Стимул это в психологии – Стимул — Википедия

Стимул | Мир Психологии

СТИМУЛ

Стимул (англ. stimulus)

  1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
  2. Проксимальный Стимул (термин Дж. Гибсона) — физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Стимул (от лат. stimulus — остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

В физиологии и психофизиологии понятие «Стимул» тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между С. и реакцией понимались механистически: к С. относились преимущественно изменения среды («внешние воздействия»), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности стимул в психологии — это побуждение, эффект к-рого опосредствован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д. Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Стимул — воздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.

В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям — двигательные ответы организма.

В действительности стимул — это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и пр. Стимул не тождествен мотиву, хотя иногда может превращаться в него.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Стимул (греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных)

  1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель;
  2. любое воздействие на рецепторную систему, достаточное для её возбуждения;
  3. сигнал к действию;
  4. некоторое внутреннее событие, играющее роль побуждения к действию. В психопатологии, например, это императивная галлюцинация;
  5. в бихевиоризме — обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время определённой реакции организма;
  6. в психоанализе — согласно метапсихологии З. Фрейда, различаются внутренние и внешние стимулы. Внутренние стимулы рассматриваются как инстинктивные стимулы, приходящие изнутри организма и воздействующие на психический аппарат. Внешние стимулы представляются как сенсорные впечатления, получаемые из окружающей среды. Стимулы повышают напряжение, вызывают неудовольствие, которое ослабляется с помощью разрядки в соответствии с принципом удовольствия или принципом реальности. Термином стимульный барьер обозначается та часть психического аппарата, которая защищает Эго от чрезмерного возбуждения как со стороны внутренних, так и внешних стимулов. Предполагается, что травматические переживания разрушают стимульный барьер. Термином стимульный голод обозначается страстное желание возбуждения, поскольку считается, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его источники;
  7. в этологии — сигнал особи (стимульный знак), который действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач рассматриваются как наиболее важные стимульные знаки у человека.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стимул (S) — попытки многих психологов дать точное определение этого термина оказались неудачными. Так как это основной термин в теоретическом направлении, которое, исторически, рассматривается как одно из наиболее объективных из порожденных психологией (см. теория стимула-реакции), можно было бы ожидать, что появится относительно однозначное определение этого термина или, по крайней мере, хотя бы общепринятый способ его употребления. Увы, ни того ни другого обнаружить не удалось. Однако среди различных значений и моделей употребления, приведенных ниже, можно выделить несколько общих моментов:

  • стимул должен характеризоваться, или в принципе иметь возможность характеризоваться, в физических терминах – призрак не может быть стимулом;
  • стимул должен находиться в диапазоне восприятия рассматриваемого организма – звуковой тон в 40 000 Гц может быть стимулом для летучей мыши, но не для человека;
  • стимул должен вызвать реакцию со стороны рецептора, или должен возбуждать или «стимулировать» некоторое действие или поведение организма
  • стимул должен быть внешним, либо по отношению к самому организму, либо к некоторой внутренней, но ограниченной части организма.

Помня об этих моментах, рассмотрим шесть наиболее распространенных значений этого термина, от наиболее общего до наиболее специфического.

  1. Что-либо (то есть любое событие, любое происшествие, любое изменение в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее), что воздействует на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Хотя во всех следующих определениях содержится попытка ограничить область определения этого термина в той или иной степени, в конечном счете, это чрезвычайно всеобъемлющее определение представляет коннотативное значение, которое имеется у этого термина почти неизменно. Обратите, однако, внимание, что, как и термин реакция, он часто употребляется с уточняющими словами, которые вводятся для того, чтобы определить пределы применения этого термина./li>
  2. Любое событие или изменение в событии, которое возбуждает организм или приводит его в состояние готовности. Это значение предпочитается некоторыми потому, что несет в себе первоначальный смысл термина стимуляция (2).
  3. Любое изменение, достаточное для того, чтобы возбудить рецептор или рецепторную систему. Это значение чаще всего встречается в исследованиях сенсорных процессов и иногда в изучении восприятия.
  4. Сигнал к действию. Здесь фокус определения приходится на роль стимула как сигнала или инициатора поведения.
  5. Некоторое психическое или внутреннее событие, которое провоцирует или побуждает организм, побуждение. Это значение редко встречается в научных работах, но оно распространено в популярных текстах.
  6. Обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время возникновения определенной реакции. Это определение предпочитается скиннеровскими бихевиористами, потому что акцент здесь делается на объективной, физической среде; например, см. различительный стимул, вызывающий стимул, подкрепляющий стимул – термины, которые отражают это значение.

В заключение обратите внимание, что в любом или всех этих определениях имеется теоретически важный вопрос, который замалчивается. А именно какова связь между физическими характеристиками стимула в объективной форме и во внутреннем представлении этого стимула в организме? На этот вопрос нет простого ответа, но есть специализированные термины, значения которых отражают попытки найти этот ответ. Например, см. адекватный стимул, функциональный стимул, неадекватный стимул, закодированный стимул.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Стимул (stimulus) — это… Что такое Стимул (stimulus)?

Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое.

Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому.

Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались.

Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах—вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами.

Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина — следствие (стимул — реакция) — это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин «стимул» так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула.

Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием.

Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием.

Проксимальные стимулы — это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому — потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств.

См. также Зрение, Слух

С. X. Бартли

.

dic.academic.ru

Стимул (психология) • ru.knowledgr.com

В психологии стимул — энергетическое изменение (такое как свет или звук), который зарегистрирован чувствами. В бихевиоризме и связанных теориях ответа стимула, стимул составляет основание для поведения, тогда как это составляет основание для восприятия в перцепционной психологии.

Во второй половине 19-го века концепция была установлена psychophysics, «научными исследованиями отношения между стимулом и сенсацией», вместе с понятием отраженной дуги, составляющей основополагающее понятие научной психологии. В то время как в это время «независимо от того, чем мог управлять экспериментатор и относиться, наблюдатель мог считаться стимулом». В контексте восприятия различие сделано между периферическим стимулом (внешний, воспринятый объект) и ближайшим стимулом (стимуляция сенсорных органов).

Функции стимулов

Выявление стимула

Согласно университету Айовы, выявляя стимул важная часть теории создания условий Павлова. Это определено как изменение, которое связано с ожидаемым будущим ответом. Пример заявлен, чтобы иметь кусок шоколада в нашем рту (неоговоренный стимул) и иметь более поздний ответ слюнотечения (безусловная реакция).

Выявление стимула является изменением в окружающей среде, которая связана с государством окружающей среды. Связь с окружающей средой происходит из чего-то, что непосредственно затрагивает организм. Корреляция со стимулом и ответ существуют при наличии ответа после или существующий перед стимулом. Изменение — также один фактор выявления стимула. У стимула есть последовательность в предсказании универсального поведения, у которого есть свойства, названные непрерывными агентами, такими как: местоположение, интенсивность, качество и продолжительность. Изменение в одном из этих свойств может или забрать или стимулировать поведение.

Отличительный стимул

Согласно университету Айовы, отличительный стимул затрагивает операционный ответ из-за ожидаемого или запланированного подкрепления, которое является или будет связано с ответом.

Отличительный стимул отличается от выявления стимула. Отличительный стимул устанавливает основание для ответа происходить. Даже если ответ не происходит, он не зависит от отличительного стимула. Как только отличительный стимул присутствует, он приведет другие факторы к ответу. Отличительный стимул относится к operant поведению.

Псевдо отражение

Псевдо отражение — корреляция между стимулом и ответом, у которого, кажется, есть отношения. Это связано друг с другом слабо и включает отношения с другим стимулом и ответом.

Укрепление стимула

Когда возникновение поведения, которое сопровождается, все более и более добавляется, стимул укрепления происходит. Этот стимул входит в действие в то же время, что и выявление или отличительный стимул. Его вклады в приведении к ответу отдельные от выявления и отличительного стимула. Отрицательно укрепляющий стимул приводит к псевдо отражению. Завершение отрицательного укрепления приводит к положительному укреплению. В отрицательном укреплении, там будет поверхностная корреляция со стимулом и ответ, который мешает прослеживать оригинальные свойства.

Эмоциональный стимул

Эмоциональный стимул не выявляет. Его основной эффект состоит в том, чтобы сделать поведение более сильным. Эмоциональный стимул рассматривают как пропорциональность и силу операции. Эмоциональный стимул релевантен, чтобы проехать определенные ответы в эмоциях. Двигатель и эмоции — отдельные понятия, которые сотрудничают, чтобы объяснить эмоциональный стимул. Они сотрудничают, признавая изменение в силе (эмоция) и ее функциональные отношения к операции (двигатель). Изменения в эмоциях затрагивают эмоциональный стимул, и делает его очень динамичным.

См. также

  • Сенсорная реплика
  • Стимул (физиология)

ru.knowledgr.com

Стимул (stimulus) — Психологическая энциклопедия

Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое.

Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому.

Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались.

Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах—вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами.

Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина — следствие (стимул — реакция) — это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин «стимул» так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула.

Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием.

Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием.

Проксимальные стимулы — это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому — потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств.

См. также Зрение, Слух

С. X. Бартли

Источник: Психологическая энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Психологическая энциклопедия — стимул

(stimulus)

Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое.

Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому.

Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались.

Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах-вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами.

Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина следствие (стимул реакция) это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин «стимул» так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула.

Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием.

Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием.

Проксимальные стимулы это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств.

См. также Зрение, Слух

С. X. Бартли

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Краткий словарь психологических терминов — стимул

Стимул

стимул

(лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

См. в других словарях

1.

  (англ. stimulus).1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).2. Проксимальный С. (термин Дж. Гибсона) физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул. …

Большой психологический словарь

2.

  воздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям двигательные ответы организма. В действительности стимул это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и пр. Стимул не тождествен мотиву, хотя иногда может превращаться в него. …

Словарь практического психолога

3.

  внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. …

Словарь по профориентации и психологической поддержке

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Стимул — это… Что такое Стимул?

Стимул. Элементы историзма более открыто, хотя и в бессистемном, отрывочном виде, выступают в справочном отделе словарной статьи семнадцатитомного словаря. […] В отдельных случаях, по-видимому, не очень частых, историко-лексикографическая справка оказывается неточной и запоздалой. Так, например, при слове стимул дается ссылка на третье, т. е. бодуэновское, издание словаря Даля (начало XX в.). Тем самым это слово в семнадцатитомном Словаре современного русского литературного языка оказалось лишенным всякой истории, хотя есть литературные ссылки на Добролюбова и А. Н. Островского («Один из хороших стимулов труда есть нужда») (см. т. 14, 1963, с. 880).

Между тем слово стимул начало употребляться уже в русском литературном языке 40-х годов XIX в. В это время оно еще воспринималось многими литературно образованными людьми как неологизм. Например, рецензент журнала «Пантеон» в своем разборе статьи Николая М. «Биография Н. В. Гоголя» пишет: «… мы оставляем Николая М. с его биографиею, заметив только на прощание, что слова стимул нет в русском языке и что писать дата вместо число более чем странно…» (Пантеон, 14, 1854, март, 4, с. 13).

Слово стимул, судя по его ударению, было заимствовано либо прямо из латинского языка (лат. stimulus буквально `заостренная палочка’), либо через посредство польского и немецкого языков (ср. польск. stymulować, нем. stimulieren). Во всяком случае уже в 60-х годах слово стимул входит в активный словарь русской журнально-публицистической речи. Оно вносится в лексикон иностранных слов. Например, в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленном по образцу немецкого словаря Гейзе» (СПб., 1861, с. 483) читаем: «Стимул (от stimulare — `погонять’), лат. Побудительное средство; все, что побуждает делать что-либо».

(Виноградов В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания // Вопросы языкознания. 1966. № 6, с. 17—18).

В. В. Виноградов. История слов, 2010

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *