпатия как качество личности – способность понимать текущее эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания, проникновения – вчуствования в его внутренний мир; воспринимать «на лету» изменяющиеся психологические состояния партнера и проявлять это в общении.
Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос: — Ответьте, как каждый из вас понимает эмпатию? — Я это понимаю, как помощь старикам и детям, — первым подал голос Ин. — А для меня, — серьёзный голос Гу, заставил всех повернуться к нему, — это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу. — А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил Вэй. — Правильно, — одобрил Учитель притихших учеников. — Это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Но знайте, этого недостаточно, умение не отвернуться, выслушать чужую боль, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело и как он туда попал. А это развивает Вас и создает возможность для изменения Собеседника.
Эмпатия – способность нырнуть во внутренний мир другого и выбраться на берег, таща за собой ржавые якоря его чувств и эмоций. Эмпатия – искреннее желание понять другого, настроиться на его волну. В чём уж точно нельзя обвинить эмпатию, так это в безучастности и равнодушии. Равнодушие и есть отсутствие такого качества личности как эмпатия. То есть человек теряет способность осознанно чувствовать состояние других. Равнодушному наплевать и начхать на бури, происходящие во внутреннем мире других людей. Ему по барабану, какие они испытывают чувства и эмоции, как страдают и мучаются от душевных мук, гневаются и обижаются на непотребное поведение других.
Эмпатия зависит от глубины жизненного опыта, чуткости, сострадания, сочувствия, психологической грамотности, точности восприятия, умения настроиться на эмоциональную волну собеседника.
Эмпатия – способность диагностировать состояние другого сердцем. Философ Д.Г.Пшонко утверждает, что «нужно научится слушать не только ушами, но и глазами и сердцем, то есть нужно учится слушать так, чтобы наше слушание было глубоким. И если мы научимся слушать с эмпатией, то мы сможем давать другим эмоциональный воздух. То есть чаще всего всем людям, которые с нами общаются, нужна эмоциональная поддержка. Они ищут какой-то эмоциональной близости с теми людьми, которые, как им кажется, относятся к ним с эмпатией».
Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Обладать эмпатией – умение влезть «в шкуру» другого человека, воспринимать его так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это предполагает способность чувствовать чужую боль, умение идентифицировать систему проявленных и скрытых в человеке качеств личности. Эмпатия может стать небезопасной, если человек слишком сильно «вчуствовался» в состояние другого. Показателен в этом отношении опыт ученого К. Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
К. Роджерс пишет: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят».
На одной паралимпиаде девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел — начался забег. Соревнующиеся пробежали только около трети дистанции, когда один из них — почти мальчик — споткнулся и, сделав несколько кувырков, упал. От боли и досады он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, они дружно вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители на стадионе встали и начали аплодировать, потому что понимали — гораздо важнее помочь другим, чем выиграть самому, даже если для этого необходимо остановиться и поменять направление движения.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info