Стереотип это в психологии определение: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Стереотип — Психологос

Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Западная традиция У. Липпман

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.

к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом.

Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Архетипы и стереотипы

Отечественная традиция

В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.

Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

Источники

  • Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  • Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. Г. Подвойский

СТЕРЕОТИ́П (от сте­рео. .. и греч. τύπος – от­пе­ча­ток) в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ус­той­чи­вый, обыч­но уп­ро­щён­ный об­раз то­го или ино­го объ­ек­та (ин­ди­ви­да, груп­пы, со­бы­тия, фак­та и т. п.), вос­про­из­во­ди­мый в соз­на­нии че­ло­ве­ка и оп­ре­де­ляю­щий его от­но­ше­ние к дан­но­му объ­ек­ту. При­ня­то го­во­рить о С. вос­при­ятия и мыш­ле­ния, а так­же о со­от­вет­ст­вую­щих им фор­мах прак­тич. по­ве­де­ния.

Клас­сич. трак­тов­ка С. в рус­ле тра­ди­ции праг­ма­тиз­ма бы­ла пред­ло­же­на амер. пуб­ли­ци­стом У. Липп­ма­ном в кн. «Об­ще­ст­вен­ное мне­ние» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаб­ло­ны», или «схе­мы», по­мо­гаю­щие ори­ен­ти­ро­вать­ся в ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти и вы­пол­няю­щие функ­ции «эко­но­мии мыш­ле­ния» и пси­хо­ло­гич. за­щи­ты, под­дер­жи­вая ус­той­чи­вость субъ­ек­тив­ной кар­ти­ны ми­ра ин­ди­ви­да.

С. мо­гут быть не­га­тив­ны­ми и по­зи­тив­ны­ми, яв­ны­ми и ла­тент­ны­ми, бо­лее или ме­нее яр­ко вы­ра­жен­ны­ми и осоз­на­вае­мы­ми их но­си­те­ля­ми. Ин­ди­вид обыч­но ус­ваи­ва­ет С. сво­его со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния, в фор­ми­ро­ва­нии С. уча­ст­ву­ют разл. аген­ты со­циа­ли­за­ции (се­мья, шко­ла, кон­фес­сио­наль­ные струк­ту­ры, по­ли­тич. пар­тии, проф. со­об­ще­ст­ва, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и т. д.). С., как пра­ви­ло, ус­ваи­ва­ют­ся не­кри­ти­че­ски, при­ни­ма­ют­ся осн. мас­сой ин­ди­ви­дов на ве­ру, фор­ми­ро­ва­ние С. час­то пред­ше­ст­ву­ет лич­но­му опы­ту, ко­то­рый за­тем в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев «под­го­ня­ет­ся под сте­рео­тип». Из­ме­не­ние уко­ре­нив­ших­ся С. со­вер­ша­ет­ся очень мед­лен­но, оно за­труд­не­но дей­ст­ви­ем мно­го­числ. пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров (инер­ци­он­но­стью или ри­гид­но­стью пси­хи­ки ин­ди­ви­да, дав­ле­ни­ем до­ми­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний – ве­ро­ва­ний, убе­ж­де­ний, вку­сов и т. д.).

Со­ци­аль­ные С. ока­зы­ва­ют зна­чит. влия­ние на ха­рак­тер меж­лич­но­ст­ных и осо­бен­но меж­груп­по­вых взаи­мо­дей­ст­вий. С., со­дер­жа­щий ис­ка­жён­ный и пред­взя­тый об­раз объ­ек­та, обыч­но име­ну­ет­ся пред­рас­суд­ком или пре­ду­бе­ж­де­ни­ем. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти С. на пред­ста­ви­те­лей «сво­ей» или «чу­жой» груп­пы раз­ли­ча­ют ав­то­сте­рео­ти­пы (час­то идеа­ли­зи­руе­мые) и ге­те­ро­сте­ре­о­ти­пы (не­ред­ко не­га­тив­ные). Край­ней фор­мой не­га­тив­ной сте­рео­ти­пи­за­ции «дру­го­го» яв­ля­ет­ся «об­раз вра­га». На­ча­ло изу­че­нию эт­нич. сте­рео­ти­пов бы­ло по­ло­же­но У. Сам­не­ром. В ген­дер­ной со­цио­ло­гии и ген­дер­ной пси­хо­ло­гии ис­сле­ду­ют­ся С. мас­ку­лин­но­сти и фе­ми­нин­но­сти – ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ные пред­став­ле­ния о «ти­пич­но муж­ском» и «ти­пич­но жен­ском» скла­де ха­рак­те­ра и мыш­ле­ния, об ожи­дае­мом от лиц оп­ре­де­лён­но­го по­ла по­ве­де­ния в кон­крет­ных си­туа­ци­ях.

С. как эле­мент об­ществ. на­строе­ний ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся или на­прав­лен­но фор­ми­ру­ют­ся в прак­ти­ках по­ли­тич. про­па­ган­ды, рек­ла­мы и т.  п. Вы­яв­ле­ние С. мас­со­во­го соз­на­ния – важ­ная за­да­ча, ре­шае­мая при про­ве­де­нии оп­ро­сов об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Роль про­це­дур сте­рео­ти­пи­за­ции в про­цес­се со­ци­аль­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния ре­аль­но­сти на уров­не по­все­днев­ной жиз­ни – од­на из центр. тем в фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии (А. Шюц, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

Психология. Стереотипирование и его динамика — 2428 слов

Соглашение

  1. Введение
  2. Обсуждение
  3. Заключение
  4. Ссылки

Введение

Оксфорд онлайн -словарь (2008) определяет стереотип. упрощенное представление о характеристиках, которые типизируют человека или вещь». Онлайн-словарь Merriam-Webster (2008 г.) утверждает, что стереотип — это «что-то, соответствующее фиксированному или общему образцу; особенно: стандартизированная мысленная картина, которая является общей для членов группы и представляет собой чрезмерно упрощенное мнение, предвзятое отношение или некритическое суждение». Оба определения важны с самого начала, потому что они отражают суть стереотипов, преобладающих сегодня в мире. Стереотипы существовали всегда, с момента образования первых человеческих обществ. Это эссе направлено на изучение психологических последствий стереотипов для общества в мире и того, что можно сделать, чтобы избежать такой практики.

Причин, по которым люди прибегают к стереотипам, множество. Социологи уже давно предполагают, что люди пытаются разбить сложные ситуации на более мелкие упрощенные части, чтобы лучше справляться с ситуацией. Этот процесс дезагрегации — естественный психологический феномен, основанный на убеждении ученых-бихевиористов в том, что человеческий разум имеет ограниченные возможности познания и, следовательно, ищет простоты для анализа фактов по мере их поступления. Этот процесс дезагрегации часто называют «категоризацией». Люди склонны классифицировать объекты, людей и события в упрощенных категориях для простоты реагирования на них, когда этого требует ситуация. «Мы группируем вещи по категориям, потому что ожидаем, что вещи в определенной категории будут вести себя сходным образом, поэтому у нас есть простой способ понять поведение» (Шнайдер, 2004, стр. 64). Например, у квадрата четыре стороны, перпендикулярные друг другу; — это категория, которую люди используют для категоризации всех фигур, приближающихся к квадрату, хотя на самом деле это может быть и не квадрат. Таким образом, категоризация является «конструкцией» механизмов обработки человеческой памяти, и, следовательно, такая категоризация со временем закрепляется в так называемых стереотипах. Этот законченный процесс применительно к людям приводит к глубоким психологическим следствиям, которые изменили ход истории, привели к преследованиям в некоторых обществах, волнениям и войнам. Не все стереотипы негативны, и некоторые позитивные стереотипы оказали благотворное влияние на человечество.

Социальный контекст стереотипов важен для понимания явления. Первые уроки стереотипизации ребенок получает от родителей и близких родственников. Некоторые из этих стереотипов используются в качестве инструментов для изменения поведения ребенка, а не для того, чтобы дисциплинировать ребенка, а не для реального намерения нанести ущерб его уму. Например, родители или старшие могут рассказывать страшные истории о демонах и монстрах, чтобы ребенок замолчал. В таких историях часто подчеркивается естественный страх темноты, и «демоны» принимают форму темноты, что приводит к рисованию картины черных демонов. Эти ментальные образы постепенно трансплантируются, и ребенок может в конечном итоге ассоциировать демонов с любым человеком, обладающим темным цветом лица. Другие с откровенно расистскими наклонностями намеренно прививают страшные истории об определенной расе, чтобы скрыть разделение и исключительность. Таким образом, не так давно черный человек ассоциировался с ленью, злом и дьяволом. Некоторые ученые-бихевиористы считают, что автоматические стереотипы могут возникать «непосредственно при восприятии человека, выполняющего определенное действие» (Каваками и др. , 2002, стр. 5). Например, образ старика автоматически ассоциируется с качеством «медлительность».

Стереотипы также используются как средство достижения социально-политической выгоды. В таких случаях страх является ключом. Страшилки о «других» помогли лидерам укрепить свои позиции в обществе и использовать для расширения своей власти как на географическом, так и на психологическом пространстве людей и их земель. Например, исламские лидеры считали, что, кроме «людей книги», все другие расы были неверными, которые, если не обратились в ислам, могли быть уничтожены. Этот стереотип привел к одной из самых ужасных бойней в истории человечества. Точно так же стереотип о том, что все мусульмане Jehadis некоторыми представителями христианского мира привели к серьезным разногласиям и социально-политическим проблемам во всем мире. Философия «Они и мы» успешно использовалась при построении империй и наций. Стереотипы привели к формированию различных образований, а также к росту этнонационализма во всем мире. Это также привело к огромной дискриминации.

Стереотипы принимают форму классового разделения в западных обществах и кастового разделения в некоторых восточных обществах. В 5000-летнем индуистском обществе люди делились на четыре касты, а именно на Брамины; ученых и жрецов, кшатриев ; класс воинов, вайшьи ; торговцы и фермеры и Шудры ; которые выполняли черную работу, включая очистку человеческих экскрементов, уборку мусора и т. д. Первоначально эти касты были основаны на способностях индивидуума, но они постепенно расслоились на жесткую кастовую систему для защиты личных интересов определенного сообщества, которые позже превратились в жесткие стереотипы. . Таким образом, все брамина без исключения должны быть учеными и мудрыми. Все кшатриев предположительно являются воинами, которых можно призвать для защиты страны. Все вайшьи являются фермерами и торговцами, а все шудры из-за характера их работы нечисты. Эти стереотипы настолько укоренились, что до настоящего времени Индия не могла разорвать оковы этого мыслительного процесса. Психологические последствия таких стереотипов разрушительны. Беглый визит в любую индийскую деревню покажет, что Шудры даже сегодня не смеют поднять голову и заговорить с представителем высшей касты. В некоторых деревнях шудрам запрещено черпать воду из деревенского колодца, и они должны идти в другое место, чтобы удовлетворить свои повседневные потребности. Эффект такой дискриминации, которая распространяется на все сферы человеческой деятельности, привел к серьезным психологическим нарушениям и личностным дисфункциям миллионов зарегистрированных каст, поскольку шудры официально известны в Индии. Сейчас этот эффект медленно меняется только благодаря титаническим усилиям правительства, общественных лидеров и неправительственных организаций на протяжении десятилетий.

Стереотипы, описанные выше, в какой-то момент времени отразились через Атлантику в Соединенных Штатах Америки. Истории и случаи сегрегации были бы похожи, и достаточно взглянуть на борьбу с рабством Авраама Линкольна, Гражданскую войну в США, движение за гражданские права чернокожих в шестидесятых и страдания «позитивных действий», чтобы понять силу стереотипы.

На человеческом уровне эффект стереотипов заключается в усилении власти одних сообществ и подчинении других. Таким образом, представление о ромских цыганах как о «ворах» и «похитителях детей» является популярным стереотипом, благодаря которому эта конкретная община продолжает жить на обочине общества по всей Европе, независимо от «просвещенного» сообщества Европейского Союза. Стереотип, предполагающий, что курды коварны, ненадежны, смутьяны и варвары, привел к тому, что все сообщество остается группой без нации. Стереотип о том, что «все евреи — кровососы», вызвал волну преследований со стороны нацистов, которая привела к гибели более шести миллионов евреев. Стереотипы на групповом уровне помогли укрепить позиции и создать загадку, которой сегодня являются Балканы. Враждебность между сербами, хорватами, славянами-христианами, славянами-мусульманами и множеством субрегиональных образований на Балканах является загадкой, в которой стереотипы сыграли большую разрушительную роль.

Стереотипы также использовались Вооруженными Силами всего мира в негативном ключе для достижения положительного результата. Вооруженные силы США регулярно использовали стереотипы о «косоглазых», «обезьянах» и «япошках» для поднятия боевого духа войск в их борьбе против японцев во время Второй мировой войны и вьетконговцев во время войны во Вьетнаме. Пакистанская армия успешно разработала стереотип о том, что все индуистские (индийские) солдаты изнежены и что «один пакистанский солдат равен 10 индийским солдатам», чтобы поднять боевой дух и начать четыре обычные войны против Индии. Стереотип о том, что «все арабы тупые», тщательно культивировался британцами, чтобы заручиться общественной поддержкой и оправдать свои различные экспедиции на Ближний Восток. Ученые-бихевиористы объясняют эти явления тем, что «позитивные стереотипы о себе и негативные стереотипы чужой группы вносят положительный вклад в социальную идентичность» (Klein & Azzi, 2001, стр. 280).

Стереотипы также служат механизмом преодоления, отводным клапаном от неприятного фактора под названием «Человеческая совесть». Таким образом, чернокожие были «недочеловеками», которых можно было поработить и которые не заслуживали равных прав человека. Точно так же жители колоний были «бременем для белого человека», которые нуждались в том, чтобы их хозяева цивилизовали их.

Гендерные стереотипы использовались как инструмент, чтобы не допустить женщин на работу. Гендерный стереотип утверждает, что женщины — слабые, эмоциональные существа, основная роль которых заключалась в том, чтобы воспитывать семьи и заботиться о доме. Этот стереотип уникален среди различных стереотипов из-за его почти универсальной приемлемости независимо от местоположения на земном шаре. Стереотип оказывает влияние на целевую группу также как и Bell & Spencer (отчет 20020 г. «Недавнее исследование показало, что угроза стереотипа — мешает женщинам сдавать стандартизированный экзамен по математике» (стр. 1). Эти стереотипы проникают и в залы заседаний совета директоров корпоративного мира. , Согласно исследованию Catalyst group (2005) «Гендерные стереотипы изображают женщин лишенными тех самых качеств, которые люди обычно связывают с эффективным лидерством. В результате они часто создают ложное представление о том, что женщины-лидеры просто не соотносятся с мужчинами по важным параметрам». (стр. 1)

«Согласно теории социальной идентичности (SIT), представления о социальных группах (или стереотипах) выполняют множество функций, связанных с групповой защитой и усилением группы» (Klein & Azzi, стр. 280). Потребность в социальной идентичности и усилении группы иногда проявляется в преднамеренном культивировании стереотипов для создания национальной идентичности. Австралия является типичным примером этой вариации. После Вестфальского мира 1648 года нации стремились установить свою национальную идентичность на основе общих социальных, культурных, этнических и религиозных ценностей. Этот процесс легче для народов, имеющих богатую историю; культура и религиозное прошлое, поскольку источник для объединения всех ингредиентов для развития национальной идентичности легко доступен. С другой стороны, у Австралии практически не было исторического фона, который можно было бы использовать в качестве источника. Таким образом, из-за отсутствия исторического контекста австралийцы решили использовать свое обширное географическое пространство как основу для построения своей национальной идентичности. Этот процесс требовал большого воображения, веры в себя и сознательных усилий для создания «истории», которая представляла собой смесь мифов, легенд и реальных фактов. Чрезвычайно суровые условия австралийской глубинки, известной в народе как «Буш», требовали единомышленников для завоевания, служили как раз нужным ингредиентом для формирования австралийской идентичности. Австралийцы были настолько успешны, что сегодня сложился стереотип о квинтэссенции австралийского «бушмена», девятого0024 Крокодайл Данди , выносливый, надежный «напарник», которому можно доверить борьбу за правое дело, воспринимается как нерушимая истина.

Промышленность тоже использует стереотипы в своих интересах. Менеджеры по рекламе и маркетингу изучают стереотипное поведение и группы, а затем разрабатывают свои рекламные и маркетинговые стратегии для продажи своей продукции целевой группе. Печатные СМИ часто используют стереотипное мышление, чтобы продавать свои газеты нишевым сообществам или целевой аудитории. Кредитные и кредитные агентства полагаются на статистические данные и стереотипы потенциальных клиентов, которые представляют минимальный риск. Возможно, киноиндустрия лучше всех понимает силу определенных стереотипов и возможность использования этих стереотипов для создания блокбастера.

Население, наиболее восприимчивое к стереотипам, относится к различным категориям. На уровне единиц дети любого класса, касты, вероисповедания или религии, независимо от уровня «цивилизованности» этого общества, подвержены влиянию стереотипов. На национальном уровне первая категория – это победители, те, кто распространяет стереотип. Жертвы — это мишень, которая может оказаться побежденной. В этой старомодной конструкции те, кто порабощен, становятся объектом негативных стереотипов, которые затем подкрепляются победителями в своих интересах. Стереотипы также легко насаждаются в контролируемых обществах. Тоталитарные режимы, которые могут манипулировать доступом к информации, меняют историю; образование и изображения в средствах массовой информации могут легко создать стереотипы среди целевых групп населения. Слабые личности в поисках идентичности, легко впечатлительные и те, кто стекается в собрания различных культов и подсект, — это еще одна группа населения, подверженная влиянию стереотипов.

Согласно Romascavage (2005), «для того, чтобы стереть стереотип, группе людей, возможно, придется либо попытаться создать совершенно новый образ, либо членам, возможно, придется отмежеваться от этой группы» (параграф 8). Для устранения стереотипов потребуются действия на различных уровнях. На глобальном уровне международным агентствам необходимо усердно работать, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к опасностям стереотипов. Образование – ключевая панацея от стереотипов. Не следует поощрять стереотипное представление о полноценных странах как обладающих определенной отрицательной чертой и радикальные обобщения. Обозначение всех случаев терроризма как «исламского фундаментализма» противоречит тому факту, что статистически число мусульман, причастных к террористическим актам, ничтожно мало по сравнению с подавляющим большинством мусульман, желающих жить мирной жизнью. Влиятельные писатели, мыслители и лидеры должны высказывать свое мнение, чтобы способствовать устранению стереотипов. Влиятельные телеведущие и религиозные учителя пользуются большим спросом во всем мире. Именно эти видные деятели должны протянуть руку помощи в борьбе со стереотипами.

Иногда мировые события сами по себе помогают изменить стереотипы. Объявление сенатора Барака Обамы следующим президентом Соединенных Штатов Америки помогло разрушить давний стереотип о (не)способностях чернокожего человека. Это знаменательное событие не только разрушило стереотип о «черном человеке», но и привело к заметным изменениям в глобальном мировоззрении; еще один стереотип о том, что Америка — расистская страна.

Заключение

На рабочем уровне объективная оценка в организациях, учреждениях и офисах будет иметь большое значение для устранения давних убеждений. Более широкое освещение историй успеха ранее находившихся в неблагоприятном положении слоев общества также помогло бы внести изменения в негативные стереотипы целевых групп населения. Внедрение подходящих механизмов уравновешивания, а также законов, препятствующих формированию негативных стереотипов, являются одними из вариантов, доступных правительствам и обществу в целом. В этом стремлении средства массовой информации также могут сыграть большую и конструктивную роль. В современном проводном мире информация может быть доступна почти всем мгновенно. Средства массовой информации должны использовать свои священные принципы честной игры, беспристрастности и справедливо сообщать о недостатках негативных стереотипов. Таким образом, «позитивные действия» должны быть не только усилиями правительства, но и совместными усилиями всего общества.

Ссылки

Белл, Эми Э. и Спенсер, Стивен Дж. (2002). Влияние стереотипной угрозы на успеваемость женщин по основам инженерного экзамена. Материалы ежегодной конференции и выставки Американского общества инженерного образования 2002 года. 2008. Интернет.

Катализатор (2005 г.). Женщины «Береги себя», мужчины «Возьми на себя ответственность»; Стереотипы американских бизнес-лидеров разоблачены. 2008. Интернет.

Каваками, Керри, Янг Хизер и Довидио, Джон Ф. (2002). Автоматические стереотипы: категория, черта и поведенческая активация. ПСПБ, Том. 28 № 1, 3-15 . 2008. Интернет.

Кляйн, Оливье и Аззи, Ассаад Э. (2001). Стратегическое подтверждение метастереотипов: как члены группы пытаются адаптировать представление о себе чужой группы. Британский журнал социальной психологии (2001), 40, 279–293 . 2008. Интернет.

Ромаскэвидж, Стейси. (2005). Психология стереотипов. Еженедельник Мюленберг . 2008. Интернет.

Шнайдер, Дэвид Дж. (2004). Психология стереотипов . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Стереотип . (2008). В онлайн-словаре Merriam-Webster. Веб.

Стереотип. (2008). В Оксфордском онлайн-словаре. Веб.

Предубеждение против стереотипа (определения + примеры)

Хотя мы можем стараться изо всех сил, мы все виновны в предубеждениях и стереотипах. Знание того, что это за методы и почему мы их используем, является одним из первых шагов к принятию более обоснованных и беспристрастных решений.

Предубеждение против стереотипа

Предубеждение — это отношение. Стереотип – это убеждение. И предубеждения, и стереотипы часто не основаны на разуме или личном опыте, но они формируют то, как мы видим мир. Если их не остановить, предрассудки и стереотипы могут привести к дискриминации и насилию.

Давайте подробнее рассмотрим эти две концепции.

Что такое предубеждение?

В словаре Merriam-Webster предубеждение определяется как «предвзятое суждение или мнение». Далее говорится, что это «противоположное мнение или склонность, сформированные без достаточных оснований или без достаточных знаний».

По сути, предубеждение — это отношение, сформированное без причины или реального опыта. Представление о том, что женщина не должна быть президентом, является примером предубеждения. Нет никакого разумного аргумента, который мог бы поддержать эту идею. Тем не менее, мы постоянно формируем отношения, которые столь же вредны или неточны.

Пример предубеждения

В 1989 году Дональд Трамп потратил 85 000 долларов на рекламу в газетах, призывающую к смерти пяти чернокожих и латиноамериканских подростков, обвиненных в изнасиловании и избиении белой женщины в Центральном парке. Трамп потратил эти деньги до того, как мальчики предстали перед справедливым судом. Его представления о вине мальчиков и соответствующем наказании за их действия являются примером предубеждения. Предубеждением можно считать и общественное мнение, сформировавшееся по поводу дела частично из-за рекламы Трампа.

В 2002 году в преступных действиях признался человек, не входящий в состав «пятерки из Центрального парка». Анализ ДНК подтвердил его признание, и пятеро мальчиков были освобождены из тюрьмы и реабилитированы. В 2019 году Трамп отказался признать несправедливость своих суждений и действий.

Что такое стереотипы?

Откуда берутся наши суждения и установки? Почему Трамп вынес такой строгий приговор пятерке из Центрального парка, когда над ними не было проведено надлежащего судебного разбирательства? Часто предубеждение происходит от стереотипов.

Стереотипы — это упрощенные представления о группе людей, обычно «чужой» (группе людей, к которой мы не принадлежим). Стереотипы могут исходить из образов, которые мы видим в средствах массовой информации, или из социальных ценностей. Ваши родители, учителя или общественные деятели, возможно, научили вас верить стереотипам, даже если они не соответствуют действительности.

Стереотипом может быть представление о том, что мужчина является лучшим руководителем, чем женщина. Или идея о том, что люди с избыточным весом ленивы. Или мысль о том, что бездомные — наркоманы. Стереотипы — это обобщения. Возможно, вы знаете кого-то, кто страдает избыточным весом и ленив. Это не означает, что стереотип о том, что люди с избыточным весом ленивы, верен.

Отучиться от стереотипов может быть чрезвычайно сложно. Ведь им нас учат с самого рождения. Они могут настолько укорениться в нашем сознании, что мы не думаем о них сознательно. Вот почему загадки, подобные упомянутой ранее, могут быть такими неудобными или поучительными.

Имплицитная ассоциация

Эти бессознательные стереотипы включают имплицитную ассоциацию. Ваше подсознание может ассоциировать белых людей с более положительными чертами или ЛГБТ-людей с более отрицательными чертами. И хотя вы можете полагать, что у вас есть непредвзятое мнение об определенных группах, тесты, подобные Гарвардскому тесту на неявные ассоциации, могут говорить об обратном.

Возвращаясь к примеру с Central Park Five, предвзятое мнение Трампа о пяти обвиняемых мальчиках, без сомнения, было вызвано стереотипами о чернокожих и латиноамериканцах. Эти стереотипы могут говорить о том, что чернокожие и латиноамериканские мужчины склонны к насилию или преступникам. Другое обобщение состоит в том, что чернокожие и латиноамериканцы — насильники. Мы видим возрождение этого стереотипа в 2016 году, когда Трамп предположил, что мексиканские иммигранты были насильниками и преступниками.

Трамп далеко не единственный человек, который верит в эти стереотипы. Однако самое опасное в нем то, что с его деньгами и властью он может действовать на основе предрассудков и стереотипов таким образом, что это влияет на многих людей во всем мире.

Пример стереотипов в повседневной жизни

Возможно, вы уже слышали эту «загадку». Отец и сын попали в автомобильную аварию. Отец констатирован мертвым, а сына увезли в больницу на операцию. Хирург видит сына на столе и говорит: «Я не могу его оперировать. Он мой сын». Кто такой хирург?

Стыдно думать, что вы или кто-то из ваших знакомых не сразу получил ответ. Ответ заключается в том, что хирург — мать сына.

Эта загадка призвана обмануть нас, играя на нашем стереотипном образе хирурга. Это изображение мужчины. Женщины составляют четверть всех хирургов по всей стране, так что этот образ не так уж ошибочен. Но из-за некоторых представлений о том, как должен выглядеть хирург и какие профессии подходят женщинам, многие женщины отговариваются от поступления в хирургическую профессию.

Стереотипы и предрассудки ведут к дискриминации 

Предубеждения, стереотипы и дискриминация, очевидно, не ограничиваются хирургическим или медицинским миром. Эти практики находятся в центре многих важных и часто неудобных тем, которые обсуждаются за обеденным столом. Чтобы вести более продуктивный разговор по этим вопросам, лучше быть в курсе.

Все мы держимся стереотипов, заложенных в нас с рождения. Мы можем позволить этим стереотипам влиять на наше отношение к человеку, потому что он принадлежит к группе, которую нас приучили не любить. Такова печальная реальность нашего мира, и никто от нее не застрахован.

Вы можете подумать: «Но я никого не дискриминирую». Это может быть правильно, хотя вы можете по-прежнему придерживаться скрытых предубеждений или иметь предубеждения против одной группы людей. Пока вы не боретесь с этими стереотипами и предрассудками, вы не дискриминируете других. Дискриминация – это поведение, подпитываемое предрассудками (отношением) и стереотипами (убеждениями). 

Но есть действия, которые вы также можете предпринять, чтобы избавиться от убеждений и взглядов, негативно влияющих на ваши решения. Одно из таких действий — просто принять тот факт, что на ваши убеждения могут влиять стереотипы и предубеждения. Еще одно действие, которое нужно предпринять, — это взять книгу или поговорить с кем-то, кто отличается от вас. Поговорите с ними. Слушай их. Посмотрите, как вы можете открыть свой разум другим идеям о людях, которые могут быть непохожи на вас или иметь то же самое о вас. То, как мы думаем о других людях, может измениться, когда мы поймем такие процессы, как атрибуция или когнитивный диссонанс.

Дополнительные сведения о социальной психологии и о том, как мы формируем суждения, используя предубеждения, также могут помочь вам сделать шаг назад и изучить, как вы сформировали убеждения, которые у вас есть сегодня. К счастью, я знаю только сайт, который может помочь вам узнать больше об этих темах!

Когда вы начнете замечать различия между отдельными людьми и группами людей, вредные стереотипы могут начать разрушаться.

[ссылка на статью]

Теодор Т.

Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *