Стагирит аристотель: АРИСТОТЕЛЬ • Большая российская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит | это… Что такое АРИСТОТЕЛЬ Стагирит?

(Aristoteles)

(род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого. В 335 до Р. X. основал в Афинах т. н. перипатетическую школу (перипатос – год, к которому относится деятельность Аристотеля). Обвиненный после смерти Александра в безбожии, он в 323/322 до Р. X. бежал в Халкиду. Аристотель является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами влияние на развитие человеческой мысли (см. Аристотелизм), в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде. Основу этой системы составляют логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), – это учение об осн. логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения; оно изложено в шести соч., составляющих его «Органон». Учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. В нем Аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. Высшая действительность – Бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель. Философские дисциплины по их содержанию Аристотель делит на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику, или педагогику). Физика, или натурфилософия, сначала была учением о конечной Земле, которая, оставаясь неподвижной, вечно парит в центре видимого звездного неба; о четырех элементах – огне, воде, воздухе, земле; о четырех качествах или силах – холоде и тепле, сухости и влаге; о шести видах движения – возникновении, уничтожении, росте, старении, неорганической энергии и органической энтелехии; о трех родах «причинности» – сущности, каузальности, цели. Натурфилософия органических тел получила у Аристотеля особенно широкое развитие. Мышление, разум – это то, что в человеке является специфически человеческим; человек имеет следующие осн. функции, общие с животными: раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела; наконец, он имеет общие функции с растениями – питание и размножение. Душа человека соприкасается с основами растительного и животного мира как «первая энтелехия тела»; с ними не связан интеллект, который пассивен как вместилище идей, активен и вместе с тем бессмертен, как пытливая мысль. Эта «теоретическая жизнь», как явствует из этического учения Аристотеля, одновременно является центром, в котором заключены высшие теоретические (дианоэтические) добродетели и истинное блаженство. Напротив, практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайности и придерживайся середины (см. Добродетель). В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «zoon politicon» («общественное животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами, являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни). Соч. Аристотеля «Органон», «Метафизика», «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др. переведены на рус. язык.

Аристотель



Аристотель

384-322 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Аристотель

Аристотель Стагирит (384 -322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Биография. Родился в семье медика при македонском царе. В 367-347 годы до н. э. посещал Академию Платона, сначала в качестве слушателя, затем — преподавателя. В годы странствий был воспитателем (с 343 по 340 год до н. э.) юного Александра Македонского. С 334 по 323 год до н. э. преподавал в Ликее. Исследования. Видел сущность биологического в его целесообразности, которую трактовал по аналогии с художественной деятельностью. Органическое развитие, по его мнению, — процесс раскрытия присущих живым телам особенностей их строения. Жизнь представляет собой единство материи, в качестве которой выступает тело, и формы, которая представлена душой, или, но терминологии Аристотеля, энтелехией, существование которой невозможно без тела. Душа живого организма есть не само тело, но неотделимая от тела сущность, форма, функция и цель. В трактате «О душе» (

О душе. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1) он выделил три вида души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. За счет деятельности растительной души, свойственной уже растениям, происходит питание организма как процесс усвоения внешнего. В отношении восприятия предложил метафору воска, на котором делается отпечаток перстня, частицы которого (железо или золото) на воск не переходят. Считал, что процесс познания общих качеств ощущений (фигура, движение и пр.) обеспечивается за счет общего чувствилища, расположенного в сердце, к которому посредством циркуляции крови поступают данные от всех органов чувств. При этом внешние впечатления объединяются по законам ассоциаций (по смежности, сходству и контрасту). Высказал идею о том, что при развитии отдельного организма происходит повторение развития всего органического мира В частности, у ребенка до 7 лет формируется растительная душа, поэтому для него особенно важны питание и гигиена, от 7 до 14 развиваются движения, ощущения, память и стремления, и лишь от 14 до 21 года он оказывается открыт для нравственного воспитания, основанного на нравственных поступках.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 39.

Сочинения:

Никомахова этика. СПб., 1884; Этика. СПб., 1908; О частях животных. М., 1937;Овозникновенпнживотных.М.; Л., 1940; Сочинения: В 4 т. М„ 1975-1984

Литература:

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.


Вернуться на главную страницу Аристотеля

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Био Аристотеля

Основная информация

Имя Ἀριστοτέλης; т. е. Аристотеля; то есть (на английском языке) Аристотель
Слоган «Первоначальный мистер Всезнайка»
Прозвище Стагирит (я из Стагиры, понял?)
Философ как называли меня средневековые мыслители)
Читатель (одно из прозвищ, данных мне Платоном — по понятным причинам)
Жеребенок (еще одно прозвище, данное мне Платоном, основанное на том факте, что жеребята пинают своих матерей, когда у них достаточно молока )
The A-ster
Пол Мужской
Родной город Я родился в Стагире, маленьком городке в Халкидике, который через несколько лет был присоединен к Македонии. Это правда, что большую часть своей жизни я провел в другом месте, но в душе я всегда был македонцем. Где еще вы были? ты спрашиваешь. Ну, Афины были одним из пунктов назначения. Я провел там 20 лет, обучаясь у человека по имени Платон (может быть, вы слышали о нем?). Затем, после смерти Платона, я уехал за границу: я провел три года в Ассосе, маленьком городке в том, что вы, современные люди, называете «Турцией», где я женился; затем я провел еще пару лет на греческом острове Лебос.
После этого я вернулся домой в Македонию, где царь Филипп попросил меня обучать кого-то по имени Александр Македонский (НБД). Еще через шесть лет я вернулся в Афины, где основал свой университет — Лицей (я думал, что академии Платона нужна здоровая конкуренция). Я провел еще добрых 12 или 13 лет в Афинах, но потом умер Александр Македонский, и со всеми антимакедонскими настроениями, царившими вокруг, я счел за лучшее на время разделить город.

Итак, я вернулся в Халкидики — домой. Жаль, что я продержался всего год. Но эй, 62 года неплохо для того, кто живет до начала первого тысячелетия.

Работа и образование

Род занятий «Работа» — это не то, чем занимается человек моего положения. Скорее, я хотел бы сказать, что откликнулся на более высокое призвание: стремление к знаниям. Думаете, я терпел 20 лет высшего образования только потому, что не мог придумать, чем еще заняться? Нисколько! Я хотел знать, например, все . Это была моя единственная «работа» (если говорить языком простого народа): учиться и затем передавать это знание другим. Вот почему я погрузился в бесконечные эмпирические исследования, изучая строение животных, растения, небесные тела и так далее. Вот почему я изучал правильное мышление, физику, драму и все остальное. О, конечно же, я писал… постоянно и в самых разных стилях. На самом деле, я даже писал философские диалоги, совсем как Платон. (К сожалению, они, как и большинство моих сочинений, не сохранились.) Но все это не делалось с целью заработать — как вы это называете? — «денег». Все делалось ради
знаний.
Около 335 г. до н. э. я даже открыл в Афинах собственную школу: лицей. Опять же, не для того, чтобы получить профессорскую зарплату (тем более, что мне за это никто не платил). Это было частью моего высшего призвания. Утром я преподавал продвинутые предметы своим лучшим ученикам. Затем во второй половине дня я читал лекцию по риторике для широкой публики. Кроме того, теперь у меня была команда, которая помогала мне во всех моих исследовательских проектах. Я знаю, что вы задаетесь вопросом: «Если ты такой высокомерный, Аристотель, что ты делал, обучая Александра Македонского? Ты, должно быть, пытался разбогатеть или, по крайней мере, получить влияние в мире». Ну, я сказал вам, что я македонец в душе и
царь
Македонии Филипп попросил меня научить Александра, который оказался его сыном. Ни один патриот не отказался бы от такой возможности. Кроме того, у этого мальчика была настоящая жажда знаний! Во всяком случае, в начале. Откуда мне было знать, что его жажда захватить мир окажется чуточку сильнее?
Образование Я родился в семье, которую мы любим называть «хорошей». Значит, мы были аристократами — мне за это извиняться? Во всяком случае, я смутно припоминаю, что получил довольно стандартное аристократическое образование до 17 лет. Я забываю подробности. Но после этого я довольно отчетливо помню свое образование. Я учился в Академии Платона! И не несколько недель или месяцев — нет, я пробыл там 20 (правильно, двадцать ) долгих лет. Конечно, поначалу меня это место пугало. У меня может быть очень широкий круг знаний, но я признаюсь, что математика никогда не была моим лучшим предметом. Итак, что я вижу над дверью в Академии, когда захожу? «Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии». И все эти задроты, неодобрительно смотрящие на меня — не совсем холодная атмосфера. Но я довольно быстро разобрался. Я погрузился в диалоги Платона (моим любимым был
«Федон»
), хотя самого Платона в те первые несколько лет почти не было рядом. Вскоре я стал главным псом Академии. Так что да, я учился у ног мастера. Но это не значит, что я в конце концов принял многое из того, чему он учил.

Убеждения

Политические взгляды Кажется, людям в наши дни всегда нравится то, что я говорю о политике — поначалу. Но чем больше они слышат, тем меньше им это нравится. Так что, думаю, я должен быть краток (в конце концов, я хочу вашего уважения, Шмуперс).
Как бы то ни было, мое самое известное высказывание в этой области звучит так: «Люди по своей природе являются политическими животными». Под этим я подразумеваю, что государство есть одно из правильных выражений человеческой природы. Я не из тех чокнутых парней вроде Руссо, которые считают общество каким-то неестественным навязыванием, ограничивающим нашу свободу. Для меня из этого следует, что государство — это нечто большее, чем какое-то экономическое устройство; у него есть большая цель, которая заключается в счастье своих граждан. И я продолжаю предполагать, что из трех основных способов устройства государства — монархии, аристократии и демократии — демократия, как правило, является лучшим способом достижения этой цели. Я звучу еще более современно, когда считаю, что свобода является ключевым принципом демократии. Ты со мной до сих пор? Если да, то позволь мне услышать, как ты скажешь «Да»! (Да!) Это правда, что я не понимаю свободы в ровно так же, как и вы. Для меня свободой могут пользоваться только граждане, и будут некоторые представители населения, у которых не будет гражданства. Женщины, например. Тоже рабы. Хорошо, вы можете подумать, что это возмутительно, что я терпел рабство, но у меня есть длинный аргумент, показывающий, что некоторые люди являются естественными рабами. Так что не так уж и плохо, правда? Кто-нибудь хочет сказать мне «Да»? Кто угодно? Бьюллер? Я знал, что должен был быть краток.
Религиозные взгляды В целом я следовал обычаям своего общества, но я не особо религиозный человек. Это довольно иронично, учитывая, какое влияние мои взгляды оказали на св. Фому Аквинского и католическое богословие в целом. Теперь я говорю о божественном, но только в очень абстрактных, безличных терминах; Я отношусь к этому предмету гораздо больше как философ (сюрприз, сюрприз!), чем как традиционный теолог. В том же духе одна из моих самых известных «богословских» идей — это идея «непоколебимого двигателя». Нет, это не ссылка на несентиментального сотрудника транспортной компании. Я говорю о Боге, детка! Я хочу сказать, что в целом каждое действие требует причины. И я предполагаю, что так или иначе мы можем проследить цепь причин до небесных тел. Но эта цепочка не может продолжаться вечно — это было бы безумием. Следовательно, в последовательности должна быть первопричина, что-то, что вызывает движение, но само не находится в движении. Все это говорит о том, что должен быть неподвижный двигатель, а именно Бог. Теперь Бог изначально вызывает движение не так, как кто-то толкает бильярдный шар, а, скорее, будучи объектом любви. Верно, это сила любви (кто знал, что Селин Дион была такой поклонницей моей работы?), которая инициирует движение небесных тел. Вы когда-нибудь слышали фразу «любовь, которая движет звездами»? Ну, я понял это буквально. (И да, я знаю, что этой поговорки не было до меня. Тише.)

Деятельность и интересы

Нравится Рациональное мышление
Создание систем знаний
Области изучения — каждая из них
Наблюдение за миром природы
Запись моих наблюдений за миром природы… в мучительных деталях
Написание подробных конспектов лекций
Стильные стрижки
Не нравится Когда говорят, что я чего-то не знаю
Подозревать, что я, возможно, не знаю что -то
Попытки провести резкое различие между философией и наукой
Политическая интрига
, чтобы понести судьбу Сократа
. Философия разума
Физика
Риторика
Зоология
Биология
Математика
Медицина
Анатомия
Должен ли я продолжать?
Группы Древние философы
Научно настроенные философы
Добродетельные этики
Натуралисты
человек, которые пишут очень подробные лекции.

Вернуться к списку всех прошлых курсов

Запись этого курса существует. Если вы заинтересованы в получении доступа к прошедшему курсу MSCP, напишите по адресу [email protected]


Лектор: Джон Рубин

Первоначально преподавал: вечер 2 сем 2021

И тут – еще выше приподняв бровь – я увидел,

среди его семьи философов,

мастер всех тех, кто думает и знает.

Когда в начале четырнадцатого века Данте упомянул «повелителя всех тех, кто думает и знает», не было необходимости в имени. Все его читатели узнали бы аллюзию на Аристотеля. В течение двух тысяч лет его часто называли просто Философом.

  • Когда Декарт переосмысливает философский проект, он все еще находится внутри и вопреки аристотелевскому контексту.
  • Когда Кант делает свой трансцендентальный поворот, свою коперниканскую революцию, тем не менее его разделение внутреннего и внешнего смысла остается укорененным в аристотелевском наследии дискуссий о количестве и качестве (и, конечно, его таблица категорий сохраняет аристотелевский оттенок).
  • Когда Хайдеггер обвиняет философов в затемнении различия между бытием и сущим, главной мишенью является Аристотель.
  • Больше, чем опрокидывание Платона, это избавление от аристотелевских оков различия, что является первоначальным проектом Делёза « Различие и повторение» .

Аристотеля нужно прочитать и понять, если мы хотим также понять, почему в течение двух с половиной тысяч лет так много философов увлекались, отстранялись и приводили в ярость его мысли.

Собрание сочинений Аристотеля имеет 48 различных заголовков с различными темами от животных до риторики и снов до названий ветров. Считается, что это примерно треть того, что он написал, и многое из того, что сохранилось, не предназначалось для публикации. Ни один курс не может сделать больше, чем коснуться поверхности этой работы и наследия. Таким образом, этот курс сосредоточится на одном конкретном концептуальном созвездии его работ и его особенно проблемном влиянии на его исламских и христианских последователей. Это созвездие сформировано из серии взаимосвязанных диад:

  • необходимость/шанс
  • актуальность/возможность
  • сущность/существование
  • активность/потенциал

Аристотель не Лейбниц, не все должно иметь причину, но необходимость лежит в основе интереса Аристотеля к философскому объяснению, и столь же проблематично удерживать необходимость (в ее логической, материальной и божественной формах) связанной и отделенной от человеческие дела, как это было для его последователей. Не все должно иметь причину, но что, если она есть?

Первые пять недель курса будут изучать пять текстов из обширного корпуса Аристотеля, уделяя особое внимание проблеме необходимости в них:

  • Органон (сборник его логических работ)
  • Физика
  • Метафизика
  • О душе
  • Никомахова этика

Каждая двухчасовая лекция будет состоять из двух частей. В первой части будет представлен общий обзор обсуждаемого текста с выявлением в нем ключевых проблем; его положение в аристотелевском корпусе и некоторое обсуждение его раннего восприятия и влияния. Во второй части лекции будет предложено внимательно прочитать один или два выбранных отрывка, которые иллюстрируют ключевую философскую проблему изнутри текста.

Вторая часть курса будет посвящена трем исламским философам и трем средневековым христианским философам, прежде чем закончиться семнадцатым веком, чтобы увидеть, как Спиноза и Лейбниц боролись за проблему необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *