Основные этапы процесса мышления
15.05.2012
В ходе решения сложной задачи можно выделить несколько основных этапов процесса мышления.
1. Начало мыслительного процесса состоит в осознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему.
В структуру проблемной ситуации входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности; неизвестное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека.
2. Следующий этап мыслительного процесса состоит в формулировке задачи.
Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).
3. Следующий этап мыслительного процесса — это разработка стратегии решения задачи, общей схемы решения.
Задача решается различными способами, выбор которых обусловлен условиями задачи и интеллектуальными возможностями субъекта. Если решаемая задача предполагает знание правил, то это означает включение в общую структуру еще двух этапов. На первом необходимо определить то правило, которое будет использовано, а на втором — применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.
Способом решения задачи может быть алгоритм, эвристика, правила и т.д.
В ходе разработки общей схемы решения задачи появляется гипотеза или несколько гипотез, но возникают они не всегда последовательно, и на любом этапе мыслительного процесса. Существуют следующие способы выдвижения гипотез:
- сначала формулируются все возможные гипотезы, а затем в ходе проверки отбрасываются ложные;
- гипотезы выдвигаются и проверяются последовательно, по одной;
- в результате бессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез не доводится до конца;
- гипотезы не формулируются, а идет поиск случайного решения.
4. Определив стратегию, переходят к выделению частных операций, последовательность которых необходимо строго соблюдать. Цепь последовательных операций приводит к определенному результату.
5. Последний этап мыслительного процесса — это сравнение результата с исходным условием. В том случае, если результат соответствует условию, задача считается решенной. Если же такого соответствия нет, действие начинается снова, пока нужное согласование результата с исходным условием не будет достигнуто.
Ключевые слова: Мышление
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме |
---|
Логические и интуитивные формы мышления Штейнмец А.Э., Общая психология |
Процессы мышления при решении задач Теплов Б. М., Психология |
Этапы формирования умственных действий и понятий Мандель Б.Р., Педагогическая психология |
Процесс социального мышления … |
Дискурсивное мышление и интуиция Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Аутистическое мышление Карпов А.В., Общая психология |
Конкретное и абстрактное мышление Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления |
Мышление как творческий процесс Штейнмец А.Э., Общая психология |
Этапы мыслительного процесса — Учебная дисциплина «Общая психология». Шпаргалки
Мышление начинает работать тогда, когда возникает проблемная ситуация, ситуация, в который человек должен из нескольких альтернатив выбрать одну. Что съесть на завтрак? В какой ВУЗ поступать после школы? Что подарить другу на день рождения?
Мыслительный процесс условно можно разделить на следующие этапы:
- Возникновение проблемной ситуации.
- Сбор информации, ориентация в проблеме.
- Принятие решения.
- Разработка.
Эффективность принятого решения во многом зависит от успешной реализации каждого мыслительного этапа. На первом этапа важным является осознание проблемы. Человек, осознавший проблему, делает этим первый шаг к ее решению. И наоборот, человек, который не видит проблему, не может и решить ее, потому что она «не существует» для него. На этапе сбора информации крайне важным является получение исчерпывающей и всесторонней информации по проблеме. Именно сейчас другие люди – родители, друзья, эксперты по проблеме — могут оказать человеку неоценимую помощь и предоставить свои мысли и свои представления по проблеме. Часто принятием решения проблемная ситуация не разрешается. Поэтому необходим этап разработки. Решение проверяется, оценивается логика и обоснованность решения, совершаются прогнозы. Если оказывается, что принятое решение неудовлетворительно, необходимо вернуться к этапу сбора информации и искать новые подходы, новую информацию.
Основные мыслительные операции
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления
и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;
Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны.
Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.
Абстракция — выделение одной какой-либо стороны. свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются’ общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, РАССУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется к понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, дедуктивное — умозаключение.
Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыс-
лить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.
Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди пре- красно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации . И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно, сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действиями реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решений задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.
Мышление как процесс — это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т. д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).
Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное действие и т. д., или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает, операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным. И поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.
В процессе онтогенеза (индивидуального развития человека) формирование мышления, интеллектуальных способностей проходит несколько фаз: 1) до двух лет – построение сенсомоторных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности, что обеспечивается главным образом таламокортикальными системами; 2) от трех до семи лет – мысленная активация сенсомоторных схем, т. е. способность предсказывать, что получится в результате того или иного действия; это совпадает с развитием речи и формированием височной и моторной коры; 3) от восьми до десяти лет – способность к логическому рассуждению, активация корково-корковых ассоциативных связей; 4) от одиннадцати до пятнадцати лет – способность к формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез.
Исследование физиологических механизмов мышления – задача чрезвычайно трудная, которая еще далека от своего окончательного решения.
Как уже отмечалось, И. П. Павлов в основе механизмов мышления видел временную связь и вторую сигнальную систему.
Клинический опыт, а в последнее время ряд современных методов исследования на здоровых людях (электроэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография, использование ядерно-магнитного резонанса) позволили выделить мозговые структуры, имеющие непосредственное или опосредствованное отношение к процессам мышления. Установлено, что принятие решения связано с височной и лобной корой, а выработка стратегии реализации решения принадлежит теменно-затылочной коре. Несомненна значимость ретикулярной формации стволовой части мозга, анализаторов, лимбической системы.
На примере речевой и мыслительной функции мозга особенно отчетливо выступает функциональная асимметрия мозга. Основные различия в работе полушарий мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, что два полушария доселе, казалось бы, единого мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга. С тех пор по этой проблеме накоплено очень много интереснейших фактов. В клинических условиях с лечебной целью была разработана методика временного (на 1–2 ч) отключения одного из полушарий, и человек в этих условиях работал только одним полушарием.
Оказалось, что у левополушарного человека речь сохранена, в беседе он захватывает инициативу. Словарный запас становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Излишне многословен и даже болтлив. Однако речь теряет интонационную выразительность, она монотонная, бесцветная, тусклая. Голос гнусавый либо лающий. Утрачена способность улавливать интонации. Образное восприятие нарушено, абстрактное – облегчено. Память главным образом теоретического оттенка. Настроение улучшается, человек становится мягче, приветливее, веселее, оптимистичнее. Страдает образное мышление, сохранено или даже усилено – логическое.
У правополушарного человека речевые возможности резко ограничены. С трудом вспоминает названия предметов, хотя узнает их и может объяснить назначение. Немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами. Ухудшается словесное и улучшается образное восприятие. Нарушается словесно-логическая память. В эмоциональной сфере – сдвиг в сторону отрицательных эмоций.
Правое и левое полушарие у здорового человека находятся в постоянном взаимодействии. Между ними имеются мощные ассоциативные связи (мозолистое тело). Поэтому восприятие, речь и мышление всегда есть результат их совместной деятельности.
На сегодняшний день наши представления о физиологических механизмах мышления достаточно ограничены. Можно совершенно определенно говорить, что элементарной функциональной единицей этого процесса, равно как и других психических процессов, является нейрональная активность, т. е. генерация комплекса разрядов, что непосредственно наблюдали при проведении соответствующих тестов во время нейрохирургических операций. Однако в настоящее время даже с помощью самых совершенных методических приемов невозможно одновременно зарегистрировать и проанализировать многомиллиардные комплексы нейрональных объектов. Представляется достаточно очевидным участие в мыслительных операциях нейрохимических процессов и следовой активности. Весьма наглядными являются изменения на электроэнцефалограмме, спонтанной и вызванной, однако они не имеют смысловой специфичности, поэтому по ним прочитать мысли человека нельзя.
Процесс мышления в зависимости от его напряженности, психоэмоционального фона имеет весьма разнообразное вегетативное сопровождение. Это выражается в том, что перераспределяется мозговой кровоток, хотя в целом кровоснабжение меняется слабо, отмечаются локальные сдвиги интенсивности метаболизма и энергетики в мозговых структурах, изменяются частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота и форма дыхательных движений, уровень обмена энергии организма в целом, кожно-гальваническая реакция, секреция гормонов и ряд других показателей. Именно они при синхронной регистрации используются в так называемых детекторах лжи. Следует хорошо понимать, что получаемые при этом данные являются лишь косвенными показателями, отражающими больше эмоциональное переживание обсуждаемых ситуаций.
И хотя современная наука не может дать ответ, как нейрональная активность превращается в мысль, тем не менее нет никаких оснований искать другой субстрат мышления.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Этапы мыслительного процесса
От 250 руб
Контрольная работа
Этапы мыслительного процесса
От 250 руб
Курсовая работа
Этапы мыслительного процесса
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Психическое благополучие женщин более чувствительно к физическим упражнениям, чем у мужчин, на разных стадиях пандемии
13 сентября 2022 г.
Согласно новым исследования Бингемтонского университета.
Лина Бегдаке, доцент кафедры здоровья и хорошего самочувствия, исследует влияние факторов питания и образа жизни на психическое здоровье. В недавнем исследовании ее команда определила взаимосвязь между различными стадиями пандемии, временем недели и частотой физических упражнений и психическим расстройством с заметными различиями у мужчин и женщин.
Были проанализированы данные опроса 2370 человек. Опрос состоял из 41 переменной, связанной с демографией, образованием, диетическим поведением, диетой, сном, характером и частотой физических упражнений, а также состоянием психического здоровья. Более того, пандемия была разделена на три отдельных этапа: до, во время и в конце COVID-19, где «во время» — период блокировки, а «поздний» — ослабление ограничений.
Исследователи обнаружили, что во время пандемии, периода высокого уровня стресса, женщинам для достижения психического благополучия требовались умеренные физические нагрузки. Это контрастирует с мужчинами, которым выгодны частые физические упражнения.
«Упражнения — это форма стресса для организма. Однако он считается эустрессом [умеренным или нормальным стрессом], потому что обычно ассоциируется с положительными качествами», — сказал Бегдаче. «При переутомлении положительный эффект от упражнения пропадает, что становится дистрессом. Известно, что уровни секреции гормона стресса (кортизола) в ответ на высокую интенсивность упражнений у мужчин и женщин различаются».
Исследование Бегдаче предполагает, что женщины должны корректировать свои упражнения во время беспокойства, чтобы сохранить психическую стабильность и оставаться в приподнятом настроении.
«Женщины чаще, чем мужчины, сообщают о том, что испытывают стресс, что свидетельствует об их меньшей стрессоустойчивости», — сказал Бегдаче. «Поэтому высокая частота упражнений может увеличить их уровень стресса и негативно повлиять на их психическое благополучие».
Исследователи также обнаружили, что частота упражнений влияет на психическое здоровье в зависимости от времени недели. Психическое здоровье мужчин чаще ухудшалось в выходные дни, тогда как психическое здоровье женщин, как правило, ухудшалось в будние дни. Это может быть связано с необходимостью совмещать обязанности матери с домашним обучением детей и работой.
Кроме того, исследование показывает, что полное отсутствие физических упражнений коррелирует с психическими расстройствами как у мужчин, так и у женщин. С ослаблением ограничений COVID увеличение частоты упражнений улучшило психическое самочувствие. Поскольку прибавка в весе была проблемой во время изоляции, увеличение частоты упражнений подпитывало желание сосредоточиться на похудении, поскольку это придавало жизни людям больше порядка.
В этом исследовании также участвовали Зейнеп Эртем, доцент кафедры системоведения и промышленной инженерии Бингемтонского университета, и Ансе Данешарастех, аспирант Бингемтонского университета.
Статья «Влияние различных стадий COVID-19, времени недели и частоты упражнений на психический стресс у мужчин и женщин» была опубликована в Nutrients .
Опубликовано в: Health, Decker
Психическое и мозговое здоровье детей и подростков
- Дом/
- Виды деятельности/
- Улучшение психического здоровья и здоровья мозга детей и подростков
ВОЗ/Stephenie
© Кредиты
Детство и юность являются критическими этапами жизни для психического здоровья. Это время, когда происходит быстрый рост и развитие мозга. Дети и подростки приобретают когнитивные и социально-эмоциональные навыки, которые формируют их будущее психическое здоровье и важны для выполнения взрослых ролей в обществе.
Качество среды, в которой растут дети и подростки, определяет их благополучие и развитие. Ранний негативный опыт дома, в школе или в цифровом пространстве, такой как воздействие насилия, психическое заболевание родителя или другого опекуна, издевательства и бедность, повышают риск психических заболеваний.
Психические расстройства, такие как детская эпилепсия, нарушения развития, депрессия, тревога и поведенческие расстройства, являются основными причинами болезней и инвалидности среди молодежи. Во всем мире 10% детей и подростков страдают психическими расстройствами, но большинство из них не обращаются за помощью и не получают ухода. Самоубийство является четвертой по значимости причиной смерти в 15–19 лет.годовалые. Последствия отсутствия внимания к психическому здоровью и психосоциальному развитию детей и подростков распространяются на взрослую жизнь и ограничивают возможности жить полноценной жизнью.
ВОЗ поддерживает государства-члены в разработке и реализации межсекторальных, научно обоснованных и основанных на правах человека стратегий укрепления психического здоровья, профилактики психических заболеваний и предоставления психиатрической помощи детям, подросткам и их семьям.
Команды ВОЗ
Инициативы
ВОЗ/Сергей Волков
© Кредиты
Это первая часть пакета из пяти частей, в котором содержится руководство по обучению навыкам ухода за детьми в возрасте от 2 до 9 лет с нарушениями развития…
Это руководство по адаптации и внедрению является частью пакета из пяти частей обучение навыкам для семей детей с задержкой развития или инвалидностью. ..
Это руководство для фасилитаторов является частью курса обучения навыкам ухода за детьми из пяти частей для семей детей с задержкой развития или инвалидностью (CST)…
Это руководство для участников является частью курса обучения навыкам ухода за детьми из пяти частей для семей детей с задержкой развития или инвалидностью (CST)…
Это руководство является частью курса обучения навыкам ухода за детьми из пяти частей для семей детей с задержке развития или инвалидности (CST), предоставляющий…
Эта публикация, подготовленная Всемирной организацией здравоохранения и ЮНИСЕФ, была разработана для поддержки реализации Руководства ВОЗ…
ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения создали первый в серии комиксов Magnificent Mei и сопутствующих комиксов Учителя. Руководство по поддержке…
ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения создали первый комикс из серии «Великолепная Мэй» и сопровождающий его «Учитель». Руководство по поддержке.