Станислав Раевский: информация об эксперте и список публикаций на сайте
Основное
Психолог, юнгианский аналитик, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP), директор Института креативной психологии.
После школы Раевский поступил на химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, поскольку этот же факультет выбрал когда-то его отец, а сам Станислав с детства мечта изобрести эликсир вечной молодости. «Я довольно быстро почувствовал, что химия не моя судьба, а понять смысл жизни и тайну смерти можно лишь погрузившись в глубины психики», – вспоминает Раевский. Он не стал заканчивать химический факультет и перевелся на факультет психологии. В отличие от химии, новая специальность сразу заинтересовала: «Я как будто заново родился, запоем читал все, что мог достать, и не только учебные пособия».
В конце 80-х в СССР приехали Карл Роджерс, Вирджиния Сатир и Карл Витакер. Их выступления, не похожие на научные доклады советских психологов, запомнились Раевскому и повлияли на его дальнейший профессиональный путь. Через некоторое время, познакомившись с книгой «Из лягушек в принцы» основателей нейролингвистического программирования Джона Гриндера и Ричарда Бендлера, он решил заняться НЛП. Позже Раевский даже помогал в организации первого визита Гриндера в Москву.
Раевский стал проводить семинары НЛП по всей России, но через несколько лет начал разочаровываться в этом направлении. Он понял, что НЛП часто создавало лишь иллюзию результата и не могло помочь в случае серьезных проблем. Раевский стал изучать психодраму, но затем его заинтересовал юнгианский психоанализ. Тогда в России еще не было образовательных программ по психотерапии, и поэтому Раевский прошел обучение сначала в Институте Карла Юнга в Цюрихе, а затем в Школе для супервизоров в Лондоне.
Раевский убежден, что понять причины многих психических расстройств может помочь не только наука, но и литература и кино. «Сейчас я все больше говорю с клиентом на языке кино, считая, что даже по короткому отрывку из любимого фильма клиента можно понять причины его кризиса быстрее и лучше, чем проведя целую батарею стандартных тестов».
Образование
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии
Первая программа IAAP в России (1991-1997)
Программа IAAP и Института К.Г. Юнга (Цюрих) в Москве (1998-2000)
Супервизорская программа IAAP и SAP в Санкт-Петербурге (2001-2003)
Школа для супервизоров IAAP в Лондоне (2009)
Книги
Соавтор книги:
- «Поддержка. Психологическая игра»
Тренинги
«Сновидения — как понять и проснуться»
«Role Model»
«Наука снов, разговор филолога и психолога» (совместно с Яиром Заковичем)
Контакты
Раевский Станислав — МААП
Нарциссизм или как мы ходили к психоаналитикам
Самоосвобождению психоаналитиков из нарциссической метафоры посвящается
Холодное утро в воскресенье в центре Москвы. Психоаналитики в архаичных костюмах, как будто не знают, что новый нарциссизм предполагает гламурно-свободный стиль. Бесконечные книги на тему вокруг и около психоанализа. Небольшой комфортный зал, и нас человек 15, половина из которых делает доклады. Зеленский, патриарх юнгианского просвещения, был председателем секции и ее ведущим.
Когда стало понятно, что нас, юнгианцев выделили в отдельную секцию, наш пафос показать аналитикам глубину развеялся, и мы в камерной обстановке послушали друг друга. На доклад выделялось минут по 20 -25 и первые полтора часа напоминали режим блиц. Каждый докладчик (видимо, благодаря большому опыту преподавания, успел донести все что хотел).
Первым был лаконичный Хегай Л.А. заявивший, что термин «нарциссизм» придумал Фрейд, завидуя интроверсии Юнга. Потому: незачем нам использовать это устаревшее понятие. Давайте лучше займемся чем-то красивым, эстетичным и ренессансным, например, любовью в сновидениях.
Второй делала доклад Лаврова О.В., наша коллега из Петербурга. Она предложила разделить две ключевые позиции человека эпохи постмодерна: депрессивную и нарциссическую. Доклад был проиллюстрирован прекрасным видеороликом. Нищий на площади просит милостыню на табличке написано – «слепой». Проходит предельно стильный молодой человек и переписывает табличку. На вопрос слепого отвечает, что написал то же самое, только другими словами. Все начинают кидать монеты — нищий счастлив. На табличке надпись: «какой прекрасный день – только я не могу этого видеть».
Центральной идеей моего доклада была смерть очередного Бога – теперь Нарцисса.
Четвертый доклад Пуртовой Е.А. про образы в юнгианской психологии был проиллюстрирован примером из фильма «Пианино», где мужественный Анимус находит дырочку в чулке героини, как аналитик — путь к травмированной душе пациентки.
После каждого доклада и перед перерывом состоялись плодотворные и неформальные дискуссии. Например, обсудили: как столичность способствует формированию нарциссической установки, и может ли ребрендинг помочь Петербургу в целом, и аналитикам в частности? Является ли критика психоаналитиков боем с тенью, позволяющим обрести внутреннее видение? Обсудили, как Фрейд сосредоточен на Эдипе до ослепления – по сути, Нарциссе, а Юнга интересует интроверсия позднего Эдипа, уже незрячего. Могут ли заземляющие образы быть лекарством и/или гробовщиком ложного, нарциссического Я.
Ю.Ж. поделилась своими переживаниями, что ей трудно идентифицироваться с аналитиком, как с Анимусом из фильма «Пианино», а легче — с аналитиком как с Анимой, играющей волшебную музыку для депрессивных деревенских мужчин.
Главным вопросом, конечно, был вопрос: какой бог сменит Нарцисса: коллективный разум Интернета, Мать Земля, похоронившая нарциссического младенца в Апокалипсисе 2012, или любовь, сублимированная новой юнгианской алхимией. Символическое и посмодернистское мышление, собравшихся юнгианцев, позволило им быть восприимчивыми и одновременно ироничными, как к собственным, так и к «как бы чужим» идеям.
Главный вывод: российское юнгианское зеркало, на минутку отразившее стареющего психоаналитического нарцисса, растворило его метафорическую иллюзорность словно снежинку, упавшую на озерную гладь.
Станислав Раевский: «Wax kasta oo ku dhaca riyooyinka waa mid aad muhiim u ah».
Воск каста оо нолошенна ку дхачана ваа риё? Falanqeeyaha Юнгианский Станислав Раевский ayaa sheegay sababta ay xaqiiqadu воска yar uga duwan tahay riyo iyo sida aqoontani u caawiso in ay si xor ah u noolaato.Инта бадан вакан вейдиийа макаамиша марка аан ла шакейно риёойин: яа ку хасуусиная дабеекадда рияду?
Waxaa jira sheeko ku saabsan mowduucan. Subaxdii, cilmu-nafsiga ayaa la soo wacay:
— Oh, aad ayaan u argagaxay, wakeaan u baahanahay inaad si degdeg ah ii aqbasho.
Khabiirka cilminafsiga ayaa hadda helay saacad bilaash ah. Bukaan werwersan ayaa u yimid:
— Waxaan ku riyooday inaan kuu imanayo fadhiga, oo aad wejigaaga hore u leedahay, wejiga hooyadayna xagga dambe. Anigoo argagaxsan ayaan toosay, wakeaan ka quraacday Coca-Cola, waana kan kula joogaa.
Falanqeeyaha cilmi nafsiga:
— Coca Cola? Оо вацаад у йидха кураакда?
Фрейд wuxuu rumaysnaa in wejiga hooyada ama aabaha uu ku qarsoon yahay maaskarada dabeecad kasta oo riyo ah. Waxaan ка хели doonnaa hooyada meel kasta — xiriir kasta, muuqaal iyo xitaa habka fikirka. Kani waa xidhiidhkeenii ugu horeeay, воск walbana way ka soo baxaan. Оо ай ку jiraan rabitaankeena. Хадди вака аан рабно ай нокон вааяан шакико дхаб ах нолоша, ваксаа лагу румиейа риё. Waxaan aaminsanahay in sidaan ay tahay riyooyinka intooda badan: iyaga wakeaan ku qancineynaa rabitaankeena.
Laakiin taas kaliya maaha. «Riyada maalinlaha ах» ee nolosheenna waa isla riyo isku mid ah. Waddada ayaan marayaa ama wakeaan samaynayaa shay shaqada dhexdeeda ah, wakeaanan ku dhex jira rabitaan miyir daboolan, oo wakeaan has iyo jeer raadiyaa sidii aan ku qancin lahaa.
Waxaa jirtay tijaabo aad u weyn oo lagu baaray dhaqdhaqaaqa indhaha. Mawduucyada ayaa ku soo ururay gudaha gudaha, xaflad shirkadeed, waa la duubay, wakeaana la socday dhaqdhaqaqooda indhahooda. Waa maxay qayb ka mid ah jidhka qof kastaa u fiirsaday ugu badan? Тааси ваа саксофон, дабада сааран. Кстати, rag iyo dumarba.
Rabitaanka iyo mala-awaalka la socda ayaa hoosta ka xarriiqay dhammaan кремнезем.
Инта бадан, вакан ку гул даррейнаа инаан хаджиджино рабитаанкина. Sidaa darteed, rabitaanka, khiyaaliga la socda, iyo suurtogalnimada xaqiijin la’aanta wakeay ku saleysan tahay dhib kasta. Xitaa markaan хелно вака аан rabno, sidoo kale waanu dhibnaa, sababtoo ах xaqiiqadu weligeed weligeed uma dhigna wakea aan u malaynaynay nafteena.
Haddii aan doonayo inaan damacyadayda ku qanciyo qof kale,wawaaa hubaal ah inaan silco. Waxaan isaga ka dalbanayaa inuu noqdo wakea gudahayga ku jira, hooyo ama aabbe. Waxaan ka dhigayaa muraayadda rabitaankayga. Shaqsi nool ahaan aniga iima jiro.
Sidee looga baxaa dabinka? Fahmo inaad farxad ku heli karto rabitaanka laftiisa. Waxaan leeyahay rabitaan wakeaanan u baahanahay inaan Wax ku Sameeyo. Максаан ку самайн караа? Gudaha u leexo, волна sahaminta Naftayda u fiirso inta lagu jiro muuqaalka rabitaanka — sida aan ula kulmo. Laakiin marka hore, waa inaan fahmo: sida aan Daremayo waa aniga oo kaliya. Мидда капуста халкаан ма чжуго.
Hadda qiyaas inaad huruddo. Waxaa intaa dheer,waxaad seexataa mar kasta,wax kasta oo hareerahaaga ka dhacayana waa riyadaada. Ваддада аяад у су баксдай, ваад дхаадхакдай таринка дхулка хустииса мара, ваад сексанайсаа. Guriga ka tagay, shaqada u imid — hurdo. Waxay nooga muuqataa в воске kasta oo riyo ku dhacaa aanay wakeba ahayn. Dhab ahaantii, lidku waa run: qof kasta oo ku dhaca diiradda Darenkaaga wuxuu noqonayaa mid aad muhiim u ah. Wuxuu ку jiraa riyadaada — Waxay ла Macno Tahay в сабабо уу halkaas уга Су muuqday.
Халкан вакаан ку соконаа вадада оо аан ку фекерейно: «Дадку ваа воск сюнь, ма дхегайстаан, ма ксиисейан, мухийм мааха». Oo haddii aan socdo, anigoo u maleynaya in tani ay tahay riyo, qof kastaa wuxuu ii noqdaa mid xiiso leh: «Maxay ayeeyadani halkan ku samaynaysaa? Ma cadda. Ma laga yaabaa inay garanayso sirta farxaddayda? dunida inagu xeeran ay sidoo kale tahay, dareen ahaan, riyadeena, waxaan bilaabeynaa inaan si fudud ula xiriirno waxa ina dhaawacaya. Waxaan joojineynaa in aan u beddelno eedda shucuurteena kuwa kale, duruufaha, sababtoo ah annaga lafteena ayaa ka dhignay dambiilayaasha dhibkayaga. Dareenkayaga iyo xusuustayada айаа йо джер ин яр лага соо тусияа гудаха-вакайну кияснаа вакса аан арагно, ваану тусинейнаа.0003
Иё рияда, вакан ла гели карнаа вада хадал вальксаха ку джира. Waxaan weydiin karnaa su’aalo, воск ка баро iyaga. Jung wuxuu u tixgeliyey dhammaan walxaha riyooyinka inay yihiin qaybo ka mid ah maskaxdeena. Dhab ahaantii, kuwani waa kuwayada hoose. Waxay noqon karaan hagayaal, ilo sahamin.
Dhakhaatiirta cilminafsiga ee Maraykanka Arnold Mindell ayaa rumaysnaa in miyir-beelku uu nagula Hadlo riyooyin maaha oo kaliya, laakiin sidoo kale heerka aragtiyada qarsoon ee durugsan. Dareen meesha uu jidhkaagu si aan la fahmi karin u dhaqaaqayo. Naftaada u dhiib aragti dhinac ах. Isku день inaad aragto qof, meel gees ah, soo jiidanaya Darenkaaga.
Waxaan ku sameynaa layligan fasalka dhexdiisa. Waxaad u dhawaataa qofkii Darenkaaga soo jiitay oo weydii, «Maxaad riyadayda ku samaynaysaa?» Qofkani ваа инуу ка джаваабаа васка угу horreeya ee maskaxda ку су дхака. Маркаад джавааб хешо, воскад ка фикири картаа вакти дхир. Iyo tan ugu muhiimsan, maadaama aan hurudno, kulan aan la qorsheynin ayaa naga soo jiidan kara jaantuska riyada.
Dooro shay kasta ama qof kasta oo kuu dhow, weydii isaga: «Maxaad hadda riyadayda ku samaynaysaa?»
Юнг вака уу румайснаа ин калий ин аан ла хэшиино дабикадеена гудаха, ин ан фахми карно дадка капуста. Таа бедделкида, хадди айнаан у аркин кува кале инай йихийн джилайал мухийм ах риядин лоо якаан «нолоша», маркаа валигин ма туси дооно. Waxaan ku sii jiraynaa ceeryaamaha dhismayaasheenna, beddelkii wada-hadalkana wakeaan ku dhaqmi doonnaa mar kale iyo marar badan, annagoo isticmaalna kuwa kale sida muraayadaha rabitaankeenna.
Сидаа дартид, ла ксириир савирада, гудаха ама дибадда. Ла хадаль ияга. Waxaad samayn kartaa maskax ahaan. Дооро шай каста ама коф каста оо куу доу, вейдии исага (амус, нафтаада): «Максаад хадда риядайда ку саманайсаа?» Хель джавааб. Сии вад вада хадалка: куфка ама шайга аяа куугу джавааби доона воск аадан филейн, адна ваад у джавааби доонтаа исага. Вада хадалкан ваа ласии вади караа илаа тамартиису ка дхамаато.
Уджидада лайлигани ваа в лага соо тусо дабикадда аан дхаялсанейн ээ ваайо-арагнимада. Рияда, xasuustu wakey la mid tahay mowjado si joogto ah noogu lulaya, anaga lafteena wakeaan u baahanahay inaan noqono badweynta waayo-aragnimadan, oo aan noqono walxaha laga sameeyay hirarka. Ама мураяд ай ка muuqdaan.
Ийо хабка, джавааб вейн оо ку саабсан суааша ах васка ад ку саманайсо риядайда: «Ваан ку джеклахай».
Мааддада ваксаа лоо диярийей ияду лагу салейнайо фасалка Мастер Станислав Раевский ее ширка «Психология: чакабадаха вактигена».
29.05.2022
Автор: HealthyAdmin
Исага:
In: Psychology
Умереть, чтобы убить Русские неонацисты воюют с Владимиром Путиным в войне 90 0 0 0 0 Объявляя о февральском вторжении в Украину, Владимир Путин заявил, что одной из целей России является «деназификация» страны.
В последующие месяцы кремлевская пропаганда постоянно продвигала идею о том, что российские войска «уничтожают» и захватывают «националистов», «бандеровцев» и «неонацистов» на Украине, изображая всех украинских солдат крайне правыми радикалами и скрывая тот факт, что в результате вторжения погибли тысячи ни в чем не повинных мирных жителей. Однако кремлевские пропагандисты удобно проигнорировали тот факт, что несколько общепризнанных ультраправых националистов фактически воюют на стороне Москвы. «Медуза» рассказывает о том, как российские неонацисты были втянуты в войну Владимира Путина по «деназификации» Украины.В июне 2022 года в украинских Telegram-каналах начали циркулировать снимки молодого человека, стоящего перед немецким флагом. У него была бритая голова и ряд памятных татуировок, в том числе замысловатый портрет Адольфа Гитлера на плече, эмблема Третьего рейха на груди и фраза «Jedem das seine» на предплечье — девиз, изображенный на нем. над главными воротами нацистского концлагеря Бухенвальд.
Мужчина на фотографии — Антон Раевский, известный российский ультранационалист, в 2014–2015 годах воевавший на Донбассе на стороне российских и прокремлевских сил. В апреле 2022 года он снова отправился на войну — на этот раз для участия в том, что Владимир Путин назвал «специальной военной операцией» по «денацификации» Украины.
«Он сидел на заднем ряду и читал Mein Kampf »Антон Раевский, 37 лет, родился и вырос в Орловской области России. Давний знакомый, поговоривший с «Медузой» на условиях анонимности, рассказал, что у Раевского уже были «религиозные наклонности», когда они познакомились подростками в 2002 году. Ему нравилось «читать литературу» протестантских сект, язычников и сатанистов. Раевский, вспоминал он, был спортивным и очень любил каратэ. И в отличие от своих одноклассников, он хорошо вел себя в школе. По словам знакомого, он хорошо ладил со своим учителем, хотя «спокойно сидел на заднем ряду и читал Mein Kampf » (манифест Адольфа Гитлера).
В 2000-х Раевский протестировал три ультранационалистические группы, но вскоре разорвал связи со всеми, кроме одной — «Черной сотни» ( «Чёрная сотня» ). Как вспоминал его знакомый, постулаты группы объединили в себе все основные взгляды Раевского: антисемитизм, поддержку монархии как формы правления и русского православия. По словам знакомого, Раевский в конце концов специально поехал в Петербург, чтобы встретиться с основателем группы Александром Штильмарком, который разрешил ему открыть черносотенное отделение в Орле. Вернувшись домой, Раевский взял на себя обязательство покрыть город граффити на черносотенную тематику.
Антон Раевский в Орле. Стена позади него покрыта граффити на тему Черной Сотни.
Личный архив Дмитрия Карюхина.
Антон Раевский сжигает газету Русского национального единства, одной из крайне правых группировок, с которыми он порвал в 2000-х.
Личный архив Дмитрия Карюхина.
Раевский ненадолго переехал в Санкт-Петербург в конце 2000-х. Он устроился охранником и подружился со значимой фигурой в российских неонацистских кругах того времени — Дмитрием Бобровым, также известным как «Шульц». Раевский присоединился к Бобровской национальной социальной инициативе (НСИ), экстремистской группе, которую он основал после освобождения из тюрьмы в 2009 году.. Но их отношения были недолгими и, в типичном для Раевского стиле, закончились скандалом, так как он и Бобров обвинили друг друга в попытке разделить группу и сотрудничестве со спецслужбами.
Слухи о возможном сотрудничестве Антона Раевского с властями ходили в Орле много лет: силовики его, в отличие от других ультранационалистов, как будто и не трогали. По словам местного правозащитника Дмитрия Краюхина, эти слухи распускал сам Раевский.
«Он называл себя внештатным сотрудником Центра «Э» и ФСБ, — вспоминал Краюхин. «Однажды я даже спросил у представителей Центра «Э» — это правда? На что они ответили: «Я имею в виду, какой он фрилансер? Например, иногда мы обращаемся к нему за информацией».
Впервые Раевский поехал в Украину в 2014 году, после того как в Киеве началась Революция Достоинства (она же Евромайдан). Желая поддержать пророссийские силы, он присоединился к Одесской дружине, радикальной группировке боевиков в Одессе. Вскоре после этого он отправился воевать на Донбасс — его военный билет был подписан не кем иным, как Игорем Стрелковым, бывшим офицером российской ФСБ, ставшим печально известным лидером «сепаратистов».
Вернувшись в Орел в 2016 году, Раевский занялся зооактивизмом и даже посетил несколько пикетов (как он объяснил «Медузе», национализм «охватывает все сферы человеческой деятельности, в том числе и защиту животных»). Затем, в 2021 году, он неожиданно решил вступить в российскую националистическую Либерально-демократическую партию (ЛДПР) и участвовать в муниципальных выборах. После разногласий по поводу его выдвижения Раевский снял свою кандидатуру по «техническим причинам».
Антон Раевский (крайний слева) на митинге в защиту прав животных в Орле в 2020 году
Альянс защитников животных в ВК
20 апреля 2022 года Орловское отделение ЛДПР сообщило, что член партии Антон Раевский уехал воевать на Украину добровольцем. «Для него не было вопроса, когда 24 февраля началась «спецоперация», — говорится в заявлении партии в Telegram. «Он считал своим долгом отправиться на передовую и бороться с растущей опухолью нацизма в Украине».
Месяцем ранее Раевский выложил во «ВКонтакте» фотографии своего нового тату-рукава, который прикрыл ряд нацистских татуировок на его правой руке. Местный телеграм-канал «Орел24», связанный с местными спецслужбами, написал, что Раевский «деназифицирует себя».
Раевский заявил «Медузе», что «отошел от гитлеризма». Сейчас он считает себя русским православным националистом и убежденным сторонником абсолютной монархии. «Но я также подчеркиваю, что на пути возрождения русской нации должен быть период национальной диктатуры», — сказал он.
«Мы встретимся с ним в Валгалле»Причастность ультраправых российских националистов и неонацистов к войне Москвы против Украины уже давно не является секретом полишинеля, хотя на действительной службе их относительно немного. Максимум несколько десятков, по словам директора центра «Сова» Александра Верховского. И многие из них, как Антон Раевский, воевали на востоке Украины еще в 2014 году9.0003
Ссылаясь на отчет разведки Германии, газета Der Spiegel в мае написала, что на стороне России воюют как минимум две ультраправые группировки — Русский Имперский Легион и военизированная группировка «Русич».
Российский Имперский Легион — военизированное крыло Русского Имперского Движения (РИД), группы сторонников превосходства белой расы, основанной Станиславом Воробьевым в 2002 году. И Соединенные Штаты, и Канада признали РИД террористической организацией.
Военизированное формирование РИД начало боевые действия на Донбассе в 2014 году. Бойцы группировки не скрывают лица и часто фотографируются с имперскими флагами. Как сообщает Der Spiegel, лидер РИД Денис Гариев был ранен во время боевых действий в Украине в начале этого года. В мае Российский императорский легион сообщил, что заместитель Гариева Денис Некрасов погиб после того, как его машина подорвалась на мине под Изюмом.
По сравнению с Российским Имперским Легионом военизированная группировка «Русич» внешне кажется более радикальной. Бойцы из группы открыто носят коловрат (символ в форме солнца, используемый вместо свастики) и другие символы, связанные с крайне правыми экстремистскими группировками. Например, валькнут появляется на черных знаменах военизированной группировки. Среди ее членов «Русич» насчитывает ряд лиц, входивших в российские неонацистские группировки в конце 2000-х годов. Его основатель Алексей Мильчаков не исключение.
Бойцы «Русичей» в Украине
Группа «Русичи» Телеграм-канал
* * *Еще в 2011 году 20-летний неонацист Алексей Мильчаков попал в новость об убийстве щенка и размещении в соцсетях жутких фотографий с ним СМИ. По прозвищу «Фриц» он в начале 2000-х вступил в петербургское отделение «Славянского союза», одной из неонацистских организаций Дмитрия Демушкина. Когда в 2014 году на Донбассе началась война, Мильчаков принял позывной «Серб» и, как он выразился в интервью, вступил в бой в составе «небольшой группы русских националистов».
Алексей Мильчаков на Международном российском консервативном форуме в Санкт-Петербурге. 22 марта 2022.
Руслан Шамуков / ТАСС
На Донбассе Мильчаков связался с радикальным националистом Яном Петровским (по прозвищу «Великий Славян»), с которым познакомился в Санкт-Петербурге в 2011 году. Петровский — гражданин России, переехавший в Тёнсберг, Норвегия, в 2004 году — за год до этого попал в неприятности с законом: норвежская полиция провела обыск в тату-салоне, где он работал, и обнаружила тайник с нелегальным оружием, принадлежащим Вячеславу Дацику, неонацист, сбежавший из петербургской психиатрической клиники и искавший политического убежища в Норвегии. (Норвежские власти отклонили ходатайство Дацика о предоставлении убежища и экстрадировали его в Россию в 2011 году. Петровский был лишен статуса постоянного жителя в 2016 году, а также депортирован из Норвегии.)
Мильчаков и Петровский были соруководителями роты «Русич», воевавшей на Донбассе в составе другого пророссийского ополчения — Группы быстрого реагирования «Бэтмен» — сначала в Луганске, а затем в боях за Донецкий аэропорт. В упомянутом интервью Мильчаков откровенно признался, что поехал на Донбасс «убивать» и прямо назвал себя нацистом.
После того, как в 2015 году ожесточенные бои на Донбассе прекратились, Мильчаков присоединился к группе Вагнера — частной военной компании, финансируемой связанным с Кремлем олигархом Евгением Пригожиным. В 2017 году петербургский новостной сайт «Фонтанка» сообщил, что Мильчаков воевал в Сирии. Но после начала февральского вторжения он вернулся в Украину, где, как сообщается, в апреле 2022 года был «легко ранен»9.0003
В июне 2022 года Ян Петровский снова вернулся в Санкт-Петербург — на этот раз, чтобы похоронить одного из своих товарищей, погибших на Украине. На похоронах Петровский в окружении одетых в форму членов Союза добровольцев Донбасса произнес панегирик. «Врата Валгаллы действительно открылись перед ним, и он войдет с честью и достоинством», — сказал Петровский. «Мы встретим его там однажды, соберемся за одним столом и пируем. Слава России!»
* * *Несколько участников крайне правой группы «Русский Стяг» в настоящее время воюют в Украине в составе «Русича», сообщает Deutsche Welle. Фронтмен группы Евгений Долганов также активно поддерживал «специальную военную операцию» Кремля, давая фронтовые концерты и беря интервью у других ультраправых националистов.
Одно время Долганов был активным членом Национал-социалистического общества (НСО), радикальной группировки, соучредителем которой был белорусский неонацист Сергей «Боцман» Коротких (другим известным членом был российский неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич ). После распада НСО Коротких уехал на Украину, где воевал в составе добровольческого батальона «Азов», а позже стал милиционером. Сегодня он и другие бывшие лидеры НСО, например Андрей «Дед» Дедов и Артем «Ураган» Краснолуцкий, воюют против России в составе ВСУ.
Дедов, оказывается, был совладельцем московского тату-салона с неким Глебом Эрве. После начала февральского вторжения Эрве стал корреспондентом российского государственного информационного агентства РИА Новости, освещая предполагаемую борьбу за «деназификацию Украины». Наблюдатели поспешили указать, что некоторые из собственных татуировок Эрве на самом деле являются ультраправыми символами — например, эмблема Итальянской национальной фашистской партии Бенито Муссолини, вытатуированная на затылке. Согласно сайту Antifa.ru, Эрве также вел канал на YouTube, где пропагандировал ультраправые идеи.
Эрве отказался говорить с «Медузой», сославшись на заявления, которые он опубликовал в соцсетях. В мае в Telegram он признал, что он «ультраправый», но сказал, что разочаровался и покинул движение три года назад. Он также утверждал, что его прошлый опыт общения с ультраправыми помог ему узнать, «какую литературу искать в украинских школах» и как «правильно» брать интервью у украинских военнопленных из полка «Азов».
Татуировка на голове Глеба Эрве в виде эмблемы Итальянской национальной фашистской партии
Instagram Глеба Эрве
Татуировка на груди Глеба Эрве с надписью «Jedem das Seine» — девизом над главными воротами нацистского концентрационного лагеря Бухенвальд
Instagram Глеба Эрве
В другом посте Эрве написал, что пришел смириться с тем, что из-за его татуировок «украинская пропаганда при поддержке отечественной либеральной пропаганды» делала из него «практически Геббельса».
* * *Евгений Рассказов, известный в социальных сетях как «Топаз», родился и вырос в донбасском городе Макеевка. Он присоединился к «Русичу» в 2014 году, после того как увидел объявление о наборе новых сотрудников, которое Алексей Мильчаков разместил в сети.
Сейчас Рассказов ведет Telegram-канал, где активно пишет о буднях «деназификатора», воюющего против Украины. 20 апреля он написал поздравление с днем рождения, посвященное Адольфу Гитлеру (правда, не назвав его имени). «Сегодня день рождения нашего соратника и друга, ставшего примером для многих из нас», — написал Рассказов. «И хотя его уже давно нет у нас, его поступки и слова живут в наших сердцах и вдохновляют нас бить укро-большевистскую сволочь и приумножать славу великой России».
В посте была фотография, сделанная им на фоне российской военной машины, украшенной провоенной буквой Z, руной Тир и числом 88 (цифровое сокращение от «Хайль Гитлер»).
Позже, в ответ на критику поста, Рассказов написал, что «Русич» «не изменит» ни свои символы, ни свои взгляды. А российские правоохранительные органы не будут реагировать на жалобы на группу, утверждал он, «потому что ветераны неприкосновенны».
Евгений «Топаз» Рассказов в Telegram
«Медуза» отправила вопросы Алексею Мильчакову и Евгению Рассказову. Они отказались отвечать, сказав, что «сейчас не время».
«Русский националист не может не быть империалистом»2000-е были расцветом ультраправой субкультуры как в России, так и на Украине. Москва, Санкт-Петербург, Киев и Харьков стали настоящими центрами ультраправых радикалов. Печально известный белорусский неонацист Сергей Коротких, также известный как «Боцман» и «Малюта», рассказал «Медузе», что до 2014 года ультраправые националисты из России «специально ориентировались на Украину».
Российские националисты регулярно ездили на ультраправые музыкальные фестивали и концерты в Киеве, Харькове и других городах Украины. А российские ультраправые группы часто гастролировали по Украине (и наоборот). На эти выступления собиралась разношерстная толпа скинхедов, фанатов блэк-метала и футбольных хулиганов, рассказал «Медузе» собеседник, регулярно посещавший концерты ультраправых в середине 2000-х. «Я не помню конфликтов на почве шовинизма», — добавил посетитель концерта, пожелавший остаться неизвестным.
В то время отношения между украинскими и русскими националистами были дружескими. «Нужно различать политический национализм, организованный национализм и субкультуру — скинхедов и так далее. Если взять представителей субкультуры, то все они сейчас на стороне Украины или в самой Украине», — сказал «Медузе» российский националист, ставший политиком, Дмитрий Демушкин.
Демушкин рассказал, что украинские националисты годами прятали, кормили и поддерживали людей, объявленных Россией в федеральный розыск: «[Они] традиционно скрывались от российского правосудия на Западной Украине. Туда бежали десятки русских националистов и скинхедов, украинские националисты оказывали им посильную поддержку».
Но потом, по словам Коротких, Россия «заболела великодержавным, имперским шовинизмом». Демушкин не согласен: по его мнению, нельзя отрицать, что русский национализм был «частично имперским» как минимум с начала 1990-х годов.
Имперские флаги на националистическом Русском марше в Москве. 11.11.2012.
Евгений Фельдман
Дмитрий (имя изменено) был участником российского праворадикального движения в 2000-х (сейчас он поддерживает «спецвойсковую операцию», поэтому попросил «Медузу» не раскрывать его личность). По его мнению, «русский националист не может не быть империалистом». «Единственное, что представляет силу в этом мире, — это империя. Любая неимперская нация становится чьим-то сателлитом. В 1991, баланс был нарушен. И для того, чтобы его восстановить, Россия должна вернуть свои силы», — пояснил он.
Убеждения Дмитрия перекликаются с убеждениями русских националистов, которые сейчас воюют против Украины. Например, он ложно утверждал, что «украинцы не существуют как независимая нация» и «ввод [российских] войск в Украину был спровоцирован Западом».
Однако не все русские националисты придерживаются этих убеждений. «Даже если мы возьмем последние 30 лет истории Украины, мы увидим, что формирование украинской нации, собственного государства [и] независимости было там активным процессом», — сказал Никита Зайцев, пресс-секретарь российской национал-анархистская группа Ассоциация народного сопротивления. «Да, это очень близкий нам культурно и исторически народ. Но это другие люди».
Позиция Зайцева не так уж необычна, как можно подумать. Действительно, революция 2014 года на Украине вызвала исторический раскол в русском националистическом движении. «Империалистические националисты», вдохновленные бескровной аннексией Крыма и пророссийскими митингами на Донбассе, в Одессе и Херсоне, публично поддержали войну России на востоке Украины. Как объяснил Зайцев, другие увидели в Евромайдане пример национальной революции, которую должны поддержать и российские националисты, — и поэтому присоединились к борьбе на стороне Украины.
Коротких счел эту логику вполне понятной: вместо того, чтобы улучшать жизнь россиян, российское государство «начало бросать их жизни в топку своей войны за империю».
В 2014 году разногласия по поводу аннексии Крыма Россией и войны на Донбассе привели к тому, что националистический «Русский марш» в Москве разделился на два конкурирующих митинга. Фото выше — с антивоенного митинга, который проходил в районе Люблино. 4 ноября 2014.
Евгений Надалинский / Коммерсантъ
Провоенный «Марш за Новороссию», прошедший в Щукинском районе Москвы в рамках националистического «Русского марша». 4 ноября 2014.
Сергей Бобылев / Коммерсантъ
И Демушкин, и Зайцев считают, что нет смысла выяснять, какой процент русских националистов поддерживает Украину, а какой — российскую «спецвойсковую операцию». Все российские националистические организации после 2014 года были разгромлены, а их лидеры «преследовались, подвергались давлению или бежали за границу». По их словам, теперь можно говорить только о заявлениях отдельных русских националистов.
По словам директора центра «Сова» Александра Верховского, послевоенное будущее ультраправых националистов, воюющих на стороне России, будет зависеть от их политических амбиций. Те, кто «держится в тени», сказал он, «смогут жить дальше». Но те, кто отказывается играть по правилам государства, вполне могут столкнуться с преследованием.
Демушкина и Зайцева смутило, что русские националисты борются за то, чтобы принести «русский мир» ( Русский мир ) в Украину, когда, с их точки зрения, его даже не существует дома. «Ребята, если вы строите русский мир там, почему бы вам не начать строить его здесь, в России? Если Демушкина посадили в Москве за картину [с надписью] «За русскую власть», то как вы можете строить эту русскую власть в Киеве?» — риторически спросил Демушкин. «Ты там не построишь, если тебя за это преследуют в Москве».
«Как можно вообще совмещать «русский мир» с кадыровцами, кричащими «Ахмат — сила!», и красным [советским] флагом над «Азовсталью»?» — в свою очередь спросил Зайцев.