Степень адаптации к детскому саду: Адаптация ребенка в детском саду ✔️ Период адаптации

Три степени адаптации к детскому саду.

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

 

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами)
    ;
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок,
    «теряет»
    подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей.

При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

< Предыдущая   Следующая >

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №39 «Золотой петушок» г. Альметьевска» /Муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе Әлмәт шәһәре «Баланың сәләтен үстерү үзәге — 39 нчы «Алтын әтәч» балалар бакчасы «

        Закончился до ясельный патронаж.  И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

    У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

    Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

    При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

    При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

   Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

Ø возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

Ø сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

Ø индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

Ø условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Ø уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

ü глубокий сон;

ü хороший аппетит;

ü бодрое эмоциональное состояние;

ü полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

ü соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

 

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

ü взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

ü собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

ü приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

   Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

   Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

 

Адаптация детей и родителей в детском саду

10.05.2022

Адаптация ребенка к детскому саду – это период привыкания к новому месту и коллективу. Процесс адаптации может длиться от двух недель до месяца, поэтому в этот период родителям рекомендуется быть особенно внимательными и терпеливыми к ребенку, а специалисты Академии счастья LeapKids всегда готовы вам помочь.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду?

Адаптация к детскому саду в Академии Счастья LeapKids проходит легко и беззаботно, ведь здесь созданы все условия для комфортного пребывания малыша, работают лучшие в мире специалисты, оказывается психологическая поддержка в период адаптации не только для младенцев, но и для их мам и пап. ведь мы понимаем, что это довольно длительный процесс и очень важно, как к нему относятся родители. Если мать чрезмерно переживает, прощается с ребенком со слезами на глазах, то и малыш будет переживать. Поэтому наберитесь терпения и уверенности в том, что вы действуете на благо ребенка, а мы вам в этом поможем.

Адаптация в LeapKids — первый шаг к удовлетворению ребенка пребыванием в детском саду. От того, как пройдет адаптация, зависит, как долго родители будут спокойны на работе. Мы понимаем, что адаптация – это сложный процесс адаптации ребенка на всех уровнях – эмоциональном, физиологическом, социальном, психологическом, психическом. У детей раннего возраста есть свои, специфические этапы психологического и эмоционального развития, присущие только этому периоду. Из них:

  • сенсомоторная деятельность (ощущение и восприятие)
  • преувеличенное свойство процессов возбуждения над торможением
  • повышенная эмоциональность
  • подражание взрослым
  • ранимость

Поэтому их экологическая адаптация к новым условиям означает заботу о своем физическом и психическом здоровье.

Вот уже 5 лет новый учебный год мы начинаем с адаптации – сначала знакомим родителей и ребенка с помещениями детского сада, игровыми площадками и воспитателями, затем воспитатели устанавливают контакт с ребенком в присутствии его родственники (это продолжается до тех пор, пока ребенок не отпустит «своих» взрослых – день, неделя или несколько недель). Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается с нескольких часов до отхода ко сну, а затем и до ужина.

Наша главная задача в это время – поддерживать интерес ребенка и дать ему возможность справиться со своими переживаниями. И в детском саду у ребенка может быть много переживаний и о разлуке, и о дружбе, и о необходимости соблюдения норм и правил, и о нежелании других делиться или уступать, и о тоске по дому, и о разных детских страхах. .

Пошаговая стратегия адаптации ребенка к детскому саду займет не менее двух недель и выглядит так:

В первую неделю оставляйте ребенка в детском саду на 2-3 часа для игр с другими детьми и, если ребенок хочет, для еды, постепенно увеличивая это время.
Когда малыш немного привыкнет, на следующей неделе предложите ему поспать в группе, предупредив, что вы его обязательно заберете сразу после сна (и ни в коем случае не нарушайте своего слова!) после того, как малыш согласится спать в детском саду считают, что в основном путь его адаптации пройден.
Во время адаптации к детскому саду постарайтесь оградить малыша от стрессов и перемен – ему сейчас важна стабильность. Поэтому лучше не совмещать переезд, поход к стоматологу, в новую спортивную секцию, отдых, экскурсии и другие мероприятия, возбуждающие нервную систему ребенка, с адаптационным периодом.
Старайтесь не оставлять ребенка в группе на целый день. Придет время, когда он начнет доверять воспитателям, найдет друзей в детском саду и скажет себе, что вы пришли за ним пораньше.
По возможности окружите ребенка привычными вещами. Пусть спит в самодельной пижаме с любимой игрушкой, берет на прогулку комплект любимой детской одежды.
Отличный способ помочь нежному вхождению малыша в детский коллектив – сказкотерапия. Придумайте малышу сказку о том, как крольчонок боялся идти в детский сад, не хотел отпускать маму. Но потом он подружился с белкой и ёжиком и понял, что играть в саду очень интересно и весело!

Адаптироваться в Академии счастья LeapKids легко и приятно. Помимо адаптации детей, мы адаптируем их родителей к детскому саду. Потому что когда мать очень взволнована и напугана, то у ребенка возникает ощущение, что его отправляют в очень опасное место. Облегчение страхов родителей и избавление от чувства вины – основная задача психолога детского сада. Приходите к нам и посмотрите, как это работает.

Остались вопросы? — Заполните форму на сайте или позвоните нам по телефону +38 (044) 364 0 444, мы подробно проконсультируем и предложим время для экскурсии по детскому саду!

назад

Мокикла Эврика

Эврика » Блоги » Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?

Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?

Когда мы приезжаем в незнакомое место, нам всем нужно познакомиться с этой средой и адаптироваться к ней. Дети, которые начинают посещать школу раннего развития или детский сад, не являются исключением.

«Этот старт труден не только для ребенка, но и для его родителей», — отмечает Юсте Петкувене, педагог школы раннего развития «Эврика» для детей 2–5 лет, вместе с психологом Агне Гуркшне. поделитесь советами и инсайтами психолога из США Джоан Браун, которые облегчат адаптационный период как для родителей, так и для детей.

Что такое адаптация и каковы ее этапы?

«При контакте с неизвестной средой ребенок испытывает сильный стресс. Чтобы ребенок к этому привык, он должен пройти адаптационный процесс. Этот термин описывает способность приспосабливаться к внешней среде и условиям и привыкать к ним», — говорит психолог Агне Гуркшне.

США Психолог Дж. Браун выделяет следующие процессы, которые меняются, когда ребенок начинает посещать школу:

  • Происходит регресс навыков.
  • Ухудшение качества сна и потеря аппетита.
  • Ребенок выглядит подавленным, нет сил.
  • Увеличение количества атак гнева.

«Не бойтесь перемен ребенка, так он борется со стрессом и адаптируется к новым условиям. Как и все мы, дети тоже разные. Одни дети без труда адаптируются к новой среде, у других адаптация занимает больше времени», – делится своими наблюдениями педагог Ю. Петкувене.

По мнению психолога Дж. Брауна, у легко адаптирующегося ребенка адаптация происходит в течение 2-4 недель. Такие дети спокойно спят, имеют хороший аппетит, эмоциональное состояние ребенка спокойное, без резких перепадов настроения. Без слез и злости он отпускает родителей и играет с одноклассниками. Ребенок контактирует со сверстниками и учителями и может попросить учителя о помощи. Даже при легкой корректировке у ребенка поначалу могут возникнуть проблемы со сном и аппетитом.

«Более тяжелая адаптация к окружающей среде занимает больше месяца», — отмечает педагог Я. Петкувене и приводит выводы психолога Я. Брауна, какие элементы поведения характерны для ребенка, переживающего более сложную адаптацию: ребенок часто болеет, а адаптация усложняется из-за длительных пауз. Ребенок беспокойно спит, имеет сниженный аппетит, часто плачет и грустит. Такие дети отвлекаются игрой, но ненадолго. С родителями тоже тяжело расставаться. Ребенок не проявляет интереса к общению и спрашивает, когда за ним приедут родители.

«Вы можете понять, что период адаптации закончился, когда все эти аспекты стабилизируются. Ребенок хорошо спит и ест, уменьшаются перепады настроения», – соглашается Агне Гуркшне с психологом из США.

Психолог Дж. Браун отмечает, что процесс адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении проходит в несколько этапов.

  1. Первая стадия «Период дезадаптации». Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, первое время они все равно будут испытывать стресс и постоянное напряжение. Ребенку трудно отделиться от родителей, он часто плачет.
  2. Второй этап «Адаптационный период». Защитные психические механизмы находятся в режиме ожидания, ребенок начинает взаимодействовать с воспитателем и другими детьми, участвуя в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто обращается к ним с вопросами. На этом этапе ребенок только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может их нарушать и отказываться выполнять некоторые просьбы воспитателя.
  3. Третий этап «Этап компенсации». По мнению американского психолога Дж. Брауна, процесс адаптации заканчивается, ребенок привыкает к своему классу и учителям, к своему новому расписанию и спокойно целый день ходит в школу или детский сад. Их эмоциональное состояние становится более стабильным, а физиологические показатели нормализуются.

Правила успешной адаптации

Основываясь на своем опыте и знаниях психологов Й. Браун и А. Гуркшне, педагог Ю. Петкувене подготовила для родителей двадцать советов по успешной адаптации:

  1. Перед поступлением в учебное заведение важно для ребенка развитие самостоятельности и коммуникативных навыков, дети, развившие такие способности, гораздо быстрее привыкают к образовательному учреждению, например, возлагают на ребенка определенные обязанности по дому, общаются с родственниками, друзьями, чтобы ребенок имел социальные навыки;
  2. Начните готовить ребенка к школе заранее: придите в школу и покажите здание, покажите фотографии учителей, познакомьте с их именами и увлечениями (профили сотрудников часто можно найти на школьных страницах), подчеркните, что все дети подбираются в вечер, никто не остается один;
  3. Заранее подготовьте ребенка к тому, что ему нужно будет ходить в школу каждый день, пока мама и папа на работе.
  4. Заранее ознакомьтесь с классными руководителями и школьным расписанием и расписанием занятий, познакомьте ребенка с услышанной информацией.
  5. Во время знакомства расскажите учителям о своем ребенке и некоторых его характеристиках и особенностях.
  6. Адаптация должна начинаться с часа или двух в день с ребенком.
  7. Постепенно увеличивать время в школе/детском саду, учитывая рекомендации воспитателей.
  8. Старайтесь обеспечить как можно более спокойную обстановку в доме, например, переезд, развод родителей, рождение второго ребенка – не должны происходить в один и тот же период.
  9. Не забывайте уделять ребенку индивидуальное качественное внимание дома. Оба родителя должны быть вовлечены в этот процесс.
  10. Чем спокойнее родители, тем больше ребенок будет доверять неизвестному окружению. Возьмите под контроль свое эмоциональное состояние. Все ваши заботы и страхи обязательно передадутся ребенку.
  11. В период адаптации усиливается чувствительность ребенка ко всем внешним воздействиям. Также их организм не всегда может справиться с умственными нагрузками. Заболевание является защитным механизмом организма как у детей, так и у взрослых. Больной ребенок находится дома в привычной обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не почувствуют себя в безопасности не только дома, но и в детском саду.
  12. Помните, что после болезни ребенка снова начинается процесс адаптации. Не оставляйте ребенка на целый день после длительного перерыва.
  13. Если вы видите, что ребенок склонен играть со сверстниками и увлекается играми, необходимо принять решение оставить ребенка.
  14. Отвести в образовательное учреждение от того родителя, с которым ребенку легче разлучиться. И пока не закончится период адаптации, он должен оставаться стабильным.
  15. Всегда прощайтесь с ребенком, можно придумать ритуал прощания, которому будете следовать всегда, например, поцеловать в щечку и уйти, важно ненадолго попрощаться и не возвращаться, даже если ребенок плачет много.
  16. Не наказывайте ребенка за нежелание идти в школу/детский сад.
  17. Будьте честны с детьми, говорите точно, когда приедете, не обещайте того, что не сможете сдержать. Доверие ребенка к вам очень важно в период адаптации. Дайте понять ребенку, когда вы вернетесь: днем, после сна или вечером, чтобы у него не было ложных ожиданий.
  18. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, какой у него будет хороший день, в какие интересные игры он там будет играть, какая вкусная еда будет подана и т. д.
  19. Пусть ребенок возьмет свою любимую игрушку. Им будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то дорогое и знакомое.
  20. «Самое главное – заранее начать подготовку к процессу адаптации и вас, и вашего ребенка. Не забывайте, что успешная адаптация ребенка зависит от подготовки и психологической и эмоциональной стабильности в семье», – отмечает педагог Я. Петкувене.

Браун Дж. (2020). Детский сад без слез – что нужно знать родителям об адаптационном периоде?.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *