Стили педагогического общения
Выступление на педсовете.
Консультация на тему «Стили педагогического общения»
Цель:
- познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
- предложить выявить свой стиль общения.
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
- Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
- Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
- Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
- Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
- Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
-
Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
3. Общение-дистанция;
4. Общение-устрашение;
5. Общение-заигрывание.
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А. С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций.
Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
б) говорить Вам только то, что сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять
нужное решение;
б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажите его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:
а) заставите его громко при всех поздороваться;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами в группе.
6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит
обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его
можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться
бережно с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и
воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого
должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и
поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и
воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какую позицию Вы считаете более правильной:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;
б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь
пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов воспитателей.
Варианты ответов:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
C |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Значение баллов:
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Стили общения
Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями. Однако диагностика стилевого пространства личности предусматривает и другие стили межличностного общения, например индивидуальный, который также используется в деловой среде. Чем они отличаются и как характеризуются?
Стили делового общения
Первоначально рассмотрим стили делового общения, наиболее часто встречающиеся в литературе:
Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.
Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:
- четкость и оперативность управления;
- сокращенное время для принятия решений;
- видимое единство управленческих действий;
- позволяет быстрее справиться с трудностями становления и пр.
К недостаткам авторитарного стиля общения относят:
- неудовлетворенность трудом;
- подавление инициативы;
- бюрократия руководства и пр.
Демократический стиль общения – предусматривает, что для принятия решения требуется их обсуждение.
Этот стиль позволяет:
- раскрыть творческий потенциал работника, поощряет инициативу;
- эффективно использует мотивацию;
- присутствует удовлетворенность трудом;
- поддерживается благоприятный психологический климат и т.
д.
Рассматривая либеральный стиль общения, можно отметить одну отличительную от вышеназванных особенность – в нем руководитель является членом группы, мягок, покладист. Работникам при таком стиле предоставляется возможность самоуправления.
К стилям делового общения часто относят официально деловой стиль, что не является верным, поскольку этот стиль больше предназначен для отношений как внутри страны на государственном уровне, так и между странами. Он предусматривает устную и письменную форму и исключает возможность двоякого понимания. Также официальный стиль общения предусмотрен для организаций всех форм собственности, больше письменного характера, для устной формы используется партнерский стиль общения. С его помощью ведутся переговоры, заключаются взаимовыгодные сделки и т.п.
Кроме вышеперечисленных, к стилям делового общения можно отнести и стили профессионального общения, здесь речь идет об общении специалистов определенной области. Стиль их речевого общения богат узкоспециализированными терминами.
Стили межличностного общения
Мы перечислили основные стили делового общения, которые используются в деловой среде. Что касается межличностного общения, то в данном случае используется индивидуальный стиль общения, который также влияет на деловые качества, например, руководителя. В нем ярко проявляются индивидуально-психологические качества личности, из-за чего появляется неповторимое сочетание стилей. Благодаря ему, ни один из приведенных стилей не используется в «чистом виде».Чаще в поведении присутствуют элементы разных стилей общения. Так, демократический руководитель может обращаться как либеральному стилю, так и к авторитарному в зависимости от ситуации. И наоборот. Индивидуальный стиль добавляет каждому человеку свою неповторимую особенность в поведении и принятии решений. Таким образом, у каждого появляется возможность сознательно сформировать свой собственный индивидуальный стиль, с помощью которого можно строить позитивное и эффективное общение с окружающими, будь то работник, партнер или просто друг.
Похожие статьи
Русский речевой этикет Жители всех русскоговорящих стран, наверняка, хоть краем уха слышали о русском речевом этикете. Тем не менее, людей, которые знают в совершенстве все правила общения на русском языке, не так уж и много. Давайте же и мы будем стремиться к тому, чтобы стать грамотными и интеллигентными людьми. |
Культура делового общения Всех нас с детства приучали быть культурными и вежливыми людьми и внушали нам элементарные правила хорошего поведения в обществе. К сожалению, на этих родительских заветах далеко не уйдёшь в сфере делового общения, ведь здесь, как и в любой другой среде есть определённая культура. |
Правила общения с людьми Мало кто из нас задумывался о том, что общение с разными людьми может подчиняться определённым правилам, причём среди них есть такие, используя которые можно с лёгкость контактировать и с деловыми партнёрами и с вашим ребенком. | Формулы речевого этикета Знаете ли вы, что в каждом языке есть свои определенные формулы речевого этикета, знание которых помогает людям избежать неловких ситуаций в общении? «Что же это за секретные формулы?» – спросите вы. А в том-то и дело, что никого секрета здесь нет и, наверняка, все эти фразы вас ещё в детстве заставили заучить родители. |
Читайте также:
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
Автократический, демократический и свободный стиль
РЕКЛАМА:
Вот некоторые из основных стилей лидерства: 1. Автократический или авторитарный стиль 2. Демократический стиль 3. Стиль свободной воли или Laissez Fair.
Стиль лидерства — это типичная модель поведения, принятая лидером для оказания влияния на последователей или руководства своими людьми. Руководителю приходится руководить разными типами подчиненных и применять разные стили руководства ими на рабочем месте в зависимости от ситуации.
РЕКЛАМА:
Стиль лидерства основан на том контроле, который лидер осуществляет над группой и ее поведением.
Он также известен как стиль, ориентированный на лидера. При таком стиле руководства происходит полная централизация власти у лидера, т. е. власть сосредоточена в самом лидере. Он обладает всеми полномочиями для принятия решений. Он проектирует нагрузку своих сотрудников и осуществляет жесткий контроль над ними. Подчиненные обязаны следовать его приказам и указаниям.
Преимущества:(i) Автократический стиль руководства позволяет быстро принимать решения.
(ii) Обеспечивает сильную мотивацию и удовлетворение лидерам, диктующим условия.
РЕКЛАМА:
(iii) Этот стиль может дать лучшие результаты, когда требуется большая скорость.
Недостатки:(i) Приводит к фрустрации, низкой морали и конфликтам среди подчиненных,
(ii) Подчиненные склонны избегать ответственности и инициативы.
2. Демократический стиль: В соответствии с этим стилем лидер децентрализует и делегирует высокие полномочия своим подчиненным. Окончательное решение он принимает только после консультации с подчиненными. Используется двусторонний канал связи. Делегируя множество полномочий подчиненным, он определяет границы, в которых люди могут функционировать. Демократические лидеры очень заботятся как о людях, так и о работе.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(i) Обмен идеями между подчиненными и руководителем повышает удовлетворенность работой и моральный дух подчиненных.
(ii) Человеческие ценности получают должное признание, что развивает позитивное отношение и снижает сопротивление изменениям.
(iii) Прогулы на работе и текучесть кадров сокращаются.
(iv) Улучшено качество решения.
Недостатки:РЕКЛАМА:
(i) Демократический стиль руководства отнимает много времени и может привести к задержкам в принятии решений.
(ii) Менее эффективно, если участие подчиненных носит ради имени.
(iii) Консультирование других при принятии решений противоречит способности лидера принимать решения.
При таком стиле руководитель дает полную свободу своим подчиненным. На них возложена вся полнота принятия решений. Вмешательство лидера минимально, поэтому группа действует полностью самостоятельно. Есть свободное общение. В этом стиле менеджер не использует власть, а поддерживает с ними контакт. Подчиненные должны контролировать себя. Этот стиль помогает подчиненным развивать самостоятельную личность.
Преимущества:РЕКЛАМА:
(i) Положительное влияние на удовлетворенность работой и моральный дух подчиненных.
(ii) Дает шанс проявить инициативу подчиненным.
(iii) Максимально возможный простор для развития подчиненных.
Недостатки:(i) При таком стиле лидерства вообще нет лидерства.
РЕКЛАМА:
(ii) Подчиненные не получают указаний и поддержки от лидера.
(iii) Подчиненные могут двигаться в разных направлениях и могут работать с противоположными целями, что может создать проблемы для организации.
Свободный стиль руководства может быть уместным, когда подчиненные хорошо обучены, хорошо осведомлены, мотивированы и готовы взять на себя ответственность.
Типология медиасистем | Оксфордская исследовательская энциклопедия политики
Аалберг Т., ван Алст П. и Карран Дж. (2010). Медиа-системы и политическая информационная среда: межнациональное сравнение. International Journal of Press/Politics , 15 (3), 255–271.
Альбек, Э., Ван Дален, А., Джебрил, Н., и де Вриз, С. Х. (2014). Политическая журналистика в сравнительной перспективе . Издательство Кембриджского университета.
Альтшулл, Дж. Х. (1984). Агенты власти: роль средств массовой информации в человеческих делах . Лонгман.
Альбукерке, А. (2012). О моделях и полях: сравнительные медиа-модели с точки зрения Бразилии. В DC Hallin & P. Mancini (Eds.), Сравнение медиасистем за пределами западного мира (стр.
72–95). Издательство Кембриджского университета.
Брюггеманн М., Энгессер С., Бюхель Ф., Хумпрехт Э. и Кастро Л. (2014). Возвращение к Халлину и Манчини: четыре эмпирических типа западных медиасистем. Journal of Communication , 64 (6), 1037–1065.
Бюхель Ф., Хампрехт Э., Кастро-Эррера Л., Энгессер С. и Брюггеманн М. (2016). Построение эмпирических типологий с помощью QCA: к классификации медиасистем. International Journal of Press-Politics , 21 (2), 209–232.
Чакраварти, П., и Рой, С. (2013). Редукция плюрализма СМИ: рамки сравнительных исследований СМИ «за пределами Запада». Политическая связь , 30 , 349–370.
Кристин А. (2020). Метрики в действии: журналистика и оспариваемое значение алгоритмов . Издательство Принстонского университета.
Карран, Дж. (1999). Переосмысление СМИ как публичной сферы. В П. Дальгрен и К. Спаркс (ред.
), Коммуникация и гражданственность: журналистика и публичная сфера в эпоху новых медиа . Рутледж.
Карран, Дж., и Парк, М. (ред.). (2000). Исследования СМИ по девестернизации . Рутледж.
Д’Анджело, П., Поллок, Дж. К., Кирницки, К., и Шоу, Д. (2013). Обрамление СПИДа в Африке: отношения с прессой и государством, новости о ВИЧ / СПИДе и журналистская защита в четырех газетах к югу от Сахары. Политика и науки о жизни , 32 (2), 100–125.
Добек-Островска Б. (2012). Итальянизация (или средиземноморизация) польской медиасистемы: реальность и перспективы. В DC Hallin & P. Mancini (Eds.), Сравнение медиасистем за пределами западного мира (стр. 26–50). Издательство Кембриджского университета.
Дауни, Дж., Михель, С., и Кениг, Т. (2012). Сравнение общественных сфер: нормативные модели и эмпирические измерения. Европейский журнал коммуникаций , 27 (4), 337–353.
Эль-Ричани, С. (2016). Ливанские СМИ: Анатомия системы в условиях вечного кризиса . Спрингер.
Эссер Ф., Де Вриз С. Х., Стрембек Дж., Ван Алст П., Аалберг Т., Станьер Дж., Ленгауэр Г., Берганца Р., Ленанте Г., Папатанасопулос, С., и Сальгадо, С. (2012). Возможности политической информации в Европе: продольное и сравнительное исследование 13 телевизионных систем. Международный журнал пресс-политики , 17 (3), 247–274.
Эссер Ф. и Умбрихт А. (2013). Конкурирующие модели журналистики? Освещение политических вопросов в американских, британских, немецких, швейцарских, французских и итальянских газетах. Журналистика , 14 (8), 89–107.
Флетчер Р., Корниа А. и Нильсен Р. К. (2020). Насколько поляризована онлайн- и офлайн-новостная аудитория? Сравнительный анализ двенадцати стран. Международный журнал прессы/политики , 25 (2), 169–195.
Фрер, М.
-С. (2015). Франкоязычная Африка: подъем «плюралистически-авторитарных» систем СМИ? Исследования африканской журналистики , 36 (1), 103–112.
Герреро, Массачусетс, и Маркес-Рамирес, М. (2014). Медиа-системы и коммуникационная политика в Латинской Америке . Пэлгрейв Макмиллан.
Хадланд, А. (2012). Африканизация трех моделей СМИ и политики: опыт Южной Африки. В DC Hallin & P. Mancini (Eds.), Сравнение медиасистем за пределами западного мира (стр. 96–118). Издательство Кембриджского университета.
Халлин, округ Колумбия (2015). Медиасистема. В G. Mazzoleni (Ed.), Международная энциклопедия политической коммуникации Wiley-Blackwell . Уайли Блэквелл.
Халлин, округ Колумбия, и Манчини, П. (2004). Сравнение систем СМИ: три модели СМИ и политики . Издательство Кембриджского университета.
Халлин, округ Колумбия, и Манчини, П. (2017).
Десять лет спустя Сравнение мультимедийных систем : Чему мы научились? Политическая связь , 34 (2), 155–171.
Харди, Дж. (2008). Западные медиа-системы . Рутледж.
Эрреро, Л. К., Хампрехт, Э., Энгессен, С., Брюггеманн, М., и Бухель, Ф. (2017). Переосмысление Халлина и Манчини за пределами Запада: анализ систем СМИ в Центральной и Восточной Европе. Международный журнал коммуникаций , 11 , 4797–4823.
Хёлиг С., Нильсен Р.К. и Шредер К.С. (2016). Изменение форм использования кросс-медийных новостей в Западной Европе и за ее пределами. В JL Jensen, M. Mortensen & J. Ørmen (Eds.), Новости в СМИ: производство, распространение и потребление (стр. 102–122). Рутледж.
Хамфрис, П. (2012). Вклад политолога в сравнительное исследование систем СМИ в Европе: ответ Халлину и Манчини. В Н. Джаст и М. Пуппис (ред.), Тенденции в коммуникационной политике и исследованиях: новые теории, методы и предметы (стр.
141–158). Интеллект.
Катценштейн, П. (1985). Малые государства на мировых рынках: промышленная политика в Европе . Издательство Корнельского университета.
Лейпхарт, А. (1999). Образцы демократии: формы правления и деятельность в тридцати шести странах . Издательство Йельского университета.
Маккарго, Д. (2012). Партийная поливалентность: характеристика политической роли азиатских СМИ. В DC Hallin & P. Mancini (Eds.), Сравнение медиасистем за пределами западного мира (стр. 201–223). Издательство Кембриджского университета.
Михель С. и Хакстейбл С. (2018). От медиасистем к медиакультурам: понимание социалистического телевидения . Издательство Кембриджского университета.
Мунгиу-Пиппиди, А. (2013). Свобода без беспристрастности: порочный круг захвата СМИ. В P. Gross & K. Jakubowicz (Eds.), Трансформации СМИ в посткоммунистическом мире: мучительный путь Восточной Европы к переменам (стр.
33–47). Лексингтонские книги.
Нечуштай Э. (2018). От либерала к поляризованному либералу? Современные новости США в типологии новостных систем Халлина и Манчини. International Journal of Press/Politics , 23 (2), 183–201.
Норрис, П. (2009). Сравнительные политические коммуникации: общие рамки или вавилонская путаница. Правительство и оппозиция , 44 (3), 321–340.
Перусько З. (2013). Новое открытие средиземноморских особенностей хорватской медиасистемы. Восточноевропейская политика, общества и культуры , 27 (4), 709–726.
Перуско З., Возаб Д. и Кувало А. (2015). Цифровые медиапространства, институциональные рамки и аудитория в Европе. International Journal of Communication , 9 , 342–364.
Пикард, Р. Г. (1985). Пресса и упадок демократии: Демократический социалистический ответ в государственной политике .
Гринвуд Пресс.
Сартори, Г. (1976). Партии и партийные системы . Издательство Кембриджского университета.
Сеймур-Юр, К. (1974). Политическое влияние СМИ . Констебль.
Зиберт Ф.С., Петерсон Т. и Шрамм В. (1984). Четыре теории прессы: авторитарная, либеральная, социальная и советско-коммунистическая теории того, какой должна быть пресса и чем она должна заниматься . Университет Иллинойса Press.
Шоу, И. С. (2009). К африканской модели журналистики. International Communication Gazette , 71 (6), 491–510.
Стинчкомб, А. Л. (1968). Построение социальных теорий . Харкорт, Брейс и Мир.
Стокманн, Д. (2013). Коммерциализация СМИ и авторитарное правление в Китае . Издательство Кембриджского университета.
Ван Кемпен, Х. (2007). Параллелизм СМИ и партий и его последствия: межнациональное сравнительное исследование.