Стили руководства курт левин – Курт Левин: стили лидерства

Содержание

Курт Левин: стили лидерства

В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства.

Хотя впоследствии число их выделенных стилей было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля лидерства — авторитарный, демократический и попустительский. В рамках исследования школьников поделили на три группы, каждую из которых возглавлял человек, демонстрирующий один из основных стилей лидерства.

Эти люди управляли детьми в ходе выполнения конкретного проекта (школьники занимались искусством и ручным трудом), а исследователи изучали реакцию группы на действия и распоряжения лидера.

Авторитарный стиль лидерства (директивный)

Авторитарные лидеры всегда четко объясняют людям, что надо делать, к какому времени должно быть выполнено задание и как именно его нужно выполнять. Принимая решения, они практически не учитывают точку зрения других членов группы, в силу чего между ними и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются расхождения во взглядах.

Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества в процессе принятия решений. Если лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают как человека, любящего командовать и контролировать, с диктаторскими наклонностями.

Авторитарное лидерство больше всего подходит для тех случаев, когда лидер, безусловно, самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения. Кроме того, оказывается, перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.

Демократический стиль лидерства (коллегиальный)

Полученные командой Левина результаты свидетельствовали о том, что наиболее эффективен демократический стиль лидерства. Демократические лидеры активно участвуют в деятельности групп, позволяют другим членам выражать свою точку зрения и предлагают им помощь и руководство.

Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным.

Последнее слово оставалось за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекали всех членов группы, благодаря чему они чувствовали себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что очень способствовало их креативности.

Попустительский стиль лидерства (либеральный)

Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы.

Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.

Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.

Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

psixologiya.org

Мини-лекция «Стили управления (теория Курта Левина)» ⋆ Материалы для тренинга

Описание: тра­ди­ци­он­ны­ми яв­ля­ет­ся пред­ло­жен­ное Куртом Левиным вы­де­ле­ние трех сти­лей управ­ле­ния:
  1. ав­то­ри­тар­ный – при­ня­тие ре­ше­ния без уча­стия под­чи­нен­ных; под­чи­нен­ные по­лу­ча­ют от­дель­ные за­да­ния без свя­зи с про­бле­мой в це­лом;
  2. де­мо­кра­ти­че­ский – под­чи­нен­ные участ­ву­ют в при­ня­тии ре­ше­ний, го­то­вят его ва­ри­ан­ты;
  3. сво­бод­ный (ли­бе­раль­ный, пас­сив­ный, анар­хи­че­ский) – це­ле­на­прав­лен­ное управ­ле­ние от­сут­ству­ет, ру­ко­во­ди­тель толь­ко пред­ста­ви­тель­ству­ет.

Достоинством ав­то­ри­тар­но­го сти­ля яв­ля­ет­ся быст­рое при­ня­тие ре­ше­ния и его немед­лен­ная ре­а­ли­за­ция. Достоинством де­мо­кра­ти­че­ско­го – ис­поль­зо­ва­ние твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла со­труд­ни­ков.

Недостатком ав­то­ри­тар­но­го яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние ру­ко­во­ди­те­лей и ис­пол­ни­те­лей, внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние под­чи­нен­ных ре­ше­ни­ям, спус­ка­е­мым свер­ху. Недостатками де­мо­кра­ти­че­ско­го сти­ля яв­ля­ет­ся: рас­пы­ле­ние от­вет­ствен­но­сти; неяс­ность ре­ше­ний и ис­пол­ни­те­лей, взя­тых на кон­троль; уход от необ­хо­ди­мых, но непо­пу­ляр­ных ре­ше­ний.

Свободный стиль мо­жет су­ще­ство­вать в неболь­ших по чис­лен­но­сти струк­ту­рах, с ра­бот­ни­ка­ми с вы­со­кой сте­пе­нью са­мо­ор­га­ни­за­ции и от­вет­ствен­но­сти.

В сво­ем зна­ме­ни­том ис­сле­до­ва­нии Левин об­на­ру­жил, что ав­то­ри­тар­ное ру­ко­вод­ство до­би­ва­лось вы­пол­не­ния боль­ше­го объ­е­ма ра­бо­ты, чем де­мо­кра­тич­ное. Однако на дру­гой ча­ше ве­сов это­го управ­ле­ния бы­ли низ­кая мо­ти­ва­ция, мень­шая ори­ги­наль­ность, мень­шее дру­же­лю­бие в груп­пах, от­сут­ствие груп­по­во­го мыш­ле­ния, боль­шая агрес­сив­ность, про­яв­ля­е­мая как к ру­ко­во­ди­те­лю, так и к дру­гим чле­нам груп­пы, боль­шая по­дав­ля­е­мая тре­во­га и од­но­вре­мен­но — бо­лее за­ви­си­мое и по­кор­ное по­ве­де­ние. По срав­не­нию с де­мо­кра­тич­ным ру­ко­вод­ством, при ли­бе­раль­ном объ­ем ра­бо­ты умень­ша­ет­ся, ка­че­ство ра­бо­ты сни­жа­ет­ся, по­яв­ля­ет­ся боль­ше иг­ры, и в опро­сах вы­ра­жа­ет­ся пред­по­чте­ние де­мо­кра­тич­но­му ру­ко­во­ди­те­лю.

Результаты несколь­ко обес­ку­ра­жи­ли Левина, ко­то­рый неза­дол­го до это­го эми­гри­ро­вал из гит­ле­ров­ской Германии и был уве­рен в боль­шой эф­фек­тив­но­сти де­мо­кра­ти­че­ских от­но­ше­ний. Более позд­ние ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что и са­ми ра­бо­чие неред­ко пред­по­чи­та­ют ав­то­ри­тар­ный стиль.

Какой стиль управ­ле­ния осу­ществ­ля­ет ру­ко­во­ди­тель? Оказавшись у ру­ля ру­ко­вод­ства, че­ло­век в боль­шин­стве слу­ча­ев скло­нен осу­ществ­лять ка­кой-ни­будь один стиль – ав­то­ри­тар­ный, де­мо­кра­ти­че­ский или стиль невме­ша­тель­ства. Среди них глав­ную роль иг­ра­ет си­ту­а­ция.

Новейшая по­ли­ти­че­ская ис­то­рия по­ка­за­ла, что в СССР, на Кубе, дру­гих стра­нах со­ци­а­ли­сти­че­ской ори­ен­та­ции пер­во­на­чаль­ные успе­хи в эко­но­ми­ке бы­ли свя­за­ны имен­но с ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ной си­сте­мой управ­ле­ния. Эти успе­хи про­сто ра­зи­тель­ны по срав­не­нию с ис­ход­ным уров­нем: раз­ру­ха в стране по­сле граж­дан­ской вой­ны, на­ли­чие на Кубе по­сле Батисты толь­ко раз­вле­ка­тель­ных за­ве­де­ний для бо­га­тых ино­стран­цев. На этом фоне уда­лось до­стичь неве­ро­ят­но­го. Вспомним, что имен­но СССР при­над­ле­жит пер­вен­ство в осво­е­нии кос­мо­са, со­зда­ние во­до­род­но­го ору­жия. Однако даль­ней­ший подъ­ем и раз­ви­тие эко­но­ми­ки ав­то­ри­тар­ные ме­то­ды обес­пе­чить не смог­ли.

Эти ре­жи­мы су­ще­ство­ва­ли не толь­ко в стра­нах со­ци­а­ли­сти­че­ской ори­ен­та­ции. У ис­то­ков “син­га­пур­ско­го чу­да” на­хо­дит­ся дик­та­тор Ли Куан Ю. Валовой до­ход этой неболь­шой ост­ров­ной стра­ны сей­час бли­зок к по­ка­за­те­лям Великобритании и Италии. Президент Ю, за­вер­шая свое прав­ле­ние, ска­зал: “Нам нуж­ны бы­ли по­ря­док, дис­ци­пли­на для то­го, что­бы де­ло пошло. Для то­го что­бы быть доб­рым к лю­дям, вы долж­ны про­явить твер­дость, а ино­гда и бес­чув­ствен­ность. Это удел пра­ви­те­лей”. Другие при­ме­ры ав­то­ри­та­риз­ма: ре­жим ге­не­ра­ла Франко в Испании, ге­не­ра­ла Пиночета в Чили. Но да­ле­ко не все­гда по­доб­ный ре­жим при­во­дит к про­цве­та­нию, о чем го­во­рит при­мер Греции вре­мен “чер­ных пол­ков­ни­ков” и ря­да стран Латинской Америки: Гаити, Никарагуа, Доминиканская Республик…

Хрестоматийным яв­ля­ет­ся срав­не­ние ру­ко­во­ди­те­лей двух ав­то­мо­биль­ных кор­по­ра­ций Америки. Генри Форд – яр­кое во­пло­ще­ние ав­то­ри­тар­но­го ме­то­да управ­ле­ния. Он счи­тал, что толь­ко выс­ший ру­ко­во­ди­тель впра­ве при­ни­мать важ­ные ре­ше­ния. Персонал пред­при­я­тия, вклю­чая ад­ми­ни­стра­тив­ный, дол­жен как мож­но точ­нее и пра­виль­нее вы­пол­нять рас­по­ря­же­ния ру­ко­во­ди­те­ля. В 1921 г. ком­па­ния “Форд Мотор” кон­тро­ли­ро­ва­ла 56% рын­ка ав­то­мо­би­лей. В 1927 г. Форд вы­нуж­ден был оста­но­вить кон­вей­ер для ор­га­ни­за­ции вы­пус­ка бо­лее кон­ку­рен­то­спо­соб­ной мо­де­ли “А” вме­сто мо­де­ли “Ти” и преж­не­му без­раз­дель­но­му ли­де­ру оста­лось все­го 10% рын­ка.

Альфред Слоун воз­гла­вил “Дженерал Моторс”, ко­гда эта ком­па­ния кон­тро­ли­ро­ва­ла все­го 12% рын­ка, и ее банк­рот­ство счи­та­лось неиз­беж­ным. После его при­хо­да к ру­ко­вод­ству все ру­ко­во­ди­те­ли по­лу­чи­ли пра­во на дей­ствия, необ­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния воз­ло­жен­ных на них обя­зан­но­стей. Четкое за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей бы­ло до­пол­не­но дей­ствен­ной си­сте­мой кон­тро­ля и си­сте­мой по­ступ­ле­ния к выс­ше­му ру­ко­вод­ству до­сто­вер­ной и объ­ек­тив­ной ин­фор­ма­ции о ра­бо­те ком­па­нии. В 1927 г. оста­нов­ка кон­вей­е­ра Фордом для ор­га­ни­за­ции вы­пус­ка но­вой мо­де­ли ав­то­мо­би­ля об­лег­чи­ло за­хват ком­па­ни­ей “Дженерал Моторс” 43,5% рын­ка.

Демократический стиль управ­ле­ния обыч­но (но не все­гда) ве­дет к бо­лее вы­со­кой сте­пе­ни удо­вле­тво­рен­но­сти ра­бот­ни­ков, луч­ше­му мо­раль­но­му на­строю. Чаще де­мо­кра­ти­че­ский стиль управ­ле­ния по­вы­ша­ет сте­пень удо­вле­тво­рен­но­сти низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков и тех, кто на­хо­дит­ся на бо­лее вы­со­ком иерар­хи­че­ском уровне. Однако и по­вы­ше­ние сте­пе­ни удо­вле­тво­рен­но­сти и улуч­ше­ние мо­раль­но­го кли­ма­та не все­гда при­во­дит к улуч­ше­нию.

Таблица 1 “Сравнительная ха­рак­те­ри­сти­ка трех ос­нов­ных сти­лей ру­ко­вод­ства”

Авторитарный
(ди­рек­тив­ный, ав­то­кра­ти­че­ский)
Демократический
(кол­ле­ги­аль­ный, ко­опе­ра­тив­ный)
Либеральный
(не вме­ши­ва­ю­щий­ся, анар­хи­че­ский, по­пу­сти­тель­ский)
1. Полномочия
Все со­сре­до­то­чи­ва­ет у се­бя (чрез­мер­ная цен­тра­ли­за­ция вла­сти)Делит с ра­бот­ни­ка­миПредпочитает дей­ство­вать по ука­за­нию свер­ху
2. Ответственность
Замыкает на се­беДелит с под­чи­нен­ны­миСтарается умень­шить свою от­вет­ствен­ность
3. Принятие ре­ше­ний
Принимает и от­ме­ня­ет еди­но­лич­ноПривлекает под­чи­нен­ных к под­го­тов­ке и при­ня­тию ре­ше­нийОбходит ре­ше­ние, по­сто­ян­но от­кла­ды­ва­ет или пе­ре­кла­ды­ва­ет на дру­гих
4. Отношение к са­мо­сто­я­тель­но­сти под­чи­нён­ных
Навязывает свое мне­ние, пре­се­ка­ет мне­ния, взгля­ды, идеи, про­ти­во­ре­ча­щие ру­ко­вод­ствуПредоставляет и по­ощ­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ность под­чи­нен­ным, со­раз­мер­ную их ква­ли­фи­ка­ции и вы­пол­ня­е­мым функ­ци­ямПредоставляет под­чи­нен­ных са­мим се­бе. Сам неса­мо­сто­я­тель­ный (лег­ко под­да­ет­ся вли­я­нию извне)
5. Методы ру­ко­вод­ства
Чаще при­ка­зы­ва­ет, по­нуж­да­ет, при­нуж­да­ет; ча­сто де­ла­ет за­ме­ча­ния, ис­поль­зу­ет свое во­ле­вое дав­ле­ние; ис­клю­че­ние ме­то­дов убеж­де­ния, разъ­яс­не­ния, прось­быЧаще об­ра­ща­ет­ся за со­ве­том, убеж­да­ет, сти­му­ли­ру­ет, слу­жит при­ме­ром веж­ли­во­стиУговаривает, ча­ще про­сит, за­пу­ги­ва­ет на сло­вах; вы­пол­ня­ет пре­иму­ще­ствен­но функ­ции пред­ста­ви­тель­ства
6. Контроль ра­бо­ты
Вмешивается в дей­ствия под­чи­нен­ных, ме­лоч­но опе­ка­ет, при­ди­ра­ет­ся неспра­вед­ли­воЧаще от­ме­ча­ет успе­хи, хва­лит ис­пол­ни­те­лей, обес­пе­чи­ва­ет спра­вед­ли­вую оцен­ку тру­да под­чи­нен­ныхКонтролирует от слу­чая к слу­чаю, сти­хий­но, си­сте­ма кон­тро­ля от­сут­ству­ет
7. Характер тре­бо­ва­тель­но­сти
Не поз­во­ля­ет да­вать со­вет, груб и неспра­вед­лив в за­ме­ча­ни­яхРегулярно со­ве­ту­ет­ся, при­слу­ши­ва­ет­ся к мне­нию кол­лег, спра­вед­ли­во тре­бу­етПодчиненные ча­ще да­ют со­ве­ты, тре­бу­ет не ре­гу­ляр­но
8. Отношение к кри­ти­ке
Отрицательное, не при­зна­ет кри­ти­ки в свой ад­ресНe оби­жа­ет­ся, адек­ват­но ре­а­ги­ру­ет, все­гда при­слу­ши­ва­ет­сяКритику вы­слу­ши­ва­ет, но недо­стат­ки, по­ве­де­ние не кор­рек­ти­ру­ет, ра­бо­ту не ис­прав­ля­ет
9. Отношение к но­во­вве­де­ни­ям
Консервативен, при­зна­ет толь­ко свою ини­ци­а­ти­вуНоватор, под­дер­жи­ва­ет ини­ци­а­ти­ву дру­гих.Избегает вся­че­ских на­чи­на­ний, бо­ит­ся ини­ци­а­ти­вы
10. Контакт с под­чи­нён­ны­ми
Сознательно огра­ни­чи­ва­ет кон­так­ты с под­чи­нен­ны­ми, дер­жит их на рас­сто­я­нииОбщается ре­гу­ляр­но, ин­фор­ми­ру­ет о про­бле­махИспытывает труд­но­сти в об­ще­нии, об­ща­ет­ся от слу­чая к слу­чаю, без осо­бо­го же­ла­ния
11. Такт в об­ще­нии
Обращается, не счи­та­ясь с нор­ма­ми мо­ра­ли, груб, уни­жа­ет лич­ностьВежлив, доб­ро­же­ла­те­лен, не уни­жа­ет до­сто­ин­ство лич­но­сти, ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к лю­дямВ об­ще­нии рав­но­ду­шен, не ви­дит лич­но­сти
12. Оценка се­бя
Считает се­бя неза­ме­ни­мым, про­ти­во­по­став­ля­ет се­бя кол­лек­ти­ву, от­ка­зы­ва­ет­ся от са­мо кор­рек­ти­ров­ки, сни­жен­ный са­мо­кон­трольНичем не об­на­ру­жи­ва­ет пре­вос­ход­ства, не про­ти­во­по­став­ля­ет се­бя кол­лек­ти­ву, адек­ват­ная са­мо­оцен­каТерпит по­зи­цию за­ви­си­мо­го , и идет на по­во­ду у под­чи­нен­ных
13. Продуктивность ра­бо­ты при от­сут­ствии ру­ко­во­ди­те­ля
СнижаетсяНе ху­жеЛучше

Деловые ка­че­ства пер­со­на­ла и стиль ру­ко­во­ди­те­ля

Наверное, прак­ти­че­ски каж­до­му из нас при­хо­ди­лось на­блю­дать та­кую кар­ти­ну: две со­вер­шен­но оди­на­ко­вых ор­га­ни­за­ции, но и в од­ной “все хо­дят по струн­ке”, а в дру­гой да­же и не по­нять “кто есть кто”: где ру­ко­во­ди­тель, а где под­чи­нен­ный. Может быть раз­ные со­ста­вы кол­лек­ти­вов? Нет, очень по­хо­жи: по воз­рас­ту, по­лу, уров­ню ква­ли­фи­ка­ции. Значит, де­ло в ру­ко­во­ди­те­ле?

С про­бле­мой ли­дер­ства и ру­ко­вод­ства свя­за­ны раз­лич­ные сти­ли осу­ществ­ле­ния дан­ной де­я­тель­но­сти, ко­то­рые мож­но све­сти к трем ос­нов­ным ви­дам ин­ди­ви­дов, це­лей и за­дач. Каждый ру­ко­во­ди­тель — это уни­каль­ная лич­ность, об­ла­да­ю­щая ря­дом спо­соб­но­стей. Поэтому сти­ли ру­ко­вод­ства не все­гда мож­но от­не­сти к ка­кой-то кон­крет­ной ка­те­го­рии.

Стиль ру­ко­вод­ства в кон­тек­сте управ­ле­ния — это при­выч­ная ма­не­ра по­ве­де­ния ру­ко­во­ди­те­ля по от­но­ше­нию к под­чи­нен­ным, что­бы ока­зать на них вли­я­ние и по­бу­дить их к до­сти­же­нию це­лей ор­га­ни­за­ции. Степень, до ко­то­рой управ­ля­ю­щий де­ле­ги­ру­ет свои пол­но­мо­чия, ти­пы вла­сти, ис­поль­зу­е­мые им, и его за­бо­та, преж­де все­го, о че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях или, преж­де все­го, о вы­пол­не­нии за­да­чи — все от­ра­жа­ет стиль ру­ко­вод­ства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий дан­но­го ли­де­ра со­ци­аль­ное и эко­но­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние и вы­со­кая сте­пень уве­рен­но­сти в се­бе.

Ни под­ход с по­зи­ций лич­ных ка­честв, ни по­ве­ден­че­ский под­ход не смог­ли вы­явить ло­ги­че­ско­го со­от­но­ше­ния меж­ду лич­ны­ми ка­че­ства­ми или по­ве­де­ни­ем ру­ко­во­ди­те­ля. Каждая ор­га­ни­за­ция пред­став­ля­ет со­бой уни­каль­ную ком­би­на­цию.

В 1960 г. Дуглас Мак Грегор, из­вест­ный уче­ный вы­дви­нул две тео­рии, ко­то­рые мо­гут ру­ко­вод­ство­вать­ся ру­ко­во­ди­те­ли в сво­ей де­я­тель­но­сти. Согласно тео­рии “Х”:

  1. Люди из­на­чаль­но не лю­бят тру­дить­ся и при лю­бой воз­мож­но­сти из­бе­га­ют ра­бо­ты.
  2. У лю­дей нет че­сто­лю­бия, и они ста­ра­ют­ся из­ба­вить­ся от от­вет­ствен­но­сти, пред­по­чи­тая, что­бы ими ру­ко­во­ди­ли.
  3. Больше все­го лю­ди хо­тят за­щи­щен­но­сти.
  4. Чтобы за­ста­вить лю­дей тру­дить­ся, необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать при­нуж­де­ние, кон­троль и угро­зу на­ка­за­ния.

Согласно тео­рии “Х” ря­до­вой ин­ди­вид име­ет врож­ден­ную непри­язнь к тру­ду и ста­ра­ет­ся от него укло­нить­ся. Средний че­ло­век пред­по­чи­та­ет, что­бы им ру­ко­во­ди­ли, он из­бе­га­ет от­вет­ствен­но­сти. Люди по­сто­ян­но пре­тен­ду­ют на по­вы­ше­ние зар­пла­ты, но это не при­во­дит к улуч­ше­нию ре­зуль­та­тов. Руководитель дол­жен по­сто­ян­но ма­ни­пу­ли­ро­вать по­ощ­ре­ни­ем и на­ка­за­ни­ем, тща­тель­но кон­тро­ли­ро­вать под­чи­нен­ных.

Отсюда сле­ду­ет необ­хо­ди­мость цен­тра­ли­за­ции ре­ше­ний, скру­пу­лез­ное со­блю­де­ние ин­струк­ций.

Теория “У”:

  1. Труд — про­цесс есте­ствен­ный. Если усло­вия бла­го­при­ят­ные, лю­ди не толь­ко при­мут на се­бя от­вет­ствен­ность, они бу­дут стре­мить­ся к ней.
  2. Если лю­ди при­об­ще­ны к ор­га­ни­за­ци­он­ным це­лям, они бу­дут ис­поль­зо­вать са­мо­управ­ле­ние и са­мо­кон­троль.
  3. Приобщение яв­ля­ет­ся функ­ци­ей воз­на­граж­де­ния, свя­зан­но­го с до­сти­же­ни­ем це­ли.
  4. Способность к твор­че­ско­му ре­ше­нию про­блем встре­ча­ет­ся ча­сто, а ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал сред­не­го че­ло­ве­ка ис­поль­зу­ет­ся лишь ча­стич­но.

Из тео­рии “У” вы­те­ка­ет, что труд яв­ля­ет­ся есте­ствен­ной по­треб­но­стью че­ло­ве­ка, лю­дям при­су­ще стрем­ле­ние к успе­ху и при­зна­ния. Человек спо­со­бен к са­мо­управ­ле­нию и са­мо­кон­тро­лю, он стре­мит­ся к от­вет­ствен­но­сти. Заинтересованность в ре­зуль­та­тах мо­би­ли­зу­ет внут­рен­нюю энер­гию, ини­ци­а­ти­ву и изоб­ра­зи­тель­ность ис­пол­ни­те­лей.

Отсюда сле­ду­ет необ­хо­ди­мость кон­тро­ли­ро­вать не про­цесс тру­да, а его ре­зуль­та­ты: предо­став­ле­ние под­чи­нен­ным са­мо­сто­я­тель­но­сти в пре­де­лах ква­ли­фи­ка­ции и лич­ност­ных ка­честв: изу­че­ние и учет мне­ния под­чи­нен­ных.

Предложив в 1981 г. тео­рию “зет” Ульям Оучи.

Содержание тео­рии Z:

  1. Необходима за­бо­та о каж­дом со­труд­ни­ке ор­га­ни­за­ции.
  2. Необходимо при­вле­кать со­труд­ни­ков к про­цес­су под­го­тов­ки и при­ня­тия управ­лен­че­ских ре­ше­ний.
  3. Целесообразно обес­пе­чи­вать пе­ри­о­ди­че­скую ро­та­цию кад­ров.

Он по­пы­тал­ся син­те­зи­ро­вать тео­рии “Х” и “У” как сред­ство про­ти­во­сто­ять “япон­ско­му вы­зо­ву”. По его мыс­ли, доб­ро­же­ла­тель­ное от­но­ше­ние к ра­бо­чим, учет их по­треб­но­стей по­вы­сит про­из­во­ди­тель­ность тру­да и ка­че­ство про­дук­ции.

Первое прин­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние, при­ни­ма­е­мое ру­ко­во­ди­те­лем, ис­хо­дя из си­ту­а­ции, соб­ствен­ных лич­ных ка­честв и ха­рак­те­ри­стик под­чи­нен­но­го, со­сто­ит в вы­бо­ре ли­нии по­ве­де­ния: “Х” и “У”. Этот стра­те­ги­че­ский вы­бор пред­опре­де­лит и ис­поль­зу­е­мые ру­ко­во­ди­те­лем ме­то­ды управ­ле­ния.

Генерал гер­ман­ско­го ге­не­раль­но­го шта­ба фон Манштейн вы­ска­зал­ся о вы­бо­ре сти­ля ру­ко­вод­ства под­чи­нен­ны­ми так: ‘Есть толь­ко че­ты­ре ти­па офи­це­ров. Первый – это ле­ни­вые и глу­пые офи­це­ры. Оставьте их они не при­но­сят вре­да. Второй тип – это ум­ные и тру­до­лю­би­вые, из них по­лу­ча­ют­ся пре­вос­ход­ные офи­це­ры шта­ба, от вни­ма­ния ко­то­рых не ускольз­нут мель­чай­шие де­та­ли. Третий тип – тру­до­лю­би­вые ту­пи­цы. Это лю­ди опас­ны и долж­ны быть рас­стре­ли­ва­е­мые на ме­сте. Они на­граж­да­ют всех со­вер­шен­но ненуж­ной ра­бо­той. И на­ко­нец, по­след­ний тип – это ум­ные без­дель­ни­ки. Это лю­ди до­стой­ные са­мых вы­со­ких долж­но­стей.

Отсюда сле­ду­ет клас­си­фи­ка­ци­он­ная мат­ри­ца, со­став­лен­ная Ричардом Кохом.

Таблица 2 “Классификационная мат­ри­ца Ричарда Коха”

ПодчиненныеТупицыУмницы
ЛенивыеНе тро­гатьДостойны вы­со­чай­ших долж­но­стей
ТрудолюбивыеУволить немед­лен­ноОтличные управ­ля­ю­щие

Стили ру­ко­вод­ства и по­ве­де­ния ру­ко­во­ди­те­ля в раз­лич­ных про­из­вод­ствен­ных си­ту­а­ци­ях при вы­пол­не­нии сво­их функ­ций за­ви­сит как от объ­ек­тив­ных усло­вий, так и от свое­об­ра­зия жиз­нен­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го опы­та.

Различные си­ту­а­ци­он­ные мо­де­ли по­мо­га­ют осо­знать необ­хо­ди­мость гиб­ко­го под­хо­да к ру­ко­вод­ству. Чтобы точ­но оце­нить си­ту­а­цию, ру­ко­во­ди­тель дол­жен хо­ро­шо пред­став­лять спо­соб­но­сти под­чи­нен­ных и свои соб­ствен­ные, при­ро­ду за­да­чи, по­треб­но­сти, пол­но­мо­чия и ка­че­ство ин­фор­ма­ции.

Руководитель, ко­то­рый хо­чет ра­бо­тать как мож­но бо­лее эф­фек­тив­но, по­лу­чить все, что мож­но от под­чи­нен­ных, не мо­жет поз­во­лить се­бе при­ме­нять ка­кой-то один стиль ру­ко­вод­ства на про­тя­же­нии всей сво­ей ка­рье­ры. Скорее ру­ко­во­ди­тель дол­жен на­учить­ся поль­зо­вать­ся все­ми сти­ля­ми, ме­то­да­ми и ти­па­ми вли­я­ния, наи­бо­лее под­хо­дя­щи­ми для кон­крет­ной си­ту­а­ции.

Сейчас ста­ло яс­но, что са­мым эф­фек­тив­ным сти­лем в се­го­дняш­нем быст­ро ме­ня­ю­щем­ся ми­ре яв­ля­ет­ся стиль адап­тив­ный, или то, что Арджирис на­звал сти­лем, ори­ен­ти­ро­ван­ным на ре­аль­ность, с од­ной сто­ро­ны, и эф­фек­тив­но­стью, с дру­гой. Это не озна­ча­ет, что лич­ные ка­че­ства и по­ве­де­ние не име­ют зна­че­ния для ру­ко­вод­ства. Наоборот, они яв­ля­ют­ся су­ще­ствен­ны­ми ком­по­нен­та­ми успе­ха.
Давно за­ме­че­но, что при всех рав­ных усло­ви­ях ко­неч­ный ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­лей неоди­на­ков. В управ­лен­че­ской де­я­тель­но­сти при­сут­ству­ет нечто, не под­да­ю­ще­е­ся ко­ли­че­ствен­но­му ана­ли­зу. Это “нечто” от­но­сит­ся не к сфе­ре на­у­ки, а ис­кус­ству управ­ле­ния.

Сегодня управ­лять без зна­ния на­у­ки управ­ле­ния нель­зя. И. П. Павлову при­над­ле­жат сло­ва: “Пока в го­ло­ве нет идей, гла­за не ви­дят фак­тов”.

Наука управ­ле­ния от­ра­жа­ет наи­бо­лее об­щее, устой­чи­вое в яв­ле­ни­ях в про­цес­сах: три ос­нов­ных под­хо­да к по­ни­ма­нию су­ти ли­дер­ства – это под­ход с по­зи­ций лич­ных ка­честв, по­ве­ден­че­ский под­ход и си­ту­а­ци­он­ный под­ход. Четыре си­ту­а­ци­он­ных мо­де­ли ру­ко­вод­ства по­вли­я­ли на раз­ви­тие тео­рии ли­дер­ства.

Различные си­ту­а­ци­он­ные мо­де­ли по­мо­га­ют осо­знать необ­хо­ди­мость гиб­ко­го под­хо­да к ру­ко­вод­ству. Чтобы точ­но оце­нить си­ту­а­цию, ру­ко­во­ди­тель дол­жен хо­ро­шо пред­став­лять спо­соб­но­сти под­чи­нен­ных и свои соб­ствен­ные, при­ро­ду за­да­чи, по­треб­но­сти, пол­но­мо­чия и ка­че­ство ин­фор­ма­ции.

Даже та­кая при­ят­ная и че­ло­ве­че­ская тео­рия как тео­рия “У” Мак Грегора со­сто­ит из ря­да пред­по­ло­же­ний (ги­по­тез) и не да­ет объ­ек­тив­ной оцен­ки име­ю­щим­ся фак­там. Поэтому ру­ко­во­ди­тель дол­жен все­гда быть го­то­вым к пе­ре­оцен­ке суж­де­ний и, ес­ли необ­хо­ди­мо, со­от­вет­ству­ю­ще­му из­ме­не­нию сти­ля ру­ко­вод­ства.

Руководитель, ко­то­рый вы­брал опре­де­лен­ный стиль ли­дер­ства и стро­го его при­дер­жи­ва­ет­ся, по­сколь­ку этот стиль хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вал се­бя в про­шлом, мо­жет ока­зать­ся неспо­соб­ным осу­ществ­лять эф­фек­тив­ное ру­ко­вод­ство в дру­гой си­ту­а­ции на бо­лее вы­со­ком по­сту, где все его под­чи­нен­ные ори­ен­ти­ро­ва­ны на до­сти­же­ния.

Поэтому эф­фек­тив­ный ру­ко­во­ди­те­ли – это те, кто мо­жет ве­сти се­бя по-раз­но­му – в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний ре­аль­но­сти. Да, нель­зя не при­знать зна­че­ние лич­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля, его лич­ност­ные ка­че­ства, его ма­стер­ства, ис­кус­но­сти, спо­соб­но­стей. Следовательно, управ­ле­ние все­гда бу­дет нуж­дать­ся в спо­соб­ном, та­лант­ли­вом ру­ко­во­ди­те­ле – ли­де­ре.

uprazhnenie-igra.ru

15. Курт Левин о стилях руководства организацией

Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

— авторитарный; — демократический; — нейтральный (или анархический). (Позднее, политизированные американцы заменили термин «нейтральный» на «либеральный». Кроме того, те же самые стили стали:»директивный», «коллегиальный» и «попустительский».)

Авторитарному стилю присущи единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.

Демократический стиль руководства, напротив, характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. В этом случае в порядке вещей — регулярные обсуждения рабочих проблем, учет мнений и инициатив сотрудников, распределение работы в условиях полной открытости и информированности работников. Демократический стиль руководства подразумевает также широкое делегирование полномочий, умеренный контроль за выполнением заданий (ставка на самоконтроль исполнителей), предпочтение поощрительным средствам воздействия.

Попустительский, или нейтральный, стиль руководства по сути означает предоставление возможности делам идти своим чередом, самотеком. Уклонение руководителей от принятия стратегически важных решений сопровождается при этом отсутствием четкости в распределении заданий, прав и обязанностей сотрудников, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности.

16. Лидер, его роль в организации

Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого. Если конкретная группа нацелена на выполнение   какой-либо задачи, ее лидер должен в большей степени, чем другие быть способным к ее выполнению. Если же целью группы является социо-эмоциональное удовлетворение, лидер должен быть в состоянии более чем другие помочь   другим членам удовлетворить эту потребность. В целом положение члена группы тем выше, чем в большей степени он идентифицируется с групповыми нормами и целями. Лидер всегда не только выражает себя, но   и является выразителем потребностей своей группы или организации. Вот что по этому поводу пишут Г.Кунц и С О’Доннел: «Если   починенный руководствуются только правилами и потребностями,  установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности  достаточно удовлетворительно, чтобы  удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у   них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помощью различных средств, причем в основе их всех лежат потребности подчиненных».

17, 18. Личностный потенциал работника (+в условиях рыночной экономики)

Соответствие профессиональных и личностных качеств человека требованиям занимаемого им рабочего места является залогом успеха в деятельности и удовлетворенности работника своим трудом и своей организацией. Сочетание потребности работника развивать свой потенциал и достигать успеха и наличие соответствующей возможности на рабочем месте и общем случае обеспечивает трудовой энтузиазм, творчески и подход к работе, лояльность работника организации.

Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Руководителю (менеджеру) необходимо знать структуру личностного потенциала каждого из своих подчиненных, ибо, как справедливо выразился выдающийся американский менеджер, Ли Якокка, главная задача управления — высвободить скрытую энергию, заключенную в сотрудниках. 1) энергичность;

2) умение управлять своими эмоциями;

3) готовность открыто излагать свое мнение;

4) способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы;

5) способность хорошо излагать свое мнение.

Авторы отмечают, что работники, не умеющие достигнуть успехов в индивидуальной работе, обычно исповедуют пассивный подход к жизни, стремясь вернуться к стабильности. Их пугает все новое и неизвестное, и они пытаются по возможности избежать этого. Такие работники не склонны разбираться в себе и своих убеждениях, и поэтому чужое мнение и критика воспринимаются ими как угроза. Напротив, те работники, кто часто добиваются успешных результатов, склонны к активному отношению к жизни. В их руках любое дело спорится, они хотят больше о себе знать и заинтересованы в получении обратной связи от своих коллег. Они приветствуют конструктивную критику, умеют ценить время и свой труд.

Личностный потенциал работника

Психофизиологический потенциал

Трудовой потенциал

Творческий потенциал

Задатки

Тип высшей нервной деятельности

Темперамент

Эмоционально-волевая сфера (в т.ч. самоконтроль)

Работоспособность

Способность и готовность к труду в условиях рынка

Профессиональные знания

Профессиональные умения

Профессиональные навыки (в т.ч. предприимчивость)

Мотивы трудовой деятельности

Идентификация с коллективом

Уровень интеллекта

Креативные способности

Потребности

Потребности и способность к самореализации

Лидерские способности

Личностные особенности работника

studfiles.net

Стили управления в теории Курта Левина

Автор Татьяна в . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 10/04/2014

В 1939 году группа исследователей во главе с психологом Куртом Левиным приступила к определению различных стилей руководства. Это раннее исследование оказало огромное влияние на развитие социальной психологии, поскольку проводившим его учёным удалось выделить три основных стиля руководства, а уже дальнейшие исследования помогли дать им более конкретные описания. В исследовании школьники были распределены по трём группам с лидерами, руководившими ими в авторитарном, демократическом или попустительском стиле. Дети затем работали над проектами декоративно-прикладного искусства, в то время как учёные наблюдали за их поведением в ответ на тот или иной стиль руководства.

Авторитарный (автократический) стиль руководства

Авторитарные лидеры (ещё этот стиль руководства называют автократическим) чётко формулируют свои ожидания в отношении того, что должно быть сделано, когда и как это должно быть сделано. Существует также чёткое разделение между руководителем и подчинёнными. Авторитарные лидеры стремятся принимать решения самостоятельно — практически без вклада со стороны остальных членов группы.
Исследователи обнаружили, что под авторитарным руководством процесс принятия решений носил менее творческий характер. Левин также обнаружил, что перейти от авторитарного стиля к демократическому гораздо сложнее, чем от демократического к авторитарному. Злоупотребление этим стилем обычно выглядит в глазах подчинённых как всесторонний контроль, проявление властности и даже диктатура.
Авторитарный стиль руководства лучше всего применять в ситуациях, когда остается мало времени для группового принятия решений или же когда лидером является один из наиболее опытных членов группы.

Демократический (сопричастный) стиль руководства

Исследование Левина показало, что этот стиль руководства, известный как демократический, как правило, является наиболее эффективным стилем. Демократический лидер помогает сориентироваться остальным членам группы, отождествляя себя при этом с ними и позволяя принимать им равное с ним участие в принятии важных для группы решений. В исследовании Левина дети в этой группе были менее продуктивны, чем участники группы с авторитарным руководителем, но их вклад в общее дело был более высокого качества.
Демократический руководитель, безусловно, поощряет участие членов группы в организационной работе, но всё равно последнее слово при принятии решений сохраняется за ним. Члены группы чувствуют себя участниками процесса, они более мотивированы и более творчески настроены.

Либеральный (попустительский) стиль руководства

Исследователи обнаружили, что дети, которыми руководили в либеральном стиле, также известном как попустительский стиль руководства, были наименее продуктивными, по сравнению с остальными группами. Дети в этой группе предъявляли больше требований к руководителю, были неспособны к совместной работе и оказались не в состоянии при этом работать самостоятельно.
Либеральный лидеры осуществляют минимальное руководство группой (либо вообще не руководят людьми), оставляя принятие важных решений членам группы. Несмотря на то, что этот стиль может быть эффективным (например, когда члены группы имеют высокую квалификацию в определённой области), это часто приводит к неудачному распределению ролей и отсутствию мотивации.

Наблюдения специалистов

«Кластер авторитарных черт охватывает деспотичность, контроль, опору на властность, принуждение и наказания, а также узколобость. Кластер часто описывается в уничижительном тоне. Он лишен недостатков (на что обращает внимание так много социологов), подразумевает принятие полной и единоличной ответственности за решения, контроль выполнения поставленных задач подчинёнными. Автократы требуют от остальных послушания, верности, строгого соблюдения ролей. Они создают правил и сами их соблюдают. Они следят за тем, чтобы принятые ими решения выполнялись. Крупных авторитарных лидеров на протяжении всей истории часто хвалили за их способность привлекать надёжных и преданных сторонников и выступать в качестве основных источников власти, способных установить и поддержать порядок». (Басс & Басс, 2008)

«Кластер демократических, или эгалитарных, черт отражает обеспокоенность по поводу подчинённых в самых разных формах. Такой лидер внимателен, демократически настроен, может помочь, подсказать что-то членам группы, ориентирован на их потребности, на поддержание хороших рабочих отношений, он способен поддержать других и ориентирован на облегчение взаимодействия между ними, на принятие решений группой». (Басс & Басс, 2008)

Теги: Лидерство, Социальная психология, теории


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Классическая типология Курта Левина

Самой популярной остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:Самой популярной остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

• авторитарный;

• демократический;

• нейтральный (или анархический).

Позднее, политизированные американцы заменили термин «нейтральный» на «либеральный». Кроме того, нередко те же самые стили стали обозначаться как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский». Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними — предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.

Авторитарному стилю присущи единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.

Исповедующий этот стиль руководитель, как правило, убежден в безусловном превосходстве своих компетенции, опыта и способностей достигать желаемых целей по сравнению с подчиненными. Отсюда — стремление решать все проблемы по своему усмотрению, внешне проявляющееся в приказном тоне, жесткости, а порою и грубости в общении, нетерпимости к критике и т.д. Выбор авторитарного стиля ясно показывает, что руководитель ориентирован исключительно на производственные задачи. Личностные же проблемы работников (удовлетворенность условиями труда и его оплатой, карьерный рост и пр.) его интересуют мало.

Демократический стиль руководства, напротив, характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. В этом случае в порядке вещей — регулярные обсуждения рабочих проблем, учет мнений и инициатив сотрудников, распределение работы в условиях полной открытости и информированности работников. Демократический стиль руководства подразумевает также широкое делегирование полномочий, умеренный контроль за выполнением заданий (ставка на самоконтроль исполнителей), предпочтение поощрительным средствам воздействия.

Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике. Считается, что данный стиль руководства ориентирован в первую очередь на человека, работника, раскрытие творческих возможностей которого и приводит в конечном счете к высоким производственным показателям.

Попустительский, или нейтральный, стиль руководства по сути означает предоставление возможности делам идти своим чередом, самотеком.

Уклонение руководителей от принятия стратегически важных решений сопровождается при этом отсутствием четкости в распределении заданий, прав и обязанностей сотрудников, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности.

Руководитель в этом случае равно безразличен как к нуждам персонала, так и к критике в свой адрес. Хотя обычно бывает приветлив и тактичен в общении, избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников. К.Левин еще называл этот стиль анархическим, так как его непременные условия — практически полная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии.

Важнейшие отличительные черты трех названных классических стилей руководства для наглядности были сведены исследовательской группой К. Левина в единую таблицу.

Характерные черты классических стилей руководства

Критерий

Авторитарный

Демократический

Нейтральный (попустительский)

1.

Постзновка целей

Цепи ставит руководитель

Цели — результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2.

Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3.

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

4.

Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5.

Групповая сплоченность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

6.

Интерес к выполниемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

7.

Интенсивность (качество) работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

8.

Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

9.

Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация каждого работника и группы в целом

Минимальная

tmconsult.ru

Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину

       Теория  лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории.

       Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

       Суммируя  сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские  качества, несомненно интересен, но, к  сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

2. Стили управления  по Курту Левину  

       Известный социальный психолог Курт Левин (1890-1947) предложил концеп-цию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми находится позиция «демократия». Диапазон стилей так удачно схвачен Левиным, что оказался классическим. И до сих пор все предлагаемые современные концепции вращаются вокруг его идей.

       Индивидуальные особенности поведения руководителя в процес-се управления обычно рассматриваются как стиль руководства. Каж-дый человек имеет свои природные склонности; свою, выработанную годами, манеру общения с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен, в большинстве случаев, использовать какой-либо один стиль: авторитарный, демократический (коллегиальный) или стиль невмешательства. 
Стиль руководства – это индивидуальные особенности личност-ной, относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и ка-чественного выполнения управленческих функций; это система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обу-словленных спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий [2]. Рассмотрим особенности основных стилей руководства.

      Авторитарный (директивный, жесткий, автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры взаимоотношений. Такой руководитель держит дистанцию по отно-шению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происхо-дящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс выполнения работы. Решения принимаются им единолично. Работники получают лишь самую необходимую для работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию, неукоснительно требует выполнения своих распоряжений. Для него характерна чрезмерная централизация власти, жажда подчинения. Такой руководитель, как правило, не выносит критики, бывает грубым с подчиненными, самоуверен. Основной метод воздействия – приказ.

      Коллегиальный (демократический) стиль. Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива. Руководитель поощряет творческую активность.

      Пассивный (попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Руководитель такого типа максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель представляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются им коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу и мотивирует подчиненных. Склонен делить ответственность за происходящее в организации со своими подчиненными.

 

3. Исследование стилей лидерства  

     Исследования  стилей руководства берут свое начало с эксперимента Липпита, ученика Левина, проводившегося с участием десятилетних детей. Ребята встречались 11 раз после школьных занятий для того, чтобы делать театральные маски. Липпит поделил их на две группы, в которых играл разные роли — соответственно авторитарному и демократичному стилям руководства. В первой группе он единолично принимал решения и заставлял детей их выполнять. Вторая же группа имела возможность выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдения за поведением детей показали, что в группе с авторитарным стилем руководства ребята чаще ссорились и проявляли друг к другу враждебное отношение. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны находить «козлов отпущения», а не искать выход из затруднительного положения. В группе с демократичным стилем руководства дети были более дружелюбны друг к другу, легче находили решения возникавших проблем.

     В том же 1939 году Левин с коллегами (Липпитом и Уайтом) решили провести схожий эксперимент с расширенным  числом участников. Они сформировали четыре клуба, в которых десятилетние мальчики занимались различными видами деятельности. К двум стилям (авторитарному и демократичному) они добавили еще третий: попустительский («laissez-faire» — невмешательство, попустительство). Это произошло почти случайно. Один из экспериментаторов стал вести себя слишком мягко, предоставив все решать самим детям. Левин, наблюдавший за ходом эксперимента, сразу же это отметил и предложил выделить третий стиль.

     Через каждые шесть месяцев в группах  менялся лидер и соответственно стиль руководства. В результате исследователи сделали следующие выводы. Авторитарный стиль руководства был причиной повышения агрессии и жестоких шуток. Увеличение агрессии отмечалось и при переходе от авторитарного к попустительскому стилю. Но все группы предпочитали демократичный стиль двум другим. Переход от авторитарного стиля к демократичному занимает больше времени, чем наоборот — от демократичного к авторитарному. Именно на основании этого исследования Левин, как вспоминает его ученик и коллега Марроу, сказал: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться».

     Руководитель  может действовать в группе в  качестве эксперта, катализатора, дирижера и образца участника. Классификация, предложенная Левиным и коллегами, сейчас является самой популярной, но, как это часто бывает, мало кто помнит, кому она принадлежит. 

 

4. Эксперимент Курта Левина по изучению стилей лидерства 

     В эксперименте, поставленном К. Левином, Р. Липпитом и Р. Уайтом в 1939 г., изучалось  влияние типов лидерства на поведение группы. В качестве испытуемых выступали школьники, только мальчики. Контроль переменных обеспечивался следующим образом. Испытуемые были разделены на четыре группы, выравненные по составу. Исследователи осуществляли предварительные наблюдения за мальчиками, проводили социометрические тесты, с помощью которых устанавливали лидеров, аутсайдеров, дружеские пары. Поведение каждого школьника оценивалось учителем: не дразнит ли он сверстников, послушен ли, энергичен ли, не слишком ли <выпендривается>. Наконец, экспериментаторы тщательно изучили классные журналы: помимо успеваемости, контролировались физическая подготовка и социальное происхождение учащихся. Экспериментальная работа со всеми группами производилась в одном и том же помещении, поэтому влияние внешней обстановки тоже не могло исказить результаты эксперимента. Кроме того, каждая группа выполняла одинаковые задания. Все это в целом выглядело как детский клуб. Ребята изготавливали маски, лепили фигурки из пластилина, играли в лошадки.

     Итак, экспериментальная задача заключалась  в том, чтобы установить, каким  образом влияют на выполнение групповых  действий различные типы лидерства. Для этого в течение семи недель к каждой группе был прикреплен руководитель, осуществлявший заданный стиль руководства. По истечении семинедельного срока назначался другой лидер, уже с иным стилем. Никто из лидеров не работал в одной и той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах. Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.

     Далее. В помещении, где проводились  занятия с детьми, присутствовали четыре наблюдателя. Мальчикам сказали, что эти люди интересуются деятельностью  подросткового клуба и ни во что не вмешиваются. Наблюдатели регистрировали поведение испытуемых поминутно. Они учитывали следующие параметры: 1) количество актов взаимодействия между пятью школьниками и их лидером, в том числе директивные указания, положительные и отрицательные реакции, особое внимание обращалось на отказ выполнить просьбу либо распоряжение руководителя; 2) осуществлялся поминутный анализ изменений в групповой структуре: фиксировалась деятельность подгрупп, устанавливалось, вызвана ли активность группы лидером или возникла спонтанно, подсчитывался индекс сплоченности каждой подгруппы; 3) фиксировалось накопленное количество значимых действий испытуемых, а также изменения в динамике группы как целого; 4) велась непрерывная стенограмма всех разговоров в группе.

     Кроме указанных параметров, анализировались и <внутриклубные> взаимодействия: каждый лидер записывал свои впечатления после каждой встречи, изучались комментарии наблюдателей и даже был снят фильм о деятельности экспериментальных групп. Такое массированное наблюдение за действиями группы не исчерпывало задачи экспериментального контроля. Результаты наблюдений проверялись на надежность. Например, исследователи обращали внимание на то, все ли наблюдатели записывали действия участников. Записи кодировались, и затем сама процедура кодирования тоже проверялась на надежность. Для этого один и тот же текстовой материал кодировался разными людьми. В итоге строились индексы группового поведения: уровень агрессивности, стремление к воспризнанию, соотношение организованной и неорганизованной активности и т.п. Наряду с информацией, использованной для выравнивания групп, и материалами наблюдения за действиями испытуемых исследователи проводили серию интервью с мальчиками. Их спрашивали о <клубных> впечатлениях, а также тестировали по Роршаху. Кроме того, опрашивались родители и учителя каждого испытуемого.

     Скрупулезность  и чистота эксперимента К. Левина и его сотрудников превосходят  все, что делалось социальными психологами  раньше. Результаты работы заключались  в установлении влияния на поведение группы трех типов лидерства: авторитарного, демократического и <попустительского> (laissez faire). Содержание стилей лидерства было идентифицировано экспериментаторами достаточно строго. Авторитарный лидер диктовал все, что надо делать, демократический лидер выносил все вопросы на групповое обсуждение под своим руководством и затем следил, чтобы решения выполнялись, а <попустительский> лидер давал мальчикам полную свободу действий и ни во что не вмешивался.

     Один  из результатов эксперимента — установление влияние типа лидерства на динамику агрессивного поведения в группе (рис, 6.2). 

Рис. 6.2. Динамика агрессивного поведения при смене типов лидерства,

эксперимент Курта Левина. 

       Эксперимент показал, что низкий уровень агрессивного поведения свойствен авторитарному  типу лидерства. Зато освобождение от авторитарного лидерства и переход  к <попустительству> и демократии вызывает резкое нарастание агрессии, уровень которой затем снижается. Переход от <попустительства> к демократии и авторитаризму снижает агрессию.

       Для изучения групповых реакций исследователи  использовали и тестовые ситуации трех типов: руководитель выходил из помещения, опаздывал к началу занятий и в его отсутствие в помещение заходил <чужой> и критиковал его действия. Таким образом изучался вопрос, как влияет на уровень агрессивности вмешательство <чужого>. Эксперимент показал, что вмешательство <чужого> приводит к резкому нарастанию агрессии в <попустительских> и <демократических> группах (рис. 6.3). 
 

       

       Рис. 6.3. После вмешательства <чужого> уровень агрессивности резко усиливается в <демократической> группе и группе laissez fair, эксперимент Курта Левина

       Как и в других лабораторных экспериментах, в эксперименте Левина остается не вполне ясным, можно ли распространять выводы о влиянии авторитаризма, демократии и <попустительства> на групповое поведение за пределы игры школьников в лошадки или эта закономерность присуща любым социальным процессам. Во всяком случае результаты других исследований и исторических наблюдений показывают, что факты не противоречат заключениям Левина и его коллег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Методология действенных исследований, разработанная  Куртом Левиным, активно используется при решении различных социальных проблем: от организационной психологии до образования. Использование метода анализа жизненного пространства помогает лучше понять жизнь человека.

     Актуальность  работ К. Левина для современного менеджмента и бизнеса становится еще более очевидной при рассмотрении взаимосвязи его подходов к изменению, руководству и мотивации. Демократический стиль руководства обладает, по-видимому, наибольшим мотивирующим воздействием, а значит в сравнении с альтернативными стилями управления является наиболее эффективным. При проведении экспериментов по изучению изменений удалось установить, что процедуры группового принятия решений подразумевали большую вовлеченность членов групп в процесс трансформации мнений, чем методы, основанные на прослушивании обыкновенных лекций, и поэтому оказывались более эффективными. Возможность самостоятельно принять решение и выразить его поднятием руки предоставлялась каждому индивиду (хотя этот процесс безусловно происходил под воздействием реакций, наблюдаемых у других членов группы). В клубах для мальчиков демократические лидеры достигали более высоких результатов за счет мотивации своих подопечных и поощрения их к использованию своих навыков и инициативы в рамках возможностей, предоставленных руководителем. Без ограничений, налагаемых руководителем, автономия laissez-faire групп не позволяла обеспечить согласованность действий всех мальчиков. В то же время автократические, централизованные методы принятия решений оказывались не в состоянии пробудить инициативу и стимулировать использование имеющихся навыков и поэтому обеспечивали низкий уровень результатов. Разрешение социальных конфликтов, по-видимому, должно облегчаться за счет участия в нем компетентного демократичного руководителя. 
Результаты исследований К. Левина могут быть использованы в процессе решения проблем, возникающих перед менеджерами в сферах осуществления руководства, мотивации и проведения изменений. К. Левин внес важный вклад в развитие социальных наук, продемонстрировав практическое значение теории и эффективность объединения исследования и действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

stud24.ru

1.1 Типология Курта Левина. Стили руководства персоналом

Похожие главы из других работ:

Анализ лидерства, стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на рабочий персонал

1.1.2 Исследования Левина

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы…

Влияние стиля руководства на поведение работников

2.1 Типология лидерства К. Левина

В современной экономике признаны многие теории, определяющие стиль руководства. Наиболее распространена типология лидерства Курта Левина, который считал, что стиль управления может быть: авторитарным, демократическим…

Диагностика и построение корпоративной культуры на примере компании ООО «Ашан-Красногорск»

2.2 По модели Курта Левина

Одним из практичных представляется процесс реализации стратегических изменений, который, по Курту Левину, состоит из трех этапов: размораживание, движение, замораживание. Размораживание состоит в том…

Информационная война на примере конфликта в компании ОАО «Сибэнергомаш»

1.2 Типология конфликтов

Классификация конфликтов очень важна, т.к. она дает возможность ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения…

Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

1.1 Типология профессий

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К.Г. Юнгом архетипы. Сам «архетип» определяется — как коллективное бессознательное. К.Г. Юнг выделяет сознание…

Особенности стиля управления руководителя в современных условиях

1.1 Исследование стилей руководства К. Левина

Самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено К. Левиным. К. Левин выделил три одномерных стиля руководства — авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), попустительский (архаичный)…

Поведенческие теории лидерства

2.2 Теория стилей руководства К. Левина

Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы…

Понятие лидерства в управлении организацией

2.1 Три стиля руководства К. Левина

Ученый-бихевиорист Курт Левин эмигрировал из Германии в США перед началом Второй мировой войны. Он создал теорию трех стилей руководства, желая доказать эффективность демократического стиля руководства по отношению к авторитарному. К…

Разработка практических рекомендаций по совершенствованию стиля лидерства руководителя ПК «Инза»

1.2.4.1 Исследования Курта Левина

Первые систематические исследования лидерства были предприняты в конце 1930-х — начале 1940-х гг. под руководством К. Левина. Он провел эксперимент…

Разработка программы изменений найма и отбора персонала промышленного предприятия на примере Сызранской ТЭЦ

2.2 Анализ поля сил с помощью модели К. Левина

Аналитическим инструментом определения движущих и сдерживающих сил изменения является модель К. Левина «Анализ поля сил». Изменения в организации предполагают деление участвующих сил на силы продвижения и силы сопротивления изменениям…

Стили руководства в организации

1.1.1 Модель К. Левина

Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем МакГрегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин. Рис.2…

Стили руководства и организация труда предпринимателя

1.2.1. Модель К. Левина

Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты…

Стили руководства по классификации университета Огайо

2.2 Исследования Левина

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левином и его коллегами [3, с 12]. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил…

Стили руководства: понятия виды, характеристики

2. Стили руководства в однофакторной классификации К. Левина

Изучение стилей руководства и само возникновение этого понятия связаны с трудами психолога Курта Левина. В 1930-ых годах он определил три ставших классическими стиля руководства: — авторитарный, — демократический, — нейтральный…

Стратегический менеджмент

1.1 Типология конкурентов

Конкуренция — это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли…

manager.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *