Способности задатки гениальность талант – Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика.

Задатки, способности, одаренность, талант — сходства и отличия

едкие родители не считают своего ребенка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребенка от сверстников – повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одаренный!».

Между тем настоящая одаренность встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребенка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей) связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.

С другой стороны, недооценить способности и возможную одаренность ребенка – это почти преступление. Ведь одаренный ребенок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдется должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребенка направлении.

Давайте разберемся, как определить способности ребенка, его одаренность и (возможно!) талант.

Способности – что это такое?

Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:

  1. Психологические особенности человека, отличающие его от других.
  2. Такие особенности личности, с помощью которых возможно успешное выполнение какой-либо деятельности.
  3. А также индивидуальные особенности, которые способствуют быстроте приобретения различных навыков и знаний.

То есть способности, включая в себя определенные навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.

Способности – это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.

Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для ее достижения. Простыми словами, ребенок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребенок неспособный.

Итак, главное – способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко дается ребенку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, — значит, у него есть способности к этой деятельности.

Врожденные или приобретенные?

В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?

Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.

Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.

Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.

Исследования природы способностей

Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.

Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».

Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.

Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.

Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.

Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.

Задатки

Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.

Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).

Задатки – лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.

Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.

Классификация способностей

Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.

Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.

Общие элементарные способности

Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному,          мнемоническому, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.

  • Способность ощущать
  • Способность воспринимать
  • Способность запоминать
  • Способность мыслить
  • Речевая способность
  • Способность воображать
  • Способность переживать

Специальные элементарные способности

Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определенных задатками.

  • Глазомер
  • Высокая обонятельная чувствительность
  • Музыкальный слух
  • Словесно-логическая память
  • Критичность мышления

Общие сложные способности

Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них — это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.

  • Способность к труду
  • Способность к общению
  • Способность к игре
  • Способность к учению

Специальные сложные способности

Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определенной профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.

  • Математические
  • Музыкальные
  • Конструктивно-технические
  • Художественные
  • Организаторские

Способности и одаренность

В просторечии слово «одаренность» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.

Мы выяснили, что способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребенок, то следует включить его в определенную деятельность.

Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:

  1. Вызывать стойкие положительные эмоции.
  2. Вызывать активный, серьезный и глубокий интерес.
  3. Иметь творческую компоненту.
  4. Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности.

Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях, установить наличие и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.

Одаренность же заявит о себе так ярко и явственно, что ошибиться будет не возможно. Одаренный ребенок:

  1. Проявит крайне высокую степень успешности в выбранной деятельности.
  2. Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность.
  3. Он будет действовать креативно, создавать новое или находить нестандартные способы действий.
  4. Он проявит поразительную интуицию, бессознательную чуткость в решении поставленных перед ним задач.

Все это потому, что одаренность – это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством – качеством, неотделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность – это функция личности.

Запомните, что раннее проявление способностей говорит об одаренности ребенка. Повторим, что под «ранним проявлением» следует понимать выражение способностей в деятельности.

Одаренность и талант

И все-таки у способности и одаренности есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого еще нужно приложить знания, умения и труд.

Талант же – другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребенка независимо от желаний его и родителей. Чем более талантлив одаренный ребенок, тем более его талант ведет себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребенка, и его готовность следовать своему предназначению. Талант сам заставит ребенка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.

Как и одаренность, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребенка признаки того или другого, знайте – вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребенком.

Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если ли бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребенку. Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы перебраться в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов. Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребенку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребенок не сможет быть счастливым.

baby-ved.ru

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении представлений о понятии гениальность талант, способности, задатки личности человека в афоризмах и изречениях знаменитых людей, начиная с Iвека н. э. до наших дней и провести их анализ. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что изучение личности человека продолжается, его индивидуальные характеристики и развитие уникальны.

Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения методов психологии.

Ключевые слова:характер, темперамент, способности, талант, гениальность, личность, понимание.

 

Всегда, кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Лев Николаевич Толстой

Человек вступает в мир как индивид, обладающий определенными физиологическими особенностями организма, в том числе и нервной системы. Тем не менее, психика индивида складывается в результате воздействия внешней среды, социальных условий и окружающего оказывающие влияние процессы в организме и нервной системе. Качества, которыми человек обладает от природы, составляют его биологический базис, определяющий возможности психического развития личности, а условия социальной среды, обучение, воспитание обуславливают возможности личности и их реализацию.

В чем принципиальная разница между понятиями человек и личность?

“Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, он становится ею в течении жизнедеятельности” [1, C. 167].

“Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к автономной деятельности” [1, C. 167].

“Темперамент это обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения личности” [1, C. 169]. Темперамент условно делится на основные четыре типа: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

На основе темперамента в процессе жизнедеятельности у человека вырабатывается характер, который имеет более индивидуальные характеристики.

“Характер есть совокупность стабильных черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения” [1, C. 170].

Характер личности всегда находит свое проявление в поступках и отношении к людям, животным, обществу, явлениям мира, к самому себе тоже. Чертами характера могут быть: скромность, эгоизм, добросовестность, жалостливость, аккуратность, пунктуальность, лживость, добросердечие, наглость и многие другие.

Стержнем характера является воля. Не случайно про человека с сильной волей принято говорить “человек с характером”, и напротив, безвольный означает “бесхарактерный”. Проявлениями воли можно считать: решительность, целеустремленность, выдержка, терпение и т. д.

Как гласит известная пословица: “Если вы способны взглянуть на себя глазами других и не впасть в бешенство, значит, вы настоящий философ” [6, С. 1]. Гениальный русский писатель, философ, мыслитель и знаменитый политический деятель XVIII, XIX веков Федор Михайлович Достоевский писал: “Если хочешь победить весь мир, победи самого себя” [6, С. 1].

Необходимо отметить, что характер — это лишь один из аспектов личности. Достаточно сильная личность способна противостоять почти любым обстоятельствам, и иногда даже собственному характеру, т. е. менять характер. По поводу возможности изменения каких-либо черт характера личности существует и известное высказывание швейцарского психиатра, основоположника одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии XX века, Карла Густава Юнга: “Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента” [6, С. 1].

Индивидуальные психологические особенности той или иной личности выражаются не только в темпераменте, характере, но и в ее способностях. Если темперамент и характер проявляются во всех сферах жизнедеятельности, то способности, как правило, ярко выражены в какой-либо определенной сфере деятельности.

“Способности — это психические свойства личности, благоприятствующие успешному осуществлению какой-либо деятельности” [1, C. 170].

Способности делятся на элементарные и сложные. Например, элементарные способности нужны как условия успешного выполнения отдельных видов действий таких как: глазомер, критичность мышления, зрительная память, ориентировка на местности и т. д. А сложные способности рассматриваются как возможность успешного выполнения какой-то формы деятельности целиком и достижения высоких результатов в ней. Например, к сложным способностям принято относить: математические, музыкальные, технические, управленческие способности и т. д.

“Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью” [1, C. 171]. Специфика способностей человека заключается в том, что они развиваются в течение жизни, а задатки — врожденные особенности конкретного человека.

“Уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты, — это то, что имеют в виду, говоря о таланте” [1, C. 171].

Талант всегда основан на упорстве, любознательности и многолетнем труде. Вот как отзываются о таланте человека знаменитый французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе XIX, XX веков Роже Мартен дю Гар: “Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается” [5, C. 46]. Приблизительно такую же точку зрения на природу таланта человека имеет известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель XIX, XX веков Владимир Васильевич Стасов, который писал: “Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование” [5, C. 45]. Великий английский поэт и драматург XV, XVI веков Уильям Шекспир отмечал также, что: “Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта” [8, С. 1]. Талант часто отождествляют с одаренностью человека, а иногда даже с гениальностью, как высшей степени развития талантливости человека. Однако, последнее утверждение можно счесть ошибочным.

“Гениальность — высшая степень творческой одаренности” [1, C. 171].

Гения от талантливого человека отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Интересна также точка зрения на природу гения русского советского писателя, классика русской литературы XX века Константина Георгиевича Паустовского, который отмечал, что: “Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций” [8, С. 1].

Важно отметить, что гения делает гением не просто его дар, но и историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большего масштаба и создает условия для их решения. Гений — тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Следовательно, гений — это явление не столько психологическое, сколько социокультурное [1]. Знаменитый английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики XVII, XVIII веков Сэр Исаак Ньютон полагал что: “Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении” [8, С. 1].

Когда человек живет гениально, он инициирует действия, явления, идеи, поступки, состояния, и они могут казаться беспочвенными, но при этом — свободны, подлинны, действительны, основательны. Удивительное определение гениальности предложил в свое время великий немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель XVII, XVIII веков Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете, а именно: “гениальность — это точная фантазия” [6, С. 1]. Казалось бы, две несовместимых категории. Может ли быть совмещена и точность, и фантазия, ведь точность — это что-то определенное, а фантазия — то, что не имеет границ. Но гениальность действительно есть, и она в полной мере и точна, и фантастична [2]. Мы можем с уверенностью сказать, о том, что гениальность существует, почувствовать ее, соприкоснуться с ней, но не измерить.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете верил также в творческие задатки человека, заложенные природой и написал, что: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом” [7, С. 2]. Великий французский писатель, глава и теоретик французского романтизма XVIII, XIX веков Виктор Гюго считал, что: “В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением, это — гениальность и доброта сердечная” [5, C. 45].

Резюмируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что любая личность многогранна и уникальна. Гениальность как редкое свойство личности всегда инициативна и связана с творчеством, обновлением, поиском нового. Окружающий нас мир также можно отнести к творениям, созданным гениальным творцом, план которого постичь нам не удается. Изучение гениальности также сложно, как и изучение души человека, поскольку и в том и в другом случае есть божий промысел. Как отмечал римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, живший в I веке н. э. Луций Анней Сенека, Сенека Младший или Сенека:

“Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека” [6, С. 1].

 

Литература:

 

1.                  Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.

2.                  Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.

3.                  Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в ситуации социальных изменений. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. — 212 с.

4.                  Лукьянов О. В. Психологические практики и перформансная коммуникация // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. — 2007. — № 1. — С. 169–186

5.                  Тарасова Л. К. В мире афоризмов. Том 1. — Томск: Издательство Том сувенир, 1998. — 382 с.

6.                  http://www.stihi.ru/2009/06/06/4642

7.                  http://www.inpearls.ru/author/141/2

8.                  http://www.wisdoms.ru/169.html

moluch.ru

Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

По поводу соотношения между этими понятиями «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения (А В. Либин, 2000). Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству.

Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего — специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо ПО отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта — беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность — удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность — проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у та иантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых — только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра.

psyera.ru

Одаренность, гениальность, талант — Мегаобучалка

Психогенетика— это пограничная с генетикой область психологии, изучающая особенности психики, обусловленные генотипом, роль среды и наследственности в формировании индивидуальности и личности.

Проблема одаренности и гениальности — одна из наиболее интересных в науке. С ранних времен эта проблема уже занимала общество. Что такое гениальность? Гениями становятся или рождаются? Эти и многие другие вопросы, связанные с особым выражением способностей издавна занимали общество. В середине 19 века вышла нашумевшая книга «Гениальность и помешательство» (1860) Цезаря Ломброзо. В этой книге автор излагает свою теорию о природе гениальности и ее связи с умственным помешательством. «гений есть нечто вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в настоящее сумасшествие». Это исследование пробудило волну исследований природы гениальности. Самой яркой работой того периода явилось исследование, проведенное Френсисом Гальтоном. («Наследственный гений», 1869.) Гальтон считал, что одаренность, талант, гениальность— это врожденные уровни интеллектуального поведения, присущие людям. Эти уровни можно измерить с помощью тестов и разделить всех людей по одаренности. Гальтон путем математических расчетов пришел к выводу, что частота распространения различных степеней одаренности обратно пропорциональна самим этим степеням. Научное обоснование этой точке зрения дал Вильям Штерн. Одна из наиболее ярких в генетике, посвященная проблеме одаренности, принадлежит именно В.Штерну «Умственная одаренность» (1909). Штерн считал, что одаренность имеет наследственную природу, проявляющуюся в предрасположениях— тенденциях к способности реализовать себя или систему собственных целей. Предрасположения делятся на свойства и задатки.Свойство это предрасположение неизменным способом реализовать какую-то жизненно необходимую функцию (например: способность дышать, способность мыслить, способность виртуозно исполнять музыкальное произведение.) Задаток — это скрытое предрасположение, которое направлено на будущее.



Умственная одаренность,по Штерну, есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.Одаренность обуславливает приспособление к имеющимся условиям деятельности наилучшим образом. Признак приспособленияопределяет зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни). Этим умственная одаренность отличается от гениальности,сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. Гениальность — это способность демонстрировать выдающиеся результаты во многих или во всех деятельностях. Признак всеобщностиэтой способности отличает ее от таланта,характерная особенность которого состоит в ограничении проявления умственных способностей в одной какой-то творческой области. Для В.Штерна не составляет сомнения тот факт, что талант и гениальность имеют наследственную природу.

В современной науке существует много определений гениальности и одаренности, но все они в конечном итоге определяют гениальность, как исключительную способность к творчеству на основе высочайшего интеллекта. Обобщение многих характеристик гениальности позволило нам сформулировать следующее определение. Гениальность
— (от лат. Genius — дух) высший уровень развития способностей — как
общих (интеллектуальных), так и специальных. Гениальность выступает высшим уровнем развития одаренности. Одаренность — это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми. Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Однако мало иметь природное дарование.

По мнению И.Канта, гений, как высшая ступень одаренности, возможен лишь в искусстве, но не в науке или практике. В начале 20 века немецкий ученый Дж. Фребес провозглашает для гения решающим лишь разум, но никак не эмоции и чувства. Тем самым место гения переносится в науку. Высшие формы одаренности следует искать лишь в сфере чисто умственных видов труда. Со временем понятие гениальности было распространено прежде всего на психическую и личностную активность и таким образом гениальность «получила право» проявляться в самых разных сферах деятельности. Эта точка зрения нашла свое полное развитие именно в отечественной психологии. Учитывая, что гениальность это способности, она имеет наследственную природу в той степени, в какой наследуются способности, но вместе с тем, как говорил еще Гальтон «гениальность это на 10 % наследственность и на 90% -трудолюбие».

Исследование гениальности и одаренности проводилось с помощью двух основных методов: биографического (изучение особенностей жизни и творчества выдающихся людей) и близнецового (диагностика с помощью тестов интеллектуальных способностей у монозиготных близнецов).

Изучение биографий гениев всех времен и народов и интеллектуального сходства монозиготных близнецов, включая тех, кто воспитывался раздельно, приводит к неумолимому выводу: интеллект наследуется, а гениями рождаются. Это позволяет с большой уверенностью говорить о генетической природе гениальности. В исследовании природы гениальности и таланта в меньшей степени применяется близнецовый метод. Гораздо успешнее зарекомендовал себя в этом вопросе биографический метод. Именно использование этого метода позволило набрать эмпирическую базу данных для выявления закономерностей происхождения таланта и гениальности.

Первым исследователем, использовавшим этот метод для анализа гениальности, был Ф. Гальтон, Гальтон проследил генеалогию известных политиков, полководцев, литераторов, музыкантов, художников. В изученных 300 английских семьях Гальтон установил 997 выдающихся деятелей, которые находились в родстве друг с другом. Гениальность — редкость, как и ее представленность в человеческом обществе. Гальтон пришел к выводу, что пропорция великих людей к общему числу населения ограничена природой и может быть предсказана от поколения к поколению.

Подтверждение факта о наследуемости особых способностей дано в исследовании Г.Айзенка. Он изучал интеллект у детей в детских домах, куда малыши привозились сразу после рождения и находятся там долгое время. Условия в этих детских домах настолько схожи, насколько вообще это возможно: одинаковая пища, обучение, досуг, окружающие люди, книги и т.д. Однако дети проявляют такое разнообразие способностей, как и любые недетдомовские дети. Основанием считать, что талантливость и гениальность являются природно заданными, является очень раннее проявление особенных способностей у многих выдающихся людей.

Также перед нами встает проблема «вундеркинда» и ранней одаренности. Ребенок с особыми способностями называется вундеркиндом. Вундеркинд — (чудо-ребенок — нем.) высокоодаренный ребенок, проявляющий свои способности с очень раннего возраста.Высоко одаренные от рождения дети, обучаясь с детьми менее одаренными, осваивая общую для всех программу затрачивают на это чрезвычайно мало усилий.

Одаренность надо рассматривать как жизненное проявление сверхординарных индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Возрастные особенности при этом выступают своеобразной точкой отсчета для оценки качественного анализа одаренности. Сущность феномена детской одаренности проявляется в том, что соотношение норм возрастного развития и индивидуальных возможностей оказывается сдвинутым в сторону опережающего уровня способностей. Основу одаренности составляют следующие компоненты: познавательная потребность, интеллект, творческость, личностные качества. Природная основа одаренности проявляется в темпах биологического созревания и психического развития. У одаренных детей эти темпы значительно ускорены. Кроме этого одаренные дети отличаются высокой чувствительностью, восприимчивостью нервной системы.

megaobuchalka.ru

78. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Однако структура способностей – это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

виды и характеристика. Талант, одаренность, гениальность.


ТОП 10:

 

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Природно обусловленные — такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков.

Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие.

Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности.

Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности.

Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей.

Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).

Коммуникативные — это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.

Одаренность — это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Заметим, что быть одаренным — не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант — это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым — как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальность — это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Человек, одаренный гениальностью, очень важен для развития общества, ведь он может создать новую эпоху или сделать важнейшие открытия.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой. По определению Кольриджа, гениальность — это способность роста. Спорным остается вопрос о том, является ли гениальность сверхспособностью ума или это особенность физического мозга. Настоящего гения отличает то, что он никогда никого не копирует, все его мысли уникальны и оригинальны. Однако это возможно лишь в том случае, если перед нами действительно настоящий гений, а не человек с отклонениями.

Гениальность — это достаточно редкое явление. Согласно подсчетам Лафатера, один гений приходится на один миллион человек. Однако психологи считают гениальность лишь разновидностью сумасшествия.




infopedia.su

виды и характеристики. Талант, одаренность, гениальность — Мегаобучалка

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обуслов­ленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности. Рассмотрим каждую из названных групп способностей в отдельности.

Природно обусловленные — такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет. Социально обусловленными или приобретенными называ­ются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Замечено, что при прочих равных условиях такие способности быстрее и лучше развиваются у одних людей, чем у других, что, по-видимому, свидетельствует о существовании врожденных задатков к развитию этих способностей. Вместе с тем, эти задатки до сих пор не изучены. Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека. Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие способности. Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).



Коммуникативные — это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.

Одаренность — это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Заметим, что быть одаренным — не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант — это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым — как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальный — это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем-то одаренным), способных — тоже немало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно немного, а гениальных — только единицы.

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *