Стадии развития пиаже: Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Содержание

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.

Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций

характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Пиаже психическое развитие ребенка стадии теория

Содержание

  1. Жан Пиаже: краткая биография
  2. Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия
  3. Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже
  4. Сенсомоторная стадия (0-2 года)      
  5. Дооперационная стадия (2-7 лет)
  6. Стадия конкретных операций (7-11 лет)
  7. Стадия формальных операций (после 12 лет)
  8. Как детское мышление связано с речью
  9. Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже
  10. Трудность осознания
  11. Неспособность к логике
  12. Неспособность к синтезу
  13. Синкретизм
  14. Предпричинность
  15. Узость поля наблюдения
  16. Трансдукция
  17. Нечувствительность к противоречию
  18. Интеллектуальный реализм
  19. Эгоцентризм и децентрация по Пиаже
  20. Критика основных положений теории Пиаже

Жан Вильям Фриц Пиаже — психолог, выдающийся швейцарский ученый-исследователь, доктор философии, появившийся на свет в августе 1896 года в швейцарском городе Невшатель, стал  известен благодаря работами по изучению психологии детей, созданию теории когнитивного развития. Основал Женевскую школу генетической психологии, позже развил свой подход в науку о природе познания -генетическую эпистемологию. Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.

Жан Пиаже: краткая биография

В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным  учёным, изучающим моллюсков.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка. Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.

После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся  Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.

Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.

В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.

В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.

Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.

За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста«

Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.

Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.

Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.

Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.

Аккомодация — преобразование схемы действий.

Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны  абсолютно новые схемы.

Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.

Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.

Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.

Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие восприятия у дошкольников«

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)      

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и. т.д.
Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.
Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста«

Дооперационная стадия (2-7 лет)

В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.
Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице. Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.

В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии  является интуитивным, статическим и лишенным логики.

Стадия конкретных операций (7-11 лет)

В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.
Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«

Как детское мышление связано с речью

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Пиаже считает, что язык не полностью объясняет мысль, поскольку структуры, которые его характеризуют, коренятся в действии и сенсомоторных механизмах глубже, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем сложнее становятся мыслительные структуры, тем более необходим язык для завершения его обработки. Следовательно, язык является необходимым, но не достаточным условием для построения логических операций.

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные  явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда  дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

 Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

 Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

 У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Эгоцентризм и децентрация по Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним. Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.

Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития. Для того, чтобы  переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это  было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий. Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.

Критика основных положений теории Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».

Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.

Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также  изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.

Автор статьи: Жирухина Я.В.

Стадии развития согласно Пиаже — Студопедия

Поделись  


Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента» биологического развития и навязываемых извне стимулов. В частности, по мнению Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?»; «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»).

В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» — Пиаже называл их схемами — о том, как устроены физический и социальный миры. Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предсуществующей схеме).

Если старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции ею нового события, тогда ребенок, подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (этот процесс переделки схемы Пиаже называл аккомодацией) (Piaget & Inhelder, 1969).

Первой работой Пиаже в качестве психолога-аспиранта был «тестер» интеллекта, созданный по Альфреду Бине, изобретателю теста на определение IQ (первые буквы слов intellectual quotient — коэффициент интеллекта. — Прим. перев.) (см. гл. 12). Но затем Пиаже обнаружил, что его больше интересуют неверные ответы детей, чем их показатели в тесте на интеллект. Почему дети ошибаются именно так? Чем их мышление отличается от взрослых? Он стал пристально наблюдать за собственными детьми во время игры; при этом часто задавал им простые научные и моральные вопросы и просил объяснить, как они пришли к своим ответам. Основываясь на своих наблюдениях, Пиаже убедился, что развитие способности детей мыслить и рассуждать проходит через ряд качественно различающихся стадий детского роста.

Он выделил в когнитивном развитии 4 основные стадии и ряд подстадий в каждой из них. Основные стадии и их главные характеристики приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Стадии когнитивного развития по Пиаже

Стадия Характеристика
1. Сенсомоторная (от рождения до 2-х лет) Отличает себя от предметов. Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно; например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь.
2. Предоперационная (2-7 лет) Учится пользоваться речью и представлять предметы словами и в образах. Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку; например, группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета.
3. Конкретных операций (7-11 лет) Может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет). Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.
4. Формальных операций (11 лет и далее) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим.

Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта, культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их следования предполагается одинаковым у всех детей. Здесь дана только общая характеристика стадий, а в каждой из них Пиаже описал ряд более детальных подстадий.

Сенсомоторная стадия.Отмечая тесную взаимосвязь между двигательной активностью и восприятием у младенцев, Пиаже обозначил первые два года жизни как сенсомоторную стадию. В этот период младенцы заняты тем, что открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. Они узнают, например, насколько надо потянуться, чтобы взять предмет; что происходит, если столкнуть тарелку с едой за край стола; а также то, что рука — это часть тела, а перила яслей — нет. Путем бесчисленных «экспериментов» младенцы начинают формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира.

На этой стадии важным открытием является понятие о постоянстве объекта — осознание того, что объект продолжает существовать, даже когда он недоступен чувствам. Если накрыть тряпкой игрушку, к которой тянется 8-месячный ребенок, он тут же перестает тянуться и теряет интерес. Он не удивлен и не расстроен, не пытается найти игрушку — в общем, действует так, как если бы она перестала существовать (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Постоянство объекта.Если игрушку спрятать за экраном, младенец действует так, как будто ее больше не существует. Из этого наблюдения Пиаже делает вывод, что ребенок еще не освоил понятие постоянства объекта.

В отличие от него, 10-месячный ребенок активно ищет предмет, спрятанный под тряпкой или за экраном. Этот более старший ребенок понимает, что предмет существует, хотя его и не видно, т. е. он постиг понятие о постоянстве объекта. Но даже в этом возрасте поиск ведется ограниченно. Если такому ребенку однажды уже удалось отыскать игрушку, спрятанную в каком-то определенном месте, он так и будет продолжать искать ее там же, даже если он видел, как взрослый прячет ее в новом месте. Этот ребенок просто повторяет действие, однажды уже приведшее его к получению игрушки, а не ищет ее там, где видел ее в последний раз. Примерно до года ребенок не может последовательно искать предмет там, где он исчез на его глазах в последний раз, — независимо от того, что было в предыдущих попытках.

Предоперационная стадия.В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет дети начинают пользоваться речью. Слова, как и символы, могут представлять предметы или группы предметов, а один объект может представлять (символизировать) другой. Так, во время игры 3-летний ребенок может обращаться с палкой, будто это лошадь, и скакать на ней по комнате; деревянный кубик может быть для него машиной, одна кукла — папой, а другая — ребенком.

Хотя дети в возрасте 3-4 лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Стадию когнитивного развития, приходящуюся на возраст от 2 до 7 лет, Пиаже называет предоперационной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или операций. Операция — это процедура мысленного разделения, объединения или другого преобразования информации логическим способом. Например, если воду переливают из высокого узкого стакана в низкий и широкий, взрослые знают, что количество воды не изменилось, потому что могут в уме проделать обратную операцию: они могут вообразить, как вода переливается из низкого стакана обратно в высокий, придя тем самым к первоначальному состоянию. У ребенка на предоперационной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных операциях довольно слабое или отсутствует. Поэтому, считает Пиаже, дети на предоперационной стадии еще не постигли принцип сохранения — понимания того, что количество вещества остается постоянным, даже если изменяется его форма. Они не могут понять, что при переливании воды из высокого стакана в низкий количество воды сохраняется, то есть остается тем же самым, когда она переливается из высокого стакана в низкий.

Отсутствие представления о сохранении иллюстрирует также эксперимент, в котором ребенку дают пластилин, чтобы он сделал из него шар, равный по величине другому шару из того же материала. Сделав это, ребенок говорит, что они «одинаковые». Затем экспериментатор оставляет один шар как эталон, а другой скатывает в удлиненную форму типа колбасы, и ребенок за всем этим наблюдает. Ребенок может запросто видеть, что пластилина при этом ни убавилось, ни прибавилось. В подобной ситуации дети в возрасте около 4 лет говорят, что в этих двух предметах уже не одинаковое количество пластилина: «В длинном больше», — говорят они (рис. 3.4). Большинство детей до 7-летнего возраста не считают, что и в длинном предмете, и в первом шаре равное количество пластилина.

Рис. 3.4. Понятие сохранения. Четырехлетняя девочка признает, что оба пластилиновых шара — одинаковой величины. Но когда один из шаров скатывают в удлиненную тонкую форму, она говорит, что в нем пластилина больше. И пока ей не будет 7 лет, она не скажет, что в этих предметах разной формы одинаковое количество пластилина.

Пиаже считал, что главной особенностью предоперационной стадии является неспособность ребенка удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации одновременно. Так, в задаче на сохранение количества пластилина ребенок, находящийся на предоперационной стадии, не может сосредоточиться одновременно на длине и толщине куска пластилина. Сходным образом, Пиаже полагал, что в предоперационном мышлении доминируют зрительные впечатления. Изменение внешнего вида куска пластилина влияет на ребенка больше, чем менее очевидные, но более существенные характеристики — масса и вес.

То, что маленький ребенок полагается на зрительные впечатления, становится ясным из эксперимента по сохранению количества. Если расположить параллельно два ряда шашек, одна напротив другой, маленький ребенок верно отвечает, что в этих рядах одинаковое количество шашек (рис. 3.5). Если же шашки одного ряда собрать в кучу, пятилетний ребенок говорит, что там, где прямой ряд, шашек больше, хотя ни одной шашки не забрали. Зрительное впечатление от длинного ряда шашек перевешивает количественное равенство, которое было очевидным, когда шашки стояли в рядах друг против друга. В отличие от этого 7-летний ребенок полагает, что если до того количество объектов было равным, оно и должно остаться равным. В этом возрасте количественное равенство становится более значимым, чем зрительное впечатление.

Рис. 3.5. Сохранение количества.Когда шашки правильно расположены в два ряда по семь штук, большинство детей отвечает, что и там и там их поровну. Когда после этого один ряд собирают в компактную кучку, дети 6-7 лет говорят, что в первоначальном ряду их было больше.

Другой ключевой характеристикой предоперационной стадии детского развития, согласно Пиаже, является эгоцентризм. Дети, находящиеся на предоперационной стадии развития, не осознают других точек зрения, помимо своей собственной, — они полагают, что все остальные воспринимают окружающий мир так же, как и они (Piaget, 1950). С целью демонстрации этого факта Пиаже придумал «задачу трех горок». Ребенку позволяют ходить вокруг стола, на котором сооружены три горки различной высоты. Когда ребенок становится с одной стороны стола, на другую сторону стола в разных местах помещается кукла (таким образом, она видит три горки иначе, чем ребенок). Ребенка просят выбрать фотографию, соответствующую тому, что видит кукла. Дети в возрасте до 6-7 лет выбирают фотографию, которая соответствует их собственному видению трех горок (Piaget & Inhelder, 1948/1956).

Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на предоперационной стадии. Поскольку маленькие дети не могут оценить иные точки зрения, чем их собственная, они не в состоянии пересмотреть свои схемы, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.

Стадии операций.Между 7 и 12 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Пятилетний ребенок может найти дорогу к дому приятеля, но не сможет рассказать вам, как туда добраться, и не сможет изобразить это карандашом на бумаге. Дорогу он находит потому, что знает, где надо повернуть, но общей картины маршрута у него нет. В отличие от этого 8-летние дети легко рисуют карту пути. У Пиаже этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.

Примерно в это же время начинается третий этап понимания морали у Пиаже. Ребенок начинает осознавать, что некоторые из правил — это социальные конвенции, коллективные соглашения и что их можно произвольно принимать или изменять, если все в этом согласны. Моральный реализм ребенка тоже претерпевает изменения: теперь, делая моральное суждение, он придает вес и «субъективным» факторам, таким как намерения человека, и рассматривает наказание как человеческий выбор, а не как неизбежную, божественную кару.

Примерно в возрасте 11-12 лет дети приходят к формам мышления взрослых, становятся способны к чисто символическому мышлению. Пиаже назвал это стадией формальных операций. В одном из тестов формального операционного мышления ребенку надо определить, от чего зависит, за сколько времени маятник качнется назад-вперед (т. е. период его колебаний). Ребенку дают отрезок веревки, подвешенный за крючок, и несколько грузов, которые можно присоединять к нижнему концу. Он может изменять длину веревки, изменять вес подсоединяемого груза и высоту, с которой он отпускает груз. В отличие от детей, которые все еще находятся на стадии конкретных операций и при экспериментировании меняют некоторые переменные, но без системы, подростки даже со средними способностями выдвигают ряд гипотез и начинают систематическую их проверку. Они рассуждают так: если определенная переменная (вес) влияет на период колебаний, то результат ее влияния станет виден, только если менять одну переменную, а все прочие оставлять без изменений. Если эта переменная не влияет на время качания, они ее исключают и пробуют другую. Рассмотрение всех возможностей — выработка заключения по каждой гипотезе и ее подтверждение или опровержение — вот суть того, что Пиаже называл мышлением на стадии формальных операций.



стадий развития — Piaget — Мой учебный шкаф

В начале 1900-х годов швейцарский психолог по имени Жан Пиаже создал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми.

Теории Пиаже были новаторскими для мира образования в то время. По сей день теории Пиаже продолжают влиять на разработку и реализацию учебных программ.

Пиаже представил теорию о том, что дети учатся и развиваются, экспериментируя и взаимодействуя с окружающим миром. Его теории когнитивного развития подкрепляют идею о том, что дети учиться через игру .

В этом блоге мы подробно рассмотрим Жана Пиаже и его теорию когнитивного развития детей.

Если вы хотите прочитать о том, как теории когнитивного развития Пиаже повлияли на нашу современную игровую педагогику , и узнать, как вы можете применить теорию Пиаже в своем классе, вам также будет интересно прочитать эту запись в блоге: Piaget and Play Based Обучение.

Кем был Пиаже?

Жан Пиаже (1896–1980) был психологическим конструктивистом . Он считал, что дети принимают активное участие в процессе обучения. Пиаже наблюдал, как дети непрерывно конструируют знания и ментальные модели (схемы) понимания на основе своего опыта.

Теоретики конструктивизма, такие как Пиаже, говорят, что когда дети взаимодействуют с окружающим миром

  • , они размышляют о своем предыдущем опыте

  • они постоянно строят и добавляют новые знания

  • они опираются на существующие знания

  • и адаптируют свои прежние идеи к новой информации.

Теории Пиаже об обучении предполагают, что преподаватели должны сосредоточиться на создании увлекательной учебной среды, которая дает детям возможность экспериментировать и взаимодействовать с окружающим миром. Педагоги должны обеспечить интерактивные, практический опыт обучения , где дети могут создавать новые знания и ментальные модели понимания. При рассмотрении конструктивистской теории Пиаже обучение через игру становится важным для детей, чтобы они достигли своих когнитивных вех развития.

Четыре стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предлагает 4 стадии развития.

  1. сенсомоторная стадия: рождение до 2 лет

  2. Предоперационная стадия: возраст от 2 до 7

  3. Бетонные операционные стадии: возраст от 7 до 11

  4. Формальная эксплуатационная стадия: возраст 12 и до

PIATETED. эти этапы происходят в указанном порядке, и дети не пропускают этапы, а последовательно проходят каждый из них. Он наблюдал видимые изменения у детей по мере прохождения ими каждой стадии. Ступени Пиаже подобны лестнице. Каждый этап основывается на этапе перед ним.

Сенсомоторная стадия по Пиаже: от рождения до 2 лет

Название первой стадии дает представление о том, как дети учатся в первые два года жизни. С самого рождения младенцы используют свои чувства , чтобы познавать окружающий мир. Исследовательская игра с помощью органов чувств — это основной тип игры, который вы увидите на этом этапе.

Когнитивное развитие, происходящее на этой первой стадии развития, поразительно. Младенцы развиваются физически, когда учатся ползать и ходить. Они также узнают много нового о языке. Поскольку на этом этапе так много вех, Пиаже разбил его на несколько подэтапов.

Пиаже наблюдал, как дети в возрасте примерно 6 месяцев начинали концептуально организовывать свои знания. Сначала дети могут не понимать конкретную игрушку, но когда они смотрят, осязают и трогают ее, они начинают формировать представление об игрушке в своем уме.

Маленькие дети на этом этапе также начинают вспоминать свой опыт с определенными игрушками. Пиаже назвал это понимание постоянством объекта . Осознание того, что игрушка все еще существует, даже если ее нельзя увидеть, является важной вехой на сенсомоторной стадии.

Постоянство объекта показывает различия в мыслительных процессах младенцев и малышей. Когда малыши развивают постоянство объектов и узнают, что объекты являются отдельными и отличными друг от друга, они начинают привязывать к объектам имена и слова.

Предоперационная стадия Пиаже: возраст от 2 до 7 лет

Пиаже заметил, что на этой стадии дети продолжают строить свои представления о том, как изображается объект. Они начинают мыслить символически и могут использовать символические слова и изображения для представления объектов. Развитие языка началось на сенсомоторной стадии, но рост языка является одной из основных вех дооперациональной стадии развития.

Дети на этом этапе эгоцентричны . Им очень трудно понять или увидеть вещи с точки зрения других. Хотя их язык и мышление развиваются, они все еще думают о вещах в очень конкретных терминах .

То, как дети на дооперациональном этапе представляют объекты, не имеет за собой взрослой логики. Пиаже заметил, что дети на этом этапе используют образную игру для представления объектов. Они продолжали опираться на свои концептуальные знания, притворяясь и драматическая пьеса .

Вы когда-нибудь задумывались, почему драматические игры так популярны в дошкольных учреждениях? Согласно Пиаже, дети в возрасте от двух до семи лет (от дошкольного до второго класса) получат пользу от возможности участвовать в драматических играх и творческом обучении. Он предполагает, что через драматическую игру дети на этом этапе начнут демонстрировать метапознание. Метапознание (двойственное мышление) развивается, когда дети одновременно думают и размышляют о своем реалистичном и творческом опыте.

Стадия конкретных операций по Пиаже: от 7 до 11 лет

На стадии конкретных операций по Пиаже дети начинают более логично представлять объекты и идеи. По этой причине дети в стадии конкретной операции чаще добиваются большего успеха при традиционных методах обучения.

У детей на этом этапе развиваются логические мысли об объекте, но только в том случае, если они могут манипулировать им. Практические игры с правилами являются чрезвычайно эффективными средствами обучения для детей на этом этапе развития. Логический тип мышления, заметный на этой стадии познавательного развития, — это мышление, необходимое для систематического решения задачи.

Пиаже заметил, что дети могут использовать конкретных объекта для эффективной разработки систематических правил или идей, но они еще не способны мыслить абстрактно. На этом этапе, например, дети понимают математическое правило сохранения : если ничего не прибавлять и не убавлять, то количество остается прежним.

Первый навык, который отличает конкретное операционное мышление от предоперационного, это обратимость . Обратимость — это возможность управлять порядком процесса. Ребенок на дооперациональной стадии может описать переживание, но только ребенок на конкретно-операциональной стадии может пересказать переживание в хронологическом порядке или не по порядку. Дети на стадии конкретной операции также могут следовать многоступенчатым инструкциям, в то время как детям на стадии до операции потребуются для этого подсказки или напоминания.

Следующий навык, отличающий конкретное операционное мышление от дооперационального, это децентрирование . Децентрация означает, что дети могут сделать шаг назад и проанализировать ситуацию более чем одним способом. Дети на стадии конкретной операции могут увидеть проблему с другой точки зрения.

Этот навык начинается на дооперационном этапе, когда дети принимают участие в драматической игре. Однако Пиаже заметил, что дети на стадии конкретной операции делали более преднамеренный и просчитанный выбор, показывая, что они осознают свою децентрацию.

Пиаже заметил, что дети на этом этапе менее эгоцентричны. Дети начали понимать, что их мысли и идеи уникальны и что другие не всегда имеют такие же мысли, чувства и мнения.

Формально-операциональная стадия Пиаже: возраст от 12 лет и старше

На этой стадии теории когнитивного развития Пиаже дети способны к более абстрактному мышлению. Поскольку дети на этой стадии формального операционального мышления могут думать о своем мире в абстрактных терминах. Абстрактные концепции, такие как будущее, справедливость и ценности, интересны и понятны.

Дети размышляют внутренне и могут мыслить гипотетически, когда они находятся на стадии формальной деятельности. Пиаже наблюдал гипотетических рассуждения детей на этой стадии. Он заметил, что они могут найти ряд потенциальных решений проблемы, а также могут решать проблемы системно. Теперь дети были способны мыслить научно, чтобы решать проблемы.

Пиаже наблюдал, как дети на стадии формального функционирования также меньше нуждались в руководстве со стороны взрослых и были более способны мыслить независимо. На этом этапе дети продемонстрировали способность систематически планировать будущее и обдумывать гипотетические ситуации.

Термины, используемые в теориях Пиаже

Пиаже использовал несколько терминов, чтобы помочь ему описать свои теории когнитивного развития и изменения в развитии, которые он наблюдал.

Схема

Компания Piaget использовала термин схема для обозначения знаний, которые мы накапливаем по мере обучения и роста. Наша схема хранит как блоки знаний, так и процессы, которые мы использовали для создания этих знаний.

Схема подобна файлу памяти, который мы храним в нашем мозгу. Каждый из наших файлов информирует нас и помогает правильно реагировать на новый опыт, объекты или информацию. По мере появления нового опыта мы используем дополнительную информацию для модификации наших ранее существовавших схем.

Ассимиляция

Ассимиляция происходит, когда мы используем наши существующие схемы, чтобы сообщить нам о соответствующих реакциях на новый опыт, объекты или информацию.

Приспособление

Приспособление происходит всякий раз, когда мы изменяем или модифицируем наши существующие схемы, потому что существующая схема не работает для нас эффективно. Иногда мы создаем новые схемы, когда приспосабливаем, изменяем или модифицируем наши старые схемы.

Схемы (или схемы) являются общим понятием в когнитивной психологии и психологии развития. Это видео знакомит с концепцией, показывая, что такое схема, что она делает и как она формируется.

Уравновешивание

Пиаже считал, что дети способны находить баланс между ассимиляцией и аккомодацией. Он назвал эту уравновешивающую способность уравновешиванием .

По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, они должны найти баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает.

Уравновешивание объясняет, как дети могут переходить от одного этапа мышления к другому. Он описывает силу, которая поддерживает продвижение когнитивного развития. Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит очень быстро, если детям дается соответствующий обучающий опыт.

Учителя дошкольного образования могут помочь сформировать схемы детей, предоставив им соответствующий возрасту практический опыт обучения. Подход, основанный на исследовательской игре, предоставит детям необходимый практический опыт, необходимый для развития их схем и продвижения через когнитивные этапы развития.

Если вы нашли этот пост полезным, поделитесь им…

Явное обучение, расследования Джанель МакАрдл исследования, игровые, планирование, когнитивное развитие, практические занятия, обучение, ранние годы, раннее детствоКомментарий

4 этапа когнитивного развития Жана Пиаже Я щекочу прямо

25 апреля 4 этапа когнитивного развития Жана Пиаже

Каждый ребенок уникален по своей сути. Их индивидуальность также соответствует их сильным сторонам, талантам и навыкам. Хотя абсолютно нормально, что они учатся и растут в своем собственном темпе. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что дети принимают активное участие в процессе обучения. Вы можете думать о них как об ученых, которые проводят эксперименты. Они узнают об окружающей среде, делая постоянные наблюдения.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже фокусируется на понимании природы интеллекта ребенка. Вместо того, чтобы сосредоточиться только на том, как дети приобретают знания, выводы теории предполагают, как дети адаптируются к новой информации. Во время повседневных дел дети соприкасаются с новыми идеями. Они строятся на существующих знаниях. Это естественно делается путем приспособления к прошлому опыту, чтобы слиться с новым.

Мы в Tickle Right следим за тем, чтобы когнитивное развитие вашего ребенка включало в себя обучение, основанное на действиях. Эти действия и опыт заставят вашего ребенка думать быстрее и по-другому.

Содержание

Как Жан Пиаже разработал теорию?

Жан Пиаже — психолог 1800-х годов, родившийся в Швейцарии. Во время своей работы в 1920-х годах ему было любопытно понять психологический подход ребенка к логическому мышлению. Эта теория была вдохновлена ​​встречей с его собственной дочерью и племянником. Он хотел понять, почему дети дают неправильные ответы на вопросы, требующие от них логического мышления. Это привело его к мысли, что разум ребенка отличается версиями от разума взрослого.

Понятно, что детский разум — это незначительная адаптация взрослого разума. Однако понимание Пиаже было первым, кто пролил свет на то, что ребенок думает иначе, чем взрослый. Масштабы приобретения интеллектуальных навыков развиваются на разных этапах с течением времени. У старшего ребенка не просто быстрое логическое мышление, как у маленького ребенка. Вместо этого есть разница в их образах мышления. Взрослые не умнее детей. Дело в том, что дети думают иначе, чем они.

Теория Пиаже подробно описывает процесс и потенциал когнитивного развития ребенка. Он основан на действиях и опыте на ранних этапах жизни. Именно тогда ребенок строит прошлые знания с настоящими, чтобы развиваться умственно.

 

4 стадии когнитивного развития

Согласно Пиаже, интеллект ребенка развивается в несколько этапов. Путь к умопомрачительному когнитивному развитию лежит через универсальный подход. Независимо от культуры, ваш ребенок пройдет через один и тот же процесс. Только темп у них может быть разным. Ниже приведены те же 4 стадии познавательного развития ребенка.


1. Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет

Сенсомоторная стадия включает развитие ребенка с рождения до 2 лет. Ниже приведены основные характеристики и изменения развития на этой стадии: 

  • Младенец понимает мир через свои действия и ощущения
  • Он учится необходимым действиям – сосать, хватать, слушать и смотреть
  • Он развивает Объект Постоянство: Вещи будут существовать, даже если их нельзя увидеть или спрятать. Это помогает улучшить память
  • Они осознают, что их действия могут влиять на окружающий их мир
  • Вещи изучаются путем проб и ошибок
  • Они развивают когнитивные способности – репрезентативные игры, самодифференциацию от людей и объектов вокруг них

На этом этапе ребенок познает мир посредством сенсорной деятельности и движений. Основное внимание на этом этапе уделяется развитию понимания постоянства объекта. Это говорит о том, что объект существует, даже если ваш ребенок его не видит. Этот этап больше связан с переживаниями в раннем детстве. Каждую секунду они могут открывать для себя что-то новое. Их основные чувства и рефлексы помогают им общаться с окружающей средой. Когнитивное развитие на этом этапе также помогает развивать физические действия и языковые сигналы. На конечной стадии они начинают репрезентативные мысли.

 

2. Дооперационная стадия: от 2 до 7 лет

Дооперациональная стадия связана с когнитивным развитием детей в возрасте от 2 до 7 лет. Ниже приведены основные характеристики и изменения в развитии на этой стадии: 

  • Ребенок начинает выражать символическое мышление
  • Они развивают речь и навыки мышления
  • Они думают о вещах в конкретных терминах

На этом этапе у ребенка укрепляются навыки памяти и воображения. Предыдущий этап можно считать базовым для развития языка. Хотя предоперационный этап полностью способствует возникновению языковых навыков. Они многому учатся из притворных игр. Тем не менее, они часто борются с развитием эмпатии и логических навыков или пониманием точки зрения других. Для них все еще очень конкретно. Атрибут эгоцентричности и интуитивности на этом этапе является еще одним фактором. Это ограничивает ребенка от того, чтобы он не думал за пределами своей точки зрения. Однако они приобрели способность представлять мир внутренне.

 

3. Конкретно-операционный этап: от 7 до 11 лет

Конкретно-операционный этап фокусируется на когнитивном развитии ребенка в возрасте от 7 до 11 лет. Ниже приведены основные характеристики и изменения в развитии на этом этапе: 

  • Ребенок учится Логически мыслить посредством конкретных событий
  • Они приобретают концепцию сохранения
  • Они приобретают логические и организационные навыки, но остаются очень конкретными
  • У них развивается индуктивная логика
  • Они становятся менее эгоцентричными и осведомленными о внешнем мире

На этой стадии ребенок становится менее эгоцентричным. Они начинают понимать точку зрения окружающих их людей. Это также приводит к развитию уникальных мыслей и чувств. Ребенок понимает, что его мысли и мнения отличаются от остальных. Такое развитие в высшей степени характеризуется логическим мышлением и методическими манипуляциями. Поскольку это вносит серьезные изменения в процесс познавательного развития ребенка. Они начинают соображать вещи в своей голове. Это также известно как операционное мышление. Это помогает разработать подход к решению проблем для реальных ролей. Однако они все еще могут бороться с гипотетическими проблемами.

 

4. Формальный операционный этап: от 12 лет и старше

Формальные операционные этапы Piaget охватывают детей в возрасте от 12 лет и старше. Ниже приведены основные характеристики и изменения развития на этой стадии: 

  • Ребенок начинает думать и иметь дело с Абстрактными понятиями
  • Они начинают рассуждать с помощью гипотетических сценариев
  • Развитие абстрактных мыслей
  • 902:30 Они начинают думать о моральных, социальных, философских, этических и политических проблемах. Те, которые требуют абстрактного мышления.
  • Они развивают дедуктивную логику

Это заключительный этап этапов когнитивного развития Пиаже. Он характеризуется дедуктивным мышлением и пониманием абстрактных понятий. Они развивают потенциал думать об альтернативных решениях проблемы. Даже за его пределами это помогает им развивать научные рассуждения, абстрактные теории и решения. Это больше похоже на наличие правильных навыков критического мышления для систематического решения гипотетических ситуаций.

 

Часто задаваемые вопросы

  1. Кем был Жан Пиаже?

Жан Пиаже был психологом, родившимся в Швейцарии в конце 1800-х годов. Он был первым, кто поставил систематическое исследование развития ребенка. Он является одной из самых знаковых фигур в области психологии развития в 20 веке. Теория когнитивного развития Пиаже предполагала, что дети думают иначе, чем другие. Их знания строятся на взаимодействиях, идеях и опыте.

 

  1. Каковы основные положения теории Жана Пиаже?

Ниже приведены основные положения теории когнитивного развития Жана Пиаже:

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет – постоянство объекта
  • Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет – символическое мышление
  • Конкретное 903 Операционная стадия: от 7 до 11 лет – Оперативное мышление
  • Формальная операционная стадия: 12 лет и старше – Абстрактные концепции

 

  1. Каковы 3 основные когнитивные теории?

The following are the three main theories for cognitive development:

  • Piaget’s cognitive development theory
  • Lev Vygotsky’s social-cultural cognitive theory
  • Information processing theory

 

Takeaway

 

You должны знать, что ваш ребенок уникален, талантлив и отличается от других детей. Процесс когнитивного развития вашего ребенка начинается сразу после рождения. И чтобы это произошло успешно, вы должны предоставить им правильную среду обучения. Мы в Tickle Right раскрываем нераскрытый потенциал ребенка. Наша программа тренировки правого полушария помогает воспитывать детей с здоровой точки зрения. Это действительно помогает развить любовь к обучению и развитию навыков.

Этапы развития игры — Piaget — Мой учебный шкаф

Жан Пиаже был швейцарским психологом начала 1900-х годов. Он создал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми. Теории Пиаже подкрепляют идею о том, что детей учатся через игру .

В этом сообщении блога вы узнаете о четырех стадиях когнитивного развития Пиаже и о том, как они соотносятся с его стадиями развития в игре.

Пиаже разработал серию из стадий развития игры . Мы можем наблюдать их на протяжении всех четырех стадий его когнитивного развития.

Четыре стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предлагает 4 стадии.

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет

  • Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

  • Конкретно рабочая стадия: от 7 до 11 лет

    0002 Стадия формального функционирования: от 12 лет и старше

Если вы хотите узнать больше о Жане Пиаже и его теориях когнитивного развития у детей, прочтите ЭТУ СТАТЬЮ В БЛОГЕ: Стадии развития — Piaget

«Согласно Пиаже, дети участвуют в играх, которые отражают уровень их когнитивного развития: функциональные игры, конструктивные игры, символические/фантазийные игры и игры с правилами».
— Johnson, Christie & Wardle 2005

Сенсомоторная стадия

Название первой стадии ( сенсомоторная ) дает представление о том, как дети учатся в первые два года жизни. С самого рождения младенцы используют свои чувства , чтобы познавать окружающий мир.

Исследовательская игра с помощью пяти органов чувств — это основной тип игры, который вы увидите на этом этапе. Маленькие дети на этой стадии сосредоточены на двух вещах:

  1. собственных телах

  2. внешних объектах.

Вы заметите, что младенцы и дети ясельного возраста на сенсомоторной стадии сосредоточены на повторяющихся движениях или звуках. Они проводят свое время, сосут, трясут, стучат и бормочут.

Компания Piaget наблюдала за детьми в возрасте примерно 6 месяцев, которые систематизировали свои знания концептуально. Сначала дети могут не понимать конкретную игрушку, но когда они смотрят, осязают и трогают ее, они начинают формировать представление об игрушке в своем уме. По мере того, как они узнают больше о свойствах объектов и о том, как ими можно манипулировать, они начинают понимать влияние игры на окружающую их среду.

Предоперационная стадия

Следующей стадией когнитивного развития является предоперационная стадия . Вы увидите, как дети на этом этапе учатся ассоциировать объекты со словами, и то, как они используют и представляют объекты, не имеет за собой реальной взрослой логики.

Пиаже заметил, что дети на этом этапе используют образную игру для представления объектов, и они строят свои концептуальные знания посредством притворства и драматической игры.

В возрасте около 4 лет они начинают больше интересоваться социальным взаимодействием и начинают получать удовольствие от структурированных игр с правилами. Однако на предоперационной стадии в их мышлении все еще преобладает интуиция, а не логика.

Конкретный операционный этап

Пиаже заметил, что по мере того, как дети проходят через конкретный операционный этап , у них появляется логическое мышление. Практические игры с правилами становятся чрезвычайно эффективными средствами обучения для детей на этом этапе развития.

Первоначально правила обеспечивают структуру и повторение, которые требуются для развития логического мышления. Постепенно дети в конкретно-операциональной стадии становятся более ориентированными на социальные аспекты игры. Они играют, чтобы найти связь и признание группой.

Формальная операционная стадия

К формальным операциям 9На стадии 0004 у детей развивается способность рассуждать и мыслить гипотетически. Абстрактные понятия, такие как будущее , справедливость и ценности , привлекают и легко понимают детей на этапе формальных операций.

Дети на этом этапе когнитивного развития хотят более соревновательных игр и игр с более сложными правилами. Пиаже наблюдал, как дети на этом этапе также меньше нуждались в руководстве со стороны взрослых, поскольку они более способны мыслить независимо.

Четыре стадии развития игры Пиаже

Пиаже предположил, что стадии когнитивного развития происходят в определенном порядке. Дети не пропускают этапы, а постепенно проходят каждый. Он также считал, что этапа игры являются прогрессивными, с видимыми изменениями в игре детей по мере прохождения ими каждого этапа.

Согласно Пиаже, дети участвуют в играх, которые отражают уровень их когнитивного развития. Игра – это детская работа.

через игру

  • Дети развивают когнитивные навыки и изучают новую информацию

  • Они изучают и практикуют социальные навыки

  • Дети развивают эффективные навыки общения

  • Они изучают навыки саморегулирования

  • . Дети. развивать способность разрешать конфликты

  • они работают над навыками решения проблем

  • дети учатся сотрудничать с другими

  • они узнают о себе и своем месте в мире

  • дети изучают роли, интересы, навыки и отношения

Игра — это то, как дети исследуют и познают свой мир.

Функциональная игра Пиаже

Любое повторяющееся действие, которое ребенок находит приятным, называется функциональной игрой .

Функциональная игра – это первый тип игры, в которой участвуют дети. Он начинается у младенцев на сенсомоторной стадии когнитивного развития. Когда дети учатся управлять своим телом и объектами, они испытывают функциональную игру.

Младенцы играют с помощью повторяющихся действий, например, трясут погремушкой, плещутся в ванне или постоянно роняют игрушки со стульчика для кормления. Эти основные действия становятся игрой, когда ребенок преднамеренно занимается деятельностью для удовольствия (Фрост, 19 лет).92).

По мере когнитивного развития детей их простые повторяющиеся действия становятся все более и более сложными и скоординированными. Функциональная игра не ограничивается сенсомоторной стадией когнитивного развития.

Дети могут наблюдать и наслаждаться функциональной игрой на протяжении всего детства . Всякий раз, когда дети открывают и практикуют новые двигательные навыки, такие как скольжение, лазание, складывание, прыжки и подпрыгивания, они принимают участие в функциональной игре.

Конструктивная игра Пиаже

Когда дети манипулируют объектами, чтобы что-то создать, они принимают участие в конструктивной игре .

Конструктивная игра часто используется в классе посредством практических методов обучения.

В конструктивной игре дети развивают свои концептуальные знания, задавая вопросы, проверяя идеи и собирая информацию. Экспериментируя с учебными материалами, они планируют, исследуют и открывают.

Конструктивная игра позволяет детям осмыслить свой мир.

В конструктивной игре дети также развиваются.

Маленькие дети предпочитают конструктивные игры. Когда детям дошкольного возраста предоставляется выбор игровой деятельности, они выбирают конструктивную игру более чем в 50% случаев (Rubin, Fein, & Vandenberg, 1983).

Пиаже рассматривал конструктивную игру как переход от функциональной игры к символической . Это позволяет детям манипулировать и контролировать свое окружение и дает детям чувство выполненного долга.

Ключ к поощрению конструктивной игры в вашем классе заключается в обеспечении ваших детей соответствующими возрасту и вдохновляющими учебными материалами. Дети должны уметь использовать эти материалы организованно и целенаправленно, чтобы они могли сделать из них что-то новое.

Области исследования конструктивной игры

Поскольку конструктивная игра обусловлена ​​взаимодействием детей с окружающей средой (Chaille 2008), разработка соответствующей учебной среды выведет конструктивную игру в вашем классе на новый уровень.

Попробуйте добавить новые и новые материалы, такие как отдельные детали, в области исследования, чтобы вызвать интерес и предложить детям исследовать материалы по-новому.

Объедините области ваших исследований и перепрофилируйте материалы, которые вы предлагаете детям в своем классе.

  • совместите стол для работ по дереву с площадкой для творчества

  • добавьте математические манипуляции или отдельные детали в зону обучения грамоте

  • добавьте научный стол в зону блоков на открытом воздухе

  • 7 9 рядом с верандой вынос внутренних материалов и ресурсов за пределы

  • принести материалы и ресурсы для улицы в класс

  • установить тележку для коллажей на игровой площадке

  • добавить поднос с Lego на одеяло для пикника под деревом.

Конструктивные игры на детской площадке

Водные игровые корыта и песочницы являются основными элементами большинства детских игровых площадок. Они являются отличным приглашением для детей принять участие в конструктивной игре.

Другие области, которые вы, возможно, хотели бы добавить к своему открытому пространству:

  • водные столы

  • деревянные скамейки

  • художественные мольберты и краски

  • уличные коврики или столы с корзинами кубиков, пазлы, конструкторы Lego и другие традиционные школьные материалы.

Большой сад для детей, где они могут работать и играть, также способствует разнообразным конструктивным играм.

Пьеса «Символика/фантазия» Piaget

Пьеса «Символика/фантазия» — это ролевая игра или игра понарошку.

Символическая игра — это способность детей использовать объекты, действия или идеи для представления других объектов, действий или идей. Драматические игровые площадки в классе и декорации маленького мира — идеальный учебный опыт для стимулирования символической/фантастической игры.

Символическая/фантазийная игра широко считается наиболее сложной игровой деятельностью в дошкольном и детсадовском возрасте. Символическая игра способствует развитию социальных навыков, академических способностей, ранних концепций грамотности и поведенческой саморегуляции (Leong & Bodrova 2015).

Символическую/фантастическую игру можно наблюдать у детей в возрасте 18 месяцев. Вы, возможно, видели, как малыши вовлекаются в притворную игру, когда они используют предметы, чтобы изобразить что-то еще, например, вождение автомобиля, двигая воображаемый руль или используя деревянный брусок в качестве мобильного телефона. Пить из пустой чашки или притворяться, что кормит куклу, — тоже примеры символической игры.

По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития Пиаже, их игра включает в себя фантазию и драму. Дошкольникам нравится ролевая игра, и они часто включают социальные нормы в свои ролевые игры. По мере того как их ролевые игры и воображение становятся более изощренными, важной частью их игры становится социализация.

Вы заметите, что эти дети начнут назначать роли себе и другим. Они начнут включать последовательные шаги и организованные планы в свою игру воображения.

Драматические игры жизненно важны для когнитивного развития и должны быть важным компонентом вашего класса . Это дает детям возможность исследовать различные роли и социальные правила, которые в противном случае у них не было бы возможности исследовать в реальном мире.

Драматическая игра помогает детям отойти от своего эгоцентрического мышления. С помощью символической или фэнтезийной игры дети приобретут навыки ведения переговоров, сотрудничества, слушания, обмена информацией, чередования и уважения к чувствам, мыслям, идеям и физическому пространству других людей.

Символическая игра также является предпосылкой к обучению грамоте и счету . Когда мы пишем буквы и цифры, мы используем символы для того, что хотим передать. Когда дети вовлечены в символическую игру, они практикуют эти самые понятия.

Исследователи обнаружили, что ребенок, который следует определенной последовательности во время игры (размешивает молоко, а затем кормит куклу), также может управлять синтаксисом речи («Мне нужна бумага и мелки»).

Дети также будут развивать свои когнитивные навыки, когда они используют свое воображение и участвуют в символических или фантастических играх. Новые нейронные пути создаются всякий раз, когда ребенок учится мыслить творчески.

Развитие навыков творческого мышления помогает детям эффективно решать проблемы. Навыки творческого мышления также жизненно важны для того, чтобы привнести новые перспективы в наш мир.

Игры Пиаже с правилами Игра

Любая игра, в которой установлены правила, которым должны следовать игроки, — это игры с игрой по правилам .

Это последний тип игры, задокументированный Пиаже. Чтобы успешно участвовать в этом типе игры, дети должны сначала иметь познавательную способность понимать и запоминать правила.

Эти игры также потребуют от детей самоконтроля. Им нужно будет контролировать собственные желания и потребности, чтобы следовать правилам игры.

Дети обычно впервые знакомятся с играми с правилами в школе. Такие игры, как Tiggy, Cat and Mouse или Duck-Duck-Goose , всегда остаются любимыми в классе. Эти классные игры часто являются первым знакомством ребенка с играми по правилам.

Настольные и карточные игры — это другие виды игр с правилами. Через эти игры дети развивают понимание сотрудничества и конкуренции.

Игры с правилами часто характеризуются логикой и порядком, и по мере взросления дети могут развивать метод и планирование в своей игре (Frost 2004).

Начав свои собственные игры с правилами, дети узнают о необходимости правил, о том, как вести переговоры друг с другом, и о справедливости, чтобы игра была приятной для всех. Командные виды спорта и настольные игры — это игры, которые имеют очень специфические правила и поощряют развитие стратегии. Электронные игры предназначены для детей на разных этапах развития и часто поощряют практику и овладение новыми навыками с помощью сложных задач и фантазии.
— Frost 2001

Теории Пиаже об обучении убедительно предполагают, что мы должны сосредоточиться на создании увлекательной учебной среды, которая дает детям возможность экспериментировать и взаимодействовать с окружающим миром.

Педагоги должны обеспечить интерактивных практических занятий , чтобы дети могли пройти этапы когнитивного развития Пиаже и достичь основных этапов своего когнитивного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *