Стили общения | Статья на тему:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности авторитарного стиля общения 4
2. демократический стиль общения: особенности
и результаты использования 6
3. Преимущества и недостатки авторитарного
и демократического стилей общения 8
Заключение 12
Список литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий. Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели.
Важной характеристикой общения является его стиль. Стиль общения, который присущ каждому человеку зависит от разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
- Особенности авторитарного стиля общения
Авторитарный стиль общения имеет место быть как в педагогике, так и в обычной жизни. Этот стиль отдает главенствующую роль одному человеку, который единолично принимает все решения. Роль остальных членов сообщества в расчет не берется.
При таком стиле общения ограничения и запреты являются доминирующими. Позитивное отношение к личности при таком подходе встречается очень редко. Руководитель (или педагог), используя авторитарные подходы к своим подчиненным (ученикам), ждет от них только послушания, ни о какой обратной связи речь идти не может. Возражения, предложения просто не приемлются. В случае появления таких методов создается конфликтная ситуация, атмосфера напряженности. Неблагоприятный микроклимат может негативно отразиться на самом процессе (или учебном, или рабочем). Люди, использующие авторитарный стиль общения, часто имеют ограниченную культуру воспитания за исключением тех редких случаев, когда этот стиль просто незаменим. Такие руководители стремятся получить невозможное при данных условиях: либо уровень развития человека еще не готов воспроизвести требуемое, либо опыта не хватает. Единственное, что необходимо в данной ситуации, — это набраться терпения, причем это должны сделать обе стороны. Достичь совершенства, не пройдя все этапы развития, просто не возможно.
При авторитарном стиле общения никаких неформальных общений не может быть. Ни учитель (или руководитель организации), ни воспитанник (или подчиненный) не могут поделиться наболевшим друг с другом, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Руководитель боится, что его подчиненные не справятся с возложенными на них задачами в силу лени, безответственности, дезорганизованности, поэтому с его стороны идет гиперконтроль, который не приводит к формированию у них самостоятельности. Они знают, что все решения за них принимает только один человек, а если этот стиль используется в процессе обучения в школе, то, вступив во взрослую жизнь, они оказываются неподготовленными к взрослой жизни.
Авторитарный стиль общения присущ людям, имеющим властный характер. Это самый жесткий стиль из всех трех существующих, поэтому это обстоятельство необходимо учитывать в процессе общения с таким лидером. Учитывая то, что лидер не приемлет мнения, отличного от своего, стоит только прислушиваться к его мнению и неукоснительно следовать ему без каких-либо возражений. В случае высказывания собственного мнения можно встретить негативную реакцию со стороны лидера, что отрицательно скажется на межличностных отношениях. Авторитарный лидер будет видеть в вас все только негативное, найти в последующем с ним контакт будет очень тяжело. Чтобы у вас сложились хорошие отношения при авторитарном стиле общения руководителя, вы должны следовать нашим рекомендациям и не лезть на рожон. Это позволит сохранить хорошие отношения и вырасти в глазах руководителя.
Этот стиль, конечно же, не лучший, однако в определенных ситуациях он может пригодиться. Такое бывает если подчиненные не отличаются самодисциплиной и требуют постоянного контроля. Здесь стоит сделать оговорку, если нет самодисциплины, то стоит поискать причину, почему она отсутствует. Может быть у человека нет соответствующего мотива, который будет побуждать его к тем или иным действиям. Если руководитель является мудрым человеком, то он попытается сформировать правильную мотивацию у своего подопечного, особенно, если это ученик. Если же все испробовано, а результата не удается достичь, то авторитарный стиль общения – это единственный выход из сложившейся ситуации, но им не стоит увлекаться, лучше применять разумный баланс, сочетая его с демократическим стилем.
- Демократический стиль общения: особенности и результаты использования
Общение – важнейшая составляющая взаимодействия между людьми, выражающаяся в виде обмена информацией. Стилем общения можно назвать комплекс поведенческих особенностей человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия. Если при общении каждый собеседник чувствует себя личностью, речь идет о демократическом стиле общения. Наиболее полно можно рассмотреть его использование на примере школьного и трудового коллектива.
В первом случае учитель делает учащихся сотрудниками и друзьями. Хорошая дисциплина на уроках становится не целью, а средством достижения успешных результатов, поскольку нормы поведения разъясняются в условиях взаимопонимания. Использование демократического стиля общения требует от учителя нравственного поведения, любви к детям и больших затрат энергии. Но обеспечивает наиболее оптимальные условия для продуктивного развития ребенка.
В частности, появляется уверенность в своих силах, понимание ценности коллективной работы при параллельном осознании собственных прав и обязанностей. Дети учатся управлять поведением, поскольку ощущение причастности к делу класса дает им положительные эмоции. Они стараются вести себя хорошо даже тогда, когда учитель выходит из кабинета.
Обсуждение рабочего задания происходит в доверительной атмосфере, поэтому не возникает внутреннего сопротивления, нежелания усваивать информацию. Пример положительного использования рассматриваемого стиля, который знаком всем: ребенок с радостью желает ответить на уроке, тянет руку и огорчается, когда вызывают не его.
Демократический стиль общения в трудовом коллективе устанавливается личностью лидера. Его цель – дать свободу действий в той мере, которая необходима для коллегиального принятия решений. При этом руководитель избирает товарищеские интонации, его распоряжения и запреты могут обсуждаться, а порицания сопровождаются советами.
Другими словами, руководитель находится не над группой, а внутри нее. Ответственность за принятые коллективом решения ложится на всех его участников в равной мере. Результатом использования данного стиля общения является налаживание микроклимата в коллективе, рост числа инициативных сотрудников, способных предлагать нестандартные варианты решения рядовых задач. Дисциплина перерастает в самодисциплину, поэтому руководителю не приходится прибегать к строгости.
При всем этом демократический стиль общения не ставит под вопрос факт субординации. Напротив, авторитет начальника, который сумел найти подход к личности каждого подчиненного и изучить его возможности без перехода к панибратским отношениям, возрастает.
Таким образом, любой коллектив (вне зависимости от возраста и направления деятельности) может стать сплоченным и ориентированным на решение общих целей. Можно считать, что использование демократического стиля общения не имеет противопоказаний. Главное – найти эту золотую середину между полной потерей контроля и диктаторством
- Преимущества и недостатки авторитарного и демократического стилей общения
Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.
Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:
- четкость и оперативность управления;
- сокращенное время для принятия решений;
- видимое единство управленческих действий;
- позволяет быстрее справиться с трудностями становления и пр.
- К недостаткам авторитарного стиля общения относят:
- неудовлетворенность трудом;
- подавление инициативы;
- бюрократия руководства и пр.
К минусам можно отнести:
- полное подавление инициативы со стороны учащихся или сотрудников
- требует серьезного подхода к распределению и контролю работы со стороны руководителя процесса общения.
За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это — мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения — это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.
Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.
Плюсы данного стиля:
- повышение работоспособности и раскрытие творческого подхода
- мотивация участников к обсуждению и решению проблем
- возможность строить коллективе доверительные отношения
- присутствует удовлетворенность трудом
Минусы такого общения:
- простая форма контроля в связи с доверием, которая может привести к некачественному выполнению своих обязанностей
- потеря времени на общие обсуждения перед принятием решения
Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, — это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.
Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.
Учителя с авторитарным стилем руководства обладают следующими особенностями: стремлением к независимости, самостоятельностью в принятии решений и анализе групповых проблем, не нуждаются в одобрении и поддержке извне, обладают высоким уровнем самодостаточности. Им присущи импульсивность, низкий уровень самоконтроля, невнимательность к другим, конфликтность. Они эмоционально неустойчивы, раздражительны, нетерпеливы, испытывают трудности в общении.
Учителя с демократическим стилем руководства более независимы, самостоятельны, самодостаточны, чем учителя-либералы, но уступают в этом учителям-автократам. Они обладают проницательностью, хорошо понимают мотивы поведения окружающих, не испытывают затруднений при принятии решений и анализе групповых проблем. Им не присуща импульсивность поведения. Они бесконфликтны, внимательны к другим, обладают высоким уровнем самоконтроля, эмоционально устойчивы, уравновешенны, нефрустрированны
Как показано в исследованиях А. Ю. Максакова и Д. А. Мишутина, педагогам с авторитарным стилем руководства присущи следующие особенности общения с учащимися: преимущественное использование монолога и императивных форм обращений; доминирование личностно-группового общения; узкий круг учащихся, с которыми они общаются индивидуально (в основном это хорошо успевающие). Учителя с демократическим стилем имеют более широкий круг индивидуального общения, чаще прибегают к диалогу и используют неимперативные формы обращений.
Учителям с авторитарным стилем руководства при педагогическом общении свойственны властное, высокомерное или снисходительное демонстрирование своей роли на уроке, превосходства в знаниях и умениях; чрезмерно строгая оценка учащихся, подавление их реплик негативными педагогическими санкциями, реагирование на просьбы о помощи как на помехи «ходу урока», необоснованное использование ограничений и запретов.
Для учителей с демократическим стилем руководства характерны противоположные приемы: стремление снять заторможенность, неловкость учащихся; ободрение, поддержка; оказание помощи в подборе слов, построении фразы; позитивная критика учащегося, демонстрирование заинтересованности в диалоге с учениками и т. д. В то же время, как отмечает Д. А. Мишутин, у этих учителей на уроках не редкостью становятся обращения учащихся, которые провоцируют конфликтные ситуации. Очевидно, ученики видят не только сильные стороны такого стиля руководства и общения, но и его слабости, возможность оказывать на учителя психологическое давление.
Таким образом, авторитарный и демократический стили общения различаются по частоте использования тех или иных форм передачи информации, воздействия на учащихся и широте общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.
У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.
Стиль общения можно определить как совокупность индивидуальных особенностей социально-психологического взаимодействия людей. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение, М,: Новое знание, 2003.
3. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2007.
4. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты.//Психологический журнал, Т.16, 1995, №6.
5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. 2002.
6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007.
7. Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения / Пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону, 2000.
авторитарный, деловой, педагогический :: BusinessMan.ru
Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Стили общения с точки зрения психологии
Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:
- гибкий;
- ригидный;
- переходный.
При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника.
Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.Изучение стилей общения
При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.
В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться.
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Характеристика стилей педагогического общения
Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
Характеристика стилей делового общения
Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой — это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.
Ритуальный стиль общения
Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.
Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.
Манипулятивный стиль общения
При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.
Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.
Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.
Гуманистический стиль общения
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет.
СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА
Лидерство — это главное, чего ожидают от менеджера. Это просто означает принятие ответственности. Есть определенные качества, которые считаются важными для сильного лидера. К ним относятся: Адаптация к изменениям, Принятие решений, Поддержание открытых линий связи и ведение других к достижению целей. Лидерство, когда оно определено, даст нам лучшее понимание. Теоретики менеджмента обычно определяют его как «процесс воздействия на деятельность человека или группы в стремлении к достижению цели в данной ситуации».
Лидерство не ограничивается только менеджментом, широко признано, что в большинстве успешных организаций есть сильные и эффективные лидеры. Стиль лидерства — это подход, который лидеры принимают и отражают в своих ролях, а не способ использования власти. Объем сохраняемых полномочий и принимаемые решения играют жизненно важную роль в определении стиля руководства. Стиль лидерства поощряет и поощряет участие сотрудников в планировании, решении проблем и принятии решений. Но некоторые, кажется, ограничивают участие сотрудников в этих областях. Можно сказать, что это влияет на использование человеческих ресурсов. Он проявляет контроль, особенно в отношениях с людьми. Потому что чем более авторитарным является принятый стиль руководства, тем больше лидер или менеджер отделяет себя от людей. В этом случае лидер сможет использовать только мускулы людей, а не их разум. Тип общения, который развивается между лидером и рабочей силой, контролируется стилем руководства.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА СТИЛИ
Стили лидерства варьируются от простых определений до сложных описаний. Эти стили лидерства можно классифицировать в зависимости от того, как используется власть. Это зависит от того, когда лидер может выполнять работу, используя мускулы людей или их разум. Существует четыре общепринятых стиля лидерства. Это:
- Диктаторский стиль
- Авторитетный стиль
- Консультативный стиль
- Командный стиль
Объем полномочий, разделенных между высшим руководством и персоналом, помогает определить тип используемого стиля руководства.
Диктаторский стиль :
Как следует из названия, менеджер или лидер, использующий этот стиль руководства, будет действовать как диктатор. Менеджер будет иметь высшую власть в принятии решений относительно того, что, когда, где и как делать и кто будет их выполнять. Люди, не выполняющие свои обязанности, обязательно будут привлечены к ответственности.
Определенные характеристики лидера-диктатора:
- Обладает всей властью принимать решения
- Большую часть времени нецелесообразно с рабочими требованиями
- Применяет чрезмерные дисциплинарные меры к людям, не выполняющим свою работу
- Не дает людям возможности подвергнуть сомнению его решение или полномочия
Авторитарный стиль :
Авторитарные лидеры также известны как авторитарные лидеры. Они очень четко излагают свои ожидания относительно того, что нужно сделать и как. Но исследования показывают недостаток творчества в авторитарном руководстве, поскольку авторитарный лидер принимает решения самостоятельно, практически без участия группы. Вредные аспекты рассматриваемого стиля лидерства — это властный, диктаторский и контролирующий характер. Этот стиль лидерства можно лучше всего использовать в ситуациях, когда очень мало времени для группового принятия решений или когда лидер является единственным знающим членом группы.
Черты авторитарного лидера:
- Редко позволяет членам группы принимать решения, так как считает, что его знания и опыт делают его наиболее квалифицированным
- Считает свои взгляды и мысли наиболее точными
- Обнаружено, что он очень критичен при принятии решений и мнений, которые отличаются от его собственных
- Не уверен в способностях и потенциале других
- Редко поощряет или признает хорошо выполненную работу
- Принимает идеи других только в том случае, если он согласен или принимает их
- Часто получает выгоду от других
- Высокая конкуренция и ориентированность на действия
Консультативный стиль :
Консультативное лидерство в основном ориентировано на задачу и всегда фокусируется на конечном результате, используя навыки других в формулировании планов и принятии решений. Но тогда право принятия окончательного решения всегда остается за лидером. Но, тем не менее, это окончательное решение не принимается без изучения мнений членов, на которых это решение повлияет. Консультативное руководство выделяется своей попыткой привлечь людей, у которых есть проблемы, к поиску идей для решения. Таким образом, это помогает тем развивать в себе лидерские качества и способность принимать решения. Формирование команды является главной целью консультативного лидерства.
- Лидер берет на себя роль наставника/игрока и становится координатором команды
- Обычно [не всегда] принимает идеи и мысли команды, даже если это противоречит его собственным
- Уделяет больше внимания стимулированию творчества и инноваций
Стиль команды участия :
В этом типе стиля руководства все члены команды участвуют в определении жизненно важных целей и разработке процедур и стратегий для достижения этих целей. Анализируя с этой точки зрения, коллективное лидерство можно рассматривать как стиль, который зависит от лидера, действующего как фасилитатор, а не как диктатор, который отдает приказы и добивается цели. Лидерство с участием в его наиболее эффективной форме позволит наилучшим образом использовать таланты и потенциальные навыки членов команды, особенно при принятии решений и принятии правильного курса действий. Окончательное решение всегда будет приниматься лидером, но тогда это разделение функций внутри команды создаст идеальную атмосферу для каждого члена команды, чтобы внести свой вклад, достаточно ценный для принятия окончательного решения, которое в конечном итоге было бы выгодным для компании. организация в целом.
Автократический стиль руководства: плюсы и минусы на рабочем месте | ХРДК
Делиться:Обновлено HRDQ Staff
У каждого начальника свой стиль руководства командой. Многие используют совместный подход, некоторые подчеркивают важность делегирования, а третьи вводят полный контроль. Если вы подпадаете под автократический стиль руководства, важно знать плюсы и минусы этого подхода на рабочем месте, чтобы вы могли стать лучшим и более сговорчивым начальником для своих сотрудников.
Возьмите мой стиль руководства? оценку от HRDQ, чтобы узнать, как вы управляете своей командой!
Что такое автократический стиль руководства?
Автократическое лидерство более известно как авторитарное лидерство. При таком подходе руководитель имеет полный контроль над группой и решениями, принимаемыми для этой группы — автократический лидер редко требует участия или предложений от своей команды. Скорее всего, вы авторитарный лидер, если:
- Все важные решения вы принимаете самостоятельно
- У вас очень структурированная рабочая среда
- Вы устанавливаете и поддерживаете строгие правила и процессы
- Вы серьезный человек
Плюсы автократического лидерства
Вот преимущества автократического лидера:
- Навыки быстрого принятия решений . Автократические лидеры часто обладают исключительными способностями к принятию решений. Это особенно важно в стрессовых ситуациях, когда необходимо немедленно принять решение.
- Сохраняет прохладу под давлением. Люди с автократическим стилем руководства легко сохраняют хладнокровие под давлением. И, поскольку они берут на себя ответственность за обработку стрессовых решений, они также гарантируют, что ни один другой сотрудник не попадет в ситуации высокого риска.
- Получает слабые группы на пути . Когда команда испытывает трудности из-за отсутствия направления и плохой организации, авторитарные лидеры могут быстро вернуть слабые группы в нужное русло, установив четкую цель и предоставив точные методы, которые помогут им ее достичь.
- Видимая цепочка команд . Если возникает что-то важное, сотрудникам очень ясно, кому им нужно сообщить о проблеме, решении или информации.
Против самодержавного лидерства
Вот слабости самодержавного лидера:
- Вызывает недоверие . Укрепление доверия на рабочем месте необходимо для создания позитивной и продуктивной среды. Авторитетный характер автократических руководителей препятствует открытому общению с начальником, что в конечном итоге приводит к недоверию.
- Понижает боевой дух . Поскольку авторитарные лидеры обычно не позволяют своим сотрудникам принимать самостоятельные решения, это может заставить их чувствовать себя некомпетентными. Хорошая рабочая среда должна воодушевлять сотрудников, а не унижать их.
- Подавляет творчество . Сотрудников не поощряют вносить свой вклад и обратную связь со своим авторитарным начальством, что препятствует творчеству и может даже подавить опыт и ценные навыки сотрудника.
- Работает только в особых рабочих условиях . Существует несколько сред, в которых авторитарное лидерство действительно работает. Работа, требующая строгой структуры и соблюдения правил, в первую очередь пожинает плоды этого стиля руководства.
Для кого это работает
Хотя автократический стиль руководства имеет как плюсы, так и минусы, некоторые люди со следующими характеристиками вполне положительно отзываются о таком подходе:
- Цените и наслаждайтесь соблюдением правил
- Предпочитает последовательный рабочий распорядок
- Не люблю рисковать
- Осторожно принимают решения
- Считать, что если метод работает, нет причин его менять
- Считать, что нужно довольствоваться тем, что имеешь
Гибкость вашего стиля
Чтобы стать по-настоящему великим начальником, вам нужно научиться «гибко» использовать свой стиль руководства, чтобы он подходил ко всем вашим сотрудникам, а не только к тем, кто предпочитает ваш автократический подход. «Гибкость» относится к способности распознавать стиль общения, на который человек лучше всего реагирует, а затем корректировать свой метод общения в соответствии с его потребностями.
Обучение гибкости требует времени, тренировок и практики. Тем не менее, вот лишь несколько советов, которые самодержавные лидеры могут начать применять уже сегодня, чтобы лучше приспособить своих сотрудников и создать более благоприятную рабочую среду:
- Не забывайте хвалить свою команду . Моральный дух и мотивация быстро истощаются, когда вы указываете людям только на их ошибки. Убедитесь, что вы хвалите сотрудников, когда похвала необходима, чтобы ваши сотрудники чувствовали себя счастливыми и гордились своей работой.
- Предложите свою помощь . Сделав себя доступным для своих сотрудников, вы не только улучшите общение (следовательно, устранив недоверие), но и сможете предоставить им инструменты для правильного выполнения работы.
- Слушайте своих сотрудников . Даже если вы в конечном итоге не примете предложений своих сотрудников, вы хотите, чтобы они чувствовали себя комфортно, обращаясь к вам со своими проблемами.