Психофизика в психологии это – Психофизика — Википедия

психофизика — это… Что такое психофизика?

(англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология). П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило нач.
экспериментальной психологии
. В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности (см. Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма (см. Порог сенсорный) — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс). Принято различать
классическую
и т. н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), в то время как классическая П. утверждает, что единственный источник возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная П. рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами. В области измерения выше пороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см.
Закон Фехнера
). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения интенсивности ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы (см. Методы шкалирования). Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. Закон Стивенса).

Термины «классическая П.» и «современная П.» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.

В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение П. по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая П. отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят 1) субъективные сенсорные шкалы, а 2) в соответствии с широким толкованием предмета П., — субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. См. также Психофизика дифференциальная, Психофизика субъектная. (К. В. Бардин.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Психофизика — это… Что такое Психофизика?

– область психологии, занимающаяся, прежде всего, количественным отношением между физическими стимулами и их психологическим коррелятами. Истоки психофизики восходят к деятельности Г.Т.Фехнера, открывшего закон, определяющий эти отношения (1860). По его мнению, эта наука определяет сугубо формальные отношения между психикой (душой) и телом (физикой). По мере развития психофизики выделилось два широких класса её проблем: определение порогов чувствительности и установление психофизических шкал.


* * *
— один из классических разделов общей психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Специфика П. состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь, прежде всего, различиями вызывающих их физических ситуаций (см. Психометрия). Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функций: учение о чувствительности сенсорных систем и учения о сенсорных шкалах. Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Применение современных средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности сенсорной системы также и особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения.
Примером современных методик П. является так называемое многомерное шкалирование, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков. Подобные процедуры широко используются в настоящее время за пределами сенсорной П.: в психологии эмоций, психодиагностике, психосемантике и т.д. В этом находит свое выражение тенденция к более широкому пониманию П. и к ее интеграции с исследованиями, ведущимися в других разделах психологической науки. В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учение о чувствительности сенсорных систем и учение о сенсорных шкалах.


* * *

психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул. В настоящее время в п. выделились два больших раздела – психофизика – I и психофизика – II. П. – I – раздел психофизики, исследующий проблему измерения сенсорной чувствительности, порогов ощущений. П. – II – раздел психофизики, исследующий проблему психофизиологических шкал.


* * *
(…от греч. physis— природа)— одна из психологических дисциплин, представляющая науку об измерениях ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма, однако учитывая при необходимости особенности внутренней активности человека, в частности избираемые им критерии принятия решения. Основателем П. является немецкий ученый Г. Фехнер, автор знаменитого труда «Элементы психофизики» (1860 г.). В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о психофизических функциях. При этом учитываются два важных обстоятельства, которые первоначально не принимались во внимание. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и другие ответные реакции организма (моторные реакции, КГР, вызванные потенциалы и др.). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то признаку, напр, почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. Принято различать классическую и современную П. В области учения о порогах современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение сигнала на фоне таких шумов, в то время как классическая П. считает единственным источником возбуждения сенсорной системы действие раздражителя. Отсюда у них разное отношение к реакциям ложной тревоги. Есть отличия между ними и в области измерения вышепороговых ощущений.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Психофизика это (задачи)

Возникновение психофизики было обусловлено обычным человеческим желанием – знать, «как оно устроено», понимать, «как оно работает». Психология как наука не давала ответов на эти вопросы, а лишь констатировала работу психики человека, взаимосвязь физического и психического начал. При этом появление психофизики было лишь вопросом времени и технических возможностей.

Измерить то, что не видно

В первой половине 19 века были осуществлены первые попытки при помощи опытов и математических расчетов изучить психические явления. Немецкий физиолог и физик Г. Фехнер был одним из первых, кто с упорством размышлял о неразрывности материального и психического и об их взаимосвязи.

Рекомендуем: Что изучает психогенетика?

Он хотел доказать, что психические процессы могут иметь точную оценку и свою шкалу единиц. В результате его многолетней работы было выведено такое соотношение ощущения и раздражителя, которое определялось логарифмической зависимостью. Его программный труд «Элементы психофизики» описывает схему построения психического образа, впоследствии полностью повторенную схемой восприятия.

Еще один важный вопрос, который изучала психофизика, – вопрос о порогах ощущений человека. Фехнером выделялись:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Абсолютный порог, который представлял собой ту минимальную силу, действуя с которой раздражитель вызывает ощущения.
  • Максимальный порог – наибольшую силу, вызывающую ощущения.
  • Дифференциальный порог – такое наименьшее изменение силы раздражителя, которое вызывает изменение ощущений.

Задачи психофизики, сформулированные ее основателем, стали актуальными на многие десятилетия вперед:

  • Открыть законы, регулирующие отношения физического и психического миров.
  • Облечь законы и закономерности этих отношений в математические формулы.
  • Разработать новые единицы измерения для психофизических процессов.

Эксперименты другого физиолога – Вебера, в которых психофизика ощущений была подвергнута изучению для выявления закономерностей между психическими реакциями и раздражителями, были также высоко оценены научной общественностью. Свое развитие психофизика получила в трудах таких ученых, как И. Мюллер, Гельмгольц, Ф. Дондерс и другие.

Однако физиологические опыты на определенной стадии зашли в тупик. Причиной тому стало недостаточное знание о нервных и иных физиологических процессах, а также ограниченные методы и инструменты для проведения экспериментов.

Рекомендуем: Межполушарная асимметрия мозга

Однако психофизика значительно обогатила знания и методы, используемые в психологии. Психология получила новый виток развития, поскольку на пост-психофизическом пространстве она уже не была, подобно философии, лишь умозрительной наукой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ощущения человека, хотя и не все, тем не менее можно было оценивать и на них можно было влиять. Люди раньше и не подозревали, какие необъятные пространства для новых экспериментов перед ними открыты.

Где и как применяются знания психофизики

В середине 20 века, спустя более чем сто лет с момента появления психофизики, исследования в этой области перешли в стадию изучения возможности моделирования человеческих реакций и даже моделирования души. Научная значимость психофизики стала возрастать по мере появления новых знаний о психике и составляющих ее явлений – например, о биополях, энергиях и пр. Это означает, что помимо раздражителей физического мира необходимо изучать влияния на психику иного уровня – энергетического.

Рекомендуем: Метапсихология

Здесь психофизика тесно переплетается с парапсихологией – наукой, изучающей непонятные и неисследованные явления психики. Ученые уже изобрели приборы, измеряющие ауру человека. При помощи новых методик и таких приборов можно определить не только уровень энергетики индивида, но и отклонения его здоровья от физической или психологической нормы.

Некоторые базовые знания психофизики применяют современные науки – маркетинг, дизайн, информационные технологии. Применение на практике данных о порогах ощущений помогает выявить дифференциальный порог для установления таких цен на товары, чтобы их увеличение не привело к оттоку покупателей.

Или наоборот – возможно создание такой ценовой политики, которая привлечет потребителей при сохранении максимальной прибыли. При этом используется то самое наименьшее изменение раздражающего фактора – суммы, указанной на ценнике, – которое вызовет либо не вызовет изменение ощущений.

Дизайнеры, используя знания психофизики, не только берут за основу цветовые предпочтения, но и работают с оптико-геометрическими иллюзиями, учитывая особенности зрительного восприятия человека и взаимосвязь цветовых и оптических факторов с психикой. Автор: Руслана Капланова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

ПСИХОФИЗИКА • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 698

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. Н. Гусев

ПСИХОФИ́ЗИКА, от­расль экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая свя­зи ме­ж­ду ве­ли­чи­ной ощу­ще­ния (пе­ре­жи­ва­ние, воз­ни­каю­щее в оп­ре­де­лён­ной сен­сор­ной мо­даль­но­сти) и со­от­вет­ст­вую­щей ему ин­тен­сив­но­стью раз­дра­жи­те­ля, или сти­му­ла (к.-л. фи­зич. воз­дей­ст­вие). В бо­лее ши­ро­ком кон­тек­сте П. мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как нау­ка об из­ме­ре­нии от­ве­тов ор­га­низ­ма на воз­дей­ст­вия внеш­ней сре­ды.

Ос­но­ва­на Г. Т. Фех­не­ром («Эле­мен­ты пси­хо­фи­зи­ки», 1860), сфор­му­ли­ро­вав­шим глав­ный пси­хо­фи­зич. за­кон, вы­ра­жае­мый ло­га­риф­мич. фор­му­лой: $R=k \log (I/I_0)$, где $R$ – ве­ли­чи­на ощу­ще­ния, $I$ – ин­тен­сив­ность вы­звав­ше­го его раз­дра­жи­те­ля, $I_0$ – ве­ли­чи­на аб­со­лют­но­го по­ро­га ощу­ще­ния раз­дра­жи­те­ля дан­но­го ти­па (дан­ной мо­даль­но­сти), $k$ – кон­стан­та. За­кон, вы­ве­ден­ный Фех­не­ром, ос­но­вы­вал­ся на пси­хо­фи­зич. за­ко­но­мер­но­сти, ус­та­нов­лен­ной его учи­те­лем Э. Г. Ве­бе­ром, а до это­го франц. фи­зи­ком П. Бу­ге­ром (за­кон Бу­ге­ра – Ве­бе­ра): при оп­ре­де­ле­нии по­ро­га раз­ли­че­ния двух сти­му­лов ($S$ и $S_1$) от­но­ше­ние ед­ва раз­ли­чае­мой че­ло­ве­ком сти­муль­ной раз­ни­цы ($ΔS$) к ве­ли­чи­не од­но­го из сти­му­лов ($S$) есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная: $ΔS/S=k$. Для из­ме­ре­ния по­ро­гов сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти Фех­нер раз­ра­бо­тал три ме­то­да – ме­тод ми­ним. из­ме­не­ний, ме­тод ср. ошиб­ки и ме­тод по­сто­ян­ных раз­дра­жи­те­лей.

В со­вре­мен­ной П. вы­де­ля­ют два осн. на­прав­ле­ния: 1) изу­че­ние сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти в свя­зи с оцен­кой пре­дель­ных спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка (и жи­вот­ных) об­на­ру­жи­вать сла­бые раз­дра­жи­те­ли или раз­ли­чать не­зна­чи­тель­ные сти­муль­ные раз­ли­чия; 2) шка­ли­ро­ва­ние, или по­строе­ние пси­хо­фи­зич. функ­ций, ко­ли­че­ст­вен­но свя­зы­ваю­щих ин­тен­сив­ность фи­зич. воз­дей­ст­вия с ве­ли­чи­ной со­от­вет­ст­вую­ще­го ему ощу­ще­ния.

В рам­ках пер­во­го на­прав­ле­ния в 1950–1970-х гг. бы­ли соз­да­ны но­вые ме­то­ды из­ме­ре­ния сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти (напр., ме­тод «да–нет», ме­тод двух­аль­тер­на­тив­но­го вы­ну­ж­ден­но­го вы­бо­ра, ме­тод оцен­ки уве­рен­но­сти). С их по­мо­щью, в от­ли­чие от клас­си­че­ских трёх ме­то­дов Г. Т. Фех­не­ра, оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко эф­фект фи­зич. воз­дей­ст­вия раз­дра­жи­те­ля, но и соб­ст­вен­ная ак­тив­ность на­блю­да­те­ля, изу­ча­ют­ся эф­фек­ты воз­дей­ст­вия на на­блю­да­те­ля как сен­сор­ных (энер­гии фи­зич. сти­му­лов), так и не­сен­сор­ных (субъ­ек­тив­ные ожи­да­ния, пред­поч­те­ния, влия­ние штра­фов или на­град) фак­то­ров.

В рам­ках вто­ро­го на­прав­ле­ния амер. пси­хо­лог С. Сти­венс (1906–73) вы­де­лил 4 ти­па уров­ней из­ме­ре­ния – шка́лы на­име­но­ва­ний, по­ряд­ка, ин­тер­ва­лов и от­но­ше­ний. Пер­вые две шка­лы не­мет­ри­че­ские (на них не ус­та­нав­ли­ва­ют­ся коли­че­ст­вен­ные от­но­ше­ния), две по­след­них – мет­ри­че­ские. Пред­ста­ви­те­ли шко­лы Сти­вен­са вы­строи­ли пси­хо­фи­зич. функ­ции гром­ко­сти, вы­со­ты то­на, тя­же­сти, слад­ко­сти и др. Сфор­му­ли­ро­ван­ный Сти­вен­сом ва­ри­ант осн. пси­хо­фи­зич. за­ко­на свя­зы­вал си­лу ощу­ще­ния и ин­тен­сив­ность фи­зич. раз­дра­жи­те­ля сте­пен­ной функ­ци­ей: $R=kI^n$, где $n$ – по­ка­за­тель сте­пе­ни, соо­твет­ст­вую­щий сти­му­лам оп­ре­де­лён­ной мо­даль­но­сти. Сти­венс раз­ра­бо­тал т. н. ме­то­ды пря­мой оцен­ки, пред­по­ла­гаю­щие спо­соб­ность че­ло­ве­ка вы­но­сить ко­ли­че­ст­вен­ные су­ж­де­ния о ве­ли­чи­не сво­их ощу­ще­ний.

В от­ли­чие от это­го пря­мо­го под­хо­да к шка­ли­ро­ва­нию, амер. учё­ный Л. Тер­сто­ун, ис­поль­зуя ме­тод пар­ных срав­не­ний, раз­ра­бо­тал про­це­ду­ру кос­вен­но­го шка­ли­ро­ва­ния, по­зво­ляю­щую стро­ить мет­рич. шка­лу ин­тер­ва­лов. Этот под­ход по­зво­лил совр. пси­хо­ло­гам на ос­но­ве час­то­ты срав­нит. су­ж­де­ний че­ло­ве­ка о сход­ст­ве/раз­ли­чии оце­ни­вае­мых объ­ек­тов стро­ить са­мые раз­ные шка­лы (по­пу­ляр­но­сти по­ли­ти­ков пе­ред вы­бо­ра­ми, пред­поч­те­ний то­ва­ров, сте­пе­ни воз­дей­ст­вия на зри­те­ля про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва и т. п.).

Ор­га­ни­зо­ван­ное в 1985 Ме­ж­ду­нар. пси­хо­фи­зич. об-во (International Society for Psychophysics) ка­ж­дый год про­во­дит ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­цию Fechner’s Day. Важ­ней­шее пе­рио­дич. из­да­ние – «Attention, Perception and Psycho­phy­sics» (США).

bigenc.ru

ПСИХОФИЗИКА — Большой психологический словарь

(англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ).

П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило нач. экспериментальной психологии.

В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности (см. ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма (см. ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ) — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс).

Принято различать классическую и т. н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛА), в то время как классическая П. утверждает, что единственный источник возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная П. рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами.

В области измерения выше пороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. ЗАКОН ФЕХНЕРА). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения интенсивности ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы (см. МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ). Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. ЗАКОН СТИВЕНСА).

Термины «классическая П.» и «современная П.» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.

В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение П. по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая П. отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят 1) субъективные сенсорные шкалы, а 2) в соответствии с широким толкованием предмета П., — субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. См. также ПСИХОФИЗИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ, Психофизика субъектная. (К. В. Бардин.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

Психофизика | Мир Психологии

ПСИХОФИЗИКА

Психофизика (англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. Психофизика изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология).

Психофизика основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило нач. экспериментальной психологии.

В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности (см. Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма (см. Порог сенсорный) — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т.п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс). Принято различать классическую и т.н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), в то время как классическая П. утверждает, что единственный источник возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная психофизика рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами.

В области измерения выше пороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. Закон Фехнера). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения интенсивности ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы (см. Методы шкалирования). Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. Закон Стивенса).

Термины «классическая Психофизика» и «современная Психофизика» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых. В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение П. по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая психофизика отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят 1) субъективные сенсорные шкалы, а 2) в соответствии с широким толкованием предмета П., — субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т.п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. См. также Психофизика дифференциальная, Психофизика субъектная. (К.В. Бардин)

Психологический словарь. И. Кондаков

Психофизика

  • Словообразование — происходит от греч. psyche — душа + physis — природа.
  • Автор — Г.Фехнер.
  • Категория — раздел психологии.
  • Специфика — посвящена измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
  • Виды — выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функций.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Психофизика — один из классических разделов психологии общей, основанный Г.Т. Фехнером. Посвящена измерениям ощущений в зависимости от величин раздражителей физических. Ее специфика — в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и состояний психических объясняется прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций.

Особенно развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем:

  1. измерение порога восприятия;
  2. построение шкал психофизических.

Применение новых средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности системы сенсорной также особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения. Пример таких методик психофизики — так называемое шкалирование многомерное, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков.

Подобные процедуры широко применяются за пределами сенсорной психофизики: в психологии эмоций, психодиагностике, психосемантике, и пр. В этом выражается тенденция к более широкому пониманию психофизики и к ее интеграции с исследованиями, ведущимися в других разделах психологии.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психофизика — область психологии, занимающаяся, прежде всего, количественным отношением между физическими стимулами и их психологическим коррелятами. Истоки психофизики восходят к деятельности Г.Т. Фехнера, открывшего закон, определяющий эти отношения (1860). По его мнению, эта наука определяет сугубо формальные отношения между психикой (душой) и телом (физикой). По мере развития психофизики выделилось два широких класса ее проблем: определение порогов чувствительности и установление психофизических шкал.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психофизика — область психологии, занимающаяся, прежде всего, количественными отношениями между физическими стимулами и их психологическим ощущением. Психофизика формально восходит к деятельности Густава Т. Фехнера в 1860-х гг. По его мнению, эта наука определяла формальные отношения между психикой (душой) и телом (физикой). По мере ее развития выделилось два широких класса проблем: определение порогов чувствительности (1,2) и установление психофизических шкал. См. эти и связанные с ними статьи.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Психофизика — это… Что такое Психофизика?

        психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками Стимула и интенсивностью ощущения (См. Ощущение), возникающего как ответ на этот стимул. П. охватывает две основные группы проблем: измерение порога ощущений (См. Порог ощущения), т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека, и построение психофизических шкал. Первая группа проблем возникла в связи с измерениями интенсивности ощущения, проведёнными в 19 в. нем. учёными В. Э. Вебером и Г. Фехнером (так называемое косвенное шкалирование, где величина ощущения — математическая функция величины стимула). Порог рассматривался как точка в последовательности стимулов возрастающей интенсивности, делящая эту последовательность на две части: вызывающую ощущение и не вызывающую его. В современной П. (точнее, её прикладной ветви — теории обнаружения сигнала на фоне шума) порог рассматривается как «пороговая зона», в пределах которой вероятность ответной реакции изменяется от 0 до 1. Существуют теории, отрицающие существование сенсорного порога как самостоятельной реальности (теории так называемой динамической чувствительности). Др. группа проблем возникла в связи с использованием С. Стивенсом (США) непосредственного шкалирования, когда величина ощущения — точка на сенсорной шкале — определяется самим испытуемым путём указания на расстояние или отношение между интенсивностями стимулов в условных единицах. Обе группы исследований объединяются вокруг основной теоретической проблемы П. — изучения структуры и метрики психофизического стимульного пространства ощущений, понимаемого как многовекторное, неэвклидово пространство. См. также Вебера — Фехнера закон.

        

         Лит.: Кравков С. В., Очерк общей психофизиологии органов чувств, М. — Л., 1946; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер, с франц., в. 1—2, М., 1966; Проблемы психофизики. Сб., М., 1974; Fechner G. T., Elemente der Psychophysik, 3 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1907; Guilford J. P., Psychometric methods, 2 ed., N. Y., 1954.

         В. И. Максименко.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *