Что такое эмоции – Эмоция — Википедия

ЭМОЦИИ — это… Что такое ЭМОЦИИ?

  • эмоции — вызывать • существование / создание (не) любить быстрой езды • эмоции бояться войны • непрямой объект, эмоции бояться встречи • непрямой объект, эмоции бояться высоты • непрямой объект, эмоции бояться наказания • непрямой объект, эмоции бояться… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭМОЦИИ —         (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически …   Философская энциклопедия

  • ЭМОЦИИ — (франц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭМОЦИИ — (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Э. представляют собой активные… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ЭМОЦИИ — (французское emotion волнение, от латинского emoveo потрясаю, волную), смотри Чувства …   Современная энциклопедия

  • Эмоции — (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт …   Психологический словарь

  • ЭМОЦИИ — (от лат. emoveo волную, возбуждаю) англ. emotion; нем. Emotion. Особый класс псих, процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, к рые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида… …   Энциклопедия социологии

  • ЭМОЦИИ — ЭМОЦИИ. Класс психофизиологических характеристик, представляющих собой внутреннее, субъективное переживание психических и физиологических состояний человека, сопровождаемое приятными или неприятными ощущениями. Э. выражают оценочное отношение к… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Эмоции — (французское emotion волнение, от латинского emoveo потрясаю, волную), смотри Чувства.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • big_medicine.academic.ru

    эмоция — это… Что такое эмоция?

    — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна — отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции — очень важный показатель и потому — ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства. Б ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции — так называемый тон эмоциональный ощущений — генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

    В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта — в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона — настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

    1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности — например, страх, гнев;

    2) к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение;

    3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр.

    Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:

    1) в их качественных характеристиках; к ним относится:

    а) знак — положительный, отрицательный;

    b) модальность — удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;

    2) в динамике протекания самих эмоций — длительность, интенсивность и пр.;

    3) в динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии — в мимике, речи, пантомимике.

    Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

    1) в дифференциации качеств эмоций;

    2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

    3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

    Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (см. эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения — движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различных культурах.

    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    psychology.academic.ru

    Эмоции — это… Что такое Эмоции?

    По своему характеру Э. бывают положительными или отрицательными. Положительные Э. (радость, восторг), вызывая резкие вегетативные сдвиги (подъем кровяного давления, учащение сердечных сокращений и др.), не дают длительных следовых реакций. При отрицательных Э. (страх, горе) вегетативные сдвиги имеют более длительный характер, что может способствовать развитию патологического состояния. Кратковременная и ярко выраженная по соматовегетативным проявлениям положительная или отрицательная Э. обозначается как аффект.

    Объективно о том или ином эмоциональном состоянии можно судить по поведению человека, реакции мимических мышц, а также по вегетативным сдвигам в организме (сосудистые реакции, функциональные изменения сердечной деятельности, дыхания, перистальтики кишечника и др.).

    К структурам ц.н.с., возбуждение которых вызывает те или иные положительные («центры удовольствия») или отрицательные («центры неудовольствия») Э., относят ретикулярную формацию и ряд образований лимбической системы (см. Головной мозг). Поражение этих структур (опухоль, травма, инфекция) вызывает у человека резкие нарушения в эмоциональной сфере. Патология эмоций наблюдается как позитивное и негативное проявление при ряде психических заболеваний; они могут возникать при психопатиях, циклотимии, шизофрении, эпилептической болезни, органических заболеваниях головного мозга. В психиатрии к этой группе состояний принято относить экстаз, гипертимию, эйфорию, гипотимию, дисфорию, апатию, эмоциональную тупость и эмоциональную слабость.
    Экстаз
    — переживание восторга, необычной радости, вдохновения, счастья. Гипертимия — состояние приподнятого настроения с оптимизмом, чувством безграничной радости и веселости, ускоренным темпом мыслительных процессов, повышенной активностью. Для гипертимии характерны изменчивость внимания и отвлекаемость, отсутствие утомляемости и истощаемости. Отмечается переоценка своей собственной личности. Лица в состоянии гипертимии выглядят помолодевшими, для них характерны блеск глаз, повышенный аппетит, повышенное сексуальное влечение. Эйфория — повышенное настроение с чувством довольства, беспечности, безмятежности, не сопровождающееся ускорением ассоциативных процессов и повышением продуктивности; для эйфории характерны бездеятельность, пассивность. Гипотимия — состояние, характеризующееся снижением настроения, нередко сопровождающееся чувством тоски с ощущением тяжести в груди, резким замедлением процессов мышления, замедленностью движений, снижением активности. Окружающее представляется в мрачном свете, ничто не вызывает чувства радости, жизнь воспринимается как цепь ошибок, возникают идеи самообвинения. Лица, находящиеся в состоянии гипотимии, выглядят постаревшими, отмечаются потухший взгляд, серый цвет кожи, поседение и выпадение волос, ломкость костей, снижение либидо, у женщин возможны нарушения менструального цикла.

    Дисфория — расстройство настроения с напряженным злобно-тоскливым аффектом, раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессией.

    Апатия — состояние с отсутствием эмоций, безучастностью к происходящему вокруг, отсутствием интереса к своей личности, своей судьбе. Характерны аспонтанность, односложные ответы на вопросы. Апатию сопровождают резкое падение психической активности, безволие, обеднение сознания.

    Эмоциональная тупость характеризуется значительным снижением яркости и живости эмоциональных реакций вплоть до безразличия, при этом снижение эмоциональных проявлений касается как высших социальных эмоций, так и эмоций, связанных с инстинктами.

    Эмоциональная слабость определяется крайней изменчивостью настроения с сентиментальностью, капризностью, слезливостью, и в ряде случаев появляются реакции, неадекватные событиям. Сопровождается возникновением широкого круга астенических расстройств.

    dic.academic.ru

    ЭМОЦИЯ — это… Что такое ЭМОЦИЯ?

  • ЭМОЦИЯ — (лат,). Чувствование, душевные волнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМОЦИЯ всякое вообще душевное движение, чувство. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эмоция — См …   Словарь синонимов

  • ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… …   Толковый словарь Ушакова

  • эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эмоция —  Эмоция  ♦ Émotion    Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… …   Философский словарь Спонвиля

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

  • ЭМОЦИЯ — проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… …   Философский словарь

  • ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • dic.academic.ru

    ЭМОЦИЯ — это… Что такое ЭМОЦИЯ?

  • ЭМОЦИЯ — (лат,). Чувствование, душевные волнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМОЦИЯ всякое вообще душевное движение, чувство. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эмоция — См …   Словарь синонимов

  • ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭМОЦИЯ — (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и… …   Философская энциклопедия

  • эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эмоция —  Эмоция  ♦ Émotion    Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… …   Философский словарь Спонвиля

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

  • ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • philosophy_dictionary.academic.ru

    ЭМОЦИИ — это… Что такое ЭМОЦИИ?

    (от лат emoveo — потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл. механизмов внутр регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец. мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состояния

    Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами — интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение — эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний

    Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность

    В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие — отвращение, радость — горе, уверенность — страх, торжество — ярость

    Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах.

    Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других — при низкой вероятности достижения цели.

    Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище.

    Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»).

    Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения.

    Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная — об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдалённых, труднодоступных целей.

    Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удаётся выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чьё истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью.

    В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его.

    Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причём сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления.

    Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведёт к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого — к преобладанию положит. Э.

    Нейрохимия Э., несмотря на своё стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется.

    В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путём сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведёт к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путём обогащения и возвышения её потребностей.

    Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооружённость соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всём богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва.

    Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов.

     

    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

    pedagogicheskaya.academic.ru

    ЭМОЦИЯ — это… Что такое ЭМОЦИЯ?

  • эмоция — См …   Словарь синонимов

  • ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭМОЦИЯ — (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и… …   Философская энциклопедия

  • эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эмоция —  Эмоция  ♦ Émotion    Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… …   Философский словарь Спонвиля

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

  • ЭМОЦИЯ — проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… …   Философский словарь

  • ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *