Стереотип восприятия это: 16.Стереотипы восприятия.

16.Стереотипы восприятия.

Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки мыслей, чувств и поступков. Стереотипы — это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации,это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

Стереотипы восприятия свидетельствуют о представлениях людей о своей и чужой народности и проявляются в наборе характеристик и черт линости..

Примеры стереотипов восприятия:

Эффект ссылки на себя

Эффект ссылки на себя иллюстрирует основополагающий факт жизни: в центре нашего мира находится восприятие нашего собственного Я. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. 

Нередко мы считаем себя ответственными за события, в которых играли лишь второстепенные роли Оценивая действия или поведение других людей, мы нередко непроизвольно сравниваем их с собственными действиями и поведением А если во время какого-либо разговора мы услышим, что кто-то, не участвующий в нем, произнес наше имя, наш «слуховой радар» мгновенно переключает наше внимание с собеседника на этого человека.

Эффект ложного согласия

Людям свойственно считать, что любой человек ведет себя так же, как и они сами. Мы склонны рассматривать свое собственное поведение в качестве типичного. Тенденция преувеличивать степень того, насколько наше поведение и мнение общепринято, называется эффектом ложного согласия.

Симпатия

Как правило, мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится.

Принцип контраста

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря

, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь сначала поднять легкий. Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если мы на вечеринке беседуем с красивой женщиной, а затем к нам присоединяется непривлекательная, то эта вторая женщина будет казаться нам еще менее привлекательной, чем она есть на самом деле.

Эффект Барнума

человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов.

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером.Самоутверждение за счет унижения других

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологическихпсихологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения.

Цветоведение — наука об анализе процесса восприятия и различения цвета на основе сведений из физики, физиологии и психологии. 

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый

. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т.д.).

Солнечный свет, как и свет любого искусственного источника, состоит из волн различной длины. В то же время любой предмет или физическое тело будет восприниматься в строго определенном цвете (сочетании цветов). Цвет конкретного предмета зависит от того, какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Если предмет равномерно отражает все волны, т. е. он характеризуется отсутствием избирательности отражения, его цвет будет ахроматическим. Если же он характеризуется избирательностью отражения волн, т. е. отражает преимущественно волны определенной длины, а остальные поглощает, то предмет будет окрашен в определенный хроматический цвет.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой

. Светлота зависит от коэффициента отражения предмета, т. е. от того, какую часть падающего света он отражает. Чем больше коэффициент отражения, тем светлее цвет. Так, например, белая писчая бумага в зависимости от ее сорта отражает от 65 до 85 % падающего на нее света. Черная бумага, в которую заворачивают фотобумагу, имеет коэффициент отражения 0,04, т. е. отражает всего лишь 4 % падающего света, а хороший черный бархат отражает всего 0,3 % падающего на него света – его коэффициент отражения составляет 0,003.

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отражаемом данным предметом. Насыщенностью называется степень выраженности данного цветового тона, т. е. степень отличия цвета от серого, одинакового с ним по светлоте. Насыщенность цвета зависит от того, насколько преобладают в световом потоке те длины волн, которые определяют его цветовой тон.

Стереотипы восприятия и реагирования

Карлос Кастанеда и его наследие

Сталкинг > Статьи о сталкинге > Стереотипы восприятия и реагирования


Что такое стереотипы? Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы — это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы — это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.

Надо заметить, что стереотипы — это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты — результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки, по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы — это и есть дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.

Стереотипы — зло? Зачем нам стереотипное поведение? По этому поводу хочется привести соображения одного известного ученого. Здесь и далее я часто буду ссылаться на книгу Роберта Чалдини «Психология влияния». Эта книга — одно из самых глубоких и вместе с тем доступных исследований в психологии по теме так называемого манипулятивного влияния, основным механизмом которого и является использование существующих стереотипов. Автор подробно и популярно рассматривает некоторые наиболее часто эксплуатируемые в манипуляциях стереотипы. Чтобы не перегружать текст статьи обширными фрагментами, я буду выносить их в отдельные страницы.

Итак, введение в стереотипы Роберта Чалдини.

Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов. Максима дона Хуана о том, что «настоящий воин должен осознавать все и всегда», задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление движения по пути усиления осознания.

Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный, определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря человеческой формы.

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

1. Стереотипы реагирования

2. Стереотипы восприятия и оценки

3. Стереотипы мышления

Естественно, что они взаимосвязаны. Очевидно, что восприятие и оценка связаны с процессом мышления. Очевидно, что реагирование связано с восприятием и оценкой. Классификация стереотипов в соответствии с тремя вышеперечисленными группами — всего лишь способ систематизации большого объема информации. Мне представляется уместной группировка стереотипов по этим трем категориям.

1. Стереотипы реагирования

Уязвленное самолюбие — споры, оправдания

Чувство вины — оправдания

Обида — мстительность

Реакция на «плохой-хороший»

Победа — радостное возбуждение, Поражение — уныние

Начальство, авторитеты — заискивание, раболепство

«Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя» — «я должен оправдать доверие и надежды руководства»

Принуждение и ограничение свободы — злость, раздражение, противостояние

Неизвестность — опасения (страх, беспокойство, озабоченность, нервозность)

Правило взаимного обмена

Социальное доказательство

Обязательство и последовательность

Эффект Рингельмана

Вопрос — ответ

2. Стереотипы восприятия и оценки

Эффект ссылки на себя

Эффект ложного согласия

Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

Зависимость самооценки

Фундаментальная ошибка атрибуции

Сравнение своего социального статуса со статусом других

Оценка в зависимости от социального статуса

Симпатия

Авторитет

Дефицит

Принцип контраста

Эффект Барнума

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

Мотивированное восприятие человека

Оценивание по типу хороший-плохой

Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной

Самоутверждение за счет унижения других

Родитель — ребенок

3. Стереотипы мышления

Эвристики

Установки

Проверка, подтверждающая гипотезу

Статистическая информация и «история случая»

Недостаточная выборка

Ошибка планирования

Эффект Зейгарник

Почему это произошло?

Прежде чем завершить статью, мне хочется отметить, что данная тема, как впрочем, и остальные разделы сталкинга, весьма обширна и к настоящему времени мало изучена. При всем своем желании изложить материал как можно более точно и полно, я вынужден признать, что сделать это не так-то просто. И объем материала, и его осмысление через призму собственного живого опыта предполагают многие годы исследований и самостоятельной практики.

Вместе с тем, глупо было бы сидеть и ждать, когда опыт и результаты исследований кристаллизуются в некую идеальную/завершенную форму. Поэтому я нахожу возможным публиковать результаты своих и чужых исследований в более-менее систематизированной форме, а также периодически возвращаться к этой и другим темам и дорабатывать их.

Я думаю, что это неизбежный результат эволюции знаний. Мы растем, развиваемся, растет наш опыт и знание. Сейчас знание такое. Каким оно будет завтра? Кто знает?

P.S. Несколько позднее в дополнение к этой статье появилась статья: «Задача нахождения промежуточных опорных точек».

Валерий Чугреев, 22.02.2006

Роль стереотипов в восприятии | Восприятие

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о роли стереотипов в восприятии.

Термин «стереотип» означает нечто фиксированное, без изменений. В психологическом смысле это означает фиксированный способ реагирования, восприятия или суждения о качествах группы людей, обладающих некоторыми общими характеристиками.

Например, если мы считаем, что каждый человек, который может свободно общаться на английском языке, должен быть очень умным, то это пример стереотипизации. Здесь происходит то, что определенные фиксированные способы восприятия, усвоенные и приобретенные ранее в разных контекстах, начинают контролировать и определять «восприятие человека» независимо от конкретной ситуации и предметно-специфических характеристик.

РЕКЛАМА:

Таким образом, есть несколько примеров стереотипизации. Когда старший автор был молод, «ему говорили, что нельзя доверять людям очень маленького роста». Точно так же в некоторых городах на севере домовладельцы предпочитают арендаторов из Южной Индии, потому что жители юга обычно воспринимаются как ориентированные на чистоту, менее агрессивные и регулярно платящие арендную плату.

Теперь мы можем видеть, что впечатления, полученные ранее на основе собственного ограниченного опыта, или впечатления, переданные другими, а не основанные на чьих-то Стереотипах, заставляют нас приписывать другим определенные качества. Очень часто это приводит к неправильному восприятию и суждению, что делает нас нечувствительными к индивидуальным различиям. Но иногда стереотипы действительно обеспечивают полезную основу для восприятия и суждения о других. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными.

Точно так же они могут влиять не только на наше восприятие других людей, но иногда даже на физические объекты. Таким образом, лояльность к бренду является примером стереотипа. Многие люди верят, что чай определенной марки хорош, и продолжают охотиться за ним. Это тоже пример стереотипов.

Одни из первых исследований стереотипов проводились в Мичиганском университете (Кац, Райс и др.). В очень интересном эксперименте был дан набор фотографий людей, одетых в разные стили. Читателю сказали, что на одной фотографии был сенатор, на одной — политик, на одной — бутлегер и т. д.

РЕКЛАМА:

Их попросили определить, какие фотографии кого представляют. На самом деле другой подсказки не было, и читатель должен был бы сослаться на свою неспособность сделать то, о чем его просили, но этого не произошло. Очень тихо и молча они продолжали отождествлять и сопоставлять различные фотографии с различными занятиями, и, конечно же, большинство их суждений были ошибочными. Впоследствии, когда их спросили, какие сигналы они использовали, они ответили довольно расплывчато и ссылались на одежду, тип шляпы, которую носил человек, и т. д.

Вот пример влияния стереотипов на восприятие.

В нашей повседневной жизни наше восприятие в значительной степени зависит от прошлого обучения или опыта. Несомненно, на все восприятия в той или иной степени влияет прошлый опыт. Но в случае стереотипного восприятия прошлый опыт полностью определяет восприятие, а настоящие сигналы полностью игнорируются.

Таким образом, в нашем социальном словаре много стереотипов. У нас есть стереотипы о людях, сообществах, институтах и ​​национальностях. Например, если мне говорят, что конкретный молодой человек имеет степень одного из известных учебных заведений, я немедленно заключаю, что он, должно быть, очень умен, очень компетентен и должен происходить из очень культурной среды; мое воображение может разыграться.

Стереотипы очень часто приводят нас к неправильному восприятию и суждению. Иногда они верны частично, но редко полностью верны. Здесь происходит то, что несколько характеристик приписываются человеку или людям просто на основе прошлых знаний или информации. Стереотипы предполагают значительное обобщение стимулов.

Главная ›› Восприятие ›› Психология ›› Роль стереотипов в восприятии ›› Стереотипы

Анализ сновидений Фрейда | Формы | Мышление | Психология

Топ-6 агентств социализации | Поведение | Психология

Наши стереотипы влияют на то, как мы воспринимаем лица

Нью-Йоркский университет

Наши бессознательные предубеждения и стереотипы могут «влиять на зрительную систему нашего мозга», что означает, что мы можем воспринимать лица людей таким образом, который «соответствует этим стереотипам».

Исследователи из Нью-Йоркского университета говорят, что их результаты «доказывают, что стереотипы, которых мы придерживаемся, могут систематически изменять визуальное представление мозга о лице». «Это может исказить то, что мы видим, чтобы оно больше соответствовало нашим предвзятым ожиданиям», — говорит Джонатан Фриман, старший автор статьи, которая была опубликована в Неврология природы .

Большинство стереотипов, влияющих на наше визуальное восприятие, бессознательны, поэтому мы можем даже не осознавать, что они у нас есть. Например, говорят исследователи, мы можем не сознательно думать, что мужчины «более агрессивны», а женщины «более умиротворяющие», но мы воспринимаем их таковыми бессознательно. «У многих людей есть укоренившиеся стереотипы, хотя они могут и не поддерживать эти стереотипы лично», — сказал Фриман. «Наши результаты показывают, что такого рода стереотипные ассоциации могут формировать базовую визуальную обработку других людей, предсказуемо искажая то, как мозг «видит» лицо человека».

Исследователи отслеживали активность мозга с помощью сканеров фМРТ, в то время как участники рассматривали мужские и женские лица, а также лица представителей разных рас. Каждое из этих лиц выражало разные эмоции. Затем участников попросили принять «за доли секунды решения» об этих лицах в попытке «выявить менее осознанное предпочтение через траекторию движения их рук».

Несмотря на исследованные ранее сознательные восприятия, тесты показали, что мужчины, особенно чернокожие, воспринимались как злые, даже когда выражение их лица не было злым, а лица женщин воспринимались как счастливые, даже когда они были нейтральными. «Степень этого стереотипного сходства в паттернах активации нейронов коррелировала со степенью предвзятости, наблюдаемой в движениях рук субъекта», — пишут ученые в своей статье. «Например, степень, в которой рука испытуемого изначально отклонялась в сторону «сердитой» реакции при категоризации несердитого лица чернокожего мужчины, предсказывала степень, в которой паттерны нейронной активации для лиц чернокожих мужчин и сердитых лиц были более сильно коррелированы в веретенообразная кора субъекта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *