Стереотип это в психологии определение: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Содержание

Стереотип — Психологос

Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Западная традиция У. Липпман

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.

к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом.

Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Архетипы и стереотипы

Отечественная традиция

В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.

Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

Источники

  • Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  • Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. Г. Подвойский

СТЕРЕОТИ́П (от сте­рео. .. и греч. τύπος – от­пе­ча­ток) в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ус­той­чи­вый, обыч­но уп­ро­щён­ный об­раз то­го или ино­го объ­ек­та (ин­ди­ви­да, груп­пы, со­бы­тия, фак­та и т. п.), вос­про­из­во­ди­мый в соз­на­нии че­ло­ве­ка и оп­ре­де­ляю­щий его от­но­ше­ние к дан­но­му объ­ек­ту. При­ня­то го­во­рить о С. вос­при­ятия и мыш­ле­ния, а так­же о со­от­вет­ст­вую­щих им фор­мах прак­тич. по­ве­де­ния.

Клас­сич. трак­тов­ка С. в рус­ле тра­ди­ции праг­ма­тиз­ма бы­ла пред­ло­же­на амер. пуб­ли­ци­стом У. Липп­ма­ном в кн. «Об­ще­ст­вен­ное мне­ние» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаб­ло­ны», или «схе­мы», по­мо­гаю­щие ори­ен­ти­ро­вать­ся в ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти и вы­пол­няю­щие функ­ции «эко­но­мии мыш­ле­ния» и пси­хо­ло­гич. за­щи­ты, под­дер­жи­вая ус­той­чи­вость субъ­ек­тив­ной кар­ти­ны ми­ра ин­ди­ви­да.

С. мо­гут быть не­га­тив­ны­ми и по­зи­тив­ны­ми, яв­ны­ми и ла­тент­ны­ми, бо­лее или ме­нее яр­ко вы­ра­жен­ны­ми и осоз­на­вае­мы­ми их но­си­те­ля­ми. Ин­ди­вид обыч­но ус­ваи­ва­ет С. сво­его со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния, в фор­ми­ро­ва­нии С. уча­ст­ву­ют разл. аген­ты со­циа­ли­за­ции (се­мья, шко­ла, кон­фес­сио­наль­ные струк­ту­ры, по­ли­тич. пар­тии, проф. со­об­ще­ст­ва, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и т. д.). С., как пра­ви­ло, ус­ваи­ва­ют­ся не­кри­ти­че­ски, при­ни­ма­ют­ся осн. мас­сой ин­ди­ви­дов на ве­ру, фор­ми­ро­ва­ние С. час­то пред­ше­ст­ву­ет лич­но­му опы­ту, ко­то­рый за­тем в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев «под­го­ня­ет­ся под сте­рео­тип». Из­ме­не­ние уко­ре­нив­ших­ся С. со­вер­ша­ет­ся очень мед­лен­но, оно за­труд­не­но дей­ст­ви­ем мно­го­числ. пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров (инер­ци­он­но­стью или ри­гид­но­стью пси­хи­ки ин­ди­ви­да, дав­ле­ни­ем до­ми­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний – ве­ро­ва­ний, убе­ж­де­ний, вку­сов и т. д.).

Со­ци­аль­ные С. ока­зы­ва­ют зна­чит. влия­ние на ха­рак­тер меж­лич­но­ст­ных и осо­бен­но меж­груп­по­вых взаи­мо­дей­ст­вий. С., со­дер­жа­щий ис­ка­жён­ный и пред­взя­тый об­раз объ­ек­та, обыч­но име­ну­ет­ся пред­рас­суд­ком или пре­ду­бе­ж­де­ни­ем. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти С. на пред­ста­ви­те­лей «сво­ей» или «чу­жой» груп­пы раз­ли­ча­ют ав­то­сте­рео­ти­пы (час­то идеа­ли­зи­руе­мые) и ге­те­ро­сте­ре­о­ти­пы (не­ред­ко не­га­тив­ные). Край­ней фор­мой не­га­тив­ной сте­рео­ти­пи­за­ции «дру­го­го» яв­ля­ет­ся «об­раз вра­га». На­ча­ло изу­че­нию эт­нич. сте­рео­ти­пов бы­ло по­ло­же­но У. Сам­не­ром. В ген­дер­ной со­цио­ло­гии и ген­дер­ной пси­хо­ло­гии ис­сле­ду­ют­ся С. мас­ку­лин­но­сти и фе­ми­нин­но­сти – ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ные пред­став­ле­ния о «ти­пич­но муж­ском» и «ти­пич­но жен­ском» скла­де ха­рак­те­ра и мыш­ле­ния, об ожи­дае­мом от лиц оп­ре­де­лён­но­го по­ла по­ве­де­ния в кон­крет­ных си­туа­ци­ях.

С. как эле­мент об­ществ. на­строе­ний ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся или на­прав­лен­но фор­ми­ру­ют­ся в прак­ти­ках по­ли­тич. про­па­ган­ды, рек­ла­мы и т.  п. Вы­яв­ле­ние С. мас­со­во­го соз­на­ния – важ­ная за­да­ча, ре­шае­мая при про­ве­де­нии оп­ро­сов об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Роль про­це­дур сте­рео­ти­пи­за­ции в про­цес­се со­ци­аль­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния ре­аль­но­сти на уров­не по­все­днев­ной жиз­ни – од­на из центр. тем в фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии (А. Шюц, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

Стереотипы: определение, примеры и последствия

Стереотипы: определение, примеры и последствия

Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат

Стереотипы — это наши предположения о людях, основанные на их принадлежности к определенным социальным группам. Стереотипы имеют далеко идущие последствия для нашего общества.​

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

После окончания колледжа я год жил в Египте. Это было первое место, где я когда-либо был, где я не был человеком по умолчанию — белым и говорящим по-английски. Впервые меня воспринимали как стереотипного американца. Это означало, что люди на улице предполагали, что я люблю американский фаст-фуд, знаю все самые популярные песни и живу в Калифорнии или Нью-Йорке9.0012

Это был мой главный опыт стереотипного восприятия, и, учитывая все обстоятельства, это было довольно безобидно. Я имею честь не поддаваться стереотипам, которые ставят под угрозу мою карьеру или благополучие, как многие люди. Но это дало мне немного почувствовать, каково это, когда тебя судят люди еще до того, как мы начали взаимодействовать. (И в какой-то степени я думаю, что, как мужчина в преимущественно женских профессиях — психологии и консультировании — я продолжаю время от времени сталкиваться со стереотипными интерпретациями.) Давайте посмотрим, что показали нам научные исследования в отношении стереотипов, в том числе серьезные последствия для нашего общества.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое стереотипы? (Определение)​ Стереотипы — это быстрые суждения, которые мы делаем о других людях на основе одной-единственной характеристики, которой они обладают (Bodenhausen et al. , 1994). Они отражают ассоциации, которые у нас есть между этой конкретной характеристикой и другими чертами личности, которые, как мы думаем, может иметь человек. Стереотипы — это упрощенные суждения, которые мы делаем вместо того, чтобы рассматривать другого человека как уникальную личность, о которой мы не можем делать никаких предположений.

Стереотипы — это форма социальной категоризации. У нас есть естественная и автоматическая тенденция пытаться классифицировать людей по группам (Fiske, 1998). Эта склонность исчезла бы, если бы она не была хоть сколько-нибудь эффективной, и действительно, предположения, которые мы делаем о других людях на основе отдельных черт, не всегда вредны. Однако формирование стереотипов не является полностью автоматическим; мы можем и должны распознавать, когда делаем такие предположения, а также ситуации, которые делают нас более склонными к стереотипам (Фиске, 19 лет).98).

Это связано с тем, что формирование стереотипов предполагает веру в то, что члены определенной группы всегда ведут себя определенным образом или обладают определенной чертой в результате принадлежности к этой группе. Например, о евреях иногда говорят, что они жадные и политически либеральные (Беринский и Мендельберг, 2005). Первый стереотип стал гораздо менее приемлемым для озвучивания, в то время как второй может считаться некоторыми людьми более разумным предположением. Однако ни один из стереотипов не является справедливым предположением о каком-либо конкретном еврее.​

Вопреки стереотипам​

Противоположностью стереотипизации является воздержание от каких-либо предположений или суждений о людях, основанных исключительно на их социальной идентичности или категориях, которым они соответствуют. Это означает не делать поспешных выводов о том, кем является человек, исходя из его расы или этнической принадлежности, пола, национальности, языка, на котором он говорит, работы, которую он выполняет, и так далее.

Взаимодействовать с другими людьми, не впадая в стереотипы о них, было бы очень сложно! Категоризация и создание ассоциаций — настолько естественные функции нашего мозга, что эти вещи происходят регулярно и автоматически. Что мне кажется более важным, так это то, что мы не действуем в соответствии с этими стереотипными мыслями, и когда мы говорим или делаем что-то, основанное на стереотипном мышлении, мы берем на себя ответственность за это» 9.0012

Причины стереотипов

Это фундаментальная человеческая потребность понимать, где мы находимся по отношению к другим людям (Брюэр, 1999). Это может означать необходимость знать, принадлежим мы к какой-то группе или нет, или пришел ли другой человек с миром или представляет собой угрозу. Независимо от социальной мотивации, мы делаем эти суждения менее чем за секунду (Ito & Urland, 2003) и действуем соответственно. Эта способность читать других людей может сделать нас невероятно гибкими и эффективными социальными операторами — представьте себе прирожденного политика, такого как Барак Обама, работающего с толпой, — но она также заставляет нас думать и вести себя предвзято.

Мы можем использовать теорию межгруппового развития (Bigler & Liben, 2006), чтобы объяснить, как мы приходим к стереотипным представлениям о других людях. Эта теория предполагает, что, поскольку мы такие хорошие категоризаторы и поскольку это так важно для эффективного функционирования в мире, мы с раннего возраста учимся искать различия между людьми. Со временем мы замечаем закономерности в этих различиях и начинаем классифицировать людей по группам.​

Пример гендерных стереотипов

Возьмем пример пола. Дети с раннего возраста замечают, что одни люди более склонны что-то делать, чем другие. Поскольку многие аспекты нашей культуры организованы вокруг гендерной бинарности, дети естественным образом замечают, что мальчики и мужчины делают чаще, а что девочки и женщины. Хотя этот процесс социальной категоризации имеет бесчисленные практические преимущества (Bigler & Liben, 2006), он также может привести к множеству ошибок в суждениях, от предположения, что молодая девушка не будет заинтересована в участии в научной ярмарке, до воздержания от предложения эмоциональную поддержку мужчины, когда он явно расстроен.​

Примеры стереотипов

Как отмечалось выше, стереотипы обычно вращаются вокруг нашей основной социальной идентичности или категорий. Существует множество примеров гендерных стереотипов, таких как убеждение, что мужчины не эмоциональны или могут выражать только гнев, в то время как женщины чрезмерно эмоциональны. Вероятно, также легко приходят на ум расовые и этнические стереотипы, такие как ассоциации чернокожих с преступностью или американцев азиатского происхождения с почтительностью или одаренными учеными.

Последствия стереотипов​

Стереотипы имеют целый ряд последствий. Хотя некоторые из них могут быть относительно безобидными, многие из них чрезвычайно вредны. Даже простое ожидание стереотипов со стороны других людей может повлиять на их спортивные и академические успехи, принятие финансовых решений и эффективность на работе (Spencer et al., 2016b). В качестве хорошего примера того, как придерживание стереотипов может привести к негативным последствиям, нам не нужно смотреть дальше примера расовых стереотипов, влияющих на принятие решений среди полицейских, что привело к множеству ненужных смертей и высокому уровню политических и социальных потрясений (Spencer et al. др., 2016а).

Стереотипы также влияют на наши рабочие места, приводя к неравному отношению к сотрудникам, когда речь идет об отзывах о работе, продвижении по службе и приеме на работу (Operario & Fiske, 2001). Было предпринято много усилий для борьбы со стереотипами в профессиональной среде, потому что рабочие места представляют собой системы, в которых лидеры могут оказывать более сильное влияние на культуру компании, и некоторые меры действительно помогают уменьшить влияние стереотипов на результаты на рабочем месте.​

Теория стереотипов

Многое из того, что психологи думают о стереотипах, сводится к следующему: иногда это эффективный и высокоэффективный способ мышления, поэтому мы продолжаем им пользоваться (Wegener et al., 2006). Наш мозг всегда старается быть максимально эффективным и, кажется, готов пожертвовать точностью ради эффективности. Другими словами, мы создаем стереотипы, потому что нам часто сойдет с рук мгновенное суждение о людях и ситуациях.

Исследования в области социальной психологии говорят нам, что стереотипы — это поведение, которое укоренено в нашем социальном контексте так же, как и в нашем мозгу (Amodio, 2014). Когда нам приходится принимать решения в условиях дефицита времени или когда мы попадаем в особенно опасные ситуации, мы с большей вероятностью создаем стереотипы о других людях. Наше мышление становится еще более автоматическим и менее рефлексивным, когда активизируются более старые, более ориентированные на выживание части нашего мозга (Amodio, 2014).

Теория предполагает, что в такие моменты мы используем наши предубеждения о данной группе, чтобы быстро оценить человека, с которым взаимодействуем, и принять меры. Кажется, что просто нет времени, чтобы более вдумчиво оценить человека или ситуацию, и у нас, кажется, есть веские основания полагать, что предубеждения реальны или эффективны. В самом деле, преодолеть этот автоматический и в основном бессознательный когнитивный паттерн довольно сложно (Amodio, 2014). И на самом деле многие люди верят в стереотипы не только бессознательно, но и сознательно (Wegener et al., 2006)9.0009

Стереотип Угроза

Угроза стереотипа — это опыт осознания того, что человек может быть стереотипным в определенной ситуации, — опыт, который может легко заставить человека расстроиться или изменить свое поведение (Spencer et al., 2016a). Например, чернокожий человек может столкнуться с угрозой стереотипа, когда он хочет выразить свое недовольство ситуацией, но боится, что его будут воспринимать как «сердитого чернокожего». Хорошо изученный эффект угрозы стереотипов проявляется в успеваемости. Когда детям напоминают об их расовой, этнической или гендерной идентичности и о том, как это связано с более низкой успеваемостью, они, как правило, хуже сдают тесты (Steele & Aronson, 19).95).​

Стереотипы и предвзятость

Стереотипы можно рассматривать как своего рода предубеждение, возникающее в результате наблюдения за людьми в их различных социальных ролях (Eagly & Wood, 2012). Например, мы видим больше женщин, чем мужчин, в роли опекунов, будь то родитель, учитель начальной школы или медсестра. Со временем мы начинаем ассоциировать характеристики и поведение человека в этой роли, такие как забота, воспитание и приспособление, с социальной категорией женщин. Другими словами, мы разработали предвзятый способ интерпретации женщин: мы предполагаем, что характеристики, которые мы наблюдали у предыдущих женщин, будут справедливы и для следующей женщины, которую мы встретим.0012

Стереотипы и предрассудки

Стереотипы — это форма предубеждения или осуждения кого-то до того, как вы его узнаете. Некоторые психологи отмечают, что это предубеждение состоит из двух основных компонентов: теплоты и компетентности (Fiske et al., 2002). Это означает, что наши стереотипы обычно состоят из ожидания того, что кто-то будет обладать высокой или низкой теплотой или компетентностью. Например, стереотипы о чернокожих мужчинах часто включают в себя их высокую спортивную компетентность, но также и агрессивность (другими словами, низкую теплоту)9. 0012

Стереотипы гендерных ролей

Многие исследования посвящены гендерным стереотипам (Ellemers, 2018). Женщины воспринимаются как более эмоциональные и более эмоционально выразительные, чем мужчины (Plant et al., 2000). С другой стороны, мужчины воспринимаются как более сексуальные, чем женщины. Хотя многие гендерные стереотипы отражают лишь очень небольшую фактическую разницу между мужчинами и женщинами при измерении на больших выборках, они продолжают оказывать очень сильное влияние на то, как мы живем и как относимся друг к другу (Ellemers, 2018).

Стереотипы в кино

Стереотипы увековечены персонажами, которых мы видим в фильмах. Фильмы Диснея являются особенно хорошим примером этого, потому что они постоянно демонстрируют стереотип «что красиво, то хорошо». Многочисленные исследования показали, что «хорошие» персонажи в фильмах Диснея изображаются более привлекательными и имеют более счастливый конец (Bazzini et al., 2010; Smith et al., 1999). Такое изображение имеет значение: в одном исследовании после просмотра диснеевского фильма дети указали, что им больше интересно играть с более привлекательными сверстниками, чем с менее привлекательными сверстниками (Bazzini et al. , 2010). Другое исследование показало очень похожий эффект у взрослых после просмотра других популярных фильмов (Smith et al., 19).99).

Стереотипы в рекламе

Стереотипы тоже везде в рекламе. Ученые эффективно проследили долгую историю использования расистских или гендерных стереотипов, чтобы попытаться продать товары (Boulton, 2016), что может быть связано с тем, что сам рекламный мир — это в основном белая и мужская индустрия. Только недавно рекламодатели начали намеренно использовать представления различных гендерных ролей и нестереотипные изображения цветных людей для продажи своей продукции (Grau & Zotos, 2016).

Стереотипы пожилых людей

Стереотипы пожилых людей сосредоточены на идее о том, что пожилые люди теряют свои когнитивные способности, например, становятся более забывчивыми (Hummert et al., 1994). Хотя эти стереотипы могут иногда защищать пожилых людей от давления, побуждающего заниматься трудной для них деятельностью (Snyder & Miene, 1994), они также часто дегуманизируют пожилых людей и приводят к несправедливому обращению.

Статьи, связанные со стереотипами

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Самоисполняющееся пророчество: определение, примеры и теории
  • Позитивное подкрепление: определение, теория и примеры
  • Подсознание: определение, мысли и поведение​

Книги, связанные со стереотипами

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.0136
  • Кто я? I Am Me!: Книга, посвященная гендерному равенству, гендерным стереотипам, принятию и разнообразию
  • Справочник SAGE о предрассудках, стереотипах и дискриминации
  • Заключительные мысли о стереотипах​

    Как я надеюсь, я ясно объяснил, что стереотипы — очень естественная человеческая склонность, которая, к сожалению, приводит к множеству негативных последствий. Когда мы становимся объектами стереотипов, я надеюсь, мы можем признать, что это не является личным и часто происходит бессознательно. В то же время я надеюсь, что мы все также можем взять на себя ответственность за те моменты, когда мы скатываемся к стереотипному мышлению.

    Чтобы получить очень человеческое описание того, что значит быть человеком в мире стереотипов, я рекомендую посмотреть следующий TED Talk:​

    Видео: Стереотипы​

    Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

    Ссылки

    • Амодио, Д. М. (2014). Неврология предубеждений и стереотипов. Nature Reviews Neuroscience, 15 (10), 670–682.
    • Баззини Д., Куртин Л., Джослин С., Риган С. и Марц Д. (2010). Отражают ли анимационные персонажи Диснея и продвигают ли они стереотип о красоте и доброте? Журнал прикладной социальной психологии, 40 (10), 2687–2709.
    • Беринский, А. Дж., и Мендельберг, Т. (2005). Косвенное влияние дискредитированных стереотипов на суждения еврейских лидеров. Американский журнал политических наук, 49 (4), 845–864.
    • Биглер, Р. С., и Либен, Л. С. (2006). Межгрупповая теория развития социальных стереотипов и предубеждений. Успехи в развитии и поведении детей, 34 , 39–89.
    • Боденхаузен, Г.В., Шеппард, Л.А., и Крамер, Г.П. (1994). Отрицательный аффект и социальное суждение: дифференциальное воздействие гнева и печали. Европейский журнал социальной психологии, 24 (1), 45–62.
    • Боултон, К. (2016). Черные личности в рекламе: расовое неравенство, переключение кода и угроза стереотипов. Howard Journal of Communications, 27 (2), 130–144.
    • Брюэр, М. Б. (1999). Психология предрассудков: внутригрупповая любовь и чужая ненависть? Журнал социальных вопросов, 55 (3), 429–444.
    • Игли, А. Х., и Вуд, В. (2012). Теория социальных ролей. В PAM Van Lange, AW Kruglanski и ET Higgins (Eds.), Справочник по теориям социальной психологии (стр. 458–476). Sage Publications Ltd.
    • Эллемерс, Н. (2018). Гендерные стереотипы. Ежегодный обзор психологии, 69 , 275–298.
    • Фиске, С. Т. (1998). Стереотипы, предрассудки и дискриминация. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (стр. 357–411). Макгроу-Хилл.
    • Фиске С.Т., Кадди А.Дж., Глик П. и Сюй Дж. (2002). Модель (часто смешанного) стереотипного содержания: компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции. Журнал личности и социальной психологии, 82 (6), 878–902.
    • Грау, С.Л., и Зотос, Ю.К. (2016). Гендерные стереотипы в рекламе: обзор текущих исследований. Международный журнал рекламы, 35 (5), 761–770.
    • Hummert, M.L., Garstka, T.A., Shaner, J.L., & Strahm, S. (1994). Стереотипы пожилых людей, которых придерживаются молодые люди, люди среднего и пожилого возраста. Журналы геронтологии, 49 (5), 240–249.
    • Ито, Т.А., и Урланд, Г.Р. (2003). Раса и пол в мозгу: электрокорковые меры внимания к расе и полу людей, поддающихся множественной классификации. Журнал личности и социальной психологии, 85 (4), 616–626.
    • Операрио, Д., и Фиске, С.Т. (2001). Причины и последствия стереотипов в организациях. В M. London (Ed.), Как люди оценивают других в организациях (стр. 45–62). Издательство Лоуренса Эрлбаума Ассошиэйтс.
    • Плант, Э.А., Хайд, Дж.С., Кельтнер, Д., и Дивайн, П.Г. (2000). Гендерные стереотипы эмоций. Psychology of Women Quarterly, 24 (1), 81–92.
    • Смит С.М., Макинтош В.Д. и Бадзини Д.Г. (1999). Красиво ли хорошо в Голливуде? Исследование стереотипа красоты и добра в кино. Фундаментальная и прикладная социальная психология, 21 (1), 69–80.
    • Снайдер, М., и Миене, П.К. (1994). Стереотипы пожилых людей: функциональный подход. Британский журнал социальной психологии, 33 (1), 63–82.
    • Спенсер, К.Б., Шарбонно, А.К., и Глейзер, Дж. (2016a). Неявная предвзятость и контроль. Компас социальной психологии и психологии личности, 10 (1), 50–63.
    • Спенсер, С.Дж., Логель, К., и Дэвис, П.Г. (2016b). Стереотипная угроза. Ежегодный обзор психологии, 67 , 415–437.
    • Стил, К.М., и Аронсон, Дж. (1995). Угроза стереотипов и интеллектуальные тесты афроамериканцев. Журнал личности и социальной психологии, 69 (5), 797–811.
    • Вегенер, Д. Т., Кларк, Дж. К., и Петти, Р. Э. (2006). Не все стереотипы созданы равными: различные последствия вдумчивых и непродуманных стереотипов. Журнал личности и социальной психологии, 90 (1), 42–59.

    Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

    Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

    Ключевые статьи:

    • Счастье​
    • Благополучие
    • Эмоции
    • Управление стрессом
    • Уверенность в себе
    • Самостоятельный автомобиль e
    • Manifestation
    • ​Все статьи. ..
    Пакеты контента :

    • Пропуск All-Access
    • Пакеты контента PLR
    • Курсы PLR​

    Психология. Стереотипы и их динамика — 2428 слов

    Содержание

    1. Введение
    2. Обсуждение
    3. Заключение
    4. Список литературы

    Введение 9000 7

    Оксфордский онлайн-словарь (2008 г.) определяет «стереотип» как «предвзятое и чрезмерно упрощенное представление о характеристиках, которые типизируют человека или вещь». Онлайн-словарь Merriam-Webster (2008 г.) утверждает, что стереотип — это «что-то, соответствующее фиксированному или общему образцу; особенно: стандартизированная мысленная картина, которая является общей для членов группы и представляет собой чрезмерно упрощенное мнение, предвзятое отношение или некритическое суждение». Оба определения важны с самого начала, потому что они отражают суть стереотипов, преобладающих сегодня в мире. Стереотипы существовали всегда, с момента образования первых человеческих обществ. Это эссе направлено на изучение психологических последствий стереотипов для общества в мире и того, что можно сделать, чтобы избежать такой практики.

    Причин, по которым люди прибегают к стереотипам, много. Социологи уже давно предполагают, что люди пытаются разбить сложные ситуации на более мелкие упрощенные части, чтобы лучше справляться с ситуацией. Этот процесс дезагрегации — естественный психологический феномен, основанный на убеждении ученых-бихевиористов в том, что человеческий разум имеет ограниченные возможности познания и, следовательно, ищет простоты для анализа фактов по мере их поступления. Этот процесс дезагрегации часто называют «категоризацией». Люди склонны классифицировать объекты, людей и события в упрощенных категориях для простоты реагирования на них, когда этого требует ситуация. «Мы группируем вещи по категориям, потому что ожидаем, что вещи в определенной категории будут вести себя сходным образом, поэтому у нас есть простой способ понять поведение» (Шнайдер, 2004, стр. 64). Например, у квадрата четыре стороны, перпендикулярные друг другу; это категория, которую люди используют для категоризации всех форм, приближающихся к квадрату, когда на самом деле это может быть не квадрат. Таким образом, категоризация является «конструкцией» механизмов обработки человеческой памяти, и, следовательно, такая категоризация со временем закрепляется в так называемых стереотипах. Этот завершенный процесс применительно к людям приводит к глубоким психологическим следствиям, которые изменили ход истории, привели к преследованиям в некоторых обществах, волнениям и войнам. Не все стереотипы негативны, и некоторые позитивные стереотипы оказали благотворное влияние на человечество.

    Социальный контекст стереотипов важен для понимания этого явления. Первые уроки стереотипизации ребенок получает от родителей и близких родственников. Некоторые из этих стереотипов используются в качестве инструментов для изменения поведения ребенка, а не для того, чтобы дисциплинировать ребенка, а не для реального намерения нанести ущерб его уму. Например, родители или старшие могут рассказывать страшные истории о демонах и монстрах, чтобы ребенок замолчал. В таких историях часто подчеркивается естественный страх перед темнотой, и «демоны» принимают форму тьмы, что приводит к изображению черных демонов. Эти ментальные образы постепенно трансплантируются, и ребенок может в конечном итоге ассоциировать демонов с любым человеком, обладающим темным цветом лица. Другие с откровенно расистскими наклонностями намеренно прививают страшные истории об определенной расе, чтобы скрыть разделение и исключительность. Таким образом, не так давно черный человек ассоциировался с ленью, злом и дьяволом. Некоторые ученые-бихевиористы считают, что автоматические стереотипы могут возникать «непосредственно при восприятии человека, выполняющего определенное действие» (Каваками и др., 2002, стр. 5). Например, образ старика автоматически ассоциируется с качеством «медлительность».

    Стереотипы также используются как средство достижения социально-политической выгоды. В таких случаях страх является ключом. Страшилки о «других» помогли лидерам укрепить свои позиции в обществе и использовать для расширения своей власти как на географическом, так и на психологическом пространстве людей и их земель. Например, исламские лидеры считали, что, кроме «людей книги», все другие расы были неверными, которые, если не обратились в ислам, могли быть истреблены. Этот стереотип привел к одной из самых ужасных бойней в истории человечества. Точно так же стереотип о том, что все мусульмане Jehadis некоторыми представителями христианского мира привели к серьезным разногласиям и социально-политическим проблемам во всем мире. Философия «Они и мы» успешно использовалась при построении империй и наций. Стереотипы привели к формированию различных образований, а также к росту этнонационализма во всем мире. Это также привело к огромной дискриминации.

    Стереотипы принимают форму классового разделения в западных обществах и кастового разделения в некоторых восточных обществах. В 5000-летнем индуистском обществе люди делились на четыре касты, а именно на Брамины; ученых и жрецов, кшатриев ; класс воинов, вайшьев ; торговцы и фермеры и шудр ; которые выполняли черную работу, включая очистку человеческих экскрементов, уборку мусора и т. д. Первоначально эти касты были основаны на способностях индивидуума, но они постепенно расслоились на жесткую кастовую систему для защиты личных интересов определенного сообщества, которые позже превратились в жесткие стереотипы. . Таким образом, все браминов без исключения должны быть учеными и мудрыми. Все кшатриев якобы являются воинами, которых можно призвать для защиты страны. Все вайшьев являются фермерами и торговцами, а все шудр из-за характера их работы нечисты. Эти стереотипы настолько укоренились, что до настоящего времени Индия не могла разорвать оковы этого мыслительного процесса. Психологические последствия таких стереотипов разрушительны. Беглый визит в любую индийскую деревню покажет, что Шудры даже сегодня не смеют поднять голову и заговорить с представителем высшей касты. В некоторых деревнях шудрам запрещено черпать воду из деревенского колодца, и они должны идти в другое место, чтобы удовлетворить свои повседневные потребности. Эффект такой дискриминации, которая распространяется на все сферы человеческой деятельности, привел к серьезным психологическим нарушениям и личностным дисфункциям миллионов зарегистрированных каст, как шудр , официально известных в Индии. Сейчас этот эффект медленно меняется только благодаря титаническим усилиям правительства, общественных лидеров и неправительственных организаций на протяжении десятилетий.

    Стереотипы, описанные выше, в какой-то момент времени отразились через Атлантику в Соединенных Штатах Америки. Истории и случаи сегрегации были бы похожи, и достаточно взглянуть на борьбу с рабством Авраама Линкольна, Гражданскую войну в США, движение за гражданские права чернокожих в шестидесятых и страдания «позитивных действий», чтобы понять силу стереотипы.

    На человеческом уровне эффект стереотипов заключается в усилении власти одних сообществ и подчинении других. Таким образом, представление о ромских цыганах как о «ворах» и «похитителях детей» является популярным стереотипом, благодаря которому эта конкретная община продолжает жить на обочине общества по всей Европе, независимо от «просвещенного» сообщества Европейского Союза. Стереотип, предполагающий, что курды коварны, ненадежны, смутьяны и варвары, привел к тому, что все сообщество остается группой без нации. Стереотип о том, что «все евреи — кровопийцы», вызвал волну преследований со стороны нацистов, которая привела к гибели более шести миллионов евреев. Стереотипы на групповом уровне помогли укрепить позиции и создать загадку, которой сегодня являются Балканы. Враждебность между сербами, хорватами, славянами-христианами, славянами-мусульманами и множеством субрегиональных образований на Балканах является загадкой, в которой стереотипы сыграли большую разрушительную роль.

    Стереотипы также использовались Вооруженными Силами во всем мире в негативном ключе. Вооруженные силы США регулярно использовали стереотипы о «косоглазых», «обезьянах» и «япошках» для поднятия боевого духа войск в их борьбе против японцев во время Второй мировой войны и вьетконговцев во время войны во Вьетнаме. Пакистанская армия успешно разработала стереотип о том, что все индуистские (индийские) солдаты изнежены и что «один пакистанский солдат равен 10 индийским солдатам», чтобы поднять боевой дух и начать четыре обычные войны против Индии. Стереотип о том, что «все арабы тупые», тщательно культивировался британцами, чтобы заручиться общественной поддержкой и оправдать свои различные экспедиции на Ближний Восток. Ученые-бихевиористы объясняют эти явления тем, что «позитивные стереотипы о себе и негативные стереотипы чужой группы вносят положительный вклад в социальную идентичность» (Klein & Azzi, 2001, стр. 280).

    Стереотипы также служат механизмом преодоления, отводным клапаном от неприятного фактора под названием «Человеческая совесть». Таким образом, чернокожие были «недочеловеками», которых можно было поработить и которые не заслуживали равных прав человека. Точно так же жители колоний были «бременем для белого человека», которые нуждались в том, чтобы их хозяева цивилизовали их.

    Гендерные стереотипы использовались как инструмент, чтобы не допустить женщин на работу. Гендерный стереотип утверждает, что женщины — слабые, эмоциональные существа, основная роль которых заключалась в том, чтобы воспитывать семьи и заботиться о доме. Этот стереотип уникален среди различных стереотипов из-за его почти универсальной приемлемости независимо от местоположения на земном шаре. Стереотип оказывает влияние на целевую группу также как и Bell & Spencer (отчет 20020 г. «Недавнее исследование показало, что угроза стереотипа — мешает женщинам сдавать стандартизированный экзамен по математике» (стр. 1). Эти стереотипы проникают и в залы заседаний совета директоров корпоративного мира. , Согласно исследованию Catalyst group (2005) «Гендерные стереотипы изображают женщин лишенными тех самых качеств, которые люди обычно связывают с эффективным лидерством. В результате они часто создают ложное представление о том, что женщины-лидеры просто не соотносятся с мужчинами по важным параметрам». (стр. 1)

    «Согласно теории социальной идентичности (SIT), представления о социальных группах (или стереотипах) выполняют множество функций, связанных с групповой защитой и усилением группы» (Klein & Azzi, стр. 280). Потребность в социальной идентичности и усилении группы иногда проявляется в преднамеренном культивировании стереотипов для создания национальной идентичности. Австралия является типичным примером этой вариации. После Вестфальского мира 1648 года нации стремились установить свою национальную идентичность на основе общих социальных, культурных, этнических и религиозных ценностей. Этот процесс легче для народов, имеющих богатую историю; культура и религиозное прошлое, поскольку источник для объединения всех ингредиентов для развития национальной идентичности легко доступен. С другой стороны, у Австралии практически не было исторического фона, который можно было бы использовать в качестве источника. Таким образом, из-за отсутствия исторического контекста австралийцы решили использовать свое обширное географическое пространство как основу для построения своей национальной идентичности. Этот процесс требовал большого воображения, веры в себя и сознательных усилий для создания «истории», которая представляла собой смесь мифов, легенд и реальных фактов. Чрезвычайно суровые условия австралийской глубинки, известной в народе как «Буш», требовали единомышленников для завоевания, служили как раз нужным ингредиентом для формирования австралийской идентичности. Австралийцы были настолько успешны, что сегодня сложился стереотип о квинтэссенции австралийского «бушмена», девятого0010 Крокодил Данди , выносливый, надежный «напарник», которому можно доверить борьбу за правое дело, воспринимается как нерушимая истина.

    Промышленность тоже использует стереотипы в своих интересах. Менеджеры по рекламе и маркетингу изучают стереотипное поведение и группы, а затем разрабатывают свои рекламные и маркетинговые стратегии для продажи своей продукции целевой группе. Печатные СМИ часто используют стереотипное мышление, чтобы продавать свои газеты нишевым сообществам или целевой аудитории. Кредитные и кредитные агентства полагаются на статистические данные и стереотипы потенциальных клиентов, которые представляют минимальный риск. Возможно, киноиндустрия лучше всех понимает силу определенных стереотипов и возможность использования этих стереотипов для создания блокбастера.

    Население, наиболее восприимчивое к стереотипам, относится к различным категориям. На уровне единиц дети любого класса, касты, вероисповедания или религии, независимо от уровня «цивилизованности» этого общества, подвержены влиянию стереотипов. На национальном уровне первая категория – это победители, те, кто распространяет стереотип. Жертвы — это мишень, которая может оказаться побежденной. В этой старомодной конструкции те, кто порабощен, становятся объектом негативных стереотипов, которые затем подкрепляются победителями в своих интересах. Стереотипы также легко насаждаются в контролируемых обществах. Тоталитарные режимы, которые могут манипулировать доступом к информации, меняют историю; образование и изображения в средствах массовой информации могут легко создать стереотипы среди целевых групп населения. Слабые личности в поисках идентичности, легко впечатлительные и те, кто стекается в собрания различных культов и подсект, — это еще одна группа населения, подверженная влиянию стереотипов.

    Согласно Romascavage (2005), «чтобы стереть стереотип, группе людей, возможно, придется либо попытаться создать совершенно новый образ, либо членам, возможно, придется отмежеваться от этой группы» (параграф 8). Для устранения стереотипов потребуются действия на различных уровнях. На глобальном уровне международным агентствам необходимо усердно работать, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к опасностям стереотипов. Образование – ключевая панацея от стереотипов. Не следует поощрять стереотипное представление о полноценных странах как обладающих определенной отрицательной чертой и радикальные обобщения. Обозначение всех случаев терроризма как «исламского фундаментализма» противоречит тому факту, что статистически число мусульман, причастных к террористическим актам, ничтожно мало по сравнению с подавляющим большинством мусульман, желающих жить мирной жизнью. Влиятельные писатели, мыслители и лидеры должны высказывать свое мнение, чтобы способствовать устранению стереотипов. Влиятельные телеведущие и религиозные учителя пользуются большим спросом во всем мире. Именно эти видные деятели должны протянуть руку помощи в борьбе со стереотипами.

    Иногда мировые события сами по себе помогают изменить стереотипы. Объявление сенатора Барака Обамы следующим президентом Соединенных Штатов Америки помогло разрушить давний стереотип о (не)способностях чернокожего человека. Это знаменательное событие не только разрушило стереотип о «черном человеке», но и привело к заметным изменениям в глобальном мировоззрении; еще один стереотип о том, что Америка — расистская страна.

    Заключение

    На рабочем уровне объективная оценка в организациях, учреждениях и офисах будет иметь большое значение для устранения давних убеждений. Более широкое освещение историй успеха ранее находившихся в неблагоприятном положении слоев общества также помогло бы внести изменения в негативные стереотипы целевых групп населения. Внедрение подходящих механизмов уравновешивания, а также законов, препятствующих формированию негативных стереотипов, являются одними из вариантов, доступных правительствам и обществу в целом. В этом стремлении средства массовой информации также могут сыграть большую и конструктивную роль. В современном проводном мире информация может быть доступна почти всем мгновенно. Средства массовой информации должны использовать свои священные принципы честной игры, беспристрастности и справедливо сообщать о недостатках негативных стереотипов. Таким образом, «позитивные действия» должны быть не только усилиями правительства, но и совместными усилиями всего общества.

    Ссылки

    Белл, Эми Э. и Спенсер, Стивен Дж. (2002). Влияние стереотипной угрозы на успеваемость женщин по основам инженерного экзамена.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *