Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Статьи
Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Возрастная периодизация Эриксона — учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии «Я-индивида». В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.
Таблица Эриксона
Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.
Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.
Стадии | Возраст | Сильные стороны | Слабые стороны | Значимые взаимоотношения |
Младенчество | до 1 года | Базисное доверие | Базисное недоверие | Личность матери |
Детство | 1-3 года | Автономия | Сомнение, стыд | Родители |
Дошкольный возраст | 3-6 лет | Предприимчивость, инициативность | Чувство вины | Семья |
Школа | 6-12 лет | Трудолюбие | Неполноценность | Школа, соседи |
Юность | 12-20 лет | Идентичность | Ролевой беспорядок | Разные модели лидерства, группа сверстников |
Молодость, ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность | Изоляция | Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция |
Зрелость | 26-64 года | Производительность | Застой | Ведение домашнего хозяйства и разделение труда |
Старость | после 65 лет | Интеграция, целостность | Безвыходность, отчаяние | «Свой круг», человечество |
Младенчество
Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.
В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.
Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.
В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.
Раннее детство
Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.
Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие.
Дошкольный возраст
Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.
Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.
В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.
Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.
Школьный возраст
Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.
Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.
У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.
Юность
Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.
Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.
Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.
Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.
Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.
Молодость
В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.
Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.
Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.
Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.
Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.
Период ранней зрелости
Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.
При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.
Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.
Зрелость
Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.
Поздняя зрелость
На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.
Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.
Старость
После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.
При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.
Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.
Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.
В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 26Следующая ⇒
Данная таблица помогает наглядно увидеть, как хороший анализ способствует качественно новому уровню синтеза. С помощью этой таблицы можно понять и принять позицию патриархов психологии Фрейда, Адлера, Юнга по вопросу периода формирования личности к 5 годам. Такие компоненты психики, как сила воли и цель, формируются именно к 5-6-летнему возрасту, придавая устойчивость (или неустойчивость) психической структуре. Воля и цель являются социально значимыми ценностными личностными приобретениями. Застой как исход деятельности при, скажем, безработице, подводит человека к отчаянию и, возможно, самоубийству. А помимо безработицы к застою напрямую ведет ролевое смешение, потеря себя. Это, в свою очередь, является преградой для вызревания интимности как сокровенного чувства, необходимого для любви, в противовес изоляции. Этим можно объяснить распространение группового секса среди молодежи, супружеские измены, неподготовленное родительство. Наиболее общая причина кроется в том, что фаза игры и научения при подходе к делу своей жизни не завершена. Итак, чисто «производственная» причина оборачивается личной трагедией, и концепция Эриксона позволяет доказать, что причинно-следственная цепочка не «притянута за уши». Только в результате завершения процесса научения и выбора собственного дела (см. таблицу Эриксона), что имеет место в подростковый период (12–19 лет), формируется «эгоидентичность». В противном случае происходит «ролевое смешение», потеря себя и все описанные выше личные трагедии. Люди, у которых отсутствует нравственное чувство, манипулирующие другими и эксплуатирующие их без всякого сожаления, тоже становятся активными разрушителями культуры, если они «потеряли самое себя», не имеют смысла жизни. Сама по себе эксплуатация как социальное явление не связана напрямую с безнравственностью и не становится критерием разрушения (деструкции) культуры и цивилизации. Психика является механизмом-проводником воздействий социума. Человек реагирует на социальную несостоятельность не прямо, оценочно («меня не ценят» или «я плохой»), а косвенно, через психические кризисы. Так, окончание периода научения и начало периода труда приходится на возраст 19 – 20 лет. Если даже в этом возрасте юноша или девушка учится или только еще собирается пойти учиться, они уже сделали выбор, определив свою социальную нишу. Автономия как возможность сделать свой выбор – достижение индустриального и постиндустриального периодов развития цивилизации. Автономия является базой достижения счастья. ⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒ Читайте также: Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Рынок недвижимости. Сущность недвижимости Решение задач с использованием генеалогического метода История происхождения и развития детской игры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.012 с.) |
Этапы психосоциального развития Эриксона
Назад
Дополнительная помощь
Этапы психосоциального развития Эриксона были представлены в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Восемь стадий человеческого развития начинаются с рождения и продолжаются до старости. Они основаны на биологических, психологических и социальных факторах, с которыми каждый человек может столкнуться в своей жизни.
Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями – положительной/синтонической и отрицательной/дистонической.
Каковы стадии Эриксона?
Stage | Psychosocial Crisis | Basic Virtue | Age |
---|---|---|---|
1. | Trust vs. Mistrust | Hope | Birth to 18 months |
2. | Autonomy vs Стыд и сомнение | Воля | От 18 месяцев до 3 лет |
3. | Инициатива против вины | Цель | 3-6 лет |
4. | Промышленность против неполноценности | Компетентность | 6-12 лет |
5. | Идентификация против ролей | FIDELTION | |
6. | Intimacy vs. Isolation | Love | 12-20 years |
7. | Generativity vs. Stagnation | Care | 35-65 years |
8. | Целостность против отчаяния | Мудрость | 65 лет смерти |
Сцена:
- Доверите , они чувствуют себя в безопасности. У них появится уверенность в том, что все в порядке.
- Самостоятельность против стыда и сомнений (от 18 месяцев до 3 лет) Малыши учатся самоконтролю, видят себя личностями и отстаивают свою волю.
- Инициатива против чувства вины (3–6 лет) У дошкольников начинает развиваться целеустремленность, они исследуют и делают что-то самостоятельно, а также сотрудничают с другими для достижения целей. Они понимают социальное одобрение.
- Трудолюбие против неполноценности (6-12 лет) Дети младшего возраста начинают соревноваться и делать то же, что и их сверстники. Они сравнивают себя с другими и сосредотачиваются на приобретении навыков, достижении результатов и ощущении своих способностей.
- Идентичность и смешение ролей (12–20 лет) Подростки переживают изменения в своем теле и в том, как они видят себя будущими взрослыми. Они начинают придерживаться своих принципов и убеждений, развивая чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
- Близость или изоляция (20-35 лет) Молодые люди должны иметь сильное чувство идентичности и сосредоточиться на поиске компании и близости. Они развивают способность предлагать и принимать как физическую, так и эмоциональную любовь.
- Генерация против стагнации (35-65 лет) Средний возраст — это время подумать о том, чтобы оставить наследие, быть продуктивным и вносить свой вклад в общество. Изменений может быть много: дети уходят из дома, карьеры могут меняться, тела стареют.
- Целостность против отчаяния (65 лет — смерть) Поздняя взрослость — это обычно время выхода на пенсию, а также важность чувства удовлетворения и гордости за свои действия в начале жизни.
Вопросы по теме
Сдать экзамен NCLEX, гарантировано
На карту может быть поставлена вся ваша карьера. Не рискуйте тратить время и деньги на повторный экзамен в случае неудачи. С NCLEX Premium вы выйдете из центра тестирования, чувствуя себя так, как будто вы только что прошли тест на орфографию в первом классе.
Узнать больше
Стадии психосоциального развития Согласно Эрику Х.
ЭриксонуСодержание
1. Введение
2. Стадии психосоциального развития
2.1 Базовое доверие и базовое недоверие 90 163
2.2 Автономия против стыда и сомнений
2.3 Инициатива против вины 90 163
2.4 Трудолюбие против неполноценности 90 163
2.5 Идентичность и смешение ролей 90 163
2.6 Близость и диссоциация от эгоизма 90–163
2.7 Генерация против стагнации 90 163
2.8 Целостность против отчаяния и отвращения
3. Эпигенетическая схема системы стадий
3.1 Комментарий
4. Заключение
5. Литература
1. Введение
Эрик Х. Эриксон (1902 – 1994), без сомнения, является одним из самых выдающихся психоаналитиков прошлого века. Коренной датчанин, а позже американец из США, развил психосоциальные аспекты и этапы развития взрослой жизни в теории стадий Зигмунда Фрейда.
Основное предположение Эриксона состоит в том, что в течение жизни человек проходит восемь фаз развития, которые изложены во внутреннем плане развития.
На каждом уровне необходимо решить соответствующий кризис, воплощенный в интеграции противоположных полюсов, представляющих задачи развития, успешное решение которых, в свою очередь, важно для следующих фаз.
Термин «кризис» не имеет негативного значения для Эриксона, а скорее рассматривается как состояние, которое через конструктивное разрешение ведет к дальнейшему развитию, которое интегрируется и интериоризируется в собственный образ себя.
«Каждый (компонент) достигает своего подъема, сталкивается со своим кризисом и находит свое прочное решение (…) к концу упомянутых стадий. Все они существуют вначале в той или иной форме.» [1]
Следовательно, человеческое развитие представляет собой процесс, чередующийся между уровнями, кризисами и новым балансом для достижения все более зрелых стадий.
Подробно Эриксон изучал возможности индивидуального продвижения и аффективные силы, которые позволяют ему действовать. Это становится особенно очевидным в восьми психосоциальных фазах, которые теперь должны быть в центре внимания этой статьи. Это свидетельствует о том, что Эриксон рассматривал развитие прежде всего как процесс на протяжении всей жизни.
2. Стадии психосоциального развития
2.1 Базовое доверие против базового недоверия
На этом этапе жизни состояние ребенка характеризуется родовой травмой. Внезапно ребенок вырывается из привычной среды, и связь с матерью пересматривается.
Чувство базового доверия, определяемое как «существенная доверчивость» [2] , развивается в течение этой первой фазы жизни, первого года жизни, на так называемой оральной стадии [3] (Фрейд), и является, по словам Эриксона, «краеугольным камнем жизненной личности» [4] .
Ребенок усваивает самую простую и самую раннюю модальность: «получать» не в отрицательном смысле непрошеного или насильственного взятия, а в смысле принятия того, что дается [5] .
Социальным референтным лицом является мать, которая, предлагая грудь, не только удовлетворяет элементарные основные потребности ребенка, такие как прием пищи, но тем самым также обеспечивает оральное удовлетворение. Она берет на себя роль кормильца, на которого ребенок может положиться.
Доверие истощается не только к личности матери, но и, по Эриксону, к самому младенцу. «Под ″доверием″ я подразумеваю сущностную доверчивость к другим, а также фундаментальное чувство собственной благонадежности» [6] .
«Это формирует у ребенка самую основу для компонента чувства идентичности, который позже будет сочетать чувство «все в порядке», ощущение того, что ты сам…» [7]
Это базовое доверие к себе и другим формирует основу для любого последующего развития и, следовательно, не является стадией, которую необходимо преодолеть, но является чем-то, что всегда будет оставаться и резонировать на подсознательном уровне.
Во второй половине первого года жизни, по Эриксону, действительно возникает первый кризис.
Этот кризис, по-видимому, состоит из совпадения во времени трех событий:
С одной стороны физиологического, а именно, что младенец испытывает растущую потребность впитывать, присваивать и наблюдать вещи, с другой стороны психологического развития , а именно растущее осознание себя как личности. Третье развитие зависит от окружения, поскольку очевидно, что мать отворачивается от ребенка и сосредотачивается на других занятиях.
Ребенок может интерпретировать это отвержение как лишение материнской любви.
Если ребенок не преодолевает этот конфликт и преобладают негативные переживания, то, по Эриксону, это приводит к «(…) острой детской депрессии (Spitz, 1945) или к легкому, но хроническому состоянию скорби, которое может дать депрессивный оттенок на всю оставшуюся жизнь». [8]
Вместо базового доверия у младенца развивается базовое недоверие.
По этой причине важно поддерживать и укреплять базовое доверие ребенка на этом этапе, связанном с учащением впечатлений обмана, разлуки, покинутости.
Основное отношение, формируемое на этом первом этапе жизни, оказывает влияние на всю жизнь человека.
Если построено базовое доверие, то преобладает оптимистическое отношение к другим людям. Если этого базового доверия нет, есть риск развития общего базового недоверия не только к миру, но и к себе. Серьезно поврежденное базовое доверие или доверие, которое вообще не сформировано, может привести к психическим расстройствам, таким как депрессия.
Положительные переживания, такие как чувства безопасности, тепла, надежности, внимательности и преданности, должны перевешивать негативные переживания и разочарования, такие как ожидание удовлетворения потребностей, разочарование, одиночество, пренебрежение или физическая боль.
Конечно, в детстве невозможно полностью избежать фрустрации.
По Эриксону важно, однако, чтобы для развития чувства доверия преобладали не только положительные переживания, но и чтобы сумма доверия, которую ребенок извлекает из этих ранних переживаний, не зависела абсолютно от количества, а скорее качество отношений матери и ребенка. «Матери вызывают у своих детей чувство доверия таким управлением, которое по своему качеству сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребенка и твердое чувство надежности (…)». [9]
Таким образом, успех скорее зависит от выполнения материнских функций в рамках соответствующей культурной среды и набора ценностей, таких как знания, религия и т. д., а не от количества производимой материнской любви.
Итак, это начало – объединение младенца, пары родителей и общества в акте веры и доверия.
2.2 Автономия в сравнении со стыдом и сомнением
На этой второй стадии, т.е. на втором и третьем году жизни, автономия развивается у здоровых личностей благодаря возрастающим физическим способностям, особенно развитию мышечной системы. Ребенку предлагается две модальности: удержать и отпустить. [10] «Общая способность, даже неистовая потребность, развивается, чтобы попеременно удерживать и выталкивать по желанию и вообще крепко держать и самовольно выбрасывать то, что держат». [11]
Недавно приобретенная способность дает ребенку возможность дистанцироваться от референтного человека, обособиться и иметь свою волю, чтобы определенным образом быть менее зависимым от окружения. Более того, он способен самостоятельно контролировать работу кишечника и мочевого пузыря.
Особая, но не исключительная роль при этом отводится органам выделения; недаром психоанализ назвал эту стадию анальной фазой (Фрейд).
Способность контролировать выделительную функцию организма означает благополучие для ребенка, так Эриксон. Более того, контроль означает, по крайней мере, в западных культурах, похвалу со стороны эталонных лиц, которая «поначалу должна компенсировать довольно частые дискомфорт и напряжение, испытываемые по мере того, как кишечник учится выполнять свою повседневную работу». [12]
Опять же, развитие физиологических функций идет рука об руку с созреванием личных способностей. Для ребенка контроль за опорожнением кишечника является важным шагом на пути к самостоятельности. Благодаря тому, что ребенок больше не нуждается в изменении, он становится более независимым от родителей. Это укрепляет уверенность в себе, которая поддерживается признанием со стороны родителей.
Эриксон называет весь этот жизненный этап «битвой за автономию» [13] . Ребенок начинает расчленять свой мир на «я», «ты» и «мое» [14] . Эриксон включает кажущиеся противоречивыми тенденции, такие как прижиматься и отталкиваться, поднимать и бросать, быть послушным и бунтовать под формулу «ретентивно-элиминативных модусов» [15] .
Особое внимание, которое в этой фазе уделяется автономии, тем не менее также дает понять, чего ребенок еще не может делать.
Стыд и сомнения возникают, когда намеченные цели еще не достигнуты и ребенок чувствует, что над ним смеются; это может произойти, например, когда процесс приучения к туалету проводится слишком строго или слишком рано. Это чувство усиливается, когда родители оказываются ненадежными. На этом этапе необходимо найти баланс между автономией и зависимостью.
«На этом этапе будьте тверды и в то же время терпимы к ребенку, и он станет твердым и терпимым к себе. Он будет гордиться тем, что он автономный человек; он также будет предоставлять автономию другим; и время от времени он будет упустить что-нибудь для себя». [16]
Для роста обретенной автономии ребенка необходимо ограждать от чрезмерных неудач, которые могут вызвать у него чувство стыда за собственные недостатки или даже сомнения в собственной компетентности. Эриксон описывает стыд как «(…) по существу ярость, обращенную против самого себя». [17] и сомнение как «брат позора» [18] .
Поэтому особенно важно, чтобы воспитание оказывало достаточную поддержку ребенку и его пробуждающейся жажде действия. Потребности ребенка должны быть признаны и приняты всерьез. Благодаря одобрению своих действий и реакции ориентиров ребенок испытывает уверенность в себе, успокаивается и удовлетворяется в своей любознательности, в своей жажде познания и исследования и, таким образом, учится знать и распознавать то, что он хочет. У ребенка появляется уверенность в себе.
Ребенка нужно поощрять в его действиях, и он должен постоянно осознавать, что базовое доверие, которое он приобрел на первом этапе, сохраняется.
«Младенец, должно быть, начал чувствовать, что основная вера в существование, которая является непреходящим сокровищем, спасенным от ярости оральной стадии, не будет поставлена под угрозу сильным желанием иметь свой выбор, требовательно присваивать и устранять упорно». [19]
Только это позволит ему выразить свою волю, не опасаясь, что родители не одобрят и пристыдят его за его действия. Необходимо найти баланс между автономией и зависимостью.
Однако, если родительские власти отказывают ребенку в этой автономии, это, в свою очередь, может привести к фундаментальным вторжениям в развитие и, следовательно, к расстройствам, таким как компульсивное поведение и неуверенность в себе. Люди, у которых не развито чувство автономии, всегда питают сомнения и боятся критики.
«Потому что, если ему будет отказано в постепенном и хорошо управляемом опыте автономии свободного выбора (или если он действительно будет ослаблен первоначальной утратой доверия), ребенок обратит против себя все свое стремление различать и манипулировать. чрезмерно манипулировать собой, у него разовьется не по годам развитая совесть. Вместо того, чтобы овладевать вещами, чтобы проверять их целенаправленным повторением, он станет одержим своим собственным повторением; (…)» [20]
Интернализированные результаты этой фазы отражаются в отношениях индивидуума с принципами правопорядка.
2.3 Инициатива против вины
Способность проявлять инициативу находится в центре этой стадии, четвертого и пятого года жизни, что соответствует эдипальной или фаллической стадии (Фрейд). На освоенном втором этапе ребенок усвоил, что он личность, убежденная быть самостоятельной личностью. По словам Эриксона, ребенку теперь предстоит «(…) узнать, каким человеком он может стать». [21]
Впервые он осознает различия и сходства между собой и другими людьми. Гендерная дифференциация также происходит впервые. Ребенок переключает свое внимание с себя на окружающую среду и, таким образом, начинает исследовать реальность. У ребенка развивается научная любознательность и мотивация что-то делать, действовать, к чему-то приближаться.
На данный момент неудивительно, что эта стадия, опять же, характеризуется физическими способностями. По Эриксону, на этой стадии ребенку помогают три всплеска развития, которые, однако, активируют следующий кризис: в первой части ребенок учится двигаться более свободно и энергично и, следовательно, устанавливает новый радиус целей, с другой стороны, его чувство языка совершенствуется до такой степени, что он может больше понимать, может задавать вопросы, но также может и неправильно понимать. И язык, и передвижение позволяют ему расширить свое воображение. [22]
Затем ребенок выдумывает миры, которыми он не может не пугаться.
«Тем не менее, из всего этого он должен выйти с чувством инициативы в качестве основы для реалистического чувства амбиций и цели.» [23]
Решение проблемы представляется само собой, когда «(…) ребенок как бы «срастается» как в своей личности, так и в своем теле (…) он свободно обладает излишком энергии, которая позволяет ему быстро забыть неудачи и приблизиться к тому, что кажется желательным (…) с неискаженным и более точным направлением». [24]
Ребенок начинает мерить и сравнивать себя со взрослыми; он хочет вторгнуться во взрослый мир, так как вообще у него навязчивое желание.
«Навязчивый режим» [25] , преобладающий в поведении на этой стадии, характеризует множество сходных действий и фантазий, таких как вторжение в пространство посредством энергичного передвижения, вторжение в уши и умы других людей с помощью агрессивный голос, или вторжение в неизвестность через всепоглощающее любопытство.
В связи с тем, что ребенок пытается понять себя и свой мир, растет интерес к собственной, пока инфантильной сексуальности [26] . В этой области ребенок испытывает явные границы, обусловленные недостаточным физическим развитием; в этом контексте Эриксон упоминает фрейдовский «Эдипов комплекс» [27] .
У мальчиков эта стадия характеризуется как фаллическая и предполагает удовольствие от нападения и завоевания. Напротив, у девочек это превращается в способы получения. Их подход представляет собой либо более агрессивную форму захвата путем ревнивого завоевания, либо более мягкую форму создания «привлекательного и милого»9.0190 [28] .
Ребенок в основном пытается взять на себя роль родителя своего пола, в то время как родитель противоположного пола является целью соблазнительного поведения. Благодаря ориентации на окружающую среду ребенок испытывает соперничество не с младшими братьями и сестрами, а с теми, кто был там первым. Ребенок вступает в состязание за привилегированное положение с одним из родителей, чтобы испытать смирение, вину и тревогу перед неминуемой неудачей.
Обреченный на неудачу, он предается реконструкциям и фантазиям, потому что не способен победить взрослых и недостаточно «могущественен», чтобы взять на себя их функции.
«Таким образом, это стадия страха за жизнь и здоровье, усиленного страха потерять или со стороны девушки убеждения в том, что она потеряла мужские половые органы в наказание за тайные фантазии и поступки.» [29] Необходимо преодолеть кастрационный комплекс этой стадии, чтобы прийти к осознанию того, что сам ребенок является частью гендерной преемственности.
В то же время, по словам Эриксона, на этом этапе развивается совесть, которую он называет «управление инициативой» [30] . Теперь ребенок уже во время акта знает, правильно он поступает или нет, и измеряет себя и родителей по их поступкам. Ребенок начинает теперь не только стыдиться того, что он сделал, когда это обнаруживается, но он начинает бояться открытия самого по себе и чувствовать себя виноватым только за мысль и действия. Эриксон называет это краеугольным камнем морали в индивидуальном смысле.
Успешное преодоление кризиса на этом этапе приводит к тому, что ребенок выходит из него с несломленной инициативой. Если конфликт не урегулирован должным образом, он приводит к чрезмерно усердной совести, которая также будет мешать и ограничивать инициативу на более поздних этапах жизни или чрезмерно компенсировать. На этом этапе необходимо найти баланс между здоровой дозой инициативы и нормальным регулирующим органом.
«Незаменимым вкладом стадии инициативы в последующее развитие личности, очевидно, является высвобождение инициативы и целеустремленности ребенка для выполнения взрослых задач, которые обещают (но не могут гарантировать) реализацию всего диапазона способностей.» [31]
Результат состоит из чувства вины и чувства ответственности за собственные инициативы.
2.4 Трудолюбие против неполноценности
На этой стадии, от шестого года жизни до полового созревания, нет нового источника внутренней поддержки, и поэтому ее также называют латентным периодом или стадией (Фрейд) [32] , потому что бурные влечения к половому развитию временно дремлют.
Эриксон описывает эту стадию также как «(…) затишье перед бурей полового созревания (…)». [33]
Если обвинительный приговор может резюмировать первую стадию словами «Я есть то, что я надеюсь и даю», вторую стадию словами «Я есть то, что могу свободно», а третью стадию словами «Я есть то, что Я могу представить, что буду», так что именно на четвертом этапе «Я есть то, чему я могу научиться, чтобы заставить работать» [34] получает приоритет.
Ребенок более открыт миру, и у него растет потребность быть продуктивным, узнавать что-то новое, вносить свой вклад в мир взрослых и быть признанным им. Эриксон называет это желание «чувством трудолюбия» [35] .
Эриксон не отрицает значения пьесы на этом этапе; он говорит о подготовке к будущему или о способе выплеснуть прошлое волнение, оправдать прошлые неудачи в своих фантазиях [36] , а также о «безопасном месте, которое ребенок создает, чтобы вернуться, если потребуется, чтобы «перестроить» его эго. » [37] Но в то же время он подчеркивает тенденции детей в этой возрастной группе в соответствии с их растущими способностями наблюдать, присоединяться, наблюдать и участвовать. Это может произойти в школе, на улице, в доме друга или дома. В этом отношении игра берет на себя весьма важную функцию: в отличие от игры взрослых, служащей целям релаксации, она позволяет ребенку выйти на новый уровень совладания с действительностью [38] , «(…) инфантильный способ освоения социальных опыта, экспериментируя, планируя и делясь ими в одиночку и с товарищами по играм». [39]
Таким образом, для ребенка, в отличие от взрослого, игра является не средством бегства от реальности, а механизмом совладания с действительностью, которая для ребенка становится все более важной. Однако одной пьесы, по мнению Эриксона, недостаточно для развития. Ребенок хочет быть полезным и что-то делать, он испытывает удовольствие от познания, целеустремленности, точности, совершенства и выносливости, он хочет что-то создавать.
[…]
[1] ЭРИКСОН, Личность. Молодость и кризис, с.95
[2] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с.96
[3] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с.100
[4] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с.97
[5] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с.99
[6] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.96
[7] ЭРИКСОН, Детство и общество, с. 249
[8] ЭРИКСОН, Личность. Молодость и кризис, с.101
[9] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.103
[10] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.107
[11] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.107
[12] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.107
[13] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с. 108
[14] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, стр.108
[15] см. ERIKSON, Identity. Молодость и кризис, с.109
[16] ЭРИКСОН, Детство и общество, с.252
[17] ЭРИКСОН, Детство и общество, с.252
[18] см. ER Identity . Молодость и кризис, с.112
[19] ЭРИКСОН, Детство и общество, с.252
[20] ЭРИКСОН, Детство и общество, с.252
[21] ЭРИКСОН, Identity. Молодость и кризис, стр.115
[22] см. ERIKSON, Identity. Молодость и кризис, с.115
[23] ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.115
[24] ЭРИКСОН, Детство и общество, с.254
[25] см. ЭРИКСОН, Идентичность. Молодость и кризис, с.116
[26] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, с.116
[27] см. Эриксон, Идентичность. Молодость и кризис, стр.