Методы мышления
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивное умозаключение — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии — делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от частного к частному, минуя общее).
Типы мышления
Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделенымеханически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.
Механически-ассоциативный тип мышления — ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное» (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении болезни).
Логически-ассоциативное мышление — отличается целенаправленностью и ценностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления.
X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Э. Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.
Индивидуальные особенности мышления
Все вышеуказанные различия в мыслительной деятельности людей (вид, тип и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания.
Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.
Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.
Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.
Самостоятельность мышления
Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.
Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления?
Шилин К. А., Лигецкая И.В., Ковзова Е.И., Беляева Л.Е.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
Современный этап развития высшего образования невозможен без учета и анализа индивидуальных особенностей мышления студентов. Мышление представляет собой обобщенную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации [1].
Выделяют пять базовых типов мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативное мышление. Предметно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление представляет собой наиболее «простой» вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, мало значимых свойств. Креативное мышление – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи [3, 4].
Наглядно-образное мышление играет значительную роль в интеллектуальном развитии студента. Опираясь на него, обучающийся получает возможность овладеть представлениями, отображающими сущность явлений, что, в свою очередь, является ключевым этапом получения научных знаний. Следует отметить, что приведенные типы мышления в чистом виде встречаются редко, в большинстве случаев имеет место быть комбинация нескольких типов мышления у одного человека.
Коллективом кафедры патологической физиологии УО «ВГМУ» была поставлена цель определения ведущих типов мышления у обучающихся и поиска корреляции между преобладающим типом мышления и успеваемостью студентов, изучающих дисциплину «Патологическая физиология». Нами было проведено анкетирование студентов с использованием методики «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) [4]. В опросе принимали участие студенты 3 курса лечебного факультета обоих полов, которые были разделены на группы с низкой успеваемостью (рейтинговая оценка 4-5 баллов за пятый семестр) (n=30) и высокой успеваемости (рейтинг: 6-9 баллов за пятый семестр) (n=31).
Результаты анкетирования показали, что предметно-действенное мышление в группе студентов с низкой успеваемостью развито в средней и высокой степени у 93,3% респондентов, в группе с высокой успеваемостью — у 87,3%. Абстрактно-символическое мышление оказалось развито у 30,0% обучающихся с низкой успеваемостью и 35,5% студентов, имеющих высокий рейтинг. Выраженное словесно-логическое мышление присутствует у 66,7% и 64,5% студентов со слабой и сильной успеваемостью, соответственно. Наглядно-образное мышление развито у 93,3% респондентов с низкой текущей успеваемостью и 96,8% обучаемых с высоким рейтингом. Креативное мышление, в свою очередь, развито у 76,7% студентов с низким рейтингом и 64,5% с высоким рейтингом.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы: (1) у студентов обеих исследуемых групп словесно-логическое и наглядно-образное мышление развито в приблизительно равной степени; предметно-действенное и креативное мышление в незначительной степени более развито у студентов с низким рейтингом; студенты с высоким рейтингом имеют в незначительной степени более развитое абстрактно-символическое мышление; (2) самым распространенным типом мышления у анкетируемых студентов является наглядно-образный тип мышления, что сочетается с проведенным нами изучением ведущего типа перцепции — для большинства студентов наиболее характерны зрительный и смешанный типы модальности восприятия (35,6% и 32,3% соответственно) [2].
Учитывая эти данные, для улучшения качества учебного процесса мы можем предложить увеличить наглядную составляющую лабораторных занятий путем использования мультимедийных технологий, расширения имеющейся на кафедре библиотеки блок-схем.Резюмируя полученные данные, мы можем предположить, что успешное обучение зависит не только от наличия одного или нескольких развитых типов мышления, а и от массы других факторов: мотивации, работоспособности, особенностей темперамента, усидчивости, трудолюбия, систематичности и регулярности занятий и т.д.
Использованные источники:
- Коломинский Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский // Москва, 1986. – С. 35
- Лигецкая, И.В. Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии / И.В. Лигецкая [и др.] // Витебск: ВГМУ, 2014 – С. 31.
- Прохорова, О. Н. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках: монография / О. Н. Прохорова [и др.] // Москва: ФЛИНТА, 2013. – C. 67-68.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В Резапкина // Москва: Генезис, 2005.
Семь способов думать о мышлении — Критическое мышление для лучшего суждения и принятия решений Видеоруководство
Из курса: Критическое мышление для лучшего суждения и принятия решений
Семь способов думать о мышлении
“
— Думать сложно. Предоставленное самому себе, мышление может быть предвзятым, искаженным и неосведомленным. Мой? Может быть, даже твое. Ваш успех как лидера и успех вашего бизнеса во многом зависят от качества вашего мышления. Вот хорошие новости. Как и большинство проблем, проблемы мышления лучше всего решать путем анализа, разделения мышления на части. Давайте сделаем это. По мнению экспертов по критическому мышлению Линды Элдер и Ричарда Пола, во всем мышлении есть общие элементы. Теперь мы определим каждый из семи общих элементов мышления и зададим соответствующий MVQ, наиболее ценный вопрос, чтобы выявить потенциальные проблемы мышления и найти решения. Номер один, цель, то, что вы пытаетесь осуществить, цель. MVQ: зачем мы это делаем? Допустим, цель состоит в том, чтобы увеличить долю рынка на 20%. Почему? Почему снова? Проблемы с мышлением часто связаны с неясными, противоречивыми или нереалистичными целями. Сделайте цель ясной. Во-вторых, вопросы, на которые вы пытаетесь ответить или решить. MVQ, какие вопросы лучше всего задавать? Например, вопрос о том, нравится ли потенциальному покупателю ваш продукт, сильно отличается от вопроса о том, что заставит его купить его прямо сейчас. Сделайте паузу, чтобы оценить, какие вопросы следует задавать. В-третьих, предположения, вещи, которые принимаются как истинные или достоверные без доказательств. MVQ, что мы можем с уверенностью предположить? Например, как долго вы можете с уверенностью предполагать, что рынок вашего продукта будет продолжать расти? Проблемы с мышлением прячутся там, где похоронены предположения. Раскопайте их. Номер четыре, перспектива, точка зрения или система отсчета. MVQ, используем ли мы идеи с самых мудрых точек зрения? Существующие клиенты или потенциальные клиенты? Главный инженер или начальник отдела продаж? Проблемы с мышлением скрываются, когда мы игнорируем влияние точки зрения, включая нашу собственную. Подумайте, где точки зрения могут быть слишком узкими, ошибочными или отсутствующими. Номер пять, информация, доказательства, поддерживающие рассуждения. MVQ, насколько сильно наши рассуждения подтверждаются соответствующей информацией? Наш чрезмерный доступ к информации может усугубить проблемы с мышлением. Мы успешны, потому что превзошли прогнозы роста? Что, если данные о росте менее актуальны, чем сокращающийся денежный поток? Определите, какая информация наиболее актуальна. Номер шесть, концепции или системы значений. Например, концепция успеха в бизнесе. MVQ, согласны ли мы со значением этой идеи или концепции? Понятия созданы человеком. У них могут быть дефекты, и точное значение не всегда понятно от человека к человеку. Отсутствие ясности вызывает проблемы с мышлением. Например, убедитесь, что все вы имеете в виду одно и то же, когда говорите об успехе в бизнесе. Сделайте понятия ясными. И номер семь, выводы, интерпретация и придание смысла информации. MVQ, из всех способов интерпретации этой информации, какой лучший способ? Например, увеличение негативных отзывов клиентов может означать, что вы отгрузили бракованную партию виджетов, или что на рынок вышел более конкурентоспособный продукт, или что-то еще. Оспаривайте выводы. При оценке важного предложения, решении сложной проблемы или анализе важного решения помогите вашей команде проанализировать каждую часть мышления, чтобы выявить и извлечь выгоду из возможностей для его улучшения.
Содержание
Что такое критическое мышление? — University of Louisville Ideas To Action
Способность критически мыслить требует мышления более высокого порядка, чем просто способность вспоминать информацию.
Определения критического мышления, его элементов и связанных с ним действий заполняют образовательную литературу последних сорока лет. Критическое мышление было описано как способность задавать вопросы; признать и проверить ранее сделанные предположения; распознавать двусмысленность; исследовать, интерпретировать, оценивать, рассуждать и размышлять; принимать обоснованные суждения и решения; а также прояснить, сформулировать и обосновать позиции (Hullfish & Smith, 1961; Эннис, 1962 год; Руджеро, 1975 год; Скривен, 1976; Халлет, 1984; Китченер, 1986; Паскарелла и Теренцини, 1991; Майнс и др., 1990; Халперн, 1996; Пол и Элдер, 2001; Петресс, 2004 г.; Холиок и Моррисон, 2005 г .; среди прочих).
После тщательного изучения огромного количества литературы, определяющей критическое мышление и его элементы, UofL решил принять язык Майкла Скривена и Ричарда Пола (2003) в качестве всеобъемлющего и краткого рабочего определения:
Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию.
Пол и Скривен далее предполагают, что критическое мышление основано на: «универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость». Это влечет за собой изучение тех структур или элементов мысли, которые заложены во всех рассуждениях: цель, проблема или рассматриваемый вопрос, допущения, концепции, эмпирическое обоснование, рассуждения, ведущие к выводам, последствиям и следствиям, возражениям с альтернативных точек зрения и Критическое мышление, способное реагировать на различные предметы, проблемы и цели, включено в семейство переплетенных способов мышления, среди которых: научное мышление, математическое мышление, историческое мышление, антропологическое мышление, экономическое мышление, моральное мышление. мышления и философского мышления».
Эта концептуализация критического мышления была уточнена и развита Ричардом Полом и Линдером Элдером в рамках концепции критического мышления Пола-Элдера. В настоящее время этот подход является одним из наиболее широко публикуемых и цитируемых подходов в литературе по критическому мышлению. Согласно модели Пола-Элдера, критическое мышление — это:
- Анализ мышления путем сосредоточения внимания на частях или структурах мышления («Элементах мышления»)
- Оценка мышления путем ориентации на качество («Универсальные интеллектуальные стандарты»)
- Улучшение мышления за счет использования того, чему вы научились («Интеллектуальные черты»)
Выбор системы критического мышления
Университет Луисвилля выбрал модель критического мышления Пола-Элдера в качестве подхода, которым мы руководствуемся при разработке и совершенствовании нашей учебной программы по критическому мышлению. Структура Пола-Элдера была выбрана на основе критериев, адаптированных из характеристик хорошей модели критического мышления, разработанной в Surry Community College. Структура критического мышления Пола-Элдера является всеобъемлющей, использует нейтральную к дисциплине терминологию, применима ко всем дисциплинам, определяет конкретные когнитивные навыки, включая метапознание, и предлагает высококачественные ресурсы.
Почему выбор единой системы критического мышления?
Использование единой системы критического мышления является важным аспектом общеорганизационных инициатив критического мышления (Paul and Nosich, 1993; Paul, 2004). Согласно этой точке зрения, обучение критическому мышлению не должно быть отнесено к одной или двум дисциплинам или отделам с конкретным языком и концепциями дисциплины. Наоборот, обучение критическому мышлению должно быть явно включено во все курсы, чтобы навыки критического мышления могли развиваться и укрепляться в процессе обучения учащихся на протяжении всей учебной программы. Использование общего подхода с общим языком позволяет центральному организатору и развитию навыков критического мышления на всех курсах.