Психологические приемы влияния: на людей, партнера, собеседника
.
Каждый человек попадает под чье-то влияние сознательно или нет: даже всеобщее желание быть похожим на других, не отличаться от сверстников – воздействие стереотипов, которые считаются стандартом. «Стадный инстинкт» учитывается и в создании рекламных роликов, заставляя тем самым людей покупать совершенно ненужные вещи. На этом базируется психология влияния, которая подразумевает под собой методы и приемы, позволяющие эффективно воздействовать на психологическое состояние собеседника или группы людей с целью достижения цели.
Психология механизмов
Люди, живущие рядом, постоянно воздействуют друг на друга, преследуя личные мотивы. Уже с самого рождения младенец осваивает техники психологического воздействия на родителей посредством крика, а затем и другие.
Общаясь между собой, люди часто воздействуют на мысли собеседника даже не осознавая того. Психологическое влияние – это определенные механизмы, которые могут моделировать сознание личности. Они подразделяются на 2 группы.
- Бытовые способы манипуляции.
- Специальные: кодирование, транс, гипноз.
Влияния как бытовые, так и специальные, имеют один общий основной элемент. Его суть заключается в изучении природы индивида, понимании поведенческих особенностей, реакций на стрессовый фактор.
Основы
В основе приемов влияния на людей лежит использование особенностей личности. Наблюдательному индивиду очень просто осуществлять манипуляции. Одним из самых распространенных приемов является давление на жалость. Его осваивает каждая персона еще во младенчестве.
Оказывать влияние на людей можно посредством использования следующих особенностей человеческой натуры:
- слабости;
- скрытые мотивы и желания;
- изменение сознания, эффект неожиданности;
- разумное манипулирование.
Слабости
У каждого есть своя слабость. Нередко, зная о том или ином событии из жизни человека, мы неосознанно пытаемся повлиять на его выбор, мотивируя совершить поступок, выгодный нам. На этом зиждется бытовое психологическое воздействие. Главный прием влияния на партнера – манипуляция жалостью. Он заключается в причинении психологической боли. Сопротивляться ему не может практически никто, поэтому люди соглашаются на выполнение определенных установок даже вопреки своим желаниям и принципам.
Желания и мотивация
Желания и мотивы у всех людей похожи. Сложные формы деятельности подразумевают элементарные вещи: желание быть любимым, богатым, иметь власть, удовлетворять естественные инстинкты и пр. Эти особенности человеческой натуры учитываются при создании рекламы, постов в интернете, предвыборных кампаний. Личность под влиянием своих стремлений заполучить желаемое делает то, что нужно манипулятору. Влияние будет более эффективным, если использовать образы, цвета, ассоциирующиеся у человека с его желаниями: люди, которым не хватает эмоций, с радостью отреагируют на рекламные ролики с использованием оранжевых оттенков, а те, кому необходимо спокойствие и уют, – синих, зеленых. Методы защиты от такого воздействия элементарны. Нужно проанализировать себя и понять, чего вам не хватает. Также важно осознавать, что для получения желаемого необходимы кропотливый труд и стремление.
Эффект неожиданности
Психологическое влияние на подсознание человека может проводиться разными способами. Изменение сознания делает личность полностью беззащитной перед чужим воздействием. К таким методам относятся гипноз и транс. Во время первого личность находится полностью под влиянием воздействующего лица, его сознание закрыто и не контролируемо им самим. Транс отличается тем, что индивид думает, будто контролирует свои действия, но выполняет указания манипулятора.
В состояние легкого транса личность можно ввести, задав ей странный, неожиданный вопрос. Замешательство, которое возникает, является специфическим состоянием, позволяющим легко внушить необходимую информацию. В легкое трансовое состояние очень легко ввести индивида, который погружен в свои мысли, немного растерян. Так выбирают своих жертв разного рода манипуляторы, которые ищут легкой наживы. Главную роль в таком воздействии играет эффект неожиданности.
Разумное манипулирование
Влияние на подсознание человека – это не только скрытые формы воздействия с целью наживы. Эта область науки изучает также методы повышения работоспособности сотрудников на предприятиях, усовершенствование их навыков и снижение агрессии в коллективе по отношению друг к другу.
Метод разумного манипулирования предусматривает добровольное соглашение индивида на выполнение определенных функций. Воздействие происходит за счет использования высших стремлений. Это немного напоминает метод применения желаний и мотиваций: каждый сотрудник хочет получать достойную зарплату, чувствовать себя нормально в коллективе. Чтобы достичь этих целей, необходима слаженная работа, концентрация и взаимопомощь.
Приемы управления партнером
Главная составляющая разговора между людьми – эмоциональный контакт. Влияние этой части в психологии рассматривается, как возможный инструмент манипуляции партнером. При разговоре с человеком наш мозг получает огромное количество сигналов, которые через подсознание начинают управлять нами, вызывая те или иные эмоции при виде определенной личности. Если в процессе общения посылать партнеру определенный скрытый позитивный сигнал, у него выработается стойкий рефлекс. При виде вас он будет испытывать радость. Такие приемы не помогут вам навязать свои желания другой личности, но смогут расположить кверента к общению.
Обращаясь к партнеру, всегда называйте его по имени. Это важная составляющая правильного общения. Каждый человек – личность, он уникален. Обращение без использования имени обезличивает собеседника. Он остается неудовлетворенным в стремлении быть самим собой, испытывает негативные эмоции, которые ассоциируются с вашим образом. Правильное обращение показывает значимость индивида для вас.
С утра используйте фразу «Доброе утро». Она более приятна для слуха, чем сухое «Здравствуйте». Улыбайтесь партнеру. Это работает, как зеркало: улыбаясь себе в отражающую поверхность, в ответ вы всегда получаете улыбку. Таким же образом можно использовать и людей. Подсознательно улыбка у каждого индивида ассоциируется с другом, счастьем, ощущением безопасности, поэтому ваш партнер будет бессознательно следовать вашим указаниям.
В деловом общении старайтесь использовать комплименты. Они помогают вызвать чувство удовлетворения у партнера, но использовать их нужно с умом, иначе все старания будут напрасны, а комплимент превратится в банальность, грубую лесть или будет звучать, как насмешка. Каждый должен подкрепляться фактом.
Правила построения комплиментов:
- в комплименте отражаются позитивные качества, которые не могут быть восприняты одновременно как негативные;
- не следует использовать гиперболизацию, преувеличение должно быть небольшим;
- ваши слова не должны отражать положительное качество ниже, чем считает сама личность;
- в комплименте должна отражаться констатация наличия положительного качества, а не указания по улучшению;
- делая комплимент, не пытайтесь тут же обратить особое внимание на недостатки человека.
Способы воздействия на собеседника
Основой психологических приемов влияния на собеседника является наблюдение за индивидом и знание некоторых поведенческих нюансов.
Рассмотрим несколько самых простых приемов, которые могут пригодиться в повседневной жизни.
- Чтобы выйти победителем из спора, как бы вам ни хотелось, никогда не повышайте голос. После того как собеседник выпустит пар, он будет ощущать себя опустошенным и виноватым перед вами, чем можно быстро воспользоваться и убедить его в своей правоте.
- Зная о том, что перед вами лгун, вы можете легко вывести его на чистую воду, используя паузы в разговоре. Молчите, и тогда собеседнику не останется ничего, как заполнять тишину своей «исповедью».
- Фразы нельзя начинать с отрицательных слов: вместо «Не хочешь ли ты прогуляться со мной до кафе» – «Пойдем со мной в кафе». Отрицательным предлогом вы заранее программируете кверента на отказ.
- Избегайте фраз, излучающих неуверенность: извинения без повода, слова сомнения типа «Мне кажется» и пр. Они унижают вас в глазах собеседника.
Заключение
Для оказания влияния на людей, с точки зрения психологии, можно эффективно использовать элементарные приемы в общении с людьми, чтобы улучшить взаимоотношения и расположить к себе окружающих. Знание этих способов помогает также защитить себя от нежелательного воздействия со стороны других.
psyhoday.ru
Психологические приемы воздействия на собеседника
Психологические приемы, о которых пойдет речь, направлены не столько на то, чтобы кого-то в чем-то убедить или доказать что-либо, сколько на то, чтобы расположить к себе собеседника.
Прием «имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (или имени и отчества) человека, с которым вы разговариваете. Д. Карнего писал, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.
Прием «зеркало отношения». Доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают людей. Умеете ли вы улыбаться, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в случае, если у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе, чтобы он принял вашу позицию, не под давлением, а добровольно.
Прием «комплименты». Комплимент – один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство, которому стоит поучиться.
Принципы делового общения
Дж. Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть основных принципов делового общения, рассмотрим их.
1.Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
5. Внешний облик (одевайтесь, как положено).
Организация и коммуникационные эффекты публичного выступления
Для того чтобы сделать хорошее выступление, необходимо провести серьезную подготовительную работу. Основные этапы подготовки к выступлению:
I. Постановка проблемы.
1) Определение целей речи.
2) Анализ аудитории и ситуации.
3) Отбор и ограничение предмета речи.
4) Сбор материала.
II. Построение речи.
5) Создание плана речи.
6) Подбор слов для речи.
7) Практика произнесения вслух (упражнения).
Всякое выступление (его классическая композиция) включает три части: вступление, основную часть, заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на вступление – 10-15%, на основную часть – 60-65%, на заключение – 20-30% всего времени выступления.
Однако, как бы хорошо оратор ни был подготовлен, во время произнесения речи важно не привязываться жестко к подготовленному тексту, а учитывать обратную связь, получаемую от аудитории, и в соответствии с этим варьировать как содержание, так и стиль подачи материала.
Приемы привлечения внимания в устном выступлении
Апелляция. При необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников для аудитории специалистов (теоретиков и практиков).
Вопросы. Чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить?» и т.д. Неожиданность. Использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом».
Образность речи. Описание событий, предметов, используя богатство языка и выстраивая конструкции представлений в образах.
Паузы в речи. Они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией.
Провокация. На короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации).
Речевые приказы. Периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…».
Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкостью голоса и более медленным темпом речи.
Сопереживание. Увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
Экспрессия. Выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
Юмор. Включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора.
studfiles.net
10 психологических хитростей для манипулирования людьми :: Инфониак
Невероятные фактыПеред началом стоит отметить, что ни один из нижеперечисленных способов не попадает под то, что можно назвать «темное искусство воздействия» на людей. Все, что может повредить человеку или задеть его достоинство здесь не приводится.
Это способы, с помощью которых можно завоевать друзей и влиять на людей, используя психологию, без того, чтобы заставлять кого-либо плохо себя чувствовать.
Психологические хитрости
10. Просите об услуге
© Dean Drobot
Хитрость: просите кого-то об одолжении для вас (способ, известный как эффект Бенджамина Франклина).
Легенда гласит, что Бенджамин Франклин однажды хотел завоевать расположение человека, который не любил его. Он попросил этого человека одолжить ему редкую книгу, а когда получил ее, очень любезно поблагодарил его.
В результате человек, который не особо хотел даже разговаривать с Франклином, подружился с ним. По словам Франклина: «Тот, кто однажды сделал вам доброе дело, будет более расположен к тому, чтобы сделать для вас что-нибудь хорошее еще раз, чем тот, которому вы сами обязаны».
Ученые решили проверить эту теорию, и в итоге обнаружили, что те люди, которых исследователь просил о личном одолжении, были гораздо более благосклонны к специалисту по сравнению с другими группами людей.
Влияние на поведение человека
© Michal Collection
Хитрость: всегда просите больше, чем вам изначально нужно, а затем опускайте планку.
Этот прием иногда называют «подход дверью в лицо». Вы обращаетесь к человеку с действительно слишком завышенным запросом, от которого он, скорее всего, откажется.
После этого вы возвращаетесь с просьбой «рангом ниже», а именно с тем, что вам на самом деле от этого человека нужно.
Этот трюк может показаться вам чем-то нелогичным, но идея заключается в том, что человек будет чувствовать себя плохо после того, как откажет вам. Однако, он объяснит это себе неразумностью просьбы.
Поэтому в следующий раз, когда вы к нему обратитесь со своей реальной потребностью, он будет чувствовать себя обязанным вам помочь.
Ученые после испытания на практике этого принципа, пришли к выводу, что он на самом деле работает, потому как человек, к которому сначала обращаются с очень «большой» просьбой, а затем возвращаются к нему же и просят о малом, чувствует, что помочь вам должен именно он.
Влияние имени на человека
8. Называйте имена
© Ever / Getty Images
Хитрость: используйте имя человека или называйте его должность в зависимости от ситуации.
Дейл Карнеги, автор книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», полагает, что частое упоминание в разговоре имени человека является невероятно важным.
Он подчеркивает, что имя человека на любом языке – это самое сладкое сочетание звуков для него. Карнеги говорит о том, что имя – это основная составляющая человеческой идентичности, поэтому, когда мы его слышим, то лишний раз получаем подтверждение своей значимости.
Именно поэтому мы чувствуем себя более положительно настроенным по отношению к человеку, который подтверждает нашу значимость в мире.
Однако, использование в речи должности или другой формы обращения также может иметь сильное воздействие. Идея состоит в том, что если ты ведешь себя, как определенный тип человека, то ты станешь этим человеком. Это несколько похоже на пророчество.
Чтобы использовать эту методику для влияния на других людей, вы можете обращаться к ним так, кем вам бы хотелось их видеть. В итоге они начнут думать о себе именно в этом ключе.
Это очень просто, если вы хотите сблизиться с определенным человеком, то чаще называйте его «друг», «товарищ». Или же ссылаясь на кого-то, у кого бы вы хотели работать, можете назвать его «боссом». Но имейте в виду, что порой вам это может выйти боком.
Влияние слов на человека
© AlexBrylov / Getty Images
Хитрость: лесть может привести вас туда, куда вам нужно.
Это может показаться очевидным на первый взгляд, но есть некоторые важные оговорки. Для начала стоит отметить, что если лесть не является искренней, то от нее, скорее всего, будет больше вреда, чем пользы.
Однако, ученые, изучавшие лесть и реакции людей на нее, выявили несколько очень важных вещей.
Проще говоря, люди всегда стараются поддерживать когнитивный баланс, стараясь организовывать свои мысли и чувства аналогичным образом.
Поэтому, если льстите человеку, самооценка которого высока, причем лесть искренняя, вы понравитесь ему больше, потому как лесть совпадет с тем, что он думает о себе.
Однако, если вы льстите тому, у кого самооценка страдает, то возможны негативные последствия. Вполне вероятно, что он станет к вам хуже относиться, потому что это не пересекается с тем, как он себя воспринимает.
Безусловно, это не означает, что человека с низкой самооценкой стоит унижать.
Способы влияния на людей
6. Отражайте поведение других людей
© Image Source / Photo Images
Хитрость: будьте зеркальным отображением поведения другого человека.
Зеркальное отражение поведения также известно как мимикрия, и это нечто, что определенному типу людей свойственно по их натуре.
Людей с этим навыком называют хамелеонами, потому как они пытаются слиться со своей окружающей средой путем копирования чужого поведения, манер и даже речи. Тем не менее, этот навык можно использовать вполне сознательно, и это отличный способ для того, чтобы понравиться.
Исследователи изучали мимикрию и обнаружили, что те, кого копировали, были очень благосклонно настроены по отношению к человеку, который их копировал.
Также специалисты пришли к еще одному, более интересному выводу. Они выявили, что люди, у которых есть подражатели, гораздо благосклоннее относились к людям в общем, даже к тем, кто не был вовлечен в исследование.
Вполне вероятно, что причина такой реакции кроется в следующем. Наличие человека, который зеркально отражает ваше поведение, подтверждает вашу значимость. Люди чувствуют большую уверенность в себе, таким образом, они счастливее и хорошо настроены по отношению к другим людям.
Психология влияния на людей
5. Пользуйтесь усталостью
© DAPA Images
Хитрость: просите об одолжении, когда видите, что человек устал.
Когда человек устает, он становится более восприимчивым к любой информации, будь то обычное высказывание о чем-то или просьба. Причина в том, что когда человек устает, это происходит не только на физическом уровне, его ментальный запас энергии также истощается.
Когда вы обращаетесь с просьбой к уставшему человеку, вероятнее всего, вы не получите определенного ответа сразу, а услышите: «я сделаю это завтра», потому как он не захочет принимать никаких решений на данный момент.
На следующий день, скорее всего, человек на самом деле выполнит вашу просьбу, потому что на подсознательном уровне большинство людей стараются держать свое слово, поэтому мы следим, чтобы то, что мы говорим, совпадало с тем, что делаем.
Психологическое влияние на человека
4. Предлагайте то, от чего человек не сможет отказаться
© golubovy / Getty Images
Хитрость: начните разговор с того, от чего собеседник не сможет отказаться, и вы добьетесь того, что вам нужно.
Это обратная сторона подхода «дверью в лицо». Вместо того, чтобы начать разговор с просьбы, вы начинаете с чего-то незначительного. Как только человек согласится вам помочь в малом, или просто согласится на что-то, можно пускать в ход «тяжелую артиллерию».
Специалисты проверили эту теорию на маркетинговых подходах. Они начали с того, что просили людей о выражении поддержки в защиту тропических лесов и окружающей среды, что является очень простой просьбой.
Как только поддержка была получена, ученые выявили, что теперь людей гораздо легче убедить купить продукты, которые способствуют этой поддержке. Однако, не стоит начинать с одной просьбы и сразу же переходить на другую.
Психологи обнаружили, что гораздо эффективнее сделать перерыв в 1-2 дня.
Приемы влияния на людей
3. Сохраняйте спокойствие
© Thunderstock / Getty Images
Хитрость: не следует поправлять человека, когда он не прав.
В своей знаменитой книге Карнеги также подчеркивал, что не следует говорить людям об их неправоте. Это, как правило, ни к чему не приведет, а вы просто попадаете в немилость к этому человеку.
На самом деле есть способ показать несогласие, продолжая при этом вежливую беседу, не говоря никому о том, что он не прав, но поразив эго собеседника до глубины души.
Метод был изобретен Рэем Рэнсбергером (Ray Ransberger) и Маршаллом Фрицем (Marshall Fritz). Идея довольно проста: вместо того, чтобы спорить, выслушайте то, о чем говорит человек, а затем попытайтесь понять, что он чувствует и почему.
После этого вам следует объяснить человеку те моменты, которые вы с ним разделяете, и использовать это как отправную точку для разъяснения своей позиции. Это сделает его более благосклонным к вам, и он, вероятнее всего, прислушается к тому, что вы говорите, при этом, не потеряв своего лица.
Влияние людей друг на друга
2. Повторяйте слова своего собеседника
© toffi / Getty Images
Хитрость: перефразируйте то, что говорит человек и повторяйте то, что он сказал.
Это один из самых изумительных способов влиять на других людей. Таким образом вы показываете своему собеседнику, что вы на самом деле его понимаете, улавливаете его чувства и ваша эмпатия искренняя.
То есть перефразируя слова своего собеседника, вы добьетесь его расположения очень легко. Это явление известно как рефлективное слушанье.
Исследования показали, что когда врачи пользуются этим приемом, люди больше раскрываются перед ними, и их «сотрудничество» получается более плодотворным.
Это легко использовать и в беседе с друзьями. Если вы будете слушать, что они говорят, а затем перефразировать сказанное, формируя вопрос для подтверждения, они будут чувствовать себя очень комфортно с вами.
У вас будет крепкая дружба, и они будут активнее прислушиваться к тому, что вы говорите, потому как вам удалось показать, что вы о них заботитесь.
Методы влияния на людей
1. Кивайте головой
© Zinkevych / Getty Images
Хитрость: немного кивайте головой во время разговора, особенно если хотите попросить о чем-то своего собеседника.
Ученые обнаружили, что когда человек кивает, слушая кого-то, он с большей вероятностью согласится со сказанным. Они также выявили, что если ваш собеседник кивает, то вы в большинстве случаев также будете кивать.
Это вполне объяснимо, потому что люди часто бессознательно имитируют поведение другого человека, особенно того, взаимодействие с которым принесет им пользу. Поэтому если вы хотите добавить веса к тому, что говорите, регулярно кивайте во время разговора.
Человеку, с которым вы говорите, будет трудно не кивать в ответ, и он начнет положительно относиться к преподносимой вами информации, даже не подозревая об этом.
www.infoniac.ru
Методы психологического воздействия на человека
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.Методы психологического воздействия и их различия
Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:
- заражение;
- внушение;
- убеждение;
- подражание.
Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.
Заражение
Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.
По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.
Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.
Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим
Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.
Внушение
Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент. Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).
Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.
Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.
Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом
Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.
Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.
Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому. Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него. Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.
Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения
Убеждение
Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты. Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.
Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет. Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента. Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.
Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.
Итак, все совпало:
- Уровень развития оппонента:
- Правдивость ваших утверждений;
- Соответствие образа и высказываний.
Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека
Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.
- Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
- Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.
Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.
Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»
Подражание
Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения. Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным. То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.
Средства психологического воздействия на человека
На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.
Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.
Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.
Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках
Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей». Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания. Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.
Цели психологического воздействия на человека
Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.
Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.
Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.
Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его
Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.
Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе. Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.
Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.
sunmag.me
3. Способы речевого воздействия на личность
Задача речевого воздействия – изменить поведение или мнение собеседника или собеседников в необходимом говорящему направлении. Существуют следующие основные способы речевого воздействия на другого человека.
1. Доказывание.
Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание -это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказываем мы так: “Во-первых, во-вторых, в третьих…”. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением (есть данные, что таких людей всего 2 процента), но логика действует эффективно не на всех ( далеко не все мыслят логически) и не всегда ( во многих условиях эмоция полностью подавляет логику).
2. Убеждение.
Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно — эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: “Во-первых…. Во-вторых… Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так…” и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
3. Уговаривание.
Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу — просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы, оно основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения: “Ну пожалуйста… ну сделай это для меня…ну что тебе стоит… я буду очень тебе благодарен… я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь…ну что тебе стоит… ну пожалуйста… ну очень прошу…”. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
4. Клянченье.
Клянчить – это высоко эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: “Ну купи… ну купи…ну купи… ну пожалуйста… ну купи….”.
5. Внушение.
Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления.
Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, “харизматические типы” (вроде Сталина) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
6. Приказ.
Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения относительно говорящего без какого-либо объяснения необходимости.
Приказ эффективен в отношении подчиненных, младших, нижестоящих в социальной иерархии, но неэффективен в отношении равных или вышестоящих. Приказ психологически трудно воспринимается большинством людей.
7. Просьба
Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь просто хорошим отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограничивающие применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы, ее объемом, нравственным статусом просьбы и мн. др. Кроме того, на просьбу существует много возможностей отказа.
8. Принуждение.
Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли.
Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: “Кошелек или жизнь”.
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными? Фактически, первые семь. Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения. Остальные способы могут быть применены, если для этого будет соответствующая коммуникативная ситуация.
Речевое воздействие – это наука именно о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.
studfiles.net
Психологические приемы воздействия на собеседника
Психологические приемы, о которых пойдет речь, направлены не столько на то, чтобы кого-то в чем-то убедить или доказать что-либо, сколько на то, чтобы расположить к себе собеседника.
Прием «имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (или имени и отчества) человека, с которым вы разговариваете. Д. Карнего писал, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.
Прием «зеркало отношения». Доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают людей. Умеете ли вы улыбаться, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в случае, если у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе, чтобы он принял вашу позицию, не под давлением, а добровольно.
Прием «комплименты». Комплимент – один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство, которому стоит поучиться.
Принципы делового общения
Дж. Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть основных принципов делового общения, рассмотрим их.
1.Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
5. Внешний облик (одевайтесь, как положено).
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы лишь приводите слова другого человека, окружающим они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.
Организация и коммуникационные эффекты публичного выступления
Для того чтобы сделать хорошее выступление, необходимо провести серьезную подготовительную работу. Основные этапы подготовки к выступлению:
I. Постановка проблемы.
1) Определение целей речи.
2) Анализ аудитории и ситуации.
3) Отбор и ограничение предмета речи.
4) Сбор материала.
II. Построение речи.
5) Создание плана речи.
6) Подбор слов для речи.
7) Практика произнесения вслух (упражнения).
Всякое выступление (его классическая композиция) включает три части: вступление, основную часть, заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на вступление – 10-15%, на основную часть – 60-65%, на заключение – 20-30% всего времени выступления.
Однако, как бы хорошо оратор ни был подготовлен, во время произнесения речи важно не привязываться жестко к подготовленному тексту, а учитывать обратную связь, получаемую от аудитории, и в соответствии с этим варьировать как содержание, так и стиль подачи материала.
Приемы привлечения внимания в устном выступлении
Апелляция. При необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников для аудитории специалистов (теоретиков и практиков).
Вопросы. Чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить?» и т.д. Неожиданность. Использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом».
Образность речи. Описание событий, предметов, используя богатство языка и выстраивая конструкции представлений в образах.
Паузы в речи. Они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией.
Провокация. На короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации).
Речевые приказы. Периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…».
Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкостью голоса и более медленным темпом речи.
Сопереживание. Увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
Экспрессия. Выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
Юмор. Включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора.
studfiles.net
Методы воздействия на собеседника
Прием «имя собственное».Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
Вот его составляющие.
1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, — это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя — символ личности), таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности.
3. Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем.
4. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.
6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительное эмоции.
7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.
Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавить к фразе «доброе утро» (психологически более приятной, чем слово «здравствуйте») имя-отчество каждого из них, и вы вызовете к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.
Старайтесь сразу запомнить имя-отчество человека, с которым вы беседуете впервые. Это вызовет у вашего собеседника положительные эмоции, которые вернутся к вам же. Некоторым трудно запоминать имена других людей. Для того чтобы лучше запомнить имя, найдите повод, чтобы тотчас произнести его вслух. Быстро переберите в памяти имена знакомых (и великих людей) для установления ассоциативных связей. Конечно, бывают ситуации, когда нужно запомнить большое количество имен. Тогда нужно специально выделить некоторое время и постараться сделать это. Затраченное время окупится сторицей.
Прием «зеркало отношения».Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.
Каков психологический механизм этого притяжения?
1. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.
2. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: «Я — ваш друг».
3. Друг в прямом смысле этого слова — это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах.
4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает эту защищенность, т.е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей.
5. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлетворения.
6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.
7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
Следует заметить, что эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положительные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.
Умеете ли вы улыбаться тогда, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в том случае, когда у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе. Это необходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно. И все это необходимо… всегда. В нашем контексте легкая улыбка — это и приветственная улыбка, и сочувственная, и ободряющая, и сопереживательная. Если вам трудно улыбаться «по заказу», то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала.
В лексиконе руководителей слова, приятные для подчиненных, которые отмечают их достоинства (возможно, в несколько преувеличенном виде), встречаются редко. Чем это объясняется?
Комплименты— это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях.
Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное — пусть и небольшое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно слышать такие слова?
Если человеку часто повторять: «Вы же умница » или «Вы же великолепно с этим справляетесь», хотя на самом деле это не совсем так, то через некоторое время он действительно поверит в свои способности и будет стремиться реализовать имеющийся потенциал.
В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет полностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой почве положительных эмоций.
Существуют правила применения «золотых слов». Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить «золотые слова» в банальности (в лучшем случае).
Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.
Например, сравните: «Тебе очень идет этот цвет » (комплимент) и «Ты самая красивая » (лесть). Лесть грубее комплимента и чаще может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится.
В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести.
Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его.
Недопустимо, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.
Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него.
Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах.
Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения [1].
infopedia.su