Стиль руководства коллегиальный: Коллегиальный стиль руководства, значение термина

классификация, преимущества, советы – Конструктор Успеха

Содержание

  • Секреты управления коллективом 
  • Стили лидерства: история понятия 
  • Стили управления организацией 
    • Демократический стиль руководства 
    • Директивный стиль 
    • Либеральный стиль управления 
  • Стили управления коллективом: какой выбрать 

Стили руководства во многом определяют будущее организации. От того, кто стоит у руля компании, зависят не только критерии подбора персонала и общий курс командной деятельности, но и психологический климат в коллективе, эффективность его работы. Руководитель — это человек, который оказывает влияние на своих подчиненных, побуждая их работать ради достижения общих целей. Одной из наиболее важных характеристик начальника считается манера его управления. 

Секреты управления коллективом 

Стили управления персоналом — это комплекс методик, с помощью которых руководитель раскрывает весь потенциал своих подчиненных и повышает эффективность работы коллектива. В широком смысле формулировка подразумевает не только способы управления сотрудниками, но и характер отношений с теми, кто так или иначе связан с организацией: партнеры, поставщики и даже клиенты.

Руководитель может выбрать один стиль, которого будет придерживаться в дальнейшем. Однако, эта система обладает определенной гибкостью. Их можно комбинировать для того, чтобы подстроиться под ситуацию. 

Стили лидерства: история понятия 

Стили руководства — это ключевой аспект менеджмента. Еще задолго до того, как Питер Друкер начал работу над своей теорией управления, немецкий психолог Курт Левин поставил интересный эксперимент. Он разделил школьников на три группы, в каждой из которых назначил руководителя. «Начальник» действовал в соответствии с определенным стилем управления.

Школьники занимались ручным трудом и работали над выполнением проектов. В группе, где руководитель проявлял себя, как диктатор, его подчиненные высказывали недовольство слишком жесткими мерами. Иногда руководитель выходил за рамки допустимого, что вызывало еще больше ропота. Школьники выдавали хороший количественный результат, но страдало качество работы.

В группе, где руководитель прислушивался к мнению своих подчиненных, мотивированность коллектива била все рекорды. Хотя количественный результат «хромал», качество работы было на высоте.

В группе, где школьников предоставляли самим себе, наблюдалось снижение эффективности командной работы, но единицы показывали отличный результат. Этот эксперимент позволил Левину создать классификацию стилей управления. Он по праву считается основоположником теории социальной психологии. О том, какой из стилей показал лучшие результаты во время исследования, вы узнаете в конце статьи. 

Стили управления организацией 

Общепринятая классификация стилей руководства по Левину дифференцирует их на три категории:

  • демократический;
  • директивный;
  • либеральный.

Помимо этой классической версии существуют и другие классификации, но они рассматривают комбинированные варианты основных стилей по Левину. Рассмотрим особенности каждого из этого трио более подробно.  

Демократический стиль руководства 

Демократический или коллегиальный стиль управления предполагает тесное сотрудничество с коллективом. Еще со школы каждому известно, что демос — это власть народа, а демократия — один из режимов, в котором каждый участник одинаково влияет на исход любого процесса внутри социальной группы.

Начальник включает в процесс руководства не только своего заместителя и других сотрудников высшего звена, но и всех остальных подчиненных. К их мнению прислушиваются. Коллектив допускается к обсуждениям серьезных для компании вопросов, о которых их заранее предупреждают. Это повышает мотивированность среди подчиненных. Формальное общение с сотрудниками осуществляется через пожелания, рекомендации, советы обязательно в вежливой форме.

В коллективе складывается благоприятный климат. Сотрудники чувствуют себя важными винтиками большого механизма, с которыми считаются. Основным достоинством стиля считается создание доверительной атмосферы в коллективе. Демократическое направление оптимально как для периодов активного развития компании, так и для кризисных ситуаций.

Высокую эффективность стиль показывает именно в последнем случае, если упадок связан с ошибками в организации работы персонала. Единственный недостаток — большие временные затраты, которые потребуются руководителю для изучения отдельных точек зрения и поиска индивидуальных подходов к каждому сотруднику.

Директивный стиль 

Его еще называют тоталитарным или авторитарным стилем. Вся власть сконцентрирована в руках руководителя. Сотрудники не допускаются к процессам управления. Стиль помогает выработать строгую дисциплину. За нарушение трудовых предписаний сотрудника ждут жесткие санкции. Руководитель создает и вводит систему штрафов и наказаний за проступки.

Мнение коллектива руководителем не учитывается. Весь рабочий процесс регламентируется в положениях и инструкциях. Сотрудники ограничены в действиях, так как любой шаг должен совершаться с участием или с ведома начальника. Авторитарный стиль оптимально подходит для выхода из кризисных ситуаций.

Подобный способ управления требует от начальника больших временных затрат. Если организация расширяется, а ее коллектив растет, то участвовать в рабочей жизни каждого сотрудника становится проблематично. Тоталитаризм порождает бюрократию, когда руководителя буквально не хватает на всех подчиненных. Некоторые вопросы могут решаться по несколько дней, страдает оперативность.

У этой медали есть и другая темная сторона — самоуправство из-за ощущения вседозволенности. Как сказал один историк «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Несправедливые решение руководителя, который чувствует себя полным хозяином положения, могут вызвать ропот среди коллектива или спровоцировать волну увольнений. Чтобы не стать жертвой собственного стиля управления, нужно ориентироваться на результат, а не на соответствие инструкциям. 

Либеральный стиль управления 

Попустительский или анархический стиль руководства предполагает предоставление коллективу полной свободы действий. Способ управления оптимально подходит для периодов активного роста компании, когда нет времени на многочасовые совещания. Зачастую сотрудникам просто устанавливают стандарты в виде определенных показателей работы.

Руководитель дает понять, что методы работы для него значения не имеют, важен только результат. Такой стиль подходит для управления творческими личностями, которые знают, что такое ответственность. Анархический стиль управления может привести к распущенности коллектива и падению дисциплины. Некоторые сотрудники без жесткого давления со стороны начальства буквально расцветают и показывают отличные результаты работы.

Стили управления коллективом: какой выбрать 

Хотя встречаются разные виды руководителей, идеальный начальник должен проявлять гибкость, лавировать и  комбинировать стили управления, подстраиваясь под обстоятельства. Конечно трудно за несколько дней из тоталитарного начальника превратиться в анархиста, но иногда ситуация обязывает дать послабление коллективу или наоборот, приструнить распоясавшихся сотрудников. Переход от одного стиля управления к другому следует осуществлять плавно.

Так чем же закончился эксперимент Курта Левина? Оказалось, что самым эффективным стилем управления стал демократический. На втором месте расположился авторитарный. Самые слабые результаты показал анархический стиль. Из этого можно сделать только один вывод — нужно найти баланс между жесткими рамками и избыточной свободой действий.

Характеристика стилей руководства

Характеристика стилей руководства

Характеристика стилей руководства

Возникновение понятия “Стиль руководства” и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля.

Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства в 1988 году представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону.

 

Авторитарный (директивный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Деловые, краткие распоряжения.

  2. Запреты без снисхождения, с угрозой.

  3. Четкий язык, неприветливый тон.

  4. Похвала и придирки субъективны.

  5. Эмоции в расчет не принимаются.

  6. Показ приемов — не система.

  7. Позиция руководителя — вне группы.

  1. Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме.

  2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны.

  3. Голос руководителя — решительный.

 

Демократический (коллегиальный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Инструкции в форме предложений.

  2. Не сухая речь, а товарищеский тон.

  3. Похвала и порицание — с советами.

  4. Распоряжение и запреты — с дискуссиями.

  5. Позиция руководителя — внутри группы.

  1. Мероприятия планируются в группе.

  2. За реализацию предложений отвечают все.

  3. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

 

Нейтральный (попустительский) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Тон

  2. – конвенциальный.
  3. Отсутствие похвалы, порицаний.

  4. Никакого сотрудничества.

  5. Позиция руководителя — незаметно в стороне от группы.

  1. Дела в группе идут сами собой.

  2. Руководитель не дает указаний.

  3. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.

 

Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в “свободное плаванье”

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет “и не может быть по определению”

постоянно повышает свою квалификацию

нет “большого значения”

стиль общения

“держит дистанцию”

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая

формализованная дисциплины

сторонник дисциплины “разумной достаточности”

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание — основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное

 

При применение вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному «академическому» стилю. Это связанно с тем, что:

1.  Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.

2.  В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить

, что связанно с рядом социально - психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:

*  специфика данной ситуации,

*  своеобразие решаемых задач,

*  квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т.д.

3.  Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.

4.  Удовлетворенность трудом, преимущественно — за демократическим стилем руководства;

5.   В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством.

6.  Для членов коллектива

, при авторитарным стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит:

*   от личностных характеристик;

*   от уровня культуры и менталитета.

Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.


Что такое коллегиальный стиль? | Ваш бизнес

Как повысить организационную эффективность с помощью …

Можно ли быть лидером без звания?

Тиффани С. Райт

  • Поделиться на Facebook

Как владелец бизнеса или менеджер, у вас есть свой собственный стиль руководства. Стили лидерства различаются по уровню эффективности в зависимости от ситуации и ее срочности. Немногие лидеры используют один стиль, исключая все остальные; большинство используют смесь. Однако ваш основной стиль как владельца или исполнительного директора влияет на вашу организацию и задает тон корпоративной культуре. Коллегиальный стиль фокусируется на разделении общих целей и работе в команде.

Стили лидерства

Владелец или менеджер должен понимать стили лидерства и то, как они влияют на моральный дух сотрудников и достижение целей компании. Понимание вашего личного стиля лидерства поможет вам определить области, которые вам нужно укрепить, и укрепит вашу уверенность в качестве лидера. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Знание того, что у вас есть и как они влияют на ваш стиль руководства, может повысить вашу эффективность. Признание своего личного стиля также может помочь вам понять, когда отойти в сторону и позволить кому-то руководить, даже если это только на совещании. Знать, когда следовать, — признак хорошего лидера.

Коллегиальный Определено

Коллегиальный лидер делит власть и власть поровну между группой коллег. Коллегиальный стиль характеризуется атмосферой, в которой вы и ваш персонал работаете вместе как одна команда для решения проблем. Как глава компании, вы должны предпринимать действия, которые заставят сотрудников чувствовать себя комфортно, разделяя расходящиеся взгляды. Сотрудники сотрудничают, чтобы выявлять, оценивать и решать проблемы таким образом, чтобы избежать конфликтов.

Характеристики

Как лидер, использующий коллегиальный стиль, вы обладаете определенными характеристиками. Вы стремитесь создать команду, которая хорошо работает вместе и профессионально поддерживает друг друга. Вы выслушиваете и поощряете различные точки зрения, а также определяете и поддерживаете те части расходящихся точек зрения, которые помогают компании достичь своих целей. Вы подчеркиваете ответственность группы в целом за достижение корпоративных целей. Лично вам, как коллегиальному руководителю, нравится поощрять сотрудников и регулярно взаимодействовать с ними для принятия правильных решений.

Преимущества и недостатки

Одно из преимуществ коллегиального стиля руководства заключается в том, что ваша компания обычно отличается высоким моральным духом сотрудников и обеспечивает удовлетворительную и благоприятную рабочую среду. Одним из недостатков является то, что может потребоваться больше времени и усилий для принятия решений и развития этого стиля — времени, которое вы как лидер могли бы использовать для чего-то другого. Кроме того, вы должны нанимать людей, склонных к совместной работе. Если вы нанимаете воинственных, авторитетных или высококонкурентных людей, для достижения ваших целей при таком стиле руководства может потребоваться значительно больше времени и усилий.

Ссылки

  • Rath & Strong Management Consultants: Era Management — Максимизация вашего организационного потенциала через лидерство
  • Бесплатный словарь: Collegial

Writer Bio

Тиффани С. Райт пишет с 2007 года , Она владелец бизнеса, исполняющий обязанности генерального директора и автор книги «Решение уравнения капитала: финансовые решения для малого бизнеса». Райт помог компаниям получить финансирование на сумму более 31 миллиона долларов. Она имеет степень магистра финансов и предпринимательского менеджмента Уортонской школы Пенсильванского университета.

Image Credit

Jupiterimages/Photos.com/Getty Images

Другие статьи

Недостатки коллегиального управления

Лидерство и эффективность организации тесно связаны. Хотя можно добиться успеха в бизнесе, когда отсутствует лидерство, этот аспект может повлиять на благополучие сотрудников, общение и управление. Как владелец бизнеса, вы обязаны быть лучшим лидером, которым вы можете быть, и создавать корпоративную культуру, которая радует клиентов и вовлекает сотрудников. Все большее число менеджеров принимают коллегиальный стиль руководства для достижения этих целей, но действительно ли это лучший выбор?

Что такое коллегиальное руководство?

Коллегиальный стиль управления основан на предпосылке, что некоторые или все члены организации должны участвовать в принятии решений и разделять власть. Сотрудникам и заинтересованным сторонам рекомендуется делиться своим мнением, участвовать в дебатах и ​​достигать соглашения на основе общих ценностей. Лидеры, с другой стороны, должны уметь строить и поддерживать отношения с людьми, которые могут иметь разные точки зрения, опыт и цели.

Коллегиальная модель управления образованием способствует сотрудничеству и участию . Он характеризуется общим лидерством, общими ценностями и общим принятием решений. В отличие от традиционных стилей лидерства, которые имеют тенденцию быть вертикальными и иерархическими, эта модель лидерства более латеральна или горизонтальна. По сути, все заинтересованные стороны имеют право принимать решения и принимать активное участие в управлении компанией.

Те, кто придерживается этого стиля руководства, считают, что проблемы и решения следует обсуждать. Они не боятся спрашивать второе мнение и слушать, что говорят другие. Руководители и сотрудники работают вместе как команда , чтобы выявлять и преодолевать трудности, достигать целей компании и помогать друг другу преуспевать в своих ролях. Однако, как и все остальное, этот стиль управления имеет свои недостатки и может не подойти для каждой организации или команды.

Ограничения коллегиального руководства

Свобода принятия решений, определяющая этот стиль управления, не всегда имеет положительный результат. Во-первых, это может привести к конфликтам и разногласиям , что в свою очередь может замедлить работу компании. Этот сценарий более вероятен, когда заинтересованные стороны, участвующие в принятии решений, являются авторитетными или высококонкурентными людьми. Кроме того, коллегиальное руководство может быть не лучшим вариантом для крупных организаций , потому что команды должны быть достаточно маленькими, чтобы все были услышаны.

В целом, принятие решений, как правило, происходит медленно и занимает много времени в компаниях, которые используют эту модель лидерства. Сотрудники обязаны посещать длительные собрания и участвовать в бесконечных дебатах. Кроме того, некоторые участники могут проявлять враждебность или отсутствие интереса, что может повлиять на сотрудничество и командную работу. Встречи и обсуждения могут деградировать переговорный процесс и выйти из-под контроля.

Принимаются во внимание мнения, амбиции и личные ценности каждого. Проблемы возникают при наличии основных различий между участниками . Допустим, вы планируете инвестировать в ИТ-отдел компании, поэтому вы обсуждаете этот аспект со своей командой. Некоторые сотрудники настаивают на том, чтобы вы приобрели новое оборудование, такое как компьютеры и аудиовизуальное оборудование, в то время как другие хотят иметь доступ к новейшему программному обеспечению. Вы слушаете, что говорят все, и рассматриваете обе точки зрения, но не можете прийти к единому мнению.

Общие проблемы реализации

Коллегиальный стиль управления выглядит хорошо на бумаге, но его трудно реализовать в реальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *