Стиль руководства и его виды: какой выбрать и почему / Skillbox Media

Содержание

11.5. Стили руководства

Определяющая роль руководителя связана с наделением его властными полномочиями, через которые он воздействует на производственный коллектив, а через него на характер и результаты функционирования организации в целом. Профессиональный руководитель четко формулирует задачи, прогнозирует неудачи, находит решение в каждой конкретной ситуации, способен задействовать внутренние стимулы сотрудников к самостоятельным действиям. При этом, выполняя служебные обязанности, он имеет определенный стиль управленческой деятельности, характеризующийся субъективными и объективными составляющими. К объективным составляющим относятся, такие как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления, социально-психологические особенности исполнителей, уровень иерархии управления и др.

Субъективный элемент стиля руководителя включает: уровень профессиональной подготовки руководителя, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты.

Эти характеристики позволяют сочетать в деятельности руководителя производственные функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе. При этом они оказывают влияние на степень удовлетворенности трудом, мотивацию подчиненных, характер отношений между ними.

Стиль управления менеджера – это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы, так как является формой реализации экономических социально-психологических отношений в процессе руководства коллективом. Поэтому стиль руководителя характеризуется как социальное явление. Кроме того, стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии.

Оценками эффективного руководства являются – эффективность работы коллектива (производительность, качество, прибыль, новаторство) и такие психологические показатели, как удовлетворенность членов организации, наличие мотивации работников, авторитет руководителя, общие цели в коллективе.

Имеются две широко применяющиеся системы классификации стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Авторитарное руководство характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, высокой концентрации власти в руках менеджера, формальным отношением к человеку, повышенным контролем деятельности.

Для этого стиля руководства характерна централизация власти в руках одного руководителя, ставка на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Такой менеджер принимает решения единолично, не давая проявить инициативу подчиненным, он категоричен и основным содержанием его деятельности становятся приказы и команды.

Демократичное руководство определяется пониманием того, что если человек знает, во имя чего он трудится, участвует в формировании и реализации целей, имеет возможность проявлять инициативу, пользуется доверием менеджера и свободен от мелочного контроля, то труд его будет много производительней. Ответственность не концентрируется, а распределяется.

Менеджер, использующий демократический стиль, стремиться как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В подготовке управленческих решений участвует весь коллектив.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения приниматься группой самостоятельно.

Такой руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Он готов отменить ранее принятое им решение, если подчиненные приняли его негативно. Либералов отличает безынициативность, он пассивен при принятии управленческих решений.

Классификация стилей руководства приведена в табл. 11.5.1

Таблица 11.5.1 Классификация стилей руководства

Критерий сравнения Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
1.
Способ принятия решений
Единоначалие Совместно с подчинённым Подчиненными на основе указаний руководителя
2. Способ доведения задач до исполнителя Приказ Предложение Просьба, уговоры
3. Ответственность Полностью у руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках подчинённых
4. Принцип подбора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых людей, помощь в карьере Нет чёткой ориентации
5. Инициатива
Допускается Поощряется и используется Полностью в руках исполнителей
Критерий сравнения Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
6. Отношения руководителя к знаниям Считает, что всё знает сам Постоянно учится и требует этого от подчиненных Безразличие
7. Отношение руководителя к подчиненным Дистанцируется Контактирует
Не проявляет инициативы
8. Отношение руководителя к дисциплине Жёсткое формальное Разумное Мягкое, не требовательное
9. Отношение к мотивации Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет чёткой ориентации

Исследования эффективности этих стилей руководства, осуществленные К. Левиным, показали, что:

– авторитарное руководство обычно добивается выполнения наибольшего объема работ. При этом снижается мотивация;

– демократическое руководство обеспечивает высокий и средний объем работ, сохраняя высокую мотивацию и качество продукции;

– либеральное руководство дает наименьший объем работ, низкое качество и неудовлетворенность сотрудников.

Не все исследования подтверждают выводы К. Левина, что авторитарное руководство дает выполнение большего объема работ, но это дало толчок творческому поиску оптимального стиля руководства.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Руководитель должен стремиться использовать преимущества каждого стиля в зависимости от ситуации.

Американский ученый Р. Лайкерт сформулировал прогрессивную классификацию четырех систем стилей руководства, которые применяются в управлении организациями: эксплуататорско-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический, основанный на участии (табл. 11.5.2).

Таблица 11.5.2. Классификация систем стилей руководства Р.Лайкерса

Стиль руководства Характеристика стиля
1. Эксплуататорско-авторитарный Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2. Благосклонно-авторитарный Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3. Консультативно-демократический Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4. Основанный на участии Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

Р. Лайкерт был ярым поборником применения системы четвертого типа. Он был убежден в ее универсальности и возможности применения ее в любой организации. Он разработал специальные программы, помогающие организации перейти на демократический стиль руководства.

В своем продуманном подходе Р. Лайкерт учитывал и фактор времени, необходимого для организационных изменений. Переход от системы один к системе четыре может занять более четырех лет, отмечал он. Позднее он показал, что это является удачным распределением времени даже чисто с финансовой точки зрения и что краткосрочные достижения диктаторской (автократичной) системы управления могут оказаться препятствием в повышении производительности на более длительном отрезке времени. Так, организация, за один раз сэкономившая четверть миллиона долларов на снижении издержек производства, потеряла полмиллиона из-за текучести персонала и забастовок. Это был один из первых примеров неожиданных последствий сокращения производственных затрат.

Однако, несмотря на очевидные достоинства, теория стилей руководства не избежала серьезных критических замечаний. Одно из таких наиболее важных замечаний состоит в том, что шкала диктаторства – демократии измеряет лишь один из аспектов поведения лидера, и, выделяя этот параметр, упускается из виду ряд других важных аспектов, важнейшим из которых является приверженность идее и все, что с этим связано.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

Стили управления руководителя | Про профессии.ру

 

 Стили руководства в управлении

Понятие стиля управления не имеет конкретного определения. Каждый ученый, исследовавший тему руководства, дает ему свое определение. Если обобщенно, то стиль управления – это совокупный метод воздействия на подчиненных, которыми постоянно оперирует начальник и не зависит от текущего положения дел. Манера управления остается неизменной при появлении разноплановых ситуаций.
Различают основные стили управления, их обозначают как традиционные и современные, являющиеся результатом влияния объективных факторов.

Читайте также: Профессия машинист

 Стили управления руководителя

Профессиональное становление каждого начальника вырабатывает свойственную только ему методику руководства. Особенно глубокое действие оказывают на неё субъективные предпочтения.
Руководители делятся на такие типажи как: администратор, автократ, соглашатель, прогрессист, миссионер, бюрократ и дезертир. Рассмотрим 3 основные стиля управления.

 Авторитарный стиль управления

Такой стиль управления подчиненными характеризуется единоличным обладанием власти. При принятии решения таким начальником мнение коллектива не берется во внимание. Коллектив управляется путем выговоров, замечаний и приказов. Повсеместно применяются наказания, а поощрения минимизируются. В коллективе, где руководит такой субъект атмосфера подавленная.

 Демократический стиль управления

Начальник, взявший за основу такой метод, всегда готов отстаивать интересы собственных подчиненных. Управление происходит совместно, но и ответственность делится поровну. Все вопросы решаются в интересах коллектива. Приказы носят характер советов или в виде просьб. Влияние стиля управления в таком коллективе создает прекрасную психологическую атмосферу.

Читайте также: Профессии, связанные с физикой

Либеральный стиль управления

Руководитель, использующий анархический стиль мягкотел, он не способен сам принять какие-либо решения. Стиль управления характеризуется тем, что начальник обычно идет на поводу у подчиненных, старается «не высовываться», постоянно руководствуется наставлениями от вышестоящего начальства, личная ответственность как понятие ему незнакомо.

Основываясь на всех характеристиках, напрашивается вывод, что для раскрытия потенциала подчиненных и достижения запланированных целей следует применять самый эффективный стиль управления – демократический. Но чистого стиля управления нет в природе. Хороший начальник комбинирует их все, адаптируя под проблему и коллектив.

Стили управления коллективом

Экономические, социальные и политические изменения заставляют искать новые методы руководства, необходимые для увеличения показателей работы. Какой стиль управления наиболее предпочтителен? Все современные виды стилей управления основываются на традиционных, но с поправкой на происходящие события.

Читайте также: Профессия психолог

  •  Директивный или указующий. Начальник, выбравший такой стиль, разбирается в проблеме и ищет способы ее решения самостоятельно, также сам является ответственным за результат.
  •  Убеждающий. Схож с директивным, но отличие в том, что коллективу разъясняется мотив принятия именно этого способа решения ситуации.
  •  Соучаствующий. При данном стиле коллектив, делегированный соответствующими полномочиями, и начальник вместе решают возникшую проблему.
  •  Консультативный. При этом методе руководитель выслушивает мнение своих подчиненных и на основании их советов и личного опыта принимает решение.
  •  Коллегиальный или объединяющий. В этом случае начальник отождествляет коллектив равным себе. Поэтому все решения коллектива воплощаются.
  •  Доверяющий. Здесь начальник раскрывает проблему перед подчиненными, обозначает рамки, в которых искать ее решение и обязуется его выполнить.

 Характеристика и эффективность стилей управления

Любой метод управления характеризуется тем, что подчиненные действуют таким образом, как заставляет их начальник. Главным двигателем, толкающим коллектив к намеченной цели, является только желание руководителя.

Сложно сказать, какой из методов и стилей руководства в организации даст наилучший результат. Нужно оценивать их применительно итогового результата, способа и затрат на достижение цели. Особенности стилй управления влияют на психологический климат, поэтому нельзя игнорировать моральный настрой и атмосферу среди коллектива. Формирование стиля управления должно быть тщательно продуманным.

Оценка стиля управления, его эффективности должна быть дифференцированной. Надо различать специфику выполняемой подчиненными работы и исходя из этого формировать стиль руководства. К примеру, в творческих коллективах неприменим авторитарный метод, он будет блокировать творческую составляющую, что отрицательно повлияет на результат. И наоборот, в коллективах, где должна быть дисциплина, не допускается применять либеральный стиль.

Читайте также: Профессия дизайнер интерьера — из личного опыта

Возможно Вас заинтересуют:

  • Либеральный стиль
  • Авторитарный стиль
  • Демократический стиль
  • Как сохранить высокую мотивацию у сотрудников?
  • Семья и карьера – в любви и гармонии
  • Управление карьерой или 5 слагаемых успеха
  • Как построить карьеру
  • Профессиональный рост

18 типов стилей руководства

Перейти к разделу

Что такое стиль руководства?

18 типов стилей руководства

6 советов, как определить свой стиль руководства

Можно ли изменить свой стиль руководства?

Готов стать лучшим лидером?

Каждая команда совершает ошибки, будь то нарушение сроков или создание информационных хранилищ. Как лидер команды, работа с вашей командой — это то, как вы можете изменить ситуацию. Хороший лидер намечает курс для своей команды, направляет членов к единой цели и создает культуру подотчетности на рабочем месте.

Не существует «правильного» способа быть лидером. Дело не в том, какой стиль лидерства лучше, а в том, который соответствует потребностям вашей команды. И быть лидером отличается от того, чтобы быть менеджером. Менеджеры могут нести ответственность за руководство командами, но лидеры — это люди, которые вдохновляют и мотивируют свою команду к общему видению, независимо от их стажа.

Если вам нужно руководство, чтобы сделать ваше руководство более структурированным, вам может помочь выбор стиля. Знание того, какой стиль лидерства вам подходит, поможет вам более последовательно принимать решения и формировать команду. Вот какие существуют типы стилей лидерства и как выбрать один из них, чтобы стать лучшим лидером.

Что такое стиль руководства?

Стиль лидерства — это то, как вы руководите своей командой и взаимодействуете с ней, исходя из потребностей вашей команды, вашей личности и корпоративной культуры. Выяснение того, каков ваш стиль руководства, поможет определить ваши сильные стороны и навыки. Это может помочь вам найти возможности для роста или любые области для улучшения, чтобы стать эффективным лидером.

Поиск своего стиля лидерства — это не короткий разовый процесс, поскольку вам нужно будет адаптировать его к новым ситуациям. Кроме того, ваш стиль может меняться со временем, когда вы изучаете новые вещи и работаете с разными командами. Это зависит от таких факторов, как размер и состав вашей команды, характер выполняемой вами работы и стадия развития вашей команды.

18 стилей лидерства

Каждый сталкивается с проблемами лидерства, от делегирования задач до обратной связи. Определение своего стиля руководства может помочь вам преодолеть любые трудности, с которыми вы сталкиваетесь.

Узнайте о 18 распространенных способах лидерства и посмотрите, подходит ли вам какой-то один из стилей, которому вы уже следуете, или который может быть эффективным для вашей команды.

1. Трансформационное лидерство

Если вы трансформационный лидер, вы сосредоточены на том, чтобы вдохновлять и мотивировать свою команду для достижения общего видения или цели. Вы делаете упор на создание позитивной организационной культуры, которая способствует творчеству, инновациям и личному развитию. Как следует из названия, трансформационное лидерство — это помощь людям и командам в трансформации.

Чтобы стать великим трансформационным лидером, вы должны глубоко заботиться о компании и ее сотрудниках. Это требует высокой степени личных инвестиций и эмоционального интеллекта. Вот почему этот стиль — хороший выбор для быстрорастущих команд, которые любят инновации.

Стив Джобс — отличный пример: он вдохновил свою команду в Apple, помогая своей компании с грани банкротства стать одним из самых ценных предприятий в мире.

Вот некоторые типы лидерских навыков, которые вам понадобятся, чтобы стать трансформационным лидером:

  • Связь 
  • Оптимизм
  • Активное прослушивание
  • Эмпатическое лидерство
  • Стратегическое мышление
  • Наставничество

2.

Делегативный стиль руководства

Делегативный стиль руководства позволяет членам команды принимать решения и брать на себя ответственность за свою работу. Если вы являетесь делегирующим руководителем, вы обеспечиваете руководство и поддержку, но в конечном итоге используете подход невмешательства. Вы доверяете своей команде, чтобы сделать правильный выбор.

Повышенная автономия от этого типа лидерства способствует лучшей подотчетности, командной работе и доверию. Однако иногда делегативный стиль руководства может создать путаницу в вашей команде, если вы неправильно общаетесь. Члены команды могут не знать, к кому обратиться за руководством или разрешением конфликта.

Ключевые навыки руководителей делегаций включают:

  • Доверие
  • Связь 
  • Активное прослушивание
  • Прозрачность

3. Авторитетное руководство

Если вы даете четкое направление с конкретными целями, возможно, вы придерживаетесь авторитарного стиля руководства. Как авторитетный лидер, которого иногда называют авторитарным лидером, вы уверены в себе и настойчивы, и вы даете рекомендации, чтобы помочь членам команды достичь результатов.

Это устраняет путаницу, ускоряет принятие решений и повышает производительность. К сожалению, предложение односторонней власти может показаться негибким и чрезмерным. Тяжелая рука, которая не позволяет членам команды делать собственный выбор, может заставить их чувствовать себя недооцененными.

Авторитетный руководитель должен иметь:

  • Диск
  • Фокус
  • Связь
  • Стратегическое мышление
  • Целеполагание

4. Транзакционное лидерство

Если вы транзакционный лидер, вы обеспечиваете обмен вознаграждениями (или последствиями), чтобы помочь своей команде достичь конкретных целей. Вы устанавливаете четкие ожидания и создаете стимулы для их достижения.

Этот стиль излагает четкие ожидания и может привести к повышению производительности и производительности. Это наиболее полезно в структурированной рабочей среде. Но транзакционный стиль руководства также может ограничить творческий потенциал вашей команды и добавить ненужного стресса.

Он не подходит для сложных или быстро меняющихся сред, таких как технологические стартапы, потому что ожидания могут потеряться в суете. Ключевые навыки, которые вам понадобятся в качестве руководителя транзакций, включают:

  • Конструктивная обратная связь
  • Связь
  • Переговоры

5. Провидческое лидерство

Будучи прозорливым или партнерским лидером, вы вдохновляете команды на то, чтобы сосредоточиться на общей картине и отдавать приоритет командной работе и сотрудничеству. Вы создаете позитивную рабочую культуру и делаете упор на благополучие команды в целом.

Благодаря этому стилю руководства члены команды чувствуют, что они являются частью чего-то, и с меньшей вероятностью выгорают на работе. Но это может привести к отсутствию направления или ответственности и чрезмерной зависимости от консенсуса, а не от отдельных мнений.

Если вы хотите быть дальновидным лидером, вам следует стремиться к получению следующих навыков:

  • Мотивация
  • Сотрудничество
  • Привод
  • Творчество
  • Видение

6. Лидерство с участием

Как лидер с участием, вы сосредотачиваетесь на сотрудничестве и вовлекаете членов команды в процесс принятия решений. Вы поощряете открытое общение и обратную связь не только между коллегами, но и между сотрудниками и руководителями.

Лидерство, основанное на участии, похоже на демократический стиль лидерства, потому что оно действует как демократия, создавая безопасное пространство для каждого, чтобы предлагать и реализовывать новые идеи.

Этот стиль руководства также может отнимать много времени, потому что вам нужно дать место каждому члену команды. Вы также можете столкнуться с отсутствием четкого направления, если члены вашей команды не обладают самомотивацией или творческим мышлением. Используйте стили лидерства, основанные на участии, в небольших командах и в менее структурированной рабочей среде.

Ключевые навыки для активных лидеров включают:

  • Активное слушание
  • Тайм-менеджмент
  • Связь
  • Разрешение конфликтов
  • Работа в команде

7. Демократическое лидерство

Демократическое лидерство, как и лидерство с участием, отдает приоритет сотрудничеству. Однако, будучи демократическим лидером, вы делаете еще один шаг вперед, создавая демократическую среду, в которой все члены команды могут вносить свои идеи, начиная от планирования и заканчивая принятием решений.

Этот стиль идеально подходит для команд в менее структурированной рабочей среде, требующей творчества и инноваций. Демократическое лидерство поощряет различные взгляды и подходы, обеспечивая при этом, чтобы голос каждого был услышан. Но это может привести к замедлению процессов принятия решений по мере вовлечения большего числа людей.

Ключевые навыки демократических лидеров включают:

  • Гибкость
  • Расширение прав и возможностей сотрудников
  • Создание доверия
  • Визионерское мышление
  • Прозрачность

8. Адаптивное лидерство

Будучи адаптивным лидером, вы отдаете предпочтение гибкости в ответ на меняющиеся обстоятельства, например, потребности вашей команды или сбои в проекте. Этот стиль руководства требует готовности принимать изменения, идти на риск и быть новаторским, поскольку вам нужно быстро приспосабливаться к новым ситуациям, оставаясь при этом на пути к достижению общих целей.

Адаптивное лидерство требует сочетания стратегического мышления, практических навыков решения проблем, сильной коммуникации и сотрудничества. Используйте адаптивное лидерство в быстро меняющихся условиях, таких как стартапы, где традиционные подходы к лидерству могут быть слишком медленными или бюрократическими, чтобы быть эффективными.

Вот некоторые ключевые навыки для адаптивных лидеров:

  • Гибкость
  • Стратегическое мышление
  • Риск
  • Творчество
  • Эмоциональный интеллект

9. Подлинное лидерство

Будучи настоящим лидером, вы отдаете приоритет прозрачности и честности в своем стиле руководства. Вы верны себе и своим ценностям и поощряете членов команды быть такими же. Подчеркивая уникальные качества каждого, вы даете своей команде возможность поделиться своими знаниями в предметной области.

Подлинное лидерство требует самосознания, сильных коммуникативных навыков и способности строить отношения, основанные на доверии и уважении. Как истинный лидер, вы будете четко излагать свои ценности и видение, чтобы вдохновить свою команду на достижение целей.

Настоящие лидеры обладают такими навыками, как:

  • Самосознание
  • Прозрачность
  • Честность
  • Эмпатия
  • Активное прослушивание

10. Харизматическое лидерство

Если вы харизматичный лидер, вы мотивируете членов команды своей природной харизмой. Вы формулируете четкое видение и вдохновляете свою команду и заинтересованные стороны следовать вашему примеру.

Харизматическое лидерство может быть очень эффективным в продвижении изменений и достижении результатов. Но это может быть и палка о двух концах. Вы можете в конечном итоге полагаться на свое личное обаяние, чтобы добиться цели, а не развивать способности своей команды.

Ключевые навыки харизматичного лидера включают в себя:

  • Сильные коммуникативные навыки
  • Визионерское мышление
  • Уверенность в себе
  • Способность вдохновлять и мотивировать других
  • Эмпатия

11.

Коучинг лидерства

Если вы используете коучинговый стиль лидерства, вы отдаете приоритет развитию навыков членов вашей команды посредством индивидуального наставничества и личных встреч. Продвигая культуру непрерывного обучения и совершенствования, вы помогаете своей команде полностью раскрыть свой потенциал — как вместе, так и на индивидуальном уровне.

Важные навыки для лидеров коучинга включают:

  • Активное слушание
  • Эмпатия
  • Терпение
  • Наставничество
  • Конструктивный и положительный отзыв

12. Распределенное лидерство

Будучи распределенным лидером, вы разделяете обязанности лидера и право принятия решений с членами вашей команды. Вы полагаетесь на опыт и навыки всех участников, а не только на свои собственные, чтобы добиться успеха.

Чтобы эффективно использовать распределенное лидерство, вам необходимо иметь высокий уровень доверия и сотрудничества между членами вашей команды. Вам также нужно отпустить контроль, что может быть сложно, но оно того стоит.

Этот стиль руководства может быть очень эффективным в продвижении инноваций, творчества и культуры сопричастности в вашей команде. Распределенные лидеры обладают такими навыками, как:

  • Сотрудничество
  • Делегация
  • Создание доверия
  • Принятие решений
  • Разрешение конфликтов

13. Эмпатическое лидерство

Будучи чутким лидером, вы понимаете, что ваша команда — это не просто средство для достижения цели. Это люди со своей жизнью, опытом и эмоциями. Вот почему вы прилагаете сознательные усилия, чтобы узнать их на личном уровне, будь то регулярные встречи, упражнения по построению команды или индивидуальные встречи.

Демонстрируя эмпатию, вы создаете среду, в которой члены команды чувствуют, что их ценят, поддерживают и мотивируют выполнять свою работу наилучшим образом.

Чтобы быть чутким лидером, вам нужно слушать и реагировать на потребности членов команды, что иногда бывает трудно сделать, когда у людей разные потребности. Вы также должны взять на себя обязательство по созданию культуры доверия и взаимного уважения.

Ключевые навыки чутких лидеров включают:

  • Активное слушание
  • Эмоциональный интеллект
  • Поддержка
  • Сострадание

14. Инклюзивное лидерство

Инклюзивные лидеры активно ищут различные точки зрения. Если вы инклюзивны, вы открыты для обратной связи и идей от членов команды с разным опытом и опытом. Вы сосредотачиваетесь на создании рабочей среды, в которой ценится и уважается разнообразие во всех его формах, чтобы все члены вашей команды чувствовали, что их видят, слышат и ценят.

Инклюзивное лидерство требует глубокого понимания различных точек зрения и опыта, чтобы создать в команде ощущение психологической безопасности. Это помогает людям полностью раскрыть свой потенциал с помощью творчества, инноваций и решения проблем. Инклюзивное лидерство влияет на весь бизнес, поэтому оно требует усилий и приверженности.

Ключевые навыки инклюзивных лидеров включают:

  • Эмпатия
  • Открытость
  • Активное прослушивание
  • Сотрудничество
  • Гибкость

15. Лидерство слуг

Лидеры слуг ставят потребности членов команды выше своих собственных. Если вы лидер-слуга, вы сосредотачиваетесь на расширении возможностей членов вашей команды посредством наставничества, руководства и служения.

Поступая таким образом, вы укрепляете доверие и уважение в своей команде и поощряете участников вносить свой лучший вклад в работу. Этот стиль руководства способствует командной работе, сотрудничеству и ответственности.

Ключевые навыки лидера-слуги включают:

  • Эмпатия
  • Активное прослушивание
  • Самоотверженность
  • Эмоциональный интеллект
  • Коучинг и наставничество

16.

Ситуационное лидерство

Ситуационное лидерство — это гибкий стиль лидерства, ориентированный на приспособляемость. В качестве ситуационного лидера вы ориентируетесь и отвечаете за развитие проекта, основываясь на наборах навыков членов вашей команды. Это позволяет вам способствовать росту и решать проблемные ситуации лицом к лицу.

Чтобы быть эффективным ситуационным лидером, вам необходимо глубоко понимать сильные и слабые стороны членов вашей команды. Вы также должны обеспечить правильный уровень поддержки и руководства для каждого члена команды в зависимости от их индивидуальных потребностей.

Ситуационные лидеры умеют давать обратную связь, ставить четкие цели и сообщать об ожиданиях.

Ключевые навыки ситуационного лидера включают:

  • Гибкость и приспособляемость
  • Связь
  • Активное прослушивание
  • Решение проблем

17. Стратегическое лидерство

Как стратегический лидер вы устанавливаете четкое направление и разрабатываете план его достижения. Эффективное стратегическое лидерство требует глубокого понимания сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации (SWOT), поскольку это позволяет разрабатывать подробные планы.

Используйте стратегическое лидерство для обеспечения роста и долгосрочного успеха. Дайте вашей команде возможность идти на просчитанный риск, экспериментировать с новыми идеями и ставить большие цели.

Ключевые навыки для стратегических лидеров включают:

  • Провидческое мышление
  • Стратегическое планирование и реализация
  • Аналитическое и критическое мышление
  • Эффективная связь
  • Риск

18. Организационное лидерство

Как руководитель организации вы эффективно управляете людьми и ресурсами. Вы оптимизируете работу своей команды, создаете позитивную рабочую культуру и ориентируете сотрудников на достижение целей компании.

Чтобы быть эффективным руководителем организации, вам необходимо делегировать задачи и создавать системы, которые работают бесперебойно. Используйте этот тип лидерства в крупных структурированных рабочих средах, где вам необходимо стандартизировать результаты и оптимизировать рабочие процессы.

Ключевые навыки руководителей организаций включают:

  • Стратегическое мышление
  • Управление командой и делегирование
  • Оптимизация процесса
  • Вовлеченность и мотивация сотрудников
  • Управление изменениями

6 советов, как определить свой стиль руководства

Ни один стиль руководства не подходит всем. Ключом к эффективному лидерству является выяснение того, что лучше всего подходит для вас, вашей команды и вашего окружения. И иногда это требует проб и ошибок.

Вот шесть советов, которые помогут вам определить свой стиль руководства:

  1. Определите свою цель: понимание своей цели и того, чего вы хотите достичь, может помочь вам определить, какой стиль лучше всего подходит для вас и целей вашей команды. Например, если у вас мало времени и вам нужно что-то сделать, лучше всего подойдет делегативный стиль.

  2. Совершайте ошибки: Поэкспериментируйте с различными стилями руководства, чтобы найти тот, который кажется наиболее естественным и эффективным. То, что сработало для предыдущей группы, может не сработать для вашей нынешней. Некоторым может понравиться транзакционное лидерство, а другим может не нравиться давление.

  3. Будьте подлинными: ваши лидерские ценности являются частью того, что помогает вам добиться успеха. Будьте верны себе, и, хотя хорошо брать пример с других лидеров, не сосредотачивайтесь на подражании чужому стилю руководства. Если авторитарный стиль руководства кажется вам неправильным, попробуйте изменить его так, как вам удобно.

  4. Запросить отзыв: Спросите членов вашей команды, как они хотят, чтобы ими руководили. Это поможет вам понять, как они отреагируют на ваш стиль руководства. Они могут предпочесть более прямое обучение, чем позволяет лидерство с участием, или они могут преуспеть при трансформационном лидерстве.

  5. Мозговой штурм: рассмотрите различные сценарии и проблемы, с которыми вы можете столкнуться в своей роли, и подумайте, какой стиль руководства будет наиболее эффективным в каждой ситуации. Затем вы сможете оценить, какой стиль лучше всего подходит для ваших ролей и обязанностей. Это также известно как ситуационное лидерство.

  6. Найдите тренера, который поможет вам: если вы чувствуете, что застряли, может помочь второе мнение о вашем стиле руководства. Получение информации от доверенного наставника или карьерного тренера — отличный способ определить свой стиль руководства, улучшить свои навыки и лучше понять, что лучше всего подходит для вас и вашей команды.

Можно ли изменить свой стиль руководства?

Каждый может изменить свой стиль руководства. Фактически, вы должны изменить его, чтобы приспособиться к различным ситуациям и рабочим местам. Чтобы быть эффективным лидером, вам нужно дать членам вашей команды возможность достичь своих целей, а поскольку все команды разные, им нужны разные подходы к лидерству.

Но изменить стиль руководства легче сказать, чем сделать. Лидерство касается не только вашей команды. Речь идет о вашей личности, инстинктах и ​​неявных знаниях. Изменение стиля руководства требует усилий и работы.

Начните с поиска лидеров, которыми вы восхищаетесь. Это может быть известный лидер, наставник или кто-то из вашей команды. Вы также можете обратиться к книгам и ресурсам по лидерству, чтобы узнать больше об образе мыслей и решениях разных лидеров. Узнайте, как они определяют и практикуют свои стили лидерства, и выберите один из них для подражания.

Затем перечислите навыки, которыми вы должны обладать, чтобы стать таким лидером. Хотя эффективное общение и постановка целей являются ключом к большинству стилей лидерства, у каждого из них также есть свои области деятельности, такие как разрешение конфликтов, построение команды или когнитивная эмпатия. Если у вас еще нет этих навыков или они просто не являются вашими сильными сторонами, решите, как помочь им развиться.

Помните: выбор курса для нового стиля не означает, что вы никогда больше не изменитесь. Возможно, вам придется скорректировать свой подход в зависимости от потребностей вашей команды или обстоятельств конкретного проекта.

Вы также можете обнаружить, что один из стилей руководства вам не подходит, и это нормально. Быть лидером (и просто быть человеком) — это процесс постоянного обучения и роста.

Готов стать лучшим лидером?

Определите, каким лидером вы хотите быть, и начните прокладывать путь к этому. Помните, что ваш стиль руководства может и будет меняться со временем по мере вашего развития, независимо от того, работаете ли вы в команде демократических лидеров или предпочитаете авторитарный путь.

Определив свои сильные и слабые стороны и предпочтения, вы можете помочь своей команде добиться успеха. Нахождение стиля лидерства, который работает, может помочь вам стать лучшим лидером — и, возможно, даже великим.

Определение, значение и типы стилей лидерства |

Определение: Стиль руководства — это метод управления, направления и мотивации последователей.

Стили лидерства определяют, как лидеры выстраивают стратегию своих отношений со своими последователями. Поэтому знание стиля лидерства жизненно важно для завоевания лояльности последователей и повышения эффективности лидера.

В этой статье рассматриваются семь стилей лидерства, их плюсы и минусы, факторы, влияющие на стили лидерства, и советы по выбору правильного стиля лидерства.

Факторы, влияющие на стили лидерства

Лидерство — это построение отношений. Лидер должен следить за тем, чтобы цель стиля руководства не ограничивалась получением результатов. Он должен поощрять здоровые отношения между лидерами и последователями.

На стиль руководства влияют четыре фактора. Вот эти факторы:

  1. Светодиод
  2. Лидер
  3. Ситуация
  4. Связь

Лидер должен взвесить эти факторы при выборе стиля руководства, поскольку ключевой фактор в одной ситуации может незначительно повлиять на другую.

Очень важно понимать эти факторы.

The Led

Это команда, находящаяся под непосредственным влиянием лидера. Это члены команды, за которых отвечает лидер.

Команда имеет общую цель и должна работать вместе для достижения цели.

Команда состоит из разных членов, которые по-разному реагируют на один и тот же стиль руководства.

Лидеры должны знать членов своей команды индивидуально, например, их характеристики, движущую силу, черты характера и т. д. Например, они должны знать, имеет ли член команды низкую самооценку, обладает ли он способным к действию или боится пытающийся.

Знание каждого члена команды помогает лидеру определить его сильные и слабые стороны, и он может использовать лучший стиль лидерства для индивидуальной мотивации членов команды.

Лидер

Другим важным фактором, влияющим на стиль руководства, являются сами лидеры. Лидеры должны понимать себя, так как их личность влияет на их лидерство. Они должны знать свои сильные и слабые стороны.

Самосознание важно для хорошего лидера. Взгляд внутрь себя и честная оценка себя, признание слабых сторон и недостатков, а также готовность к изменениям и улучшениям жизненно важны для хорошего лидерства.

Знание своей индивидуальности может помочь им лучше общаться, оценивать потребности членов команды и строить продуктивные отношения.

Лидеры могут попросить начальство и коллег оценить их и предоставить обратную связь.

Хорошие лидеры принимают обратную связь и учатся на ней.

Ситуация

Нельзя использовать один и тот же стиль руководства во всех ситуациях. Стиль, полезный в одной ситуации, может не сработать в другой.

Лидер должен учитывать факторы PET, прежде чем принимать решение о стратегии лидерства. ПЭТ – это люди, оборудование и время.

Лидер должен учитывать уровень компетентности, мотивации и приверженности членов команды выполнению задачи. Некоторым членам команды может потребоваться пристальное наблюдение, в то время как другим такое наблюдение может не потребоваться.

Время играет ключевую роль в лидерстве. Чтобы получить желаемый результат, необходимо принять меры в нужное время.

Хороший лидер, выбравший неправильный стиль руководства, может пересмотреть его и принять меры по исправлению положения вместо того, чтобы придерживаться его.

Общение

Общение — это обмен информацией от одного человека к другому. Эффективное общение происходит, когда одна сторона передает сообщение другой, а другая сторона понимает его и обеспечивает обратную связь.

Открытое общение делает общение более эффективным и мотивирует команду.

Язык тела и физические действия также представляют собой форму общения. Действие или бездействие в ситуациях посылает сообщение команде.

Правильное общение с правильным руководством необходимо для завоевания доверия, укрепления уверенности и мотивации членов команды. Правильные слова могут поднять боевой дух команды, даже если это критика. Точно так же правильно сделанная критика может мотивировать членов команды. ст

Типы стилей лидерства

  1. Автократическое лидерство
  2. Авторитетное руководство
  3. Лидерство, задающее темп
  4. Демократическое лидерство
  5. Тренерский стиль лидерства
  6. Партнерское лидерство
  7. Лидерство Laissez-Faire

#1. Автократическое лидерство

Автократическое лидерство — это командно-контрольный тип лидерства. Авторитарному лидеру нравится тотальный контроль над командой. Типичный лидер «делай, как тебе говорят» не допускает возможности для внесения вклада и предложений, и слово «команда» к ним неприменимо. Это строго тип отношений лидера и последователя.

Самодержавные лидеры считают себя самыми умными. Поэтому им нравится утверждать свою власть, чтобы продемонстрировать свои знания, навыки или предполагаемое превосходство в любой возможный момент.

Этот метод лидерства не идеален, но автократическое лидерство не так уж и плохо. Этот стиль руководства может быть удобен, когда необходимо принять важное деловое решение. Лидер знает, что его опыт и превосходство являются преимуществами перед другими членами команды при принятии решений.

Хотя этот стиль руководства может быть эффективным в принятии решений, он может ограничивать инновации, сотрудничество и другие идеи.

#2. Авторитетное лидерство

Авторитетный стиль руководства — это стиль, в котором лидеры подают пример. Чтобы лучше всего описать этот стиль лидерства, это тип «следуй за мной». Здесь лидеры не только отдают команды; они подают пример. Они сделали ход и возглавили команду.

Авторитетные лидеры видят свои цели и руководят своими действиями. Однако они не только направляют команду к целям; они объясняют идею и мечтают о целях. Вот почему их называют дальновидными лидерами.

Разница между авторитарными и авторитарными лидерами заключается в способности последних сообщать о своих намерениях последователям, в отличие от автократического лидера, который считает, что никому не должен объяснений.

Этот стиль руководства полезен в трудных ситуациях, так как лидер следит за тем, чтобы команда сосредоточилась на целях.

№3. Лидерство, задающее темп

Лидер, задающий темп, устанавливает быстрый и быстрый темп и ожидает, что члены команды догонят его. Энергичный и целеустремленный тип, у этого лидера есть принцип «Следуй за мной и не отставай!» отношение.

Лидерский стиль руководства приносит быстрые результаты, но быстро утомляет членов команды. Такой подход оказывает огромное давление на членов команды, и в долгосрочной перспективе это нездорово.

Такой стиль руководства дает быстрые результаты. Однако в долгосрочной перспективе это бесполезно и может привести к выгоранию команды.

Это не означает, что лидерство, задающее темп, не имеет значения. Этот стиль полезен, когда вы стремитесь к сжатым срокам.

№4. Демократическое лидерство

Демократическое лидерство также известно как партиципативное лидерство. Он вовлекает членов команды в принятие ключевых решений. Демократические лидеры сами не принимают решений. Вместо этого они приветствуют вклад членов команды и принимают окончательные решения на основе коллективной обратной связи.

При демократическом лидерстве лидер спрашивает: «Что вы думаете?» Такое участие заставляет членов команды чувствовать, что их ценят, и они будут более преданы своим задачам.

#5. Тренерский стиль лидерства

Коучинговый стиль лидерства предполагает, что у каждого есть большой потенциал, и направляет его к достижению целей. Здесь лидеры обеспечивают руководство и поддержку и ожидают, что члены команды будут развивать и реализовывать свой потенциал. Коуч-лидер стремится выявить лучших в команде, предоставляя обратную связь и конструктивную критику в отношении работы команды и областей, требующих улучшения.

Коуч-лидер спрашивает: «Что бы вы могли попробовать?» и они верят, что нет ничего, чего команда не могла бы достичь при правильной мотивации и руководстве.

Коуч-лидер поощряет двустороннее сотрудничество и общение и помогает улучшить командные навыки для оптимальной работы.

#6. Аффилиативное лидерство

Этот стиль руководства поощряет сотрудничество и согласие внутри команд.

Это тип лидерства «люди на первом месте». Аффилиативный лидер придает первостепенное значение членам команды. Они признают и вознаграждают личное поведение, которое помогает в выполнении задач. Таким образом, члены команды получают вознаграждение не только за выполнение задачи, но и за то, как они ее выполняют.

Этот стиль руководства предлагает возможности для разнообразия и укрепляет доверие внутри организации.

#7. Лидерство Laissez-Faire

Laissez-Faire является противоположностью авторитарного лидера. Здесь лидеры дают членам команды полную ответственность. Они позволяют членам команды принимать решения и не вмешиваются.

Этот стиль руководства способствует доверию между членами команды и лидерами. Однако этот метод плохо работает с неквалифицированными и немотивированными работниками.

Стиль руководства Laissez-Faire позволяет членам команды брать на себя ответственность и принимать решения. Важно обеспечить, чтобы эта свобода не имела неприятных последствий. Этот стиль руководства хорошо работает с квалифицированными и опытными профессионалами, которые могут работать независимо. Тем не менее, руководитель группы должен контролировать работу команды.

Выбор стиля руководства

Следующие советы помогут выбрать правильный стиль руководства:

  1. Лидер должен проанализировать свою команду. Знание сильных и слабых сторон, опыта, навыков, зрелости и уровня мотивации члена команды помогает определить правильную стратегию лидерства. Найдите, что их мотивирует и как лучше всего они могут работать в различных ситуациях.
  2. Хорошая коммуникация — ключ к построению взаимного доверия и уважения в команде. Хороший лидер не должен быть непредсказуемым. Последовательность в общении с членами команды побуждает их обращаться к лидеру честно и открыто.
  3. Члены команды имеют разные сильные и слабые стороны и требуют разного уровня контроля. Поэтому новый член команды не может работать так же, как опытные члены команды.
  4. Лидер должен учитывать ситуацию, работу и членов команды при выборе стиля руководства.

Может ли лидер изменить стиль руководства?

Да, лидер может менять свое лидерство в зависимости от фазы формирования команды.

Например, если команда находится в стадии штурма, у лидера может быть автократический стиль руководства, потому что члены команды новички, плохо осведомлены о ролях и обязанностях и нуждаются в четких указаниях от лидера.

Однако, когда команда находится на стадии выступления, лидер может расслабиться и следовать стилю лидерства Laissez-Faire.

Зачем вам знать свой стиль руководства?

У каждого свой индивидуальный и естественный стиль руководства, и они с ним рождаются. Однако знать свой стиль руководства важно, потому что у вас как у лидера будет много последователей, и ваш стиль руководства будет влиять на ваших последователей.

Вы можете мотивировать или демотивировать их в зависимости от того, как вы их ведете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *