как философия стоицизма помогает жить и работать — T&P
Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. Об этом статья Лари Уолласа, опубликованная в Aeon.
Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты. Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния. Что-то подобное произошло и со стоицизмом. Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.
Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен. Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен. В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.
Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности. Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики. «Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):
«О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть?»
Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные. Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя. Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).
Jeff Koons
Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.
Если за объяснениями, что есть стоицизм, не всегда можно обратиться к философам, то тогда к кому? Для начала можно посмотреть определение слова «стоик» в Urban Dictionary — краудсорсинговом онлайн-словаре английского сленга:
Cтоик — человек, который не заморачивается по поводу всякой ерунды, происходящей в этом мире, из-за которой парится большинство людей. Стоики испытывают эмоции, но только по отношению к действительно значимым вещам.
Пример: Компания подростков сидит на крыльце. Мимо проходит стоик.
Один из компании: Эй ты, придурок и упырь, ты вообще извращенец! Стоик: Молодец, тебе повезло!
Идет дальше.
Интересно, что автор использует в этом анекдоте именно слово «крыльцо» (porch), ведь слово «стоицизм» произошло от греческого слова «stoa» — а это как раз греческое название для сооружения, которое мы сегодня называем крыльцом (портиком — прим. ред.). Древние стоики собирались в таких галереях, проводили там время и говорили о просвещении и всяких других вещах. Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.
Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета. Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).
«Советы стоиков: 9 способов использовать философию в повседневной жизни»
Среди «непрямых» учеников Эпиктета — целая плеяда великих людей, выдающихся во всех сферах и областях. Один из них — бывший адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл. Во время войны во Вьетнаме он находился в заключении 7 лет, у него были переломаны кости, он голодал, сидел в одиночной камере и переносил другие всевозможные лишения и испытания. Его психологической опорой в ту пору было учение Эпиктета, с которым он познакомился после окончания колледжа, когда попал в ВМС. Параллельно он изучал философию в Стенфордском университете. Во Вьетнаме он всегда обращался к идеям стоицизма и не забывал о них даже в самые ужасные моменты. В особенности в такие моменты. Он понимал значение этих уроков и научился применять их на практике лучше, чем кто-либо другой.
Стокдейл много писал об Эпиктете, упоминал его в речах, мемуарах, сочинениях. Но если вам не хочется забивать голову (а ведь именно этого пытается избежать стоик), то лучшее из всего этого — его речь 1993 года в Королевском колледже Лондона, опубликованная под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (1993). Подзаголовок здесь важен. Однажды Эпиктет сравнил лекторий философа с больницей, из которой ученик должен выйти с ощущением небольшой боли. «Если лекторий Эпиктета — это больница, — пишет Стокдейл, — то моя тюрьма была лабораторией. Лабораторией человеческого поведения. Я решил проверить постулаты Эпиктета на примере реальных жизненных трудностей, которые творились в моей лаборатории. Как вы видите, он победоносно выдержал это испытание».
Стокдейл отвергал ложный оптимизм, который проповедует христианство, потому что знал из собственных наблюдений, что ложная надежда сводит в тюрьме с ума. Сами стоики верили в богов, но тот, кто не приемлет религиозных верований, может воспринимать стоицизм так же, как буддизм, если не могут поверить в карму и реинкарнацию.
Если избавиться от всей лишней «шелухи», то все в конечном счете сводится к выбору. Выбор — это действительно все, что у нас есть, и об остальном не стоит даже и думать. «Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора». Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность. Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше.
Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Вильяма Ирвайна «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация». По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию. Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное. Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля. Как же могло возникнуть такое огромное недопонимание в такой в высшей степени понятной философии? Как мы могли забыть, что темный узкий проход на самом деле ведет к превосходству?
Jeff Koons
В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию. Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как рационально-эмоциональная терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах». «Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по когнитивно-поведенческой психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».
Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями. В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах. Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету. Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, ну вы знаете, такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».
Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных. Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы. Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.
Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице». Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвайн в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни». Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:
«Он был болен, возможно, язвой. Его семейная жизнь была полна несчастий: его жена, видимо, была ему неверна, из 14 детей, которых она ему родила, выжили только шестеро. Кроме того, управление империей наносило свои удары. Во время его правления на границах было много восстаний, и Марк нередко лично отправлялся контролировать их подавление. Его собственные назначенцы, особенно Авидий Кассий, правитель Сирии, восстали против него. Его подчиненные вели себя нагло и презрительно по отношению к нему, и эту наглость он выносил с невозмутимым нравом. Горожане отпускали шутки в его адрес, и их не наказывали за это. Во время его правления на империю также обрушилась чума, голод, стихийные бедствия, в частности землетрясение в Смирне».
Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей». Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым. Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?
6 приемов от древних классиков
Ника Воюцкая
стоически написала эту статью
Профиль автора
Переживать кризис стоически значит оставаться храбрым, мудрым и справедливым, несмотря ни на что.
Купцу Зенону Китийскому было около 30 лет, когда его корабль потерпел крушение. Он потерял все деньги и все имущество, но не отчаялся, а стал учиться у философов и в конце концов заложил основу нового направления в философии.
Гай Музоний Руф был сослан на три года на засушливый и безлюдный остров из-за непослушания императору-тирану. Он выжил, вернулся в Рим и рассказывал об изгнании как о полезном опыте.
Эпиктет был рабом. Однажды хозяин в гневе избил его так, что сломал ногу и сделал хромым на всю жизнь. Но это не заставило Эпиктета возненавидеть жизнь. Он продолжил изучать философию, добился свободы и стал человеком, к которому прислушивались его бывшие хозяева — знатные римляне.
Что объединяет этих людей? Прежде всего — стойкость. Эти философы были приверженцами стоицизма. Это древнее направление мысли помогает сохранить разум и чувство собственного достоинства даже в самые сложные времена.
Вот несколько действенных приемов.
Прием 1
Думать о кризисе как об испытанииЧеловека, который никогда не переживал несчастья, римский философ-стоик Сенека жалел. Для него несчастье — это испытание. А без испытаний мы сами не знаем, кто мы и на что мы способны. Достаточно ли мы смелы? Будем ли мы спасать себя или помогать другим? Сможем ли мы выдержать трудности и остаться достойными людьми, не изменить себе и своим принципам?
Представление об испытании как о благе — не просто риторический прием. Будучи воспитателем императора Нерона и богатым римским гражданином, Сенека не сталкивался с нуждой, но это его совершенно не устраивало. Он придумал «практику бедности»: на пару дней в месяц уходить из дома в худшей из своей одежды, с небольшим запасом еды, чтобы встать лицом к лицу с нищетой и спросить себя: «Это то, чего я раньше боялся?» По мысли философа, это должно закалить душу, стать своеобразной прививкой от паники, которая случается со многими в момент кризиса.
/stop-money-stress/
5 советов, как меньше тревожиться о деньгах
Что делать. Ответ Сенеки: воспринимать испытания как шанс проявить себя. Страх лишиться достатка и потерять комфорт он считал худшим из видов рабства. Пройти испытание угрозой потерять комфорт — значит побороть этот страх.
Стоики в целом рекомендовали воспринимать все жизненные трудности как проделки богов или посланные свыше испытания судьбы. Человек должен пройти их с достоинством и найти в них ответы на важные вопросы о себе и о мире.
Конечно, думать так о трудностях не всегда просто. С этим может помочь практика, которую рекомендует современный стоик Уильям Ирвайн. Представьте себя в далеком будущем: вы рассказываете о текущих исторических событиях своим внукам или студентам в аудитории. Вам нужно объяснить, что вы чувствовали, какие поступки совершали и какие меры предпринимали в те неспокойные дни. При этом нельзя хвастаться и приукрашивать. Но все равно вам захочется подчеркнуть свои мудрые, добрые и продуманные поступки. В этом и трюк. Чтобы было что рассказать, надо сейчас так и действовать: рассудительно, не изменяя своим принципам, помогать себе и другим.
Прием 2
Принять то, что происходит«Не жди, что все будет происходит так, как ты хочешь; лучше желай, чтобы то, что происходит, происходило именно так, как оно происходит: тогда ты будешь счастлив». Это написал Эпиктет, который не понаслышке знал, как бесполезно обижаться на жизнь.
Это смирение не означает, что не стоит пытаться что-то изменить. Идея в том, что нам не стоит тратить силы на сожаления и изводить себя размышлениями о том, «как это можно было предотвратить». Помочь с этим может один из главных принципов стоицизма — способность отличать внешние вещи, неподвластные контролю, от тех, на которые можно повлиять. Например, мы можем контролировать свои поступки, но не можем контролировать поступки других людей, погоду и курсы валют. А значит, лучше сосредоточиться на себе.
Вот как Эпиктет воспринимал свою хромоту. Если она неизлечима, значит, лечение вне зоны его контроля. Но физическая болезнь — помеха для тела, не для свободы воли. Только сам человек выбирает, как ему относиться к своей хромоте и как с ней жить.
/currencybasket/
Как хранить деньги в валюте почти без риска
Что делать. Этот философ советовал вести дневник и делать в нем записи каждый день — это само по себе духовное упражнение, которое делает мудрее и спокойнее.
В дневнике обратитесь к сложной, тревожащей вас ситуации. Попробуйте составить список того, что находится вне вашей зоны контроля. Скорее всего, таких вещей будет много, и вы почувствуете себя еще тревожнее, когда будете фиксировать их на бумаге.
Но подождите паниковать. Когда запишете внешние, неподконтрольные вещи, попробуйте написать список всего, что вы способны сделать во время кризиса. Например, вы можете успокоить себя, чтобы не принимать необдуманных решений. Вы можете обнять близких и сказать им, как сильно их любите. Или помочь тем, кто сейчас в этом сильно нуждается. Проявите воображение, фиксируйте все, даже глупые на первый взгляд идеи.
Когда вы все запишете, у вас будет два списка: вещи вне зоны вашего контроля и вещи в зоне вашего контроля. Не тратьте время, чтобы повлиять на первые. Лучше воплотите в реальность хотя бы несколько пунктов из второго списка.
Прием 3
Посмотреть на себя сверхуИзлюбленная практика «философа на троне» Марка Аврелия. Вот как он ее описывал: «Лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу: людные собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда и тихие безлюдные места, все иностранцы, праздники, поминки, рынки — все смешано и объединено в единстве противоположностей».
Такая перспектива напоминает: человек ничтожен в масштабе человечества, истории, планеты. Это моментально меняет восприятие жизни, ценности, суждения и эмоции. Если человек так мал, что значат наши беды, стремления, чаяния? Упражнение отвлекает нас от не слишком важных забот и напоминает о действительно важных вещах.
/market-panic-guide/
Курс валют подскочил — нужно ли бежать в магазины за техникой?
Что делать. Можно, например, представить себя астронавтом в открытом космосе, который смотрит на Землю.
Но увидеть себя как крошечную часть огромного мира — только первая часть упражнения. Дальше нужно почувствовать свою общность с другими людьми и сочувствие к ним. Итак, вы осознали: реальность огромная, и каждый отдельный человек, в том числе вы сами, — всего лишь песчинка. Что имеет тогда значение?
Современный стоик-психотерапевт Дональд Робертсон предлагает тренировать «взгляд сверху» во время медитации. Вот аудиозапись, которую можно использовать. Она на английском языке.
Прием 4
Представить худший сценарийПрежде чем начать воплощать свои планы, Сенека представлял, что может пойти не так и как это предотвратить. Например, если отправиться в путешествие на корабле, может подняться шторм, капитан может заболеть, а еще могут напасть пираты.
Мысленная репетиция плохих событий готовит нас к неудачам и разочарованиям и делает более стойкими перед лицом несчастья. «То, что совершенно неожиданно, имеет более сокрушительный эффект, неожиданность усугубляет тяжесть бедствия, — писал Сенека. — Мы должны иметь в виду все возможные случайности, а не только обычный ход событий».
Это упражнение стоики называли рremeditatio malorum, «предварительным обдумыванием зла». Сегодня оно больше известно как негативная визуализация и применяется в психотерапии. Считается, что упражнение помогает не только психологически подготовиться к возможным неприятностям, но и преодолеть страх, избежать ловушек негативного мышления и больше ценить то, что у тебя уже есть.
/no-anxiety/
5 советов, как справиться с тревогой в тяжелые времена
Что делать. Если хотите дословно следовать советам Сенеки, то репетируйте в уме совершенно невообразимые сценарии. Философ считал важным принимать во внимание все возможные повороты судьбы.
Альтернативный вариант — начинать каждое утро с напоминания: жизнь — это тяжелое испытание. Это испытание нам всем предстоит пройти вместе с самыми разными людьми. И некоторые из этих людей совершают нерациональные и недобрые поступки. Но это не причина отказываться от добрых поступков.
Сообщество 26.10.21Много зарабатываю, но все равно не хватает. Как научиться копить?
Это рекомендация римского императора Марка Аврелия. Негативная аффирмация, которую он предлагает, учит терпению и состраданию. Она звучит так:
«Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. […] Но нельзя гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу — противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».
Прием 5
Подумать о своей смертиЭпиктет советовал все время помнить о смерти, изгнании и всем, что кажется ужасным.
На первый взгляд советы кажутся лишенными смысла: разве думать о смерти не значит вгонять себя в еще большую депрессию? Но если научиться мыслить как стоик, осознание своей смертности станет утешающим и вдохновляющим.
6 фраз, чтобы успокоить близкого человека в тревожное время
С точки зрения стоицизма, главное — быть добродетельным человеком прямо сейчас и каждый день своей жизни. Мысль, что ты можешь умереть в любую минуту, помогает в этом: расставляет приоритеты, побуждает действовать в соответствии со своими принципами. Как писал Марк Аврелий, эта мысль должна постоянно определять, что люди думают, говорят и делают.
Еще осознание своей смертности освобождает от страха: если мы способны вынести страх смерти, то преодолеем и все остальные страхи. «Кто научился смерти, тот разучился быть рабом» — так писал Сенека.
Что делать. Подумайте о своей смерти — серьезно, без иронии и сарказма, но и не впадая в панику. Какие эмоции вызывает у вас эта мысль? Как вы думаете, что будет с вами, когда вы умрете? Что случится с вашими близкими, с миром вокруг? Что вы хотите сделать теперь?
Держите мысль о смерти в уме, когда принимаете важные жизненные решения, и тогда поступите справедливо и мудро.
Прием 6
Представьте: что бы сделал Бэтмен?Разумеется, стоики не знали, кто такой Бэтмен. Но и у них были свои супергерои — мудрецы, воплощение стоической добродетели.
Когда стоик чувствовал, что ему не хватает храбрости и понимания, как поступить верно, он представлял, как в такой ситуации поступил бы его образец для подражания. Для Эпиктета, например, эталонами были Зенон Китийский и Сенека.
Сенека называл образец для подражания «линейкой», которая исправляет «криво проведенную черту» — нрав человека. В 2016 году это проверили современные ученые в небольшом эксперименте. Они предлагали детям задаться вопросом «Что бы съел Бэтмен?», прежде чем приступать к еде. После размышлений о супергерое дети стали чаще выбирать ломтики яблок вместо картошки фри. Стоическое упражнение помогло им сделать более здоровый выбор.
Что делать. Выбрать образец для подражания — реального или вымышленного человека, на которого хотите быть похожим. Лучше всего, если жизнь и взгляды этого человека вам хорошо знакомы. Поэтому иногда выбрать Бэтмена, Стива Джобса, Гермиону Грейнджер или собственную бабушку лучше, чем выбрать Сенеку или Эпиктета.
Когда сомневаетесь в решении, не можете справиться с тревогой или набраться сил и храбрости, вспоминайте об этом человеке или герое.
Стоицизм: 5 принципов стоиков, которые помогут сохранить спокойствие
В наше неспокойное время учимся стоицизму – подходу к жизни, который на первое место ставит здравый смысл.
“Стоицизм – это философская школа, ее в начале третьего века до н. э. основал в Афинах Зенон Китийский. Название этой школы происходит от греческого слова “стоя”, что означает “портик”, ведь именно там, под портиками, Зенон впервые начал обучать своих последователей. Эта философия провозглашает, что добродетель (преимущественно имелись в виду четыре главные добродетели: воздержание, смелость, справедливость и мудрость) – это счастье и что наши проблемы возникают от того, как мы воспринимаем вещи, а не от самих вещей. Стоицизм учит, что мы не можем ничего контролировать и ни на что полагаться вне своего “умного выбора” (это способность использовать собственный разум, чтобы выбирать, как воспринимать внешние события, реагировать на них и в них ориентироваться)”, – объясняют авторы книги 366 Meditations on Wisdom, Perseverance, and the Art of Living Райан Холидей и Стивен Хенсильман. В своем издании американские маркетологи рассказывают о стоицизме, чтобы помочь другим людям воспитать в себе стойкость, самообладание и мудрость – ценные качества, помогающие сохранять спокойствие в современном безумном мире. Конкретнее о том, как всему этому научиться, далее.
Отбрасывайте ненужное
Уметь говорить “нет” – суперсила, подвластная лишь избранным. Это ведь так сложно – отказать, когда куда-то приглашают, что-то предлагают, когда обязывают, когда все вокруг что-то делают. “А еще труднее – сказать “нет” эмоциям, которые пожирают наше время: гневу, восторгу, озабоченности, зацикленности, желанию”, – пишут авторы книги. Нам кажется, что все это мелочи, но именно они формируют привычку. Если их игнорировать, то рано или поздно в жизни не останется места для чего-то другого, более полезного и рационального. Как раз потому, что человек не умеет говорить “нет”, ему не хватает времени на себя, хобби или образование. Конечно, на пути обретения силы отказывать вы рискуете потерять псевдодрузей и знакомых, ухудшить отношения с начальником, но не отступайте: чем чаще вы будете говорить “нет” ненужным для вас вещам, тем чаще скажете “да” тому, что действительно значимо. Немного практики, и вы почувствуете, насколько спокойнее и счастливее станете без пут ненужных обязательств.
Стремитесь к равновесию
Равновесие – синоним спокойствия. Достигается оно не сразу, а лишь тогда, когда вам удается убежать от внешних раздражителей. В идеале для этого нужно тихое уединенное место, но если такового нет? Ищите спасение в собственных суждениях и разуме. Холидей и Хенсильман пишут, что “здравый смысл способен совершать великие вещи: брать кучу непонятных и запутанных внешних событий и упорядочивать их”. Но, предупреждают авторы, если ваши суждения искривлены, потому что у вас нет привычки анализировать информацию, использовать проверенные данные или слушаться голоса разума, то и все остальное в жизни будет искривленным.
Не позволяйте манипулировать собойЗа современного человека постоянно идет борьба: маркетологи хотят что-то продать, медиа придумывают невероятные заголовки, чтобы вы обратили внимание, разработчики приложений давят на слабые места, предлагая худеть вместе… У древнегреческих стоиков всего этого, к счастью, не было. Но у них тоже не получалось полностью оградиться от влияния общества, ведь когда ты близок к другим людям, ненависть, похоть и прочие страсти преследуют даже самых стойких. Поэтому человеку, который стремится достичь спокойствия, необходимо контролировать свои страсти и желание, так как они являются способом влияния на сознание. Только ценности и сознательное отношение к себе способны вести вперед. Все остальное – балласт, который тянет ко дну.
Урежьте количество новостей
В современном обществе бытует мнение, что все мы должны быть в курсе последних новостей, если, конечно же, принадлежим к его прогрессивной части. Почему Трампу объявляют импичмент, в чем фишка последней коллекции Вествуд, сколько животных погибло во время пожаров в Австралии и так далее и тому подобное… А если вам все это не интересно? Стоит ли тратить время и силы на создание видимости всесторонней осведомленности? “Но где доказательства, что это так уж необходимо? Разве над нами стоят полицейские с нагайками и следят, чтобы мы смотрели все новости? Или вам просто неловко молча сидеть в гостях, пока все обсуждают глобальные тенденции? Конечно, вы должны знать о главных событиях, которые могут непосредственно повлиять на вашу семью или страну. Но этого вполне достаточно”, – пишут пропагандисты стоицизма. Не боясь, урезайте потребление медиапродукта, чтобы экономить время на то, что приносит удовольствие, а не приводит в ужас.
Не злитесьВсе слишком сильные чувства дорого обходятся своим “владельцам”. Стоики часто повторяли: гнев почти никогда не помогает решить ни одной проблемы. Обычно он только все портит. Мы расстраиваемся, все вокруг грустнеют, а проблема отнюдь не движется к развязке. Многие успешные люди утверждают, что гнев – мощный двигатель. Страстное желание “доказать, что все ошибались”, “бросить всем в лицо доказательство их неправоты” помогло многим стать миллионерами. Гнев от того, что кого-то называли толстым или глупым, заставлял людей становиться подтянутыми или покорять интеллектуальные вершины. Гнев из-за отторжения помогал многим прокладывать собственный путь. Но никто не говорит о том, что стояло за столь мощной эмоцией, сколько нужно усилий, чтобы подогревать в себе это чувство, и что происходит с личностью в финале таких действий. Поэтому лучше выбрать другой путь и уметь усмирять свои эмоции, чтобы не терять, насколько на это способен человек, объективного восприятия мира.
Полный путь перевоплощения в стоика можно пройти с помощью книги: Раян Голідей і Стівен Генсільман “Зберігайте спокій. Щоденна інструкція з вирішення проблем”, «Наш Формат».
Читайте также: Советы нейробиолога: Как бороться с депрессией и тревожностью
Что значит быть стоиком?
Стоицизм становится все более и более популярным, отчасти из-за его практичности, а отчасти потому, что все больше людей ищут лучший способ жить. Но что значит быть стоиком?
Современное определение стоического (нижнего регистра) мышления описывается как «человек, который может терпеть боль или лишения, не показывая своих чувств и не жалуясь».
Хотя стоицизм действительно помогает людям стать устойчивыми и спокойными, сталкиваясь с невзгодами и трудностями, это еще не все.
Для стоика (верхний регистр) это не просто способность противостоять нашим проблемам с ясностью ума и самообладанием, это то, как мы можем жить хорошей жизнью и приблизиться к тому, что древние стоики называли эвдемония, что примерно переводится как процветание, счастье или благополучие.
Основание стоиков:
В 3 веке до н.э. Зенон из Китиона нашел в Афинах область под названием Стоа Пойкиле, или «Расписное крыльцо», колоннаду в Афинской Агоре, украшенную мифическими батальными сценами.
На этой набережной, среди толп древних греков и их торговцев, Зенон начал обсуждать свою философию с теми, кто останавливался и слушал. Со временем собиралась обычная группа, чтобы участвовать в дебатах и дискуссиях о том, как жить хорошей жизнью и что необходимо для достижения желаемого уровня повседневного счастья.
Эти последователи Зенона стали самыми первыми стоиками, названными в честь Стоа, или притвора, под которым они обсуждали свою философию.
Более 2000 лет спустя люди во всем мире, из всех слоев общества, практикуют, изучают и читают доктрины Зенона и его стоиков.
Чем занимаются стоики?
«У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу».
— Марк Аврелий
Древние стоики учили, что, поскольку люди являются социальными животными, путь к благополучию можно найти в: мы считаем, что так и должно быть)
При обучении управлять как нашим желанием искать и испытывать удовольствие, так и нашим желанием избежать дискомфорта.
Использование нашей логики и разума для объективного понимания окружающего мира.
Работать вместе как сообщество и действовать справедливо по отношению к себе и другим.
Более подробное руководство для начинающих по стоицизму можно найти по номеру , нажав здесь .
Философы-стоики создали основу, чтобы жить в соответствии с упомянутыми выше ценностями. Эта структура состояла из двух основных вещей:
Жить добродетельно
Смотреть на мир с логикой и разумом.
Что значит жить со стоической добродетелью?
«Не тратьте больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»
— Марк Аврелий
Для стоиков счастливая и благополучная жизнь наступает, когда мы живем добродетельной жизнью. Негативность, страдание и плохое психическое здоровье начинают влиять на нас, когда мы отказываемся от добродетели и отдаемся своим импульсам, удобствам и порокам.
Четыре стоических добродетели:
Мудрость: Способность видеть вещи такими, какие они есть, в контексте и объективно.
Умеренность: Способность сдерживать свое поведение, несмотря на наши желания, пристрастия и страхи.
Смелость: Способность действовать так, как мы считаем правильным, несмотря на силы, которые могут помешать нам это сделать (например, страх и дискомфорт)
Справедливость: Способность действовать справедливо и во благо сообщество.
Стоицизм учит нас, что приверженность этим четырем добродетелям приблизит нас к счастливой, наполненной жизнью, к которой многие из нас стремятся.
Подробнее о 4 стоических добродетелях можно узнать здесь .
Что значит смотреть на мир логически?
«Логика помогает человеку увидеть, в чем дело, эффективно рассуждать о практических делах, стоять на своем в замешательстве, отличать достоверное от вероятного и так далее».
— Брайан Инвуд
Стоики считали, что без логики невозможно эффективно жить добродетельно. Это потому, что когда человеку не хватает способности мыслить логически, ему также не хватает способности различать правду и ложь, ложь и ложь, реалистичность и необоснованность.
Стоическая логика основана на предложениях; это означает, что если я делаю утверждение в любое время, оно либо истинно, либо ложно. Затем мы можем сделать более сложные утверждения, основанные на исходном утверждении.
Например; Я мог бы сказать: «Идет дождь». Если действительно идет дождь, вы можете сказать: «Облачно», потому что без облаков не может быть дождя. Это следует логически.
Затем стоик может применить эту логику к жизни. Например;
Я знаю, что некоторые вещи находятся под моим контролем, а некоторые нет.
Я знаю, что когда я сосредотачиваюсь на вещах в жизни, которые находятся вне моего контроля, я не могу их изменить.
Поэтому, когда я трачу время, пытаясь изменить эти вещи, я не только трачу свое время впустую, я отнимаю время у того, чтобы изменить то, что находится под моим контролем.
Без логики я могу быть не в состоянии отделить то, что находится под моим контролем, а что нет, я также могу не знать, что прилагать усилия к чему-то, на что я не имею никакого влияния, — пустая трата времени.
Так что же значит быть стоиком?
Для меня стоик — это тот, кто не торопится смотреть на мир логически и объективно и принимает то, что видит, таким, какое оно есть. Затем они берут на себя ответственность за то, как они реагируют на то, что они испытывают, и делают все возможное, чтобы действовать добродетельно.
Так стоик становится мудрее, сдержаннее, справедливее и мужественнее. Мало того, они развивают способность принимать то, что находится вне их контроля, и брать на себя ответственность за то, что находится под их контролем.
В конечном итоге это приводит к тому, что стоик становится ясным, осознанным, принимающим, эмоционально зрелым и терпимым.
Для меня это значит быть стоиком.
Memento Mori
Подробнее о стоицизме и философии:
Кто такой стоик?
Стоик — приверженец стоицизма, древнегреческой и римской философии жизни. Стоики считали, что для того, чтобы быть счастливыми, мы должны научиться различать, что мы можем контролировать, а что нет. Те вещи в нашей жизни, которые мы можем контролировать, мы должны стараться направить на достижение наилучших результатов для всех. Те, которые мы не можем контролировать, мы должны научиться принимать. Незнание разницы между двумя классами вещей является основным источником человеческого несчастья. Известными стоиками были философ и бывший раб Эпиктет, писатель Сенека Младший и римский император Марк Аврелий.
Что такое стоик? На известном веб-сайте вы найдете такое описание:
Быть стоиком значит быть спокойным и почти без эмоций. Когда вы стоик, вы не показываете, что чувствуете, и также принимаете все, что происходит. … Прилагательное стоический описывает любого человека, действие или вещь, которые кажутся бесчувственными и почти пустыми. (vocabulary.com)
Это вводит в заблуждение и является хорошей демонстрацией того, почему не следует использовать словари для ответов на философские вопросы.
Рекомендуется для вас:
Что означает слово «стоик»?
«Стоическое» отношение к жизни направлено на достижение прочного счастья путем сохранения спокойствия, рациональности и эмоциональной отстраненности при одновременном развитии своих достоинств.
Стоики были древнегреческой и римской школой философов, среди которых были раб, знаменитый писатель и император Рима (Эпиктет, Сенека Младший и Марк Аврелий соответственно). Их мировоззрение было сложным и включало в себя изучение естественных наук, но одним из главных принципов их теории счастья было то, что:
Следует четко различать события, которые человек может контролировать, и те, которые он не может контролировать.
Это основа правильного мышления и достижения максимального человеческого потенциала. Потому что только после того, как мы сможем увидеть, на что мы можем повлиять, а на что нет, мы сможем подходить к этим двум классам событий разными и подходящими способами.
События, которыми я могу управлять, я должен контролировать, сказал бы стоик. Мой долг как человека и гражданина — использовать свою власть и свое влияние в обществе в максимально возможной степени, чтобы принести пользу каждому, кто попадает в сферу моего контроля.
Следует четко различать события, которые человек может контролировать, и те, которые он не может контролировать.
А это, в свою очередь, связано с осознанием того, что все мы одинаково ценны как человеческие существа, и что наши заботы, страхи и любовь имеют одинаковое значение, все одинаково важны. Эгоистичные люди, согласно стоическому мировоззрению, просто заблуждаются относительно важности собственного «я». Они заблуждаются, они не в состоянии признать, что для всех остальных, кроме себя, они «просто еще один чувак вон там», не лучше и не хуже, чем кто-либо другой. Стоик пытается научиться видеть себя точно так же, как он или она смотрит на других.
Эпиктет пишет:
Волю природы можно узнать из тех вещей, в которых мы не отличаем друг от друга. Например, когда соседский мальчик разбивает чашку или что-то в этом роде, мы сразу же готовы сказать: «Эти вещи произойдут». Итак, будь уверен, что, когда твоя собственная чаша будет разбита, ты должен пострадать так же, как когда была разбита чужая чаша. Примените это таким же образом к большим вещам. (Энхиридион, 26)
Поскольку мы все равны по ценности и важности, у нас действительно нет причин быть эгоистичными. Поэтому мы должны осуществлять контроль таким образом, чтобы приносить наибольшую пользу всем, а не только себе. Но это вовсе не означает, что мы должны быть равнодушными, холодными, бесчувственными или «пустыми». Как раз наоборот. Когда действует стоик, подобный римскому императору, он знает, что его действия повлияют на всех, и он вложит всю свою мудрость, все свое знание и всю свою страсть в попытку действовать наилучшим, самым мудрым, самым выгодный способ возможен. Все остальное означало бы пренебрежение своим долгом по отношению к нашим ближним.
26 апреля 121 г. н.э.: родился Марк Аврелий
26 апреля 121 г. н.э. отмечается день рождения римского императора и философа-стоика Марка Аврелия, который до сих пор вдохновляет нас своим чувством смирения и долга.
Но мудрец также признает, что их возможности влиять на мир ограничены. Не всегда можно избежать болезней, войн, стихийных бедствий, несчастных случаев и даже нападений других людей. Такие вещи случаются, но часто мы бессильны их изменить.
Если это произойдет, и только тогда, стоик сказал бы, что правильной реакцией является принятие, то, что стоики называли synkatathesis, согласием. Но согласие, спокойное принятие зла мира может быть предложено лишь тогда, когда человек-стоик не в состоянии поступить иначе, когда ничто из того, что он мог бы сделать, не изменило бы отрицательное событие.
Когда человек совершенно бессилен, тогда и только тогда принятие становится мудрым вариантом.
Пока у стоиков есть хоть какая-то надежда на победу, они будут бороться, сопротивляться, изменять мир, стараясь сделать его лучше, справедливее, свободнее и равноправнее.
Поделись этим:
Марк Аврелий, король-философ, умер вдали от своего дома и своего дворца, в холодной грязи поля битвы в лесах нынешней Вены. Ему это было не нужно. Как император, он мог бы остаться в Риме в безопасности, пользуясь привилегиями самого могущественного человека в мире того времени. Но он решил не делать этого. Далекий от того, чтобы быть бесстрастным и пустым, он пошел сражаться и отдал свою жизнь за то, во что он верил: чтобы улучшить жизнь людей, которые были доверены его заботе как лидера.
Когда человек совершенно бессилен, тогда и только тогда принятие становится мудрым вариантом.
Склонившись над блокнотом при мерцающем свете масляной лампы, каждую ночь после дневного боя он записывал в свой дневник несколько предложений. _Заметки для себя, он назвал это, и только позже люди решили назвать это более грандиозным названием «Размышления». И вот что написал Император:
Начни утро с того, что скажи себе: я встречусь с назойливым, неблагодарным, высокомерным, лживым, завистливым, нелюдимым. Все это происходит с ними по причине их невежества в том, что есть добро и зло. Но я, который видел природу добра и знаю, что она прекрасна, и я, кто знает, что зло безобразно, … я также знаю, что оно точно так же, как я сам. Не только той же самой крови или семени, но и того, что она причастна тому же разуму и той же части божества. Я не могу быть ранен ни одним из них, и никто не может исправить на мне то, что некрасиво. Я не могу ни гневаться на своего родственника, ни ненавидеть его, ибо мы созданы для сотрудничества, как ноги, как руки, как веки, как ряды верхних и нижних зубов. Значит, действовать друг против друга противно природе; раздражаться и отворачиваться — значит действовать друг против друга. (Размышления, Книга 2)
В наших силах изменить себя. И каждый новый день, каждое новое утро — это шанс стать немножко мудрее, сильнее и больше, чем мы были накануне. Это, а не мягкость и равнодушие, является истинной позицией стоика.
Ваш блокировщик рекламы съел форму? Просто нажмите здесь, чтобы подписаться!
◊ ◊ ◊
Спасибо за внимание! Фото Кена Ченга на Unsplash. Вы согласны с Марком Аврелием? Ответь мне в комментариях!
Рекомендуется для вас:
Стоический взгляд на себя
Для стоиков все, что происходит с нами, имеет особое значение, которого не имело бы то же самое событие, если бы оно случилось с кем-то другим.
Поделись этим:
Стоицизм Классика Счастье One Year Six Ways
Что такое стоическая личность? (характеристики и эмоции)
Стоическая личность – это тип личности, характеризующийся нежеланием проявлять свои эмоции или подвергаться эмоциональным соображениям. Он связан, но не идентичен эмоциональному интеллекту.
Что такое стоицизм?
Стоицизм — школа эллинистической философии, основанная в Афинах Зеноном из Китиума. «Стоик» — прилагательная форма стоицизма. Однако сегодня слово «стоик» часто используется для обозначения «неэмоциональных» людей или, точнее, тех, кто, казалось бы, безразличен к боли, удовольствию, горю или радости.
Стоиков особенно интересовала роль, которую играют страсти в нарушении нравственных мыслей и действий. Они считали, что одни деструктивные эмоции возникают из-за ошибочных суждений, а другие — из-за ошибочных рассуждений. Они считали, что лучшей стратегией было «жить согласно природе», которую они считали божественным законом. Этот детерминистский взгляд на эмоции побудил стоиков выступать за то, чтобы все эмоции подавлялись или, по крайней мере, направлялись в соответствующий ответ.
Стоики были заинтересованы в устранении подавляющих эмоций (страсти) и поощрении стимулирующих (сдержанность и мужество). Они хотели уменьшить «деструктивные» эмоции и поощрять «конструктивные», такие как мудрость и безмятежность.
Идею стоической личности иногда путают с типом личности, называемым «коэффициентом эмоционального интеллекта (EQ)», который представляет собой измерение эмоционального коэффициента, основанного на способности понимать других людей и их эмоции, а также свой собственный. Путаница между EQ и стоицизмом связана с тем, что оба имеют одну и ту же цель, а именно минимизировать деструктивные эмоции и максимизировать конструктивные эмоции.
Каковы преимущества практики стоицизма?
Стоицизм помогает в
1. Преодоление невзгод
Несомненно, жизнь полна борьбы и невзгод. Стоики просто с нетерпением ждут того дня, когда их невзгоды закончатся.
2. Самопознание
Стоики практикуют самопознание и самопонимание, и при этом они узнают, кто они, на что они способны и в чем им нужно совершенствоваться. Это важно, потому что гарантирует, что мы остаемся верными нашим собственным стандартам поведения. Это также позволяет нам понять, почему другие могут действовать лучше нас.
3. Самоконтроль
Самоконтроль является ключевым элементом стоической жизни. Стоический человек способен контролировать сильные эмоции, и поэтому он с большей вероятностью останется рациональным и примет более взвешенные решения. Стоиков не беспокоят вещи, которые они не могут контролировать, например действия других людей. Стоический человек знает, что единственный человек, которого он действительно может контролировать, — это он сам. Принимая это, стоический человек становится более спокойным и расслабленным во многих ситуациях, когда другие рассердились бы или расстроились.
4. Эмпатия
Стоический человек может поставить себя на место окружающих, и это позволяет ему взаимодействовать с разными людьми на личном уровне. Трудно ненавидеть кого-то, если вы действительно понимаете их эмоции. Без эмпатии мы остаемся отстраненными от окружающих, что не позволяет формировать значимые отношения. Эмпатия также позволяет нам видеть вещи с разных точек зрения, а не только с нашей собственной. Это помогает нам быть более стратегическими и обдуманными в наших действиях.
5. Столкновение со страхами
Стойкий человек встретит свои страхи лицом к лицу, не беспокоясь о том, что могут подумать другие люди. Стоики понимают, что мнения других людей не имеют значения, потому что имеет значение только их собственное мнение о том, что они хотят делать, по крайней мере, когда они сталкиваются с определенным страхом. Столкновение со страхом позволяет овладеть им, что показывает, что мы выросли как личности и можем справляться с жизненными трудностями.
6. Стойкость
Стоицизм учит нас встречать невзгоды лицом к лицу. Верные своему названию, стоики спокойны и сосредоточены перед лицом сложных ситуаций. Это позволяет им пережить болезненные жизненные переживания, не тратя время на беспокойство по этому поводу. Стойкость — это то, как мы делаем горы из мух слона, а жизнь полна этих мух.
7. Жизнь в безмятежности
Безмятежность достигается путем жизни в соответствии с природой и принятия течения жизни по мере ее развития. Это довольно сложно в обществе, которое постоянно пытается сделать нас и нашу жизнь такими, какими, по их мнению, мы должны быть. Мы все разные, так зачем соглашаться с мнением других людей о том, что мы должны делать? В конце концов, сила находится внутри нас, а не вне нас самих. Стоики видят в этом освобождение, и вместо того, чтобы разочаровываться из-за неспособности других людей достичь «стоической мудрости», стоики работают над собой, чтобы улучшить свои собственные знания.
Как практиковать стоицизм в 5 простых шагов
Если вы хотите практиковать стоицизм, вот 5 простых шагов для начала:
1.
Тайм-менеджментСтоики понимают, что время — это то, чем мы не владеем, и чем мы часто полностью поглощены нашей работой и другой внешней деятельностью. Это не означает, что вы должны пренебрегать своей семьей или собой, но ключом к управлению своим временем является понимание того, как вы его используете. Наличие четкой цели очень важно в стоическом образе жизни, потому что это позволяет нам эффективно распределять свое время, а не позволять ему ускользать неэффективно.
2. Простые удовольствия
Стоики делают то, что им нравится, не потому, что им нужны материальные вещи, такие как деньги, а потому, что они знают, что только естественные удовольствия будут длиться долго. В основном они сосредотачиваются на «благополучии в нищете», потому что понимают, что жизнь без страданий намного лучше, чем жизнь, полная страданий. Это также включает в себя приобретение богатства и достижение успеха, но причина, по которой стоики настаивают на желании процветания в бедности, заключается в том, что это позволяет им жить скромно, не беспокоясь о своем имуществе.