Способности человека виды: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Содержание

Что такое способности личности? Какими они бывают и зачем нужны?

26 сентября 2022

26.09

7 минут

7 мин.

30243

51

1

Обновлено: 26 сентября 2022

Обновлено 26.09

Абсолютно одинаковых людей нет. Даже однояйцевые близнецы отличаются друг от друга — каждый из пары обладает своим характером, своим набором личностных качеств, своими возможностями. Так и все люди — кто-то талантливый и успешный, а кто-то — нет.  

В этой статье мы расскажем, что такое способности человека, разберем виды способностей и поясним, от чего они зависят.

Содержание статьи

  1. Что такое способности
  2. Примеры разных способностей
  3. Классификация способностей человека: виды и типы
  4. Уровни развития способностей
  5. Как развить потенциальные задатки
  6. Частые вопросы
  7. Заключение эксперта

Что такое способности

Способности человека в психологии — это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид для успешного освоения тех или иных действий.

Если говорить кратко, то от именно от этих качеств зависит, как легко индивид будет осваивать новую деятельность и чем он, скорее всего, будет заниматься в жизни.

Проявляются и развиваются способности с помощью определенных предпосылок — задатков. Задатками называют определенную природную основу, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. Также на основе задатков происходит развитие человеческих возможности, таких как: умение запоминать информацию, тактильное ощущение, особенности темперамента, психомоторика и пр.

Так, например, индивид с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а некто с задатками к цветопередаче может стать художником.

Важно! Стоит отметить, что способности сами по себе не обеспечивают успех в какой-либо деятельности. К ним должны «присоединиться» задатки, определенные навыки, умения и знания. А также факторы социального взаимодействия и иные обстоятельства.

Примеры разных способностей

Приведем несколько примеров различных способностей человека в разных сферах деятельности:

  • музыкальным слухом должны обладать певцы и музыканты
  • усидчивостью, навыком вычисления, анализа — математики и научные работники
  • гибкость, скоростью, выносливость — спортсмены
  • креативностью, чувством стиля и вкуса должны обладать люди творческой профессии, например, дизайнеры
  • хорошая память, наблюдательность, высокий интеллект важен для юристов, детективов, сотрудников полиции

Список можно продолжать долго — вы можете сами сказать, какие личностные характеристики и индивидуальные особенности должны преобладать в качестве ваших навыков и умений, чтобы вы стали успешными и состоятельными в вашей профессии.

Классификация способностей человека: виды и типы

В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.

Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:

Источник происхождения

Характеристика

Группа и подвид

Вид способностей

Природные

Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей

Врожденные

Воображение, память и т.д.

Наследственные

Эмпатия, мышление и т.

д.

Специфические

Формируются через социальное взаимодействие

Общие способности

Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр.

Специальные способности

Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр.

Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:

  • потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
  • актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время

Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:

  • музыкальные
  • математические
  • художественные
  • литературные
  • творческие
  • физические и пр.

В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:

  1. Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
  2. Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
  3. Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
  4. Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.

Уровни развития способностей

Способности каждого человека формируются из задатков, навыков, умений, знаний, социального окружения и других факторов.

Развитие способностей — это сложный динамический процесс, который состоит из 2 этапов и имеет свои особенности:

  1. На первом этапе, который специалисты называют воспроизводящий, человек учится приемам, определенной технике, выполняет движения за учителем, то есть повторяет нужный процесс, обучается необходимым действиям. Через этот этап проходят все люди, которые хотят обрести какие-либо умения и навыки. При этом человек может стать профессионалом в своем деле, но в его действиях будет наблюдаться стандартность и шаблонность — он так учился, привык так делать и продолжает так делать.
  2. На втором этапе развития подключается творческая деятельность. Проходя первый воспроизводящий этап, люди отходят от стандартного выполнения, изменяют тактику, приемы, придумывают новую технику, становятся новаторами в своем деле. На этом этапе активно развиваются не только специфические и творческие способности, и природные в том числе.

Важно! Особенности развития способностей таковы, что индивиду обязательно нужно пройти первый этап (воспроизводящий), чтобы научиться чему-либо и в дальнейшем развивать в себе творческие умения и навыки. Но для этого у индивида должно быть развито нестандартное и нешаблонное мышление.

Как развить потенциальные задатки

Чтобы развить в себе способности к чему-либо и перевоплотить это в реальное мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, упорство, хорошие учителя, время и другие факторы.

Сами по себе способности — это только часть долгого процесса обучения и развития человека. Конечно, начинать их развивать нужно еще в детском возрасте — именно в этот период психика более гибкая, а восприятие — живое и подвижное.

По усредненной статистике в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные наклонности, которые родители должны увидеть и помочь ребенку их развить.

Процесс развития навыков можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Игровая форма обучения. Начинать развитие способностей нужно именно с игры. Примеряя на себя различные роли, придумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок познает окружающий мир и выбирает, что ему больше нравится.
  2. Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственно школьное обучение развивает у ребенка определенные способности.
  3. Развитие навыков и обретение определенного мастерства. На этом этапе у ребенка формируется должный уровень мастерства — он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, он раз за разом продолжает развивать свои навыки. Обретается самодисциплина, есть мотивация, ребенок хочет дальше идти к успеху.
  4. Соединение увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжать эту тему, то во взрослом возрасте обретенные навыки должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо, забывают про свои умения и отводят им второстепенную роль в своей жизни.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у своего ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать или вы не видите склонностей и тяги ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, на которой помогут вашему ребенку выявить те или иные задатки и расскажут, какими способами их можно развивать.

Частые вопросы

Что такое способности?

+

Можно дать такое определение. Это совокупность определенных качеств у человека, которые определяют его предрасположенность к той или иной деятельности.

Бывают ли люди, у которых совсем нет способностей?

+

Нет, таких людей нет. На первый взгляд, может так показаться — что личность «ни на что не годна». Но по факту у каждого из нас есть все необходимые задатки. Нужно только их увидеть и постараться развить.

Откуда у человека берутся способности?

+

Есть несколько теорий происхождения. Например, генетическая (особенность передается по наследству), социальная (навыки развиваются только под влиянием образования и воспитания), волевая (только волевыми усилиями можно добиться успеха).

Как развиваются способности у ребенка?

+

Формирование способностей у ребенка начинается в среднем в 6-7 лет. В это время отдельные участки коры головного мозга, органы движения, анализаторы и все системы в организме достигает оптимального развития, а следовательно, это позволяет сформировать различные навыки и умения. С возрастом способности развиваются еще больше, обретаются возможности, развиваются творческие навыки.

Что такое склонности?

+

Это такой вид деятельности, которым человек хочет заниматься, у него есть желание, стремление, мотивация. То есть он настолько хочет это делать, что его не пугают определенные трудности, он готов прилагать усилия и время. Психологи считают, что если у человека есть склонность к чему-либо, то у него есть и способности. А если склонности нет, то развить навык и достичь реальных успехов вряд ли получится.

Заключение эксперта

Роль способностей в жизни человека не преувеличена. Это действительно, нужные и полезные качества, которые необходимы человеку, чтобы проявить себя, освоить желаемый навык, выработать паттерн поведения, найти себя в профессиональной сфере, уметь делать определенные вещи и действия.

Если не прекращать развивать навыки и умения, то можно достичь настоящих успехов в определенной деятельности и получить признание своего таланта.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 266

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009
  2. . .. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996.
  3. … Выготский Л. С. Лекции по психологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1982.

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Локус контроля. Понятие и типы.

Следующая статья

Антиципация — умение предвидеть …

Другие статьи по теме

Агишев Дамир Адгемович

27.07

Болезнь Шарко Мари

Неврология

Есакова Екатерина Юрьевна

12.10

Диффузные изменения поджелудочной железы

Гастроэнтерология

Монахова Альбина Петровна

10.06

Искусство маленьких шагов

Психология

Понятие и виды способностей

1. 01.2012

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.


Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности – деятельности. Деятельность – это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, – гениальность (от лат. genius – дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты «личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Ключевые слова: Способности

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Проявление и условия развития способностей

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

Развитие способностей у дошкольников

Урунтаева Г.А., Детская психология

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Методы изучения способностей и интеллекта

. ..

Классификация способностей

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Концепции способностей

Поликарпов В.А., Психология личности

Генезис способностей

Развитие способностей

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

События • Человеческие способности

2-й Коллоквиум человеческих способностей (зима 2022/23)

22 ноября 2022 г. | 14:15–15:45

3-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2022/23)

10 января 2023 г. | 14:15–15:45

4-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2022/23)

7 февраля 2023 г. | 14:15 — 15:45

Семинар по человеческим способностям — Двусторонние силы: исторический и современный взгляды

09 февраля 2023 г. | 09:00 — 18:00

Семинар по человеческим способностям — Силы и способности в философии раннего Нового времени

22 марта 2023 г. — 24 марта 2023

Семинар по человеческим способностям — Развитие талантов, концептуальное и эмпирическое Этические перспективы

27 апреля 2023 г. — 28 апреля 2023 г.

1-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2022–2023 гг.)

25 октября 2022 г. | 14:15 — 15:45

Семинар для выпускников и молодых специалистов на тему «Способности и добро», Берлин, 9-10 сентября 2022 г.

09 сентября 2022 г. — 10 сентября 2022 г.

4-й коллоквиум по человеческим способностям (лето 2022 г.)

12 июля 2022 г. | 02:10 вечера — 03:45

Семинар «Нормативные возможности»

июля 04, 2022 — 05 июля, 2022

3 -й колледж человека (лето 2022)

Jun 21, 2022 | 14:10 — 15:45

2-й коллоквиум по человеческим способностям (лето 2022 г.

)

17 мая 2022 г. | 14:10 — 15:45

Берлин Гамбург Семинар «Силы, наклонности и способности»

12 мая 2022 г. — 13 мая 2022 г.

1-й коллоквиум по человеческим способностям (лето 2022 г.)

14:00 — 22:00 | 03:45 вечера

Семинар «Эпистемические возможности и хорошие»

Апрель 01, 2022 — 02, 2022

Семинар «Наши возможности животных»

28, 2022 — Марка 29, 2022

.

Мастер-класс по человеческим способностям «Натуральные эпистемологии модальности»

22 марта 2022 г. — 24 марта 2022 г.

5-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2021/22)

1 февраля 2022 г. | 14:10 — 15:45

4-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2021/22)

4 января 2022 г. | 14:10 — 15:45

3-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2021/22)

7 декабря 2021 г. | 14:10–15:45

2-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2021/22)

2 ноября 2021 г. | 14:10 — 15:45

Симпозиум по книгам о человеческих способностях «Движения разума»

13 окт. 2021 г. — 15 окт. 02:10 вечера — 03:45

Семинар по человеческим способностям «Emotionale fähigkeiten» (немецкий)

13 июля 2021 г. — 14 июля, 2021

4th Collequium (летний семестр 2021)

Jul. 06, 2021 | 14:10 — 15:45

Семинар по человеческим способностям и выпуск книги «Силы: история»

23 июня 2021 г. — 24 июня 2021 г.

3-й коллоквиум по человеческим способностям (летний семестр 2021 г.)

2

9000,0 | 14:10–15:45

2-й коллоквиум по человеческим способностям (летний семестр 2021 г.)

11 мая 2021 г. | 14:10–15:45

1-й коллоквиум по человеческим способностям (летний семестр 2021 г.)

20 апреля 2021 г. | 14:10 — 15:45

Совместный семинар Кластера науки об интеллекте и человеческих способностей «Интеллект и способности»

22 марта 2021 г. — 23 марта 2021 г. 14:10 — 15:45

4-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2020/21)

19 января 2021 г. | 14:10 — 15:45

3-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2020/21)

15 декабря 2020 г. | 14:10 — 15:45

2-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2020/21)

24 ноября 2020 г. | 14:10–15:45

1-й коллоквиум по человеческим способностям (зима 2020/21)

27 октября 2020 г. | 14:10 — 15:45

4-й коллоквиум по человеческим способностям (летний семестр 2020 г.)

07 июля 2020 г. | 14:10 — 15:45

3-й коллоквиум по человеческим способностям (летний семестр 2020 г.)

16 июня 2020 г. | 14:10 — 15:45

Полномочия, характеры и способности — 3-й Берлин-Гамбургский семинар по философии раннего Нового времени, ПЕРЕНЕСЕН на зиму 2021 г.

11 июня 2020 г. — 12 июня 2020 г.

26 мая 2020 г. | 14:10 — 15:45

Берлин и Лондон Совместный семинар для выпускников «Сила, способность, свобода действий», ОТЛОЖЕН

22 мая 2020 г. — 23 мая 2020 г.

Семинар «Способность действовать, способность Попробуйте», ОТЛОЖЕНО

12 мая 2020 г. — 13 мая 2020 г.

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере.

Музыка и мозаика: эволюция человеческих способностей | Музыка, язык и эволюция человека

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМузыка, язык и эволюция человекаАрхеологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМузыка, язык и эволюция человекаАрхеологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Фоли, Роберт А. ,

«Музыка и мозаика: эволюция человеческих способностей»

,

в Николасе Баннане (ред.)

,

Музыка, язык и эволюция человека

(

Оксфорд,

2012;

онлайн EDN,

Oxford Academan

, 16. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar.

,

Academan

, 16 Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar. Mar.

. 2015

), https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199227341.003.0002,

, по состоянию на 10 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМузыка, язык и эволюция человекаАрхеологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМузыка, язык и эволюция человекаАрхеологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматривается роль музыки в эволюционном развитии человеческих способностей. В нем представлен обзор современного понимания эволюции человека, основанный на генетических, ископаемых и археологических данных, и рассматривается концепция человеческих способностей с эволюционной точки зрения. В нем обсуждается модель эволюции человека, смена парадигмы в исследованиях эволюции человека, модель эволюции человеческих способностей и дарвиновская музыка. В этой главе также рассматриваются эволюционные модели гоминидов и ряд адаптивных излучений.

Ключевые слова: музыка, человеческие способности, человеческая эволюция, дарвиновская музыка, гоминиды и адаптивное излучение

Субъект

Археология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *