Почему счастье считается мгновением, а страдания вечными? — Философия life на vc.ru
Почему счастье считается мгновением, а страдания вечными?
282 просмотров
Достаточно философский вопрос- «Почему счастье- мгновенное, а страдания вечные?». На эту тему можно очень долго размышлять, пытаясь докапываться до истины. Посмотрев все возможные, как такового ответа я не нашла, только отдельные комментарии разных людей. Но давайте разберемся в этом поподробнее. Сначала узнаем, что такое счастье и что такое страдания, а после их взаимосвязь.
Что же такое счастье? Это один из самых актуальных вопросов, ответ на который мало кто может правильно сформулировать. Давайте разбираться.
Счастье – это один из самых сложных видов искусства, более сложный, чем зарабатывать большие деньги или стать суперпопулярным специалистом в какой-либо сложной профессии. Ведь это касается Души человека, его внутреннего мира, и здесь не действуют законы материального мира. Счастье – это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, то самое состояние Души, когда человека переполняет радость, восторг, безудержная улыбка и другие позитивные чувства.
Мы запоминаем эти моменты, но забываем спустя некоторое время. Такое можно сравнить с отвыканием от вредных привычек. Нам потребуется 21 день, чтобы отвыкнуть от того, без чего не могли жить. Так и со счастливыми моментами. Но когда нам становиться грустно или мы ругаемся с близкими людьми, что вы обычно делаете? Скорее всего, мы начинаем вспоминать те моменты, которые делали нас счастливыми. Поссорившись с любимым человеком, мы говорим о прошлом, но не просто о прошлом, а о счастливом прошлом. Ваш партнер начнет вспоминать первую встречу, первое свидание, забавные ситуации и все то, что делало его счастливым.
И конечно, после такого вы миритесь и снова обретаете счастье. Проведя опрос на тему, что для вас счастье, я получила такие ответы:— Счастье для меня это внутренние спокойствие. А так, для каждого человека имеет право быть своё состояние счастья. У кого-то семья, у кого-то на первом месте материальные ценности, или вредных привычек. Такое ощущение удовольствия или удовлетворение в еде, общение, окружении это и есть счастье P. S: так же для меня счастье видеть новый пост любимого блогера-канала включая тебя
— Счастье — быть самим собой, делать то, что тебе нравится и получать удовольствие от того, что ты делаешь счастливыми близких тебе людей!
— Внутреннее состояние, при котором ты остаёшься доволен тем, что есть, наслаждаясь каждым моментом жизни
— Счастье — это безопасность и свобода. Свобода слова, свобода реализации мечт, свобода своих чувств, и понимание себя. Когда ты можешь честно заявлять о своих чувствах, потребностях.
— Счастье – это моя семья.
— Счастье — это система мировоззрения и гормонального фона. Если на мир смотришь позитивно и со здоровьем все хорошо, то счастлив можешь быть долгое время.
— Счастье — это понимать, что у тебя все есть для достижения своей цели: руки, ноги, голова. Счастье понимать, что в трудные моменты рядом с тобой есть любимые люди. Они стараются поддержать тебя, окружить любовью и заботой. Счастье вставать утром и думать, что настал новый день, а это новые возможности.
Если вернуться к вопросу «Почему счастье- мгновенное?», отсюда выйдет ответ. Когда мы счастливы, радуемся жизни, ярким моментам, мы всецело поглощены происходящим и не замечаем, как это все проходит, потому что наслаждаемся этим прямо здесь и сейчас. Большая часть зависит от правильно построенного мировоззрения в нашем подсознании. Но потом белая полоса сменяется чёрной. Нам поскорее хочется, чтобы она прошла и все страдания закончились. Мы думаем о будущем, а не о настоящем, из-за чего мучимся в ожиданиях.
Но что же такое страдания и почему нас туда затягивает так и часто, а бывает и на длительное время?
Для кого же страдание вечно? Для тех, кто не обладает гормональным фоном или правильным мировоззрением. Человеку трудно поменять своё сознание, окружение, выйти из привычной зоны. Это больше считается психологической преградой.
В психологии страдание рассматривается как состояние сильного внутреннего конфликта человека. Когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Проявляется как душевная, так и физическая боль. Они имеют некую связаны между собой. Случается даже, что у человека случаются панические атаки, когда он страдает. Почему? Дело в том, что он не в силах понять, что с ним происходит, как решить эту проблему, как понять, что именно случилось, из-за чего я начал страдать. Он не понимает, к чему идет или пришла его жизнь, и эта неясность сильно его пугает. Однако то, что он считает потерей, нередко оказывается приобретением. На месте разрушенной жизни можно построить новую, лучшую жизнь. Проблему со страданием можно решить. Все дело в том, как мы мыслим.
Именно наши мысли являются причиной многих наших страданий. События, которые происходят в нашей жизни, меньше влияют на наше душевное состояние. Многие из них являются для нас плохими только с нашей точки зрения. Если научиться управлять своими мыслями, страданий станет намного меньше. Но многие люди этого делать не умеют. Это довольно сложно, мыслить так, как тебе хочется, а не так, как обстоятельства вынуждают тебя делать. Поэтому люди страдают каждый раз, когда события во внешнем мире не совпадают с их ожиданиями и желаниями.
Страдание – это понимание. Мы начинаем обращать свое внимание на то, что вынуждает нас страдать. Мы начинаем изучать причину наших страданий, узнавая много нового о себе, о жизни, о ее законах. Делая такой анализ, можно прекратить страдания. Это расширяет наше представление об этом мире, позволяя нам принимать более обдуманные решения. Но каждый человек по-разному понимает жизнь, окружающих людей и самих себя. Одни из нас могут задумываться над последствиями тех или иных своих решений, поступков. Строят предположения о том, что случится при том или ином выборе действий.
Человеку нужно научиться принимать страдания, не пытаясь их избежать и не погружаясь в них слишком сильно, чтобы не потерять интерес к жизни. Для этого нужно понять одну мысль, самую важную: страдания необходимы и неизбежны, они неотъемлемая часть нашей жизни. Но это не значит, что человек должен все время страдать. Это значит, что он время от времени будет страдать, чтобы что-то менять в своей жизни. Хочет он этого или не хочет, не имеет значения. Это будет с ним происходить. Боль – хорошая мотивация. Поэтому, если жизнь вынуждает вас страдать, не спрашивайте, за что вам эти страдания. Лучше спросите, для чего они нужны.
Страдания и боль закаляют дух, они помогают нам искать истину, которая делает нас сильней, помогает лучше ориентироваться в жизни. Если тебе невыносимо больно, просто верь всеми силами в благие намерения высших сил, которые заинтересованы в твоем развитии, а не в уничтожении тебя, и ты выстоишь, ты придешь к своему счастью.И все же, какая взаимосвязь между страданием и счастьем? Связаны они вообще как-то между собой или это абсолютно разные вещи?
На этот вопрос ответ в высказывании Альберта Эйнштейна.
Альберт Эйнштейн
Каким бы выдающимся умом ни обладал человек, сколько бы всяких умных книг он ни прочел и какое бы образование ни имел, он никогда не сможет полностью понять страдающего человека, если сам не испытал в жизни хотя бы приблизительно похожие чувства. Потому что страдания обладают таким обилием тяжелых душевных ощущений, что одним только умом их не объяснить. Нужно побывать в шкуре страдающего человека, чтобы иметь полное представление об этом чувстве.
Россияне любят страдать и верят, что испытания закаляют. Так ли это на самом деле?: Общество: Россия: Lenta.ru
Психотерапевт Ковпак: запрет на проявление чувств может приводить к физическим болезням
Стереотип о том, что россияне любят страдать и трудности их только закаляют, чрезвычайно живуч и популярен. Мало кому нужно расшифровывать мемы с усталыми курящими людьми на фоне серых панелек или объяснять, что в кино называют «балабановщиной». Но правда ли у россиян особенные отношения со страданиями и закаляют ли человека испытания — «Лента.ру» спросила у президента ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, психотерапевта Дмитрия Ковпака.
«Лента.ру»: Испытания и страдания нас закаляют — насколько эта установка правдива?
Дмитрий Ковпак: Первое, стоит сразу разобраться с определениями и функциями. Страдание не равно ситуации, страдание не равно вызову, с которым мы сталкиваемся, — оно является переживанием, связанным с оценкой столкновения с ситуацией. Как говорится, боль неизбежна, но страдание — это выбор человека. То есть мы сами, осознанно или нет, принимаем решение, делать нам из ситуации — с помощью ее оценок и предсказаний — страдание или преодолевать, двигаться дальше, пережив этот опыт.
Фото: Aleksey Malinovski / Unsplash
Ситуации мы в большинстве случаев не выбираем, это некие данности. Но от нас зависит отношение к ним. Известное выражение Ницше — «все, что нас не убивает, делает нас сильнее» — это пример подхода, при котором мы можем развиваться при столкновении с трудностями. Но это не работает, когда речь идет о погружении в страдания — в этом случае мы только себя изматываем, истощаем и усугубляем свое состояние, делаем себя более уязвимыми перед следующими испытаниями.
То есть советовать «держаться» человеку, который переживает непростые времена, — плохая идея?
Первое, что тут может быть, это обесценивание чувств: люди призывают сразу забыть о случившемся или куда-то нестись, чего-то делать, не имея еще сил превращать лимоны в лимонад.
Это оголтелый позитивизм, который может причинять боль человеку, которому плохо, потому что он сталкивается с непониманием — ему говорят, что он должен сразу воспринять случившееся как урок и получить из него что-то хорошее.
Вместо поддержки, сочувствия и сопереживания человек получает дополнительные требования: что ты киснешь, не время расстраиваться, давай что-то делай. Мало того что человеку надо с психологической травмой или даже физической проблемой справляться, ему еще нужно соответствовать ожиданиям других людей, в том числе значимых
И к чему это может привести?
Это может приводить к самообесцениванию — ощущению себя неполноценным, некомпетентным, неспособным. То есть это приводит не только к низкой самооценке, но и к такой искривленной «я-концепции», когда человек плохого мнения о себе, перестает верить в себя и поэтому опускает руки.
Это похоже на замкнутый круг: у меня что-то происходит, мне плохо, и я иду к близкому за поддержкой, мне говорят, что я нытик, и я еще больше ухожу в себя.
Да, опасность, что оголтелый позитивизм приведет к замкнутому кругу, очень высокая. Человеку, который находится в тяжелых переживаниях, сложно сразу извлечь урок из этой ситуации. Но и не требуется немедленно начать получать дивиденды от проблемы или находить волшебные решения — это идеализация.
Ощущение, что люди хотят стандартизировать переживания: погрусти пять минут и иди живи дальше.
Да, есть общественные «нормативы», социальные стереотипы, гласные и негласные стандарты. Они могут быть даже в микросоциуме, например, в семье — «у нас никто не печалится», «у нас так не принято», «ты не нашей породы, если так себя ведешь», и подобные выражения. И есть макросоциум — уровень трудового коллектива, этноса или страны, где тоже культивируется стереотип о людях с железной волей, которые даже на больничной койке преодолевают себя и совершают подвиг.
Фото: Dmitri Lovetsky / AP
Для России это особенно свойственно?
Это есть не только в России. В каждой стране свои шаблоны и стереотипы. При этом у нас есть и стереотипы о том, что страдания — это нормально, и, напротив, стереотипы о том, что это стыдно.
С точки зрения морали и нравственности, страдающий человек в России — нормальный, он имеет совесть, эмоции, чувствительность к проблемам, миру. Но с другой стороны, страдания — это блажь или слабоволие, или вообще безволие — не надо быть тряпкой, распускать нюни и так далее.
Здесь внешний парадокс, но внутренняя сцепка — все страдают, и ты из этого для себя преференции не делай. Кому сейчас легко? Всем тяжело, а раз все страдают, почему ты ищешь для себя особого отношения
Это скрытое обесценивание — ты должен страдать, но должен продолжать тянуть свою лямку или реализовывать запросы общества. Не думай, что из-за страданий будешь отлынивать от своих обязанностей. Так происходит нормализация не эмоций и чувств, а нормализация страдальческого поведения, молчаливого страдания. При этом запрет на чувства — негласный. Это нигде в правилах прямо не указано, но чувства считаются неправильными, стыдными, неприличными.
Поэтому человеку тяжело вдвойне — мало того, что у него есть проблема, он еще и не может ей поделиться. При этом не только с окружающими, но иногда и с собой — у него может выработаться запрет на осознание своих чувств.
Это опасно?
Это может привести к телесным реакциям: физическое и мышечное напряжение, скачки давления, язвенная болезнь, психосоматические проявления и десятки других.
Отказ от чувств означает не то, что они перестают сами по себе существовать, а то, что человек перестает быть в контакте с ними. Если человек будет проглатывать чувства вместо того, чтобы делиться ими, возникнет скорбное бесчувствие. Например, когда человек не плачет на кладбище — это не очень хороший знак. Блокировка этой реакции приводит к хронизации горевания, хронической депрессии и психосоматическим проблемам.
Фото: Dmitri Lovetsky / AP
Блокировка чувств — это непрожитый опыт, потому что мы отказываемся от его эмоциональной части. Это лишь компенсация состояния, а не решение проблемы, с которой человек столкнулся, — он даже не оценил ее, не обдумал, не сделал ничего, чтобы ему стало хорошо.
Такая вещь, как «выкинь из головы и забудь», не работает. Можно только переосмыслить и переоценить ситуацию, и за счет этого двигаться дальше, но никак не за счет вытеснения и отрицания.
Как справляться с потрясениями с минимальными потерями?
В первую очередь человеку нужна поддержка, потому что потрясение — это потеря в прямом и переносном смысле опоры, понимания, что происходит с ним. Когда в детстве возникали потрясения, помните, в чем мы нуждались? В том, чтобы нас чему-то научили, или в том, чтобы нас обняли и сказали слова поддержки. Мы хотим, чтобы наши чувства разделяли, принимали нас и поддерживали.
Как правильно поддержать человека, чтобы не сделать хуже?
В первую очередь нужна валидация — признание, что чувства человека существуют, что он имеет на них право. Не надо пытаться их быстро прогнать или делать вид, что их нет.
Второе — после признания чувств нужно их нормализовать. То есть прояснить, что только в кино и вымышленных рассказах существуют железные люди без чувств, но на самом деле чувствовать нормально. Уже другой вопрос — адекватны ли эти чувства обстоятельствам или нет, но об этом нельзя судить в моменте, потому что в моменте человек нуждается в том, чтобы его не обесценивали и тем более не ругали.
Фото: Emilio Morenatti / AP
А как реагировать на советы «жить дальше»?
В первую очередь надо понять, что это не истина в последней инстанции — это чье-то мнение. Для себя нужно прояснить, что снаружи не существует человека, который знает твое состояние, — единственный эксперт по тому, что ты чувствуешь, это ты сам. И тогда трактовки этого состояния являются лишь мнениями, а не какой-то объективной оценкой.
Мнения можно иметь в виду. Если кто-то говорит «я считаю это место ужасным» — это мнение, но оно не означает, что данное место действительно такое. Поэтому научиться относиться к чужим мнениям не как к истине или факту, а как к субъективной оценке — первый шаг
Далее нужно понимание, что у человека могут быть свои мотивы высказывать такое мнение. Это могут быть и стереотипы, и недоброжелательное отношение, и другие причины.
Но в любом посыле мы можем усмотреть и что-то плохое, и что-то хорошее — все зависит от оценки. Рассмотрев оценку как мнение, мы можем подумать, как оно поможет и что нам даст. Важно исходить из того, что я лучше знаю свои чувства и состояния, но есть еще другие мнения, и я могу прислушаться к ним. Если это работает у них — это может помочь и мне, если я пойму, как это работает.
Если это общие слова в духе «возьми себя в руки, не грусти, хватить ныть» — это никак не работает, на это не опереться, к таким словам можно относиться как к мнению, которому не надо подчиняться или соответствовать.
Фото: Alexander Bagno / Unsplash
Бывает и так, что у одного человека больше авторитета, например, в отношениях родитель-ребенок. То есть не всегда получается воспринимать чужие слова как просто ничего не значащее мнение.
Проблема в том, что даже взрослый в состоянии стресса и переживаний становится уязвимым и регрессирует до уровня ребенка — иногда плачет искренне и по-детски, иногда забивается в угол и сжимается в комок, потому что он чувствует себя беспомощным и не знает, как справляться с ситуацией.
Именно в этот момент, когда ребенку сложно, и когда взрослому сложно, как и ребенку, он больше всего нуждается не в советах, а в поддержке, принятии, любви, помощи.
Но люди путают — они считают, что эмоции для слабаков, а вот действия гораздо важнее. Потому что их к этому в свое время приучили родители или другие значимые люди, и это передается как жесткий стиль воспитания, некая дрессировка
В жестких структурах эмоции — это слабость. Неважно, это армия, тюрьма или еще что-то. Поэтому они порицаются и отвергаются, воспринимаются критически. Для взрослого эмоции ребенка — некий показатель и того, что его ребенок слабый, и того, что он с чем-то не справляется, раз у ребенка проблемы.
И в целом люди, когда слышат плач, стараются скорее успокоить: неважно, из-за чего плачет ребенок, а важно, чтобы он прекратил это делать. Получается не решение проблемы, а погашение симптома.
Если ребенок скрывает эмоции, это тоже плохой знак?
Часто ребенок расплачивается, потому что не соответствует нормативам, бросает тень на семейство — ради социального одобрения ребенка наказывают вербально или физически, заставляют отказаться от собственных чувств и скрывать их. И у него формируется такой шаблон.
Есть прием в воспитании служебных сторожевых собак: они обычные собаки, но их делают более злыми — их кусают старшие собаки, а они потом точно так же кусают других собак. Это ретравматизация, травма поколений. Одни срываются на других, и это становится общественным шаблоном — тебя так наказывали, и ты так наказываешь. Ты уже не думаешь, правильно это или нет. Может, даже считаешь, что правильно пороли и ругали, и так оправдываешь своего обидчика.
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
И что делать?
Нужно поступать более осознанно и в отношении себя, и в отношении других. Потому что если ты поступаешь определенным образом с собой, ты рано или поздно поступишь так с другими.
Чтобы не срываться на детях, надо не срываться и на себя, а если ты срываешься на детях, значит, ты с собой не в ладах.
Не существует рецепта, как правильно воспитать ребенка, чтобы он не «любил страдать»?
Каждому ребенку нужно что-то свое — он все равно достаточно быстро становится личностью. Но есть ряд общих принципов. В первую очередь, это внимание, в котором дети нуждаются в самый чувствительный период своей жизни — от рождения до пяти лет. Те, кто был лишен достаточного внимания, были лишены и возможности развить какие-то навыки. Например, саморегуляцию. Если ребенок не видит, как с проблемой справляются взрослые, и ему не помогают увидеть это, у него могут появиться проблемы с собственными чувствами. У него может страдать эмпатия, потому что его чувства не отражали и не поддерживали другие, не принимали значимые для него люди.
В клинической психологии есть термин «холодная мать» (на Западе он называется «мертвая мать»), обозначающий женщину в депрессии, безэмоциональную, погруженную в себя. Ребенок не видит в ней отражения себя и своих чувств, ощущает себя отторгнутым, брошенным. И у него формируется погруженность в себя, отсутствие навыков коммуникации и эмпатии, и так далее.
То есть надо объяснить ребенку, что чувства — это нормально, не надо за них порицать ни кого-то, ни себя. Чувства не будут длиться вечно — ты сможешь их прожить и пережить, не надо избегать с ними контакта. Тогда человек относится к ним как к части своей жизни и, проживая их, извлекает какие-то уроки и развивается. А блокируя — лишает себя этих уроков
Но у взрослых часто нет ни времени, ни желания на плотные контакты с детьми — они не видят смысла в этом, ведь ребенок растет и сам по себе. Но это неправда. Сорняк растет сам по себе, а ребенку для развития нужен контакт, который выражается не в званых ужинах и ритуальных показных торжествах, а в будничной действительности. Так появляется ресурс, который пригодится уже во взрослом возрасте.
Дети нуждаются в том, чтобы родители у них были в прямом смысле слова, чтобы они их любили, принимали такими, какие они есть. Но это реализуется именно в поведении, а не в декларации «я люблю своего ребенка, но у меня нет времени на него» или «я хорошо к нему отношусь, но потом шлепаю по попе и кричу, чтобы он был послушной куклой». В этом разница. То есть, с одной стороны, нет ничего особенного в том, чтобы быть родителем, но с другой — очень много особенного в том, чтобы быть качественным родителем. Родители нужны детям именно в тот период их развития, когда они острее всего переживают свои эмоции, ведь потом они вырастут, и им это будет не нужно, но родители как раз начнут приставать со своими советами.
Функция родителей воспринимается утилитарно — ребенок должен быть накормлен, напоен, отправлен в школу, что еще надо? Но этого недостаточно, чтобы он сложился психологически гармоничной личностью, которая сможет проживать эту жизнь со всеми ее сложностями.
Девять буддийских учителей объясняют страдание
Будда сказал: «Все, чему я учу, — это страдание и конец страдания». Фото Дэвида Габриэля Фишера.
Палийское слово дуккха чаще всего переводится на английский язык как «страдание». Дуккха представляет собой множество эмоций — от счастья до отчаяния. Несмотря на то, что это противоречит здравому смыслу, это центральная концепция учений Будды. В этих отрывках, адаптированных из более длинных учений о Львином Рыке, девять учителей объясняют, что такое страдание, как мы его чувствуем и почему это не осуждение — это радостная возможность.
Страдание было первым учением Будды
Из «Четырех благородных истин Будды» Тулку Тондупа Ринпоче
Первое учение Будды было о Четырех благородных истинах… «О монахи, есть четыре благородные истины. Это благородные истины страдания, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания».
Согласно буддизму, мы, живые существа, попали в ловушку цикла существования, известного как сансара. В сансаре мы блуждаем бесцельно и испытываем невыносимые страдания — день и ночь, год за годом, жизнь за жизнью — из-за жесткой хватки нашего цепляния за себя. Для того, чтобы излечить это похожее на болезнь состояние, сначала мы должны найти его причину, а затем применить метод обучения, подобный медицине, чтобы восстановить наше изначальное хорошее здоровье, которым является просветление.
Связано с: Четыре благородные истины
Мы все испытываем страдания
Из «О страдании и конце страдания» Шэрон Зальцберг
В нашей жизни бывают моменты, когда мы хотим изменить конец истории . Иногда мы теряем то, что нам дорого, мы разлучены с теми, кого любим, наши тела подводят нас, когда мы становимся старше, мы чувствуем себя беспомощными или обиженными, или наша жизнь просто ускользает. Все это аспекты дуккхи, одного из основных учений Будды. Дуккха означает страдание, неудовлетворенность, неудовлетворенность, пустоту, изменение.
Будда сказал: «Я учу только страданию и прекращению страдания». Страдание в его учении не обязательно означает сильную физическую боль, а скорее умственное страдание, которое мы испытываем, когда наша склонность удерживать удовольствие сталкивается с мимолетной природой жизни, и наши переживания становятся неудовлетворительными и неуправляемыми.
На каком-то уровне мы это понимаем, но сопротивляемся этому
Из книги Нормана Фишера «Страдания, открывающие истинный путь» непостоянно, непостижимо и не познаваемо. На каком-то уровне мы все это понимаем. Все, что у нас есть, мы знаем, что на самом деле у нас его нет. Все, что мы видим, мы не видим полностью. Такова природа вещей, а мы думаем наоборот. Мы думаем, что можем знать и владеть своей жизнью, своей любовью, своей личностью и даже своим имуществом. Мы не можем. Разрыв между реальностью и основным человеческим подходом к жизни — это дуккха, переживание основного беспокойства или разочарования.
Существует спектр страданий
Из «Что такое Дуккха?» Гленн Уоллис
Чтобы лучше понять значение дуккха, давайте поместим «страдание» на крайний край спектра. В другую крайность поместим такие качества, как раздражительность, напряженность, ненадежность. Таким образом, на одном конце спектра дуккха может пониматься как тонкое, возможно, едва различимое качество бытия, а на другом — как тяжелое умственное или физическое страдание.
К термину дуккха добавляется дополнительный нюанс, когда мы принимаем во внимание, что, по мнению Будды, даже «счастливый» момент окрашен дуккха. Это потому, что ни момент, ни переживание не являются стабильными… С учетом этого взгляда, что мы должны называть дуккха на нашем языке? Наш английский термин должен был бы иметь следующие окраски (по возрастающей шкале интенсивности):
слабая неустроенность
раздражение
нетерпение
досада
расстройство
разочарование
неудовлетворенность
обострение
напряжение
стресс
тревога
досада
боль 900 43 отчаяние
печаль
печаль
страдание
несчастье
агония
тоска
Конечно, можно добавить в этот список; ему практически нет конца. Очевидно, что каждое из этих качеств включает некоторую степень беспокойства, поэтому «беспокойство» — это то, как я перевожу этот термин для общего употребления.
Есть три вида страдания
Из книги Филлипа Моффита «Разум, который страдает»
Будда определил три вида страдания: дуккха физической и эмоциональной боли… Первый вид дуккха — это очевидное страдание, вызванное физической дискомфорт, от незначительной боли от ушиба пальца ноги, голода и недостатка сна до агонии хронического заболевания. Это также эмоциональное страдание, которое возникает, когда вы расстраиваетесь из-за того, что дела идут не так, как вам хочется, или расстраиваетесь из-за несправедливости жизни, или беспокоитесь о деньгах или оправдываете ожидания других.
[Второй вид] — это страдания, вызванные тем, что жизнь постоянно меняется. Не кажется ли вам часто, что в тот момент, когда вы нашли счастье в жизни, оно исчезает почти сразу? … По правде говоря, ни один момент не является надежным, потому что следующий момент всегда наступает быстро за ним по пятам. Это похоже на постоянную бомбардировку изменений, подрывающих любое состояние счастья. Разум никогда не находит места, чтобы расслабиться и наслаждаться жизнью без страха… Кроме того, каждый день, даже в приятные моменты, не испытываете ли вы скрытого беспокойства по поводу будущего? Это беспокойство и тревога являются проявлением третьего типа страдания, который определил Будда, — присущей жизни неудовлетворительности из-за присущей ей нестабильности.
Непостоянство не является причиной страдания
Из «Знать эту истину благородно» Тралега Кьябгона Ринпоче.
Мы можем обнаружить, как говорит нам Будда, что отсутствие материальности или постоянства во всем, что нас окружает, порождает несчастье и боль. Однако это не означает, что переживание непостоянства или невещественности само по себе является страданием или непосредственной причиной страдания. Мы неверно истолковываем послание Будды, если думаем, что страдание порождается тем фактом, что все вещи непостоянны, нематериальны или лишены твердого «я». Эти основные факты не являются истиной происхождения страдания.
Дуккха производится не самими вещами или их невещественной природой. Скорее, наш ум был обусловлен невежеством, думая, что вечное счастье можно обрести с помощью вещей эфемерных и преходящих.
Легкого выхода нет
Из книги Джуди Лиф «Средний путь стресса»
Простое учение о первой благородной истине, истине о страдании, возможно, труднее всего понять и принять. Мы продолжаем думать, что если мы просто исправим это или исправим это, подправим здесь или там, мы сможем этого избежать. Мы думаем, что если бы мы были умнее, красивее, богаче, могущественнее, жили бы где-то в другом месте, моложе, старше, мужчиной, женщиной, с другими родителями — что угодно, — все было бы иначе. Но все не так; они так же плохи, как кажутся! Поскольку нереально надеяться на жизнь без стресса, да и в любом случае это было бы не так уж хорошо, имеет смысл научиться справляться со стрессами, которые неизбежно возникают.
Страдание — это сигнал
Из книги Роберта Турмана «Бойся правого»
Истина о страдании — это не предсказание конца света. Это не выражение неизбежной судьбы. Наоборот, это предупреждает нас о том, что мы не осознаем, кто мы есть на самом деле.
Что-то стоит за нашими страданиями
Из «Ответ на гнев и агрессию — терпение» Пемы Чодрон
Всякий раз, когда есть боль любого рода — боль агрессии, скорби, утраты, раздражения, обиды, ревности, расстройства желудка , физическая боль — если вы действительно вникнете в это, вы сможете обнаружить для себя, что за болью всегда есть что-то, к чему мы привязаны. Всегда есть что-то, за что мы держимся.
Я говорю это с такой уверенностью, но вы должны сами выяснить, так ли это на самом деле. Вы можете прочитать об этом: первое, чему учил Будда, это истина о том, что страдание происходит от привязанности. Это в книгах. Но когда вы обнаруживаете это сами, это сразу же становится немного глубже.
Взгляды на человеческие страдания и роль Бога в них
Как часто американцы задумываются, почему с людьми случаются плохие вещи?
В ходе опроса американцев спросили, в свете вспышки коронавируса и других недавних трагедий, как часто за последний год они задумывались над такими важными вопросами, как смысл жизни, есть ли смысл в страданиях и почему с ними происходят ужасные вещи. люди.
Около шести из десяти взрослых американцев (61%) говорят, что они думали об этих вещах по крайней мере «несколько», в том числе 23%, которые говорят, что обдумывали такие важные вопросы «много раз».
Христиане несколько чаще, чем нерелигиозные американцы (также известные как «неверующие») говорят, что они думали об этих вещах. Кроме того, чернокожие (33%) и латиноамериканцы (28%) чаще, чем взрослые белые (20%), говорят, что много думали над важными вопросами в прошлом году.
Этот вопрос практически не различается в зависимости от возраста, уровня образования или региона проживания.
Когда они слышат об ужасных вещах, происходящих с людьми, большинство американцев говорят, что они часто испытывают благодарность за хорошие вещи в своей жизни (71%) и печаль за тех, кто страдает (62%). Христиане гораздо более склонны сообщать о подобных реакциях, чем те, кто не принадлежит к какой-либо религии; то же самое относится и к взрослым американцам, которые обычно посещают религиозные службы не реже одного раза в месяц по сравнению с теми, кто посещает их реже. Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, а пожилые американцы чаще, чем молодые, говорят, что испытывают одновременно благодарность и печаль, когда видят новости об ужасных вещах, происходящих с людьми.
Четверо из десяти взрослых американцев говорят, что часто испытывают желание помочь тем, кто страдает, когда они слышат такие новости. Опять же, христиане — и особенно протестанты — чаще, чем религиозные «неверующие», чувствуют себя так же, как и женщины по сравнению с мужчинами.
Около четверти американцев (24%) говорят, что когда они слышат о плохих вещах, происходящих с людьми, они часто чувствуют необходимость отключить новости, потому что это «слишком много, чтобы принять». И каждый пятый американец говорит, что часто чувствует необходимость внести изменения в свою жизнь, чтобы не оказаться в подобной ситуации, причем чернокожие (33%) и латиноамериканцы (32%) примерно в два раза чаще, чем Белые американцы (15%) так считают.
Узнав о плохих новостях, примерно каждый восьмой взрослый американец (12%) часто беспокоится, что с ним может случиться что-то подобное; это чувство примерно в два раза чаще встречается среди молодых людей (до 30 лет), чем среди людей в возрасте 50 лет и старше. И каждый десятый говорит, что он часто чувствует себя счастливым, если кажется, что человек заслужил плохой исход из-за того, что он сделал или не сделал (чувство, которое можно описать немецким словом schadenfreude , что означает получение удовольствия от чего-либо). чужая боль или несчастье).
Хотя доля тех, кто «часто» испытывает такие переживания, сильно различается, явное большинство американцев говорят, что они по крайней мере «иногда» испытывают эти чувства, когда слышат об ужасных вещах, происходящих с людьми по шести из семи вопросов. Единственным исключением является злорадство: около двух третей опрошенных говорят, что редко (34%) или никогда (31%) испытывают радость от чужих страданий, даже если кажется, что этот человек этого заслуживает.
Объяснения того, почему в мире существует страдание
Над вопросом о том, почему существует страдание (а также что такое страдание по своей сути), размышляли бесчисленные религиозные и светские мыслители. Опрос предлагал несколько возможных причин страданий, давая респондентам возможность сказать, что каждое утверждение описывает их собственные взгляды «очень хорошо», «несколько хорошо», «не слишком хорошо» или «совсем не очень хорошо».
Более восьми из десяти американцев говорят, что фраза «иногда плохие вещи просто случаются» очень хорошо (44%) или довольно хорошо (42%) отражает их мышление. Эта точка зрения особенно распространена среди атеистов и агностиков, большинство из которых говорят, что это утверждение «очень хорошо» отражает их взгляды (68% и 61% соответственно).
Меньшее количество взрослых американцев (19%), в том числе всего 5% как атеистов, так и агностиков, твердо разделяют идею о том, что страдание существует «для того, чтобы дать людям возможность стать сильнее». Тем не менее, 43% американцев говорят, что это «в некоторой степени хорошо» отражает их точку зрения. Христиане (по сравнению с «нерелигиозными») и люди, которые говорят, что часто посещают религиозные службы (по сравнению с теми, кто посещает их реже), особенно склонны к подобным ощущениям.
Сходные доли американцев выражают согласие со следующими двумя утверждениями: «Страдание в основном является следствием собственных действий людей» и «Страдание в основном является результатом того, как устроено общество». Примерно семь из десяти опрошенных говорят, что каждое утверждение хотя бы в какой-то мере хорошо объясняет их точку зрения, хотя в обоих случаях только примерно каждый пятый говорит, что оно «очень хорошо» отражает их точку зрения.
Более половины респондентов (53%) говорят, что оба из этих утверждений хотя бы в какой-то мере хорошо описывают их взгляды, хотя только 8% говорят, что оба отражают их точку зрения очень хорошо . Чаще люди говорят, что одно из этих утверждений очень хорошо отражает их точку зрения, а другое — довольно хорошо (15%), или что оба они отражают их точку зрения достаточно хорошо (30%), что позволяет предположить, что многие люди видят как индивидуальные, так и социальные причины, лежащие в основе личные страдания, независимо от того, что является первопричиной.
Демократы и те, кто склоняется к Демократической партии, несколько более склонны, чем республиканцы и сторонники Республиканской партии, рассматривать страдания как большую социальную проблему, в то время как республиканцы несколько чаще видят страдания в результате собственных действий людей. С другой стороны, среди всех тех, кто видит страдание как следствие того, как устроено общество, но , а не собственных действий людей, демократов (72%) в три раза больше, чем республиканцев (24%).
Взгляды на роль Бога в человеческих страданиях
Чтобы помочь увидеть, как взгляды американцев на Бога пересекаются с их взглядами на человеческие страдания, в опросе американцев спросили, верят ли они в Бога или нет. Более половины взрослых американцев (58%), в том числе восемь из десяти христиан, говорят, что верят в Бога, как описано в Библии. Еще 32% американцев верят в какую-то другую высшую силу или духовную силу, в то время как примерно каждый десятый (9%) не верят в Бога или любую высшую силу во вселенной. (Полную формулировку вопроса см. в верхней строке.)
Всем респондентам, выразившим веру в Бога или какую-либо высшую силу, затем был задан вопрос, сердятся ли они на Бога за то, что он допустил, когда они слышат об ужасных вещах, происходящих с людьми. много страданий в мире.
Относительно небольшое количество взрослых американцев (3%) говорят, что они чувствуют себя так «часто», а 14% говорят, что они «иногда» испытывают такой гнев по отношению к Богу. Большинство американцев говорят, что они «редко» (26%) или «никогда» (48%) злятся на Бога за то, что он позволил ужасным вещам происходить с людьми.
Протестанты с исторически сложившейся черной традицией и американцы старшего возраста чаще всего говорят, что они никогда не испытывали такого гнева по отношению к Богу.
Респондентов, которые верят в Бога или высшие силы, также спрашивали, испытывают ли они сомнения в этих убеждениях или в некоторых атрибутах Бога, таких как доброта, из-за страданий, которые они видят в мире. Относительно немногие американцы громко разделяют такие чувства. Например, всего 3% взрослых американцев говорят, что следующее утверждение описывает их собственные взгляды очень хорошо: «Иногда я думаю, что страдания, существующие в мире, являются признаком того, что Бога нет». Точно так же только 5% говорят, что утверждения «иногда страдания в мире заставляют меня сомневаться в том, что Бог всемогущ» и «иногда страдания в мире заставляют меня сомневаться в том, что Бог всецело любящий и добрый» очень хорошо описывают их взгляды. .
Даже более слабый резонанс с этими сомнениями встречается относительно редко. Менее одного из пяти американцев говорят, что каждое из трех утверждений описывает их взгляды как минимум «несколько хорошо». В каждом случае около трех четвертей говорят, что это описывает их чувства «не слишком хорошо» или «совсем не очень хорошо». (Дополнительно 9% американцев не верят в Бога или любую другую высшую силу или духовную силу во Вселенной, и поэтому им не задавались эти вопросы.)
Сомнения в существовании Бога или в Его атрибутах, основанные на количестве человеческих страданий в мире несколько чаще встречаются среди молодых людей, демократов и нерелигиозных американцев, которые выражают веру в Бога или высшую силу. Но даже среди этих групп верующие гораздо чаще говорят, что у них , а не есть такие сомнения, чем говорят, что они есть.
Точно так же относительно немногие американцы видят большую часть страданий в мире как наказание от Бога. Всего 4% говорят, что «все» или «большинство» страданий в мире — это наказание от Бога, в то время как еще 18% говорят, что «некоторые» являются таковыми, а 22% говорят, что «лишь небольшая часть» страданий мира результат гнева Божия. Почти половина взрослых американцев (46%) говорят, что «никакие» страдания в мире не являются наказанием от Бога (в дополнение к 9%, которые не верят в Бога).
Опрос Pew Research Center, проведенный в 2017 году, показал, что 40% взрослых американцев заявили, что Бог когда-либо наказывал их. Это соответствует доле в новом опросе тех, кто говорит, что хотя бы «небольшое» страдание в мире — это наказание от Бога (44%).
Протестанты в исторически сложившейся черной традиции несколько чаще, чем другие христиане, говорят, что по крайней мере «некоторые» страдания в мире являются результатом Божьего наказания. Тем не менее менее половины (43%) верят в это, и только каждый десятый говорит, что все или большинство страданий происходит от гнева Божьего.
Если страдания в мире не заставляют людей сомневаться в существовании, силе или благости Бога, то как люди примиряют страдания со своими представлениями о Боге? Большинство американцев в основном возлагают вину за человеческие страдания на самих людей. Восемь из десяти взрослых американцев говорят, что следующее утверждение, по крайней мере, в некоторой степени хорошо описывает их взгляды, в том числе 44%, которые говорят, что оно очень хорошо отражает их точку зрения: «Большая часть страданий в мире исходит от действий людей, а не от Бога. ”
Многие также рассматривают человеческие страдания как часть более крупного плана. Около половины взрослого населения США поддерживают идею о том, что Бог решает не останавливать человеческие страдания, потому что это часть более крупного плана; 21% говорят, что это очень хорошо отражает их взгляды, а еще 29% говорят, что это довольно точное описание их чувств. Протестанты-евангелисты чаще, чем другие американцы, выражают твердое согласие с идеей о том, что человеческие страдания являются частью более крупного плана Бога.
Менее половины взрослых американцев говорят, что сатана несет ответственность за большую часть человеческих страданий в мире, включая 19%, которые говорят, что это очень хорошо отражает их точку зрения, и 25%, которые говорят, что это довольно хорошо. Опять же, протестанты-евангелисты, наряду с представителями исторически сложившейся черной протестантской традиции, особенно склонны придерживаться таких взглядов на сатану, в то время как католики с меньшей вероятностью видят работу сатаны в человеческих страданиях.