Статья из газеты публицистического стиля – Примеры публицистических статей из газет. Газетно-публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль функционируетв общественно-политической сфере и

Примеры публицистических статей из газет. Газетно-публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль функционируетв общественно-политической сфере и

Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты) . Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др

«…Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека- лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы. Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. «(М. Горький.) »

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь. 16 Нравится Пожаловаться ) Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек.. . Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой) Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие: именительный представления (Воспитанный человек…) ; непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут…) ; риторический вопрос; неполные предложения; оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (см. третий абзац) ; противопоставления; ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением; отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения) . Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве данного используется понятие воспитанность, а в качестве нового слова,.. .


Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздей

yamuzykant.ru

Газетная публицистическая статья. 9-й класс

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля, в частности с жанром публицистической статьи;
  • определить особенности газетно-публицистического стиля;
  • развитие аналитических способностей учащихся при работе с текстом газетной статьи.
  • Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка цели перед учащимися, беседа по заданному на дом материалу.

    Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на двух уроках мы продолжим работу по изучению функциональных стилей языка и подробно поговорим о публицистическом стиле, его жанрах. На первом уроке познакомимся с теоретическими основами публицистического стиля, на втором – поработаем с газетной статьей.

    — Какие стили языка мы знаем?

    Ученики: художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.

    Учитель: Верно, а какой стиль сегодня является наиболее распространенным?

    Ученики: Публицистический стиль.

    Учитель: Правильно, что мы можем сказать об этом стиле?

    Ученики: Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

    Учитель: Какова главная функция публицистического стиля?

    Ученики: Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие события становятся материалом для публицистики?

    Ученики: Наверное, такие, которые будут волновать всех людей, то есть общество, ведь название стиля образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный”.

    Учитель: Действительно, отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д.

    Публицистика обращена к разуму и сердцу человека, она эмоциональна, экспрессивна; отражает собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека.

    Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические (таблица на доске).

    Публицистические жанры

    Информационные жанры (конкретная информация) Аналитические жанры (анализ происходящих событий) Художественно-публицистические жанры (образное представление о факте или проблеме)
    Заметка, репортаж, интервью, отчёт
    Беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор Очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых часто встречаемых жанров в публицистике – статье. Кто скажет нам, что такое статья? (Из домашнего задания)

    Ученики:

    1) Статья — это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

    2) Статья — один из значительных жанров публицистики, определяющих целевое, тематическое, идейно-политическое и профессиональное направление издания, в котором публикуется. Статья как жанр наиболее полно и определенно отражает мировоззрение автора, редактора, издателя. В основе статьи лежит не конкретная ситуация, как в корреспонденции, а широкое явление, ей свойственны масштабность взгляда, глубина обобщения.

    3) Статья — жанр публицистики, посвященный актуальной социально значимой теме и содержащий полное, всестороннее и глубокое освещение действительности на основе анализа и обобщения широкого круга фактов и явлений. В статье отчетливо выявляется концепция автора, построенная на анализе совокупности фактов и явлений. Статья должна иметь четкую структуру, основанную на развернутой аргументации высказанных положений, ее текст должен содержать четкие логические связи, вводную и заключительную части, как правило, выводы и предложения.

    III. Знакомство с новым материалом.

    Учитель: Поговорим сейчас о газетно-публицистическом стиле, который нам всем знаком, мы сталкиваемся с этим жанром каждый день, читая газеты, журналы.

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как и письменной, так и в устной форме.

    Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества, она должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей — партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных выражений для газетно-публицистического стиля можно отнести: неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т.п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

    Приведем небольшой фрагмент статьи: «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу — мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать — они ведь даже одеться по погоде не умеют».

    Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложения о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка).
    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать па них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку.

    Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал имеет переносные значения: служит толчком к началу какого-то действия — «Эта статья послужила сигналом к дискуссии» и предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться - «Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе».

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка — приватизация, электорат и др.

    Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

    К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утверждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

    Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент… Летайте самолетами Аэрофлота…

    В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, в нем возрастает «нагрузка» производных предлогов как более «конкретных» (по сравнению с непроизводными), а главное однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, па пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно-окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений (вопросно-ответное единство), предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций (парцелляция) и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или и

    urok.1sept.ru

    Небольшая газетная статья в публицистическом стиле пример. Стилистика публицистического текста газеты известия

    Стилистика публицистического текста газеты Известия — раздел Лингвистика, Просторечные, разговорные слова и жаргорнизмы (на материале статей газеты «Известия») Стилистика Публицистического Текста Газеты Известия. Развитие Массовых Средст…

    Конец работы —

    Эта тема принадлежит разделу:

    Просторечные, разговорные слова и жаргорнизмы (на материале статей газеты «Известия»)

    Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей… На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые… Все описанные выше процессы являются следствием развития цивилизации на современном этапе. В условиях…

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Взаимосвязь литературного языка и разговорной речи
    Взаимосвязь литературного языка и разговорной речи. Итак, как уже было отмечено выше, проблема проникновения разговорных слов в литературный язык волнует многих ученых. Определенный бум в ко

    Особенности разговорной речи
    Особенности разговорной речи. Стилистическая характеристика слова определяется принадлежностью слова к тому или другому стилю речи. Что такое стиль речи? Стиль речи — это разновидность современного

    Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи
    Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи. Для рассмотрения данного вопроса необходимо изучить основные источники формирования русского литературного языка как образцовой формы.

    Способы увеличения экспрессивности публицистического текста в современных газетах
    Способы увеличения экспрессивности публицистического текста в современных газетах. Как мы уже отмечали, поток информации в современном обществе огромен. Возникает потребность в правильной и операти

    Стилистически окрашенные слова как один из методов увеличения экспрессивности текста
    Стилистически окрашенные слова как один из методов увеличения экспрессивности текста. Что приходит в тексты новейшего русского языка? Основной процесс связан с перемещением лексических элементов из

    Жаргонные слова как элемент разговорного пласта русского языка
    Жаргонные слова как элемент разговорного пласта русского языка. Необходимо отметить, что механизмы взаимодействия литературного языка с внелитературными сферами речи нельзя считать до конца изученн

    2.2 Характеристика газетно-публицистического стиля

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

    Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле.

    В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи – в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку.

    Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигнал

    pkdens.ru

    Урок «Статья в газету как жанр публицистического стиля «

    Тема: Статья в газету как жанр публицистического стиля

    Цель: Научить школьников использовать средства публицистического стиля в статьях

    Задачи:

    1. Формировать умение определять признаки публицистического стиля в статье.

    2. Формировать умение определять ведущий тип речи в статье.

    3. Формировать умение находить статьи в газетах, журналах; определять тему, идею статьи, проблему, поднятую в статье.

    4. Формировать умение конструировать предложения на заданную тему.

    Развёрнутый план урока

    1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать значимость изучаемой темы).

    Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее.

    Таким «объясняющим» жанром публицистики является статья.

    Сегодня на уроке мы познакомимся со спецификой жанра статьи, будем учиться доказывать принадлежность статьи к публицистическому стилю, конструировать предложения на заданную тему, «узнавать» статьи в газетах.

    1. Актуализация опорных знаний (цель – повторить теоретические сведения о публицистическом стиле).

    П: Прежде чем приступить к знакомству со статьёй, вспомним особенности публицистического стиля, выполнив тестовое задание.

    Тест «Особенности публицистического стиля»

    1. Укажите сферу речевого общения публицистического стиля.

    1. Сфера управления обществом.

    2. Широкая сфера общественных отношений.

    3. Научная сфера общения.

    1. Задача публицистического стиля:

    1. Сообщение.

    2. Сообщение + воздействие.

    3. Общение.

    1. Кому адресован текст публицистического стиля?

    1. Одному человеку.

    2. Многим людям.

    1. Выберите жанры, относящиеся к публицистическому стилю.

    1. Роман.

    2. Репортаж.

    3. Заявление.

    4. Заметка.

    5. Договор.

    6. Хроника.

    7. Повесть.

    8. Статья.

    9. Интервью.

    10. Поэма.

    1. Объяснение нового материала.

          1. Сообщение о специфике жанра статьи.

    Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.

    Особая функция статьи состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость для них актуальных процессов, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления и действия, связанные с предметом публикации. Кроме того, статья обращает внимание аудитории на те задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников событий. Удачная статья создаёт реальное представление о ситуации и служит основой для выработки идей, предваряющих принятие практических мер.

    Проблемная статья должна быть убедительной, доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.

    П: Как понимается слово проблема?

    У: В словаре С.И. Ожегова проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

    П: Подберите к слову проблема синонимы.

    У: проблема – вопрос, затруднение.

    1. Лингвостилистический анализ текста (цель – определить признаки публицистического стиля в статье).

    П: Обратимся к фрагменту из статьи Д. Гранина «О милосердии». читая статью, подумайте: какие положения статьи вы можете подтвердить своими наблюдениями, примерами? Как вы понимаете выражение «упражнение в милосердии»?

    Текст

    Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.

    Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

    Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

    Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…

    Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

    П: Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.

    П: Определите, кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован?

    У: Текст адресован многим, может быть использован в официальной обстановке.

    П: Определите, какова цель статьи?

    У: Цель статьи – призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия.

    П: Подберите к тексту заголовок, который бы отражал главную мысль статьи.

    П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье?

    У: Проблема исчезновения милосердия.

    П: Каково отношение автора к поднятой проблеме? Как оно выражается в статье?

    У: Автор негодует по поводу исчезновения милосердия, призывает воспитывать его. Отношение выражено через разговорные слова (заглохло, убыло), вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).

    П: Какая лексика широко используется в тексте?

    У: Используется книжная лексика, обозначающая нравственные понятия морали (милосердие, нравственность).

    П: Употребление каких образных слов и выражений оживляет повествование, усиливает эмоциональное воздействие?

    У: Разговорные слова (заглохло, убыло), выразительные средства речи (изъять милосердие, отлив милосердия).

    П: Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер?

    У: Вводные слова (думаю), неполные, безличные предложения, назывное предложение (Милосердие.), употребление однородных членов с парным соединением (слабеет и атрофируется).

    П: Какова роль вопросительных, односоставных предложений в тексте статьи?

    У: Данные предложения усиливают экспрессивность высказывания.

    П: Итак, статья – это жанр публицистического стиля для написания которого необходимо прежде всего собрать факты и отобрать наиболее яркие из них, способные раскрыть основную мысль.

    Автор статьи ставит своей целью воздействовать на мысли и чувства читателя, сделать его своим единомышленником. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.

    1. Определение ведущего типа речи статьи.

      1. П: Определите, о каком типовом фрагменте идёт речь:

    • В тексте даётся толкование понятия, объяснения сути какого-либо явления. Можно задать вопрос: что это такое? (Рассуждение-объяснение)

    • В тексте даётся обоснование истинности того или иного суждения; почему так, а не иначе. Можно задать вопрос: что из этого следует? (Рассуждение-доказательство)

    П: Какой типовой фрагмент имеет следующее строение?

    У: Рассуждение.

    П: Прочитайте тезис. Обратите внимание на то, как он сформулирован.

    П: Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая тезис?

    П: Прочитайте вывод. Как понимаете последнее предложение?

    1. Мини-диспут (цель – формировать умение высказывать свою точку зрения на актуальную проблему современности).

    П: Что, по-вашему, может способствовать воспитанию милосердия в детях и подростках? Вообще в людях?

    П: Какую роль в этом могут сыграть фильмы, книги, спектакли, выставки, спорт?

    1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

    Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – определить языковые средства, придающие тексту статьи публицистический характер).

    П: Прочитайте фрагмент статьи Л. Лиходеева «Попробуй удивляться». Как соотносится название статьи и её основная мысль?

    Текст

    Попробуй удивиться

    Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

    Скажем, сидел Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

    Конечно, всё это было гораздо сложнее. Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.

    Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

    Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

    И кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.<…>

    Конечно, есть люди, которых ничего не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимание, о чём болтают.

    Очень скучные люди. Прямо жалко их, даже как-то стыдно за них.

    А ты попробуй удивиться. Всё в этом мире неспроста. Всё находится во взаимосвязи. Поэтому существуют мечты и реальность. поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.

    … Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

    Вот как важно уметь удивляться!

    П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье.

    П: Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают тексту статьи публицистический характер? Свои примеры запишите в таблицу.

    Лексические средства

    Примеры

    1. Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание.

    Жалко их, стыдно за них.

    1. Использование средств художественной выразительности.

    Яблоко сжевали бы без всякого всемирного тяготения, настоящие стихи.

    1. Эмоционально-оценочная лексика.

    Очень скучные люди, настоящая музыка, настоящая живопись, настоящие стихи.

    Морфологические средства

    Примеры

    1. Повелительное наклонение глагола

    Попробуй, подыми, съешь.

    Синтаксические средства

    Примеры

    1. Повторы

    Они не умели бы, ничего бы, если ты

    1. Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

    чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?

    Вот как важно уметь удивляться!

    А ты попробуй удивиться.

    1. Парное употребление однородных членов.

    Дружба и борьба, мечты и реальность, прекрасные вещи и прекрасные сказки.

    1. Вводные слова и предложения.

    Конечно, мне кажется, кроме того, наверно.

    1. Расчленение предложения.

    Кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

    1. Односоставные предложения

    Вот как важно уметь удивляться. Подыми и съешь.

    1. Анафора.

    Они… Они… Они…

    П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в тексте?

    У: Повествование, рассуждение.

    П: Обратите внимание на тезис статьи. С какой целью автор использует членение предложений?

    У: Членение предложений придаёт экспрессивность высказыванию.

    Упражнение № 2. Создание текста статьи по данному началу [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать предложения на заданную тему).

    П: Перед вами начало текста. Прочитаем его. Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?

    …Камень ударил в стекло на полном ходу поезда. Звон, грохот, осколки… А за окном мы успели заметить группу подростков, восторженно приветствующих такую меткость.

    Что это – шутка? Шалость? Нет, преступление!…

    П: Как вы понимаете слова преступление, шалость? Есть ли между ними отличие?

    У: Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Шалость – шутливая проделка, проказа.

    П: Подберите синонимы к словам преступление и шалость.

    У: Преступление – криминал, правонарушение, злодеяние. Шалость – озорство, проказа, баловство (разг.).

    П: Какие аргументы, подтверждающие, что «милая» забава подростков – не шалость, вы можете привести?

    П: А сейчас ваша задача – закончить текст, приведя аргументы, доказывающие тезис, выдвинутый автором. Каким типом речи воспользуетесь?

    У: Рассуждением-доказательством.

    П: Для связи аргументов с тезисом в статье воспользуйтесь:

    союзами: так как, потому что;

    вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.

    Упражнение № 3. Работа с газетой [работа в группах] (цель — формировать умение находить в газетах проблемные статьи).

    (Учащиеся на урок приносят газету.)

    П: Выберите в газетах статью, проблематика которой бы привлекла ваших одноклассников.

    Проанализируйте её по плану:

    • Определите цель статьи.

    • Что отражает заголовок: тему или идею?

    • Сформулируйте проблему, поднятую в статье.

    • Каково отношение автора к проблеме?

    • Определите ведущий тип речи.

    1. Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).

    П: Статья – «объясняющий жанр» публицистического стиля. Докажите это, опираясь на те знания, которые получили сегодня на уроке.

    1. Домашнее задание.

    П: Из последних газет выберите наиболее значительные, по вашему мнению, 1 – 2 статьи, определите и запишите тему каждой из них, отметьте специфические средства публицистического стиля.

    Обобщить полученные знания о статье вам предстоит, заполнив дома таблицу «Жанры публицистического стиля» в тетрадях с опорными конспектами.

    infourok.ru

    Газетно-публицистический стиль

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

    Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газета-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи – в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи Д. Смирновой «Женщины на виду»:

    «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу -мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговариватьони ведь даже одеться по погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).

    Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложение о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка),

    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газета-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а; анти-, про-, нео-, ультра- (антиконституционный, ультраправыми др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка: приватизация, электорат, деноминация и др.

    Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас, эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений и т. п., например Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи. В начале статьи Ю. Гладильщикова «Про контракультуру» читаем:

    «Бывшие советские интеллигенты продолжают ставить на молодежь. Появится — верят они — новое поколение русских (грузинских, etc.) мальчиков, которое не захочет мириться с подлостью отцов» (Итоги. 13 мая 1997 г.).

    Последняя фраза является прецедентной, «русские мальчики» у Ф. М. Достоевского ставили перед собой мировые неразрешимые вопросы. Таким образом, автор статьи очень выразительно характеризует тип «советского интеллигента», начитанного, знающего Достоевского, стремящегося переделать мир (о крылатых словах см. § 4 главы IX «Культура речевого общения»).

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Оцените с точки зрения синтаксиса еще один отрывок из статьи Ю. Гладильщикова:

    « Пророчить молодежный бунт — как-то банально Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, — не было контркультуры.

    Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд А рок? А пакостные режиссеры — «параллельщики»? (…) Не вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста».

    В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе…), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки… (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста.

    studfiles.net

    Газетно-публицистический стиль

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

    Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газета-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи – в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи Д. Смирновой «Женщины на виду»:

    «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу -мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговариватьони ведь даже одеться по погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).

    Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложение о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка),

    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газета-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а; анти-, про-, нео-, ультра- (антиконституционный, ультраправыми др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка: приватизация, электорат, деноминация и др.

    Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас, эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений и т. п., например Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи. В начале статьи Ю. Гладильщикова «Про контракультуру» читаем:

    «Бывшие советские интеллигенты продолжают ставить на молодежь. Появится — верят они — новое поколение русских (грузинских, etc.) мальчиков, которое не захочет мириться с подлостью отцов» (Итоги. 13 мая 1997 г.).

    Последняя фраза является прецедентной, «русские мальчики» у Ф. М. Достоевского ставили перед собой мировые неразрешимые вопросы. Таким образом, автор статьи очень выразительно характеризует тип «советского интеллигента», начитанного, знающего Достоевского, стремящегося переделать мир (о крылатых словах см. § 4 главы IX «Культура речевого общения»).

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Оцените с точки зрения синтаксиса еще один отрывок из статьи Ю. Гладильщикова:

    « Пророчить молодежный бунт — как-то банально Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, — не было контркультуры.

    Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд А рок? А пакостные режиссеры — «параллельщики»? (…) Не вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста».

    В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе…), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки… (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста.

    studfiles.net

    Газетно-публицистический стиль.

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественнополитическойсфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж, интервью и других), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

    Одной из основных, характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивностии тенденции кстандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация, передаваемая посредством публицистики, адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, хотя оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей (например, какой-либо партии, какого-либо социального движения и так далее).

    С функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи. В публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно- политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей, оказанию на них воздействия, требует все новых языковых средств. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразеологические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски (например, «оболванивание, «желтая пресса», «пособник» и так далее).

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности, приставки: а-, анти-, про-, нео-, ультра(«антиконституционный», «ультраправые»)и другие. Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка («приватизация», «электорат», «деноминация» и им подобные).

    Газетно-публицистический стиль не только привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные и прозвища литературных героев, названия литературных произведений (например, Плюшкин, Держиморда, «Человек в футляре» и так далее).

     

    Художественный стиль.

    Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить художественный стиль с другими функциональными стилями.

    Язык науки или деловой документации и язык художественной прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка. Художественный текст не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность от другой. Особенность языка художественной литературы не в том, что он использует какие-то специфические языковые средства, свойственные ему: он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей.

    Автор литературного текста смело использует все ресурсы языка, а единственным мерилом правомерности такого использования является лишь художественная целесообразность. Не только те лексические и грамматические особенности, которые характерны для деловой, публицистической и научной речи, но и особенности нелитературной речи – диалектной, просторечной, жаргонной – могут быть приняты художественным текстом и органически усвоены им.

    Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности. Автор художественного произведения стремится передать, прежде всего, свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

    Для художественного стиля характерно внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя каждый из показанных писателем помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, выражает определенный тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

    Мир художественной литературы — это «перевоссозданный» мир, где изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел. В художественном стиле главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. В художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и так далее. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля.

    Как средство общения художественная речь имеет свой язык — систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной, составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.

    Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И.С. Тургенева, в рассказах М.М. Пришвина, В.П. Астафьева; в «Пиковой даме» А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и так далее.

    В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Автор использует все богатство языка для создания своего неповторимого языка и стиля.

    На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение («свинцовая руда», «свинцовая пуля»), а в художественной образует экспрессивную метафору («свинцовые тучи», «свинцовая ночь», «свинцовые волны»). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

    Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, то есть. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой: «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

    В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, то есть выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

    Разговорно-обиходный стиль.

    Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки.

    Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщения, имеющие официальный характер, неофициальные отношения между говорящими и отсутствие факторов, нарушающих неофициальность общения (например, посторонние лица).

    Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и так далее. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы. Это может быть разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и так далее, разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях.

    Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные языковые средства.

    В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом (кодифицированной речь называется, потому что именно по отношению к ней ведется работа по сохранению ее норм, чистоты). Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этим обеими разновидностями речи.

    Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.

    Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой. В последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

    Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

     

    Вопросы.

    1. Что такое функциональный стиль?

    2. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

    3. Назовите основные функциональные стили русского языка.

    4. Что такое жанры?

    5. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?

    6. Каковы основные черты научного стиля?

    7. Перечислите основные речевые жанры научного стиля.

    8. Какой жанр научной прозы является, по Вашему мнению, одним из важнейших и почему?

    9. В каких формах реализуется научный стиль речи?

    10. Какова основная сфера функционирования официально-делового стиля?

    11. Назовите основные тексты официально-делового стиля.

    12. Какие черты официально-делового стиля Вам известны?

    13. Какова основная функция официально-делового стиля в обществе?

    14. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль?

    15. Какова сфера функционирования газетно-публицистического стиля?

    16. Какие жанры газетно-публицистического стиля Вы знаете?

    17. Какие функции выполняет в обществе публицистика?

    18. Какие языковые средства использует газетно-публицистический стиль?

    19. Где находит применение художественный стиль?

    20. Какие черты, присущие художественному стилю, Вы могли бы назвать?

    21. Что такое инверсия?

    22. Какие черты характеризуют ситуацию общения в разговорно-обиходный речи?

    23. Какие особенности присущи разговорной речи?

     

    Тест 3.

    1.Функциональный стиль – это:

     конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами;

     разновидность языка, свойственная определенной сфере человеческой деятельности;

     совокупность жанровых разновидностей;

     основное средство коммуникации между людьми, принадлежащими к одной социальной группе.

    2. Характерными признаками функционального стиля являются:

     использование специфической лексики;

     синтаксические структуры;

     стилистические структуры;

     строго регламентированная сфера применения.

    3. Основными чертами научного стиля являются:

     точность;

     эмоциональность;

     абстрактность;

     экспрессивность;

     логичность;

     непринужденность.

    4. Научный стиль реализуется преимущественно:

     в устной форме;

     в письменной форме.

    5. К текстам научного стиля относятся:

     репортаж;

     доклад;

    в) распоряжение;

    г) лекция;

     учебное пособие.

    6. Основной сферой функционирования официально-делового стиля является:

     общественно-политическая;

     административно-правовая;

     научная;

     бытовая.

    7. К текстам официально-делового стиля относятся:

     приказ;

     реферат;

     статья;

     инструкция;

     монография;

     договор.

    8. Газетно-публицистическому стилю присущи:

     консервативность;

     экспрессивность;

     стандартизированность;

     долженствующе-предписывающий характер;

     использование просторечных и жаргонных слов;

     использование иноязычных слов.

    9. Публицистика выполняет в обществе следующие функции:

     регламентирующую;

     убеждения;

     эмоционального воздействия;

     социально-регулирующую;

     информационно-содержательную.

    10. Характерными чертами художественного стиля являются:

     использование профессиональной лексики;

     образность;

     экспрессивность;

     речевые штампы;

     использование инверсии;

     речевая многозначность слова.

    11. Художественный стиль находит основное применение:

     в научной сфере;

     в официально-деловой сфере;

     в художественной литературе;

     в бытовой сфере;

     в публицистике.

    12. Разговорно-обиходной речи присущи:

     точность;

     объективность;

     стандартизированность;

     образность;

     неподготовленность;

     лексическая разнородность.

    13. Разговорно-обиходная речь функционирует:

     в административно-правовой сфере;

     в научной сфере;

     в бытовой сфере;

     в художественной литературе;

     в социально-политической сфере.

     


    

    infopedia.su

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о