«Правила гигиены» Закрепить правила гигиены, их значимость для здоровья М и Д; Воспитывать желание соблюдать их дома и в детском саду. Различать определенные эмоциональные состояния детей по особенностям жестов, мимике движения. Воспитатель и дети показывают элементарные навыки гигиены при помощи жестов и мимики (имитация). Водящий ребенок должен отгадать, что показывали дети (умывание, чистка зубов, причесывание…). | «Для чего нужны эти предметы Д и М» Учить детей следить за чисткой тела и своим внешним видом. Закрепить названия предметов ванной принадлежности и их назначение. Воспитатель достает или предлагает ребенку достать один предмет и «чудесного мешочка». Спрашивает: «Что это? Для чего?» Материал для игры – предметы: мыло, шампунь, ватные палочки, зубная щетка, зеркальце, расческа, маникюрные ножницы, носовой платок, губка или мочалка, полотенце. | Игра «Машина» муз. Ю. Слонова сл. Л. Башмаковой
Еду на машине. Руль кручу легко, Еду далеко.
Всех сегодня прокачу. Оленьку, Сережу И Мишутку тоже. Би-би, Приехали! | Стих «Шофер» Б. Заходер Качу, лечу Во весь опор. Я сам – шофер И сам – мотор Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль! | «Танец с куклами» муз. А. Филиппенко сл. Е. Макшанцевой 1.С куклой Наташенькой похожу, Детям всем Наташеньку покажу. Топай, топай ножками поскорей, Топай, топай ножками веселей. 2.На ушко ей песенку пропою, Приголублю куколку я свою. 3.С куклой Наташенькой похожу, Спать свою Наташеньку положу. Баю-бай, Наташенька, баю-бай. Спи, моя Наташенька, засыпай. | Игра «Подарок для Д и М» Д и М, вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки. Образовать круг. Воспитатель вызывает одного ребенка (Д) в круг («Будешь выбирать для М подарок). В: «Принесла я вам игрушки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Какой подарок ты сделаешь М (Д)? Ребенок получает игрушку и играет. Конь Скачет конь наш Чок, чок, чок. Слышен топот быстрых ног Хоп-хоп-хоп, тр-уу. Кукла Кукла, кукла попляши, Яркой лентой помаши! Волчок Вот как кружится волчок, Прожужжал и на бочок. Самолет Самолет загудел, Самолет полетел. На полянку тихо сел, Да и снова полетел. | Игра «тарики-тарики» Тарики-тарики, Ай, да комарики, Вились-кружились, В носик влепились 9дети закрывают носик) и т.д. (в щечки, в ручки, в ушки, в лобик…) | Стих «Кукла» Утром я куклу свою разбудила, Чисто умыла и нарядила. Ленточки в косы ей заплела. В гости к ребятам её привела. | «Поезд» Мы в вагончиках сидим, Мы сидим, мы сидим. И в окошечко глядим, Весело глядим. (головой вправо, влево). Едеи, едет паровоз – Чух-чух-чух! Ребятишек он повез, Чух-чух-чух! (притопывать, делать круговые движения в локтях). А колесики стучат – Так-так-так, Будто с нами говорят – Так-так-так. (хлопать по коленям). Громко подает гудок У-у-у! (поднимать и опускать правую руку, сжав пальцы в кулак). Остановка! Выходи М и Д! | Игра «Самолет» Самолетик, самолет, Отправляется в полет: Завели мотор р-р-р, Загудел самолет. Полетел самолет, На посадку! У-у-у. Приземлился самолет, Вот и кончился полет. | Игра «Все на ножки становитесь!» Все на ножки становитесь, И в кружочек становитесь. (идут по кругу). Вместе ручками помашем, Вместе и споем, и спляшем. Все мы Оле (Коле) очень рады, (вывести ребенка в круг). Нам похлопать Оле (Коле) надо. Нас без Оли (Коли) было мало, Оли (Коли) очень не хватало. | Игра «С куклой Наташей» Б. Корсунской Этак кукла наша, Зовут ее Наташа. Любят куклу все ребятки: Галя с ней играет в прятки, Таня кормит куклу кашкой, Молоком поит из чашки. Соня ванну принесла, Куклу вымыла она. Будет чистою Наташа, Спать ее уложит Даша. Станет кукла засыпать, Детки будут напевать: Баю-бай, баю-бай, Спи, Наташа, засыпай. | Игра «Новым кругом» Ровным кругом друг за другом, Мы идем, идем, идем. В круг широкий всех мальчишек (девчонок) Мы сегодня позовем. | Игра «Я люблю» (дети отвечают ДА или НЕТ) Девочки любят играть в куклы? Мальчики любят играть машинками? Д -/- забивать гвозди? М -/- надевать бусы? Д -/- играть в футбол? М -/- заплетать косички? Д -/- забирать на деревья? М -/- ходить в платьях? Д и М -/- есть конфеты? Д и М -/- получать подарки? |
nsportal.ru
Развлечение по гендерному воспитанию.
Цель:
1. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
2. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.
Задачи развития:
1 Познавательное развитие: помогать познавать самих себя систематизировать знания в поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним отношение.
2.Социально-моральное развитие: формировать стремление утвердится в половой принадлежности.
3.Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика, мужчины/ женщины.
4.Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого пола, передавать словами жизненные впечатления. Развивать связанную и диалогическую речь.
5. Креативное развитие: учить детей творчески использовать возможности способов игры.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура».
Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: чтение, музыкально – художественная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Предварительная работа:
— разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;
отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; чтение художественной литературы, разучивание песен и танцев, беседы, обыгрывание дидактических игр, рисование «Моя семья», оформление родословного дерева, и т. д.
Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; картинки последовательности возрастного и полового развития человека, повязки на глаза, куклы, макеты лошади, атрибуты и костюмы к танцам.
Ход
Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбка».
Воспитатель:
— «Какая замечательная песенка! Вам нравится? Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети. Я знаю, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру.
Дети играют в игру: «Знакомство»
Я буду бросать вам мяч, а вы каждый называете свое имя и кто вы: мальчик или девочка.
— Расскажите, какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые).
Воспитатель:
— Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?
Дети читают стихи
«Мы — девчонки, это значит — скромные, приятные
И во всех делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посуду мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать
А поплачем мы немножко — это не считается.
Потому, что мы — девчонки, нам это разрешается.
Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?
Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины реветь без причины
Нельзя нам по чину никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит — мужчины.
Мы слёз не покажем никак!
Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки стараются быть нежными, не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек, прощать обиды.
Дети играют в дидактическую игру: «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».
• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки)
• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчики)
• Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девочки)
• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики)
• Боятся темноты, трусишки, все как один они (девочки).
Воспитатель: всем нам очень интересно: «Из чего же сделаны наши мальчики и девочки?»
Дети исполняют песню: «Из чего же?»
Воспитатель:
— Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят всякие чудеса. И я знаю, что каждый мечтает очутиться в сказке. Предлагаю отправиться в сказку. Но прежде я расскажу вам одну историю.
Дети слушают сказку:
«Много- много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но однажды над страной пролетал злой волшебник. Задумал он разлучит их. И поставил между мальчиками и девочками высокую- высокую каменную стену. Так появилась страна мальчиков и девочек».
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем соединиться ребятам, чтобы они опять были вместе. Для этого вы должны выполнить сложные задания. С каждым правильно выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться.
(слышен звук разрушающейся стены)
Воспитатель:
«…Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,…»
— И так мы ребята оказались в сказке («Сказка о царе Султане» или «33 богатыря»)
Исполняется танец «Богатыри»
-Воспитатель:
— Вам понравились богатыри? – а какие они? (сильные, мужественные, смелые)
— А наши мальчики такие? Давайте проверим. Здесь конверт и первое задание: каждый мальчик возьмет себе пару (девочку) – девочку нужно провести с закрытыми глазами через сказочные препятствия (мальчики проводят девочек с закрытыми глазами через препятствия и помогают ей снять повязку)
Дети играют в игру «Взаимное доверие»
Воспитатель: Молодцы наши мальчики, они тоже поступают как рыцари.
Вопросы:
— Как ты чувствовала себя, когда была слепой?
— Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
— А как ты себя ощущал в роли поводыря?
Воспитатель:
— Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество! (…грохот камней). Послушайте, кажется, первые камни посыпались со стены.
— А теперь следующее задание (Игра «Возрастная последовательность»).
Дети играют в игру: «Возрастная последовательность»
Разложены карточки с рисунками. Нужно расставить карточки по возрастным особенностям.
— Вот Алина, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь? А потом?
Воспитатель:
— Ребята, вы так великолепно справляетесь с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается! (грохот камней…)
Воспитатель. Ребята у нас еще один конверт с заданием: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Дидактическая игра: «Угадай имя героя сказки»
Отвечают только девочки:
Елена — (Прекрасная)
Сестрица — (Аленушка)
Василиса — (Премудрая)
Крошечка — (Хаврошечка)
Марья — (Искусница)
А сейчас задание для мальчиков:
Кощей — (Бессмертный)
Мальчик — (с пальчик)
Братец — (Иванушка)
Иван — (Царевич)
Змей — (Горыныч)
Воспитатель:
Молодцы, и с этим заданием справились – камни со стены упали (…)
Руслан читает стихотворение:
Мальчики и девочки – все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Воспитатель:
И последнее задание. А ну-ка мальчики, покажите свою удаль — поиграем в игру «Напои коня» (мальчики скачут на коне)
— А девочки сейчас покажут, как они могут пеленать своих детей!
Девочки пеленают кукол.
Игра «Напои коня»
Воспитатель:
— Молодцы, справились! У мальчиков свои обязанности, а у девочек свои. Да ребята!
Вот и стена рухнула! Ребята вы помогли победить злого волшебника – теперь девочки и мальчики всегда будут вместе, и будут дружить, ведь они не могут друг без друга! – а это значит — победила дружба.
Дети исполняют песню: «Детство»
infourok.ru
Классный час на тему «Девочки и мальчики»
|
nsportal.ru
Материал по теме: Работа с родителями по гендерному воспитанию
Обобщение опыта работы по теме:
«Работа с родителями по гендерному воспитанию»
В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, индентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку,
• От характера родительских установок,
• От привязанности матери к ребенку,
• От привязанности ребенка к матери,
• От воспитания в общественных дошкольных учреждений.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. У девочек и мальчиков надо формировать множество (общих), т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного (набора) нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения.
Нами был составлен план работы с родителями на год, включающий в себя подготовительный этап, содержащий анкетирование родителей с целью выявления особенностей воспитания девочек и мальчиков в семье, которое показало, что родители понимают важность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков, но не обладают достаточными знаниями, не знают, как это делать.
Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее. Тут предлагается информация » О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях».
Конечно, наивно полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать, так это то, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.
В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией
Очевидно, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении родительского собрания и т.п.
Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций. Потому коллектив ознакомился с психолого-педагогической литературой и затем воспитателями и узкими специалистами были подготовлены следующие консультации для родителей: «Полоролевая социализация в дошкольном возрасте», «Психологические отличия мальчиков и девочек», «Ответы на острые вопросы», «Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка», «Игры мальчиков и девочек», «Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой», «Физическое воспитание мальчиков и девочек», «С кем играют мальчики и девочки» и др.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко в детском саду используем устное народное творчество и художественную литературу. Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака (Пожар), (Рассказ о неизвестном герое) и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).
Родители приглашаются на педсоветы по вопросам обучения и воспитания мальчиков и девочек, проводятся семинары для родителей по гендерному воспитанию
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, построена театрализованная деятельность. Родители вместе с детьми участвовали в подготовке театрализованных представлений, утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Папа, мама, я — спортивная семья», изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.
Изготовлены вместе с родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Семья», «Ателье», «Школа», «Защитники Отечества», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные» и др.
Проводятся тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек), выставка рукоделий, выполненных мамами и бабушками и т.д. В дальнейших планах: подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т.д.
Приглашаем бабушек и дедушек, мам и пап для ознакомления детей с профессиями, в планах на будущее — экскурсии на рабочие места: магазин, почта, завод, поликлиника и т.д.
Литература
И.П.Шелухина «Мальчики и девочки».- Москва, 2008.
В.Д Еремеева., Т.Л. Хризман. «Мальчики и девочки — два разных мира».-Москва, 1998.
Т.А.Репина Мальчики и девочки: две половинки? // «Обруч», 1998г. №6
Сказки для мальчиков и девочек // «Обруч», 2006г. № 6
Мальчики и девочки // «Обруч», 2007г. №5
А.А. Шведовская «Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать»» // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
Т.Н.Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду».- М., 2008
Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ». — Центр педагогического образования. — Москва, 2007
«Обруч» №3,2009
Д.В.Колесов Беседы о половом воспитании. — М: Педагогика, 1986. (Педагогика — родителям).
Е. Комарова «Лягушка-царевна» // «Учительская газета», 1990. N 43
nsportal.ru
Статья (подготовительная группа) на тему: Гендерное воспитание дома и в детском саду.
Гендерное воспитание дома и в детском саду.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с людьми Психологами доказано, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он -девочка или мальчик, а с 4 до 7 осознает ,что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. В давние времена полоролевое воспитание осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин. Мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть роль «добытчика» и постепенно превращаются в «потребителей». На фоне этих событий меняется и психологическая позиция детей, их сознания. Большинство девочек лишены скромности, нежности, терпения, не умеют разрешать конфликты мирным путём. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Соответственно дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Значит это актуальная задача педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, должны родители и педагоги. В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни.
Целью гендерного воспитания является формирование определённой модели поведения, правильное поведение роли мужчины и роли женщины. Первичной задачей является создание оптимально насыщенной и многофункциональной среды, внесение в среду различных акцентов на гендерную идентичность, то есть помочь ребёнку многократно подтвердить что он – мальчик, а она – девочка (метки).
Сформировать представление, какими должны быть женщина и мужчина очень важно, но ограничиваться этим нельзя, надо помочь ребёнку реализовать их. Для этого используются естественные или создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту ребёнка, то есть мальчикам предложить резать толстый картон, чинить игрушки, выполнять посильную физическую работу; девочек привлечь к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышом, учить домашнему труду – мыть посуду, печь пироги. Одно и тоже трудовое поручение желательно дифференцировать для девочек и мальчиков, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают листья, а девочки отвозят на тачке и разгружают.
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желанию и способности защитить. Если мы хотим чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
К мальчикам лучше обращаться с помощью зрительных анализаторов, к девочкам – с помощью слухового анализатора. Необходимо показать образцы полоролевого поведения в доступной форме. Дать детям знания об «общем и различном» мужчин и женщин: рост, сила, причёска, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий. Различия в телосложении (без анатомических особенностей).
Все наши педагогические старания и усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Работа, проводимая в детском саду, должна поддерживаться и продолжаться родителями.
8 правил для родителей: как воспитывать дочь.
В современном мире, где женщины получили абсолютную свободу и независимость, в том числе финансовую, возникает вопрос: в каком направлении воспитывать девочку – для будущей карьеры или для семьи? И можно ли эти две цели совместить?
Многие считают, что воспитывать дочь гораздо легче, чем воспитывать сына. Так ли это на самом деле, и какие основные правила нужно соблюдать при воспитании девочки.
1. Воспитание женственности.
Как бы ни сложилась судьба девочки, основное правило – она должна оставаться женщиной, а не «мужиком в юбке». Значит, воспитывать прежде всего нужно в дочери женственность – то есть, мягкость, нежность, чуткость.
2. Мама и папа – пример взаимоотношений в семье.
Это просто аксиома. Папа, который бережно, с любовью и с вниманием относится к своей жене, преподносит ежедневный наглядный урок своей дочери. Девочка подсознательно рисует образ своего будущего избранника с папы. Отношение мамы к мужу тоже должно быть соответствующим: если при безграничной любви папы к своей жене мама ни во что его не ставит, дочери трудно будет «срисовать» правильное представление о семейной жизни.
3. Не пытайтесь держать девочку «в ежовых рукавицах».
Часто родители из лучших, естественно, побуждений, пытаются держать дочь в чрезмерной строгости, пытаясь таким образом воспитать послушание, целомудрие, понятие того, что девочкам можно, а чего нельзя. Но есть масса примеров тому, как девочка, вырвавшись из-под такой родительской опеки, отправляется во все тяжкие, пытаясь наверстать «упущенное». Но и пускать все на самотек тоже нельзя, это ни к чему хорошему не приведет. Должна быть золотая середина – пытайтесь ее найти.
4. Воспитывайте в девочке чувство уверенности в своих внешних данных.
Ваша девочка, ваша дочка – всегда красавица. Это должно войти в подсознание ребенка, как таблица умножения. Ну и что, что веснушки, курносый носик, чуть больше полноты. Мама может научить какие-то недостатки скрывать, а какие-то превращать в достоинства. Сама она при этом должна быть для дочки примером женственности, элегантности. И в дочке необходимо воспитывать умение всегда «быть на высоте» – красиво, со вкусом одеваться, ухаживать за собой, быть чистоплотной и аккуратной. Закомплексованность по поводу своей внешности, особенно в подростковом возрасте, вселяет в душу ребенка неуверенность. И в дальнейшем непременно отразится и на взаимоотношениях с мужчинами, и на карьере.
5. Следите за здоровьем дочери.
Девочка – будущая мать, и здоровье для нее чрезвычайно важно, хотя оно никому еще не помешало. Учите девочку правильно питаться, ухаживать за своим телом. Старайтесь вовлечь дочь в спортивные секции, помогающие развиваться и укреплять свое здоровье. Не обязательно это должен быть футбол или самбо, как сейчас модно. Пусть это будут танцы, гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт. Выбор большой. Постарайтесь в профилактических целях периодически посещать врачей.
6. Развивайте девочку интеллектуально.
Чтение интересных книг, обсуждения прочитанного, посещение театров, изучение языков. Развивайте деловые качества девочки. Ничего не поделаешь, в теперешнем мире это качество должно быть развито и у женщин. Все это очень может в жизни пригодиться, независимо от того, будет девочка заниматься только семьей или делать карьеру.
7. Прививайте навыки хозяйствования.
Умение вести хозяйство девочке понадобится, даже если она не планирует зацикливаться на доме в будущем, даже если все хлопоты будут делиться на двоих с мужем. Готовить, заниматься обустройством и поддержанием чистоты своего дома, квартиры, цветоводство и многое другое – этим должны уметь заниматься, или хотя бы знать в теории, даже самые эмансипированные женщины. И будущий муж такие умения непременно оценит.
8. Развивайте чувство милосердия, чувство сострадания к слабым.
В последнее время наблюдается особая жестокость, которую проявляют именно девочки. Это очень тревожный синдром, родителям есть над чем подумать. Хорошо, если девочка принимает участие в оказании помощи пожилым людям, младшим в семье, будьте ей в этом примером.
Можно и дальше перечислять качества, которые хотелось бы развить у девочки – будущей полноценной женщины. Их немало. Каждая семья строит свой вариант воспитания дочери. Поэтому любите бесконечно своего ребенка, прислушивайтесь к тому, что подсказывает вам сердце – и успехов вам в деле воспитания.
8 правил для родителей: как воспитывать сына
В семье подрастает сын. Родители мечтают воспитать его настоящим мужчиной, но как этого добиться?
Воспитание мальчика – дело непростое, но есть некоторые условные правила, которые можно рассматривать в качестве ориентира в этом сложном процессе. Обозначим самые весомые из них.
1. Отцу надо быть для мальчика примером
Первые годы жизни малыш почти всегда рядом с мамой, без нее он себя не представляет. Она для него – свет в окошке. Но, начиная с 6 лет, мальчик начинает все больше ассоциировать себя с отцом. Пытается подражать ему. Наблюдает, что и как папа делает. Этот период развития ребенка очень важен, он формирует представление о том, каким должен быть мужчина, и как он должен себя вести. Чтобы привить сыну мужскую линию поведения, отец должен тщательно следить за своими поступками, словами, интонациями, показывать пример.
2. Мама безоговорочно любит и любима сыном
Проявление любви мамы к сыну неоценимо. Недостаток ласки по отношению к мальчикам, считают психологи, является причиной дальнейших психологических проблем мужчин во взаимоотношениях с женщинами в будущей семейной жизни. Но любовь и ее проявление – вещи обоюдные. Мама должна иногда быть по-женски беспомощной, предоставляя возможность сыну проявить заботу, рыцарство. Маме не следует становиться для сына «своим парнем». Большую роль играет в таких ситуациях и папа, показывая пример заботливого отношения к жене. Именно эта модель поведения проектируется в будущем и на семью сына.
3. Приветствуйте проявления самостоятельности, инициативы и чувства собственного достоинства у сына
Это будущему мужчине потребуется в первую очередь, если он хочет себя в этой жизни полноценно реализовать. Если сын уверен, что ему дозволено (разумеется, в пределах разумного) делать свой собственный выбор, а не просто выполнять ваши распоряжения, чувство достоинства и уверенность в себе и в своих силах укрепятся. Но при этом ребенок свой выбор должен подкреплять действиями и доводить начатое дело до конца.
4. Развивайте физически, прививайте сыну навыки самодисциплины
Мальчики изначально более подвижны, активны, пытаются познавать мир путем непосредственных ощущений, физического воздействия. Пусть ваш сын для того, чтобы «выпустить пар», ищет компанию не во дворе, а на спортивной площадке, в спортивной команде, где есть возможность приобрести навыки самодисциплины и развить себя физически.
5. Научите сына преодолевать трудности, терпеть поражения
Это сложно, порой даже взрослым. Но в преодолении трудностей и закаляется характер ребенка. Вспомните притчу о лягушках, попавших в сметану. Победу одержала та, что не смирилась с обстоятельствами, боролась до конца и победила. Поддержка родителей, вера в свои силы в таких ситуациях способны дать мальчику многое. Если ребенок еще в детстве научится проигрывать, то поймет, что любая неудача – это толчок к новым возможностям.
6. Воспитывайте ответственность
Один из наиболее важных моментов. Ответственный человек всегда надежен и заслуживает уважения. Но это и оборотная сторона самостоятельности. Свобода с одной стороны, ограничение ее в связи с принятием ответственности – с другой. Можешь делать то, что считаешь нужным, но при этом должен понимать, что ответственность за свои действия несешь сам.
7. Прививайте чувство сострадания
К слабым. Больным. К животным. Может быть, вам приходилось видеть, как порой жестоко подростки обращаются с собаками, кошками. Откуда это у них? Да с раннего детства. Не научены они понимать и чувствовать, что такое чужая боль, страдания. И только лекциями, нравоучениями тут не помочь. Нужен личный пример взрослых, родителей прежде всего. Сострадать – значит помочь престарелому соседу, приютить брошенного щенка, помочь в беде и многое другое.
8. Приветствуйте стремление к познанию нового, к интеллектуальному развитию, к творчеству
Для мальчиков особенно характерен дух исследовательства. Им интересно все: как устроена игрушка, почему идет дождь, где живут слоны, почему машина едет, и так до бесконечности. Родители – приветствуйте это стремление к познанию. Книги, общение с интересными людьми в вашем окружении – все будет способствовать тому, чтобы у сына интерес к неизведанному, новому развивался. Только не нужно ограничивать сферы интересов чисто мальчишескими. Зависит все от пристрастий ребенка. Можно стать модным кутюрье, увлекаясь в детстве шитьем и рисованием, признанным кулинаром и шеф-поваром, в детстве занимаясь стряпней. Не убивайте в сыне задатки творческого начала.
Эти несколько правил – не волшебный рецепт, который нужно соблюдать в точности и в указанных пропорциях. В жизни полно всевозможных нюансов, и родители сами смогут понять, что из перечисленного для них приемлемо.
Главное – добиться поставленной цели – воспитать настоящего мужчину.
nsportal.ru
Статья по музыке на тему: Гендерное воспитание дошкольников
Выступление на методическом объединении
воспитателей по теме:
«Гендерное воспитание дошкольников
в процессе занятий музыкальной деятельностью».
Муз.руководитель
МКДОУ № 23 «Золотой петушок»
Коваленко Е.И.
г.Железногорск
февраль 2014г
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
— унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
— притупление чувства гендерной принадлежности;
— рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
— рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.
Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях.
Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков ведь именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.
Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
— когнитивный или гендерное самосознание ( Я знаю, что я мужчина / женщина).
— эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
— поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).
В процессе обучения важно ещё учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.(модели, схемы)
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т.д.), обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, в подготовке и проведении праздников, развлечений.
Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).
Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.
В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.
С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Например, танец «Приглашение», р.н.м., обр. М.Раухвергер; «Дружные пары», «Полька» И.Штраус; «К нам гости пришли», муз. А.Александрова. Их привлекают знакомые нам с детства русские народные игры: «Кто у нас хороший?», р.н.п.; «Гори – гори ясно», р.н.п.; «Ворон», р.н.п.. «Яша и Маша», игра, где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек. Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных по считалочке детей, становятся в середину круга. Мальчик — «Яша», девочка — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», затем, выбираются новые водящие.
В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрых, нежных отношения друг к другу. Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.
Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.
Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.
Для девочек – «День Матери», «Международный женский день», «Святки», где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки взаимного внимания, и т.д. При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.
Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, воспитываю у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития.
Неоценима роль родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.
Родители и педагоги стремятся развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.
Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу — моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
nsportal.ru
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук |
| «Дошкольник.РФ» |
doshkolnik.ru