Станционный смотритель проблема отцов и детей: “Станционный смотритель” Отцы и дети – сочинение по теме проблемы в повести Пушкина

Отцы и дети в повести Станционный смотритель, Пушкин

Главная>Сочинения по произведению Станционный смотритель

26 предложений/ 452 слова

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» входит в знаменитый цикл писателя «Повести Белкина». Она была закончена автором в 1830-м и издана в следующем году. Одной из главных проблем, которые затрагивает Пушкин в своем произведении, является проблема отцов и детей.

Идейный конфликт двух поколений — естественен и неизбежен, поскольку представители различных эпох всегда по-разному смотрят на жизнь. Повесть «Станционный смотритель» дает нам возможность взглянуть на молодое поколение России времен Пушкина глазами представителя эпохи отцов — Самсона Вырина. Кроме того, несколько оценочных суждений присутствует также и в речи рассказчика.

Вырин очень любит свою девочку и гордится ей. Он ценит хозяйственные таланты Дуни, восхищается ее красотой и умением «усмирить» разгневавшихся и уставших с дороги господ. Одного присутствия дочери в доме уже достаточно для того, чтобы ее отец мог чувствовать себя счастливым. Вероятно, именно эта слепая родительская любовь не позволила станционному смотрителю вовремя заметить то, что его дочери такой жизни может быть недостаточно. Но зато это отчетливо разглядел рассказчик при своем первом посещении почтовой станции.

Он говорит о том, что в свои четырнадцать лет Дуня уже была достаточно кокетлива: она умела вовремя потупить большие голубые глаза и в разговоре держалась свободно, безо всякой робости, «как девушка, видевшая свет». Кроме того, в сенях Дуня даже позволила молодому рассказчику себя поцеловать. О чем может говорить такое поведение девушки?

Вероятно, о том, что она, как и многие романтичные юные особы того времени, мечтала вырваться из нищеты и начать новую жизнь. Поэтому то Дуня и решилась сбежать от отца, но лишь с тем человеком, которого действительно полюбила, и на которого «смотрела с нежностью».

У Самсона Вырина был свой взгляд на судьбу девушки из бедной семьи, выбравшей такой опасный путь. Он в своей жизни знал много подобных «молоденьких дур», которые сначала ходят «в атласе да бархате», а потом «метут улицу вместе с голью кабацкою».

Когда Дуня ушла от него, Самсон Вырин именно так видел дальнейшее развитие событий: Поэтому то он так стремился вернуть свою «заблудшую овечку». Это желание станционного смотрителя было настолько велико, что он не сумел разглядеть истинного счастья дочери.

Между тем, Дуня с Минским по-настоящему любили друг друга, девушка жила в роскоши и со временем превратилась в прекрасную барыню Авдотью Самсоновну. Конечно, она очень переживала из-за того, что ей буквально пришлось вычеркнуть отца из собственной жизни. Именно поэтому, случайно проезжая на карете мимо родных мест, узнав о смерти Вырина, она потом еще долго лежала и плакала на его могиле.

Конфликт интересов двух поколений неизбежно должен был закончиться в повести «Станционный смотритель» трагедией либо для представителей одного из них. Если бы Дуня осталась с Выриным и не уехала в Петербург с Минским, то, вероятно, она была бы несчастна. В то же время, решившись на побег, девушка обрекла своего отца на неизбежные страдания, которые в дальнейшем стали причиной его скоропостижной смерти.

см. также:
Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин

Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин

Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Тема: А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Проблема «отцов» и «детей» в повести. Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?

Цель: выяснение особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель, формирование у учащихся нравственной ответственности за свое поведение в семье на основе осмысления повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Задачи: сопоставить сюжет повести с библейской притчей о блудном сыне;рассмотреть образы главных героев, проанализировать их характеры в сюжетной линии повествования; на примере фрагмента к/ф изучить и обсудить нравственную проблему ответственности детей за свои поступки; осмыслить актуальность рассмотренной темы взаимоотношений «отцов и детей» в современном жизненном пространстве.

Планируемые результаты: — Предметные: выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Личностные: уметь признавать свои ошибки и прощать других, применять в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.  Оборудование: фрагмента из худ/фильма «Станционный смотритель», 1972 г. Реж. С. Соловьёв – 4 мин. Финальная сцена «Приезда Дуни на могилу отца».

Ход урока

1.Организационный момент. 2. Мотивация учебной деятельности Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тему урока поможете определить вы.

Чтение притчи. Христианская притча. Плата родителям.

Некий мирянин сказал старцу: — Батюшка, родители мои все плачутся и бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? — Понимаю, трудно тебе, — покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

-О чем эта притча? — Как она связана с рассказом А.С. Пушкина « Станционный смотритель?» — Что объединяет эти произведения? — Какая общая проблема в них затронута? — Что такое проблема? (Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.)

( «Проблема «отцов» и «детей» выступает в них наиболее ясно и отчётливо. О долге перед родителями, о благодарности им. О том, что нужно быть благодарной, хорошей дочерью или сыном. А что это значит?)

Мы сегодня говорим о том, как эта проблема раскрывается в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 

Тема нашего сегодняшнего урока: Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».  Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном

— Запишите тему урока.

— Чему мы будем учиться на уроке?

На примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» изучить проблему взаимоотношений «отцов и детей» и ответить на вопрос: « Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?»

Несмотря на то, что произведение написано 200лет назад, оно актуально. А.С.Пушкин своими героями подсказывает нам, как надо поступать или, наоборот, нельзя.

По словам В.Г. Белинского, «…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…».

— Как вы понимаете слова В.Г.Белинского? ( Читая Пушкина, человек заполняет себя знаниями о жизни, можно научиться чему-нибудь новому, причем это новое поможет тебе стать настоящим человеком, человеком с большой буквы. Достойным уважения)


III. Беседа с классом с элементами выборочного чтения, пересказа и словесного рисования.

«Отношения между родителями и детьми»

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность?

Дуня — самый загадочный персонаж. Её внутренний мир нам не открывается, её речь звучит крайне мало. На протяжении всей повести о героине мы узнаем через точку зрения других персонажей. Даже отец, как выяснилось, не знает, о чем думает дочь. А о чем могла думать Дуня? Отец Самсон Вырин дослужился до личного дворянства, но его дочь не может унаследовать дворянский статус. Какие перспективы у нее, бесприданницы? Разумная Дуня понимает, что её единственный шанс на перемены в жизни, это её поразительная красота. (Это доказывает восхищение рассказчика)

Выбор есть всегда. Уезжая с гусаром, что не выглядит на как похищение, она всю дорогу плакала. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. . Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца. А Минский не мог открыто попросить руки дочери у отца)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажите. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

6.Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи? В чем заключается ее смысл? (Ключевую роль играет сюжет о блудном сыне).

7.Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и, главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9.В 1972 году на экраны вышел художественный фильм киностудии «Мосфильм» режиссёра С. Соловьёва с одноимённым названием «Станционный смотритель» (его экранизация). В кадрах фильма «оживают» главные герои. Посмотрим финальный фрагмент этой работы.

Просмотр фрагмента из худ/фильма «Станционный смотритель», СССР, 1972 г. Реж. С. Соловьёв – 4 мин. Финальная сцена «приезда Дуни на могилу отца».

10. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном? Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

— О чём, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца?

4. Рефлексия

1. Почему А.С. Пушкин заканчивает повесть именно так?

2. Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

3. Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? (Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных. )

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием

Пушкин А.С. проповедует доброе отношение к людям независимо от их положения. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Дуня и Блудный сын поняли, что жизнь без родителей невозможна. Родители всегда любят своих детей и прощают их.

— Что вы унесете сегодня с урока? -О чем заставляет задуматься судьба девушки? (об ответственности перед близкими)

Какую заповедь нарушила Дуня? (Учитель открывает на доске закрытое заранее белым листом высказывание из Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле»)

Как ответите на вопрос: «Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?»(это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье)

Составление учащимися синквейнов:

Хороший сын. Чуткий, внимательный. Жалеет, помогает, заботиться. Люби и уважай своих родителей. Опора.

Хорошая дочь. Добрая, трудолюбивая. Любит, ухаживает, дорожит. Дети не должны забывать родителей. Радость.

Домашнее задание 1)Попробуйте написать от лица Дуни письмо отцу. Или 2)Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» 
 

Приложение.

  1. Христианская притча.

Плата родителям.

Некий мирянин сказал старцу: — Батюшка, родители мои все плачутся и бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? — Понимаю, трудно тебе, — покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

2.Дети – радость, дети — горе. (Пословица)

3. Старый дед и внучек. (Сказка) Л.Толстой

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

4. Сопоставление истории блудного сына и Дуни

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

(5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

5. ссылка https://youtu.be/JrL0YwouVYg Дмитрий Радонов «Я к вам приехал»

Каждое прочтение повести рождает новые вопросы.

Лихачев писал о Пушкине как о « нашем величайшем национальном достоянии».

Самую емкую характеристику дал А.Григорьев «Пушкин – наше все»

Отец пожертвовал своим сыном ради поезда, полного пассажиров?

Требовать:

Отец оказался перед ужасающим выбором: спасти жизнь своего сына ценой многих или увидеть, как его сын умирает, а его бездействие спасает других.

Рейтинг:

Легенда

Об этом рейтинге

«Хранитель разводного моста» находится в обращении с декабря 1997 года. 30 лет назад, в 1967 году, он был известен как «Принести в жертву сына: аллегория», рассказ, написанный Деннисом Э. Хенсли и впервые опубликованный в Michigan Baptist. Бюллетень . С тех пор он появлялся во многих формах, в том числе в виде видеоверсии Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, выпущенной в середине XIX века.70-е годы.

Когда-то здесь был мост через большую реку. В течение большей части дня мост стоял так, что его длина шла вверх и вниз по реке параллельно берегам, что позволяло судам свободно проходить по обеим сторонам моста. Но каждый день в определенное время подходил поезд, и мост поворачивал через реку боком, позволяя поезду пересечь ее.

Стрелочник сидел в хижине на берегу реки, где он управлял рычагами управления, чтобы повернуть мост и зафиксировать его на месте, когда поезд пересекал мост.

Однажды вечером, когда стрелочник ждал прибытия последнего поезда, он посмотрел вдаль сквозь сгущающиеся сумерки и увидел поездные огни. Он встал на пульт управления и подождал, пока поезд не окажется на заданном расстоянии. Затем он должен был повернуть мост. Он повернул мостик в нужное положение, но, к своему ужасу, обнаружил, что блокировка не работает. Если бы мост был ненадежно закреплен, поезд соскочил бы с рельсов и врезался бы в реку. Это будет пассажирский поезд с МНОЖЕСТВОМ людей на борту.

Он свернул с моста через реку и поспешил через мост на другую сторону реки, где был рычажный переключатель, которым он мог управлять замком вручную.

Ему придется крепко держать рычаг, пока поезд пересекает дорогу. Теперь он слышал грохот поезда, взялся за рычаг и откинулся назад, чтобы переложить на него свой вес, заблокировав мост. Он продолжал нажимать, чтобы механизм оставался запертым. Многие жизни зависели от силы этого человека.

Затем, идя по мосту со стороны своего поста управления, он услышал звук, от которого у него похолодела кровь.

«Папа, ты где?» Его четырехлетний сын шел по мосту, чтобы найти его. Его первым побуждением было крикнуть ребенку: «Беги! Беги!» Но поезд был слишком близко; крошечные ножки никогда не успеют пересечь мост вовремя..

Мужчина почти оставил рычаг, чтобы схватить сына и унести его в безопасное место. Но он понял, что не сможет вовремя вернуться к рычагу, если спасет сына.

Либо много людей в поезде, либо его собственный сын — должен умереть.

Ему потребовалось всего мгновение, чтобы принять решение. Поезд мчался безопасно и быстро, и никто на борту даже не заметил крошечного изломанного тела, безжалостно брошенного в реку мчащимся поездом. Не заметили они и жалкую фигуру рыдающего человека, все еще цепляющегося за запирающий рычаг, спустя долгое время после того, как поезд проехал. Они не видели, чтобы он шел домой медленнее, чем когда-либо; рассказать жене, как жестоко погиб их сын.

Теперь, если вы понимаете эмоции, которые прошли через сердце этого человека, вы можете начать понимать чувства Нашего Небесного Отца, когда Он пожертвовал Своим Сыном, чтобы преодолеть разрыв между нами и вечной жизнью.

Можно ли удивляться тому, что Он заставил землю дрожать и небо потемнело, когда Его Сын умер? Что Он чувствует, когда мы мчимся по жизни, не задумываясь о том, что было сделано для нас через Иисуса Христа?

Однако даже 1967 пересказ — всего лишь версия гораздо более старой истории. Рассмотрим эту форму сказки 1884 года:

.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Стрелочный оператор и его ребенок

На одной из железных дорог в Пруссии, несколько лет назад, стрелочник как раз занимал свое место, чтобы развернуть приближающийся в противоположном направлении поезд. Как раз в этот момент, повернув голову, он различил своего маленького сына, играющего по следу приближающегося паровоза. Что он мог сделать? Мысль была быстрой в такой момент опасности! Он мог броситься к своему ребенку и спасти его, но он не мог сделать этого и вовремя повернуть выключатель, а из-за этого могли быть потеряны сотни жизней.

Несмотря на тяжелую беду, он не мог пренебречь своим великим долгом, но, воскликнув громким голосом своему сыну: «Ложись», он взялся за стрелку и увидел, что поезд благополучно повернул на свой путь.

Его мальчик, привыкший к послушанию, сделал так, как велел ему отец, и страшный тяжелый поезд прогремел над ним.

Пассажиры и не подозревали, тихонько отдыхая на этой развилке, какую страшную тоску причинило в этот день их приближение одному благородному сердцу. Отец бросился туда, где лежал его мальчик, опасаясь, что найдет только изувеченный труп, но, к своей великой радости и благодарной благодарности, нашел его живым и невредимым. Быстрое послушание спасло его. Если бы он сделал паузу, чтобы поспорить, поразмыслить, лучше ли это, смерть и ужасные увечья тела были бы результатом.

Обстоятельства, связанные с этим событием, были доведены до сведения прусского короля, который на другой день послал за этим человеком и наградил его почетной медалью за героизм.

Рассказ о сыне, принесенном в жертву ради спасения многих, лучше всего отнести к вдохновляющей притче. Он пытается сделать Божью жертву своего сына Иисуса более понятной на более прямом уровне, рассказывая о ней с точки зрения страданий земного отца из-за того, что ему приходится делать сопоставимое приношение. Таким образом, это учебный инструмент, не более того. Спрашивать, правда ли это, все равно что спрашивать, были ли «Златовласка и три медведя» основаны на реальных событиях.

В качестве параллели «Иисус умер за нас» рассказ колеблется в одном ключевом моменте: Иисус не пошел на смерть в результате несчастного случая. Хотя Небесный Отец действительно отказался от своего сына, чтобы спасти человечество (как смотритель разводного моста приносит в жертву своего ребенка, чтобы спасти жизни незнакомцев), этот выбор не был навязан Ему обстоятельствами. Смерть Иисуса Христа была предопределена; Сыну всегда суждено было умереть за грехи человечества. Некоторые ученые считают это несоответствие камнем преткновения в этой аллегории; они говорят, что это унижает запланированную Богом жертву, представляя ее как сиюминутное решение.

Сказка имеет и другую функцию, кроме религиозной аллегории. Иногда его оформляют как вопрос и используют на тестах по философии.

Предположим, что ваш супруг или ваш ребенок, как в старом фильме, привязаны к железнодорожным путям, к которым приближается поезд, в котором находится 100 человек. Вы находитесь на стрелке, но если вы переключите поезд с супруга или ребенка, он проедет по сломанному мосту с высокого утеса с зазубренными скалами и бушующим течением в сотнях футов внизу. Что вы должны сделать? Почему?

Другая версия включает одного ребенка, играющего на одном наборе путей, в то время как десять детей играют на другом наборе, куда направляется поезд, и спрашивают, правильно ли щелкнуть переключатель, что приводит к одной смерти вместо десяти. В такой форме вопроса дети не известны стрелочнику, что исключает из уравнения эмоциональный фактор выбора между любимыми членами семьи и незнакомцами.

(Если вы студент-философ, пытающийся успешно сдать экзамен и можете объяснить причины своего ответа, «правильным» ответом будет оставить переключатель в покое. Перемещая его, вы убиваете тех, кто вот-вот умрет. переключатель оставлен в исходном положении, убийство не будет совершено, даже если в результате бездействия произойдет смерть.Те, кто верит в высшую силу, имеют еще одну философскую причину оставить переключатель нетронутым: изменяя курс поезда, они узурпируют прерогативу Бога решать, кому жить, а кому умереть.

)

Экзамены по философии и религиозные аллегории в сторону, сказка достигла той степени популярности, на которую, вероятно, способна, потому что она заставляет читателя задаться вопросом, что бы он сделал в подобной ситуации: спас бы многих ценой того, кто ему дорог, или спас бы тот, кого он любит любой ценой. Это вопрос, который измеряет человека.

Маленький человечек в литературе — смотритель станции. Образ «маленького человека» в рассказе «Станционный смотритель

» Тема «маленького человека» впервые была поднята в русской литературе А. С. Пушкиным. Он подробно описал это «сословие» людей, их быт, невыносимые условия Позднее эта тема была подхвачена в произведениях А. Чехова, Ф. М. Достоевского и Н. Гоголя.

Очень хорошо описан портрет «маленького человека» в рассказе «Станционный смотритель» на примере Самсона Вырина. Этот человек безобиден, честен и трудолюбив. Его низкий ранг и бедность делают его уязвимым для всех проходящих путешественников. Из-за плохих дорог, погоды, плохой езды незаслуженно обидели дворника. Он был настолько уверен, что его положение делало его все ниже и ниже, что смиренно переносил эту участь.

Автор характеризует сословие начальников станций как людей миролюбивых, отзывчивых, скромных и непритязательных. На примере Самсона Вырина можно сказать, что в большинстве своем «маленькие люди» — люди честные, совестливые. Состояние их бедственное, но сердца и помыслы чисты. Для этих людей отсутствие чести — большой позор. Безупречная репутация для них важнее всякого богатства. Но для людей выше по положению «маленький человек» — пустое место. Его можно оскорбить, унизить, и никто его за это не накажет. Но именно такие бедняки олицетворяют совесть и порядочность.

Состоятельный гусар Минский не считался со стариком и забрал у него дочь Дуню, ради которой жил и работал Самсон, всего себя отдавая ей во благо. К несчастью для него, родная дочь тоже не жалела его, не ценила всей его заботы, мечтая о легкой и богатой жизни. Это большое горе для Вырина. Он не сомневается, что Минский выбросит дочь на улицу, когда она ему надоест. Старик хорошо знает долю таких бедных девушек, попавшихся на деньги. Тяжёлая жизнь придала смотрителю уверенности в том, что ни к нему, ни к его дочери никто не будет относиться хорошо. Он не допускает даже мысли о том, что жизнь сделает ему какое-то послабление.

Минский не удосужился по-хорошему объяснить Вырину, что его намерения серьезны и он может сделать Дуню счастливой. Он настолько не считает его достойным своего внимания, что просто прогоняет его. То, что Дуня может оказаться временным увлечением, для отца невыносимо. До сих пор он даже находил радость в своей работе, но теперь не для кого дальше жить. Он быстро состарился от тяжелых дум и стыда, стал искать забвения в пьянстве и вскоре спился и умер от такого бремени.

Описывая существование русского «маленького человека», автор призывает читателя более терпимо относиться к человеку, несмотря на его чин и положение в обществе. Пушкин уверен, что если мы прежде всего увидим внутренний мир ближнего, то жизнь станет лучше и в мире будет больше места для добра и правды.

Самсон Вырин — маленький человечек, претерпевший жизненные несправедливости. События его судьбы, связанные с отказом от дочери, уехавшей с офицером, приводят героя к гибели.

литературный образ

В русской литературе довольно часто обращались к образу маленького человека, имеющего ряд специфических черт. Это ничтожные люди низших сословий, на которых нападают другие или сама судьба. Несмотря на все это, образ маленького человека отличает любовь к окружающим, доброта и искренность. Изображение сложных и противоречивых судеб этих героев всегда трагично. В произведениях, где встречается образ маленького человека, есть и другие черты: автор выражает симпатию к такому человеку, но показывает и его ограниченность мышления.

Вырин как тип маленького человека

В «Станционном смотрителе» маленький человек — это Самсон Вырин. Это чиновник 14-го разряда, что является самым низким разрядом. Автор показывает сложность положения главного героя повести. Самсону приходится много работать, чтобы заработать себе на жизнь и на свою дочь. Прохожие «ругают» Вырина и не ценят его как человека. Самсон Вырин живет в своем собственном мире, который построил для себя. Единственной его радостью в жизни была дочь, образ, который станет для героя одновременно и счастьем, и разочарованием в жизни.

Начало работы говорит о том, что таких, как Вырин, было много. Это собирательный образ, несущий в себе трагические черты времени.

Трагический

Самое важное испытание, которое предстоит пройти Самсону Вырину, — это побег его дочери с заезжим офицером. Это событие становится трагедией для героя. Он пытается найти свою дочь, но, увидев ее у офицера, понимает, что для него все потеряно. Офицер пытается откупиться от Вырина деньгами, и все попытки встретиться с дочерью наедине безуспешны. После этого герой произведения возвращается домой и постепенно угасает, а затем и вовсе умирает.

Писатель показывает, что несправедливость жизни привела к гибели главного героя «Станционного смотрителя». Самсон Вырин не мог понять свою дочь, поэтому не вынес ее предательства и умер.

Судьба простого, ничем не примечательного человека с его проблемами, горестями и радостями волновала многих русских писателей. Ведь, как правило, изменения в общественно-политической жизни России прежде всего отражались на жизни так называемого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако какое требуется духовное мужество для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь послушание своей доле не всегда удел только слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как высшая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых русских писателей обратил внимание на судьбу «маленького человека». Эта тема встречается в поэме « Медный всадник », но особенно ярко она раскрывается в повести «

Станционный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое смотритель станции? Настоящий мученик четырнадцатого класса, защищенный своим чином только от побоев, да и то не всегда…». Каждый проходящий человек чуть ли не считает своим долгом излить на него всю накопившуюся в дорожных неурядицах злость. Однако, несмотря на все трудности, связанные с профессией, дворники, по словам Пушкина, «…люди мирные, от природы услужливые, склонные к совместному проживанию, скромные в своих притязаниях на почести и не слишком жадные». Такой человек описан в повести Семен Вырин, типичный представитель мелкого чина ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти Умная, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отца в его нелегком труде. Радуясь, глядя на дочь, Вырин наверняка рисовал в своем воображении картины будущего, где он, уже старик, живет рядом с Дуней, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «…от беды не избавишься; что суждено, того не миновать. И законы в повествование вступают эпохи, когда любой старец, будь то по чину, чину или сословию, вторгается в жизнь «маленького человека», сметая все на своем пути, невзирая на чужие чувства или нравственные принципы. души людей, чувствуя защиту других в власти или тех, у кого есть деньги. Так поступил гусар Минский с Выриным, увезшим Дуню в Петербург. Бедный смотритель пытается противостоять ударам судьбы, отправляясь на поиски дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят искренним, даже отцовским чувствам. Минский высылает несчастного отца, унизительно вручая ему «..несколько пяти- и десятирублевых мятых купюр». И это унижение вызвало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумаги в комок, бросил их на землю, топнул пяткой и пошел…». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба подарила ему еще один шанс увидеть дочь, но Дуня во второй раз предала отца, позволив Минскому вытолкнуть старика за дверь. Даже когда она увидела горе отца своего, она не раскаялась перед ним, не пришла к нему. Преданный и одинокий, Вырин доживает свои последние дни на станции, тоскуя по дочери: «Много их в Петербурге, юных дурачков, сегодня в атласе и бархате, а завтра, вот увидишь, подметая улица вместе с пустынной таверной». Потеря дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча смотрело на него и на сотни ему подобных, и все понимали, что глупо просить сильного о защите от слабого. Судьба «маленького человека» — смирение . А начальник станции умер от собственной беспомощности и от эгоистичной черствости окружавшего его общества.

Рассказы Белкина – это рассказы, которые писатель пишет во время Болдинской осени 1830 года. Читатель знакомится с различными рассказами Белкина и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованные жизнью. Это лишь одно из произведений, вошедшее в цикл «Повести Белкина». Это рассказ, хотя вполне может сойти за роман. В нем автор показал множество персонажей, а главное, раскрыл образ маленького человека в Станционном смотрителе.

little man image

Изучив рассказ Смотритель станции для читательского дневника, мы встретили обычного человека, который жил своей обычной жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ человечка раскрывается с помощью начальника станции, который был мелким чиновником в чине последнего места. Это жертва несправедливости и частых побоев. Дворника постоянно во всем обвиняют, но он не протестует, так как не имеет на это права. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда недооценивают себя, считая, что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который тоже имел право на существование и внес определенный вклад в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Просто обидно, что труд маленького человека не ценят и не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показывая нам, что даже маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выплескивая на них недовольство.

Работа сторожа непростая, но он выполняет ее регулярно в любую погоду, встречая и проводя экипажи. У него одно утешение — дочь Дуня, но и у нее отнимают Вырина, потому что она уходит с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, потому что он был выше по положению. Дворник не находит в себе сил бороться, а потому возвращается домой ни с чем.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее тяготами, как и положено, то теперь он понимает всю бездну, разделяющую ряды. Теперь смысл жизни потерян, и, заливаясь горем, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем заблудшим человеком, отягощенным жизнью. Хуже всего то, что такие людишки беззащитны, потому что такие Минские могут их обидеть и никто из них не будет наказан. Маленький человек может только влачить существование, несмотря на обиды и обиды. Но Вырин не смог пережить трагедии жизни, напившись, он умирает.

Секции: Литература

Цель урока пустить в мир студентов «человечек» Пушкинская проза; пробудить сочувствие и сострадание к герою рассказа; показать своеобразие сюжета и композиции повести Пушкина.

Ведущий прием — беседа — анализ.

Приемы — комментированное чтение, учительское слово, выразительное чтение.

видимость — иллюстраций к рассказу «Станционный смотритель».

На занятиях

I. Слово учителя

Рассказы Белкина, написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, почувствовавшего свою силу и способность к творчеству в условиях полной внутренней свободы. Все рассказы, вошедшие в цикл Белкина, — рассказы занимательные, но не все смешные. Некоторые из них довольно серьезные и грустные.

II. Беседа – анализ содержания рассказа.

Учитель: Дома вы читаете второй рассказ А.С. Пушкина «Станционный смотритель», вошедший в цикл «Повести Белкина». Что особенного и памятного вы нашли в этой истории?

Дети: Обычные люди, добрые сердца, печальный конец.

Учитель: Рассказчик предварил свой рассказ несколько измененными стихами друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор, / Диктатор Почтовой станции». Серьезно ли воспринимает автор эти слова князя Вяземского? Может быть, за этим кроется горькая ирония, столь свойственная автору «Повествования…»? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на историю. «Что такое начальник станции?» — спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»? Подтвердить текстом.

Дети: Начальник станции в России имел самый низкий класс в служебной лестнице чинов — четырнадцатый.
Дворник терпел унижения и даже побои от прохожих, которые вымещали на нем свою досаду за непогоду, усталость лошадей и плохое настроение.
На голову дворника, как из рога изобилия, посыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз он уходит в сени, чтобы только на мгновение отдохнуть от криков и толчков раздраженного гостя».
Трудно ожидать какой-либо благодарности, простого «спасибо» от любого генерала или курьера.

Учитель: Как сам рассказчик относится к этим служащим почтовой станции?

Дети: Автор призывает своего читателя «вместо возмущения» наполнить свое сердце «искренним состраданием». Рассказчику, прошедшему немало дорог, знавшему не одно поколение кучеров, знавшему каждого дворника в лицо, можно доверять.

Учитель: Кто такие начальники станций, по словам рассказчика?

Дети: Си рабочие мирные, отзывчивые, скромные работники, оклеветанные народными слухами.

Дети: С добрым сердцем, мягкостью, удивительным умением вести беседу, которой писатель часто предпочитает «речи какого-нибудь чиновника 6-го класса».

Учитель: Действительно, на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе слова князя Вяземского звучат очень иронично. Рассказчик с гордостью признается, что у него есть «друзья из почтенного сословия дворников», и память об одном из них, чью историю писатель запечатлел в повести, ему особенно «дорога». И это «драгоценное воспоминание» возвращает автора в май месяц 1816 года. Рассказчик едет на шезлонге, оплачивает проезд двух лошадей, станционные смотрители с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие мысли посещают путешественника? Что его удивляет? Почему он так возмущается «подлостью и трусостью надзирателя»?

Дети: Рассказчик замечает, что в то время «у него не было большого чина», и все внимание смотрителя было приковано к тому, кто побогаче.

Учитель: Правильно. Путешественник размышляет: «…что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чин чин ввести в обиход другое, например: почитай ум ума». Тогда униженный смотритель не посмел бы отдать карету, приготовленную для рассказчика, господу-бюрократу. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих господствующих в обществе «общеудобных правилах», согласно которым ваш чин и богатство позволяют вам обижать бедных, а власть имущие могут топтать бедных. Но, как отмечает рассказчик, такие мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а теперь эти «общие приятности» кажутся ему в порядке вещей. В чем ирония Пушкина? Горькая ирония…

Дети: Вероятно, в том, что сам рассказчик как бы не замечает своей невольной двойственности и, как бы опомнившись, торопит наше читательское любопытство: «А я перехожу к своему рассказу».

Дети: Наоборот, дальнейшее содержание рассказа показывает осуждение этих самых «правил», а затем явственно виден и сам Пушкин, ироничный, сострадательный к героям рассказа.

Учитель: Итак, рассказчик, молодой человек, одетый в «несовершеннолетний чин», пришел на станцию ​​отдохнуть, сменить лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дворничья дочь?

Дети: Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. У Дун уже при первом посещении рассказчика обнаруживаются свойства, выводившие ее за пределы круга, к которому она принадлежала.

Учитель: По словам отца, Дуня «разумная», «проворная», «все мертвая мать». Рассказчик также замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление угодить гостю; он называет девушку «маленькой кокеткой». В 14 лет она ведет себя «как прозревшая девчонка». Дуня даже позволила ему поцеловать себя на прощание в сенях.
Как гость ведет себя с владельцами станции? Почему ему так нравился смотритель и его дочь?

Дети: Это были добрые, гостеприимные люди, которые чувствовали к себе интерес гостя. Им есть о чем поговорить, недаром они долго разговаривают за чаем, «как будто знакомы сто лет».

Учитель: Несомненно, рассказчик добрый, искренний, внимательный человек. Его умиляет декор комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамом, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картины на стенах, изображающие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картин о беспокойном юноше, познавшем горе и угрызения совести и вернувшемся к отцу после долгих скитаний?

Дети: Эти картинки как бы намекают на будущую историю «блудной дочери», героини повести. А «почтенный старец в чепце и халате» похож на самого дворника.

Учитель: Действительно, в современной пушкинской России проблема отцов и детей была не менее важной, чем сегодня. Библейская история о блудном сыне была воспроизведена в тысячах народных картинок, которыми простые люди украшали свои хижины в назидание отцам и детям. Но и здесь Пушкин не оставляет горькой иронии: увы, жизнь складывается не по этим картинкам, и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами о судьбе Дуни.
По сюжету рассказчик трижды посещает почту. Первый и второй визиты содержат много общего. Рассказчик видит тот же почтамт, входит в комнату с картинами на стене; стол и кровать стояли на своих прежних местах. Смотритель переписывает дорожную книгу посетителя и его книгу. Затем следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пунш… Почти все, как в первый визит?

Дети: Нет, это только внешнее сходство обоих посещений. Дуни нет, и поэтому все знакомое кажется уже другим. В этой привычной среде все показывает «ветхость и запущенность». Здесь нет ни горшков с цветами, ни пестрых занавесок. Все это создано заботливыми руками Дуни.

Учитель: Как изменился смотритель?

Дети: Несколько лет назад это был «бодрый мужик», а сейчас «хилый старичок».

Учитель: Обратите внимание на очень характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как бежит Самсон Вырин. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркивается еще одной деталью. Сравните, в первый раз: «Вот он начал переписывать мое путешествие». То есть он сразу взялся исполнять свой служебный долг. О втором посещении: «Он пока собирался переписать мой путевой дневник… он продолжал читать шепотом…» Дворник медлит по-стариковски, с трудом разбирает написанное, произносит слова вслух — старческим «шепотом». Перед нами горькая история угасания одной сломанной жизни… А как же Дуня? Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Соответствуют ли его внешний вид и поведение «общеудобному правилу» «почитай чин чина»?

Дети: Приезжий был в чине капитана, при разговоре со смотрителем потребовал еще лошадей, «повысил голос и кнут», и только ласковое обращение Дуни к гусару рассеяло его гнев.

Учитель: Смотрите как художник М. В. Добужинский изобразил прибытие Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.

Дети: Посреди скромной, но опрятной комнаты — бравый гусар «в черкеске, в военной шинели». В его руках плетка, которой он, вероятно, собирается призвать несчастного смотрителя к ответу. Сторож, стоящий спиной к зрителю, демонстрирует наибольшую покорность своей фигурой: голова наклонена набок, руки заведены за спину, полусогнуты ноги. И только появление Дуни успокаивает гнев гусара.

Учитель: Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела на Минского сильное впечатление?

Дети: Гусар стал добрее, согласился дождаться лошадей и даже заказал себе ужин. Капитан стал весело беседовать со сторожем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на вокзале, сказал, что он «больной», и даже дал взятку врачу.

Учитель: Чувствует ли бедный отец, что Минский всех обманывает и чем грозит Дуне его внезапная «болезнь»?

Дети: Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не очень наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружка лимонада. И вместе с доктором «мы поели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».

Учитель: Правда, Самсон Вырин добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно отпускает от себя дочь, когда гусар предложил отвести ее в церковь: «Чего ты боишься? ..потому что его благородство не волк и не съест тебя». Передать состояние бедного дворника после отъезда Дуни с гусаром.

Дети: Он чувствовал себя виноватым перед собой: как он мог позволить Дуне сесть в телегу к гусару. На него как будто напала «слепота». Вскоре после отъезда дочери «заболело сердце», его охватила тревога, он сам ходит в церковь, вернулся домой «ни живой, ни мертвый».

Учитель: С каким чувством рассказывает рассказчик о болезни Вырина?

Дети: «Бедняк заболел сильной лихорадкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «упал в ту же постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора чувствуется искреннее сочувствие.
Учитель: Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам лучше понять душу несчастного отца?

Дети: Он идет пешком искать свою дочь. Он надеется вернуть домой свою «заблудшую овцу». Минский, встретив дворника в коридоре, особо с ним не церемонился, объясняя, что Дуня будет с ним счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга капитана объяснил Вырину, что «господин никого не принимает, грудью вытолкал из залы и захлопнул перед носом дверь». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского дочь, «гусар толкнул его на лестницу».

Учитель: Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли он ее, или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки?

Дети: Минский, кажется, искренне любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая его черные кудри на свои сверкающие пальцы. ”

Учитель: Дуня стала богатой дамой, но от этого жизнь ее отца стала еще более несчастной. Бедняк не просто остался бедняком — его человеческое достоинство оскорбили и растоптали. Доброта, доверчивость, любовь к Дуне и нежность к детям делают его беззащитным перед постигшим его горем.
История заканчивается печально. Прошли годы, рассказчик посещает эти места в третий раз, вспоминая бедного смотрителя. С каждым новым визитом нашего путешественника на почтовую станцию ​​количество символов уменьшается. Это третье прибытие рассказчика усиливает угасание жизни.
Жива ли в людях память о дворнике?

Дети: Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька научился у дворника резать трубы. Самсон Вырин играл с детьми и дарил им орехи.

Учитель: Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление?

Дети: Это было голое место, даже забора не было, только деревянные кресты возвышались над могилами — видно, что там отдыхали бедняки. Позднее покаяние пришло к Дуне. Но она нашла только могилу своего отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *