А.Н.Радищев. «Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным, кем бы он ни был».
Александр Радищев родился в 1749 году в дворянской семье саратовского помещика. Отец его службой, умом и трудами собрал немалое состояние(3500 крепостных душ).
При этом был
просвещённым, добрым, гуманным
помещиком. Во время Пугачёвского
восстания крепостные
спрятали его и его семью.
Маленький Саша быстро заговорил по- французски, позже по-английски, по- немецки, по — латински, по- итальянски.
Его любимыми книгами были сказки «Тысяча и одна ночь», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мифы Древней Греции».
В 1759 г. Радищев был определён в недавно созданный в Москве Пажеский корпус. Там учили математике, военным наукам, философии, праву, истории, географии, уделялось внимание юриспруденции и нравственному воспитанию.
В 1766 году 23 пажа были отправлены учиться в Лейпцигский университет в Германию на 5 лет. В числе лучших были А.Радищев и его друзья Алексей Кутузов, Пётр Челищев, два брата Ушаковы- Фёдор и Михаил.
Там они читали работы европейских писателей и философов. Радищев самостоятельно изучает химию и медицину.
Во время учёбы в Лейпциге студентам пришлось столкнуться с жестоким произволом приставленного к ним наставника Бохума. Борьбу против самодура возглавил Ф.В.Ушаков, чья героическая смерть после тяжёлой болезни потрясла Радищева. Ушаков завещал ему свои бумаги и совет: «Нужно в жизни иметь правила…» Пример этой мужественной личности оказал на Радищева большое влияние.
С 1771 года Радищев в должности протоколиста наблюдает разбор дел в Сенате. С 1773 г. служит в военном штабе юристом, с1777 г. — служба в Коммерц-коллегии заместителем начальника таможни, становится правой рукой просвещённого и образованного вельможи А.Р.Воронцова.
За годы службы Радищев приходит к выводу, что закон защищает лишь тех, кто имеет власть, а «крестьянин
в законе мёртв».
Перед ним открылось
истинное положение
дел в огромной
империи:
злоупотребления,
бессилие бедных,
взяточничество,
произвол.
Счастливые и горькие впечатления в жизни Радищева оказываются рядом: венчание с Анной Рубановской, которая родит ему 4-х детей, и жестокая расправа с пугачёвцами, репрессии против восставшего народа.
Неизвестный художник .
Портрет Анны Васильевны
Радищевой.
Портрет Александра Николаевича
Радищева.
По натуре скрытный, Радищев многим нравился в светском обществе Петербурга незаурядным умом, сдержанностью, хорошими манерами, речью, приятной внешностью. Был он человеком обаятельным и сильным, люди к нему тянулись .
К 40 годам у него было достаточно высокое прочное общественное положение, уважение сослуживцев и тепло друзей. Что же побудило его поставить под удар самодержавно-крепостнического чудовища службу, семью, собственную жизнь ?
30 июня 1790 года Радищев был арестован по указанию Екатерины Великой и посажен в Петропавловскую крепость. Императрица скажет про Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачёва!»
Радищев был арестован, дело его было препоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о « покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся
именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»
Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.
После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.
Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.
В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка).
В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.
Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска .
Гаврилов В.Н. Картина «А.Н. Радищев». 1951 г
Очерк – форма достаточно свободная: в нем легко соединяются описание и рассуждение, диалог и лирическое отступление, бесстрастный отчет и философские раздумья.
Очерк любит подробности , в частности, в описании города, в показе различных сторон его жизни, порой ему присуща фотографическая точность, но часто дотошен и в фиксации деталей, отдельных фактов.
А. Баранов. Восстание крепостных крестьян.
Х. Гейслер. Наказание в России.
А.Г. Венецианов.
Крестьянская девушка за вышиванием
И.А. Ерменев .
Крестьянский обед.
(1773-1775 г.)
1 . Как начинается книга?
2. Кого изображает Радищев в первых главах и с какой целью?
3. Какое значение имеет в книге глава «Спасская Полесть»?
4. С какой целью автор рассказывает о выступлениях крестьян и в чём заключается основная мысль оды «Вольность»?
5.В чём смысл главы «Городня» и «Слова о Ломоносове»?
6. В чём новаторство Радищева в изображении крестьян?
7. Кто главный герой «Путешествия..»?
8. Каким образом Радищев выражает своё отношение к народу?
Ода «Вольность»
Житиё Фёдора Ушакова
Путешествие из Петербурга в Москву.
Дневник одной недели.
Слово о Ломоносове.
Письмо к другу, жительствующему в Тобольске.
Беседа о том, что есть сын отечества.
С середины 1780-х годов Радищев усиленно работает над своим основным трудом — книгой „Путешествие из Петербурга в Москву“. В собственноручных объяснениях, данных впоследствии в Тайной экспедиции, Радищев подробно рассказал, как у него возникла мысль написать такую смелую книгу. Работая в таможне, он часто покупал различные „коммерческие книги“. Однажды ему попалась в руки „Философская и политическая история учреждений и торговли в обеих Индиях“ французского историка и социолога Г. Рейналя. В ней автор остро критиковал феодально-абсолютистские порядки.

Александр Николаевич Радищев — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги “Путешествие из Петербурга в Москву”, над которой писатель работал около десяти лет.
Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав “Путешествие”, императрица пришла в негодование и написала в примечаниях’. “Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева”. Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.
Эпиграфом к своей книге писатель взял стих из Тредиаковского, несколько видоизменив его. “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй”. У Тредиаковского описываются мучения порочных людей в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало “мерзость их пороков”, выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ. Таким чудовищем и представляет Радищев самодержавно-крепостнический строй России своего времени. Писатель страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков.
В “Путешествии” Радищева мы видим картины жизни крепостного крестьянства. В главе “Пешки”, описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: “Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния. ..”
О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе “Любани” . Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: “Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.
Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе “Вышний Волочок”. Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. “Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина”, — восклицает, обращаясь к помещику, писатель.
В главе “Медное” описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина^ ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а “от самой тяжести порабощения”.
Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он. так как весь строй против них Исправить положение в стране может только революция. Призыв к революции звучит как основной мотив в книге Радищева. пронизывает все ее содержание. В главе “Городня” автор говорит не только о своем твердом убеждении, что народная революция произойдет, но и о том, что у победившего народа появится своя собственная народная культура Для Радищева источник зла — самодержавие, для писателя не может быть доброго царя, так как неограниченная царская власть неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти писатель в главе “Спасская Полесть” и в оде “Вольность”, которую Радищев помещает в книг) наряду со “Словом о Ломоносове”, что вызывало недоумение у литераторов-профессионалов.
А.Н. Радищев | Презентация к уроку по литературе:
Слайд 1
Александр Николаевич Радищев «Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным, кем бы он ни был» 1749-1802
Слайд 2
Александр Радищев родился в 1749 году в дворянской семье саратовского помещика. Отец его службой, умом и трудами собрал немалое состояние(3500 крепостных душ). При этом был просвещённым, добрым, гуманным помещиком. Во время Пугачёвского восстания крепостные спрятали его и его семью.
Слайд 3
Детские годы Радищева прошли в Москве, в доме родственника матери М.Ф.Аргамакова, участника заговора против Бирона. В отроческие годы будущий писатель брал уроки у лучших университетских профессоров в Москве.
Слайд 4
Маленький Саша быстро заговорил по- французски , позже по- немецки , по-английски, по — латински , по — итальянски . Его любимыми книгами были сказки «Тысяча и одна ночь», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мифы Древней Греции».
Слайд 5
В 1759 г. Радищев был определён в недавно созданный в Москве Пажеский корпус . Там учили математике, военным наукам, философии, праву, истории, географии, уделялось внимание юриспруденции и нравственному воспитанию. Будущий придворный и государственный служащий учится успешно .
Слайд 6
В 1766 году 23 пажа были отправлены учиться в Лейпцигский университет в Германию на 5 лет. В числе лучших были А.Радищев и его друзья Алексей Кутузов, Пётр Челищев, два брата Ушаковы- Фёдор и Михаил . Там они читали работы европейских писателей и философов. Радищев самостоятельно изучает химию и медицину.
Слайд 7
Во время учёбы в Лейпциге студентам пришлось столкнуться с жестоким произволом приставленного к ним наставника Бохума. Борьбу против самодура возглавил Ф.В.Ушаков, чья героическая смерть после тяжёлой болезни потрясла Радищева. Ушаков завещал ему свои бумаги и совет: «Нужно в жизни иметь правила…» Пример этой мужественной личности оказал на Радищева большое влияние.
Слайд 8
С 1771 года Радищев в должности протоколиста наблюдает разбор дел в Сенате. С 1773 г. служит в военном штабе юристом, с1777 г.- служба в Коммерц-коллегии заместителем начальника таможни, становится правой рукой просвещённого и образованного вельможи А.Р.Воронцова. За годы службы Радищев приходит к выводу, что закон защищает лишь тех, кто имеет власть, а «крестьянин в законе мёртв». Перед ним открылось истинное положение дел в огромной империи: злоупотребления, бессилие бедных, взяточничество, произвол.
Слайд 9
Счастливые и горькие впечатления в жизни Радищева оказываются рядом: венчание с Анной Рубановской , которая родит ему 4-х детей, и жестокая расправа с пугачёвцами , репрессии против восставшего народа. Немного позже императрица Екатерина скажет про Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачёва!» и это не случайно: взгляды образованного барина Радищева и неграмотного крестьянского вождя Емельяна Пугачёва во многом совпадали.
Слайд 10
По натуре скрытный, Радищев многим нравился в светском обществе Петербурга незаурядным умом, сдержанностью, хорошими манерами, речью, приятной внешностью. Был он человеком обаятельным и сильным, люди к нему тянулись. К 40 годам у него было достаточно высокое прочное общественное положение, уважение сослуживцев и тепло друзей. Что же побудило его поставить под удар самодержавно-крепостнического чудовища службу, семью, собственную жизнь ?
Слайд 11
В 1790 году устроив свою типографию, он опубликовал главный труд своей жизни- «Путешествие из Петербурга в Москву». 650 книг были выпущены без имени автора, но все знают, кто он. 30 июня 1790 года Радищев был арестован по указанию Екатерины Великой и посажен в Петропавловскую крепость. 24 июля ему вынесен смертный приговор, но позже заменён ссылкой на 10 лет в Сибирь .
Слайд 12
В Сибири Радищев продолжает работать, занимается медициной, лечит простых крестьян. Лишь в 1797г., при Павле I, он получает право вернуться, постаревший,больной, но не сломленный.
Слайд 13
Измученный болезнями, окружённый чуждыми ему людьми, Радищев видел, что в жизни столицы мало что изменилось к лучшему. Его одолевали горькие мысли. 12 сентября 1802г. Он покончил собой, выпив яда, не желая долго умирать от тяжёлой болезни, и не желая мириться с несправедливостью. Радищева похоронили на Волковском кладбище.
Слайд 14
Ты хочешь знать: кто я?что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Слайд 15
«Путешествие из Петербурга в Москву» «Чудище обло , огромно, стозевно и лаяй «. » Телемахида «,
Слайд 16
Жанр — путешествие, в форме путевых заметок. Композиция — последовательное построение глав, каждая глава- новая станция на пути героя. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность, показать людей всех слоёв общества, позволяет глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного .
Слайд 17
герои дворянское сословие крестьянство жёсткие, жадные, бесчеловечные. (комиссар из Софии, систербецкий начальник, любитель устриц, асессор из Зайцево и др. ) гуманные, справедливые, честные. ( путешесвенник , его приятель «Ч..», «незнакомец», Крестьянкин .)
Слайд 18
Восстание крепостных крестьян. Художник: А. Баранов
Слайд 19
Наказание в России. Художник: Х. Гейслер
Слайд 20
Крестьянская девушка за вышиванием Художник: А.Г. Венецианов
Слайд 21
Крестьянский обед Художник: И.А. Ерменев (1773-1775 г.)
Слайд 22
Торг. Сцена из крестьянского быта Художник: Н.В. Неврев (1886 г.)
Слайд 23
1 . Как начинается книга? 2. Кого изображает Радищев в первых главах и с какой целью? 3. Какое значение имеет в книге глава «Спасская Полесть »? 4. С какой целью автор рассказывает о выступлениях крестьян и в чём заключается основная мысль оды «Вольность»? 5.В чём смысл главы «Городня» и «Слова о Ломоносове»? 6. В чём новаторство Радищева в изображении крестьян? 7. Кто главный герой «Путешествия..»? 8. Каким образом Радищев выражает своё отношение к народу? вопросы:
Слайд 24
Ода «Вольность» Житиё Фёдора Ушакова Путешествие из Петербурга в Москву. Дневник одной недели. Слово о Ломоносове. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Беседа о том, что есть сын отечества. И др. творческое наследие писателя
Слайд 25
Пугачёвское восстание — крестьянская война 1773-75гг. Под предводительством Емельяна Пугачёва. Временщик Бирон – приближённый императрицы Анны Иоанновны, отличавшийся особой жестокостью. Пажеский корпус – привилегированное учебное заведение для детей из аристократических семейств,готовящее будущих государственных деятелей. Европейские писатели и философы – Дидро, Вольтер, Руссо. «Великие люди, просвещавшие головы для приближающейся революции и сами выступавшие крайне революционно, они стояли на защите человеческих прав, против классового неравенства.» Ф.В.Ушаков – друг А.Радищева, которому посвящено «Житиё Фёдора Ушакова»,изданное в 1789г. «О человеке, его смертности и бессмертии»- книга написана во время сибирской ссылки Анна Рубановская — сестра А.Рубановского , друга писателя по Лейпцигу. умерла, родив 4-го ребёнка. «Путешествие из Петербурга в Москву» -главный труд А.Радищева, работа над книгой продолжалась с 1788 по 1789г. Ода «Вольность» — создана в связи с победой американцев. В 1775-1783 годах Северная Америка вела войну за независимость с Великобританией. Ода включена в «Путешествие из Петербурга в Москву».
Борьба с равнодушием к человеческим страданиям
Скотт Керман, исполнительный директор
Пока я пишу это, мы уже пять месяцев служим сообществу, которое было опустошено кризисом COVID-19. У большинства наших гостей не было передышки от жизни на открытом воздухе в нищете, и нет никаких признаков того, что их положение изменится в ближайшее время.
Кризис COVID-19 и сопутствующая ему экономическая напряженность значительно усилили стресс у наших гостей, особенно у тех, кто страдает психическими заболеваниями или зависимостями. В Blanchet House мы стали свидетелями ухудшения их самочувствия за эти пять месяцев. Мы видим, как жизнь в неблагополучных условиях повлияла на гостей, которых мы знали до пандемии. И мы видим растерянность, тревогу и даже гнев среди множества новых лиц, которые каждый день приходят к нам за едой.
Через пять месяцев этого кризиса мы видим еще большее отчаяние и нетерпение в очередях, больше мусора и человеческих отходов вокруг нашего здания, и даже треснувшее окно, вызванное настолько травмированным гостем, что он несколько раз ударился о него головой. Это напряжение приводит к дополнительным эмоциональным и финансовым затратам на наши услуги. Наше служение во время этого кризиса нелегко; проблемы значительны.
Тем не менее, мы непоколебимы в своем стремлении обеспечивать ежедневное питание, удовлетворять другие потребности, насколько это возможно, и выражать сострадание и надежду.
Наше служение в это время непростое, а проблемы значительны, но критически важны.
Я помню, что Папа Франциск недавно сказал, что нынешние времена призывают нас взять на себя обязательство «защищать достоинство, присущее каждому человеку». Папа Франциск продолжил: «В то время как мы работаем над излечением вируса, который поражает всех без исключения, вера призывает нас работать серьезно и бороться с безразличием перед лицом ущемления человеческого достоинства».
Blanchet House активно борется с равнодушием, которое так часто ощущают люди, которым мы служим.
Каждая чашка кофе, каждый пакетик ланча, каждое горячее блюдо, каждая пара носков говорят нашим гостям, что мы заботимся о них.
Треснувшее окно из-за того, что кто-то несколько раз ударился о него головой, показывает, насколько возросли эмоциональные и финансовые затраты (1300 долларов США) на предоставляемые нами услуги.
Каждый доброволец, который любезно смотрит нашим гостям в глаза, произведения искусства и слова поддержки, украшающие обеды из мешков, и каждая пожертвованная многоразовая бутылка для воды подтверждает человеческое достоинство наших бездомных и необеспеченных продовольствием гостей. Эти искренние добрые дела позволяют нашим гостям понять, что они не одиноки и что наше сообщество не оставило их.
Поддержка сообщества Blanchet House в течение этих пяти месяцев была исключительной и вдохновляющей. Вы уже так много дали, но я должен без стеснения требовать от вас еще большего. Мы находимся в этом служении на протяжении всего времени, благодаря вашей поддержке, вашим вдохновляющим словам и вашим дарам.
Ваша поддержка поддерживает нас. Что еще более важно, это дает надежду и достоинство людям, которым мы служим.
Помогите заменить наше окно и поддержите нашу программу питания здесь >>
Эли Визель в фильме «В свете Питтсбургской трагедии» | BU Today
Известные цитаты покойного профессора BU и лауреата Нобелевской премии мира об опасностях равнодушия
Звезды Давида перед синагогой «Древо жизни» отображают имена погибших в результате смертельной стрельбы в синагоге в Питтсбурге, Пенсильвания, суббота, 27 октября. AP Photo/Matt Rourke
29 октября 2018 г.
Твиттер Фейсбук
Стрелок-одиночка и общепризнанный антисемит Роберт Бауэрс вошел в синагогу «Древо жизни» в Питтсбурге в субботу, 27 октября, и убил 11 человек, ранив еще 6. Эта резня потрясла всю страну и весь мир и произошла в то время, когда нападения на евреев растут как в Соединенных Штатах, так и по всей Европе.
Слова одного из самых известных профессоров BU, покойного Эли Визеля (достопочтенный ’74), сейчас как никогда актуальны. Писатель, гуманист, переживший Холокост и лауреат Нобелевской премии мира Визель, умерший в 2016 году в возрасте 87 лет, провел большую часть своей жизни, напоминая миру об опасностях безразличия и ненависти и о важности выступления против несправедливости и нетерпимости. На момент своей смерти он был почетным профессором гуманитарных наук Эндрю У. Меллона в BU и почетным профессором философии и религии Колледжа искусств и наук.
Эли Визель — по его собственным словам:
«Я поклялся никогда не молчать , где бы и когда бы люди ни терпели страдания и унижения. Мы всегда должны принимать чью-то сторону».
«Нет высшей человеческой расы; никакая религиозная вера не уступает. Все коллективные суждения ошибочны. Их делают только расисты».
«Человеческие страдания везде касаются мужчин и женщин повсюду».
«Противоположность любви — не ненависть, — равнодушие. Противоположность искусства не безобразие, а равнодушие. Противоположность вере не ересь, а равнодушие. А противоположность жизни не смерть, а равнодушие».
«Тот, кто ненавидит одну группу , в конце концов возненавидит всех — и, в конечном счете, возненавидит самого себя».
«В любом обществе фанатики, ненавидящие , ненавидят не только меня, но и вас. Они ненавидят всех».
«Могут быть времена, когда мы бессильны предотвратить несправедливость, но никогда не должно быть времени, когда мы не сможем протестовать».
«Мы всегда должны принимать чью-то сторону. Нейтралитет помогает угнетателю, а не жертве. Молчание поощряет мучителя, а не мучимого. Иногда мы должны вмешиваться. Когда человеческая жизнь находится в опасности, когда человеческое достоинство находится под угрозой, национальные границы и чувства становятся неуместными. Везде, где мужчин или женщин преследуют из-за их расы, религии или политических взглядов, это место должно — в этот момент — стать центром вселенной».
«Действие — единственное средство от равнодушия: самой коварной опасности из всех».
«Вот что мы должны сделать — не спать спокойно, когда люди страдают в любой точке мира. Не спать спокойно, когда кого-то преследуют. Не спать спокойно, когда люди то тут, то там голодны. Не спать спокойно, когда есть больные люди и им некому помочь. Не спать спокойно, когда ты кому-то где-то нужен.
Вторая часть осенних лекций памяти Эли Визеля 2018 года «После Хрустальной ночи: рутинизация немецкого государственного насилия на Востоке» с Омером Бартовым, профессором европейской истории Университета Брауна, состоится сегодня вечером, в понедельник, 29 октября, в 7 часов.