Стили лидерства: Классификация стилей лидерства и руководства

Содержание

Классификация стилей лидерства и руководства

Аудиоверсия этой статьи

Чтобы построить успешный бизнес, нужно быть сильным лидером. В статье рассказываем о необходимых предпринимателям качествах, теориях и стилях лидерства. Разбираемся, есть ли связь между типом поведения владельца компании и результатами команды

Содержание

Что понимают под лидерством
Отличия между лидером и управленцем
Качества, которые помогают стать лидером
Распространенные стили лидерства
Типы лидеров
Связь между стилем лидерства и эффективностью компании
Как выбрать стиль лидерства

Деловая среда

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Открыть ИП сейчас

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Сложно представить команду, которая слаженно работает и достигает целей без лидера.

В массовом сознании есть образ яркого волевого человека, такого, например, как Стив Джобс или Илон Маск, с врожденными лидерскими чертами, способного повести людей за собой и добиться результата. Однако успешность бизнеса зависит еще и от правильно выбранного его владельцем стиля управления, которого он придерживается в работе с подчиненными.

В социальной психологии используется понятие «стиль лидерства». Это совокупность методов психологического воздействия, которые применяет руководитель для того, чтобы повлиять на других участников группы.

Что понимают под лидерством

В английском языке leader и leadership образованы от корня lead, что означает «путь», «дорога», а тот, в свою очередь, произошел от глагола leaden — «путешествовать», «идти». Иными словами, «лидер» — это тот, кто ведет, показывает путь.

Однако в социально-психологическом представлении лидерство — это система взаимоотношений, при которой лидер оказывает влияние на членов коллектива, мотивируя их, подталкивая к изменениям, объединяя вокруг общей идеи и направляя к достижению результата.

Отличия между лидером и управленцем

В современных реалиях роли лидера и управленца, менеджера принято отделять друг от друга. Если официальный руководитель является формальным лидером, назначенным на должность, то неформальный лидер избирается коллективом.

Это тот самый участник группы, обладающий авторитетом среди коллег, которого наделяют властью добровольно. Он вдохновляет людей прикладывать как можно больше усилий для получения результата, тем самым объединяет их, а они следуют за таким человеком не из-за его власти, а исходя из своего доверия и уважения к нему.

Часто такое разделение ролей в коллективе связано с тем, что у официального руководителя и неформального лидера различаются стили управления. Если стиль лидерства управленца неэффективен, подчиненные воспринимают его просто как формального начальника, наделенного полномочиями подписывать важные документы. В связи с этим участники группы подчиняются такому начальнику, но комфортнее им работать с неформальным лидером.

Управленец, который осознает распределение ролей в коллективе, может с легкостью найти решение в сложившейся ситуации, передав часть своих полномочий неформальному лидеру.

Между ними есть и другие отличия.

Так, лидер:

  1. Выбирается неофициально.

  2. Мотивирует сотрудников, определяет направление движения всего коллектива.

  3. Нацелен на внедрение инноваций и может ради этого рисковать, ломать существующие структуры, если это требуется для достижения результата.

  4. Всегда имеет уважение и авторитет коллег, иначе он не стал бы лидером.

  5. Может не нести ответственности за работу и командные результаты.

Управленец:

  1. Назначается официально.

  2. Разрабатывает план действий в указанном направлении и следит за тем, как подчиненные исполняют свои обязанности.

  3. Сосредоточен на контроле и рациональности, нацелен на работу в рамках существующих корпоративных структур.

  4. Может обладать уважением и авторитетом среди коллег, а может и не обладать.

  5. Несет ответственность за работу и результат деятельности всей команды.

Неформальные лидеры обладают исключительной способностью: ставят высокие цели перед командой, вдохновляют и мотивируют людей достигать их, активизируют бизнес-процессы, придают работе коллектива смысл. Все это помогает организации прийти к успеху.

Роли лидера и управленца может играть один и тот же человек. А неформальный лидер не всегда занимает руководящую должность.

В системе роль владельца бизнеса отличается в зависимости от степени вовлеченности в жизнь компании. Он может быть максимально погруженным в процессы — создать общую идеологию своего предприятия, планировать стратегию развития, назначать руководителей, участвовать в жизни подчиненных. А может присутствовать лишь номинально, делегировать полномочия, и тогда о лидерских качествах речь не идет.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к вебинарам на актуальные бизнес-темы

Попробовать бесплатно на 14 дней

Качества, которые помогают стать лидером

Придерживаясь теории, согласно которой лидерами рождаются, а не становятся, исследователи пытались выявить набор уникальных черт, делающих человека лидером.

Однако изучение феномена лидерства в последующем показало, что эта позиция не совсем верна. Хотя врожденные качества иногда помогают прийти к успеху и стать лидером, многое зависит от внешних обстоятельств и навыков, какие возможно сформировать.

С развитием производства на первое место поочередно ставили физические или умственные способности человека. Исследователи выдвигали свои классификации лидерских качеств.

Например, экономист и социолог Генри Минцберг выделил 8 основных навыков настоящего лидера:

  1. Способность управлять подчиненными.

  2. Умение выстроить систему коммуникаций в организации.

  3. Быть равным с разными людьми.

  4. Распределять ресурсы в компании — находить оптимальный вариант как в условиях нехватки резервов, так и в условиях стабильности.

  5. Принимать нестандартные управленческие решения — действовать в проблемных ситуациях, когда информация и цели команды неясны.

  6. Разрешать конфликты — устранять неприятности, вызванные стрессом, выступать посредником между сторонами в конфликте.

  7. Искусство самоанализа — понимать позицию лидера и его роль в организации.

  8. Чутье предпринимателя — умение идти на оправданный риск и внедрять инновации в компании.

Дальнейшее изучение темы привело к выделению у лидеров качеств по 4 критериям:

  • физиологические — здоровье, приятная внешность;

  • интеллектуальные — высокий уровень умственных способностей, логика, широта кругозора;

  • личностные — дисциплинированность, коммуникабельность;

  • психологические — темперамент, творческие способности, уравновешенность.

Однако подобная классификация имеет свои недостатки. Например, невозможно доказать, что именно эти качества подтолкнули человека занять лидерскую позицию в коллективе, собрать и организовать команду или, наоборот, назначение на ведущую должность позволило человеку развить нужные навыки.

Несмотря на это, структурный подход к определению лидерских качеств пользуется популярностью. Даже неидеальные тесты, выявляющие способности человека к лидерству, дают возможность осуществлять профессиональный отбор, а тем, кто их проходит — лучше понимать свои склонности.

Тестирования нацелены на обнаружение 5 черт, наблюдающихся в примерах эффективного лидерства:

  • интеллекта;

  • профессиональных знаний и навыков;

  • высокого энергетического уровня;

  • доминантности — способности оказывать влияние на людей;

  • уверенности в себе.

Есть и другие классификации лидерских качеств, но ни одну из них нельзя назвать исчерпывающей и не вызывающей вопросов.

Telegram Деловой среды

Анонсы мероприятий, подборки актуальных статей и работающие советы — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Распространенные стили лидерства

Исследователями выделено множество стилей лидерства. Изначально было всего три: авторитарный, демократический, попустительский (либеральный).

Классификация появилась благодаря психологам Курту Левину и Дугласу Макгрегору.

В 1930-е годы Курт Левин начал изучать, как модель менеджмента оказывает влияние на сотрудников.

Он и предложил разделить стили руководства на 3 основных:

  1. Авторитарный. Характеризуется жестким способом управления сотрудниками. При нем в компании поддерживается строгая дисциплина, нет возможности обсуждать решения руководителя, работа контролируется на всех уровнях. Преимущества стиля — в четком распределении ролей, исполнении распоряжений, достижении плановых показателей. Однако он подходит не всем работникам, лишает их инициативы и способности справляться с нестандартными ситуациями, провоцирует текучесть кадров и не дает возможностей для профессионального роста опытным сотрудникам.

  2. Демократический. При таком стиле лидерства у сотрудников больше свободы действий, руководитель обсуждает текущие проблемы с коллективом, обменивается с подчиненными информацией, приглашает к принятию решений, поощряет инициативу. Происходит контроль не процесса, а результата работы. Этот стиль выгодно отличается тем, что у работников появляются возможности для профессионального роста. Однако такой формат работы требует много энергии от руководителя, а коллегиально принятое решение не всегда оказывается лучшим для компании.

  3. Попустительский (либеральный). Встречается в компаниях реже, и отличается практически полным отказом руководителя от функций управления, когда он передает руководство участникам группы. Стиль отличает то, что он поддерживает творческое начало, воспитывает ответственность в сотрудниках, развивает их. В то же время сильные члены коллектива могут злоупотреблять властью, а не желающие работать расслабляются.

Курт Левин самым эффективным стилем считал демократический, а неэффективным — попустительский.

Отдельно можно выделить ситуационное лидерство. Концепцию предложили Кеннет Бланшар и Пол Херси. Основой их теории является идея о том, что стиль руководства нужно менять в зависимости от ситуации, уровня развития и мотивации сотрудников. Так можно проследить, как лидеры развивают компанию для достижения целей, какие стратегии применяют.

Типы лидеров

Психологи выделяют около 10 типов лидеров, рассмотрим некоторые из них:

  1. «Вожак» — тип лидера, который соответствует представлениям, стандартам группы.

  2. «Патриархальный повелитель» ведет себя как строгий, но любящий отец.

  3. «Организатор» удовлетворяет желания группы, пользуется уважением в коллективе.

  4. «Тиран». Поведение этого лидера внушает группе страх.

  5. «Герой»  способен пожертвовать собой ради других.

Связь между стилем лидерства и эффективностью компании

Эксперты утверждают, что стиль лидерства влияет на то, насколько продуктивны сотрудники компании.

Китайские исследователи выдвинули теорию, что авторитарным стилем управления можно добиться более высокой эффективности труда. Возможно, это утверждение справедливо по отношению к представителям определенных культур.

Потребность в таком стиле лидерства возникает в нестабильные периоды и во время нештатных ситуаций, когда один человек, основываясь на личном опыте и знаниях, оперативно принимает решения и несет за них ответственность.

При этом существуют и противоположные выводы о том, что авторитаризм негативно сказывается на производительности труда.

📌 Совет
Стиль управления должен подходить подчиненным. В компаниях, где управленца снимали с должности из-за падения эффективности труда сотрудников и постоянной критики со стороны руководства, люди возвращались к нормальному ритму работы, их продуктивность росла. Для владельцев бизнеса это означает, что один из способов повысить производительность команды — сменить стиль взаимодействия с ней.

Как выбрать стиль лидерства

На выбор модели лидерства влияют как направление развития компании и ее цели, так и личность самого владельца бизнеса.

Специалисты по менеджменту обсуждают, какой из стилей взаимодействия с коллективом самый эффективный. Эксперты придерживаются разных классификаций, но сходятся в том, что универсального стиля лидерства не существует. Его следует подбирать исходя из ситуации, то есть придерживаться ситуационной модели.

Некоторые эксперты советуют использовать в работе принципы «близкого менеджмента». То есть руководителям необходимо работать с сотрудниками, их мотивацией, целями, быть в курсе личных обстоятельств, сильных сторон и точек роста, а также постоянно анализировать, насколько продуктивна работа команды.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Стили лидерства в менеджменте и психологии, какие бывают и чем отличаются

За успехом каждой команды стоит её лидер. Он направляет, координирует, воодушевляет коллектив. Является личным примером, авторитетом для других, объединяет других людей для достижения поставленных целей. У каждого лидера есть харизма, индивидуальность, выделяющая его среди остальных. За такими людьми идут из-за доверия и уважения, а не из-за полномочий или формальной власти. Хотя эти вещи не являются взаимоисключающими, так как многие руководители, менеджеры, управленцы – признанные авторитеты в своих командах.

Эффективное управление персоналом с помощью ЛидерТаск

Поручайте задачи вашим сотрудникам прямо в ЛидерТаск, чтобы освободить свое время для более важных дел. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

Исходя из личного опыта, характера, индивидуальных особенностей личности, у каждого лидера формируется собственный стиль управления, оказывающий определённое влияние на людей и бизнес. Попробуем разобраться, какие существуют стили лидерства. Как их использовать для эффективного управления персоналом.

Что такое стили лидерства

В истории существует немало примеров лидерства, подталкивающего людей на совершение серьёзных поступков, великих подвигов. Например, основатель протестантизма Мартин Лютер, чьим именем было названо одно из крупнейших направлений – лютеранство, Орлеанская дева Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в Столетней войне, многие другие личности, изменившие ход истории. В современном бизнесе выдающихся результатов достигли неординарные, харизматичные визионеры вроде Илона Маска или Стива Джобса. Несмотря на разные периоды жизни, непохожие роды деятельности, их объединяют общие черты: они способны воздействовать на мышление и взгляды других людей.

Каждому лидеру присуща индивидуальная манера поведения или стиль лидерства – совокупность средств, приемов, инструментов, использующихся для психологического и морального воздействия на окружающих. Одни стили больше подходят для контроля, поддержания дисциплины сотрудников. Другие положительно действуют на мотивацию. В различных условиях стили эффективно менять, выстраивая модель общения с подчинёнными в зависимости от возникших обстоятельств.

Чем лидер отличается от управленца

В компаниях роли лидера обычно выполняют её управленцы, ответственные менеджеры, руководители проектов. При этом понятия «лидер» и «руководитель» — это не синонимы и не взаимозаменяемые понятия. Наличие высокой должности, статуса не гарантирует, что руководитель является примером для своих подчинённых, вдохновляющим их идти за собой. Основные отличия менеджера от лидера:

МенеджерЛидер
Всегда назначается официально.Его выбирают другие люди.
Требует своевременного выполнения работы от подчинённых.Источник вдохновения для последователей.
Руководствуется принципами рациональности и контроля.Готов идти на риск и принимать непопулярные решения для внедрения инноваций.
Работает в рамках корпоративной структуры, не нарушая её рамки.Не беспокоится о сохранении корпоративных структур.
Является одним из звеньев иерархической структуры компании.Проявляет независимость в решениях и поступках.
Заботится о благополучии сотрудников.Ценит результат выше собственных и чужих потребностей.

При неправильном выборе стиля управления подчинённые воспринимают руководителя исключительно как формального начальника, подписывающего важные документы в компании. Они вынуждены ему подчиняться, как это диктует устав, но испытывают дискомфорт при работе с таким управленцем, делают свою работу «из-под палки», «чтобы отвязаться». В таких условиях сложно добиться эффективности и повышения прибыльности компании.

Лидер должен обладать определённым набором характеристик и качеств:

  • Ответственностью за себя и других. Он должен проявлять инициативу, брать на себя обязательства, не бояться последствий неверных решений.
  • Быть уверенным в себе, своих способностях. Человек с низкой самооценкой никогда не сможет стать авторитетом для других людей.
  • Коммуникабельностью. Лидер умеет убеждать, быть красноречивым, общительным. Всегда выслушает своих последователей, проявит к ним сочувствие и снисходительность.
  • Целеустремлённостью. Он знает, к чему стремиться, каких целей достичь, какие шаги необходимы для их достижения.
  • Мотивированностью. Чтобы стать источником вдохновения для других, человек, претендующий на лидерство, должен быть заряженным на успех.
  • Креативностью. К своему делу настоящий лидер подходит творчески, не боится смелых экспериментов, использует нестандартные подходы к работе. Не тушуется, если необходимо выйти за рамки или нарушить устоявшиеся границы.
  • Харизмой. Пожалуй, это качество, стоило упомянуть в начале списка. У каждого лидера есть некое внутреннее обаяние, духовная, интеллектуальная привлекательность, выделяющие его среди других. При этом он необязательно должен обладать яркой, эффектной внешностью. Главное – внутренний огонь, способность «заряжать» окружающих.
  • Стремлением к власти. Лидер всегда лично заинтересован в управлении другими людьми или процессами. Ему нравится играть роль авторитета и эксперта.
  • Компетентностью в своей сфере деятельности. Он должен иметь чёткое представление обо всех рабочих процессах, деятельности сотрудников и отделов.
  • Решимостью. Настоящий лидер не боится идти на разумный риск для достижения цели. Оперативно решает экстренно возникающие проблемы. Делает соответствующие выводы из ошибок.

На основе перечисленных качеств формируются индивидуальные стили лидерства, которые могут изменяться с течением времени под воздействием различных внешних и внутренних факторов.

Стили лидерства в менеджменте и психологии: популярные классификации

Теория лидерства интересовала психологов и экономистов на протяжении многих десятилетий и веков. Данный феномен волновал людей ещё со времён Античности. Наибольшее же количество исследований в области лидерства пришлось на XIX век. Стили лидерства в психологии рассматривались с различных аспектов. С появлением новых научных исследований сформировались четыре подхода к пониманию лидерства:

  • Личностный;
  • Поведенческий;
  • Ситуационный;
  • Эмоциональный.

Согласно личностному подходу лидером может считаться человек, обладающий определённым набором качеств. Это: харизма, выдающийся интеллект, активная позиция, уверенность в себе, а также другие характеристики, о которых мы упоминали ранее. Но, исследования показали, что данные качества сильно различались у руководителей-лидеров, они по-разному проявляли их в зависимости от ситуации.

Приверженцы поведенческого подхода обнаружили, что эффективность управления напрямую зависела от выбранного стиля руководства. Самая известная классификация стилей лидерства в менеджменте была предложена в 1930-х годах прошлого века психологами Куртом Левином и Дугласом МакГрегором. В данной теории рассматриваются три основных стиля лидерства:

  1. Авторитарный. Его характерные черты: жёсткий контроль, беспрекословное подчинение со стороны сотрудников. Авторитарный лидер принимает решения в индивидуальном порядке, не советуясь с подчинёнными. Контролирует исполнителей на всех уровнях. Требует от них неукоснительного соблюдения дисциплины. Такой стиль лидерства лишает исполнителей инициативности, отрицательно отражается на их мотивации, провоцирует текучесть кадров.
  2. Либеральный. В данном случае руководитель самоустраняется от управления командой, предоставляя её участникам полную свободу в выборе средств и действий для решения задачи. Он положительно относится к любым проявлениям творчества, развивает в сотрудниках чувство ответственности и самодисциплину. Но, полное невмешательство в рабочий процесс чревато злоупотреблением властью у более сильных участников коллектива и полным расслаблением, нежеланием работать его менее инициативных членов. При таком подходе возрастает риск несоблюдения сроков по проектам.
  3. Демократический. Базируется на свободе действий подчинённых при непосредственном участии в их работе руководителя. Лидер и остальные участники команды работают на партнёрских условиях. Он доверяет своим коллегам, а они признают его авторитет и исполняют поручения. Контролю подвергается не сам процесс, а результаты работы. Данный тип лидерства способствует профессиональному росту работников, благоприятно влияет на обстановку в коллективе. Но, требует от руководителя больших энергетических затрат, терпения, эмоциональной зрелости. К тому же решения, принятые коллегиально, требуют много времени и не всегда являются правильными для компании.

Концепция ситуационного лидерства была разработана Полом Перси и Кеннетом Блашаром. Они пришли к выводу, что идеальных стилей лидерства не существует. Их можно изменять, корректировать с учётом уровня развития, мотивации сотрудников. Учёные предложили собственную классификацию, включающую следующие типологии лидерства:

Указывающее руководствоРуководитель самостоятельно принимает решения, не советуясь с командой.
НаставничествоЛидер даёт поручения исполнителям, но воздействует на них убеждением, выполняя функцию «наставника» для подчинённых.
Поддерживающий стильЛидер участвует в рабочих процессах на равных условиях с другими участниками команды.
Делегирующее руководствоРуководитель действует как стратег, формирующий будущую цель, предоставляя команде выбрать путь движения к ней самостоятельно.

В концепции эмоционального лидерства, разработанной Дэниелом Гоулманом, Ричардом Бояцисом и Энни Макки, выделены шесть стилей лидерства:

  • Визионер, определяющий цели, представляющий команде определённую свободу действий для их достижения. С ним связана эмоция вдохновения.
  • Коуч, помогающий в работе, обучающий персонал, повышающий его мотивацию.
  • Лидер аффилактивного типа, сплачивающий команду, заряжающий подчинённых позитивными эмоциями.
  • Демократ, помогающий сотрудникам ощутить свою значимость и нужность компании. Такой управленец необходим высокопрофессиональным коллективам.
  • Ведущий лидер, обеспечивающий компании быстрое достижение результатов, направляя исполнителей к цели личным примером.
  • Командующий, принимающий непопулярные решения для устранения кризисных ситуаций и спасения бизнеса.

Лучший эффект в управлении даёт сочетание нескольких стилей. Талантливые руководители быстро переключаются между ними, используя более подходящий ситуации вариант. Проблемы в освоении данных моделей лидерства могут быть связаны с отсутствием нужных навыков у управленца (например, коучинга или искусства ведения дискуссий). Также трудности могут возникнуть из-за личных ограничений в представлении о лидерстве.

Эффективное управление персоналом с ЛидерТаск

Одной из главных задач каждого управленца, лидера компании является грамотная работа с её персоналом. В данную сферу входит формирование кадровой политики, карьерное планирование, приём на работу, обучение, повышение квалификации сотрудников, их адаптация на новых местах. При этих многочисленных обязанностях руководителю приходится контролировать работу других сотрудников.

Все управленческие процессы целесообразно автоматизировать. В этом поможет современное электронное приложение ЛидерТаск. С помощью сервиса можно легко контролировать все задачи штата и получать уведомления об их исполнении. Программа будет держать вас в курсе всех событий, происходящих в компании. Продемонстрирует, чем занимаются ваши сотрудники, покажет их эффективность на наглядном графике. Предупредит об изменении статуса задач.

В приложении можно создавать задачи, делегировать их сотрудникам. Предоставлять или ограничивать доступы к заданиям определённым исполнителям. Использовать Канбан-доску для отслеживания задач или популярные методики тайм-менеджмента для рационального распределения рабочего времени. Программа совместима с любыми цифровыми устройствами и платформами. Работает без подключения к интернету, в режиме оффлайн.

Скачать ЛидерТаск

Заключение

Лидерство – искусство влияния на людей для достижения определённых целей. Каждому лидеру присущ собственный «набор» средств, методик и инструментов, формирующих индивидуальный стиль взаимодействия с окружающими. Мы рассмотрели, чем отличаются стили лидерства. Каких результатов можно достичь при их применении на практике. Не забывайте о том, что в «чистом виде» они не дадут нужных результатов. Поэтому в процессе управления модели руководства нужно комбинировать, изменять с учётом особенностей коллектива и внешних обстоятельств.

Стиль лидерства должен подходить персоналу компании. Известны случаи, когда после снятия управленца с должности, производительность и продуктивность работников значительно увеличивалась. Изменение стиля управления может стать новым толчком для развития и повышения прибыльности бизнеса. Если вы претендуете на роль не формального, а авторитетного лидера, будьте готовы постоянно учиться и быть открытыми к любым изменениям, так как лидерство воспитывается личным опытом и настойчивостью в достижении целей.

Является ли демократический стиль «универсальным»?

Михаил Калашников

Данная модель управления не оправдывает себя в кризисных и форс-мажорных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе существования компании. Не подходит для организаций, деятельность которых связана с чётким соблюдением плана. Более уместен для офисных сотрудников, менеджеров, команд, занимающихся инновационными разработками.

Насколько сегодня уместен авторитарный стиль?

Михаил Калашников

Рекомендуется применять данную модель управления на временной основе, когда нужно решить сложные, важные задачи в ограниченные сроки. Например, при запуске нового проекта, открытии компании, когда у руководителя ещё не налажен контакт с подчинёнными, для поддержания дисциплины и повышения авторитета лидера.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос 1 из 4

Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?

Вопрос 2 из 4

Я подробно планирую шаги, этапы достижения своих целей?

Вопрос 3 из 4

Я регулярно работаю с органайзером, записной книжкой и т. п. средствами, помогающими мне лучше управлять своим временем?

Вопрос 4 из 4

У меня есть собственная система управления личным временем?

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

стилей лидерства

стиль лидерства

Как мы меняем то, что думают, чувствуют, верят и делают другие

| Меню | Быстрый | Книги | Поделиться | Поиск | Настройки |

 

дисциплин > Лидерство > Стили

 

Существует ряд различных подходов или «стилей» к лидерству и управления, которые основаны на различных предположениях и теориях. Стиль, который использование отдельными лицами будет основываться на сочетании их убеждения, ценности и предпочтения, как а также организационное культуры и норм, которые будут поощрять одни стили и препятствовать другим.

  • Харизматическое лидерство
  • Совместное лидерство
  • Ситуационное лидерство
  • Транзакционное лидерство
  • Трансформационное лидерство
  • Тихий лидер
  • Лидерство слуг

Дополнительные исследования

  • Управленческая сеть: Блейк и Мутон баланс между людьми и задачами.
  • Стили руководства Левина: три оригинальных стили.
  • Стили руководства Лайкерта: от автократического к участию.
  • Шесть стилей эмоционального лидерства: от «Mr. Эмоциональный интеллект», Дэниел Гоулман и его друзья.

Негативные стили

Есть несколько относительно распространенных стилей управления, которые совсем не модели хорошего лидерства.

  • задним числом Управление: Плохой, но распространенный стиль.
  • Микроменеджмент: Контролирует каждый деталь.
  • Чайка Управление: Прилетает, какает на вас и снова улетает.
  • Управление грибами: бросьте их в какашках и держите их в темноте.
  • Киппер управление: двусторонний подход.

См. также

убеждений, Культура, предпочтения, Значения

 

 

 

Пожалуйста, помогите и поделитесь:

 

| Главная | Топ | Меню | Быстрые ссылки |

 

 

Пожалуйста, помогите и поделитесь:

 

| Главная | Топ | Меню | Быстрые ссылки |

Стили лидерства: Полное руководство на 2023 год

Это руководство по стилям лидерства .

Стили лидерства — это подходы и действия лидера, когда он направляет, вдохновляет и управляет людьми. Стиль лидерства также влияет на то, как руководители разрабатывают и реализуют стратегии с учетом потребностей команды. Понимание этих стилей важно, потому что оно помогает вам узнать, как ваши действия повлияют на людей, находящихся под вашим непосредственным командованием.

Эти подходы аналогичны навыкам лидерства и помогают профессионалам быть хорошими лидерами в построении команды. Эти концепции часто появляются в книгах о лидерстве, на конференциях по лидерству и в программах обучения лидерству.

В этом руководстве рассматриваются:

  • типы стилей лидерства
  • как найти свой стиль руководства
  • важные принципы лидерства

Вот что вам следует знать.

Типы стилей лидерства

Вы можете улучшить свои лидерские качества, изучая различные стили лидерства. Некоторые люди лучше подходят для определенных стилей лидерства. Эти знания помогают понять сильные стороны, ограничения и предпочтения в общении, чтобы сделать ваше лидерство еще более эффективным. Ниже приведены распространенные стили лидерства.

1. Авторитарное лидерство

Этот стиль лидерства, который часто называют авторитарным, ставит на первое место потребности начальника. Лидер обладает полной властью над всеми аспектами проекта или операции. Босс общается сверху вниз и ожидает, что его последователи будут подчиняться его указаниям и правилам. Вы можете наблюдать, как лидер и его подчиненные участвуют в битве умов. Авторитарные руководители доверяют только своим собственным суждениям и хотят, чтобы компания полностью воплощала их идеи.

В глазах авторитарных лидеров общение и сплочение коллектива имеют ограниченное значение. Начальство почти не прислушивается к мнению или предложениям подчиненных. Когда сотрудники знают, за кем последнее слово, процесс становится более эффективным и понятным.

Предприниматели, которые только начинают свой бизнес или работают в секторах с высоким давлением, требующих быстрых решений, выиграют от авторитарного стиля руководства. Однако, когда компания расширяется до такой степени, что лидер больше не может посещать каждое собрание, многие авторитарные лидеры изо всех сил пытаются изменить свой стиль руководства.

2. Руководство слуги

В отличие от авторитарного подхода, лидерство служения делает упор на образцовое лидерство и поддержку сотрудников. Лидеры-слуги часто скромные люди, которые проделали путь вверх по служебной лестнице. Компании с миссией, основанной на ценностях, и приверженностью решению сложных задач могут значительно выиграть от такого подхода к лидерству.

Лидерство в качестве слуг способствует формированию одноуровневого рабочего места, где сотрудники учатся брать на себя лидерские роли и быть образцами для подражания. Предприятия, ориентированные на оказание услуг, и менеджеры среднего звена — хорошие места для использования лидерства слуги. Этот стиль способствует единству, открытости и стабильности в работе. Лидер вдохновляет каждого сотрудника внести свой вклад в миссию фирмы и стать образцом для подражания.

3. Руководство Laissez-Faire

Этот стиль лидерства, также называемый невмешательством, заключается не только в том, чтобы позволить работникам заниматься своими делами, но и в том, чтобы расширить их возможности. Этот стиль рассматривает сотрудников, а не топ-менеджеров, как инструмент успеха компании. Принцип невмешательства заключается в том, чтобы дать возможность блестящим людям дать им свободу без каких-либо ограничений.

Организации, которые преуспевают благодаря опыту и инновациям, выиграют от этого лидерского подхода. Лидеры невмешательства вооружают сотрудников необходимыми инструментами, ограждая их от постороннего давления, препятствующего прогрессу. Обычно вы увидите этот стиль в стартапах, СМИ, технологиях или инвестициях. Эти лидеры поощряют членов команды к творчеству и творчеству. Следовательно, сотрудники развивают мышление уверенности в себе и непредубежденности. Подход laissez-faire также позволяет руководителям уделять внимание целям более высокого уровня, а не мониторингу персонала.

Этот стиль руководства противоположен микроменеджменту.

4. Провидческое лидерство

Лидеры с дальновидностью часто получают больше похвал, чем другие менеджеры. Эти лидеры предлагают свежий взгляд и с большей вероятностью разработают продукт, услугу или процедуру, способные изменить образ жизни людей. Вам не нужно изобретать телефон или электричество, чтобы быть дальновидным лидером. Успех может быть таким же простым, как признание потенциала ваших сотрудников и организации.

Вы, несомненно, слышали, читали или видели дальновидных лидеров, которые изменили свои области. Рассказы и идеи дальновидных лидеров, как правило, вдохновляют других. Этот стиль руководства подходит для стартапов или компаний, которые хотят стать первопроходцами в своем секторе. Например, дальновидность поставит вас впереди конкурентов. Этот стиль также придает бизнесу ощущение цели и долгосрочного направления.

5. Ведущее лидерство

Роль лидера, задающего темп, состоит в том, чтобы продолжать двигаться вперед, в то время как другие стремятся не отставать, как бегун в олимпийской гонке на треке. Лидеры, которые используют этот подход, иногда называемый «новаторским лидерством», могут создавать высокоэффективные команды в любом бизнесе. Такие лидеры обычно вдохновляют членов команды на стремление к наивысшим стандартам.

Лидерство, задающее темп, очевидно в компаниях, занимающихся продажами или сбором средств, поскольку оно делает упор на пример, а не на обучение. Если вы владелец бизнеса, то вам, несомненно, нужно научиться быть лидером, задающим темп. Эти лидеры не бегут от проблем и могут добиться быстрых результатов и быстрого роста.

6. ​​Транзакционное лидерство

Подобно законодателю, транзакционный лидер фокусируется главным образом на получении результатов. Например, менеджер может предоставлять стимулы, такие как денежные вознаграждения за успех или штрафы за неудачи. Хорошим примером является премирование банковских работников, выполняющих ежемесячные цели. В отличие от лидерства, задающего темпы, транзакционное лидерство делает упор на наставничество, обучение и подготовку как на инструмент для достижения целей и получения сопутствующих выгод.

Хотя этот стиль руководства идеально подходит для компаний или команд, перед которыми поставлены определенные цели или задачи, такие как продажи и доход, этот подход явно не способствует творчеству. Вместо этого переходные лидеры часто управляют на микроуровне, расставляют приоритеты в целях и почти не бросают вызов авторитету. Тем не менее, эти люди также имеют тенденцию быть высокоэффективными.

Этот тип руководителя может включать программы поощрения сотрудников.

7. Тренерское лидерство

Кино часто создает у нас впечатление, что коучи — это люди, которые читают мотивационные лекции под симфоническую музыку. Тем не менее, коучинг лидерства заключается не только в том, чтобы увольнять команды для важных встреч, но и в том, чтобы получить максимальную отдачу от каждого члена команды.

Лидеры коучинга четко понимают, что мотивирует их команду, и могут добиться успеха. Менеджеры среднего звена, небольшие команды и консультанты больше всего выигрывают от этого стиля руководства. Большинство генеральных директоров и основателей компаний также должны стать коучами, чтобы максимизировать потенциал своих сотрудников. Например, в отсутствие опытного координатора по маркетингу руководители могут научить своих сотрудников становиться менеджерами по маркетингу. Основное преимущество этого стиля руководства заключается в том, что он превращает неэффективных сотрудников в отличников. Такие лидеры могут выявлять и развивать таланты.

Посмотрите этот список книг по коучингу.

8. Демократическое лидерство

Демократия — это название, данное стилю руководства, целью которого является включение вклада сотрудников в общую стратегию компании. Поскольку в этом стиле больше внимания уделяется группе, чем человеку, его часто используют как синоним «лидерства с участием».

Этот стиль руководства наиболее эффективен, когда в компании есть система получения информации от членов команды. Сотрудники могут оставлять отзывы и мнения через такие каналы, как ежемесячные общие собрания, анонимные опросы персонала или ежедневные стендапы в офисе. Компании в производственном или ИТ-секторе могут использовать такие организационные процессы, как бережливое производство или SAFe Agile, для реализации этого стиля лидерства. Когда руководит демократически избранное должностное лицо, менеджеры среднего звена и рабочие несут равную ответственность с генеральным директором. Этот стиль создает плавный поток между системами и процессами.

Вот список вопросов для опроса вовлеченности сотрудников.

9. Трансформационное лидерство

Трансформационное лидерство может стать катализатором развития бизнеса. Руководители крупных корпораций часто воплощают этот стиль. Навыки этих лидеров могут трансформировать или спасти находящиеся в затруднительном положении бренды. Ведущие компании, такие как Apple, Google и Uber, используют трансформационное лидерство, чтобы идти в ногу с быстрыми темпами технического прогресса и меняющимися потребностями общества.

Однако трансформационное лидерство проявляется не только в залах заседаний или корпорациях из списка Fortune 500. Трансформационное лидерство может работать в любом секторе или фирме, занимающейся рыночным переходом. Трансформационные лидеры привносят в компанию свежий взгляд и решают серьезные проблемы. Они также могут влиять на общественное мнение о компании.

10. Бюрократическое руководство

Проще говоря, бюрократическое лидерство — это лидерство «по правилам». Эти лидеры устанавливают четкие стандарты и руководящие принципы для своих сотрудников и, как правило, строго придерживаются политики и культуры компании. Такой систематический подход к лидерству может принести пользу лидерству в строго регулируемых отделах.

11. Руководство

Руководящий стиль руководства подходит для проектов с четкими целями и отсутствием гибкости. Эти лидеры управляют своей командой с уверенностью и уверенностью, потому что у них есть четкое видение. Кроме того, эти лидеры добиваются согласия заинтересованных сторон по всем аспектам проекта.

Этот метод является одним из лучших стилей руководства, который можно использовать, когда у вас есть неопытная команда разработчиков, которая требует постоянного контроля. Вам также нужно будет принимать решения, предоставляя рекомендации. Лидер держит команду в фокусе и на правильном пути, устанавливая задачи и обязанности для каждого члена, а затем наблюдая за их действиями.

12. Харизматическое лидерство

Этот стиль руководства опирается в первую очередь на лидера. Харизматичный лидер может вдохновить членов команды работать усерднее, чтобы произвести впечатление на своего босса и способствовать развитию фирмы. Этот стиль руководства действительно повышает моральный дух команды и подталкивает сотрудников к успеху, вдохновляя, заряжая энергией и мотивируя членов. Даже если вы не обладаете заразительной личностью от природы, вы можете научиться вдохновлять и мотивировать других в бизнесе и в личной жизни.

13. Ситуационное лидерство

Сильная интуиция — исключительный актив ситуационных лидеров. Эти лидеры могут быстро адаптироваться и импровизировать в условиях жесткой конкуренции на рынке, потому что они накопили многолетний опыт и чутье. Ситуационные лидеры выдерживают испытание временем, потому что знают, какой стиль руководства выбрать, сделать правильный выбор, когда это необходимо, и использовать возможности.

Этот стиль руководства очень эффективен. Такой динамичный подход к лидерству требует гибкости и быстроты мышления.

Как найти свой стиль руководства

Если вы недавно заняли руководящую должность или хотите структурировать свой стиль, вам необходимо определить свое лидерство на основе своего истинного «я». Ваш стиль руководства отражает вашу индивидуальность. Если вы хотите выяснить, какой стиль лучше всего подходит для вас, учтите следующее:

1. Познай свою личность

Первым шагом в определении вашего стиля лидерства является понимание вашей личности, источников вдохновения, триггеров и способностей. Тест личности, такой как Эннеаграмма или ДИСК, может помочь вам лучше понять себя и свои реакции на ситуации.

Вы сможете лучше руководить и сотрудничать, если будете знать свои лидерские качества и слепые зоны. Найм внештатного менеджера проекта — разумный шаг, если вы отличный дальновидный человек, но не обладаете организаторскими способностями. Соучредитель, умеющий быть в центре внимания, необходим, если вам нравится иметь дело с людьми лично, но вы боитесь публичных выступлений.

Вот список личностных тестов для самооценки.

2. Определите свои цели

Ваш стиль руководства будет более эффективным, если вы будете знать свои краткосрочные и долгосрочные цели. Например, сокращение отдела в целях экономии денег может потребовать авторитарного стиля, но ваш следующий сеанс мозгового штурма может выиграть от более либерального подхода. Постановка целей может определить ваш стиль руководства.

3. Оцените свою рабочую силу

Вы не можете достичь своих целей в одиночку. Таким образом, знание личностей, способностей и возможностей вашей команды может помочь вам сделать правильный выбор как лидеру.

Например, вы можете сосредоточить свои усилия на формировании корпоративного видения, если наймете нового директора по маркетингу с многолетним опытом работы. Точно так же подход коучинга может сработать, если вы недавно повысили нового менеджера в отделе.

В основе хорошего лидерства лежат люди. По мере того, как ваша фирма развивается и развивается, вам придется адаптировать свой стиль руководства к потребностям ваших сотрудников.

4. Точная настройка и улучшение

Лидерство динамично и постоянно меняется. Корпоративные и личные потребности меняются, и подходы к лидерству тоже должны развиваться. После определения своего стиля руководства следующим шагом будет применение техники на практике. Чтобы быть хорошим лидером, требуется упорный труд, опыт и готовность адаптироваться к новым ситуациям.

5. Получить отзыв

Прежде чем запрашивать отзыв, вам нужно узнать свой стиль руководства. Эти знания могут помочь вам фильтровать честную критику. Отзывы ваших сотрудников могут помочь вам определить свой естественный подход или выбрать идеальный стиль руководства для вашей компании.

Советы по определению стиля руководства

Попытка овладеть стилем руководства, несовместимым с вашей личностью или принципами, окажется неестественной. Вместо этого было бы лучше сосредоточиться на оттачивании стиля лидерства, соответствующего вашим способностям.

Например, в вооруженных силах авторитарные командиры, как правило, работают хорошо, но хорошее лидерство предполагает сочетание различных типов лидерства. Требуется время, практика и эмоциональный интеллект, чтобы понять, какой стиль использовать в работе. Важно помнить, что большинство лидеров используют несколько подходов для достижения ряда целей в течение своей карьеры.

Даже если в прошлом вы добились невероятных успехов с одним стилем руководства, вашей новой команде могут потребоваться другие привычки для эффективной работы. Вы можете выбрать лучший стиль лидерства для своего текущего сценария, если знаете, к чему стремятся эти типы лидерства.

Важные принципы лидерства

В бизнесе лидерство может принимать разные формы. Однако все лидеры должны следовать нескольким фундаментальным правилам, независимо от области или сектора.

1.

Пример

Как лидер, вы подаете пример остальным членам команды. Независимо от того, являетесь ли вы генеральным директором многонациональной корпорации или владельцем небольшого ресторана, ваше отношение, мировоззрение, действия и слова задают тон всему бизнесу.

2. Определение успеха

Лидеры устанавливают стандарты и цели для своих команд. Этот стандарт обычно включает определение того, что представляет собой успех компании и сотрудников.

3. Осознайте свое влияние

Когда вы входите в комнату, реакция сотрудников показывает ваш эффект лидера. Рабочие должны видеть в вас лидера. Вы могли подняться по служебной лестнице, унаследовать семейный бизнес или стать лидером в незнакомой области. Понимание вашего влияния повлияет на ваш характер и решения, независимо от вашей ситуации.

4. Вдохновите свою команду

Не существует универсального подхода к созданию команды. Однако вы станете успешным лидером, если будете знать, как поощрять своих коллег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *