Формы обучения Нормативный срок обучения Срок действия аккредитации
Образовательные программы, в том числе реализуемые адаптированные образовательные программы
Учебный план
Аннотации к рабочим программам дисциплин
Календарный учебный график
Реализуемые образовательные программы
Численность обучающихся (воспитанников) по возрастам / годам обучения
Языки, на которых осуществляется образование
Иные документы
|
ВКР Способы поддержки детской инициативы у детей 5-6 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика понятий «инициатива», «детская инициатива
1.2. Развитие детской инициативы детей в дошкольном возрасте
1.3. Способы поддержки детской инициативы в дошкольном возрасте в разных видах деятельности
Глава 2. Особенности поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
2.1. Потенциал сюжетно-ролевой игры для поддержки детской инициативы детей 5-6 лет
2.2 Описание способов поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре
Глава 3. Опытно-практическая работа, направленная на поддержку детской инициативы детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре
3.1 Изучение проявления детской инициативы у детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре
3.2 Апробация способов поддержки детской инициативы у детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре
3.3 Выявление эффектности проведённой работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что стремительная динамика общественных изменений, потребности высокотехнологического и информационного поддержки в мире выдвигают новые требования к адаптации ребенка в окружающей среде. В связи с этим целью современного образования является воспитание ответственных, целенаправленных, творческих людей, способных к критическому мышлению и самообразованию. Указанные личностные качества тесно связаны с развитием самостоятельности и инициативы. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Одним из средств воспитания инициативности выступает игра, в которой создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса и других составляющих самостоятельности.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
В этот период особенности поддержки мотивационной сферы, формирование волевых и моральных аспектов поведения в связи с включением в сферу коллективной деятельности, расширением опыта создают условия для более глубокого поддержки инициативности. Это влияет на содержание и особенности общения дошкольника с окружающим миром, меняет их направленность и характер проявления.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативность должна быть разумной и нравственно направленной. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.
Сюжетно-ролевая игра — это свободный вид совместной деятельности детей, в которой они объединяются по собственной инициативе, сами выбирают сюжет, распределяют роли и подбирают игровой материал, намечают план и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Исследователь указывал, что отображение разных ситуаций в игре происходит через моделирование и замещение явлений действительности, содействуя развитию воображения, творчества, мышления. Действия ребенка во время сюжетно-ролевых игр носят активный характер, направленный на поиск, инициативность, формируют способность понимать мысль другого человека. Такие навыки содействуют становлению самостоятельности как личностного качества.
Объект исследования – детская инициатива детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы поддержки детской инициативы 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре.
Цель работы: выявить и апробировать способы поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты проблемы поддержки детской инициативы детей 5-6 лет;
2) описать особенности поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в процессе сюжетно-ролевой игры;
3) подобрать методики и изучить уровень детской инициативы у детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре;
4) разработать и апробировать перспективный план сюжетно-ролевых игры, направленных на поддержку детской инициативы детей 5-6 лет;
5) выявить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анализ опыта работы
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика понятий «инициатива», «детская инициатива»
Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают данное личностное качество. Например, в соответствии с программой «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3–5 лет) инициативность проявляется в выборе тематики игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Иначе говоря, инициатива детей младшего дошкольного возраста проявляется в игре, продуктивной деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, ситуации. В старшем дошкольном возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Развитие детской инициативы является основой культуры познания, условием содержательного и радостного детства
Федеральные законы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Нормативные документы
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г N1155 г Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основной список литературы
3. Алиева Т., Урадовских Г., Детская инициатива – основа поддержкипознания, деятельности, коммуникации [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.
4. Борисова, Т.С Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности / Борисова, Т.С //Вестник ТГПУ. — 2011. Выпуск 1 (103) – С. 1-6.
5. Воспитание детей в игре [Текст]/ Под ред. Д.Б. Менджерицкой, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарёвой и др. Матусик. — 2-е изд. — М., 2000. – С. 240.
6. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст]: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 2000 г. – С. 72.
7. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста//Современные проблемы науки и образования. — 2016.-№2. 2.
8. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
9. Коротаева, Е.В., Святцева, А.В. Подходы к развитию инициативности детей 5-6 лет [Текст]// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 11.
10. Коротаева, Е.В., Святцева, А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста [Текст]// Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — Выпуск № 5 / 2016. – С. 32.
11. Короткова, Н.А., Нежнов, П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст]. — М.: Линка‐Пресс, 2002. – С. 312.
12. Кононова, И., Ежкова, Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1991. — № 6. – С. 129.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций [Текст]/ Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – М, 2001. – 607 с.
14. Маликова, Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат [Текст]// Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 132-134.
15. Морозов, И.А. Способы и направления поддержки детской инициативы на примере воспитанников второй младшей группы [Текст]// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 12-18.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов.-9 изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 456с.
17. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2011.- №11. – С. 47.
18. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации [Текст] — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 2009г. – 348 с.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
20. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации [Текст]/под ред. О. В. Дыбиной/ — М.: Центр педагогического образования. — 2008г. – 412 с.
21. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей [Текст]/Т.Н. Доронова [и др.]; науч. рук. А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
22. Словарь справочник по педагогике/авт. -сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И.Пидкасистого.- М.: ГЦ Сфера, 2004.
23. Хисматуллина, М.Е. Формирование самостоятельности у детей 5-6 лет путем сюжетно-ролевых игр. Наука XXI века: проблемы и перспективы / М.Е. Хисматуллина, — 2015. — № 1 (3). — С. 47-49.
24. Шухардина С.Б., Святцева А.В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста//Педагогическое образование в России.- 2016.-№3.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.-М.: Педагогика, 1989.
26. Эльконин, Д.Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей [Текст]//Дошкольное воспитание, 2006. — № 5. С. 73–97.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. [Текст] — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. — 2007. – С. 296.
Электронные ресурсы
28. Толковый словарь Ушакова онлайн – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=21205 (Дата обращения: 01.10.17).
Подходы к обучению: любопытство и инициатива
Стандарт
Дети проявляют интерес и рвение к познанию окружающего мира.
Дети рождаются с естественным интересом к людям и объектам, которые их окружают. В конце концов, они видят вещи в первый раз! Дети используют все свои чувства, чтобы воспринять всю эту новую информацию, и используют свои развивающиеся навыки, чтобы осмыслить то, что они видят, слышат, пробуют на вкус, обоняют и осязают. Надежные отношения создают доверие, которое необходимо детям для проявления их любопытства. Воспитатели, которые постоянно реагируют на сигналы детей, моделируют позитивное и отзывчивое взаимодействие. Дети используют эти ранние модели, чтобы развить уверенность в себе, необходимую им для того, чтобы начать исследование, попробовать новый опыт и взаимодействовать с объектами и людьми.
По мере того, как дети осваивают новые навыки, исследования становятся все более целенаправленными и значимыми. Когда дети могут сидеть, они по-другому смотрят на свой мир. Они могут смотреть в разные стороны и тянуться к предметам. Их развивающиеся навыки мелкой моторики помогают детям удовлетворять свое любопытство, беря в рот, хватая предметы и манипулируя ими. Мобильные дети начинают выбирать, с какими объектами они хотят взаимодействовать, и могут приближаться к воспитателям, чтобы инициировать контакт.
С появлением языка дети могут выражать свои предпочтения и могут использовать простые слова, чтобы инициировать, вовлекать и поддерживать социальные взаимодействия, чтобы узнать об их мире. К 36 месяцам дети будут задавать вопросы во время общения. Кажется, им все интересно, и им нужно понять, как устроен мир. Дети также проявляют все больший интерес и любопытство к своим сверстникам и продолжают расширять свое участие в новом опыте.
Подробнее о любознательности
Любопытство можно описать как естественный интерес человека к окружающему миру. Культурный контекст играет большую роль в воспитании детской любознательности. Термин «любопытство» не является универсальным, и культуры различаются по степени, в которой они ценят и поощряют любопытство. Однако, что является универсальным, так это детская любознательность. 1 Они используют все свои чувства, чтобы воспринимать информацию, и им нравится открывать новые объекты и действия. Этот интерес к миру дает детям возможность взаимодействовать и получать значимый опыт. Они используют общение, чтобы задавать вопросы и искать ответы.
Дети показывают пальцем, жестикулируют и используют звуки, чтобы задать вопрос. Как только появляется вербальный язык, они начинают комбинировать слова, чтобы задавать простые вопросы. Опекуны лелеют эту естественную эмоцию; однако, в зависимости от культурных убеждений, то, как они питают и поддерживают любопытство, выглядит по-разному. Самый важный вывод заключается в том, что интерес детей следует признавать и поощрять для поддержки будущего обучения.
От рождения до 9 месяцев
Дети познают мир посредством исследования и социального взаимодействия. Дети с особым интересом реагируют на новые предметы, людей и переживания.
Показатели для детей включают:
- Наблюдает за окружающей средой и людьми; отслеживает перемещение игрушки из одной точки в другую
- Проявляет интерес к себе, например, смотрит на руки, кладет ноги в рот
- Активно исследует новые объекты, найденные в окружающей среде, например, прикосновения, похлопывания и рты
- Попытки инициировать взаимодействие с другими, например, улыбка, тянется к опекуну
- Участвует в совместном внимании с опекуном (лицами), например, фокусируется на одном и том же объекте
Стратегии взаимодействия
- Создайте привлекательную среду для исследования ребенка; регулярно менять материалы и игрушки в окружении ребенка
- Создать возможности, в которых ребенок может исследовать свою внешнюю среду; поговорить с ребенком о происходящем
- Предоставьте различные сенсорные материалы, например, книги с различной текстурой, игрушки, которые трясутся или гремят
- Вдумчиво и быстро реагировать на попытки ребенка к взаимодействию
От 7 до 18 месяцев
Недавно приобретенный физический контроль детей позволяет им исследовать и инициировать взаимодействие более целенаправленным и осмысленным образом.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует интерес к новым объектам, манипулируя и поворачивая объект
- Использует знакомые предметы по-новому, например, кладет корзину с игрушками на голову
- Переход к новому виду деятельности ползком или ходьбой
- Начинает демонстрировать предпочтения в отношении объектов и/или материалов, например, выбирает книгу для чтения при наличии вариантов
- Вовлекает знакомых взрослых в значимые взаимодействия, например, указывает на любимую игрушку, приносит книгу для чтения
Стратегии взаимодействия
- Создайте среду, позволяющую ребенку выбирать, в какое занятие или игрушки он хотел бы играть
- Предоставлять материалы и предметы, которые можно использовать более чем одним способом
- Поощряйте значимые для ребенка занятия, например любимую книгу или любимую песню
От 16 месяцев до 24 месяцев
Дети проявляют все больший интерес к новым впечатлениям и занятиям, в которых участвуют сверстники и взрослые; они начинают взаимодействовать и искать участия с другими.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует интерес к новым видам деятельности и готовность испытать новый опыт
- Участвует в активном исследовании новой обстановки, например, подходит к полке с игрушками в незнакомом доме или классе
- Инициирует игру с другими, например, с бабушкой и дедушкой, братом, сестрой или учителем
- Эксперименты с различными способами использования материалов и предметов
Стратегии взаимодействия
- Предоставьте ребенку различные варианты игр и занятий в течение дня
- Поощряйте ребенка участвовать в новом занятии, но не заставляйте его
- Демонстрация позитивного взаимодействия с ребенком в течение дня
- Поощряйте ребенка замечать, что делают другие дети, например, «Энни и Стив делают пиццу из пластилина»
От 21 до 36 месяцев
Дети проявляют инициативу, участвуя и поддерживая участие в новых событиях. Дети используют наблюдение, общение и исследование, чтобы осмыслить этот опыт.
Показатели для детей включают:
- Наблюдает за играющими другими детьми
- Любит выполнять простые задачи, например собирать пазлы, надувать мыльные пузыри
- Задает вопросы при взаимодействии с другими, например, «почему», «что», «как»
- Участвует в более широком спектре мероприятий, например, в открытых тренажерных залах в джунглях, арт-проектах
Стратегии взаимодействия
- Поощряйте ребенка, когда он пробует что-то новое и/или идет на разумный риск; оставаться чутким к темпераменту ребенка и оказывать поддержку по мере необходимости
- Вступайте в беседу с ребенком и отвечайте на его вопросы четко и честно
- Развивайте интерес ребенка, знакомя его с книгами и другими занятиями
- Расширьте взаимодействие, предложив новые или альтернативные способы использования материалов, предметов или игрушек
Примечания
- От нуля до трех (без даты). Содействие социально-эмоциональному развитию: советы по воспитанию любознательности вашего ребенка .
Связанные ресурсы
Once of Prevention Fund of Florida
Предоставление специального гранта
В соответствии со Статутом Флориды 409.147 Департамент по делам детей и семьи Флориды предлагает единовременный грант в размере 50 000 долларов США для помощи соответствующим сообществам в разработке запроса на назначение. Предложения будут рассматриваться в порядке поступления. Получатели грантов будут уведомлены, когда они будут признаны правомочными. Доступно шесть грантов.
Чтобы подать заявку на получение гранта, выполните все шаги, описанные в этом PDF-файле: Запрос предложений на гранты на планирование детской инициативы во Флориде. Пожалуйста, не откладывайте — отправьте предложение по электронной почте, как только оно будет готово. Первые шесть подходящих участников получат гранты.
Вопросы и ответы
Можно ли использовать грантовые средства для сотрудников?
Да, средства гранта могут быть использованы для любого сотрудника(ов) или консультанта(ов), работающих над заполнением заявки на участие в программе Florida Children’s Initiative.
На что еще можно использовать грантовые средства?
Средства также могут быть использованы для таких мероприятий, как участие сообщества, исследования/сбор данных, встречи/интервью с жителями сообщества, встречи рабочих групп и разработка Стратегического плана сообщества в связи с заполнением заявки FCI.
Когда заканчивается грант?
Все средства должны быть израсходованы до 30 июня 2023 года. Гранты будут возмещены авансом.
Может ли кто-либо подать заявку на получение статуса Florida Children’s Initiative?
Эти гранты на планирование предназначены для округов, в которых в настоящее время нет Детской инициативы (в соответствии с FS 409.147). Однако любое сообщество может в любое время подать заявку на получение статуса FCI.
Посмотреть/скачать PDF с вопросами и ответами о гранте.
Детские инициативы Флориды (FCI) созданы по образцу признанной на национальном уровне Детской зоны Гарлема . В 2008 году Законодательное собрание Флориды возложило на Фонд профилактики унций Флориды ответственность за рассмотрение и утверждение запросов от местных муниципалитетов и / или округов на получение статуса Детской инициативы. Полномочия рассматривать и утверждать такие запросы основаны на Законе штата Флорида 409.147 .
Детская инициатива — это район или сообщество во Флориде, где инфраструктура и возможности, которые сообщества среднего класса считают само собой разумеющимися, отсутствуют или настолько незначительны, что неэффективны.
- Детям, живущим в этих районах, взрослые не читают регулярно и посещают дошкольную образовательную программу гораздо реже, чем дети из других районов.
- Эти дети показывают результаты ниже среднего по стандартизированным тестам и заканчивают среднюю школу в меньшем количестве.
- Большинство этих детей имеют право на участие в программе школьных обедов бесплатно или по сниженной цене.
- Дети в этих районах часто страдают астмой, повышенным риском отравления свинцом и неадекватным медицинским обслуживанием, они постоянно подвергаются насилию и преступлениям.
Несмотря на эти препятствия, эти районы часто являются домом для сильных людей и организаций, которые стремятся изменить жизнь детей и их семей.