📖 51. Общая характеристика способностей человека. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 52. Читать онлайн
Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии трактуется не однозначно. В настоящее время все существующие подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Теплов Б. М., 1948).
Несмотря на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, в то же время это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Во-первых, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Во-вторых, приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, можно поддерживать и развивать у себя соответствующие способности.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд др. В свою очередь, под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.
Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно.
К числу общих способностей человека можно также отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер.
Способности в психологии. Структура и виды способностей :: SYL.ru
А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.
Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.
Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:
- Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
- Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
- Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.
Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.
Структура
Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы – общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.
Уровни
Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.
Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.
Психология и педагогика
Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?
Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.
- Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
- Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
- Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).
Изучение таланта
Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки – философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.
Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.
Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.
Направления
В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).
Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.
Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».
Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.
Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.
Способности
Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.
Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.
Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.
А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.
Виды
Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.
Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.
Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.
Состав дарований
Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.
Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.
Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.
Основы способностей
Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.
А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.
Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.
Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:
- Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
- Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
- Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.
Одарённость
Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» — высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.
Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.
Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.
Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.
И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.
Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.
Б. М. Теплов
А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.
Он — блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга – основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.
Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.
Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:
- репродуктивный;
- творческий;
- реконструктивный.
Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.
Способности: значение и измерение | Психология
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим значение и измерение способностей.
Значение способности:Способность — это не то же самое, что способность или интерес, поскольку она более конкретна и измеряет только определенные аспекты функционирования в ограниченном диапазоне. Человек с вербальными способностями не может иметь способностей ко всем различным задачам или занятиям, связанным с вербальными способностями. Разграничение территории является результатом влияния окружающей среды и личного совершенствования в течение определенного периода времени. Способности лишь отчасти врожденные или врожденные.
Наиболее подходящее объяснение способностей дано Бингемом, которое включено в Словарь психологии Уоррена. Он определяет способность как «Состояние или набор характеристик, рассматриваемых как симптом способности человека приобретать с помощью обучения некоторые (обычно указанные) знания, навыки или набор реакций, таких как способность говорить на языке, создавать музыку…»
РЕКЛАМА:
Бингхэм далее заявляет, что способность является мерой вероятности успеха человека с обучением в определенных ситуациях, таких как игра на скрипке. Так что способность — это нечто большее, чем способность. Это способность плюс пригодность исполнения. Человек может быть хорошим ученым, потому что он обладает высокими словесными способностями, но не обязательно хорошим учителем.
Способности к обучению зависят не только от высоких учебных способностей, большого интереса к обучению, но и от некоторых качеств личности, которые нужны учителю. Каждый человек с высокими научными способностями не может оказаться хорошим врачом, если он не обладает некоторыми дополнительными чертами, такими как настойчивость, общительность, человеколюбие, ловкость пальцев для выполнения операции и т. д. подходит для:
Достижение смотрит в прошлое, указывая на то, что было сделано.
РЕКЛАМА:
Способность относится к настоящему, указывая на силы сейчас.
Aptitude смотрит в будущее, предсказывая, кем он может стать.
Способности являются результатом как наследственности, так и окружающей среды. Первичная умственная способность, которая здесь является основным фактором, является наследственной. На воздействии на окружающую среду культивируется готовность к приобретению знаний или навыков, удовлетворение в деятельности.
Вот некоторые из основных характеристик способности. Она носит специфический характер, так как не является общей для всех ситуаций, где используется та или иная способность. Поскольку его нельзя далее проанализировать на более простые способности, он уникален. Он остается более или менее постоянным. Это подразумевает возможность обучения или готовность получить конкретную работу.
Как измерить способности:Способности могут быть измерены с помощью множества доказательств, которые включают прошлые академические достижения ученика, профессиональный статус родителей, наблюдение учителя, хобби, выбранные учеником, интервью, самооценка ученика, ситуационный тест и стандартизированный тест на способности. Самое важное из вышеперечисленных средств в тесте способностей.
Тесты способностей:
Ниже мы упоминаем некоторые важные Тесты способностей:
1. Thurston’s S.R. Тест 011 Первичные умственные способности основан на теории Терстона о том, что существует 7 типов первичных способностей. Он пришел к этой теории с помощью метода факторного анализа. Несколько других тестов, основанных на факторном анализе, — это МАТ. (множественный тест способностей), FACT (классификационный тест способностей Фланагана), GATB (батарея тестов общих способностей) и однофакторные тесты Хольцингера.
2. Тесты дифференциальных способностей (DAT) были подготовлены Drs. Benette, Seashore and Wesman и напечатаны Psychological Corporation, Нью-Йорк. Это состоит из 8 тестов, а именно. словесное мышление, числовые способности, абстрактное мышление, пространственные отношения, механическое мышление, канцелярская скорость и точность и использование языка.
РЕКЛАМА:
3. Миннесотский тест на механические способности, измеряет механические способности.
4. Детройтский тест на пригодность к механике также предназначен для той же цели.
5. Тест на ловкость пинцета О’Коннора измеряет точность использования мелких инструментов, что необходимо в хирургии, анатомии и часовом деле.
6. Тест Wiggly Block Джонсона О’Коннора состоит из 9 деревянных частей, которые разбираются, а затем реконструируются.
7. Миннесотский тест на канцелярские способности очень популярен, и также была подготовлена его индийская адаптация. Джонсон О’Коннер также подготовил тест на канцелярские способности.
8. Тест на музыкальные способности на берегу моря вполне подходит для западных стран, но неприменим в Индии из-за разницы в музыкальном стиле.
9. Mcadory Art Test включает 72 пластины с 4 различными версиями одного и того же изображения на каждой пластине. Испытуемый должен различать 4 разные версии.
Главная ›› Педагогическая психология ›› Ученик ›› Способности
Способности: значение и оценка
Способности – это специальные навыки человека в определенной деятельности или области. Фримен определил способности как « сочетание характеристик, указывающих на способность человека приобретать (с помощью обучения) какой-либо определенный навык или набор организованных реакций, таких как способность говорить на языке, стать музыкантом, выполнять механическую работу. «Способность человека приобретать новые знания или навыки после обучения определяется сочетанием черт и окружающей среды. Следовательно, способности не являются ни полностью генетическими, ни экологическими. Некоторые аспекты могут быть врожденными, например, игра на музыкальных инструментах или точность в часовом деле, или другие подобные наборы навыков могут быть улучшены путем практики и обучения.Люди с одинаковым интеллектом могут различаться по своим способностям к различным аспектам.
Профессиональные тесты и тесты достижений
Экзамены достижений широко используются в начальных и средних школах и играют важную роль в образовательной программе. Тесты успеваемости предназначены для оценки обучения учащегося после завершения определенного курса обучения. Двумя наиболее популярными тестами достижений, используемыми в школах, являются разработанные учителями и стандартизированные экзамены достижений. Валидность устанавливается в основном на основе данных, связанных с содержанием, в таких тестах. С другой стороны, тесты способностей пытаются оценить потенциальные способности учащегося к обучению, а не то, чем он или она уже овладели ранее. Тесты способностей, в отличие от тестов достижений, оценивают широкий спектр опыта, полученного различными методами.
Тесты способностей
Способности можно измерить с помощью различных тестов. Некоторые из них кратко упомянуты здесь:
Профессиональная батарея вооруженных сил
Профессиональная батарея вооруженных сил (ASVAB) была разработана для проверки и найма персонала и его назначения на различные должности и программы обучения в армии США. Текущая версия теста включает:
- Арифметическое мышление
- Математические знания
- Абзац Понимание
- Знание слов
- Скорость кодирования
- Общие науки
- Числовые операции
- Информация об электронике
- Механическое понимание
- Информация об автомобилях и магазинах
Восемь из десяти подтестов (Числовые операции и Скорость кодирования) являются тестами мощности, а два других (Числовые операции и Скорость кодирования) — тестами скорости. Составные баллы используются для определения места экзаменуемого, а баллы экзаменуемого по субтестам объединяются для получения сводных баллов. Они есть основаны на эмпирических данных и регулярно обновляются. В результате, хотя ранее Вооруженные силы полагались на семь сводных оценок, новые могут быть получены в ответ на меняющиеся потребности современных вербовщиков. Также доступный в цифровом формате, ASVAB имеет средний и высокий уровень надежности и период действия.
Батарея тестов на общие способности (GATB)
Батарея тестов на общие способности (GATB) представляет собой эффективную батарею тестов на множественные способности. Он используется для прогнозирования производительности труда примерно в 100 конкретных профессиях. Тест состоит из двенадцати тестов, включая восемь бумажно-карандашных тестов и четыре аппаратных измерения. Он дает девять факторов:
Общая способность к обучению: Он определяет способность улавливать или понимать инструкции и основополагающие принципы, способность рассуждать и выносить суждения.
Вербальные способности: Определяет способность понимать значение слов и эффективно их использовать. Способность понимать связи между словами и значение полных предложений и абзацев.
Числовые способности: Определяет способность быстро и точно выполнять арифметические операции.
Пространственные способности: Определяет способность визуально мыслить геометрические формы и понимать двухмерное представление трехмерных объектов. Способность распознавать отношения, возникающие в результате движения объектов в пространстве.
Восприятие формы: Определяет способность воспринимать соответствующие детали в предметах, изображениях или графических материалах. А также способность проводить визуальное сравнение и различение и видеть небольшие различия в формах и оттенках фигур, ширине и длине линий.
Канцелярское восприятие: Определяет способность воспринимать детали словесного или табличного материала.
Моторная координация: Определяет способность быстро и точно координировать глаза и руки или пальцы в точных движениях со скоростью. А также способность точно и быстро реагировать при движении.
Ловкость пальцев: Определяет способность быстро или точно двигать пальцами и манипулировать маленькими предметами пальцами.
Ловкость рук: Определяет способность легко и умело двигать руками. А также умение ставить и поворачивать предметы руками.
Из этих девятифакторных оценок можно получить три основных компонента:
- Когнитивный,
- Перцептивный и
- Психомоторный
В разных профессиях эти три критерия задействованы в разном количестве. Производительность работы можно предвидеть, глядя на структуру трех основных компонентов (Hunter, 1994). Сравнение результатов экзаменуемого с шаблонами профессиональных способностей — еще один метод использования метода GATB (OAP). По результатам тестирования многих сотрудников были сделаны выводы о профессиональных способностях.
Многомерная Батарея Способностей
Джексон создал Многомерную Батарею Способностей (MAB). Это бумажно-карандашная версия пересмотренной шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS-R), которая используется для оценки тех же способностей. Это групповое упражнение. Он состоит из десяти подтестов, пяти вербальных шкал и пяти шкал производительности, в результате чего получаются вербальный, производительный и полный IQ. За исключением одного, все подтесты названы в честь WAIS-R.
Подтест MAB Spatial заменил подтест WAIS-Block R Design. Вещи уникальны, и они представлены в виде множественного выбора. В отличие от WAIS-R, в котором нет ограничений по времени для вербальных подтестов, за исключением арифметики, вербальные подтесты MAB имеют компоненты как мощности, так и скорости. Задания в каждом из подтестов упорядочены в порядке возрастания сложности, с более простыми заданиями в начале и более сложными заданиями в конце. Каждый подтест должен быть выполнен в течение семи минут.
МАБ могут использовать как подростки, так и взрослые. Тест, однако, не подходит для людей с низким IQ, когнитивно неустойчивыми людьми или психически больными людьми. Необработанные баллы подтестов MAB преобразуются в баллы по шкале. Масштабированные баллы затем используются для расчета отклонения IQ. Считается, что MAB имеет высокое психометрическое качество. В исследованиях сообщалось о внутренней согласованности, надежности повторных испытаний и валидности конструкции. MAB используется при подборе персонала и консультировании по вопросам карьеры.
Заключение
Способности — это мера способности мыслить и учиться. Он часто используется как предсказатель успеха в различных областях, в том числе в учебе, бизнесе и армии. Тесты на способности используются для выявления людей, которые могут преуспеть в определенной области или области обучения.