Сравнение менины веласкеса и пикассо: В чем сходства и различия одноименных шедевров

В чем сходства и различия одноименных шедевров


Знаменитая картина «Менины» принадлежит испанского художника Диего Веласкеса. Шедевр он написал в 1656 году, работая при дворе короля Филиппа IV. Одноименное полотно есть и в творчестве Пикассо. Воодушевленный картиной Веласкеса (которую Пикассо увидел впервые в 14 лет), художник решил написать свою версию знаменитых «Менин». Дословно «Лас Менинас» в переводе с испанского означает «горничные в ожидании». Две работы pазделяют 300 лет и, что очень удивительно, отражают абсолютно разные смыслы.

«Менины» Веласкеса


Диего Веласкес (1599–1660) был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Последний подарил мастеру личную студию в королевском дворце для создания произведений искусства для короля, а также портретов и величественных картин, документирующих достижения королевской семьи.

Инфографика: основные даты биографии Веласкеса

Веласкес написал «Менины» в 1656 году. Работа имела разные названия, в том числе «Семья короля Филиппа IV». Кстати, картина была чудом спасена от пожара 1734 года в Алькасаре, где жил и работал Веласкес, хотя ее пришлось реставрировать. Фердинанд VII передал ее в музей Прадо, где она появилась в первом каталоге в 1819 году. Португальский термин «менины», означающий «маленький ребенок», использовался в то время для именования молодых благородных женщин, которых выбирали фрейлинами на службе королевской семьи.

«Менины» Диего Веласкеса (1656)

В своих «Менинах» Веласкес изображает автопортрет в самом акте живописи, демонстрируя, что его ремесло требует непосредственного действия. Служанки склоняются к принцессе, которая чуть повернула голову, мужчина и монахиня на заднем плане разговаривают, герой на лестнице бросает беглый взгляд назад. Маленький мальчик на переднем плане играючи подталкивает собаку ногой. Среди множества произведений искусства, вывешенных в комнате, зеркало рядом с открытой дверью отражает образ короля Филиппа IV и королевы Марианы. Похоже, они смотрят на свою пятилетнюю дочь и ее окружение, которое включает в себя фрейлин, карлика и собаку. В этом смысле картина — это и портрет королевской семьи, и автопортрет художника, который показывает не только то, как он выглядит и как он работает, но и демонстрирует известность мастера (ведь сама королевская семья — его клиенты).

Пабло Пикассо впервые увидел «Las Meninas» Веласкеса, когда ему было 14 лет. Это было поворотное время в его жизни — он все еще искал смысл жизни, но уже чувствовал свои художественные таланты. Через несколько месяцев после увиденного шедевра «Менины» семилетняя белокурая сестра Пикассо Мария де ла Консепсьон умерла от дифтерии. Пикассо и его семья (особенно его отец) так и не оправились от потери, которая преследовала Пикассо всю оставшуюся жизнь. В 1897 году, в возрасте 16 лет, менее чем через год после смерти сестры, он создал свой первый набросок, посвященный персонажам «Менинов» — Марии Агустине (горничной) и Марии Маргарите (инфанте). Неслучайно героини были блондинками (в память об умершей сестре). А вот действительно величайшие версии «Менин» Пикассо написал спустя десятилетия.

«Менины» Пикассо


Инфографика: основные даты биографии Пикассо

Летом 1957 года Пикассо (который к этому времени стал почетным директором Национального музея Прадо в Мадриде) превратил третий этаж своего дома в Каннах на юге Франции в студию живописи. Находясь в этой студии с 17 августа по 30 декабря 1957 года, он работал над большой серией из 58 полотен практически в полной изоляции, что позволяло совсем немногому количеству посетителей увидеть его работы. 44 работы серии были непосредственно вдохновлены шедевром Диего Веласкеса «Менины».

«Менины» Пабло Пикассо (1957)

Работу Пикассо использовал также в качестве ориентира для изображения своих шутов и карликов.
Цикл представляет собой как ремейк на одну из самых важных работ в истории испанской живописи, так и комментарий к событиям в Испании, которые Пикассо наблюдал во время своего изгнания во Франции. Картина была написана через двадцать лет после «Герники» и продолжает политический протест этой ранней картины против обращения с испанскими республиканцами в Испании.

В то время, когда Пикассо только начал работу над циклом, он был приглашен в кампанию «Амнистия для Испании» по освобождению испанских республиканцев, все еще находившихся в заключении спустя восемнадцать лет после окончания гражданской войны в Испании. Сам Пикассо подарил серию музею в Барселоне в мае 1968 года в память о каталонском скульпторе Хайме Сабартесе, умершем в том же году. Пикассо сказал Сабартесу в 1950 году: «Если кто-то хочет скопировать «Менины» добросовестно, например, для достижения определенного уровня, и если бы это был я, я бы сказал … а что, если бы вы поместили их немного вправо или влево? Я постараюсь сделать по-своему, забыв о Веласкесе. Так что мало-помалу это были бы отвратительные «Менины» для традиционного художника, но они были бы моими «Менинами».

Сравнение полотен


1. В работе Пикассо присутствуют все фигуры с холста старого мастера, играющие идентичные роли и занимающие похожие позиции.
2. Образ самого художника имеет размеры более внушительные, чем в версии Веласкеса. Это, конечно, дань уважения старому мастеру как творцу (зритель, наверняка, обратил внимание, что у художника на картине Пикассо в руке две палитры – это хвала художника блестящему таланту Веласкеса).

Фрагменты «Менин» Веласкеса и Пикассо

3. В то время как в версии Пикассо свет заливает комнату, в оригинале Веласкеса атмосфера более приглушена, а собака Пикассо Люмб занимает ту же позицию, что и сидящий мастиф в работе более старого испанца.
4. Отдельного внимания заслуживает фигура принцессы Маргариты. Эта героиня была особенно важна для Пикассо. Свои «Менины» Пикассо написал в 75 лет, этот возраст был для художника символически важным, потому что отец Пикассо умер в возрасте семидесяти пяти лет. Этот период вызвал многочисленные видения его собственной смертности, которые неизбежно пробудили воспоминания о смерти его сестры.

Глядя на вариации Веласкеса конца 1950-х годов, можно увидеть, что образ его молодой белокурой сестры явно сравним с образом белокурой инфанты. Это изображение инфанты вызывает еще одну фигуру — дочь Пикассо Палому, которая была примерно того же возраста, что и его покойная сестра и инфанта на момент создания этих картин. Неудивительно, что, учитывая символизм чисел и воспоминания, Пикассо посвятил инфанте пятнадцать отдельных картин. Все они изображены разными способами, каждый из которых сильно отличался от всех остальных. Завершив эти работы, Пикассо ненадолго обратил свое художественное внимание на совершенно другую тему — голубей.

Эскизы Маргариты Инфанты кисти Пабло Пикассо

5. Вертикальный формат Веласкеса заменяется горизонтальной композицией Пикассо.
6. В работе Веласкеса композиция вращается вокруг Инфанты Маргариты. А вот на картине Пикассо Инфанта по-прежнему играет важную роль, но не менее значима фигура художника, который изображен в непропорциональном размере, укрепляя тем самым идею о том, что самым важным во всем творчестве является сам художник.
7. Другой важный аспект — обработка света и цвета. Это изменение напрямую влияет на яркость картины: справа открываются большие окна, которые в работах Веласкеса остаются закрытыми. Отсутствие цвета в работах Пикассо контрастирует с яркостью Веласкеса. У Пикассо черное и белое доминируют в композиции намеренно. А вот цветная палитра появилась в последующих интерпретациях.

Фрагмент с собакой в двух версиях Веласкеса и Пикассо

В заключение хотелось бы упомянуть слова Пикассо о картине Веласкеса: «Что за картина «Менины»! Какая реальность! Веласкес — настоящий художник реальности. Независимо от того, хороши ли его другие картины или плохи, эта, в любом случае, восхитительна и совершенно успешна!».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Пабло Пикассо «Менины по Веласкесу». Описание картины. Художник Пикассо. Биография. Описание картин

Шедевр Веласкеса

Картина, созданная Диего Веласкесом (1599-1660) за четыре года до смерти, требует постепенного вхождения и долгого созерцания. Она полна загадок и подтекстов, допускающих толкования, которые появляются у каждого нового поколения исследователей и простых любителей живописи.

В ней таинственно многое, начиная с названия. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины — пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV — инфанта Маргарита. Полотно размером 2,76х3,18 м называют автопортретом Веласкеса, потому что фигура художника перед огромным холстом, который внимательно вглядывается в зрителя, не менее значительна, чем маленькая королевна и её окружение.

Здесь есть и единственное совместное изображение монаршей четы, решенное как неясное отражение в зеркале. Отсюда – несколько вариантов сюжета: придворный художник пишет маленькую инфанту и отвлекся на пришедших царственных родителей, или он занят работой над огромным парадным портретом Филиппа IV и его супруги Марианны, которых развлекает единственная дочь.

Читайте также:  Сальвадор дали распятие христа от святого иоанна. Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали — сквозь огонь иди со мной. Испанские мистики, «босые братья»

Испания.Женскийвзгляд.

Когда писался этот пост, и уж тем более когда делались снимки на calle Larios, я не обратила внимания на подпись к работам Маноло Вальдеса (Manolo Valdés), да и потом, смотря на них неоднократно, название работы проходило мимо сознания, не вызывая никаких ассоциаций, кроме вышеупомянутых матрешек.

Las Meninas в Малаге, фото 2009 года.

Но однажды, вернувшись к посту, меня как током ударило — Менины (Las Meninas)!!! Как я не видела раньше! Ведь все мы знаем эту картину с детства, правда, не уверена, что именно под этим названием.… Захотелось собрать информацию как о полотне Веласкеса, так и о его воплощениях в работах других авторов и в современной интерпретации. Интернет удовлетворил мой интерес в полной мере, и результатом поисков стал этот пост.

Итак, Менины (Las Meninas по-испански, или Фрейлины) — картина Диего Веласкеса (Diego Velázquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Картина написана в 1656 году, название Las Meninas стало более известно с ХIХ века, ранее называлось Семья Филипа IV (La familia de Felipe IV).

В центре картины изображена инфанта Маргарита, на момент написания картины ей было 5 лет, и на тот момент она являлась единственным ребенком своих родителей. Родители инфанты — Фелипе IV (Felipe IV) и Марианна Австрийская (Mariana de Austria) — видны в отражении в зеркале, висящем на стене позади инфанты.

Персонажи картины на схеме.

1 — инфанта Маргарита. 2 — Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 — Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (María Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола, или придворного этикета. 4 — Мари Барбола (María Bárbara Asquín), придворная карлица, родом из Германии 5 — Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик, итальянец. Карлики, шуты и уродцы тоже являлись частью протокола, принадлежали к утвари короля, на их фоне придворные дамы казались намного милее и красивее. 6 — Марсела де Уйоа (Marcela de Ulloa), вдова, монашка, мать кардинала Портокарреро (Portocarrero), при дворе отвечала за внешний вид и здоровье фрейлин. 7 — безымянный персонаж, в описаниях картины упоминается как телохранитель, или сопровождающий инфанты. 8 — Хосе Ньето Веласкес (José Nieto Velázquez), придворный, гофмаршал двора. 9 — автопортрет Диего Веласкеса. 10 и 11 — Фелипе IV и его супруга Марианна Австрийская. Картина имеет размеры 318 х 276 см, холст, масло. Находится в музее Прадо в Мадриде.

Картина вдохновила многих художников на создание собственных работ по той же теме. Первым последователем Веласкеса стал его зять, Хуан Баутиста дель Масо (Juán Bautista del Mazo), придворный художник Фелипе IV, изобразивший в 1666 году персонажи Las Meninas в своей картине Семья художника Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо (La familia del pintor Juán Bautista Martínez del Mazo).

Лука Джордано, в Испании известный как Лука Иорданский (Lucas Jordán), вдохновившись в Мадриде картиной Las Meninas, написал картину В честь Веласкеса (Homenaje a Velázquez), которая хранится в Национальной галерее в Лондоне.

Под влиянием картины Веласкеса Франсиско Гойя (Francisco de Goya y Lucientes) создал две своих работы Семья инфанта Луи (La familia del infante Don Luis), 1784 год, и Семья Карла IV (La familia de Carlos IV), 1800 год.

Американский художник Джон Зингер Саргент (John Singer Sargent) в 1882 году создал полотно Дочери семьи Буа (Las hijas de la familia Bout) с интерьером подобно Las Meninas. Картина хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.

Читайте также:  Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV векаI — Новое поколение

Сальвадор Дали многие последние работы создал под влиянием картины Веласкеса.

Ей вдохновлялись также художники Ричард Гамильтон (1922 — сентябрь 2011, Англия), Кристобаль Тораль (Cristobal Toral Lúis, родился в 1940 году в Кадисе, Испания), Антонио Саура (Antonio Saura, 1930-1988, Испания), а также скульпторы Хорхе Отейса (Jorje Oteiza), работа В честь Менин (Homenaje a Las Meninas), 1958 год, и уже упомянутый нами Антонио Вальдес (Antonio Valdés), Las Meninas.

Las Meninas Антонио Вальдеса в Вальядолиде (Valladolid).

Пабло Пикассо также был очарован Менинами с детства и 17 августа 1957 года в Каннах начал свою серию работ.

Первой была создана картина в черно-белых тонах.

Серия была завершена 30 декабря того же года, всего в ней 58 работ.

Писатель Оскар Уайльд, вдохновленный Менинами, написал сказку «День рождения инфанты».

А драматург Антонио Буэро Вайехо (Antonio Buero Vallejo) написал пьесу Las Meninas, премьера которой состоялась в Мадриде 9 декабря 1960 года.

В наши дни образ фрейлин растиражирован на предметах быта,

декоративная тарелка и настольные зеркала Las Meninas

женских аксессуарах,

чехол для мобильного телефона и веер Las Meninas

Читайте также:  Прочитайте онлайн 100 великих художников | ГЮСТАВ КУРБЕ

сувенирной продукции.

Las Meninas также находят отражение в ручной работе — настенных картинах и панно,

подушках,

брошках и брелоках из фетра

и картинах из ткани и бумаги (скрапбукинг).

Вот такая получилась трансформация — Las Meninas со времен Веласкеса до сегодняшних дней. Можно относиться к этому неоднозначно, но все имеет право быть — и полотна великих художников в музеях, и литературные произведения их последователей, и авторские работы в керамике и на ткани, и принты на сумках, и рекламная продукция масс-медиа. Фрейлины продолжают свою жизнь — а мы будем наслаждаться их образами.

Update от 7 декабря здесь.

Персонажи

У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом. Так же напряжены другая фрейлина, монашка из свиты и телохранитель инфанты. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа.

Живописец любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. Монаршья чета – смутные призраки в зазеркалье, а всесильный гофмаршал двора – замершая в проеме фигура, с чертами лица, смазанными контражуром.

Веласкес – настоящий волшебник света и композиции. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Падающие пучки света и таинственные теневые пространства дополняют и обогащают историю, которую рассказывает мастер. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей.

Композиция[ | ]

Композиционное деление картины
Композиционный центр картины служил предметом многочисленных дискуссий. Искусствовед Хосе Лопес-Рей находит три таких центра: в инфанте, художнике и отражении королевской пары в зеркале. Лео Штейнберг, соглашаясь с тройственностью композиционного центра, считает причиной его неустойчивости намеренно скрытые линии перспективы, хотя точка схода в локтевом сгибе стоящего в дверях Ньето определяется довольно строго по продолжению линии пересечения правой стены и потолка[21].

Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции[22]. Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель[23]. Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом, и затемнённый между ними средний[24]. Солнечный свет блестит на золотых волосах карлицы, но поворот головы не фокусирует внимание зрителя на её лице. Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель — свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. Инфанта, напротив, ярко освещена. Лицо обрамлено лёгкими прядями волос, отделяющими её от всего прочего на картине; свет моделирует объёмную геометрию формы, подчёркивая корсет с лифом и юбку с кринолином; тень резко контрастирует с яркой парчой — всё это притягивает к маленькой фигурке основное внимание зрителя.

Вид сверху и профиль сцены «Менин» согласно искусствоведу Джону Ф. Моффиту

Большинство персонажей картины сгруппированы попарно. Диагональное противопоставление фрейлин создаёт эффект обособленного пространства между ними, усиливающий доминирование стоящей в нём Маргариты Терезы[25]. Другая диагональ образуется между карлицей и художником, пересекаясь с диагональю фрейлин в точке, где находится инфанта.

Открытое лицо Веласкеса тускло освещено отражённым светом. Он смотрит прямо на зрителя, поэтому черты его внешности, хоть и не столь резко выраженные, видны лучше, чем у карлика, расположенного гораздо ближе к источнику света. С позой художника перекликается поза дона Хосе на лестнице, облик которого остаётся ясно различимым благодаря сильному тональному контрасту светотени, использование которой является смелым композиционным решением для дальнего плана.

Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Строгая геометрическая форма зеркальной рамы привлекает бóльшее внимание, нежели неполная форма двери или затенённые лица персонажей. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. Акцент на зеркале усиливается его подсвеченными краями и яркостью отражения, резко контрастирующей с тёмной стеной[26]. По мнению критиков Снайдера и Кона зеркало необходимо художнику для отражения не королевской пары как таковой, а искусства самого Веласкеса, превосходящего реальность и имеющего большую значимость, чем несовершенная человеческая природа[27].

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу[25], на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое, искажающее пропорции и деформирующее пространство. По мнению искусствоведа Люсьена Делленбаха Веласкес сознательно отказывается играть с законами перспективы подобным образом, и вместо этого достигает с помощью зеркала сложного взаимообмена взглядами между художником и королевской парой, раздвигающего границы изображения, приглашая зрителя войти внутрь сцены[28].

Зеркало на «Портрете четы Арнольфини», отражающее две фигуры за пределами пространства картины, как и на «Менинах»

Сложность композиции усиливает карлик на переднем плане справа, чьё игривое поведение и отвлечённость от происходящего контрастирует с прочими персонажами и создаёт дополнительные визуальные взаимодействия. Неформальность позы, затенённый профиль, тёмные волосы делают его зеркальным отражением делающей реверанс фрейлины.

Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя — картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении[29]. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. И не только из-за размеров в натуральную величину, но и благодаря развороту голов в разные стороны, заставляющему наш взгляд блуждать. Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»[30].

На композицию могли повлиять работы Франса Франкена Младшего, Виллема ван Хахта или Давида Тенирса Младшего с изображением высоких особ в галереях, заполненных картинами, как, например, на полотне «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе». Подобный жанр предназначался для прославления не только правителей и элиты, но и самого художника, что могло быть целью Веласкеса при написании картины[31].

Читайте также:  Картины (живопись) : Девушка с лошадью (свободная копия Willem Haenraets)

Освоение наследия

Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. С тех пор Веласкес стал наряду с Гойей, Эль Греко, Делакруа, Курбе, Пуссеном оказывать сильное влияние на формирование взглядов художника на окружающий мир и на живопись. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.

Полотно Веласкеса впечатляло удивительной психологической атмосферой, сложностью взаимоотношений между персонажами, художником и зрителем. В воспоминаниях современников, относящихся к разным периодам, много свидетельств восхищения Пикассо гениальным замыслом Веласкеса, реализмом, уникальной композицией и высочайшим техническим мастерством мастера.

В его наследии — множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов.

Исторический фон


Инфанта Маргарита Тереза
В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством[4], однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio

) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. За последние восемь лет жизни Веласкес написал всего несколько картин — в основном, портреты королевской семьи[5]. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо[6].

Первая жена Филиппа IV Изабелла Французская умерла в 1644 году, их единственный сын Бальтазар Карлос умер спустя два года после неё. Не имея наследника, Филипп женился на Марианне Австрийской в 1649 году, и ко времени написания «Менин» у них родилась первая и единственная дочь инфанта Маргарита Тереза, будущая жена императора Священной Римской империи Леопольда I. Впоследствии у неё появились братья Фелипе Просперо, умерший в детстве, и будущий король Карл II, последний представитель Габсбургов на испанском престоле.

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»[5], содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником[7]. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет, и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»[8].

История создания

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.

Пикассо, «Менины»: описание

Картину, положившую начало серии, Пикассо написал 17 августа 1957 года. Этот большой холст получился монохромным и выглядит незаконченным. В композиции, которая у Пикассо, в отличие от исходной, вышла горизонтальной, можно разглядеть всех персонажей. Здесь присутствуют автор-художник, маленькая инфанта и её свита, отраженные в зеркале король и королева и даже собака. Но метаморфозы, которым подвергнуты их образы и всё пространство картины, создают совершенно новую реальность.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В отличие от первоисточника, который поражал зрителя достоверностью света и тени, для новой интерпретации неважно соотношение отчетливо видного переднего плана и приглушенных затененных пространств огромного ателье. Но и при заливающем боковом освещении сохраняется слепящий поток в проёме за спиной гофмаршала, подчеркнутый лаконичным по форме силуэтом придворного. Драматизм, излучаемый этим «черным человеком» — лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Гипертрофирован крест на груди Веласкеса, по преданию написанный самим королем после смерти художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора.

Картины Диего Веласкеса

Картины Диего Веласкеса занимают почётные места в музеях и высоко ценятся коллекционерами. Наследие его чрезвычайно разнообразно: это работы в портретном, бытовом, историческом, религиозном, мифологическом жанрах. К самым известным относятся:

  • «Менины» (1656) — самая знаменитая картина мастера. На ней изображён процесс написания портрета инфанты Маргариты, рядом с которой находятся фрейлины — менины. На этой картине художник изобразил и себя самого — за мольбертом.
  • «Венера с зеркалом» (1644-1648) — один из признанных шедевров в жанре ню.
  • «Портрет папы Иннокентия X» (1650), в котором с поразительной психологической достоверностью передан характер понтифика.
  • «Христос на кресте», или «Распятие Христово» (1632) — признанный шедевр, лаконичный и полный драматизма. Образец художественной гармонии, подчёркивающей духовный смысл сюжета.
  • «Пряхи» (1658) — самая таинственная вещь Веласкеса. Существует несколько аллегорических интерпретаций сюжета, который на первый взгляд кажется простой жанровой сценой.
  • «Водонос из Севильи» (1619-1622). Эффектный образец барочно-реалистичной жанровой живописи.
  • «Старуха, жарящая яйца» (1618). Ещё одна великолепная жанровая сцена, привлекающая внимание выразительными контрастами света и тени.
  • «Триумф Вакха», известный также под названием «Пьяницы» (1628-1629). Традиционный мифологический сюжет под кистью художника-реалиста приобретает натуралистичную живость. Автор словно приглашает зрителя в соучастники пиршества.

Работы Веласкеса появляются на торгах нечасто и уходят за миллионы долларов. Каждый такой лот — сенсация. В 1999 году из-за «Святой Руфины», которая ушла на Christie`s за $8,9 млн, поклонники искусства даже устроили драку.

Намного проще найти на аукционах произведения современников Веласкеса — старых мастеров Испании. Если же вас интересуют работы художников нашего времени, используйте для пополнения коллекции сайт Very Important Lot. Эта онлайновая площадка предоставляет инвесторам, коллекционерам и тем, кто ищет престижный и эксклюзивный подарок, возможность недорого купить картину, скульптуру, икону и многое другое в предпочитаемом стиле. И кто знает, сколько миллионов они будут стоить через пару десятилетий?

Сравнение изобразительных средств

Слишком по-разному визуально трактуют «Менины» Пикассо и Веласкес. Сравнение живописных методов явно обозначает трехвековую разницу во времени. У Пикассо основное изобразительное средство – геометризация и обобщение формы. Сцена становится похожа на отражение в осколках битого стекла. Энергия рождается взаимодействием линий и плоскостей, а реалистические изображения заменяются символами и масками.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. В одном из вариантов желтый цвет в фигуре инфанты наделяет её неземным свечением, противостоящим агрессивному окружению. В другом – лицо ребенка превращается в безжизненный белый треугольник, символ гибели любых человеческих чувств в среде, живущей строгими ритуалами. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.

Другая философия

Виртуозный реализм Веласкеса и язык пластических символов Пикассо служат одной цели – отображению взглядов на мир, соответствующих современной им эпохе. Поэтому сложно обнаружить смысловое единство, проводя сравнение картин. «Менины» Веласкеса и Пикассо относятся к мирам, часто противоположным. Вопрос противодействия художника власти ритуалов и сословных различий, актуальный для XVII века, трансформируется в XX столетии в проблему роли искусства в современном мире.

В своей работе Пикассо решает и глобальные, и частные задачи. С новых позиций оценивает художник семейную сцену, имеющую в первоисточнике легкую пасторальность. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Даже собака в одном случае излучает комичную непосредственность, в другом становится страшным волкоподобным монстром.

Но это только часть философских аспектов, которые анализируются мастерами. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, — главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Это общее свойство и всего творчества двух испанских гениев.

Свобода ассоциаций

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Определяющей здесь становится категория бессознательного в искусстве, неявная в регламентируемом укладе образа жизни XVII века и лежащая в основе поисков лидеров новых живописных течений века двадцатого. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Трудно верить в осознанность каждого движения кисти Пикассо и абсолютную продуманность любого элемента полотна. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Цепляясь за любой, самый незначительный исходный элемент, Пикассо приходит к поразительному результату. Разглядев на оригинале тонкую вертикальную линию за спиной карлика Николасито и обратив внимание на необычное положение его пальцев, он в одном из вариантов создает образ марионетки, играющей на клавесине.

Свобода ассоциаций и безграничность фантазии особенно поражают, если сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» наполняют множеством аллюзий и ссылок, и выбор этого шедевра в качестве толчка для вдохновения абсолютно не случаен. Связь двух полотен сквозь века очевидна. Загадки, которые содержал шедевр XVII века, по-своему решаются полотном великого авангардиста. При этом многие проблемы, которые ставит Пикассо перед зрителем, носят вневременной характер.

«Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

В чем основные отличия двух шедевров?

  • Эти картины относятся к различным художественным стилям. Веласкес – мастер барокко, Пикассо – лидер авангардного искусства
  • Исходное изображение поражает реализмом, персонажи Пикассо условны.
  • Главное полотно серии Пикассо создал монохромным, Веласкес использовал богатую цветовую палитру.

У них есть и общее:

  • Абстрактная по характеру реплика Пикассо, как и первоисточник, имеет определенный сюжет и историю взаимоотношений персонажей.
  • Многообразие поднимаемых проблем, основная из которых – роль художника и искусства в мире и обществе.

«Менины» – портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей, королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Половина персонажей смотрят на нас. Но на самом деле они смотрят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы понимаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В зеркале отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Читайте также:  Музей Лувр (Франция) — прикосновение к прекрасному

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655-1657 гг. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. А видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Тем самым художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяя. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью и наш мир, соединены происходящим в картине. «Менины» – это портал между двумя мирами.

художественный диалог между Испанией 17-го и 20-го веков и ее отношение к империализму в «Менинах» Веласкеса и Пикассо.

Менины Диего Веласкеса и имперское прошлое

Диего Веласкес родился в Испании в 1599 году и работал при дворе короля Филиппа IV, став одним из ведущих художников эпохи барокко. Веласкес создавал свое искусство во время так называемого Золотого века Испании (ок. 1500–1659 гг.).), период времени, когда Испания культурно и политически выросла под властью испанской семьи Габсбургов. Он был источником вдохновения для своих современников и следующего поколения испанских художников: например, Франсиско Гойя пытался изучать и развивать свою технику. Его репутация в испанской культуре была подобна репутации Микеланджело в Италии, как указано в «Жизни художников » Джорджо Вазари (1550). Как придворный художник Веласкес воспел могущественную колониальную Испанскую империю, во главе которой стояли испанские король и королева: картина Las Meninas — это не просто портрет королевской семьи, но и символическая иконография завоеванных колониальных предметов, таких как серебро, какао и ткани.

Инфанта Маргарет Тереза ​​

Менины — портрет королевской семьи, на котором изображен придворный художник Веласкес, работающий над своей картиной. В центре картины Веласкеса инфанта Маргарет Тереза ​​стоит со своими фрейлинами, двумя карликами с собакой и двумя другими королевскими слугами на заднем плане. В зеркале на стене отражаются родители Инфанты, король Филипп IV и королева Мариана. Веласкес решил изобразить инфанту Маргарет Терезу, юного королевского ребенка, в центре композиции, чтобы подчеркнуть ее династическое значение как наследницу расширяющейся Империи. Через живописное достоинство изображения инфанты Веласкес выразил надежды Габсбургов на юную инфанту, которая символизирует силу, жизненную силу и преемственность процветания Испании в будущем.

Диего Веласкес, Лас Менинас, 1656.

Колониальное прошлое

Богатство Габсбургов происходило в основном из испанских колоний в Новом Свете. Веласкес изобразил мощь колониальной империи, которой он служил и в которой жил, размещая необычные и, возможно, в некоторой степени экзотические предметы, которые обычно не изображались бы на стандартной портретной живописи того времени. Это, например, богатые декоративные ткани платьев, привезенные в Испанию из Америки. Целью такого изображения этих элементов было вызвать удивление и интерес из-за их своеобразия и показать богатство королевской семьи и Империи. Например, Инфанта тянется к серебряной тарелке с сосудом из красной глины из Мексики, внутри которого находится питьевой шоколад, привезенный из Венесуэлы. Здесь Маргарет Терезу можно рассматривать как представителя империалистической и колониальной власти Испании, которая смело забирает все товары завоеванных стран. Как сказал Мишель Фуко в The Order of Things (1966), Las Meninas — это обмен двумя взглядами, один — зрителя, другой — изображенных привилегированных людей, символов Империи, которые пользуются колонизированными землями, перевозя товары они принадлежат испанскому двору.

Пабло Пикассо. Las Meninas (инфанта Маргарида Мария). 09.14.1957.

Менины Пабло Пикассо и диалог с прошлым через настоящее

В 19В 57 году испанский художник Пабло Пикассо изолировал себя от своей семьи, друзей и всего мира, чтобы создать серию из пятидесяти восьми произведений искусства. Сорок пять из них были посвящены Las Meninas . Пикассо решил переработать Las Meninas , чтобы подвергнуть сомнению и оспорить через живопись историческое представление об имперской Испании. Причина, по которой он это сделал, может заключаться в том, что в 1936 году Испания утратила свой республиканский статус и попала под режим Франко (1939-75), режим, создавший культ власти и монархический абсолютизм, напоминавший Испанию Габсбургов. Ответ Пикассо — это эмоциональное и личное исследование королевского портрета, связывающего Пикассо с его родиной и ее историей, как недавней, так и гораздо более древней.

Почему Лас Менинас?

Пикассо решил интерпретировать картину Веласкеса Las Meninas , потому что эта картина была символом творчества Веласкеса и выражала его приверженность императорскому двору. Наследие Веласкеса как гениального мастера, который своими картинами создал живописную концепцию величия и процветания имперской Испании, было поддержано, например, произведениями Ацисло Антонио Паломино де Кастро-и-Веласко (1655–1726). Веласко, который также был художником, посвятил одну из своих глав в своем Рассказ о жизни и творчестве самых выдающихся испанских живописцев, скульпторов и архитекторов (1724) Веласкесу, что способствовало увековечиванию художника. Через фигуру Веласкеса увековечена память о Золотом веке, когда Испания была одной из самых могущественных империй в мире.

Франко был очарован Золотым веком и попытался воссоздать это явление, введя сильный режим, основанный на культе личности и национализме, целью которого было продемонстрировать испанцам и остальной Европе, что власть Испании была восстановлена.

Пабло Пикассо, Менины, 1957.

Пикассо использовал картину Веласкеса Менины , чтобы бросить вызов восприятию людьми новой реальности Испании по отношению к ее прошлому. Он использовал обстановку королевского двора и воспоминание об имперской и колониальной эпохе Габсбургов, чтобы переосмыслить миф о власти и превосходстве. В своих версиях Las Meninas Пикассо решил изобразить определенные части исходной сцены в виде отдельных изображений; фигуры геометрические и искаженные, напоминающие все элементы Империи, которые были негативными и разрушительными для ее жителей, такие как работорговля и эксплуатация людей, которые производили предметы, которые затем доставлялись к королевскому двору. Как предполагает Р. Майлз, изобразительное искажение может быть также отсылкой к пагубным действиям и политике, которые проводились Франко и вызывали социальный остракизм отдельных лиц, считавшихся угрожающими режиму (например, республиканцы, гомосексуалы и т. д.), и политические дивизии в Испании. В Las Meninas , Пикассо не делал положительных ссылок на колониальное господство: предметы, за которыми тянется Инфанта, не выделяются и не выделяются. Более того, зеркало, отражающее Филиппа IV и Марианну Австрийскую на картине Веласкеса, размыто в версии Пикассо, как будто он одновременно отвергал имперские ценности монархии и франкистский абсолютизм.

В чем смысл серии Пикассо?

Пикассо критиковал режим Франко за то, что он напоминал империалистические ценности империи Габсбургов, основанные на авторитарном правлении и злоупотреблениях, от которых получали выгоду правящие органы — как королевский двор, так и франкистские лидеры и правительство. Для Пикассо, возражавшего против идей Франко, режим напоминал ампир. Поэтому Пикассо использовал 9 Веласкеса.0003 Las Meninas как носитель империалистических идей, противостоящих как габсбургской, так и франкистской реальности. Стоит также отметить, что сопротивление Пикассо мириться с режимом Франко и жить в нем привело к тому, что художник провел почти половину своей жизни во Франции, в изгнании. Он покинул Испанию и отказывался возвращаться на родину, пока Франко был жив. Интересно, что Пикассо создал больше картин, критикующих режим Франко. Самая известная из них — «Герника» (1937 г.), которая поднимает вопросы, связанные с насилием, гражданской войной в Испании (1936-39) и бомбардировка городка в Стране Басков, Герника. В то время как смысл и послание Герники ясны, а изображение широко известно публике, серия Las Meninas , возможно, более сложна в своей интерпретации из-за множества картин и потому, что она опирается на исторический контекст современной политической реальности. в Испании. Как сказал Роберт Майлз, «версия Пикассо — это картина сопротивления, отклонения и личного».

Дополнительные показания:

— Хаманн, Б. Э., «Зеркала Лас Менинас: кошениль, серебро и глина», The Art Bulletin, 92: 1/2, 6–35.

— Кац, Дж. (2011) Веласкес: воплощение золотого века. Доступно по адресу https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/velazquez-embodiment-of-a-golden-age-987531/.

— Майлз, Роберт Дж. (2001) Если это барокко, не исправляйте это: Изгнанное воскрешение Веласкеса Пикассо и (аб)использование Лас Менинас, Журнал иберийских и латиноамериканских исследований, 7:2.

– https://www.pablopicasso.org/las-meninas.jsp

– https://www.blogmuseupicassobcn.org/2009/07/the-why-and-the-how-of-the-new- Presentation-of-las-meninas/?lang=en

-https://culturacolectiva.com/art/meninas-diego-velazquez

– https://www.theguardian.com/artanddesign/2010/may/19 /picasso-peace-freedom-tate-liverpool

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Приключение Пикассо с кубизмом и Лас Менинас

Чтобы сравнить две вещи, они должны иметь общий элемент, контроль , что лишает права на ошибку. Хотя сравнивать эффективность двух разных стилей искусства почти невозможно, потому что художники редко рисуют одно и то же, Las Meninas Пабло Пикассо и Диего Веласкеса позволяет провести это сравнение. Оригинал Веласкеса — это портрет эпохи барокко молодой принцессы и расслабленная придворная сцена вокруг нее. Пикассо скопировал эту сцену на 58 отдельных картинах, используя созданный им авангардный стиль кубизм. Эти два стиля не могли быть более разными в том, что картина Веласкеса была сосредоточена на предметах, если изображение, в то время как Пикассо использовал свою технику, чтобы передать свое сообщение через эмоции, которые вызвала картина. Благодаря этим работам старый мастер и новый были сведены воедино благодаря их инновациям и связи в одном произведении искусства. Используя кубизм, Пикассо смог передать совершенно новое сообщение, копируя старые картины,

Las Meninas , в новом стиле.

Период барокко

Чтобы понять различия в стилях, нужно сначала понять стили. Искусство барокко зародилось в 16 веке во время Контрреформации: движения католической церкви по перевоспитанию людей в их вере в ответ на протестантскую Реформацию Лютера 16 го века. Этот стиль зародился как религиозная форма живописи, стремящаяся прославить Бога и вызвать трепет у публики драматическими и театральными, но реальными сценами. Этот новый стиль был революционным в том смысле, что предметы не идеализировались; они были показаны в их истинном виде. До этого движения многие фигуры на картинах, особенно религиозные, были украшены. До реформации Церковь считалась алчной и жаждущей власти. Чтобы количество последователей и ее сила оставались высокими, Церковь использовала искусство, наряду с другими средствами, для идеализации библейских сцен. После скандала с движением Лютера Церкви нужно было преодолеть эту миграцию последователей; он обратился внутрь себя и стремился больше общаться с людьми.

Искусство должно было быть «визуально и эмоционально привлекательным, чтобы оно могло воздействовать на максимально возможную аудиторию» (барокко: 1600-1750). Стиль барокко позволял именно это: по-прежнему драматичные и славные, предметы искусства были более реальными, что позволяло простым людям приравнивать свои страдания и жизни к тем, что изображены на картинах.

Роскошь периода барокко распространилась на королевские особы, когда монархи пришли к власти над католической церковью по всей Европе; богатство картин показало миру роскошный образ жизни королевской семьи, что они могли и не жалели денег. В своей статье «Эпоха барокко в искусстве» Гуизепи описывает стиль того времени как средство отображения «массивности, силы и драматической интенсивности» (Гуизепи). Стиль барокко использует выборочное освещение вместе с хорошо расположенными тенями, чтобы привлечь внимание к определенным предметам на картине. Тени также помогают придать картинам ощущение трехмерности. Все эти характеристики указывают на цель искусства барокко: казаться реальным и реалистичным, чтобы соединиться с большим количеством людей, тем самым более решительно передавая сообщение художника, каким бы оно ни было.

В своей статье «Появление барочного менталитета и его культурное влияние на Западную Европу после 1550 года» Мирослав Ханак объясняет свои взгляды на влияние искусства барокко. Он описывает это как естественный переход от эпохи Возрождения к эпохе нового просвещения (Ханак 316). Исчезли идеализированные образы счастливых золотых херувимов. На их место пришло более мрачное, призрачное изображение жизни такой, какая она есть, а не такой, какой она должна быть. Ханак напоминает о противоречиях стиля: «жизнь, колеблющаяся между реальностью и видимостью… рождение сливается со смертью и бессмертием, свет сливается с тьмой, иллюзия сцены становится неотделимой от повседневной реальности…» (Ханак 317). В этом суть искусства барокко: деликатное использование парадокса, чтобы напомнить зрителям о хрупкости жизни и основах человеческой природы. Крайняя жестокость показана рядом с крайней любовью в изображениях распятия, жадность и высокомерие существуют в коалиции с чистой невинностью маленького ребенка в «Менинах» Веласкеса.

Именно благодаря этим сравнениям стиль способен воздействовать на зрителей таким образом, что они не сразу забывают ни изображение, ни сообщение.

Кубизм

На протяжении большей части истории искусства художники работали на кого-то другого. Их нанимали рисовать и рассказывали, как и что делать. По мере взросления искусства у художников стало больше свободы; они могли работать на себя и создавать то, что они считали нужным. Это знаменует собой начало новой эры, породившей такие стили, как кубизм. Кубизм, как описывает его Ладислас Сеги, признает реальность для художников. Они рисуют не то, что видят глазами, а то, что чувствуют сердцем и как думают мозгом. Новая техника лишает искусство формальности обозначенных предметов и неподвижных портретов. Вместо этого открывается новый жанр, который дает людям возможность проникнуть в мировоззрение художника и по-настоящему почувствовать, что он или она чувствует. В кубизме этот художник значит больше, чем искусство.

Кубизм — относительно новый стиль искусства, разработанный Пикассо и Браком в начале 20 го века. Эта техника освобождает от всякой привязанности к общепринятому представлению о красоте и вместо этого фокусируется на «геометрическом… подходе к форме и цвету» (Кубизм: 1908). Это движение потрясло мир искусства своей революционной попыткой воссоздать объект так, как это делает человеческий мозг, а не человеческий глаз (Кубизм: 1908). Снова в игру вступает геометрическая природа, поскольку угловатые формы и линии стремятся разбить объект одновременно с разных точек зрения, позволяя зрителям увидеть произведение по-разному. Из-за этого некоторые считают, что стиль кубизма более реалистичен, потому что он пытается имитировать то, что делает мозг, пропуская зрение, которое может вводить в заблуждение. Кубизм реалистичен в том смысле, что он посылает сообщение, а не картинку. Оно требует созерцания и размышления, а не простого взгляда. Это одна из основных причин того, что кубизм эффективен в передаче аргументов художника.

В своей статье «Кубизм как катализатор в дизайне» Роджер Ротем и Ян Верстеген описывают суть кубизма, говоря: «Кубизм отличает не отказ от культового представления, а его уникальная приверженность к разоблачению культового в том, что оно действительно есть структурное состояние, в котором «представлять» означает «соответствовать», а не «копировать»…» (Ротхем и Верстеген 291). В этом заключается идея о том, что кубизм не стремится напрямую воспроизвести изображение, а скорее улавливает мысли и представления художников об этом объекте. Как описывает это Планкетт, «кубизм является результатом желания создавать или описывать визуальную реальность, не прибегая к иллюзионистской живописи» (Планкетт).

Менины

Когда Диего Веласкес написал «Менины» в 1656 году, он понятия не имел, какое влияние это окажет на другого молодого художника более трехсот лет спустя. На оригинальной картине изображена молодая девушка, которой примеряют платье в доме испанской правящей семьи. Картина считается изображением того, что художник увидел в зеркале; он включил себя в картину как человека, держащего кисть, стоящего слева. Веласкесу было поручено написать эту работу королю Филиппу IV, который был правящим монархом в то время. Два столетия спустя Пикассо увлекся картиной и создал более 50 копий, каждая из которых немного отличалась от других.

Есть несколько объяснений того, почему Пикассо, в то время уже успешный художник, поступил так. Например, автор Роберт Майлз рассматривает копирование Пикассо Las Meninas как средство личного выживания (Miles 177). Я согласен с Майлзом в этой оценке. Во время его исполнения Пикассо становился пожилым. Увидев работу старого мастера, которую до сих пор изучают, Пикассо почувствовал себя незначительным. Связывание своей работы с произведением такой ценности и масштаба было для Пикассо способом гарантировать, что его искусство останется актуальным. В своей статье Майлз также комментирует различия между Las Meninas и Guernica : Герника была нарисована для выживания мира, а Meninas была нарисована для выживания человека (Мили 177). Пикассо писал это только для себя, в отличие от Веласкеса, которого наняли для создания портрета. Идея этой личной связи между художником и живописью соответствует кубистическому стилю, который использовал Пикассо. Освободив себя от ограничений, налагаемых искусством барокко на художника, Пикассо смог наполнить эту картину тем, как он видел и понимал оригинал Веласкеса.

Еще одна идея мотивации Пикассо содержится в «Вариации на вариацию» Ошероу (Менины Пикассо)». Она говорит о исполнении работы Пикассо как о благоговейном, а не высокомерном; Аргумент Ошерова состоит в том, что Пикассо считает работу Валаскеса одним из шедевров Испании, а его копия была просто восстановлением чего-то старого и выцветшего, а не полной переделкой (Osherow 432). Свидетельством этого, по ее мнению, является тот факт, что Пикассо написал более пятидесяти картин до одной Веласкеса; Пикассо показал, как он настолько почитал художника, что ни одна его картина не могла сравниться с картиной Веласкеса. Пикассо переделывал картину не деталь за деталью, а скорее в своем собственном стиле, кубизме, потому что он так восхищался ею, что хотел взять ее с собой в будущее.

Джастин Эренкранц также отмечает важность количества копий Пикассо. Вместо того, чтобы называть благочестие источником, Эренкранц цитирует изображение невинности Пикассо через младенца в белом платье. Он считает, что, решив сосредоточить свою работу на такой широкой теме, Пикассо никак не мог охватить все значения и последствия идеи в одной картине. Эренкранц также предполагает, что по мере развития сериала использование Пикассо различных аспектов кубизма напоминает зрителям, что «бесполезно верить, что эта невинность может продолжаться» («Эренкранц, Книга тайн»). По мере того, как дети растут, чистота, существующая в них, теряется. Пикассо вдохнул жизнь и реальность в свои картины, позволив младенцу расти не физически, а в том смысле, что он отдалялся от добродетели ребенка. Я согласен с Эренкранцем в этом предположении. Оба аспекта его аргументации напоминают зрителям идею Пикассо: жизнь быстротечна и ничто не длится вечно. Хотя я могу понять точку зрения Ошероу на этот вопрос, ее анализ не согласуется с тем состоянием, в котором находился Пикассо, когда писал эти работы. В то время как он был чрезвычайно благоговейным в детстве, когда впервые увидел картину, пятьдесят лет спустя, когда он положил кисть на холст, Пикассо больше заботился о сохранении своего наследия, своего стиля и самого себя о признании работы другого художника.

Отойдя от этого аспекта, в своей статье «Las Meninas (Фрейлины)» Джеймс Харрис решил сосредоточиться на том, почему Пикассо вернулся к рисованию копий после жизни оригинальных работ. Его главный вывод состоит в том, что Пикассо очарован молодой девушкой на картине (Харрис). Когда он впервые увидел картину вместе со своим отцом, младшая сестра Пикассо только что умерла от дифтерии (Харрис). Связь между младенцем в живописи, навсегда увековеченным Веласкесом, и его сестрой нашла отклик у скорбящего Пикассо. Далее Харрис отмечает, что, хотя Пикассо впервые увидел картину в раннем детстве, это произошло только в середине 2099 года.В 0113-м -м веке, вскоре после смерти отца, Пикассо начал работать над копиями (Харрис). Эта связь, которую Пикассо устанавливает между жизнью, смертью и бессмертием, завораживает, и в этом заключается связь между аргументами Харриса, Ошероу и Майлза. Все согласны с тем, что Пикассо скопировал картину, чтобы что-то сохранить, будь то жизнь или наследие. Он добивается этого сохранения с помощью кубизма, который лишает человечность предметов на картине. Смертность и смерть — неизбежная часть человечества; удаляя этот аспект, Пикассо делает свои картины бессмертными, застывшими во времени.

Не все критики согласны с тем, что работа Пикассо над Las Meninas имела успех. Эренкранц, например, утверждает, что кубистический стиль Пикассо сопровождается потерей деталей, что отдаляет зрителей от картины. «[Зрители] больше не могут относиться к инфанте со всеми окружающими ее фрейлинами» (Эренкранц «Маска и зеркало»). Что Эренкранц не учитывает, так это другие элементы картины Пикассо, такие как цветовая схема и взаимосвязь между фигурами, которые могут иметь такое же глубокое влияние на зрителя, как и то, что показано в сцене. Много раз, когда люди смотрят на картины, они сосредотачиваются на картине, на центральных фигурах изображения. Однако их мозг знает обо всех мелочах искусства, например, об используемых цветах или о том, как свет привлекает внимание к определенной области работы. Кубизм ухватывается за эту идею и раздувает ее до тех пор, пока в центре внимания людей не становятся не отдельные изображения, а все больше картина в целом. Пикассо Las Meninas , Пикассо выбирает оттенки серого, которые настолько унылы и скучны, что заставляют зрителей созерцать другие аспекты картины, особенно самого художника, расположенного слева. Из всех фигур в произведении та, что заменила автопортрет Веласкеса, самая крупная и хаотичная. Это крик художника о признании, частичка себя, влитая в неоригинальное произведение искусства, чтобы попытаться сделать его своим.

Заключение

Работа Пикассо над Las Meninas открыла канал для критики его работ. Вопросы, почему и с какой целью, возникали у многих искусствоведов, изучавших Веласкеса и его оригинал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *