Контингенции подкрепления. Большая российская энциклопедия
Психические, психофизиологические процессы или явления
- Области знаний:
- Бихевиоризм
Континге́нции подкрепле́ния (англ. contingencies of reinforcement), единица анализа поведения, представляющая собой взаимосвязь между (1) случайными обстоятельствами, при которых возникает реакция, (2) самой поведенческой реакцией и (3) подкрепляющими последствиями. Термин введён американским бихевиористом Б. Ф. Скиннером (Skinner. 1953; Skinner. 1969). Являются разновидностью трёхчленной контингенции (three-term contingency).
Для понимания сути данной трёхчленной контингенции важны реляционный и вероятностный аспекты термина «контингенция». Во-первых, он постулирует наличие взаимосвязи между событиями (реляционный аспект), во-вторых, указывает на то, что эта взаимосвязь носит случайный, а не необходимый характер (вероятностный аспект). Термин «подкрепление» относится к последствиям, повышающим вероятность определённого класса поведенческих реакций. Таким образом, «контингенция подкрепления» может быть описана как взаимосвязь между предшествующими событиями (антецедент), поведением и подкрепляющими последствиями.
Поскольку подкрепление является одним из вариантов возможных последствий, контингенции подкрепления, строго говоря, представляют собой одну из разновидностей трёхчленных контингенций. Другой разновидностью являются взаимосвязи, которые можно назвать «контингенциями наказания». В них последствием определённого поведения является наказание, т. е. событие, уменьшающее вероятность возникновения реакции. Так как и подкрепление, и наказание можно разделить на положительное и отрицательное, то у поведения может быть четыре варианта последствий.
Понятие «контингенции подкрепления» было разработано Скиннером в рамках концепции оперантного поведения. В 1930-х гг. Скиннер выделил два вида поведения: респондентное поведение, которое связано с определенным вызывающим стимулом, предшествующим реакции, и оперантное поведение, в котором важна связь между реакцией и последующим подкреплением. Сама реакция при этом не столько вызывается (elicit), сколько испускается (emit) организмом (Skinner. 1937; Skinner. 1938). Скиннер предложил несколько вариантов для записи трёхчленной контингенции, из которых самым популярным стал следующий: SD → R0 → S1, где SD – предшествующий дискриминативный стимул, R0 – реакция, а S1 – подкрепляющий стимул (Skinner. 1938. P. 178). Данная схема читается следующим образом: только при наличии SD возникает R0, за которой следует S1. Таким образом, стимуляция, предшествующая реакции, важна в том смысле, что она позволяет организму отличать ситуации, в которых за R0 следует подкрепление, от ситуаций, в которых такого следования нет. В последующих работах Скиннер отмечал, что термин «дискриминация», который он заимствовал из исследований поведения животных, не является удачным, поскольку его не особо интересовало то, может ли организм отличать один класс ситуаций от других (Skinner. 1986). В действительности важно то, что предшествующий стимул получает контроль над оперантом в том смысле, что его присутствие увеличивает вероятность или силу реакции. Он не вызывает реакцию, как это происходит в случае респондентного поведения, а является важным элементом ситуации, в которой возникает и подкрепляется реакция. Так, голубя можно научить клевать диск определенного цвета, например красного, подкрепляя его, когда он клюет красные диски, и не подкрепляя (или даже наказывая), когда он клюет диски другого цвета. В этом случае дискриминативным стимулом будет цвет диска. Такую же роль выполняют и знаки дорожного движения, повышающие вероятность определённых реакций водителя. Поскольку любой класс оперантных реакций, как правило, является функцией множества переменных, действующих в определённый момент времени, в поздних работах Скиннер предпочитал вместо дискриминативного стимула говорить о ситуации (сеттинге) в целом. Тогда трёхчленная контингенция принимает следующий вид: текущий сеттинг, реакция и последствия, при этом важную роль играет история подкреплений (Skinner. 1987. P. 782).
В современном анализе поведения, в т. ч. в целях дистанцирования от классического «S–R» бихевиоризма, для обозначения элементов трёхчленной контингенции часто используют другие символы – A–B–C, где A – это предшествующие события (Antecedent), B – поведение (Behavior), а C – последствия (Consequences).
Фёдоров Александр АлександровичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 19:51 (GMT+3)
Типы и режимы подкреплений
Одним из примечательных идей скиннеровской теории обусловливания является понятие подкрепления.
Подкрепление (punishment) — это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. Когда голубь, например, тычет клювом в диск, то это поведение является оперантным, и если оно сопровождается подкреплением, таким, как еда, то вероятность клевания диска возрастает. В соответствии с этим взглядом, подкреплениие усиливает то поведение, за которым следует, и нет необходимости прибегать к биологическим объяснениям, чтобы определить, почему так происходит. Очень важным является то, что стимулы, которые изначально не являются подкреплениями, могут превратиться в таковые благодаря ассоциированию с другими подкреплениями. Некоторые стимулы, такие, как деньги, становятся генерализованным подкреплением, поскольку они обеспечивают доступ ко множеству других видов подкрепления.
Подкрепление определяется через его воздействие на поведение — а именно через рост вероятности поведенческой реакции. Часто трудно точно определить, что может послужить таким подкреплением, так как оно варьирует от индивида к индивиду, от организма к организму.
Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления:.
- Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом, они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей — это пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное значение для организма не зависит от научения.
- Вторичное, или усвоеное подкрепление, с другой стороны, -это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.
Генерализация и различение стимулов. Особенностью подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это было не так, то поведенческий репертуар человека был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула.
Хотя способность обобщать реакции — важный аспект многих наших повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью делать различия в разных ситуациях.
Различение стимула, составная часть обобщения, — это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения.
Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы таким образом дают возможность предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной реакции в различных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации различительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных подкреплений. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.Режимы подкрепления
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, неподкрепленное, или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Поведение понятно, если его можно контролировать, внося определенные изменения в условия среды. Понять поведение — значит управлять им. Управление поведением осуществляется через выбор типа реакции, которую необходимо подкрепить, и определение степени вероятности ее повторного появления.
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления.
Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.
Режим подкрепления можно построить, задавая определенный временной интервал или определенный интервал реакций.
Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным.
В случае если задается интервал реакций, т. е. определенное соотношение подкреплений и реакций, подкрепления появляются после того, как выполнено определенное число реакций (например, нажатий на рычаг или на ключ). Таким образом, подкрепления не обязательно следуют после каждого ответа, а могут подаваться лишь время от времени. Более того, подкрепления могут подаваться в регулярном или фиксированном режиме — всегда через определенный интервал времени или после определенного количества реакций, либо их можно подавать в переменном режиме — то через одну минуту, то через две, то после пары реакций, то после серии реакций. Каждая схема, или режим подкрепления, как правило, стабилизирует поведение по-разному.
Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. Еыделяют следующие параметры подачи подкреплений:
- подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления),
- подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления).
В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления:
— Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций.
Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Во многих сферах занятости сотрудникам платят отчасти или даже исключительно в соответствии с количеством единиц, которые они производят или продают. В промышленности эта система известна как плата за единицу продукции. Режим ПС обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.
Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкрепления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. На уровне человека режим ПИ действителен при выплате зарплаты за работу, выполненную за час, неделю или месяц. Подобно этому, еженедельная выдача денег ребенку на карманные расходы образует ПИ форму подкрепления. Университеты обычно работают в соответствии с временным режимом ПИ. Экзамены устанавливаются на регулярной основе и отчеты об академической успеваемости издаются в установленные сроки. Любопытно, что режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление — феномен, названный паузой после подкрепления. Это показательно для студентов, испытывающих трудности при обучении в середине семестра (предполагается, что они сдали экзамен хорошо), так как следующий экзамен будет еще нескоро. Они буквально делают перерыв в обучении.
Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра.
Рассмотрим действия человека у игрального автомата, где нужно опускать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти аппараты запрограммированы таким образом, что подкрепление (деньги) распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы управлять рукояткой. Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем их постоянные клиенты.Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с режимом ВС, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкрепление. Таким образом, игрок принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он «сорвет куш». Такая настойчивость типична для поведения, вызванного режимом ВС.
Режим подкрепления с вариативный интервалом (ВИ). В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии зависит от времени. Однако время между подкреплениями по режиму ВИ варьирует вокруг какой-то средней величины, а не является точно установленным. Как правило, скорость реагирования при режиме ВИ является прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при подкреплении в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость реагирования, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно. В конечном итоге организм не может точно предвидеть, когда будет следующее подкрепление.
В повседневной жизни режим ВИ нечасто встречается, хотя несколько его вариантов можно наблюдать. Родитель, например, может хвалить поведение ребенка довольно произвольно, рассчитывая, что ребенок будет продолжать вести себя соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени. Подобно этому, профессора, которые дают «неожиданные» контрольные работы, частота которых варьирует от одной в три дня до одной в три недели, в среднем одна в две недели, используют режим ВИ. При этих условиях от студентов можно ожидать сохранения относительно высокого уровня прилежания, так как они никогда не знают, в какой момент будет следующая контрольная работа. Как правило, режим ВИ порождает более высокую скорость реагирования и большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ.
Виды подкрепления
Как отмечалось ранее, под подкреплением понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Хотя оперантное обусловливание опирается в первую очередь на использование подкрепления с положительной валентностью, основанных на приближении организма к, такого, как пища, деньги или похвала, последователи Скиннера подчеркивают также важность подкреплений, основанных на бегстве организма от, или на избегании им отвращающих (неприятных) стимулов. В таких случаях реакции подкрепляются устранением неприятных стимулов или возможностью их избежать, а не появлением приятных стимулов. Во всех этих случаях результатом должно быть сохранение или усиление реакции. В связи с этим различают два вида подкреплений:
- Позитивное подкрепление — это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность ее повторения.
- Негативное подкрепление — это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).
Как поощрение, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Подкрепление усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.
Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:
- если вслед за желательной реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул, то результат — положительное поощрение;
- если за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятных ощущений и переживаний подкрепляющий стимул, то результат — положительное наказание;
- если вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции, то результат — отрицательное поощрение;
- если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат — отрицательное наказание.
Теория стимул-реакция Скиннера (мотивация) — VillageProjectSNC2011
Lifelong Experiences with the Village Project and Boys and Girls Club (Home) > Learning Experiences >
Standard 5: Учителя знают, как управлять класс. Учитель использует понимание индивидуальной и групповой мотивации и поведения для создания учебной среды, которая поощряет позитивное социальное взаимодействие, активное участие в обучении и самомотивацию.Что случилось?? Клуб мальчиков и девочек уделял большое внимание хорошему поведению. Несколько хорошо реализованных правил запрещали использование ненормативной лексики, неуважение к однокурсникам или другие формы ненадлежащего поведения. Учеников вознаграждали и наказывали за поведение, которое они демонстрировали во время послешкольной программы. Студенты, пропагандирующие хорошее поведение, получали «доллары», которые можно было использовать для покупки желаемых призов. Это называется экономикой токенов. С другой стороны, студенты, проявившие вредные привычки, наказывались забастовками. Количество ударов определяло тяжесть наказания. После нескольких забастовок с родителем или опекуном ребенка свяжутся напрямую. Например, была ситуация, когда четверо детей сидели за обеденным столом до того, как наступило время ужина. Между тремя учениками вспыхнул спор, и после предупреждений им были нанесены удары в надежде избавить внеклассную программу от такого нежелательного поведения. Тем временем четвертый ребенок оставался спокойным и сидел лицом вперед, глядя на наставников. Такое поведение не осталось незамеченным, и она была вознаграждена долларом. Увидев исход обеих ситуаций, четвертый студент, как и остальные трое, продемонстрировал «правильное» поведение. Теория стимула-реакции Скиннера: управление классом: ТЕОРИЯ СТИМУЛА-РЕАКЦИИ была разработана Б. Ф. Скиннером после экспериментов, посвященных тому, как сделать позитивное поведение более частым и как сделать нежелательное поведение ВЫМЕРШИЙ . Превращение нежелательного поведения в EXTINCT означает, что такое поведение наказывается до тех пор, пока оно не перестанет проявляться после воздействия стимула. В Скиннере S-R ТЕОРИЯ , подкрепление используется для увеличения частоты поведения. В ТЕОРИИ S-R субъект подвергается воздействию СТИМУЛА и выполняет поведение ОТВЕТ на СТИМУЛ . Следующее поведение: REINFORCED или PUNISHED . Существует несколько различных графиков, в которых ПОДДЕРЖКА может быть дана субъекту. Расписания включают: ФИКСИРОВАННЫЙ ИНТЕРВАЛ , ФИКСИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ , ПЕРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ , ПЕРЕМЕННОЕ ИНТЕРВАЛ . ФИКСИРОВАННЫЙ ИНТЕРВАЛ относится к моменту, когда ПОДДЕРЖКА предлагается первому правильному ответу после того, как прошло заданное количество времени. ФИКСИРОВАННОЕ КОЭФФИЦИЕНТ относится к случаю, когда УСИЛЕНИЕ дается после определенного количества правильных ответов. ПЕРЕМЕННОЕ КОЭФФИЦИЕНТ , когда ПОДДЕРЖКА дается после определенного количества правильных ответов, и это число изменяется после подкрепления поведения. Окончательное расписание ПЕРЕМЕННЫЙ ИНТЕРВАЛ ; здесь первый правильный ответ вознаграждается по истечении установленного времени, после подкрепления лимит времени меняется. «Доллары» давали учащимся в качестве поощрения и часто следовали ГРАФИКУ ПЕРЕМЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ , в котором учащимся давали доллары после демонстрации положительного поведения во время программы после определенного количества раз. После того, как они получили свой доллар, установленное количество раз менялось, чтобы ученики продолжали демонстрировать поведение. Часто СТИМУЛ — событие или серия событий, произошедших с ребенком. Например, я был свидетелем того, как двое учеников тихо рисовали за столом, и у каждого из них были отдельные наборы маркеров рядом с ними. Первый ученик взял, не спрашивая заранее, маркер у другого ученика. С точки зрения второго ученика, это СТИМУЛ . Этот ученик взял мой маркер без спроса. Ученик затем ОТВЕЧАЛ на ситуацию. Могу я вернуться, когда вы закончите? Этот ответ был правильным, и затем учащийся либо получил, либо приблизился к получению доллара за продвижение своего поведения. Во второй ситуации, свидетелем которой я был, ребенок не проявлял желаемого поведения. В этой ситуации два студента вместе рассматривали книгу I SPY. Первый ученик придвинул книгу ближе к себе, чтобы лучше видеть. Для второго ученика это был СТИМУЛ . Этот ученик отобрал у меня книгу. Ученик ОТВЕТ : Это нечестно! И тогда они с силой отдернули книгу. Этот ответ привлек внимание сотрудника, и ученик получил забастовку в виде НАКАЗАНИЯ . НАКАЗАНИЕ было ответом на нежелательное поведение и использовалось для того, чтобы оно происходило реже. Мотивация: TOKEN ECONOMY , в данной ситуации используется как МОТИВАЦИЯ для учащихся, участвующих в программе после школы, чтобы они продемонстрировали положительное поведение, продемонстрированное сотрудниками. ЖЕТОННАЯ ЭКОНОМИКА — это событие, в котором субъекты получают форму валюты, которую можно использовать для покупки желаемых объектов или возможностей. В этих ситуациях доллары обеспечивают существенную мотивацию для выполнения этих действий студентом. По сути, желание получить приятную награду используется как МОТИВАЦИЯ 9.0014 для выполнения желаемого поведения. Во время послешкольной программы с Клубом мальчиков и девочек дети получали доллары, когда демонстрировали положительное поведение. К ним относятся уборка за собой в конце еды, обмен, помощь другим учащимся с домашним заданием и т. д. Затем учащийся мог обменять свои доллары на маленькие игрушки, конфеты или особые привилегии. Желаемый объект варьировался от недорогого, например, надувной мяч за один доллар, до относительно дорогого объекта, например, они могли купить дополнительные десять минут за компьютером во время выполнения домашнего задания. По сути, желание приятной награды МОТИВИРОВАЛ учащихся на позитивное поведение, желаемое сотрудниками. Эта МОТИВАЦИЯ затем приводит к тому, что учащиеся учатся выполнять эти действия или регулярно, чтобы участвовать в ЖЕТОННОЙ ЭКОНОМИКЕ . Возможность получить доллар, а затем купить желаемое вознаграждение приходит в форме ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ . Это означает, что источник МОТИВАЦИЯ исходит из источника, который студент не контролирует напрямую, он находится вне его. ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ — это тип мотивации, связанный с этим типом обучения, поскольку он включает в себя обучение и мотивацию посредством наказания и вознаграждения. |
Теория стимул-реакция — Мир психологии
- Поведенческая психология
Как теория стимул-реакция объясняет наше поведение в психологии.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Литература
- Павлов И. «Условные рефлексы: исследование физиологической активности коры головного мозга». Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1927. .
- Харрис, Б. «Что случилось с Маленьким Альбертом?» Американский психолог 34:2. 1979.
- Рескорла, Роберт. «Теория павловского кондиционирования: различия в эффективности подкрепления и отсутствия подкрепления». Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклены?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Interpret Your Dreams
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.