творчество, методы, открытие, талант: VIKENT.RU
«Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека»
Первая строчка из Книги I «Эмиль, или О воспитании»
Жан-Жака Руссо
«С человека теперь спрашивают не порядочности, а таланта…»
Жан-Жак Руссо
Французский мыслитель.
Его фраза: «Свобода, равенство, братство» — стала лозунгом французской революции.
И именно Жан-Жак Руссо сделал качественный скачок и провозгласил знаменитый педагогический тезис, заключающийся в том, что «ребёнок не есть маленький взрослый».
Его произведения были неугодны властям, как во Франции, так и в Швейцарии. Женевское правительство запретило автору появляться в пределах Женевского округа.
В 1762 году малый совет Женевской республики принял такое постановление о произведениях Жан-Жака Руссо «Эмиль» и «Общественный договор»: «. ..разорвать их и сжечь… перед ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».
Цитируется по по книге: Жан- Жак Руссо, Трактаты, М., «Наука», 1969 г., с. 664.
Ж.-Ж. Руссо о мышлении: «Протестанты обычно более образованны, чем католики. Это и понятно: учение первых требует обсуждения, учение вторых — подчинения. Католик должен подчиняться решениям, которые ему сообщают, протестант должен научиться решать сам».
Жан-Жак Руссо, Исповедь. М., «Аст»; «Полиграфиздат», 2011 г., с. 70.
Последние годы Жан-Жака Руссо протекали более размеренно: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью; приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых. Он стал снова заниматься и музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок на данные тексты; он назвал этот сборник «Песни утешения в горестях моей жизни». После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа; он до конца оставался страстным любителем прогулок пешком».
Генриетта Роланд-Гольст, Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения, М., «Новая Москва», 1923 г., с. 267-268.
«Один из величайших людей человечества — французский философ Жан-Жак Руссо, бесспорно, величайший человек, и то, что он много раз говорил противоречия, ошибался, иногда даже говорил просто глупости, это его не унижает. Он был и оставался великим человеком. Я думаю, что каждый из нас был бы счастлив один раз в жизни быть так глуп, как Руссо. Руссо одну из своих книг (потрясающую книгу, такой книги, собственно говоря, в истории человечества нет) посвятил рассказу о себе. Но мало ли, вы скажете, книг, где люди рассказывают о себе? Сколько людей пишет автобиографии! А что значит писать автобиографию? Перед Руссо встал вопрос, который перед людьми мелкими не возникает: о чём я не буду говорить? И он ответил: я буду обо всём говорить, я расскажу самые стыдные свои поступки — не большие преступления, в которых легко признаться даже с гордостью, не великую добродетель, а мелкие гадости, выйду — как он написал в виде эпиграфа — «без кожи и в коже», то есть сдеру кожу и покажу всё».
Лотман Ю.М., Человек и искусство / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 526.
«Он первый из крупных мыслителей XVIII века порывает с рационализмом и по принципу и по форме самого философствования. На место разума он решительно ставит непосредственное свидетельство чувства и внутренний голос совести. «Чувство» приобретает у него значение гносеологического критерия истинности и источника нравственного законодательства. По остроумному выражению Рассела, Руссо стал вдохновителем систем мышления, которые «выводят не относящиеся к человеку факты из человеческих чувств (which infer non-human facts from human emotions)». Руководящую роль чувства Руссо распространил на весь мир социальных и этических отношений. Тем самым он ополчился и против феодального религиозного мировоззрения, и против схоластики богословия, и против односторонней рассудочности боровшихся с нею новаторов науки и философии».
Асмус В.Ф., Жан Жак Руссо / Историко-философские этюды, М. , «Мысль», 1984 г., с. 135.
«Как литератор он считал своим учителем Торквато Тассо. По словам Вольтера, Руссо был сумасшедшим, и сам всегда сознавался в этом. То же самое Вольтер мог сказать о Тассо, если бы интересовался им. Душевнобольной, критически оценивающий своё состояние, — не такой уж частый случай, особенно до появления психотропных лекарственных средств».
Ерышев О.Ф., Спринц А.М., Личность и болезнь в творчестве гениев, СПб, «СпецЛит», 2015 г., с. 38.
Книга «Жан-Жак Руссо. Избранные произведения в Липецке: 506-товаров: бесплатная доставка [перейти]
Партнерская программаПомощь
Липецк
Каталог
Каталог Товаров
Одежда и обувьОдежда и обувь
СтройматериалыСтройматериалы
Текстиль и кожаТекстиль и кожа
Здоровье и красотаЗдоровье и красота
Детские товарыДетские товары
Продукты и напиткиПродукты и напитки
ЭлектротехникаЭлектротехника
Дом и садДом и сад
Мебель и интерьерМебель и интерьер
ПромышленностьПромышленность
Сельское хозяйствоСельское хозяйство
Все категории
ВходИзбранное
158 066
Юлия, или Новая Элоиза. Тома 1 и 3 (комплект из 2 книг) | Руссо Жан-Жак Тип: гравюра
ПОДРОБНЕЕЖан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранные произведения (комплект из 3 книг) | Руссо Жан-Жак»
ПОДРОБНЕЕ-11%
2 274
2548
Жан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранные произведения (комплект из 3 книг) | Руссо Жан-Жак»
ПОДРОБНЕЕ-15%
1 963
2310
Жан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранные произведения (комплект из 3 книг) | Руссо Жан-Жак»
ПОДРОБНЕЕ-24%
2 675
3519
Избранное. Комплект из 3 книг | Руссо Жан-Жак Тип: Печатная книга: Научная и научно-популярная
В МАГАЗИНЖан-Жак Руссо «Новая Элоиза, или Письма двух любовников» Издательство: Strelbooks
ПОДРОБНЕЕРуссо Ж.-Ж. «Жан-Жак Руссо. Избранное. В трех томах (комплект из 3 книг)» Издательство: Книговек
ПОДРОБНЕЕЖан-Жак Руссо. Избранные произведения. В трех томах. Том 3 | Руссо Жан-Жак Тип: сборник
ПОДРОБНЕЕ-8%
1 462
1590
Жан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Трактаты | Руссо Жан-Жак» Издательство: Руссо
ПОДРОБНЕЕТруссон Р «Труссон Р. Жан-Жак Руссо» Издательство: Молодая гвардия, Год издания: 2015, Направление
ПОДРОБНЕЕЖан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранное | Руссо Жан-Жак» Издательство: Руссо
ПОДРОБНЕЕРуссо Ж.-Ж.: Жан-Жак Руссо. Избранное. В трех томах (комплект из 3 книг) Тип: комплект
ПОДРОБНЕЕЖан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранное» Издательство: Руссо
ПОДРОБНЕЕ-35%
1 250
1911
Книга Жан-Жак Руссо: Его жизнь, произведения и окружение. 3-е изд., стер merchantCountBpg2: 0,
ПОДРОБНЕЕЖан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранное | Руссо Жан-Жак» Издательство: Терра, Год издания: 1996,
ПОДРОБНЕЕИзбранное. Комплект из 3 книг | Руссо Жан-Жак
ПОДРОБНЕЕЖан Жак Руссо «Библиотека «Светоча», № 40-43. Серия «Избранные произведения политической литературы», № 3. О причинах неравенства»
ПОДРОБНЕЕ38 000
Жан-Жак Руссо «Жан-Жак Руссо. Избранные сочинения в 3 томах» Издательство: Руссо
ПОДРОБНЕЕ-40%
2 230
3718
Книжный Клуб Книговек/Жан-Жак Руссо. Избранное
ПОДРОБНЕЕСергей Николаевич Южаков «Жан-Жак Руссо» Издательство: Издатель
ПОДРОБНЕЕ-10%
1 890
2100
Жан-Жак Руссо: Избранное. В 3-х томах Книжный клуб Книговек 22380
ПОДРОБНЕЕ39 600
Руссо Ж.-Ж. Исповедь
ПОДРОБНЕЕ14 199
Руссо Жан-Жак «Исповедь. В 2 книгах» Год издания: 2022
ПОДРОБНЕЕИсповедь. Руссо Ж.-Ж. Производитель: АСТ
ПОДРОБНЕЕ19 945
Руссо Жан-Жак «Исповедь. В 2-х книгах» Издательство: Вита Нова
ПОДРОБНЕЕКнига Исповедание Жан Жака Руссо, урожденца и гражданина женевскаго merchantCountBpg2: 0, cashback:
ПОДРОБНЕЕКнига Исповедание Жан Жака Руссо, урожденца и гражданина женевскаго merchantCountBpg2: 0, cashback:
ПОДРОБНЕЕКнига Исповедание Жан Жака Руссо, урожденца и гражданина женевскаго merchantCountBpg2: 0, cashback:
ПОДРОБНЕЕ2 страница из 18
Книга «Жан-Жак Руссо. Избранные произведения
Жан-Жак Руссо Биография — Жизнь женевской философии
Жан-Жака Руссо можно считать как влиятельным, так и противоречивым философом. Убеждения Руссо оказали сильное влияние на свержение деспотической монархии, правившей Францией в 18 веке. Остаются вопросы о том, способствовала ли его философия жестокому царству террора, которое вскоре последовало за Французской революцией.
Ранние годы Руссо
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Он родился в семье среднего класса и очень гордился тем, что город/штат Женева позволил людям его класса иметь право голоса. Эта гордость, вероятно, способствовала появлению его философии с течением времени.
Конечно, право голоса было предоставлено не всем в Женеве, и можно привести аргумент, что город/штат был олигархией. Мы мало что знаем о его юной жизни, так как основным ориентиром для нее был посмертно изданный труд «Исповедь». Тем не менее, мы можем увидеть довольно ясную картину его жизни и влияний.
Отец Руссо продал их семейный дом, но растратил все, что заработал на продаже. Это привело к тому, что семья переехала в более скромное место, известное большим количеством мастеров. Молодой Жан-Жак Руссо замечал, что мастерам, возможно, не хватало лоска и эстетических навыков художников, но он уважал их трудовую этику. Постепенно он начал видеть в художниках тех, кто служит праздному безумию богатых.
Развитие идей и убеждений
Молодой Руссо также станет любителем письменного слова. Он жадно читал и уделял много внимания произведениям, посвященным истории и эскапизму. Это, безусловно, способствовало его желанию самому стать писателем.
Руссо также внимательно следил за местными ополченцами, которых он очень уважал. Ему не нравились армии правящего класса, потому что он видел в них головорезов для сильных и богатых.
В подростковом возрасте отец отказался от него, и ему приходилось работать на разных работах, чтобы прокормить себя. Когда он стал старше, он углубился в изучение музыки, математики и философии.
Философия Руссо
В 1750-х годах Руссо опубликовал ряд очень влиятельных философских работ, таких как Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о происхождении неравенства , Второй дискурс 90 027 , Беседа о политической экономии и другие. Самым интересным в философии Руссо был присутствующий в ней цинизм. В отличие от других философов, которые видели в своем материале луч надежды, помогающий миру, Руссо создавал произведения мрачные и почти депрессивные.
Руссо даже не очень любил философов. Он видел их в негативном свете и считал, что они в основном способствуют социальному разложению и тирании. В некотором смысле они воспринимались как бегуны на побегушках правящего класса. Руссо твердо верил в человеческую свободу. Он чувствовал, что естественный порядок людей — делать добро другим. Однако негативное влияние общества приводит к коррупции.
В его работах существовало представление о том, что материализм оказывает очень глубокое и тревожное воздействие на человеческую психику. Люди были слишком озабочены тем, что другие думают о них. Попытки поднять свой статус в обществе были рождены попыткой изменить мнение других. Казалось бы, Руссо предпочитал, чтобы люди больше смотрели на сохранение своего органического состояния в природе.
Общественный договор
Величайшим произведением Жан-Жака Руссо был Общественный договор, или Принципы политического права , работа, в которой отмечалось, что люди должны быть суверенными и свободными. Только те правительства и правители, которые обеспечивают свободу и свободу населения, будут легитимными. Такое мышление оказало глубокое влияние на всю Европу.
Французская революция
У философов есть последователи, и у Руссо тоже. Этими последователями были многие влиятельные деятели Французской революции, свергнувшие своих тиранических монархов. Робеспьер, например, находился под сильным влиянием Руссо, хотя идеи Робеспьера были сильно радикализированы, о чем свидетельствуют его действия во время правления террора.
Смерть Руссо
Жан-Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года. Его влияние на политическую философию ощущается и по сей день.
Жан-Жак Руссо Биография. Факты, детство, семейная жизнь и достижения
Рекомендуем для вас
Детство и ранние годы время, город — государство в составе Швейцарской Конфедерации. Его отец, Исаак Руссо, происходил из семьи часовщиков среднего достатка и сам занимался этим ремеслом. Он также был хорошо образован и имел вкус к музыке.
Его мать, Сюзанна, урожденная Бернар Руссо, происходила из семьи высшего сословия. Ее воспитывал дядя, Сэмюэл Бернар, кальвинистский проповедник, и дом, в котором они жили, был подарком от него. У пары было двое сыновей; Франсуа и Жан-Жак.
Через девять дней после рождения младшего сына Жана Жака Сюзанна умерла от послеродовой горячки. После этого его отец продал дом, и, переехав из богатого района, они поселились в районе ремесленника.
Живя среди ремесленников, молодой Жан-Жак научился уважать их ремесло. Это было также время, когда он наблюдал ремесленников, агитирующих против привилегированного класса, который управлял городом-государством, и, таким образом, осознал классовую политику.
Неизвестно, где и когда он начал свое образование. Однако позже он вспоминал, как его отец, желая привить им любовь к чтению, читал им рассказы о приключениях, часто на всю ночь.
Позже они стали изучать коллекцию древней и современной классики. В возрасте шести лет Жан-Жак познакомился с работами Плутарха, известного греческого биографа и эссеиста, а к восьми годам он знал произведения последнего наизусть.
Особенно ему нравились «Жизнеописания благородных греков и римлян». Поскольку его отец делал часы, молодой Жан-Жак часто читал ему их, разыгрывая персонажей, о которых он читал.
Жизнь резко изменилась в возрасте десяти лет, когда отец бросил его и бежал из Женевы, чтобы избежать тюремного заключения по делу о незаконном проникновении. После этого семья его матери взяла на себя его ответственность, отправив его на два года на пансион к кальвинистскому священнику в деревушке недалеко от Женевы.
В возрасте тринадцати лет он был назначен подмастерьем к гравёру, который жестоко наказал его за детские шалости. Его бедам пришел конец, когда однажды воскресным вечером в марте 1728 года он поздно вернулся с вечерней прогулки и обнаружил, что городские ворота закрыты.
Вместо того, чтобы дождаться утра и вернуться к своим обязанностям с гравером, шестнадцатилетний Жан-Жак Руссо решил попытать счастья в другом месте и отправился дальше. Впоследствии он приземлился в соседней Савойе.
Продолжить чтение ниже
В Савойе
В Савойе Руссо познакомился с католическим священником, который представил его Франсуазе-Луизе де Варанс, 29-летней женщине, которой король Пьемонта заплатил за прозелитизм протестантов. в католицизм. Она была великолепной женщиной с прекрасным вкусом в искусстве и литературе, и Руссо легко поддался ее влиянию.
Когда он согласился обратиться, его отправили в Турин для завершения процесса. В 1729 году, проведя там некоторое время безуспешно в поисках работы, он переехал в Анси и стал жить с Mdm. де Варенс, сначала как ее сын, но позже, когда ему исполнилось двадцать, как ее любовник.
Руссо жил с Mdm. де Варанс до 1742 года. Под ее руководством он стал литератором, а также прекрасным музыкантом. В основном он был самоучкой, и его исследования касались всех областей.
Читая, он аккуратно записывал отрывки в блокнот. Он также проводил научные эксперименты и проводил астрономические наблюдения. В музыке он изучал научные работы известных музыкантов, приобретая глубокие знания в области композиции и теории.
В Париже
В 1742 году Жан-Жак Руссо уехал в Париж с намерением представить новую систему нумерованной нотной записи в Академии наук. Хотя он считал, что это принесет ему состояние, это было отвергнуто как непрактичное. Однако они высоко оценили его мастерство в музыке.
В 1743 году он устроился на низкооплачиваемую работу секретарем французского посла в Венеции графа де Монтега. Хотя он оставил работу через одиннадцать месяцев, этот период был очень важным, потому что именно в Венеции он зародил идеи, которые позже найдут выражение в его «Общественном договоре».
По возвращении в Париж в 1744 году Руссо встретил другого амбициозного человека из провинции, Дени Дидро. Очень скоро между двумя мужчинами завязалась дружба, и они стали центром группы интеллектуалов, собравшихся вокруг «Энциклопедии, Ou Dictionnaire Raisonné Des Sciences, Des Arts Et Des Métiers»
В 1749 г. Академией Дижона. Тема была «Способствовал ли прогресс наук и искусств очищению нравов?» Он ответил отрицательно и не только выиграл приз, но и заработал себе имя.
В 1750 году он опубликовал свой первый крупный труд «Discours sur les sciences et les arts» («Рассуждение о науках и искусствах»). В ней он установил, что человек испорчен обществом и цивилизацией. Он время от времени возвращался к этой теме в своих более поздних работах.
В 1752 году он получил признание как музыкант со своим «le devin du village». Она была сыграна дважды в Фонтенбло для Людовика XV и в 1753 году несколько раз в Опере «Le devin du village» («Деревенская прорицательница»). После этого он стал одним из самых востребованных мужчин в Париже.
Рекомендуемые списки:Рекомендуемые списки:
Мужчины-Раки
В Монморанси
В июне 1754 года Руссо вернулся в Женеву и, получив гражданство, снова стал протестантом. В том же году он завершил свою вторую крупную работу «Discours sur l’origine et les Fondements de l’inégalitéparmi les hommes» («Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди людей»).
Вскоре он понял, что не может свободно публиковать свои произведения под своим именем в Женеве. Поэтому в 1755 году он издал в Голландии «Discours sur l’origine de l’inégalité».
Некоторое время спустя он переехал в поместье на опушке леса Монморанси по приглашению его владелицы мадам. д’Эпине. Здесь он познакомился с Софи д’Удето, кузиной д’Эпине и гостьей, и влюбился в нее.
Дело длилось всего четыре месяца; но отчасти это вдохновило его на написание знаменитого романа «Жюли, или Новая Элоиза» (1761). Это также привело к разрыву с его квартирной хозяйкой, мадам. д’Эпине, а также их общий друг Дени Дидро. Однако он не покинул Монморанси.
В феврале 1758 года Руссо переехал в арендованный дом в парке Мон-Луи, а затем перебрался в Малый замок маршала Люксембурга, продолжая работу над «Жюли, или Новая Элоиза», которую он опубликовал в 1761 году. , После этого он опубликовал две основные работы в быстрой последовательности.
В апреле 1762 года он опубликовал свой знаковый труд «Du contrat social ouPrincipes du droit politique» («Общественный договор, или об общественном договоре, или принципах политического права»). В мае следующего года вышел его «Émile, ou De l’éducation» («Эмиль, или Трактат о воспитании»).
«Эмиль» возмутил как католиков, так и протестантов, поскольку отвергал первородный грех и божественное откровение. Французский парламент выдал ордер на его арест, в результате чего он бежал в Швейцарию, где поселился в Берне. Но и здесь он получил мало сочувствия.
И его «Общественный контакт», и «Эмиль» были осуждены швейцарскими властями и запрещены в Женеве. Когда ему сказали, что он не может жить в Берне, он попросил защиты у Фридриха Великого Прусского и с его разрешения стал жить в Мотье.
Здесь Руссо жил два года. В декабре 1764 года он разработал конституцию Корсики по просьбе Джеймса Босуэлла. Но очень скоро местные служители узнали о его писаниях и поклялись прогнать его оттуда.
По их наущению люди начали забрасывать его камнями всякий раз, когда он выходил на улицу. В конце концов он был вынужден покинуть Мотье, когда ночью 6 сентября 1765 года его дом был сильно забросан камнями. Утром он выглядел почти как каменоломня.
Последующая жизнь
Покинув Мотье, Жан-Жак Руссо сначала поселился на острове Сен-Пьер, где ему была гарантирована защита. Но его пребывание было недолгим. Получив приказ покинуть территорию, он переехал в Страсбург 29 октября 1765 года. В том же 1765 году он начал писать свою автобиографию, которая была опубликована посмертно под названием «Исповедь».
Следующим пунктом его назначения была Англия, где он жил до середины 1767 года, вернувшись во Францию в мае. Хотя ордер на его арест все еще был в силе, на этот раз его приветствовали многие известные люди.
Примерно в это же время у Руссо развилась паранойя, он считал, что люди хотят его убить. После этого он переезжал с места на место и в конце концов поселился в нефешенебельном районе Парижа в июне 1769 года. Principes du droit politique (Общественный договор). В этой работе он выступал против концепции, согласно которой монархи наделены божественной властью. Вместо этого он установил, что народ суверенен и имеет исключительное право управлять собой.
«Émile, ou De l’education», также опубликованная в 1762 году, — еще одна из его главных работ. Он касается фундаментальных вопросов, касающихся отношений между личностью и обществом. В этой работе он рассказывает о системе образования, которая помогла бы мужчинам выжить в этом испорченном мире.
Личная жизнь и наследие
В 1745 году Жан-Жак Руссо встретил Мари-Терез Левассер, происходившую из уважаемой семьи, пережившей тяжелые времена. В то время она работала прачкой и горничной в отеле «Сен-Кантен», куда Руссо ходил обедать.
Впоследствии они стали сожителями, и они жили вместе до его смерти в 1778 году. С 1746 по 1752 год она родила ему пятерых детей, каждого из которых отдали в воспитательный дом Энфан-Трувес якобы из-за дохода Руссо. от письма было слишком скудно, чтобы поддерживать и воспитывать их.
29 августа 1768 года состоялась церемония бракосочетания, которая не имела юридической силы. До этого он также искал своих детей; но не мог найти никаких следов их.
Руссо провел свои последние дни в коттедже маркиза Жирардена в его замке в Эрменонвиле. Он отправился туда 20 мая 1778 года и провел время, собирая ботанические образцы, обучая ботанике сына своего хозяина и музыке свою дочь. Он планировал завершить несколько своих незавершенных работ.
Вечером 1 июля 1778 года Руссо сыграл на фортепиано собственное сочинение «Песнь ивы» из «Отелло», а после этого сытно пообедал с семьей хозяина.