11.5. Стили руководства
Определяющая роль руководителя связана с наделением его властными полномочиями, через которые он воздействует на производственный коллектив, а через него на характер и результаты функционирования организации в целом. Профессиональный руководитель четко формулирует задачи, прогнозирует неудачи, находит решение в каждой конкретной ситуации, способен задействовать внутренние стимулы сотрудников к самостоятельным действиям. При этом, выполняя служебные обязанности, он имеет определенный стиль управленческой деятельности, характеризующийся субъективными и объективными составляющими. К объективным составляющим относятся, такие как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления, социально-психологические особенности исполнителей, уровень иерархии управления и др.
Субъективный элемент стиля руководителя включает: уровень профессиональной подготовки руководителя, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты.
Стиль управления менеджера – это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы, так как является формой реализации экономических социально-психологических отношений в процессе руководства коллективом. Поэтому стиль руководителя характеризуется как социальное явление. Кроме того, стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии.
Оценками эффективного руководства являются – эффективность работы коллектива (производительность, качество, прибыль, новаторство) и такие психологические показатели, как удовлетворенность членов организации, наличие мотивации работников, авторитет руководителя, общие цели в коллективе.
Имеются две широко применяющиеся системы классификации стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Авторитарное руководство характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, высокой концентрации власти в руках менеджера, формальным отношением к человеку, повышенным контролем деятельности.
Для этого стиля руководства характерна централизация власти в руках одного руководителя, ставка на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Такой менеджер принимает решения единолично, не давая проявить инициативу подчиненным, он категоричен и основным содержанием его деятельности становятся приказы и команды.
Демократичное руководство определяется пониманием того, что если человек знает, во имя чего он трудится, участвует в формировании и реализации целей, имеет возможность проявлять инициативу, пользуется доверием менеджера и свободен от мелочного контроля, то труд его будет много производительней. Ответственность не концентрируется, а распределяется.
Менеджер, использующий демократический стиль, стремиться как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В подготовке управленческих решений участвует весь коллектив.
Либеральное руководство характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения приниматься группой самостоятельно.
Такой руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Он готов отменить ранее принятое им решение, если подчиненные приняли его негативно. Либералов отличает безынициативность, он пассивен при принятии управленческих решений.
Классификация стилей руководства приведена в табл. 11.5.1
Таблица 11.5.1 Классификация стилей руководства
Критерий сравнения | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
1. |
Единоначалие | Совместно с подчинённым | Подчиненными на основе указаний руководителя |
2. Способ доведения задач до исполнителя | Приказ | Предложение | Просьба, уговоры |
3. Ответственность | Полностью у руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках подчинённых |
4. Принцип подбора кадров | Избавление от сильных конкурентов | Ориентация на деловых людей, помощь в карьере | Нет чёткой ориентации |
5. Инициатива | Допускается | Поощряется и используется | Полностью в руках исполнителей |
Критерий сравнения | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
6. Отношения руководителя к знаниям | Считает, что всё знает сам | Постоянно учится и требует этого от подчиненных | Безразличие |
7. Отношение руководителя к подчиненным | Дистанцируется | Контактирует | |
8. Отношение руководителя к дисциплине | Жёсткое формальное | Разумное | Мягкое, не требовательное |
9. Отношение к мотивации | Наказание с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет чёткой ориентации |
Исследования эффективности этих стилей руководства, осуществленные К. Левиным, показали, что:
– авторитарное руководство обычно добивается выполнения наибольшего объема работ. При этом снижается мотивация;
– демократическое руководство обеспечивает высокий и средний объем работ, сохраняя высокую мотивацию и качество продукции;
– либеральное руководство дает наименьший объем работ, низкое качество и неудовлетворенность сотрудников.
Не все исследования подтверждают выводы К. Левина, что авторитарное руководство дает выполнение большего объема работ, но это дало толчок творческому поиску оптимального стиля руководства.
Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Руководитель должен стремиться использовать преимущества каждого стиля в зависимости от ситуации.
Американский ученый Р. Лайкерт сформулировал прогрессивную классификацию четырех систем стилей руководства, которые применяются в управлении организациями: эксплуататорско-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический, основанный на участии (табл. 11.5.2).
Таблица 11.5.2. Классификация систем стилей руководства Р.Лайкерса
№ | Стиль руководства | Характеристика стиля |
1. | Эксплуататорско-авторитарный | Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения. |
2. | Благосклонно-авторитарный | Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных. |
3. | Консультативно-демократический | Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений. |
4. | Основанный на участии | Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |
Р. Лайкерт был ярым поборником применения системы четвертого типа. Он был убежден в ее универсальности и возможности применения ее в любой организации. Он разработал специальные программы, помогающие организации перейти на демократический стиль руководства.
В своем продуманном подходе Р. Лайкерт учитывал и фактор времени, необходимого для организационных изменений. Переход от системы один к системе четыре может занять более четырех лет, отмечал он. Позднее он показал, что это является удачным распределением времени даже чисто с финансовой точки зрения и что краткосрочные достижения диктаторской (автократичной) системы управления могут оказаться препятствием в повышении производительности на более длительном отрезке времени. Так, организация, за один раз сэкономившая четверть миллиона долларов на снижении издержек производства, потеряла полмиллиона из-за текучести персонала и забастовок. Это был один из первых примеров неожиданных последствий сокращения производственных затрат.
Однако, несмотря на очевидные достоинства, теория стилей руководства не избежала серьезных критических замечаний. Одно из таких наиболее важных замечаний состоит в том, что шкала диктаторства – демократии измеряет лишь один из аспектов поведения лидера, и, выделяя этот параметр, упускается из виду ряд других важных аспектов, важнейшим из которых является приверженность идее и все, что с этим связано.
Выходные данные учебника:
Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.
Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».
Демократический стиль руководства: его плюсы и минусы
Демократический стиль руководства – комплекс методов управления, стиль поведения начальника, базирующиеся на гармоничном сочетании единовластия и активного участия персонала в организационных вопросах и принятии управленческих и иных решений. Начальник, придерживающийся данного направления, отдает предпочтение методам убеждения при работе с подчиненными, уверен в их ответственности, профессионализме и исполнительности. В нашей статье вы найдете развернутую информацию о таком стиле руководства.
Содержание
- Что характерно для демократического стиля руководства
- Плюсы и минусы демократического стиля управления
- Виды демократического стиля руководства
- Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля
Основные черты демократического стиля руководства – это справедливость, разумный порядок поощрений и взысканий. Всячески одобряются творческий подход к делу, проявление инициативы, трудолюбие. Иначе говоря, пристальное внимание уделяется мотивации сотрудников как залогу их успешной деятельности.
Дружеское общение работников организации между собой также приветствуется. Принято считать, что сплоченный коллектив, действующий как единая команда, способствует процветанию общего дела. Руководитель придерживается спокойного общения с работниками, исключаются как диктатура, так и чрезмерное дружелюбие.
Начальник, выбирающий такое поведение, не властвует над сотрудниками организации, а предлагает им общую, взаимовыгодную деятельность.
Как известно, существуют либеральный и авторитарный стили управления, а также промежуточные варианты: авторитарно-демократический стиль руководства и либерально-демократический стиль руководства. Рассматриваемый в данной статье метод существенно отличается от перечисленных.
Истинный руководитель-демократ не приемлет как авторитарность, так и либеральную вседозволенность, балансируя между ними и представляя золотую середину.
Такой начальник не навязывает свои решения сотрудникам. Его полномочия децентрализованы. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе строится на том, что высшей ценностью являются интересы не только компании, но и каждого отдельно взятого работника. Данный принцип базируется на том основании, что каждый сотрудник считается важным звеном единого механизма, успешная деятельность которого невозможна без слаженного функционирования всех «звеньев».
Отличительная характеристика демократического стиля руководства – это благожелательный психологический климат внутри коллектива. Задача управленца в данном случае – сплочение сотрудников, внедрение принципов взаимоуважения и доверия.
Описываемый метод руководства способствует появлению у персонала организации бессознательного чувства глубокого пиетета как к непосредственному начальнику, так и к компании в целом. Как следствие, повышаются работоспособность и самодисциплина членов коллектива, каждый сотрудник чувствует свою ценность, становится более ответственным.
Выделяют шесть принципов демократического стиля руководства:
- Каждый работник несет ответственность за выполнение данного ему поручения.
- У руководства хорошо налажена обратная связь с членами коллектива.
- Поручения подчиненным даются в соответствии с их компетенцией и с учетом особенностей личности.
- Задачи распределены таким образом, чтобы деятельность каждого сотрудника была связана с работой другого.
- Руководство поощряет персонал, придерживающийся командного принципа взаимодействия и способного нести ответственность за результаты.
- Грамотно функционирует система коммуникации, когда на любом этапе работы каждый сотрудник может быть услышан начальством.
Плюсы и минусы демократического стиля управленияЧитайте также: Благодарственное письмо за выполненные работы
Достоинства демократического метода управления:
- снижение загруженности руководителя;
- высокая степень мотивации коллектива;
- профессионализм при принятии решений.
С одной стороны, данный стиль выглядит оптимальным для внедрения в организации.
Однако существует и ряд минусов.
Несмотря на то, что воспитывается командный дух, важнейшие управленческие решения принимают не линейные сотрудники, а вышестоящее руководство. Рядовые работники остаются в роли только лишь исполнителей поручений.
Конечно, бывают ситуации, когда мнение персонала организации учитывается, и люди могут высказать его. Но в большинстве случаев подчиненные не получают желаемую степень значимости при принятии решений в пределах своей компетенции.
Настоящий руководитель-демократ придерживается мысли, что эффективное ведение дел и результативность работы коллектива возможны только в том случае, когда используются демократические принципы управления.
Нужно оговориться, что описываемый метод неприемлем во время кризиса или других масштабных напряженных ситуаций.
К минусам данного стиля управления также относятся:
- наличие трудностей при обеспечении результативности деятельности организации;
- замедленная процедура принятия решений.
Существуют определенные риски, с которыми сталкивается руководитель-демократ. Например, иногда поручения приходится давать людям, которые не несут прямой ответственности за результат исполнения. Если итог будет неудовлетворительным, виновным лицом окажется сам начальник.
В таких ситуациях сотрудники, на плечах которых не лежит груз ответственности, подвержены соблазну отнестись не вполне добросовестно к выполнению поручений руководства. Однако в конечном итоге отвечать придется управленцу, который выстраивает свою деятельность в рамках демократического метода.
Виды демократического стиля руководстваСуществует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.
При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.
Для мотивации работников распространены поощрения. Наказания применяются только в крайних случаях. Вопреки тому, что решающий голос все же всегда за руководителем, подчиненных, как правило, устраивает подобная система управления.
Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.
Читайте также: Методы мотивации персонала
При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.
Характерны совещания с широким обменом мнениями. Сотрудники привлекаются к процессам целеполагания, участвуют в контроле над достижением поставленных целей и задач. В то же время ответственным за результат остается руководитель.
Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.
Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.
При этом на первом месте стоит чувство удовлетворения работников, возникающее вследствие реализации их творческого потенциала. Исполнители в рамках своей компетенции вправе сами решать, каким образом им следует действовать для достижения поставленных целей
. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.
Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.
Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиляЛичностные качества, которыми должен обладать руководитель, решивший применять демократический стиль управления:
- искренность;
- доверие к подчиненным;
- исключение собственных привилегий;
- неучастие в повседневном рабочем процессе, контролирование при помощи официальных каналов;
- намерение делегировать часть полномочий;
- контролирование результатов;
- объяснение подчиненным фактов самоличного принятия решений.
При использовании демократического метода руководства между управленцем и персоналом образуется своего рода партнерство.
Сотрудники имеют полное право самостоятельно решать, каким образом исполнять полученные поручения. Как правило, все работники – высококвалифицированные специалисты в своей области.
Личностные качества, которыми должны обладать подчиненные, решившие трудиться под руководством начальника-демократа:
- профессионализм;
- намерение нести ответственность за свою деятельность;
- желание быть самостоятельными;
- потребность к творческому самовыражению в работе;
- заинтересованность в своей деятельности;
- ориентированность на перспективный карьерный рост и достижение целей;
- уважительное отношение к коллегам, намерение выстраивать доверительные контакты;
- высокая степень самодисциплины;
- желание принимать управленческие и иные решения, грамотно применять их на практике.
Читайте также: Премирование работников
Рассмотрим несколько примеров демократического стиля руководства.
- Существует вероятность, что совещания и собрания коллектива могут превратиться в разговоры без конца и края. Каждый подчиненный может захотеть выразить свое мнение, но необязательно оно окажется по делу. В качестве примера демократического стиля руководства в подобном случае можно рассмотреть следующее решение:
во избежание описанной ситуации на планерки следует приглашать исключительно тех, кто будет непосредственно задействован в исполнении задачи. Начальник может разбить вопросы по тематикам и для каждого блока созывать отдельные совещания.
- Работники могут испытывать стеснение и неловкость при изъяснении. Открытую дискуссию они могут воспринять как зарождающийся конфликт или кляузничество. Начальнику-демократу стоит побеседовать с такими подчиненными и объяснить, что выражение мнения не является доносом на кого-либо.
Сотрудники должны усвоить, что верное решение рождается именно в ходе широкого обсуждения и учета различных взглядов.
- В коллективе бывают работники-молчуны, которые могут не проронить ни слова на планерке. Но если в деятельности компании возникнут сбои, они могут сказать: «Я знал, что так и будет». Руководителю необходимо донести до подобных сотрудников мысль о том, что их позиция считается вредительской.
Если кто-то заметил недочет, допущенный в процессе совещания, нужно немедленно сообщить об этом, чтобы не тратить усилия и время персонала и организации в целом.
10 типов стилей лидерства
Существует несколько подходов к лидерству, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, как вы увидите ниже. Приведены различные советы и примеры стилей лидерства и того, как каждый тип может реагировать на одну и ту же ситуацию — управление розничным магазином с целью повышения эффективности в следующем квартале.
Обратите внимание, что Capital One не отдает предпочтение какому-либо стилю руководства. Как лидер, вы должны располагать информацией, необходимой для определения того, какой метод лучше всего подходит для вас и вашей команды.
1. Демократический
Демократические лидеры ценят участие своей команды в принятии важных решений и ищут его. Хотя последнее слово по-прежнему остается за лидером, команда часто чувствует себя услышанной и уважаемой. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в среде, которая ценит творчество и инновации, и может позволить себе дополнительное время, которое этот подход может добавить к процессу принятия решений.
- Как стать более демократичным лидером: Подключайте свою команду к важным решениям, чтобы получить их мнение. Позвольте им голосовать по вопросам, которые их касаются, например, по любым изменениям в расписании или процессах. Хотя последнее слово по-прежнему остается за вами, вы можете предложить им приемлемые варианты на выбор или учесть их опасения при принятии важных решений.
Пример: Чтобы решить проблемы эффективности в вашем розничном магазине, вы собираете свою команду и проводите с ними мозговой штурм. Они предлагают конкретные варианты, такие как ужесточение процессов или повышение ответственности команды, которые вы рассматриваете, прежде чем внедрять те, которые, по вашему мнению, будут наиболее эффективными.
2. Тренер
Тренер поддерживает, мотивирует и знаком со своей командой. Они знают сильные и слабые стороны, мотивы и потенциал каждого сотрудника и учитывают эти аспекты при принятии решений. Коучинг-лидерство может работать лучше всего, когда вы можете работать один на один с каждым членом команды, и когда эти члены команды готовы принять вызов, чтобы расти.
- Как стать лучшим тренером: Как можно чаще, например, ежемесячно или ежеквартально, проводите быстрые встречи с каждым членом вашей команды, чтобы получить представление о личных и профессиональных трудностях, которые могут повлиять на их работу. Отслеживайте роли или обязанности, в которых каждый участник преуспевает или мог бы улучшить, и дайте им возможность продемонстрировать или укрепить эти навыки. Работайте с участниками, которые могли бы использовать дополнительную поддержку, чтобы помочь им добиться успеха.
Пример: Вместо того, чтобы искать идеи у своей команды, вы анализируете то, что знаете о них. Вы меняете способ делегирования задач, чтобы у каждого члена вашей команды были обязанности, которые лучше соответствуют их сильным сторонам. Вы также планируете внедрить в своем магазине программу наставничества или обучения, объединяющую сотрудников, которые могут помогать друг другу справляться со своими слабостями.
3. Лидер
Лидер подает пример и поддерживает высокий уровень своей команды. Члены команды испытывают гордость, когда достигают этих стандартов. Хотя похвала может быть щадящей, она гораздо ценнее, когда ее дают. Лидерство, задающее темп, наиболее эффективно, когда ваша команда уже мотивирована и работает в динамичной среде.
- Как стать лучшим лидером: Активно работайте вместе со своей командой на регулярной основе, завоевывая их уважение и доверие. Установите высокие, но разумные и достижимые ожидания. Когда команда или член команды делает все возможное или показывает образцовую работу, искренне похвалите их и выразите свою признательность.
Пример: Хотя вы можете принять решение внести некоторые изменения в процессы или рабочие нагрузки, ваша основная реакция — прыгнуть и работать вместе с вашей командой. Вы работаете максимально быстро и эффективно, чтобы показать своей команде, на что они способны, а ваши действия мотивируют и вдохновляют персонал магазина.
4. Слуга
Лидерство служки сосредоточено на благополучии команды. Эти лидеры знают, что чем счастливее и здоровее их команда, тем более они продуктивны и вовлечены. Когда они чувствуют, что их ценят, ценят и о них заботятся, члены команды часто работают усерднее. Руководители-слуги уделяют первостепенное внимание удовлетворенности команды, сотрудничеству и общению, чтобы создать поддерживающую и позитивную культуру на рабочем месте. Он эффективен во многих средах, особенно для некоммерческих организаций.
- Как стать лидером-слугой: Будьте щедры на похвалу, когда она заслужена, и регулярно проверяйте свою команду, чтобы узнать, как они справляются с работой и личной жизнью. Внедрите политику открытых дверей, которая приглашает их обращаться к вам с любыми проблемами или разочарованиями, которые у них есть. Спросите об их наблюдениях и впечатлениях и внимательно выслушайте. Когда кто-то испытывает личные трудности, поощряйте его заботиться о себе и будьте готовы сделать шаг вперед, если ему понадобится время. Создайте возможности для отдельных лиц, чтобы они могли руководить проектами или взять на себя ответственность за конкретные инициативы, а затем предоставлять отзывы и поддержку.
Пример: Вы хвалите достижения команды и отмечаете успехи и сильные стороны каждого. Затем вы даете каждому анкету, в которой спрашиваете, как вы могли бы лучше поддержать их, какие задачи им нравятся или интересны, и какое обучение или ресурсы могут помочь им достичь цели следующего квартала. Вы также планируете проводить индивидуальные встречи с персоналом магазина в течение следующих нескольких недель, чтобы обсудить их ответы, проблемы и цели.
5. Трансформационный
Лидер-трансформатор постоянно подталкивает своих сотрудников к профессиональному росту и выходу за пределы своей зоны комфорта для достижения всеобъемлющих организационных целей. Трансформационные лидеры часто ставят цели, ставя новые по мере достижения старых, чтобы стимулировать постоянный прогресс. Это эффективный способ управления командой в компании, ориентированной на постоянный или быстрорастущий рост. Сначала цели могут показаться простыми, но со временем они становятся более динамичными и сложными.
- Как стать трансформационным лидером: Подталкивайте свою команду к постоянному повышению эффективности. Установите достижимые еженедельные цели для каждого участника, которые опираются на их сильные стороны и позволяют им практиковать навыки, которые они должны улучшить. Установите более сложные ежемесячные или ежеквартальные цели для работы команды в целом. Когда они достигнут цели, поставьте новую, немного более сложную. Следите за производительностью и целями компании, чтобы вы могли согласовать задачи своей команды с ними.
Пример: Вы объясняете цель эффективности, которую хотите достичь в следующем квартале, а также то, как вы надеетесь повысить эффективность в долгосрочной перспективе. Вы объявляете, что у каждого сотрудника будут еженедельные цели производительности с учетом его сильных и слабых сторон. По мере достижения сотрудниками своих целей они будут получать новые, чуть более сложные, чтобы они постоянно работали на максимально возможном уровне.
6. Транзакционный
Транзакционный лидер также ставит цели для членов своей команды, но обычно предлагает стимулы, такие как бонусы, когда цели достигнуты. Цели могут быть менее сложными, чем те, которые ставят трансформационные лидеры, поскольку транзакционные лидеры больше сосредоточены на быстрых результатах, чем на всеобъемлющих изменениях. Это эффективный стиль руководства для команд, которые сосредоточены на показателях производительности, например, в продажах или обслуживании клиентов.
- Как стать транзакционным лидером: Сообщайте четкие цели и четкие вознаграждения своей команде. Нацеливайте индивидуальные и групповые цели вашей команды на области, требующие немедленного улучшения, такие как эффективность или производительность. Ставьте разумные цели и поощряйте быструю реакцию, а также определяйте варианты вознаграждения, соответствующие этим требованиям.
Пример: Вы проводите собрание группы и устанавливаете цель эффективности на следующий квартал, к которой периодически приводятся более мелкие цели. За каждую достигнутую маленькую цель вы можете предложить обед вашей команде. Если ваша команда достигает большой квартальной цели для вашего магазина, каждый получает бонус в размере 5% в конце следующего квартала.
7. Провидец
Прозорливый лидер имеет четкое видение будущего организации и/или команды и использует его, чтобы вдохновлять и мотивировать свою команду. Мечтатели часто харизматичны, энергичны и обладают отличными коммуникативными навыками. Они завоевывают доверие и уважение своей команды, укрепляя свою уверенность и работая над достижением достойной восхищения и желаемой цели. Хотя это эффективно во многих организациях, эта стратегия часто особенно полезна для некоммерческих организаций.
- Как стать лучшим дальновидным лидером: Разработайте четкое представление о том, как, по вашему мнению, будет выглядеть ваша команда или компания в ближайшие 5 или 10 лет, включая преимущества, которые это принесет вашей команде. Затем сообщите им об этом видении таким образом, чтобы показать ваше искреннее волнение и веру в их способность достичь этих целей. Прозрачность поможет завоевать доверие и поддержку вашей команды. Подумайте о том, чтобы повесить что-нибудь в комнате отдыха, например, доску визуализации или коллаж из связанных изображений, чтобы сохранить это видение на переднем плане и зарядить свою команду энергией благодаря регулярной похвале и энергичной, позитивной обстановке.
Пример: Вы объясняете ожидания эффективности в следующем квартале и преимущества повышения эффективности, такие как более довольные клиенты и команда, которая более поддерживает, сотрудничает и способна. Вы также можете упомянуть, как это приближает вас на один шаг к долгосрочной цели или видению, над которым вы работали. Вы также можете предложить поддержку, рекомендации и ресурсы, чтобы помочь вашей команде достичь своих целей.
8. Laissez-Faire
«Laissez-faire» буквально переводится как «разрешить делать», с общим принципом «пусть люди решают, что им делать». Эти лидеры делегируют задачи своим непосредственным подчиненным, а сами сосредотачиваются на управленческих обязанностях. Этот подход может расширить возможности членов команды, которым доверяют выполнять задачи эффективно и в соответствии с высокими стандартами практически без помощи. Он эффективен для команд, которые обладают квалификацией, опытом и опытом работы, чтобы гарантировать этот уровень доверия и могут надежно выполнять работу независимо.
- Как быть лидером невмешательства: Назначайте задачи членам вашей команды в соответствии с их навыками и опытом, а затем доверьте им выполнение задач в соответствии с ожидаемым стандартом. Дайте им знать, что вы здесь, чтобы ответить на любые вопросы или решить возникающие проблемы, но затем позвольте им управлять своей собственной работой. Вы должны выполнять обязанности, которые нельзя передать подчиненным, в то время как ваша команда выполняет другие задачи практически без надзора.
Пример: Вы информируете свою команду об ожидаемой эффективности на следующий квартал. Вы решаете не заниматься микроменеджментом и просите их нести ответственность за выполнение своих повседневных задач и работать с максимальной эффективностью. Команда напрягает свои усилия и проводит мозговой штурм идей для изменений процессов или политики, которые могут помочь повысить эффективность, отправляя их вам на утверждение, прежде чем вводить их в действие.
9. Бюрократический
Бюрократический лидер создает строгий план с подробными инструкциями и четкими ожиданиями. Хотя они могут принимать входные данные, они, как правило, следуют установленным правилам и практикам. Предложение, которое противоречит письменным инструкциям или правилам, скорее всего, будет отклонено. Бюрократические лидеры также могут организовывать членов команды в иерархию с многоуровневыми обязанностями и задачами. Эта стратегия может быть эффективной в отраслях, где важны точность и последовательность.
- Как быть бюрократическим руководителем: Создавайте подробные планы на каждый рабочий день и неделю, указывая, что ожидается от каждого члена команды и как они должны выполнять свои задачи, в том числе когда и в каком порядке. Прислушайтесь к любой обратной связи от вашей команды и решите самостоятельно, следует ли вам изменить планы, используя соответствующие политики компании для обоснования вашего решения (например, протоколы безопасности).
Пример: Используя показатели производительности за последние несколько кварталов, вы определяете области, требующие улучшения, и создаете план их устранения. Вы анализируете ожидания и планируете вместе со своей командой, а также отвечаете на любые вопросы, которые у них возникают. В конце встречи вы говорите им, что открыты для обратной связи, которая может принести пользу команде, но соблюдаете правила.
10. Автократический
Автократические лидеры также склонны быть строгими и предоставлять своей команде четкие планы и инструкции, которым они ожидают выполнения. Однако авторитарные лидеры обычно не принимают обратную связь или переговоры. Они ориентированы на результат. Эта стратегия эффективна в условиях высоких ставок, таких как строго регулируемые отрасли, где необходимы последовательные и воспроизводимые результаты.
- Как быть деспотичным лидером: Создайте четкие, строгие протоколы и политики, которым будет следовать ваша команда. Убедитесь, что ваша команда понимает их и что у вас есть ресурсы, чтобы помочь вашей команде следовать им. Помогите разрешить конфликты или путаницу, когда они возникают, и убедитесь, что ваша команда обладает навыками, необходимыми для достижения успеха.
Пример: Вы анализируете предыдущие показатели производительности и разрабатываете план по усилению слабых областей эффективности. Вы делитесь этим планом со своей командой на информативной встрече, сообщая всем, что от них ожидается. Вы можете отвечать на вопросы об ожиданиях или процессах и побуждать свою команду обращаться к вам, если им потребуются дополнительные разъяснения или рекомендации.
11 стилей лидерства (плюс как найти свой собственный) [2022] • Асана
Резюме
Вполне нормально, что ваша личность и опыт влияют на ваш стиль руководства. Хотя не существует единственно правильного способа руководить, определение своего стиля лидерства может помочь вам расширить набор навыков и расширить возможности вашей команды. В этой статье мы опишем 11 различных типов лидерства, а также их плюсы и минусы в разных ситуациях.
Что общего между Шерил Сэндберг, главным операционным директором Facebook, и Марвином Эллисоном, генеральным директором Lowe’s? Они оба исключительные лидеры. В то время как один создает волны в технологической отрасли, другой берет на себя вызов розничной торговли. Оба мыслят дальновидно, имеют видение своей работы и достаточно убедительны, чтобы управлять аудиторией.
Лидерство не является универсальным. Каждый лидер имеет свою индивидуальность и опыт, которые влияют на его особый стиль. Этот стиль может меняться со временем, поэтому лидер, которым вы являетесь сегодня, может отличаться от лидера, которым вы хотели бы стать.
Чтобы помочь вам лучше понять, каков ваш текущий стиль руководства и как вы можете использовать его, чтобы расширить возможности своей команды, мы рассмотрим 11 распространенных стилей и теорий лидерства.
Попробуйте асану для менеджеров
1.
Авторитарный или автократический стиль руководстваАвторитарные — также называемые авторитарными — лидеры имеют четкое командование и контроль над своими коллегами. Принятие решений централизовано, то есть один человек принимает важные решения. У авторитарного лидера есть четкое видение общей картины, но он вовлекает остальную команду только в выполнение каждой задачи или по мере необходимости.
Авторитарные лидеры будут вести себя лично, когда хвалят или критикуют других, но четко отделяют себя от группы. Хотя вы можете предположить, что авторитарный лидер будет неприятным, обычно это не так. Редко они открыто враждебны. Вместо этого они, как правило, дружелюбны, а иногда и безличны.
Примеры авторитарного или авторитарного стиля лидера:
Их собственные знания важнее, чем знания команды.
В случае разногласий внутри компании их точка зрения, как правило, является правильной.
Если говорят слишком много голосов, мы не сможем выполнить работу.
Противоположные мнения по проекту, за который я отвечаю, не имеют значения.
Плюсы авторитарного стиля руководства:
Авторитарные лидеры могут завершить проекты в кратчайшие сроки.
Этот стиль полезен, когда необходимы решительные действия.
Авторитарное лидерство успешно, когда лидер является самым знающим членом группы.
Минусы авторитарного стиля руководства:
Этот стиль не способствует творчеству.
Лидеров можно рассматривать негативно, как властных или контролирующих.
С трудом пробуют другой стиль руководства и обычно упрямы.
2. Стиль лидерства, основанный на участии
Лидеры на основе участия или демократические лидеры приветствуют всеобщее мнение и поощряют сотрудничество. Хотя последнее слово может быть за ними, эти лидеры распределяют ответственность за принятие решений между всеми.
Активные лидеры являются частью команды. Они вкладывают свое время и энергию в развитие своих коллег, потому что знают, что это, в свою очередь, поможет им достичь конечной цели. Если вы преуспеваете в совместной групповой среде, это может быть вашим стилем руководства.
Примеры стиля активного лидера:
Расстановка приоритетов в обучении группы пойдет на пользу моей роли.
При разногласиях внутри компании мы должны выслушать мнение каждого, а затем прийти к решению.
Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат.
Противоположные взгляды, потому что это сделает конечный продукт лучше.
Плюсы стиля лидерства, основанного на участии:
Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль руководства.
Лидерство с участием ведет к более качественному вкладу.
Здесь больше творчества, и члены группы чувствуют себя вовлеченными.
Каждый понимает общую картину и мотивирован на достижение конечной цели.
Минусы стиля лидерства, основанного на участии:
Прочтите: Секрет отличной групповой динамики3. Делегативный или либеральный стиль руководства
Третий стиль Левина — делегативный или либеральный стиль руководства. Лидеры-делегаты дают группе очень мало указаний. Они дают членам команды полную свободу в процессе принятия решений.
Лидеры-делегаты отделяются от группы и решают не участвовать или прерывать текущую траекторию проекта. Их комментарии редки. Члены группы могут даже забыть, как выглядит этот лидер, к тому времени, когда они закончат проект.
Примеры стиля лидера делегирования или невмешательства:
Группа может решить, что для них лучше, но я ожидаю звездного конечного продукта.
В случае разногласий внутри компании другие могут принять решение без моего участия.
Я передам ресурсы моей команде. Оттуда я хочу, чтобы члены группы были самостоятельными и могли определить, как действовать дальше.
Сторонники противоположных взглядов могут попробовать свои методы индивидуально.
Плюсы делегированного стиля руководства:
Делегативное руководство может быть полезным, если все члены группы являются квалифицированными экспертами.
Те, кто ценит автономию, получат высокое удовлетворение от работы под этим руководством.
Если у команды та же цель, что и у лидера, ее можно достичь. Программное обеспечение для отслеживания целей можно использовать для отслеживания прогресса.
Минусы делегированного стиля руководства:
Согласно исследованию Левина, команды с невмешательством в руководство наименее продуктивны.
Роли и обязанности лидера с полномочиями неясны.
Этот стиль может привести к тому, что члены команды будут обвинять друг друга и не брать на себя никакой ответственности.
Теперь, когда вы понимаете три стиля лидерства Левина, давайте применим другой подход, взглянув на теорию эмоционального лидерства. Этот подход поможет вам использовать эмоциональный интеллект, чтобы читать комнату и применять правильный стиль руководства.
4. Визионерский стиль руководства
Визионерский стиль руководства сравним с авторитарным стилем руководства Левина. Лидеры с дальновидностью имеют четкие долгосрочные планы и способны вдохновлять и мотивировать других.
Этот тип лидерства лучше всего использовать, когда в компании происходят большие изменения или требуется четкое направление. В этом случае люди ищут кого-то, кому они доверяют, чтобы следовать в неизвестность.
Менее успешно, когда другие члены команды являются экспертами, у которых идеи или мнения отличаются от идей или мнений лидера. Эти члены команды не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.
Прочтите: Как набраться опыта (и стать лучшим лидером)
Плюсы дальновидного стиля руководства:
Члены организации чувствуют вдохновение и понимают свою роль.
Временные проблемы не обескураживают лидера, потому что он нацелен на конечную цель.
Лидеры с дальновидностью умеют создавать планы на случай непредвиденных обстоятельств для решения проблем, вызванных внешними факторами, такими как политика или мировые события.
Минусы дальновидного стиля руководства:
Командам не хватает краткосрочного внимания.
Видение можно потерять, если оно слишком переплетается с личностью лидера.
Лидеры с дальновидностью могут отвергать идеи других членов группы.
5. Тренерский стиль лидерства
Коуч-лидер способен определить сильные и слабые стороны других членов команды и научить их совершенствоваться. Они также могут связать эти навыки с целями компании.
Коучинг лидерства успешен, когда лидер креативен, готов к сотрудничеству и может дать конкретную обратную связь. Также важно, чтобы коуч знал, когда нужно отступить и дать человеку автономию.
Если у вас когда-либо был плохой тренер, вы знаете, что коучинг подходит не всем. Когда все сделано плохо, коучинг-лидерство можно рассматривать как микроуправление.
Попробуйте асану для менеджеров
Плюсы коучингового стиля руководства:
Коучинговое лидерство может создать мотивирующую среду, в которой члены группы получают удовольствие.
Есть четкие ожидания, поэтому навыки членов команды могут развиваться.
Этот стиль руководства дает компаниям конкурентное преимущество, так как в нем работают опытные люди, которые продуктивны и готовы обучать других.
Минусы коучингового стиля руководства:
Коучинговое лидерство требует терпения и времени.
Это работает только в том случае, если другие открыты для такого лидерства.
Лидеры коучинга в значительной степени полагаются на отношения, которые могут быть трудными, если нет командной химии.
6. Стиль лидерства в партнерстве
Лидерство в партнерстве ориентировано на отношения. Целью аффилиативного лидера является создание гармонии. Этот харизматичный лидер работает над созданием и укреплением отношений на рабочем месте, что приводит к более совместной и позитивной рабочей среде.
Аффилиативный лидер полезен при создании новой команды или в кризисной ситуации, так как обе эти ситуации требуют доверия. Этот стиль руководства может быть вредным, если лидер слишком много внимания уделяет тому, чтобы быть другом, и меньше заботится о производительности и целях компании.
Плюсы аффилиативного стиля руководства:
Положительные и конструктивные отзывы повышают моральный дух команды.
Межличностный конфликт быстро купируется.
Члены команды чувствуют себя важными и испытывают меньше стресса.
Партнерское лидерство создает сплоченные команды, способные помогать друг другу.
Минусы аффилиативного стиля руководства:
Некоторые члены команды могут быть незамеченными. Отсутствие четких ролей может привести к социальной лености.
Аффилиативные лидеры неохотно говорят что-либо негативное, что не помогает другим расти.
О целях организации часто забывают.
Члены команды становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если бы лидер сменил команду или ушел, остальная часть команды была бы потеряна.
7. Демократический стиль лидерства
Демократическое лидерство — это та же концепция, что и партиципативное лидерство Левина. Приглашаем всех членов команды к участию и обмену идеями. В результате команда чувствует себя наделенной полномочиями, даже несмотря на то, что в конечном итоге последнее слово остается за лидером.
Демократическое лидерство успешно работает в высококвалифицированных командах, члены которых могут внести плодотворный вклад. Это менее эффективно для младших команд, у которых нет такого большого опыта или знаний по этой теме. Его также не следует использовать в ситуациях, требующих немедленных действий.
Плюсы демократического стиля руководства:
Сотрудничество ведет к творчеству и инновациям.
Высокая вовлеченность и доверие сотрудников.
Общие цели ведут к высокой ответственности и продуктивности.
Минусы демократического стиля руководства:
Сотрудничество требует времени.
Члены команды могут потерять доверие, если руководитель примет решение без их участия.
Демократическое лидерство не будет успешным, если члены команды не обладают достаточными навыками.
8. Лидер-лидер
Лидер-лидер показывает пример высокой производительности, производительности и качества. Члены команды должны идти по их стопам. Если члены команды не могут идти в ногу, лидеры, задающие темп, вмешаются и выполнят задачу правильно.
Лидерство, задающее темп, является успешным, когда лидер ставит четкие требования и мотивирует членов команды соблюдать сроки. Неудачи, когда члены команды теряют доверие к лидеру и испытывают стресс, переутомляются или теряют мотивацию.
Плюсы стиля лидерства:
Лидеры-лидеры способны вовремя достигать бизнес-целей.
Команды могут быть полностью использованы с лидером-лидером.
Отчеты о проделанной работе позволяют быстро выявлять проблемы.
Минусы задающего темп лидерства:
Задающий темп лидерства может привести к стрессу и немотивированности членов команды с низким моральным духом.
Члены команды могут потерять доверие, если руководитель наблюдает и исправляет каждое их движение.
Сильная концентрация на результатах и сроках может привести к снижению креативности.
Обратная связь ограничена.
9.
Командный стиль руководстваКомандное лидерство сравнимо с директивным или принудительным лидерством. В этом стиле у лидера есть четкие цели и задачи, которые он сообщает команде и ожидает, что другие последуют им. Они внедряют процедуры и политики для создания структуры.
Командное лидерство обычно используется, когда другие члены команды не обладают навыками или опытом. В этом сценарии членам нужна структура, чтобы знать, как выполнять свои задачи. Удачен он и в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Этот стиль руководства следует использовать в сочетании с другими, если он вообще используется.
Плюсы властного стиля руководства:
Есть четкие ожидания, которые могут улучшить производительность труда.
Полезно во время кризиса, так как решения принимаются быстро.
Командное руководство может быть полезным в группах низкоквалифицированных или неопытных рабочих.
Командиры могут быстро определить, отстает ли член команды.
Минусы командного стиля руководства:
Если лидер не более опытен, чем группа, этот стиль руководства не работает.
Нет сотрудничества, которое душит творчество.
Боевой дух команды может упасть, и сотрудники не будут так вовлечены.
Существует высокая зависимость от лидера, вызывающая узкое место.
Командующий лидер может легко превратиться в лидера-автократа.
Теорию эмоционального лидерства можно легко внедрить в вашу повседневную работу. Во-первых, определите тип команды, с которой вы работаете. Затем подумайте, какие стили руководства лучше всего подходят для решения ваших задач. Оттуда попробуйте скорректировать свой эмоциональный стиль лидерства, чтобы он соответствовал возникающим сценариям. После небольшой практики эта теория может изменить ваш подход к лидерству.
Читайте: Как эффективно управлять рабочей нагрузкой вашей команды10. Трансформационный стиль лидерства
Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства, есть еще два заслуживающих внимания стиля лидерства: трансформационный и транзакционный.
Оба эти стиля были задокументированы Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим организационное поведение и лидерство. Хотя вы, возможно, еще не знаете их по именам, вы, вероятно, видели их на рабочем месте.
Самая популярная теория Бернарда М. Басса — трансформационное лидерство, также известное как «четыре И». Эта теория была построена на концепции Джеймса МакГрегора Бернса 1978 года, в которой он объяснял, что «лидеры и последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию».
При таком стиле руководства трансформационные лидеры эффективно завоевывают доверие и уважение тех, кто хочет следовать за ними. Четыре «И» трансформационного лидерства: индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющая мотивация и идеализированное влияние. Четыре «И» используются для измерения трансформационного лидера.
Плюсы трансформационного стиля руководства:
Трансформационные лидеры используют коучинг и поддержку, чтобы расширить возможности своей команды.
Члены команды рассматриваются как личности, поэтому все их уникальные навыки можно эффективно использовать.
Команды объединены общим делом, которое ведет к росту внутри компании.
Человеку дана свобода.
Минусы трансформационного стиля руководства:
Небольшие задачи легко забываются, что означает, что трудно воплотить мечту в жизнь.
Постоянная вовлеченность лидера может привести к давлению и выгоранию.
Цели лидера должны совпадать с целями компании, иначе это становится рискованным.
Все члены команды должны уважать лидера и соглашаться с его подходом.
11. Транзакционный стиль лидерства
Транзакционное лидерство впервые было сформулировано социологом Максом Вебером. Затем он был разработан Бернардом М. Бассом в противовес трансформационному лидерству.
Транзакционное лидерство использует награды и наказания для мотивации членов команды. Этот тип лидера считает, что четкая цепочка подчинения приведет к повышению производительности. Члены команды должны следовать инструкциям и находиться под пристальным наблюдением лидера.
Плюсы транзакционного стиля руководства:
Транзакционное лидерство полезно в ситуациях, когда есть четко определенная проблема.
Этот стиль руководства может быть полезен в кризисной ситуации, поскольку у всех есть четкие роли.
Члены группы знают, что от них ожидается.
Минусы транзакционного стиля руководства:
Транзакционный стиль руководства подавляет творческий потенциал членов команды.
Транзакционные лидеры не поддерживают эмоциональные потребности членов команды.
Лидеры такого типа не поощряют инициативу отдельных лиц.
Эта руководящая роль обычно не имеет долгосрочного успеха, поскольку слишком сосредоточена на краткосрочных целях.
Лидерство и менеджмент
Лидерство и управление часто используются взаимозаменяемо. Однако они имеют разное значение.
Лидер использует свое видение, чтобы продвигать компанию вперед, вдохновляя команду. Они также имеют положительное социальное влияние и могут использовать его на благо организации. С другой стороны, менеджеры играют оперативную роль в компании, чтобы следить за выполнением проектов, используя определенный стиль управления.
Управление работает; речь идет об установлении приоритетов, оценке приоритетов, решениях о найме и увольнении, решениях о компенсации и тому подобных вещах. Лидер — это скорее тренер или даже духовный наставник. Она отвечает за поддержание энергии, вдохновляет всех в команде и помогает им расти, а также следит за тем, чтобы все двигались в одном направлении. Лидер должен быть точкой опоры и стабильности при любых изменениях».
— Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana
Вам не нужно быть менеджером, чтобы быть лидером. Лидеров можно найти на любой должности в компании, а не только на высших должностях. Если вы работаете над тем, чтобы стать лучшим лидером в своей роли, полезно понимать плюсы и минусы вашего нынешнего стиля руководства и какие дополнительные типы лидерства вы можете воплотить.
Далее мы рассмотрим различные стили и теории лидерства, чтобы помочь вам лучше понять свой стиль. Вы можете даже принять некоторые новые стратегии на этом пути.
Читайте: Лидерство и менеджмент: в чем разница?Какой у вас стиль руководства?
Как видите, существует множество различных теорий и подходов к лидерству.
Теория Левина относит лидеров к одной из трех групп, наиболее эффективной из которых является участие. Теория эмоционального лидерства дает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер будет использовать в разное время, в зависимости от ситуации. Басс дает нам два противоположных стиля — трансформационный и транзакционный — один мотивирует, расширяя права и возможности других, а другой мотивирует с помощью вознаграждений и наказаний.
Не существует единственно правильного стиля руководства, но есть стиль, к которому вы, скорее всего, тяготеете. Какой стиль вам ближе всего? Что у вас по умолчанию? Поймите плюсы и минусы, чтобы стать лидером, который поможет вашей команде процветать. Если у вас возникли проблемы с осознанным лидерством с помощью вашего текущего метода, подумайте о том, чтобы попробовать новый подход к лидерству.
Прочтите: 39 цитат о бизнесе, которые помогут вашей командеЭффективные стили лидерства помогут вашей команде
Стиль лидерства — это классификация того, как вы реализуете свои лидерские качества. Как мы уже знаем, лидеры обладают многими сильными сторонами. Они тратят свои дни на различные обязанности, от мотивации других и творческого мышления до решения проблем и принятия рисков.