Мировоззрение и нравственность в наукеХунджуа А. Г. Нравственность и мораль «Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса — бессмертна душа или нет». Блез Паскаль. Еще Сократ осознал, что не меньший мировоззренческий интерес, нежели устройство Вселенной, вызывают вопросы морали и нравственности. И именно в силу важности этих вопросов они не могут быть обойденными в мировоззрении человека. На мораль и нравственность также не существует единой точки зрения, разногласия затрагивают как их происхождение, так и изменения принципов нравственности в процессе исторического развития человечества. Все опять-таки непременно сводится к проблеме выбора веры — веры в Бога или веры в его отсутствие. В приложении к теме нравственности предстоит вернуться к вопросу, каким образом возник человек, какого происхождение его разума и врожденной нравственности (морального чувства) и есть ли она, эта врожденная нравственность? Атеистическое мировоззрение дает следующие ответы на эти вопросы: человек лишен души и духа, он возник случайно, его разум и способность к мышлению возникли в результате самопроизвольных эволюционных процессов, лишенных конечной цели. Нравственные принципы вырабатываются людьми как результат их социального взаимодействия между членами общества. Жизнь бессмысленна и цели в жизни человек определяет себе сам. Смерть — абсолютное прекращение существования. Иные ответы следуют из христианского мировоззрения — человек создан Богом по Его образу и подобию. Моральное чувство дано человеку Творцом, а нравственные законы открыты в Божественном откровении. Цель человеческой жизни в спасении души. Смертно лишь тело человека, человеческие души предстают перед Богом на Страшном Суде и в соответствии с Земной жизнью оказываются в вечном общении с Богом на небесах, либо за грехи земной жизни обрекаются на вечные муки в аду. Остановимся подробнее на вопросах христианской нравственности. Христианская нравственность опирается на моральные предписания, открытые Богом Моисею в 10 заповедях, проповедях Иисуса Христа, наставлениях его Апостолов и Святых отцов церкви. Догмат веры, 10 заповедей, христианские добродетели и смертные грехи понятны каждому православному христианину, о них в той или иной степени знают или слышали представители других конфессий и даже атеисты. Но чем более люди утверждаются в своей самодостаточности, тем далее отодвигают они вопросы нравственности, считая их не самыми важными и не желая тратить на них свое «драгоценное» время. Десять заповедей Закона Божия 1. Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги кроме меня. Грехи против первой заповеди: безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступничество, отчаяние, волшебство суеверие, леность (в молитве), любовь к твари (больше, нежели к Богу), человекоугодие, человеконадеяние. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им. К идолопоклонству относится и служение греховным страстям: любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие. 3. Не приемли имени Господа Бога всуе.
4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай, в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя посвяти Богу своему. Нарушают четвертую заповедь те, кто не работает в шесть будничных дней, так и те, кто трудится или предается разгулу и пьянству в воскресные или праздничные дни. 5. Почитай отца своего и матерь свою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего. Три добродетели: Вера, надежда, любовь Семь смертных грехов: 1. Гордость. 2. Сребролюбие. 3. Блуд. 4. Гнев. 5. Чревоугодие. 6. Зависть. 7. Уныние. Христианская нравственность не вызывают чувства внутреннего протеста, так как Бог Творец записал моральные нормы в наших сердцах и наделил людей чувством стыда и совестью. Природа врожденного чувства справедливости, свободы, добра и зла — в творении человека по образу и подобию Божьему. В Законе Божьем читаем: «Вера в Бога есть основное свойство души человека. Душа дана человеку от Бога: она есть как бы искра и отражение в человеке самого Божества. Происходя от Бога, имея в Нем родственное себе существо, душа сама собой, по своей воле, обращается к Богу, ищет Его («Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» Псал. 41, 2-3). Подобно тому, как глаза обращаются к свету и устроены для того, чтобы видеть свет, так и душа человека стремится к Богу, имеет нужду в общении с Ним и только в Боге находить покой и радость (счастье). Потому все народы во все времена веровали в Бога и возносили Ему молитвы, хотя часто заблуждались, но никогда не теряли веру в Божество, т. е., всегда имели религию. (Религией называется духовный союз человека с Божеством). Следует отметить, что нравственность и мораль даны нам свыше не на уровне инстинктивной программы, элементы такой нравственности можно найти и у животных. Каждый человек обладает свободой воли блюсти или не блюсти нравственные законы. Если происхождение христианской нравственности восходит к Богу, что и определяет ее неизменность и устойчивость во все времена, то атеистические системы нравственности — суть плод человеческого разума и по вполне определенным причинам особого доверия не вызывают – ведь все неразрешимые сегодняшние проблемы (экономические, политические, экологические, нравственные) также являются плодами «могущества человеческого разума». Существует несколько атеистических систем нравственности, причем зачастую общим моментом в этих системах является лишь атеизм, а нормы нравственности и подход к ней в концепциях светского гуманизма, социал-дарвинизма, марксизма-ленинизма и социальной биологии существенно различаются. Всем этим системам в первую очередь свойственно желание отвергнуть христианскую нравственность, причем поводы для этого находятся разные. Не следует забывать и то, что умы большинства людей не отягощены анализом систем нравственности и в них торжествует стихийная бытовая мораль. Яркими примерами возражений против христианской нравственности служат следующие тезисы: 1. Указания, исходящие от Бога, унижают человеческое достоинство. 2. Вера в Бога поощряет угнетение пролетариата. 3. Соблюдение правил и норм христианской морали мешает радоваться жизни. Особое место занимает протест против 7-ой заповеди: так во II гуманистическом манифесте говорится «… Люди должны проявлять свои сексуальные наклонности и следовать тому стилю жизни, который им нравится. .. Многие виды сексуального познания не должны считаться злом». Изумление вызывает сам термин гуманистов «сексуальное познание». Истоки гуманизма как мировоззренческой философской системы теряются в далеком прошлом, поскольку сама его идея стара как мир, но содержание гуманизма не оставалось неизменным. Гуманизм представляет собой систему взглядов, утверждающих ценность и достоинство каждой личности, что само по себе, безусловно, правильно. Однако, начиная с момента зарождения современного гуманизма в эпоху Возрождения, и по сей день, существуют два его типа. Первый — теистический, ядром которого является вера в Бога, второй — светский гуманизм, или гуманизм антропоцентрический, а попросту говоря, атеистический. Светский гуманизм распространился в эпоху Просвещения во Франции, укрепился в XIX веке на благодатной почве дарвиновского эволюционизма и расцвел пышным цветом в веке ХХ и с его идеями о правах человека и обществом свободных потребителей. Ныне светский гуманизм – преобладающее в сознании людей мировоззрение, пропагандируемое такими влиятельными организациями как ООН и ЮНЕСКО. Страница 1 — 1 из 4 Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru |
Нравственное развитие в раннем детстве
В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействия малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую.
В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.
Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша – слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.
Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчинение правилам имеет для малыша не самостоятельное значение, а служит средством поддержания положительных контактов со взрослым. Стремление заслужить положительную оценку, быть «хорошим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют педагоги и родители.
Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окрашены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельности.
Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя.
Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять активность.
Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то следование таким правилам становится привычным для малыша.
Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, организованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения.
Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. А в возрасте 2-3 лет ребенок должен замечать поломанную игрушку и просить взрослого ее починить.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», – подчеркивал В.Г.Белинский.
Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком правила «после игры игрушки нужно расставлять по местам».
В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша.
Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел – и разбудил бабушку. Не убрал игрушки – они потерялись. Разорвал книжку – ее нельзя читать. Разбил чашку – из нее нельзя пить молоко.
Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении.
Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.
Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки даже отношение к людям, предметам, животным.
Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.
Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».
Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты.
Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами).
Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено. Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями к тем сверстником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие.
Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.
В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные требования к малышу и следит за их выполнением, помогает доводить начатое дело до конца, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требования, можно воспитать у ребенка такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с интересами других, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзывчивость.
Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:
- нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому;
- выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым;
- выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создает основу для нравственного развития малыша;
- требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;
- нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;
- нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;
- формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;
- создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
Элементарная философия | Государственный университет Нью-Йорка Press
Дэвид Маколи Темы:
Экологическая философия,
Феноменология,
Экология,
философия,
Древнегреческая философия
Серия:
Серия SUNY по философии и этике окружающей среды
Мягкая обложка
: 9781438432441,
449 страниц,
июль 2011
Твердый переплет
: 9781438432458,
449 страниц,
Сентябрь 2010 г.
Альтернативные форматы доступны по телефону:
Прочитать отрывок Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Предисловие
Благодарности
Введение
Четверомыслие
Укрытие элементов
План работы
Часть I: Встречи с элементами и идеи
1. Философия phy’s Forgotten Four
Земля
Воздух
Огонь
Вода
Междоузлия : Камень
2. Топология стихийной среды
Элементарные буквы
Элементальные места
Элементы как архетипы
Элементарное противостояние
Элементарные субстанции
Химические элементы
Культурные сравнения
Каркас четырех 0005 Часть II: Элементарные теории
3 Расцвет экологических корней: Элементарная мысль Эмпедокла
Четыре пьесы
Проблема стихов
Квадратные корни и радикальные ризомы
Элементарная космология Эмпедокла
Экологическое и политическое равенство
Органическое единство
Защита окружающей среды
Ожидание эволюции
Сопереживание животным
Экологические корни
Экологический дух
Создание природы
Чистота и загрязнение
Корневища Делёза и Гваттари
90 043 Междоузлия: лед и снег
4. Платоновы Хора -Графика Земли, Воздуха, Огня и Воды
Азбука Всего
Вероятная Физика
Происхождение Земли, Воздуха, Огня и Воды
Корпус Экологической Космоскла
Вторые Начала и Ограниченные Конструкции
Снятие Чары Стихий
Переработка Элементов
Формы Четырех?
Элементы, размещенные: Хора -графия в Матрице
Строительство и структура первичных тел
Война и игра стихий
Отправка Стойхия : Элементарные S/окончания
Гуссерль и математизация природы
Постскриптум к Платону : Философские примечания Уайтхеда
Промежуток: Облако
5. Место элементов и элементы места: естественный дом Аристотеля
Четыре рассказа о пяти элементах
Словарь определений элементов
Древний разрыв между поколениями
Вес размышлений
Место элементов
Элементы места
Возвращение домой и обитание
Междоузлия: тепло и холод
6. Экономика и экология аристотелевских элементов
Горячее, холодное, влажное и сухое
Преобразование противоположностей
Составление квартета
Первичная материя как постоянная проблема
Инопланетяне: Пятый элемент
Элементальный контакт: созерцание материальных тел
Соприкосновение с окружающей средой
Душа и внешний мир
Аристотель и экология
Междоузлия: свет и тень 90 044
Часть III: Элементарные миры
7. Приручение элементов
Снаружи-внутри
Философия водопровода
Водные транспортные средства и эстетика ландшафта
От водных путей к гидротехническим сооружениям
Вода в бутылках
Огонь и вода
Атмосферное затмение
Побег с Земли
Конец стихии?
Междоузлия: Ночь
8. В соприкосновении с чувственным миром: Воссоздание элементаля в континентальной философии
Мечты элементаля: Поэтика Башляра
Обитель элементаля: Четверица Хайдеггера
Элементарная чувствительность: Левинас о наслаждении
Элементарные императивы: Лингис и наше чувственное окружение
Страсти стихий: Иригарай о дыхании и теле
Пейзажи стихий: Кейси о месте
Природа стихий: Саллис о воображении
От стихий к стихиям
Междоузлия: космос
9. Переоценка земли, воздуха, огня и воды: красота стихий , Экологический долг и экологическая политика
Элементарная этика
Элементальная эстетика
Экологическое действие
Непонятный приказ
Примечания
Алфавитный указатель
Исследует древнее и вечное представление о четырех элементах как об окружающей среде.
Башляр назвал их «гормонами воображения». Гегель заметил, что «благодаря четырем элементам мы достигаем возвышения чувственных идей до мысли». Земля, воздух, огонь и вода исследуются как философские идеи и связанные с ними экологические проблемы с их классическими и многолетними концепциями. Дэвид Маколи приступает к широкому обсуждению их первоначального появления в древнегреческой мысли как мифических сил или научных принципов до их недавнего возрождения в современной континентальной философии как средства для понимания ландшафта и языка, поэзии и места, тела и тела политики. . Тем самым он показывает важность элементарного мышления для понимания экологических проблем и реагирования на них. Прослеживая изменение взглядов на четыре элемента на протяжении истории идей, Маколей создает новый словарь и новое видение окружающей среды, в то же время непосредственно затрагивая мир элементов, размышляя об их различных проявлениях.
Дэвид Маколи — адъюнкт-профессор философии и экологических исследований Пенсильванского государственного университета, Брендивайн. Он является редактором журнала Minding Nature: The Philosophers of Ecology .
«…Дэвид Маколи пытается бороться с нашим чрезмерно упрощенным взглядом на природу, восстанавливая тонкое понимание четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды… вдумчивая, серьезная и увлекательная работа». — Этика окружающей среды
«…огромная книга Маколея Элементарная философия , является данью уважения другому и, казалось бы, незнакомому восприятию, в котором земля, воздух, огонь и вода… оживляют человеческие мысли и действия. , информативная и трансформирующая медитация о том, как интерпретировать мир природы и жить с ним… Маколей с любовью наполняет текст элементами за пределами и между четырьмя и предоставляет читателям возможность по-новому взглянуть на связи между самими элементами и нашими переплетенными жизнями. с ними. Эти промежутки — драгоценные камни «. — Очерки философии
«Маколей обогащает свой текст, включая отрывки из соответствующих стихов… [и] демонстрирует глубокое знание древней философии». — Философия в обзоре
«Вдохновляющее и провокационное… Вдохновляющим дополнением к книге является серия «промежутков» — коротких медитаций о различных проявлениях элементов, таких как камень, дерево, лед и облако, среди прочих». — ВЫБОР
«Насыщенная эрудицией, но жизнерадостная игра слов, интеллектуальная история Маколея о четырех элементах — восхитительное проявление силы философии окружающей среды». — Дом мудрости на семи столпах
«Эта книга представляет собой междисциплинарное достижение, свидетельствующее о глубоком знакомстве автора, в частности, с древнегреческой космологией, современной философией окружающей среды, литературными и художественными традициями.» — Ценности окружающей среды
«…очень серьезная книга по философии. Она также удивительно всеобъемлющая, впечатляюще находчивая и с великолепным воображением — и в то же время приземленная — в объединении самых возвышенных философских мыслей о земле, воздухе, огне и воде. с экскрементами, ветрами, печами и фонтанами, с которыми мы живем». — Карлин Романо, 9 лет.0043 Chronicle of Higher Education
«Потрясающий образец обоснованной философии. Книга, меняющая восприятие, которая начинается с элементарных вещей и перерастает в глубокое размышление о людях в природе». — Дэвид У. Орр, автор книги «Вниз по проводам: борьба с климатическим коллапсом»
«Можно предположить, что в наши дни кварков и черных дыр древнегреческие размышления об элементах своего ландшафта — огне, воздухе, земле , и вода — были слишком элементарны, чтобы о них стоило вспоминать. Не так. Дэвид Маколи демонстрирует их удивительную актуальность. Земля, воздух, вода — даже огонь (энергия, глобальное потепление) — по-прежнему занимают центральное место в мировой повестке дня: поддержание жизни в тысячелетии экологического кризиса. С того дня и по сей день мудрые философы сохраняют связь своих мыслей с чувственной, стихийной Землей». — Холмс Ролстон III, автор Экологическая этика: обязанности и ценности в мире природы
«Благодаря своим обширным знаниям и глубокому пониманию истории философии Дэвид Маколи воплощает в жизнь классические элементы, демонстрируя их обновленную актуальность для решения насущных проблем нашего века. Его знания огромны, и его нюансы взаимосвязей огромны. Это великая философская работа». — Дэвид Ротенберг, автор книги «Песня на тысячу миль: китовая музыка в море звука»
«В этом весьма оригинальном исследовании рассматривается миграция философской мысли на почву, воздух, огонь и воду и через нее на протяжении всей ее двадцатипятисотлетней истории, от Эмпедокла до наших дней. Но это Это не просто исследование истории этих древних идей, а, скорее, свидетельство их продолжающейся плодовитости в жизненном опыте. Они придают чувственную специфичность бледной идее «природы» и конкретизируют абстракции окружающей среды. видов чуда — чувственного, поэтического, познавательного, научного, благоговейного — в переживании элементов, письмо Маколея проецирует широкий ландшафт для исследования многих пластов значения в окружающем опыте». — Арнольд Берлеант, автор Sensibility and Sense: The Esthetic Transformation of the Human World
« Elemental Philosophy » Дэвида Маколея представляет собой замечательно хорошо написанное произведение. Оно сочетает в себе тщательный анализ древних философских источников с современными материалами удивительной интеллектуальной широты. Эта междисциплинарная книга работа обладает теоретической строгостью, космополитическим размахом и литературной изощренностью. Она понравится широкому кругу читателей, которым, как и мне, может понравиться это мощное приглашение к философскому переосмыслению и лирическим размышлениям об основных элементарных принципах, которые имеют решающее значение для мудрой и благополучной жизни на планете Земля. сегодня.» — Эрик В. Ортс, Пенсильванский университет
«После индустриализации знания стали фрагментарными, и люди утратили связь с материальными реалиями мест, в которых они жили. Дэвид Маколи сочетает древнегреческие заповеди с обстоятельствами двадцать первого века: земля, воздух, огонь и вода взывают к нам из через тысячелетия, чтобы возродить связь человечества с нашей родной планетой». — Дэвид Спанагель, Вустерский политехнический институт
Другие книги Дэвида Маколея
Вам также может понравиться
dnd 5e — Этично ли использовать элементаля для питания корабля, или может быть?
По умолчанию элементали не выглядят разумными существами.
Думаю, прежде чем рассматривать лор сеттинга Эберрона, нам следует взглянуть на лор D&D в целом. То, что говорится в «Руководстве монстров», считается верным во всех условиях, если только сами условия не противоречат этому. Хотя элементаль немного умнее большинства животных, «Руководство монстров» описывает их следующим образом (MM стр. 123):
На своем родном плане элементаль представляет собой бестелесную жизненную силу. Его смутное сознание проявляется как физическая форма только тогда, когда фокусируется силой магии. У дикого духа стихийной силы нет иного желания, кроме как пройти через стихию своего родного плана. Подобно зверям Материального Плана, эти стихийные духи не имеют ни общества, ни культуры, и у них мало чувства бытия.
Кроме того, в разделе о типах существ (MM стр.6) указано
Элементали … Некоторые существа этого типа представляют собой не более чем одушевленные массы соответствующих им элементов, включая существ, называемых просто элементалями.
«Руководство монстров», кажется, изо всех сил пытается сказать, что элементали — не разумные существа, а просто слегка своенравные сгустки стихийной энергии. Поместить человека в элементальный сосуд, возможно, просто вернуть ему форму, которую он принял на своем родном плане. В любом случае, в руководстве по монстрам говорится, что у них на самом деле нет самоощущения, что мне кажется функциональным животным разумом. (Все это относится только к абстрактным элементальным существам, которых на самом деле называют «Огненными элементалями» или как-то еще; я не имею в виду существ элементального типа, которые определенно являются разумными существами, такими как ксорны, мефиты или ифриты.)
Думаю, сравнение с дрессированным животным вполне уместно. Вероятно, важно отметить, что, хотя большинство зверей имеют показатель интеллекта 2 или 3, нигде нет правила, определяющего максимальный «разум животного» (как это было в 3-м издании). Многие существа, которых мы считаем простыми монстрами, имеют такие же высокие показатели INT, как и у элементалей, в том числе ускользающие звери и виверны.
Эберрон мало что говорит по этому поводу.
Несмотря на все вышесказанное, ни в одной из книг Эберрона, кажется, нет конкретного утверждения, которое бы напрямую касалось этого вопроса.