нужно ли нам умение сопереживать
Способность к сопереживанию и сочувствию другим людям есть не у каждого человека. Некоторые индивиды уверены, что эти чувства бесполезны. Другие убеждены, что только благодаря таким качествам человечество заняло высшую ступень развития.
Чувство сострадания имеет разные формы проявления
Если обратиться к психологическим книгам, то можно увидеть следующее определение сочувствия: это способность индивида разделять отрицательные эмоции другого. При сострадании человек не только разделяет чувства, но и стремится помочь.
Понятие в буддизме
В буддизме под сочувствием понимается стремление раствориться в чувствах другого человека. Это касается не только отрицательных, но и положительных моментов. Сострадание в таком случае означает полное восприятие чужой боли и желание ее прекратить. Оно не связывается с конкретным человеком.
Простой пример сострадания в буддизме – боль пострадавших от войны становится болью буддиста. Он занимается благотворительностью и помогает пострадавшим. Таким образом, он проявляет сострадание.
Можно ли развить эмпатию
При желании эмпатию можно в себе культивировать.
Сделать это следует по нескольким причинам
:
- станет гораздо легче договариваться с другими людьми в профессиональной сфере;
- появится возможность иметь рядом близких друзей;
- самооценка будет повышена;
- эмпатия дает рост креативности и творчеству;
- эмпата очень сложно обмануть, он чувствует неискренность.
Нужны ли эти чувства
Виктимность — что это такое в психологии
У философов нет единого ответа на такой вопрос. У каждого человека свое понимание границ сочувствия. Считается, что с помощью таких чувств индивид становится добрым и мягким. В школах дети на уроках литературы и русского языка пишут сочинения, читают классику и учатся анализировать житейские темы. С помощью сочувствия и сострадания человек определяет, насколько допустимы его поступки, не совершил ли он чего-то плохого по отношению к другой личности.
Правила контроля способности сопереживать
В психологии есть такое понятие «эмпатическая усталость». Ею страдают люди, которые по долгу службы каждый день связаны с состраданием и сопереживанием: медицинский персонал, работники социальных служб, спасатели. Каждый день сталкиваясь с кровью, болью и смертью, у таких людей происходит синдром эмоционального эмпатического выгорания.
Если человек чувствует, что относится к ВЧЛ и постепенно истощается эмоционально, то следует провести профилактические мероприятия по «психической гигиене».
Следует научиться контролировать и сдерживать свои эмоции. Перейти от идентичных страданий к рациональной помощи. Старайтесь помогать человеку отстраненно, не пропуская его горе через себя.
Эмпаты, как правило, сами стесняются просить помощи. Делать этого не нужно. Если попали в беду, оказались в трудной ситуации, или просто нужно кому-то поплакаться, то смелее обращайтесь к людям. Вы помогли многим, пусть помогут и вам. Случится так, что мнимые близкие не захотят посочувствовать, проанализируйте, не зря ли вы тратите свою жизнь на людей, которые ради вас не оторвутся от дивана. Мыслите рационально!
Не смотрите передачи, которые вызовут эмоции печали и сострадания. Ваши фильмы – это комедии!
Для набора энергии следуйте банальным правилам: высыпайтесь, проводите время на природе, правильно питайтесь.
Отличия
Авторитет — что это такое, определение
Далеко не всегда понятна разница между двумя терминами. Сочувствие – это способность сопереживать человеку в трудную минуту. Это может касаться как знакомого, так и незнакомого индивида.
Сострадание – более глобальное чувство, которое распространяется на определенную группу, например, малоимущих
Эмоциональное восприятие или сопереживание по-другому называется эмпатией. Оно важно для некоторых специалистов: психологов, педагогов, врачей и других. Такое чувство помогает находить общий язык с разными людьми.
Важно! Способность сопереживать не всегда проявляется уместно, иногда это выглядит слишком навязчиво.
При жалости индивид не стремится пережить эмоции другого, но такое чувство может выражаться в ободряющих словах. Сострадание иногда называют милосердием, оно проявляется в заботе и помощи тем, кто в этом нуждается.
Не зря одна из самых крупных благотворительных организаций называет своих сотрудниц сестрами милосердия. Они бесплатно ухаживают за тяжелобольными и нуждающимися людьми.
Не стоит путать сострадание с соболезнованием. Последнее всего лишь констатация факта, т.е. индивид обозначает, что он понимает чужое горе. У такого вида чувств нет особого эмоционального окраса.
Хорошо или плохо
Встречаются разные мнения о том, что такое сочувствие и сострадание. Некоторые считают эти проявления негативными и ненужными. Особо радикально настроенные личности уверены, что такие чувства позволяют другим паразитировать на сильных людях.
Самобичевание — что это такое
Простой пример – знакомая женщина постоянно жалуется влиятельной и преуспевающей подруге на свою жизнь. В итоге ее бедам сочувствуют, и она получает денежную помощь.
Поэтому каждый индивид должен сам решать, почему ему нужно проявлять сочувствие, и стоит ли это делать. Не всегда помощь является благом, иногда она может привести к еще более серьезным проблемам.
Нельзя сказать, что кто-то должен вести себя сострадательно или как-то проявлять участие. Подобные философские вопросы каждый решает для себя сам. Некоторые предпочитают организовывать благотворительные организации для определенной категории, другие никак не участвуют в помощи для других лиц.
К сведению. Многие влиятельные личности уверены, что сочувствие и сострадание – это то, что не дает обществу стать злым и черствым.
От Будды к нейробиологии
Одним из первым о сострадании заговорил Будда Шакьямуни за 500 лет до нашей эры. Для сострадательного ума он обозначил специальный термин — каруна, подчеркнув, что это свойство ума, которое можно культивировать.
По своей природе каруна очень деятельна и не имеет ничего общего с мучениями или тоской. В её основе лежит осведомлённость о чужих бедах и если не решимость их искоренить, то хотя бы мудрость не усугублять. Так, проявлять сострадание — это хотеть, чтобы другие были свободны от страданий и их причин и прикладывать для этого посильные усилия.
Сострадание благотворно не только для того, на кого оно направлено. Будда предлагал развивать сострадательный образ мыслей каждому, кто хочет «устранить из ума невежество и загрязнения, которые мешают увидеть истинное положение вещей, а также — выбраться из скорлупы своего эго и ощутить единство и прочную связь с другими существами, населяющими мир, помогая им». Это настоящее противоядие против ленивого ума и умственной жвачки, которое, к тому же, ведёт к саморазвитию.
Сострадание помогает устранить из ума невежество и загрязнения, которые мешают увидеть истинное положение вещей, а также выбраться из скорлупы своего эго.
И древние, и современные мыслители уверены: когда мы улучшаем взаимоотношения с окружающими, мы растём над собой. Исследовательницы Высшей школы экономики недавно выяснили, что сострадание и восхищение другими людьми — это двигатели развития и очеловечивания современной цивилизации, мотивирующие перешагивать через собственный эгоизм и переосмыслять своё привычное «я».
Причём работает это не только на морально-этическом уровне, но и на нейробиологическом. Акт сострадания вызывает активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. А помогая другим, мы получаем то, что психологи называют чувством «тёплого свечения», когда активизируется дофаминовая система мозга, связанная с удовольствием и ожиданием вознаграждения.
Доротея Ланж «Знак времени — заштопанные чулки. Стенографистка, Сан-Франциско» (1934)
Что лучше
Не все позитивно относятся к эмоциональным переживаниям. Кто-то считает необходимым оказывать реальную помощь, а не разводить жалостливое состояние. Для того чтобы человек начал что-то предпринимать, у него должно появляться такое желание.
Именно от умения сострадать зависит то, как часто и активно индивид принимает участие в благотворительности и волонтерстве. Каждый человек сам определяет, зачем ему та или иная деятельность. Сочувствие к другим людям – это то, что мотивирует помогать, поддерживать, заниматься тем, что не приносит деньги.
За кормление бездомных волонтеры не получают зарплату, но они испытывают моральное удовлетворение
Именно умение поставить себя на место другого делает личность доброй. Индивид понимает, что не хотел бы к себе определенного отношения, и это останавливает это его от плохих поступков к другим людям.
Поэтому можно сделать вывод на тему «нужно ли сострадание?» простым: да, нужно, так как оно позволяет перейти к настоящим поступкам.
Какие признаки указывают на существование эмпатии
Признаками наличия эмпатии являются
:
Полная готовность оказать поддержку
Поддержка и утешение могут потребоваться каждому из нас. В жизни много тяжелых и непредвиденных ситуаций, и не все готовы стойко и адекватно их пережить. Наличие рядом крепкого плеча, способного не только посочувствовать, но и оказать реальную помощь является одним из условий выхода из кризиса и минимизации психологической травмы.
Человек с высоким уровнем эмпатии всегда стремиться помочь, сделать все, что в его силах. Он приедет ночью, чтобы дать таблетку, помчится забирать загулявшего товарища из полиции, не оставит умирать на дороге собаку или другое животное.
Не получая взамен отдачи, такой индивид все равно продолжает делать добрые поступки, тем самым укрепляясь в самооценке.
Способность услышать собеседника
Мы встречали людей, которые любят говорить только о себе и своих проблемах. Нас они выслушают нехотя и снова переведут тему на себя любимых.
При наличии эмпатии человек подмечает каждое наше слово. В нем нет и тени осуждения, не наблюдается нравоучений и морализаций. Даже если совершен плохой с точки зрения морали поступок, эмпат найдет нужные слова и поддержит.
Собеседник понимает, что его проблемы важны и значимы, а значит и он сам интересен и нужен. Душевный человек всегда даст реальный и полезный совет, исходя из услышанного.
Искреннее сочувствие
Эмпатия предполагает искреннее и открытое сопереживание. Можно давать советы и помогать с холодным сердцем, не проникаясь бедой другого. А можно ощущать боль, как свою собственную.
Высокоэмпатичные личности могут страдать не меньше своих подопечных, забыть про покой и сон, пока ситуация не разрешится. Они плачут, переживая трогательные или трагические сцены из фильмов, потом долго не могут их забыть.
Как научиться
Выработать в себе лучшие моральные качества сложно, для этого придется ежедневно трудиться. Начать вести себя должным образом можно только при высоком уровне самоконтроля.
Важно! Особенно ценно умение рефлексировать, т.е. анализировать свои действия и поступки.
Необходимый уровень эмпатии можно развить в процессе тренировок. Для этого при общении нужно ставить себя на место другого, пытаться понять его эмоции и чувства.
При рассуждениях важно стараться не осуждать человека, не высказываться негативно о нем. Подобные поступки не принесут пользу. Лучше поразмышлять, как решить проблему.
Можно попробовать принять участие в благотворительных проектах. На сегодня их можно найти в большинстве городов России. Во время помощи разным людям будет формироваться сочувствие.
Сам себе друг
Включение наблюдающего Я позволяет нам посмотреть на себя, как если бы это был другой человек. Для этих же целей можно использовать и совсем простые приемы. Например, в трудной ситуации, когда вас переполняют чувства или потоки самокритики, остановите себя вопросом: «Что бы я сейчас почувствовал(а), сказал(а) или сделал(а), если бы мне такое сказал мой близкий друг (ребенок, партнер, родственник)?»
Как правило, сам этот вопрос сразу позволяет изменить точку обзора и включить систему социальной когниции, которая открывает дорогу более здравому и мудрому взгляду на ситуацию и переживания.
Чтобы эффективно обратить сострадание на себя, попробуйте сформулировать хотя бы три – четыре конкретные фразы, которые бы можно было сказать близкому человеку, который горюет или переживает не лучшие времена. После этого, оказавшись в трудной ситуации или вспоминая о ней, попробуйте те же фразы произнести себе, глядя в зеркало.
Исследования показывают, что это один из наиболее эффективных способов активации системы социальной когниции в процессе самосострадания. Менее действенно, но все равно полезно будет произнести эти фразы вслух без зеркала или хотя бы про себя.
Грани проявления
Сострадание – это особое внутреннее состояние, которое позволяет чувствовать боль всех живых существ. Но не всегда это чувство искреннее и правильное. Например, кто-то через него самоутверждается за счет слабого, вырабатывает болезную привязанность.
При манипуляциях спасатель становится агрессором, проявляет злость и физическое насилие
В таком состоянии жертва не способна самостоятельно уйти. Подобная ситуация не является настоящим состраданием. Некоторые люди не могут правильно сочувствовать из-за мягкого характера. Ими легко манипулировать, и они охотно ведутся на разговоры о несчастьях.
В итоге сочувствующий человек не видит разницы между разумной помощью и паразитированием. Он постоянно помогает морально и материально, тогда жертва отлично живет за чужой счет.
Для развития душевной части личности нужно заниматься благотворительностью. Это приносит моральное удовлетворение, но стоит помнить: помощь должна быть ограниченной, при этом нуждающегося учат справляться с проблемами самостоятельно.
Каждый индивид сам определяет, что для него могут значить разные термины, особенно, если они не имеют строгих определений. Сочувствие и сострадание мало чем отличаются. Оба качества нужны для существования цивилизации. Без них людям было бы сложно сосуществовать и совершать добрые поступки.
Способность к сопереживанию и сочувствию к другим называется эмпатией, это чувство очень важно для коммуникации. С его помощью один индивид определяет границы допустимого в общении с другим человеком. Особенно это важно для психологов и врачей, которые ежедневно сталкиваются с чужим горем.
Подобное качество помогает сделать семейную жизнь прекрасной
Через милосердие люди поддерживают друг друга в тяжелые минуты. Таким образом переживаются тяжелые ситуации: катастрофы, несчастные случаи, разрушительные природные явления. Люди из разных стран в такие моменты оказывают помощь. Даже не в глобальном смысле каждый индивид сам решает, нужно ли в жизни сочувствие, и как оно должно проявляться.
Оценочные средства по дисциплине «Психология делового общения» — Информио
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины ОГСЭ.08 «Психология делового общения» обучающийся должен
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Профессиональные и общие компетенции
В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.
ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.
Критерии по уровням деятельности на процедуре зачета
Уровни деятельности | Критерии оценки | Оцениваемые компетенции |
Эмоционально-психологический | Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении заданий | ОК. 1
|
Демонстрирует уверенность при использовании приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | ||
Регулятивный | Предъявляет свидетельства освоения данной дисциплины (результаты текущего контроля) | ОК.2, ОК.3, ПК 3.1 |
Соблюдает последовательность выполнения приемов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждений | ||
Организует собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | ||
Аналитический | Анализирует поставленную задачу, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценивает и корректирует собственную деятельность, несет ответственность за результаты своей работы. | ОК.2, ПК 3.1, ПК 3.3 |
Характеризует механизмы взаимопонимания в общении | ||
Социальный | Владеет методами работы с информационными источниками | ОК.4, ПК 3.1
|
Владеет способами поиска дополнительной информации | ||
Осуществляет выбор необходимой информации для решения поставленных задач | ||
Творческий | Выполняет ситуационные и практико-ориентированные задания | ОК. 3, ПК 3.1, ПК 3.3 |
Предлагает нестандартные решения поставленных задач | ||
Самосовершенствование | Проверяет качество и делает анализ результатов своей работы | ОК.4, ОК.8, ПК 3.1, ПК 3.3
|
Делает выводы в соответствии с поставленной задачей |
Критерии по уровням деятельности с учетом всех выполняемых заданий на процедуре зачета
Уровни деятельности | № вопроса | |
Эмоционально-психологический | Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении задания | 1,2 |
Демонстрирует уверенность при использовании приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | ||
Регулятивный | Предъявляет свидетельства освоения данной дисциплины (результаты текущего контроля) | 3,4,5,6,7,8,9 |
Соблюдает последовательность выполнения приемов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждений | ||
Организует собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | ||
Аналитический | Анализирует поставленную задачу, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценивает и корректирует собственную деятельность, несет ответственность за результаты своей работы. | 10,11,12,13,14,15 |
Характеризует механизмы взаимопонимания в общении | ||
Социальный | Владеет методами работы с информационными источниками | 16,17,18,19,20 |
Владеет способами поиска дополнительной информации | ||
Осуществляет выбор необходимой информации для решения поставленных задач | ||
Творческий | Выполняет ситуационные и практико-ориентированные задания | 21,22 |
Предлагает нестандартные решения поставленных задач | ||
Самосовершенствование | Проверяет качество и делает анализ результатов своей работы | 23 |
Делает выводы в соответствии с поставленной задачей |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Письменная работа (тест)
1. Задания закрытого типа:
Выберите один правильный ответ (правильный ответ оценивается в 1 балл)
1. Дано определение: закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Это определение относится к понятию предмет психологии?
Да Нет
2. Психология наука о душе ?
Да Нет
3. Понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность называется:
а) индивид;
б) личность;
в) человек;
г) лидер;
д) анализатор.
4. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, называется:
а) эскалация;
б) конфликтная ситуация;
в) конфликтоген;
г) инцидент;
д) компромисс.
5. Человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов называется:
а) сангвиник;
б) флегматик;
в) холерик;
г) меланхолик;
д) ипохондрик.
6. Тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций называется:
а) меланхолик;
б) аритмик;
в) сангвиник;
г) флегматик;
д) холерик.
7. Человек, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми замедленными выразительными движениями, называется:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) меланхолик;
г) флегматик;
д) ипохондрик.
8. Вам предложен список понятий, который составляет структуру личности одно из понятий внесено ошибочно, укажите какое:
а) способности;
б) темперамент;
в) характер;
г) воля;
д) эмоции;
е) мотивация;
ж) индивидуальность;
з) общение.
9. Человек, черта характера, которого побуждает бескорыстно приходить на помощь людям и животным называется:
а) анализатор;
б) эгоист;
в) холерик;
г) альтруист;
д) лидер.
10. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, называется:
а) симпатией;
б) апатией;
в) аттракцией;
г) эмпатией;
д) атрибуцией.
2. Задания открытого типа
Закончите предложение (правильный ответ оценивается в 1 балл)
11. Наука, изучающая психические особенности личности ,называется…
12. Процесс обмена информации от одного субъекта к другому без обратной связи, называется…
13. Элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма, называется…
14. Процессы воспроизводства и переработки разнообразной информации называется …
3. Задания на соответствие
15. Установите соответствие, вписав ответ в таблицу:
а) характеризуется отличается повышенной активностью, работоспособностью | 1) меланхолик |
б) характеризуется малоактивностью, медлительностью, спокойствием | 2) экстраверсия |
в) характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения | 3) сангвиник |
г) характеризуется спокойствием, работоспособностью, постоянством | 4) холерик |
д) характеризуется внешними впечатлениями | 5) флегматик |
| 6) интраверсия |
16. Установите соответствие, вписав ответ в таблицу:
а) эмпатия | 1) интерпретация чужого поведения |
б) рефлексия | 2) уподобления себя другому |
в) каузальная атрибуция | 3) эмоциональное сопереживание |
г) идентификация | 4) форма познания, основанная на положительные чувства |
д) аттракция | 5) обращение назад |
| 6) устойчивый образ какого-то явления или человека |
Укажите ошибочные утверждения, поставив отметку.
17. Назовите из предложенного списка механизмы межличностной перцепции:
а) аттракция, апатия, экспрессия, экстраверсия, рефлексия;
б) рефлексия, каузальная атрибуция, альтруизм, эмпатия, симпатия;
в) эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация;
г) эмпатия, идентификация, экстраверсия, симпатия, рефлексия;
д) идентификация, альтруизм, аттракция, симпатия, рефлексия.
18. Вашему вниманию представлены утверждения, в которых содержатся ошибочные сведения.
а) межличностное общение связано с использованием специальных средств;
б) прямое общение, при котором информация передается через посредника;
в) манипулятивное общение – это скрытое управление собеседником;
г) диалогическое общение основано на равноправии;
д) массовое общение осуществляется с помощью СМИ;
е) прямое общение – это естественный контакт лицом к лицу.
4. Задания на ранжирование
19. Расставьте по степени значимости для вас пирамиду потребностей личности по А.Маслоу ( от меньшей к большей ) и выразите свой выбор выводом:
- потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности)
- потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности)
- потребности уважения (компетентность, достижение успехов, одобрения, признание, авторитет)
- эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
- познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать)
- физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и другие)
- потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими)
20. Расставить по степени значимости для вас (от большего к меньшему) типы темперамента:
а) холерик;
б) меланхолик;
в) флегматик;
г) сангвиник.
5. Задания проблемного типа
21. Предложите варианты решения проблемы. Выразите свое мнение на данный вопрос с разных точек зрения: Плохо или хорошо быть спокойным и неторопливым человеком? Ответы запишите в отведенные для этого строки в бланке ответов
22. Выразите свое мнение на данный вопрос с разных точек зрения:
Внутренние трудности сдержанного человека. Ответы запишите в отведенные для этого строки в бланке ответов
23. Выразить свое мнение на данное высказывание: Русская поэтесса Марина Цветаева говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Ответы запишите в отведенные для этого строки в бланке ответов
Эмпатия — HelpGuide.org
общение
Эмпатия помогает вам смотреть на вещи с точки зрения другого человека, чувствовать его эмоции и строить более крепкие отношения — на работе, в школе и в личной жизни. Вот как стать более чутким.
Что такое эмпатия?
Эмпатия — это способность смотреть на вещи с точки зрения другого человека и чувствовать его эмоции. Поставив себя на место другого человека, вы можете проявить сострадание и сделать все возможное, чтобы улучшить его положение. Поступая таким образом, вы можете уменьшить страдания другого человека так же, как и свои собственные.
Представьте, что вы пришли домой и узнали, что ваш супруг или партнер болен. Даже если бы у вас был хороший день, вы бы внезапно почувствовали их горе и позаботились бы об их нуждах. Если друг недоволен тем, как к нему относился начальник, вы, скорее всего, разделите его чувство разочарования. Может быть, вы не можете решить их проблему, но вы можете понять, что им нужно выплеснуть свои эмоции.
Сопереживание касается не только трудностей. Когда ваш ребенок чем-то взволнован, вы чувствуете его радость. Когда ваш друг смеется над шуткой, вы испытываете его веселье. Эмпатия позволяет вам углублять ваши отношения, поскольку вы связываетесь с мыслями и чувствами друзей и близких, а они соединяются с вашими.
Эмпатия может распространяться и на людей, которых вы не знаете. Например, если вы увидели, что кто-то сидит один на вечеринке, вы можете сопереживать его одиночеству и поболтать с ним. Если вы увидели изображения других людей, страдающих на другом конце света, возможно, вас побудило пожертвовать ресурсы, чтобы помочь облегчить их страдания. С другой стороны, когда вы видите по телевизору ревущую от радости толпу, вы можете почувствовать, как поднимается настроение. Их радость становится вашей радостью.
Определение эмпатии
Эмпатию можно определить как способность разделять чувства другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения. Это позволяет вам полностью понять, почему кто-то другой чувствует то же, что и он.
Сочувствие и сочувствие
Хотя эти два слова часто используются взаимозаменяемо, между сочувствием и сочувствием есть разница. В отличие от эмпатии, сочувствие не предполагает разделения чувств другого человека. Когда вы сочувствуете, вы заботитесь о проблеме или несчастье человека и сочувствуете его страданиям, но вы не чувствуете в полной мере его боль.
Когда друг переживает утрату, например, если вы сочувствуете, вы понимаете, почему он грустит и скорбит, и сожалеете о своей утрате. Однако, если вы сочувствуете, вы также можете почувствовать горе, через которое они проходят. Симпатия — это скорее чувство жалости к человеку, а эмпатия — это скорее чувство сострадания к нему.
Различные компоненты эмпатии
Исследователи склонны различать как минимум два компонента эмпатии: аффективный и когнитивный.
Аффективная (или эмоциональная) эмпатия — это способность чувствовать то, что чувствуют другие. Если ваш супруг находится в состоянии стресса и печали, вы можете отразить эти эмоции. Если друг веселый и оптимистичный, вы можете улыбнуться, потому что его счастье кажется заразным.
Когнитивная эмпатия — это способность распознавать и понимать психическое состояние другого человека. Это дает вам представление о точке зрения и эмоциях другого человека. Если вы понимаете, что ваш супруг злится, вы можете предсказать, что ваша шутка не будет удачной. Если вы можете сказать, что ваш друг чувствует себя беспомощным, вас не удивит его внезапная вспышка.
Эти два компонента эмпатии требуют разных нейронных сетей в вашем мозгу. Таким образом, возможно иметь высокую когнитивную эмпатию, но низкую эмоциональную эмпатию, и наоборот.
Различия в сочувствии между полами
Исследования показывают, что женщины чаще сообщают о том, что им грустно, когда они слышат о страданиях других. Это соответствует результатам недавнего исследования функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которое показало, что женский мозг более восприимчив к ощущению боли других людей. Однако исследование не выявило различий между полами в когнитивной эмпатии.
Почему эмпатия так важна?
Эмпатия играет важную роль в вашей жизни. Во-первых, это может укрепить ваши связи с людьми, с которыми вы общаетесь. Когда вы пытаетесь понять других, вы также заставляете их чувствовать себя услышанными и понятыми. Тогда они с большей вероятностью найдут время, чтобы сопереживать вам. Это углубляет ваши отношения и способствует тому ощущению связи, которого мы все желаем.
Исследования показывают, что сильная сеть социальной поддержки увеличивает счастье человека. Поскольку эмпатия ведет к улучшению отношений, она может стать ключевым компонентом построения более удовлетворительной жизни.
Эмпатия также может:
Мотивировать просоциальное поведение . Эмпатия может мотивировать вас на действия, которые улучшат жизнь других людей. Эти действия могут включать что угодно: от пожертвования на благотворительность до поощрения друга обратиться за помощью в случае злоупотребления алкоголем или просто утешить кого-то объятиями.
Руководство по принятию решений . В социальных ситуациях эмпатия может помочь вам выбрать наиболее мудрый план действий. Если ваш супруг испытывает стресс на работе, вы можете сделать вывод, что сейчас не лучшее время, чтобы просить его взять на себя больше обязанностей.
Уменьшить выгорание . Результаты одного исследования показывают, что эмпатия может быть полезна для уменьшения эмоционального выгорания. Это связано с тем, что эмпатия позволяет более эффективно общаться и сотрудничать даже в сложных рабочих условиях.
Помощь в разрешении конфликтов . Например, если вы находитесь в ожесточенном споре со своим коллегой, сопереживание ему может уберечь вас от чрезмерной критики или излишней жестокости. Как только вы лучше поймете чужую точку зрения, вам будет легче перейти к предложению компромисса.
Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Teen Counseling — это онлайн-терапевтическая служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Эмпатия — это не то, что у вас есть или нет. Некоторые люди обладают высокой степенью эмпатии, в то время как другие имеют более низкую эмпатию.
Если ваши эмпатические способности находятся на нижнем уровне спектра, вы можете быть безразличны к боли других людей. Например, если ограблен дом друга, вы можете сказать или подумать: «Ну, этого бы не случилось, если бы вы были более осторожны». Или, может быть, вы смотрите свысока на членов семьи, которые сталкиваются с финансовыми трудностями, и списываете это на их неспособность усердно работать. Вы можете даже ошибочно полагать, что такие плохие вещи никогда не произойдут с вами.
Низкий уровень эмпатии также может привести к тому, что вы поверите, что окружающие вас люди слишком чувствительны. Вы можете постоянно удивляться, что ваши друзья обижаются на ваши шутки. Возможно, вы не понимаете, как ваши слова и действия ранят ваших близких. Это может привести к разного рода спорам и недоразумениям.
Если у вас низкий уровень эмпатии, вам может не хватать терпения при общении с людьми, попавшими в беду. Возможно, ваш главный совет другим людям: «Просто смиритесь с этим». Несмотря на это, вы склонны затаивать обиды и не прощаете людям ошибок. Кажется, что у вас никогда не хватает времени или возможностей, чтобы выслушать точки зрения других людей или поразмышлять об их эмоциональном состоянии.
Признание отсутствия эмпатии у других
Если близкому человеку не хватает эмпатии, у вас, вероятно, будут бурные взаимодействия. Они могут быть нетерпеливыми и чрезмерно критичными, из-за чего вам кажется, что вы ходите по яичной скорлупе.
[Читать: Как справиться с трудными семейными отношениями]
Вы могли заметить, что они постоянно игнорируют ваши проблемы или отключаются, когда вы говорите о своих чувствах. Вы можете почувствовать себя неуслышанным или начать сомневаться, действительно ли вы слишком чувствительны. Поймите, что отсутствие у них эмпатии — это проблема, которую могут решить только они.
Причины отсутствия эмпатии
В некоторых обстоятельствах естественно ощущать низкую эмпатию. Вам может быть трудно сочувствовать тому, кто издевался над вами или плохо обращался с вашими близкими. Это может быть просто ситуативным отсутствием эмпатии, а не отражением того, насколько хорошо вы сопереживаете людям в целом.
Определенный опыт может снизить вашу эмпатию. Например, некоторые исследования показывают, что эмпатия может снижаться по мере того, как студенты-медики проходят обучение. Это может быть связано с выгоранием, поскольку студенты-медики борются со стрессовыми нагрузками и повышенной ответственностью. Студенты-медики также могут использовать эмоциональную отстраненность, чтобы защитить себя от психологического стресса во время работы или сохранить профессионализм при общении с пациентами.
Однако не факт, что опыт будет иметь такой эффект. Другие исследования показывают, что уровень эмпатии у студентов-медиков либо повышается, либо остается неизменным.
Некоторые психические расстройства, нарушения развития и расстройства личности могут быть связаны с низким уровнем эмпатии:
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) . ПРЛ включает сильную неуверенность, резкие эмоциональные перепады и нестабильное представление о себе. Люди с ПРЛ могут иметь нормальный уровень когнитивной эмпатии, но трудности с эмоциональной эмпатией.
Нарциссическое расстройство личности (НРЛ) . Нарциссы часто проявляют крайнюю эгоцентричность и высокомерие, а также высокую потребность в восхищении. Некоторые исследования показывают, что люди с НРЛ могут иметь низкую эмпатию, возможно, особенно эмоциональную эмпатию. Также возможно, что у них есть определенная степень эмпатии, но мало мотивации действовать в соответствии с этими чувствами.
[Читать: Расстройства личности]
Макиавеллизм . Это черта личности, которая включает в себя склонность к манипулированию и игнорированию морали. У людей с этой чертой может быть низкий уровень эмпатии.
Психопатия . Психопатия — это расстройство, характеризующееся черствостью и антиобщественным поведением. Отсутствие эмоциональной эмпатии, но не обязательно когнитивной эмпатии, является отличительной чертой этого расстройства.
Эмпатия не является фиксированной чертой. Думайте об этом как о мышце, которую можно развить с помощью упражнений. Развитие навыков слушания, внимание к языку тела и повышение эмоционального интеллекта могут повысить вашу способность сопереживать другим. Также может помочь признание собственной уязвимости и изучение новых перспектив.
Совет по развитию эмпатии 1: Практикуйте навыки слушания
Вы не можете ставить себя на место другого человека, если не хотите слушать, что он говорит. Вот почему навыки слушания являются жизненно важной частью развития эмпатии. Вам нужно будет не просто притворяться, что слушаете. Старайтесь слушать так внимательно, чтобы понять ситуацию, взгляды и эмоции человека.
Выявление и устранение препятствий для прослушивания . Если вы находитесь в состоянии стресса, вам будет труднее сосредоточиться на другом человеке. Подумайте о том, чтобы обратиться к источнику стресса — будь то приближающийся срок или зубная боль — прежде чем продолжить разговор. Многозадачность — еще один распространенный барьер для активного слушания. Отложите телефон и прекратите все, что вы делаете, чтобы уделить другому человеку все свое внимание. Это особенно важно во время разногласий или при обсуждении деликатных или сложных тем.
Не прерывать . Когда вы обрываете людей, вы не только прерываете ход их мыслей, но и рискуете неправильно понять то, что они пытались донести. Кроме того, если вы формулируете свое следующее предложение, пока другой человек все еще говорит, вы не полностью слушаете.
Отложить решение . Если вы знаете, что не согласны с кем-то, вы можете мысленно дискредитировать его слова, когда он говорит. Но лучше слушать с открытым сознанием. Не критикуйте и не обвиняйте сразу, пока они говорят. Приложите реальные усилия, чтобы понять, откуда они берутся.
Сообщите собеседнику, что вы слушаете . Невербальные сигналы, такие как поддержание зрительного контакта, кивок головой, и вербальные сигналы, такие как быстрое «ага», позволяют другому человеку понять, что он привлек ваше внимание. По сути, вы предлагаете им продолжить. Если вам покажется, что вы мечтаете или думаете о чем-то другом, говорящий может воспринять это как знак того, что вам все равно.
[Читать: эффективное общение]
Предоставить отзыв . Если вам кажется, что вы что-то ослышались или неправильно поняли, задайте несколько уточняющих вопросов. Затем человек может уточнить свою точку зрения, если это необходимо.
Совет 2. Научитесь читать язык тела
Слушать — это не только получать словесные сообщения. Люди также передают информацию о своем эмоциональном состоянии через невербальные сигналы тела. Способность читать язык тела полезна во всех социальных ситуациях.
Возможно, у вас есть друг, который часто говорит: «У меня все хорошо», но по его угрюмому выражению лица вы понимаете, что что-то не так. Или, может быть, вы можете оценить интерес партнера к вам, основываясь на уровне его зрительного контакта.
Люди часто передают сообщения через:
Выражение лица . Хмурый взгляд, ухмылки, нерешительные улыбки и другие выражения лица могут передать настроение.
Попадание в глаза . Взгляд человека может быть направлен на то, на чем он сфокусирован. Широко раскрытые глаза могут передать волнение. Опущенные веки могут означать, что человек устал или спокоен.
Голос . Тон голоса человека может сказать вам, шутит он или говорит серьезно. Скорость, с которой они говорят, может передать уверенность или нервозность.
Поза . Жесткие, напряженные плечи могут указывать на опасения. Расслабленные плечи и сутулая осанка могут быть признаком того, что человек чувствует себя непринужденно или ему скучно.
Жесты . Отсутствие жестов руками может указывать на застенчивость или дискомфорт. Тот, кто чувствует себя расслабленным и дружелюбным, может больше использовать свои руки. Скорость и интенсивность жестов также могут выражать агрессию или возбуждение.
[Читайте: невербальное общение и язык тела]
Чтение языка тела может быть непростой задачей. Не все используют одни и те же невербальные сигналы. И определенные сигналы могут означать несколько вещей. Например, постукивает ли человек пальцем по столу, потому что чувствует нетерпение или потому, что ему нравится песня, играющая на заднем плане? Вот что нужно учитывать, пытаясь понять чей-то язык тела:
Ищите последовательность . Невербальные сигналы должны соответствовать тому, что говорит другой человек. Если ваш супруг говорит, что беспокоится, его ерзание или нахмуренные брови могут усилить это сообщение. В ситуациях, когда язык тела не соответствует тому, что говорится, вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы понять, что чувствует другой человек.
Не придавайте слишком большого значения отдельным репликам . Если вы слишком сосредоточитесь на каком-то одном сигнале, вы, вероятно, неправильно поймете другого человека. Например, если человек отводит от вас взгляд, это не значит, что он не заинтересован. Возможно, они просто собирались с мыслями. Читая язык тела, смотрите на несколько сигналов, чтобы получить более полное представление.
Осознание собственного языка тела
Помните, что ваши невербальные сигналы также передают сообщения окружающим вас людям. Если вы сидите со скрещенными руками и смотрите в сторону от собеседника, он может воспринять это как знак того, что вы не хотите разговаривать.
Если вы хотите побудить человека к общению с вами, используйте позитивные сигналы, такие как нежная улыбка и непринужденный зрительный контакт, чтобы излучать теплоту. Научившись справляться со стрессом, вы сможете избежать бессознательных негативных сигналов, таких как хмурость и жесткая осанка.
Совет 3: Примите свою уязвимость
Чтобы быть чутким, нужно сделать себя уязвимым. Когда вы прячетесь за видом безразличия, другим людям становится труднее доверять вам или понимать вас. Вы также удерживаете себя от чувства и понимания всего спектра эмоций других людей. Вот несколько советов по открытию:
Переосмыслите свое отношение к уязвимости . Возможно, вас учили, что это признак слабости. Чтобы открыться другим — доверить их, чтобы они выслушали и приняли вас и ваши недостатки, — требуется мужество.
Говорите по телефону . Расскажите своим близким, что вы на самом деле чувствуете. Это требует, чтобы вы размышляли о своем эмоциональном состоянии, а также практиковали открытость с другими. Будьте готовы принять и передать сильные эмоции, включая стыд, ревность и горе. Чем больше вы говорите об эмоциях, тем комфортнее вам становится. Вы также заметите, что другие люди будут охотнее открываться вам в ответ.
Скажи, что тебе нужно . Заведите привычку озвучивать свои потребности. Вам нужен кто-то, чтобы выговориться? Или, может быть, вам нужна физическая помощь с чем-то. Говорить о своих потребностях полезнее, чем молча страдать. Это не только облегчает вашу жизнь, но и заставляет ваших близких чувствовать себя надежными и нужными.
Полегче . Если вам трудно говорить о своих эмоциях или озвучивать свои потребности, просто делайте все шаг за шагом. Может быть, вы можете рассказать своему другу о чем-то, что расстроило вас в течение рабочего дня. Вы также можете рассказать им о событиях дня, которые заставили вас чувствовать себя взволнованными и радостными. Или начните с небольшой просьбы к партнеру: «Можем ли мы сегодня вечером вместе прогуляться? Ходьба помогает мне меньше нервничать».
Не зацикливайтесь на своей репутации или совершенстве . Если вы слишком сосредоточены на том, как другие люди воспринимают вас, вы можете колебаться, чтобы быть откровенным. Может быть, вы чувствуете, что вам нужно создать видимость, чтобы казаться сильным и беззаботным. Постарайтесь отпустить эту идею и начать принимать свои несовершенства. Честность сблизит вас с важными людьми.
Совет 4. Улучшайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (иногда называемый эмоциональным коэффициентом или EQ) — это ваша способность распознавать эмоции и использовать их для улучшения своей жизни. Например, человек с высоким EQ знает, как снять собственный стресс, а также снизить остроту споров. EQ также повышает вашу способность сопереживать другим, поскольку включает в себя распознавание и понимание их эмоций.
Эмоциональный интеллект часто определяется четырьмя атрибутами: самоуправление, самосознание, социальная осведомленность и управление отношениями. Вот советы по каждому из них:
Улучшите самоконтроль, научившись справляться со стрессом . Стресс может затруднить ваше присутствие, ухудшая вашу способность оценивать эмоции и социальные ситуации. Таким образом, изучение нескольких стратегий снятия стресса является важным шагом в улучшении вашего EQ. Практикуйте техники релаксации, такие как глубокое дыхание, чтобы сохранять спокойствие в данный момент. Другие практики, в том числе упражнения и медитация, — это действия, которые вы можете выполнять каждый день, чтобы снизить общий уровень стресса.
Повышение самосознания с помощью практики внимательности . Осознанность включает в себя концентрацию на настоящем моменте, но воздержание от суждений. Вы можете использовать это, чтобы соединиться и принять любые эмоции, которые вы сейчас испытываете. Ты расстроен? Вы беспокоитесь? Вместо того, чтобы обозначать эти эмоции как «плохие» или «негативные», развивайте в них любопытство. Что их вызвало? Что они чувствуют физически? Влияют ли они на ваше взаимодействие с другими людьми? Помимо повышения самосознания, эта практика может улучшить вашу способность обрабатывать эмоции и повысить эмоциональное благополучие.
[Читать: Инструментарий эмоционального интеллекта]
Повысить социальную осведомленность, сосредоточившись на других людях . Внимательность может помочь вам и с этой задачей. Стремитесь присутствовать с кем бы вы ни общались. Каков их язык тела? Есть ли тема, к которой они постоянно возвращаются? Соедините это социальное осознание с вашим самосознанием. Говорит ли или делает ли человек что-либо, что вызывает у вас эмоции? Возможно, их язык тела успокаивает вас. Или, может быть, они говорят что-то, что вас беспокоит.
Используйте навыки разрешения конфликтов для управления отношениями . Даже когда вы общаетесь со своим лучшим другом или ближайшим членом семьи, обязательно возникнут разногласия. У вас могут быть разные взгляды на политику. Или, возможно, ваши планы на совместный отдых не совпадают. Может быть, один из вас случайно обидит другого. Знание того, как выбирать свои сражения, идти на компромисс и практиковать прощение, может помочь вам справиться с этими неизбежными конфликтами.
Совет 5. Изучите новые перспективы
Люди с большей вероятностью сочувствуют людям, которые на них похожи. Вы можете чувствовать себя более склонным сопереживать и помогать кому-то, кто похож на вас, ведет себя как вы, разделяет ваши цели или испытывает подобные трудности. К сожалению, это может привести к предвзятости сочувствия, когда речь идет о различиях в таких факторах, как раса, религия или культура. Вот несколько способов противостоять этому.
Активно откройте для себя новые перспективы . Если вы атеист, посетите религиозную церемонию. Если вы политически консервативны, слушайте подкасты, в которых представлена либеральная точка зрения. Если вы привыкли к городской жизни, проведите некоторое время в сельской местности. Ищите точки соприкосновения, но также признавайте различия. Вам не обязательно соглашаться с каждой точкой зрения, с которой вы сталкиваетесь. Однако если вы потратите время на то, чтобы просто слушать непредвзято, это поможет вам увидеть человечность в людях с разным происхождением или взглядами.
Наслаждайтесь фантастикой . Даже взаимодействие с точками зрения вымышленных персонажей может усилить вашу эмпатию. Когда вы читаете роман, вы пытаетесь понять мотивы, цели и эмоциональное состояние персонажа. Другими словами, вы тренируете свою способность сопереживать. То же самое верно всякий раз, когда вы смотрите телешоу или фильм, основанный на персонажах. Подумайте о романах, фильмах и других произведениях искусства, созданных людьми из разных культур. Например, если вы белый, читайте больше книг латиноамериканских авторов.
Будьте готовы подвергнуть сомнению свои предположения . Когда вы общаетесь с людьми разного происхождения, вы, вероятно, обнаружите, что многие из ваших прежних представлений о них были неточными. Признать себя неправым — это нормально. Оформите это как опыт обучения. Вы также можете начать подвергать сомнению свои предположения в повседневных ситуациях. Возможно, у вашего друга есть уважительная причина для опоздания. Может быть, тот таксист был груб, потому что был в сильном стрессе. Попрактикуйтесь в использовании «что, если», чтобы рассмотреть другие точки зрения.
Это правда, что развитие эмпатии — это способ расширить круг общения и повысить уровень счастья. Но не упускайте из виду преимущества, которые он имеет и для людей, с которыми вы сталкиваетесь. Эмпатия может иметь волновой эффект. Потратив время на то, чтобы по-настоящему выслушать других, вы обеспечиваете им некоторый уровень эмоционального комфорта. И, возможно, вы помогаете им доверять, утешать и сочувствовать еще большему количеству людей.
Авторы: Шелдон Рид
- Ссылки
Андерсен, Ф. А., Йохансен, А.-С. Б., Сёндергаард Дж. , Андерсен К.М. и Ассинг Хвидт Э. (2020). Пересмотр траектории эмпатии студентов-медиков и влияние пола, предпочтений по специальности и национальности: систематический обзор. BMC Medical Education , 20(1), 52. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1964-5
Baskin-Sommers, A., Krusemark, E., & Ronningstam, E. 2014). Эмпатия при нарциссическом расстройстве личности: с клинической и эмпирической точки зрения. Расстройства личности: теория, исследования и лечение , 5(3), 323–333. https://doi.org/10.1037/per0000061
Кристов-Мур, Л., и Якобони, М. (2019). Половые различия в соматомоторных представлениях боли других: анализ на основе перестановок. Структура и функции мозга, 224(2), 937–947. https://doi.org/10.1007/s00429-018-1814-y
Развитие эмпатии . (н.д.). Получено 12 апреля 2022 г. с https://www.apa.org/monitor/2021/11/feature-cultivating-empathy 9.0003
Динер, Э., и Селигман, MEP (2002). Очень счастливые люди. Психологическая наука , 13 (1), 81–84. https://doi.org/10.1111/1467-9280.00415
Флетчер-Уотсон, С., и Берд, Г. (2020). Аутизм и эмпатия: каковы настоящие связи? Аутизм , 24(1), 3–6. https://doi.org/10.1177/1362361319883506
Хили, М. Л., и Гроссман, М. (2018). Когнитивное и эмоциональное восприятие перспективы: свидетельство общих и диссоциируемых анатомических субстратов. Frontiers in Neurology , 9, 491. https://doi.org/10.3389/fneur.2018.00491
Hojat, M., Vergare, M.J., Maxwell, K., Brainard, G., Herrine, S.K., Isenberg, Г. А., Велоски, Дж., и Гоннелла, Дж. С. (2009). Дьявол на третьем курсе: продольное исследование эрозии эмпатии в медицинской школе: Academic Medicine , 84 (9), 1182–1191. https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e3181b17e55
Каджониус, П.Дж., и Бьоркман, Т. (2020). У людей с темными чертами есть способность, но не склонность к сопереживанию. Личность и индивидуальные различия , 155, 109716. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109716
Канске П. , Бёклер А., Траутвайн Ф.-М., Парианен Леземанн Ф.Х. и Сингер, Т. (2016). Являются ли сильные эмпатизаторы лучшими ментализаторами? Доказательства самостоятельности и взаимодействия путей социального познания. Социальная когнитивная и аффективная неврология , 11 (9), 1383–1392. https://doi.org/10.1093/scan/nsw052
Нидтфельд, И. (2017). Экспериментальное исследование когнитивной и аффективной эмпатии при пограничном расстройстве личности: влияние неоднозначности на мультимодальную обработку социальной информации. Психиатрические исследования , 253, 58–63. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2017.03.037
Нунес П., Уильямс С., Са Б. и Стивенсон К. (2011). Исследование снижения эмпатии у студентов пяти медицинских дисциплин в течение первого года обучения. Международный журнал медицинского образования , 2, 12–17. https://doi.org/10.5116/ijme.4d47.ddb0
Рисс, Х. (2017). Наука эмпатии. Journal of Patient Experience , 4(2), 74–77. https://doi.org/10.1177/2374373517699267
группа iPSYCH-Broad по аутизму, исследовательская группа 23andMe, Warrier, V., Toro, R., Chakrabarti, B., Børglum, A.D., Grove, J., Hinds, D.A., Bourgeron, T., & Baron -Коэн, С. (2018). Полногеномный анализ самоотчетной эмпатии: корреляция с аутизмом, шизофренией и нервной анорексией. Трансляционная психиатрия , 8(1), 35. https://doi.org/10.1038/s41398-017-0082-6
Вагаман, М. А., Гейгер, Дж. М., Шокли, К., и Сигал, Э. А. (2015 ). Роль эмпатии в выгорании, удовлетворенности состраданием и вторичном травматическом стрессе среди социальных работников. Социальная работа , 60(3), 201–209. https://doi.org/10.1093/sw/swv014
Женский мозг проявляет больше сочувствия, наблюдая за болью других | Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе . (н.д.). Получено 12 апреля 2022 г. с https://newsroom.ucla.edu/stories/womens-brains-show-more-empathy
Женщины чаще, чем мужчины, говорят, что сочувствуют страданиям | Исследовательский центр Пью . (н.д.). Получено 12 апреля 2022 г. с https://www.pewresearch.org/fact-tank/2022/01/28/in-u-s-women-more-likely-than-men-to-report-feeling-empathy-for. -страдающие/
Ву Р., Лю Л.-Л., Чжу Х., Су, В.-Дж., Цао З.-Ю., Чжун С.-Ю., Лю Х.-Х. ., & Цзян, К.-Л. (2019). Краткая медитация осознанности улучшает обработку эмоций. Frontiers in Neuroscience , 13, 1074. https://doi.org/10.3389/fnins.2019.01074
Эмпатия в пяти аспектах полезна для вашего здоровья. ты. (Psychology Today)
Могу ли я сопереживать, если я аутист? – Люди с РАС могут испытывать эмпатию – иногда в подавляющем большинстве случаев. (Психология сегодня)
Хотите быть на связи? Практикуйте эмпатию — три способа практиковать эмпатию. (Harvard Health Publishing)
Последнее обновление: 10 января 2023 г.
Как мы сопереживаем другим: нейробиологическая перспектива
1. Айзенберг Н. Эмоции, регуляция и нравственное развитие. Анну Рев Психол. 2000; 51: 665–97. [PubMed] [Google Scholar]
2. Хоффман М.Л. Эмпатия и нравственное развитие. Гданьск: ГВП; 2006. [Google Scholar]
3. Decety J, Jackson PL. Функциональная архитектура человеческого сочувствия. Behav Cogn Neurosci Rev. 2004; 3:71–100. [PubMed] [Академия Google]
4. Престон С.Д., де Ваал Ф.Б. Эмпатия: ее конечная и непосредственная основы. Behav Brain Sci. 2002; 25:1–20. [PubMed] [Google Scholar]
5. Rizzolatti G, Fadiga L, Gallese V, et al. Премоторная кора и распознавание двигательных действий. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996; 3: 131–41. [PubMed] [Google Scholar]
6. Rizzolatti G, Craighero L. Система зеркальных нейронов. Annu Rev Neurosci. 2004; 27: 169–92. [PubMed] [Google Scholar]
7. Gallese V, Rochat M, Cossu G, et al. Моторное познание и его роль в филогенезе и онтогенезе понимания действия. Дев Психология. 2009 г.;45:103–13. [PubMed] [Google Scholar]
8. Брасс М., Хейс С. Имитация: решает ли когнитивная нейробиология проблему соответствия? Тенденции Cogn Sci. 2005; 9: 489–95. [PubMed] [Google Scholar]
9. Nummenmaa L, Hirvonen J, Parkkola R, et al. Является ли эмоциональное заражение особенным? ФМРТ-исследование нейронных систем для аффективной и когнитивной эмпатии. Нейроизображение. 2008; 43: 571–80. [PubMed] [Google Scholar]
10. Риццолатти Г., Фогасси Л., Галлезе В. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действия. Нат Рев Нейроски. 2001; 2: 661–70. [PubMed] [Академия Google]
11. Якобони М., Дапретто М. Система зеркальных нейронов и последствия ее дисфункции. Нат Рев Нейроски. 2006; 7: 942–51. [PubMed] [Google Scholar]
12. Iacoboni M, Molnar-Szakacs I, Gallese V, et al. Улавливание намерений других с помощью собственной системы зеркальных нейронов. PLoS биол. 2005;3:e79. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Руби П., Десити Дж. Эффект субъективной точки зрения во время моделирования действия: ПЭТ-исследование действия. Нат Нейроски. 2001; 4: 546–50. [PubMed] [Академия Google]
14. Блейкмор С.Дж., Десити Дж. От восприятия действия к пониманию намерения. Нат Рев Нейроски. 2001; 2: 561–67. [PubMed] [Google Scholar]
15. Buccino G, Vogt S, Ritzl A, et al. Нейронные цепи, лежащие в основе имитационного обучения действиям рук: исследование фМРТ, связанное с событием. Нейрон. 2004;42:323–34. [PubMed] [Google Scholar]
16. Carr L, Iacoboni M, Dubeau MC, et al. Нейронные механизмы эмпатии у людей: переход от нейронных систем для подражания к лимбическим областям. Proc Natl Acad Sci USA. 2003;100:5497–502. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. де Виньемон Ф., Сингер Т. Эмпатический мозг: как, когда и почему? Тенденции Cogn Sci. 2006; 10: 435–41. [PubMed] [Google Scholar]
18. Decety J, Lamm C. Эмпатия человека через призму социальной нейронауки. Журнал «Научный мир». 2006; 6: 1146–63. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Decety J, Michalska KJ. Неврологические изменения в цепях, лежащих в основе эмпатии и симпатии, от детства до взрослой жизни. Наука о развитии. 2010: 1–14. [PubMed] [Академия Google]
20. Wicker B, Keysers C, Plailly J, et al. Мы оба испытывали отвращение к Моему островку: общая нервная основа видения и чувства отвращения. Нейрон. 2003;40:655–64. [PubMed] [Google Scholar]
21. Минио-Палуэлло И., Авенанти А., Аглиоти С.М. Доминирование левого полушария в чтении сенсорных качеств боли других? Соц Неврологии. 2006; 1: 320–33. [PubMed] [Google Scholar]
22. Avenanti A, Minio-Paluello I, Bufalari I, et al. Стимульная модуляция моторных вызванных потенциалов при наблюдении за болью других людей. Нейроизображение. 2006; 32: 316–24. [PubMed] [Академия Google]
23. Моррисон И., Пилен М.В., Даунинг П.П. Вид чужой боли модулирует двигательную обработку в поясной коре человека. Кора головного мозга. 2007;17:2214–22. [PubMed] [Google Scholar]
24. Сингер Т., Сеймур Б., О’Доэрти Дж. и др. Эмпатия к боли включает аффективные, но не сенсорные компоненты боли. Наука. 2004; 303:1157–62. [PubMed] [Google Scholar]
25. Сингер Т., Сеймур Б., О’Доэрти Дж. П. и др. Эмпатические нейронные реакции модулируются воспринимаемой справедливостью других. Природа. 2006;439: 466–69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Avenanti A, Bueti D, Galati G, et al. Транскраниальная магнитная стимуляция подчеркивает сенсомоторную сторону эмпатии к боли. Нат Нейроски. 2005; 8: 955–60. [PubMed] [Google Scholar]
27. Botvinick M, Jha AP, Bylsma LM, et al. Наблюдение за выражением боли на лице задействует области коры головного мозга, участвующие в непосредственном восприятии боли. Нейроизображение. 2005; 25: 312–19. [PubMed] [Google Scholar]
28. Джексон П.Л., Рейнвилл П., Десити Дж. В какой степени мы разделяем боль других? Понимание нейронных основ сопереживания боли. Боль. 2006; 125:5–9. [PubMed] [Google Scholar]
29. Саарела М.В., Глущук Ю., Уильямс А.С., и соавт. Сострадательный мозг: люди определяют интенсивность боли по чужому лицу. Кора головного мозга. 2007; 17: 230–37. [PubMed] [Google Scholar]
30. Cheng Y, Lin CP, Liu HL, et al. Опыт модулирует восприятие боли другими. Карр Биол. 2007; 17: 1708–13. [PubMed] [Google Scholar]
31. Gu X, Han S. Внимание и реальность ограничивают нейронные процессы сопереживания боли. Нейроизображение. 2007; 36: 256–67. [PubMed] [Академия Google]
32. Ламм С., Бэтсон К.Д., Десити Дж. Нервный субстрат человеческого сочувствия: влияние перспективы и когнитивной оценки. J Cogn Neurosci. 2007; 19:42–58. [PubMed] [Google Scholar]
33. Сингер Т. Нейронная основа и онтогенез эмпатии и чтения мыслей: обзор литературы и значение для будущих исследований. Neurosci Biobehav Rev. 2006; 30:855–63. [PubMed] [Google Scholar]
34. Ogino Y, Nemoto H, Inui K, et al. Внутреннее переживание боли: представление боли при просмотре изображений, показывающих болезненные события, формирует субъективное представление боли в мозгу человека. Кора головного мозга. 2007;17:1139–46. [PubMed] [Google Scholar]
35. Decety J, Michalska KJ, Akitsuki Y. Кто причинил боль? ФМРТ-исследование эмпатии и интенциональности у детей. Нейропсихология. 2008;46:2607–14. [PubMed] [Google Scholar]
36. Ламм С., Мельцофф А.Н., Десити Дж. Как мы сопереживаем тому, кто не похож на нас? Функциональное магнитно-резонансное исследование. J Cogn Neurosci. 2010;22:362–76. [PubMed] [Google Scholar]
37. Peyron R, Frot M, Schneider F, et al. Роль оперкулоинсулярной коры в обработке боли у человека: сходящиеся данные ПЭТ, фМРТ, дипольного моделирования и внутримозговых записей вызванных потенциалов. Нейроизображение. 2002; 17:1336–46. [PubMed] [Академия Google]
38. Крейг А.Д. Как вы себя чувствуете? Интероцепция: ощущение физиологического состояния тела. Нат Рев Нейроски. 2002; 3: 655–66. [PubMed] [Google Scholar]
39. Хайн Г., Сингер Т. Я чувствую то же, что и вы, но не всегда: эмпатический мозг и его модуляция. Курр Опин Нейробиол. 2008; 18:153–58. [PubMed] [Google Scholar]
40. Cheng Y, Yang CY, Lin CP, et al. Восприятие боли у других подавляет соматосенсорные колебания: магнитоэнцефалографическое исследование. Нейроизображение. 2008;40:1833–40. [PubMed] [Академия Google]
41. Буфалари И., Априле Т., Авенанти А. и др. Эмпатия к боли и прикосновению в соматосенсорной коре человека. Кора головного мозга. 2007; 17: 2553–61. [PubMed] [Google Scholar]
42. Hatfield ECJ, Rapson R. Эмоциональное заражение. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 1994. [Google Scholar]
43. Сингер Т., Ламм С. Социальная неврология эмпатии. Энн NY Acad Sci. 2009;1156:81–96. [PubMed] [Google Scholar]
44. Decety J, Grezes J. Сила симуляции: представление собственного поведения и поведения других. Мозг Res. 2006;1079: 4–14. [PubMed] [Google Scholar]
45. Frith U, Frith CD. Развитие и нейрофизиология ментализации. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003; 358: 459–73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
46. Премак Д., Вудрафф Г. Есть ли у шимпанзе теория разума? Behav Brain Sci. 1978; 1: 515–26. [Google Scholar]
47. Маркевич К., Маккуин Б.Д. Аутичный ум: тематическое исследование. Медицинский научный монит. 2009;15(1):CS5–13. [PubMed] [Google Scholar]
48. Миллер EK, Коэн JD. Интегративная теория функции префронтальной коры. Annu Rev Neurosci. 2001; 24: 167–202. [PubMed] [Академия Google]
49. Mitchell JP, Banaji MR, Macrae CN. Связь между социальным познанием и самореферентным мышлением в медиальной префронтальной коре. J Cogn Neurosci. 2005; 17:1306–15. [PubMed] [Google Scholar]
50. Gallagher HL, Frith CD. Функциональная визуализация «теории разума» Trends Cogn Sci. 2003; 7: 77–83. [PubMed] [Google Scholar]
51. Allman JM, Hakeem A, Erwin JM, et al. Передняя поясная кора. Эволюция интерфейса между эмоциями и познанием. Энн NY Acad Sci. 2001;935:107–17. [PubMed] [Google Scholar]
52. Руби П., Десити Дж. Как бы вы себя чувствовали по сравнению с тем, что, по вашему мнению, чувствовала бы она? Нейровизуализирующее исследование взгляда на социальные эмоции. J Cogn Neurosci. 2004; 16: 988–99. [PubMed] [Google Scholar]
53. Baron-Cohen S, Ring HA, Wheelwright S, et al. Социальный интеллект в нормальном и аутичном мозге: исследование фМРТ. Евр Джей Нейроски. 1999; 11:1891–98. [PubMed] [Google Scholar]
54. Castelli F, Frith C, Happe F, et al. Аутизм, синдром Аспергера и мозговые механизмы приписывания психических состояний анимированным формам. Мозг. 2002;125:1839–49. [PubMed] [Google Scholar]
55. Happe F, Ehlers S, Fletcher P, et al. «Теория разума» в мозгу. Данные ПЭТ-сканирования синдрома Аспергера. Нейроотчет. 1996; 8: 197–201. [PubMed] [Google Scholar]
56. Beaulieu C. Основа анизотропной диффузии воды в нервной системе – технический обзор. ЯМР Биомед. 2002; 15: 435–55. [PubMed] [Google Scholar]
57. Barnea-Goraly N, Kwon H, Menon V, et al. Структура белого вещества при аутизме: предварительные данные диффузионно-тензорной визуализации. Биол психиатрия. 2004; 55: 323–26. [PubMed] [Академия Google]
58. Десити Дж., Соммервиль Дж.А. Общие представления между собой и другими: взгляд на социальную когнитивную нейронауку. Тенденции Cogn Sci. 2003; 7: 527–33. [PubMed] [Google Scholar]
59. Тамм Л., Менон В., Рейсс А.Л. Созревание функций мозга связано с реакцией торможения. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2002;41:1231–38. [PubMed] [Google Scholar]
60. Bunge SA, Dudukovic NM, Thomason ME, et al. Вклад незрелых лобных долей в когнитивный контроль у детей: данные фМРТ. Нейрон. 2002; 33: 301–11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Decety J, Michalska KJ, Akitsuki Y, et al. Атипичные эмпатические реакции у подростков с расстройством агрессивного поведения: функциональное МРТ-исследование. Биол Психол. 2009; 80: 203–11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
62. Джексон П.Л., Мельцофф А.Н., Десити Дж. Как мы воспринимаем боль других? Окно в нейронные процессы, связанные с эмпатией. Нейроизображение. 2005; 24: 771–79. [PubMed] [Google Scholar]
63.