СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. Г. Подвойский
СТЕРЕОТИ́П (от стерео… и греч. τύπος – отпечаток) в социологии и социальной психологии, устойчивый, обычно упрощённый образ того или иного объекта (индивида, группы, события, факта и т. п.), воспроизводимый в сознании человека и определяющий его отношение к данному объекту. Принято говорить о С. восприятия и мышления, а также о соответствующих им формах практич. поведения.
Классич. трактовка С. в русле традиции прагматизма была предложена амер. публицистом У. Липпманом в кн. «Общественное мнение» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаблоны», или «схемы», помогающие ориентироваться в окружающей действительности и выполняющие функции «экономии мышления» и психологич. защиты, поддерживая устойчивость субъективной картины мира индивида.
С. могут быть негативными и позитивными, явными и латентными, более или менее ярко выраженными и осознаваемыми их носителями. Индивид обычно усваивает С. своего социального окружения, в формировании С. участвуют разл. агенты социализации (семья, школа, конфессиональные структуры, политич. партии, проф. сообщества, средства массовой информации и т. д.). С., как правило, усваиваются некритически, принимаются осн. массой индивидов на веру, формирование С. часто предшествует личному опыту, который затем в большинстве случаев «подгоняется под стереотип». Изменение укоренившихся С. совершается очень медленно, оно затруднено действием многочисл. психологич. и социальных факторов (инерционностью или ригидностью психики индивида, давлением доминирующих в обществе коллективных представлений – верований, убеждений, вкусов и т. д.).
Социальные С. оказывают значит. влияние на характер межличностных и особенно межгрупповых взаимодействий. С., содержащий искажённый и предвзятый образ объекта, обычно именуется предрассудком или предубеждением. В зависимости от направленности С. на представителей «своей» или «чужой» группы различают автостереотипы (часто идеализируемые) и гетеростереотипы (нередко негативные). Крайней формой негативной стереотипизации «другого» является «образ врага». Начало изучению этнич. стереотипов было положено У. Самнером. В гендерной социологии и гендерной психологии исследуются С. маскулинности и фемининности – исторически обусловленные представления о «типично мужском» и «типично женском» складе характера и мышления, об ожидаемом от лиц определённого пола поведения в конкретных ситуациях.
С. как элемент обществ. настроений активно используются или направленно формируются в практиках политич. пропаганды, рекламы и т. п. Выявление С. массового сознания – важная задача, решаемая при проведении опросов общественного мнения. Роль процедур стереотипизации в процессе социального конструирования реальности на уровне повседневной жизни – одна из центр. тем в феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).
Стереотип | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
СТЕРЕОТИП
Стереотип — см. динамический стереотип, Социальный стереотип.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Стереотип — нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость.
Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН.
Стереотип (Stereotype) — мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Стереотип (стерео + греч. typos – отпечаток)
- в нейрофизиологии – фиксированный порядок осуществления условно-рефлекторных действий;
- в социальной психологии — устойчивое, привычное и обычно упрощенное обобщение относительно какой-то группы или некоего класса людей. В таком понимании термин чаще применяется в негативном контексте. Например, эйджизм – неоправданная переценка молодости и дискриминация стариков. Между тем специальные исследования как будто не подтверждают теорию о том, что люди, в основной своей массе, считают жестокими и «неточными» всех других людей, которые принадлежат иным группам и классам;
- в культурологии – набор широко распространенных обощений относительно психологических характеристик группы или класса людей;
- привычное отношение человека к какому-то явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего личного опыта.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Стереотип
— термин происходит из полиграфии, где он означал твердую матрицу или «пластину», которую, если она уже набрана, трудно менять.- Сохраняя эту этимологию, термин обычно использовался в социальных науках для обозначения набора довольно устойчивого, упрощенного обобщения относительно группы или класса людей. Здесь подчеркиваются отрицательные, неблагоприятные характеристики, хотя некоторые авторы рассматривают положительные, но предвзятые и неточные убеждения как компоненты стереотипа. При данной неоднозначности этого значения представляет интерес то, что эмпирические исследования установок людей по отношению к социальным группам и классам, отличным от их собственных, не подтвердили теорию, предполагаемую этим определением, особенно относительно представлений о жесткости и неточности.
- В культуре – набор широко распространенных обобщений относительно психологических характеристик группы или класса людей.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Стереотип
Как формируются стереотипы и можно ли их изменить?: Институт политических исследований
Психолог Элис Игли считает, что изменения возможны произвольно, — сказала Элис Игли, — но основано на наблюдениях из повседневной жизни».
Люди формируют стереотипы, основанные на предположениях о социальных ролях групп, например, те, кто бросил школу в индустрии быстрого питания.
Представьте себе бросившего школу. А теперь подумайте о том, какую профессию этот человек, скорее всего, займет. Если бы на ум пришло слово «работник фаст-фуда», вы были бы правы: в индустрии фаст-фуда преобладают лица, бросившие школу.
В Journal of Personality and Social Psychology социальный психолог IPR Элис Игли и Энн Кениг из Университета Сан-Диего, бывший научный сотрудник с дипломом IPR, исследуют, как люди формируют стереотипы, основанные на такого рода выводах о социальные роли.
Они первыми исследовали, как «теория социальных ролей», которая в основном использовалась для понимания гендерных стереотипов, может объяснить, почему люди, например, верят, что, как правило, выпускники МВА соревнуются, а пожилые люди добры. Теория предполагает, что, когда люди наблюдают за группой, чрезмерно представленной в определенных ролях — например, женщинами в качестве опекунов, — они экстраполируют черты, которые, по их мнению, разыгрываются в этих ролях, такие как более заботливые, и приписывают их всей группе — то есть , женщинам в целом.
Элис ИглиЧтобы оценить важность профессиональных ролей в формировании стереотипов, Игли и Кениг провели серию экспериментов. В первоначальном эксперименте участники назвали типичные профессиональные роли, связанные с группами, начиная от чернокожих мужчин и латиноамериканцев и заканчивая бедняками, республиканцами и бросившими школу. Эти суждения о типичных ролях были в целом достаточно точными, как показывают профессиональные данные Бюро трудовой статистики. В других экспериментах они оценивали черты, необходимые для успеха в этих ролях, а также черты, необходимые для воспроизведения типичного ролевого поведения — например, для работника фаст-фуда «обслуживать клиентов в местах общественного питания, которые специализируются на быстром обслуживании». В ходе экспериментов стереотипы каждой из социальных групп совпадали с качествами, которые участники приписывали типичным занятиям рассматриваемой социальной группы.Общая идея данного исследования заключается в том, что стереотипы групп происходят из повседневных наблюдений за видами социальные роли, которые играют члены группы.
«Стереотипы не таинственны и не произвольны, — сказал Игли, — они основаны на наблюдениях повседневной жизни».
Кроме того, стереотипы не являются ни фиксированными, ни жесткими, считают Игли и Кениг. В другом эксперименте они сообщили участникам исследования, что, например, в ближайшие 25–30 лет больше белых мужчин станут медсестрами, а затем спросили, как их будут воспринимать. Участники изменили свои стереотипы о группе белых мужчин, чтобы отразить эти новые роли. Другими словами, если достаточному количеству членов стереотипной группы удастся проникнуть в новые области — будь то мужчины в уходе за больными или женщины в математике и естественных науках — преобладающие стереотипы о них, скорее всего, изменятся.
Конечно, чтобы проникнуть в новые области, члены стереотипных групп должны быть наняты в них. Именно здесь должны начинаться политические вмешательства, утверждает Игли.
«Мы не можем просто напрямую изменить стереотип или лежащую в его основе психологию, потому что он основан на повседневных наблюдениях», — сказал Игли, отметив, что люди должны стремиться расширить доступ обездоленных групп к лучшей работе. «Мы должны изменить реальность, которую наблюдают люди».
Элис Игли — профессор кафедры искусств и наук им. Джеймса Падильи, профессор психологии и стипендиат IPR.
Фото: Стив Снодграсс, Flickr
Опубликовано: 25 августа 2015 г.
Bias | Psychology Today
Когнитивные искажения, дискриминация, эвристика, предубеждения, стереотипы, расизм, сексизм, предвзятость в корыстных целях, предвзятость актера/наблюдателя, предвзятость к изменению
Отзыв от Psychology Today Staff
Предубеждение — это склонность, склонность или предубеждение по отношению к чему-то или кому-то или против них. Некоторые предубеждения являются положительными и полезными, например, выбор в пользу продуктов, которые считаются полезными, или отказ от общения с кем-то, кто сознательно причинил вред. Но предубеждения часто основаны на стереотипах, а не на фактическом знании человека или обстоятельств. Будь то положительные или отрицательные, такие когнитивные ярлыки могут привести к предубеждениям, которые приводят к необдуманным решениям или дискриминационным действиям.
Содержимое
- Предвзятость и стереотипы
- Предубеждения и когнитивные ошибки
Предвзятость и стереотипы
Предвзятость часто характеризуется как стереотипы о людях, основанные на группе, к которой они принадлежат, и/или на основе неизменных физических характеристик, которыми они обладают, таких как их пол, этническая принадлежность или сексуальная ориентация. Этот тип смещения может иметь вредные последствия в реальном мире. Люди могут осознавать или не осознавать, что они придерживаются этих предубеждений.
Феномен неявной предвзятости относится к влиянию общества, которое ускользает от сознательного обнаружения. Чтобы обращать внимание на полезные предубеждения — и в то же время держать под контролем негативные, предвзятые или случайные предубеждения — требуется тонкий баланс между самозащитой и сочувствием к другим.
Что такое предвзятость?
Предвзятость — это естественная склонность за или против идеи, объекта, группы или отдельного человека. Этому часто учатся, и оно сильно зависит от таких переменных, как социально-экономический статус человека, раса, этническая принадлежность, уровень образования и т. д. На индивидуальном уровне предвзятость может негативно повлиять на чьи-то личные и профессиональные отношения; на общественном уровне это может привести к несправедливому преследованию группы, например, к Холокосту и рабству.
Что заставляет людей быть предвзятыми?
Начиная с раннего возраста, люди будут различать тех, кто похож на них, свою «свою группу», и тех, кто не похож на них, «их чужую группу».
Что такое бессознательное или имплицитное предубеждение?
Люди по своей природе предвзяты — им нравятся одни вещи и не нравятся другие, часто они не полностью осознают свои предубеждения. Предвзятость приобретается в молодом возрасте, часто в результате воспитания. Это бессознательное предубеждение становится проблематичным, когда оно заставляет человека или группу плохо относиться к другим из-за их пола, этнической принадлежности, расы или других факторов.
Может ли человек быть беспристрастным?
Как правило, нет. У всех есть какая-то предвзятость. Человеку свойственно выносить суждения на основе первых впечатлений.
Кроме того, у большинства людей на протяжении всей жизни есть обусловленность со стороны школ, религиозных организаций, их родных семей и средств массовой информации. Однако, критически размышляя над суждениями и осознавая белые пятна, люди могут избежать стереотипов и действий, основанных на пагубных предрассудках.Как можно уменьшить предвзятость?
Призывы людей «подавить предрассудки» или расизм часто имеют противоположный эффект. Когда людей обучают замечать предвзятые или расистские мысли, не пытаясь отталкивать их, они в результате могут сделать осознанный выбор в отношении того, как они ведут себя по отношению к другим. Это может привести к меньшей дискриминации и уменьшению предвзятости с течением времени.
Предубеждения и когнитивные ошибки
Категория предубеждений, известная как когнитивные искажения, представляет собой повторяющиеся модели мышления, которые могут привести к неточным или необоснованным выводам. Когнитивные искажения могут помочь людям быстрее принимать решения, но эти решения не всегда точны. Некоторые распространенные причины включают в себя несовершенную память, недостаточное внимание, естественные ограничения способности мозга обрабатывать информацию, эмоциональный вклад, социальное давление и даже старение. При оценке исследований — или даже собственных мыслей и поведения — важно помнить о когнитивных искажениях и пытаться противостоять их последствиям, когда это возможно.
Что такое смещение актера-наблюдателя?
Когда вы являетесь актером, вы, скорее всего, будете рассматривать свои действия как результат внешних и ситуационных факторов. Принимая во внимание, что, когда вы наблюдаете за другими людьми, вы, скорее всего, будете воспринимать их действия как основанные на внутренних факторах (например, на общем характере). Это может привести к магическому мышлению и отсутствию самосознания.
Что такое якорная предвзятость?
Люди склонны хвататься за первую доступную информацию и бессознательно использовать ее для «привязки» своего процесса принятия решений, даже если информация неверна или предвзята. Это может привести к искаженным суждениям и неверным решениям, особенно если они не тратят время на обдумывание своих вариантов.
Что такое предвзятость атрибуции?
Предвзятость атрибуции возникает, когда кто-то пытается приписать причины или мотивы действиям других без конкретных доказательств в поддержку таких предположений.
Что такое предвзятость подтверждения?
Предвзятость подтверждения относится к тенденции мозга искать и сосредотачиваться на информации, которая поддерживает то, во что кто-то уже верит, игнорируя при этом факты, которые противоречат этим убеждениям, несмотря на их актуальность.
Что такое проклятие знания и ретроспективного предубеждения?
Люди с предубеждением задним числом считают, что должны были предвидеть определенные результаты, которые могут быть очевидны только сейчас, когда у них есть больше знаний и перспективы. Они могут забыть, что во время события большая часть необходимой информации просто не была доступна. Они также могут делать несправедливые предположения о том, что другие люди разделяют их опыт и ожидать, что они придут к таким же выводам.
Что такое эффект Даннинга-Крюгера?
При эффекте Даннинга-Крюгера людям не хватает самосознания, чтобы точно оценить свои навыки. Они часто переоценивают свои знания или способности. Например, нередко думают, что вы умнее, добрее или лучше умеете управлять другими, чем средний человек.
Что такое фундаментальная ошибка атрибуции?
Люди чаще приписывают чужие действия своей личности, чем принимают во внимание ситуацию, в которой они оказались. Однако они редко совершают эту фундаментальную ошибку атрибуции при анализе собственного поведения.
Что такое эффект ореола?
Эффект ореола возникает, когда ваше положительное первое впечатление о ком-то окрашивает ваше общее восприятие этого человека. Например, если вы поражены тем, насколько кто-то красив, вы можете предположить, что у него есть и другие положительные черты, например, он мудр, умен или смел. Негативное впечатление, на первый взгляд, может привести к тому, что вы будете думать о человеке самое худшее, что приведет к «обратному ореолу» или «эффекту рогов».
Что такое склонность к негативу?
Людям нравится побеждать, но еще больше они ненавидят проигрывать. Поэтому они, как правило, обращают больше внимания на негативные результаты и взвешивают их больше, чем позитивные, при принятии решения. Эта предвзятость к негативу объясняет, почему мы больше фокусируемся на неприятных событиях и почему большую часть времени новости кажутся такими ужасными.
Что такое предвзятость оптимизма и предвзятость пессимизма?
Люди склонны переоценивать вероятность положительного исхода, когда они в хорошем настроении.