Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным: А.Н.Радищев. «Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным, кем бы он ни был».

А.Н.Радищев. «Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным, кем бы он ни был».

Александр Радищев родился в 1749 году в дворянской семье саратовского помещика. Отец его службой, умом и трудами собрал немалое состояние(3500 крепостных душ).

При этом был

просвещённым, добрым, гуманным

помещиком. Во время Пугачёвского

восстания крепостные

спрятали его и его семью.

Маленький Саша быстро заговорил по- французски, позже по-английски, по- немецки, по — латински, по- итальянски.

Его любимыми книгами были сказки «Тысяча и одна ночь», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мифы Древней Греции».

В 1759 г. Радищев был определён в недавно созданный в Москве Пажеский корпус. Там учили математике, военным наукам, философии, праву, истории, географии, уделялось внимание юриспруденции и нравственному воспитанию.

Будущий придворный и государственный служащий учится успешно .

В 1766 году 23 пажа были отправлены учиться в Лейпцигский университет в Германию на 5 лет. В числе лучших были А.Радищев и его друзья Алексей Кутузов, Пётр Челищев, два брата Ушаковы- Фёдор и Михаил.

Там они читали работы европейских писателей и философов. Радищев самостоятельно изучает химию и медицину.

Во время учёбы в Лейпциге студентам пришлось столкнуться с жестоким произволом приставленного к ним наставника Бохума. Борьбу против самодура возглавил Ф.В.Ушаков, чья героическая смерть после тяжёлой болезни потрясла Радищева. Ушаков завещал ему свои бумаги и совет: «Нужно в жизни иметь правила…» Пример этой мужественной личности оказал на Радищева большое влияние.

С 1771 года Радищев в должности протоколиста наблюдает разбор дел в Сенате. С 1773 г. служит в военном штабе юристом, с1777 г.

— служба в Коммерц-коллегии заместителем начальника таможни, становится правой рукой просвещённого и образованного вельможи А.Р.Воронцова.

За годы службы Радищев приходит к выводу, что закон защищает лишь тех, кто имеет власть, а «крестьянин

в законе мёртв».

Перед ним открылось

истинное положение

дел в огромной

империи:

злоупотребления,

бессилие бедных,

взяточничество,

произвол.

Счастливые и горькие впечатления в жизни Радищева оказываются рядом: венчание с Анной Рубановской, которая родит ему 4-х детей, и жестокая расправа с пугачёвцами, репрессии против восставшего народа.

Неизвестный художник .

Портрет Анны Васильевны

Радищевой.

Портрет Александра Николаевича

Радищева.

По натуре скрытный, Радищев многим нравился в светском обществе Петербурга незаурядным умом, сдержанностью, хорошими манерами, речью, приятной внешностью. Был он человеком обаятельным и сильным, люди к нему тянулись .

К 40 годам у него было достаточно высокое прочное общественное положение, уважение сослуживцев и тепло друзей. Что же побудило его поставить под удар самодержавно-крепостнического чудовища службу, семью, собственную жизнь ?

30 июня 1790 года Радищев был арестован по указанию Екатерины Великой и посажен в Петропавловскую крепость. Императрица скажет про Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачёва!»

Радищев был арестован, дело его было препоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о « покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся

именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»

; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.

Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка).

В документах о захоронении говорится о естественной смерти .

В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска .

Гаврилов В.Н. Картина «А.Н. Радищев». 1951 г

Очерк – форма достаточно свободная: в нем легко соединяются описание и рассуждение, диалог и лирическое отступление, бесстрастный отчет и философские раздумья.

Очерк любит подробности , в частности, в описании города, в показе различных сторон его жизни, порой ему присуща фотографическая точность, но часто дотошен и в фиксации деталей, отдельных фактов.

Так же очерк — это осмысление фактов, их анализ.

А. Баранов. Восстание крепостных крестьян.

Х. Гейслер. Наказание в России.

А.Г. Венецианов.

Крестьянская девушка за вышиванием

И.А. Ерменев .

Крестьянский обед.

(1773-1775 г.)

1 . Как начинается книга?

2. Кого изображает Радищев в первых главах и с какой целью?

3. Какое значение имеет в книге глава «Спасская Полесть»?

4. С какой целью автор рассказывает о выступлениях крестьян и в чём заключается основная мысль оды «Вольность»?

5.В чём смысл главы «Городня» и «Слова о Ломоносове»?

6. В чём новаторство Радищева в изображении крестьян?

7. Кто главный герой «Путешествия..»?

8. Каким образом Радищев выражает своё отношение к народу?

Ода «Вольность»

Житиё Фёдора Ушакова

Путешествие из Петербурга в Москву.

Дневник одной недели.

Слово о Ломоносове.

Письмо к другу, жительствующему в Тобольске.

Беседа о том, что есть сын отечества.

С середины 1780-х годов Радищев усиленно работает над своим основным трудом — книгой „Путешествие из Петербурга в Москву“. В собственноручных объяснениях, данных впоследствии в Тайной экспедиции, Радищев подробно рассказал, как у него возникла мысль написать такую смелую книгу. Работая в таможне, он часто покупал различные „коммерческие книги“. Однажды ему попалась в руки „Философская и политическая история учреждений и торговли в обеих Индиях“ французского историка и социолога Г. Рейналя. В ней автор остро критиковал феодально-абсолютистские порядки.

Слог книги, высокопарный стиль, дерзновенные выражения — все понравилось Радищеву. Вот и ему захотелось создать нечто подобное, но на российском материале. Военная служба дала ему возможность познакомиться со многими неприглядными сторонами действительности: с делами о беглых рекрутах и злоупотреблениях помещиков, с приказами Военной коллегии, с некоторыми материалами о Пугачевском восстании, которое было в самом разгаре. Сначала он задумал написать повесть о крестьянах, проданных с торгов. Затем, прочитав книгу немецкого писателя и философа И. Гердера, набросал несколько страниц о тисках русской цензуры. Но все это осталось незаконченным, ему никак не удавалось найти яркую форму подачи накопленного материала. Лишь после того, как Радищев прочитал книгу Л. Стерна „Сентиментальное путешествие по Франции и Италии“, у него окончательно созрела идея „Путешествия из Петербурга в Москву“. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру: цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения.
Печаталась книга в домашней типографии.

  Александр Николаевич Радищев — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги “Путешествие из Петербурга в Москву”, над которой писатель работал около десяти лет.  

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав “Путешествие”, императрица пришла в негодование и написала в примечаниях’. “Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева”. Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

   Эпиграфом к своей книге писатель взял стих из Тредиаковского, несколько видоизменив его. “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй”. У Тредиаковского описываются мучения порочных людей в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало “мерзость их пороков”, выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ. Таким чудовищем и представляет Радищев самодержавно-крепостнический строй России своего времени.     Писатель страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков.

  В “Путешествии” Радищева мы видим картины жизни крепостного крестьянства. В главе “Пешки”, описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: “Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния. ..”

О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе “Любани” . Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: “Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.

  Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе “Вышний Волочок”. Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. “Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина”, — восклицает, обращаясь к помещику, писатель.

  В главе “Медное” описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина^ ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а “от самой тяжести порабощения”.

   Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он. так как весь строй против них Исправить положение в стране может только революция.     Призыв к революции звучит как основной мотив в книге Радищева. пронизывает все ее содержание. В главе “Городня” автор говорит не только о своем твердом убеждении, что народная революция произойдет, но и о том, что у победившего народа появится своя собственная народная культура Для Радищева источник зла — самодержавие, для писателя не может быть доброго царя, так как неограниченная царская власть неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти писатель в главе “Спасская Полесть” и в оде “Вольность”, которую Радищев помещает в книг) наряду со “Словом о Ломоносове”, что вызывало недоумение у литераторов-профессионалов.

А.Н. Радищев | Презентация к уроку по литературе:

Слайд 1

Александр Николаевич Радищев «Страдания людей не должны оставлять человека равнодушным, кем бы он ни был» 1749-1802

Слайд 2

Александр Радищев родился в 1749 году в дворянской семье саратовского помещика. Отец его службой, умом и трудами собрал немалое состояние(3500 крепостных душ). При этом был просвещённым, добрым, гуманным помещиком. Во время Пугачёвского восстания крепостные спрятали его и его семью.

Слайд 3

Детские годы Радищева прошли в Москве, в доме родственника матери М.Ф.Аргамакова, участника заговора против Бирона. В отроческие годы будущий писатель брал уроки у лучших университетских профессоров в Москве.

Слайд 4

Маленький Саша быстро заговорил по- французски , позже по- немецки , по-английски, по — латински , по — итальянски . Его любимыми книгами были сказки «Тысяча и одна ночь», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мифы Древней Греции».

Слайд 5

В 1759 г. Радищев был определён в недавно созданный в Москве Пажеский корпус . Там учили математике, военным наукам, философии, праву, истории, географии, уделялось внимание юриспруденции и нравственному воспитанию. Будущий придворный и государственный служащий учится успешно .

Слайд 6

В 1766 году 23 пажа были отправлены учиться в Лейпцигский университет в Германию на 5 лет. В числе лучших были А.Радищев и его друзья Алексей Кутузов, Пётр Челищев, два брата Ушаковы- Фёдор и Михаил . Там они читали работы европейских писателей и философов. Радищев самостоятельно изучает химию и медицину.

Слайд 7

Во время учёбы в Лейпциге студентам пришлось столкнуться с жестоким произволом приставленного к ним наставника Бохума. Борьбу против самодура возглавил Ф.В.Ушаков, чья героическая смерть после тяжёлой болезни потрясла Радищева. Ушаков завещал ему свои бумаги и совет: «Нужно в жизни иметь правила…» Пример этой мужественной личности оказал на Радищева большое влияние.

Слайд 8

С 1771 года Радищев в должности протоколиста наблюдает разбор дел в Сенате. С 1773 г. служит в военном штабе юристом, с1777 г.- служба в Коммерц-коллегии заместителем начальника таможни, становится правой рукой просвещённого и образованного вельможи А.Р.Воронцова. За годы службы Радищев приходит к выводу, что закон защищает лишь тех, кто имеет власть, а «крестьянин в законе мёртв». Перед ним открылось истинное положение дел в огромной империи: злоупотребления, бессилие бедных, взяточничество, произвол.

Слайд 9

Счастливые и горькие впечатления в жизни Радищева оказываются рядом: венчание с Анной Рубановской , которая родит ему 4-х детей, и жестокая расправа с пугачёвцами , репрессии против восставшего народа. Немного позже императрица Екатерина скажет про Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачёва!» и это не случайно: взгляды образованного барина Радищева и неграмотного крестьянского вождя Емельяна Пугачёва во многом совпадали.

Слайд 10

По натуре скрытный, Радищев многим нравился в светском обществе Петербурга незаурядным умом, сдержанностью, хорошими манерами, речью, приятной внешностью. Был он человеком обаятельным и сильным, люди к нему тянулись. К 40 годам у него было достаточно высокое прочное общественное положение, уважение сослуживцев и тепло друзей. Что же побудило его поставить под удар самодержавно-крепостнического чудовища службу, семью, собственную жизнь ?

Слайд 11

В 1790 году устроив свою типографию, он опубликовал главный труд своей жизни- «Путешествие из Петербурга в Москву». 650 книг были выпущены без имени автора, но все знают, кто он. 30 июня 1790 года Радищев был арестован по указанию Екатерины Великой и посажен в Петропавловскую крепость. 24 июля ему вынесен смертный приговор, но позже заменён ссылкой на 10 лет в Сибирь .

Слайд 12

В Сибири Радищев продолжает работать, занимается медициной, лечит простых крестьян. Лишь в 1797г., при Павле I, он получает право вернуться, постаревший,больной, но не сломленный.

Слайд 13

Измученный болезнями, окружённый чуждыми ему людьми, Радищев видел, что в жизни столицы мало что изменилось к лучшему. Его одолевали горькие мысли. 12 сентября 1802г. Он покончил собой, выпив яда, не желая долго умирать от тяжёлой болезни, и не желая мириться с несправедливостью. Радищева похоронили на Волковском кладбище.

Слайд 14

Ты хочешь знать: кто я?что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Слайд 15

«Путешествие из Петербурга в Москву» «Чудище обло , огромно, стозевно и лаяй «. » Телемахида «,

Слайд 16

Жанр — путешествие, в форме путевых заметок. Композиция — последовательное построение глав, каждая глава- новая станция на пути героя. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность, показать людей всех слоёв общества, позволяет глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного .

Слайд 17

герои дворянское сословие крестьянство жёсткие, жадные, бесчеловечные. (комиссар из Софии, систербецкий начальник, любитель устриц, асессор из Зайцево и др. ) гуманные, справедливые, честные. ( путешесвенник , его приятель «Ч..», «незнакомец», Крестьянкин .)

Слайд 18

Восстание крепостных крестьян. Художник: А. Баранов

Слайд 19

Наказание в России. Художник: Х. Гейслер

Слайд 20

Крестьянская девушка за вышиванием Художник: А.Г. Венецианов

Слайд 21

Крестьянский обед Художник: И.А. Ерменев (1773-1775 г.)

Слайд 22

Торг. Сцена из крестьянского быта Художник: Н.В. Неврев (1886 г.)

Слайд 23

1 . Как начинается книга? 2. Кого изображает Радищев в первых главах и с какой целью? 3. Какое значение имеет в книге глава «Спасская Полесть »? 4. С какой целью автор рассказывает о выступлениях крестьян и в чём заключается основная мысль оды «Вольность»? 5.В чём смысл главы «Городня» и «Слова о Ломоносове»? 6. В чём новаторство Радищева в изображении крестьян? 7. Кто главный герой «Путешествия..»? 8. Каким образом Радищев выражает своё отношение к народу? вопросы:

Слайд 24

Ода «Вольность» Житиё Фёдора Ушакова Путешествие из Петербурга в Москву. Дневник одной недели. Слово о Ломоносове. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Беседа о том, что есть сын отечества. И др. творческое наследие писателя

Слайд 25

Пугачёвское восстание — крестьянская война 1773-75гг. Под предводительством Емельяна Пугачёва. Временщик Бирон – приближённый императрицы Анны Иоанновны, отличавшийся особой жестокостью. Пажеский корпус – привилегированное учебное заведение для детей из аристократических семейств,готовящее будущих государственных деятелей. Европейские писатели и философы – Дидро, Вольтер, Руссо. «Великие люди, просвещавшие головы для приближающейся революции и сами выступавшие крайне революционно, они стояли на защите человеческих прав, против классового неравенства.» Ф.В.Ушаков – друг А.Радищева, которому посвящено «Житиё Фёдора Ушакова»,изданное в 1789г. «О человеке, его смертности и бессмертии»- книга написана во время сибирской ссылки Анна Рубановская — сестра А.Рубановского , друга писателя по Лейпцигу. умерла, родив 4-го ребёнка. «Путешествие из Петербурга в Москву» -главный труд А.Радищева, работа над книгой продолжалась с 1788 по 1789г. Ода «Вольность» — создана в связи с победой американцев. В 1775-1783 годах Северная Америка вела войну за независимость с Великобританией. Ода включена в «Путешествие из Петербурга в Москву».

Борьба с равнодушием к человеческим страданиям

Скотт Керман, исполнительный директор

Пока я пишу это, мы уже пять месяцев служим сообществу, которое было опустошено кризисом COVID-19. У большинства наших гостей не было передышки от жизни на открытом воздухе в нищете, и нет никаких признаков того, что их положение изменится в ближайшее время.

Кризис COVID-19 и сопутствующая ему экономическая напряженность значительно усилили стресс у наших гостей, особенно у тех, кто страдает психическими заболеваниями или зависимостями. В Blanchet House мы стали свидетелями ухудшения их самочувствия за эти пять месяцев. Мы видим, как жизнь в неблагополучных условиях повлияла на гостей, которых мы знали до пандемии. И мы видим растерянность, тревогу и даже гнев среди множества новых лиц, которые каждый день приходят к нам за едой.

Через пять месяцев этого кризиса мы видим еще большее отчаяние и нетерпение в очередях, больше мусора и человеческих отходов вокруг нашего здания, и даже треснувшее окно, вызванное настолько травмированным гостем, что он несколько раз ударился о него головой. Это напряжение приводит к дополнительным эмоциональным и финансовым затратам на наши услуги. Наше служение во время этого кризиса нелегко; проблемы значительны.

Тем не менее, мы непоколебимы в своем стремлении обеспечивать ежедневное питание, удовлетворять другие потребности, насколько это возможно, и выражать сострадание и надежду.

Наше служение в это время непростое, а проблемы значительны, но критически важны.

Я помню, что Папа Франциск недавно сказал, что нынешние времена призывают нас взять на себя обязательство «защищать достоинство, присущее каждому человеку». Папа Франциск продолжил: «В то время как мы работаем над излечением вируса, который поражает всех без исключения, вера призывает нас работать серьезно и бороться с безразличием перед лицом ущемления человеческого достоинства».

Blanchet House активно борется с равнодушием, которое так часто ощущают люди, которым мы служим.

Каждая чашка кофе, каждый пакетик ланча, каждое горячее блюдо, каждая пара носков говорят нашим гостям, что мы заботимся о них.

 

Треснувшее окно из-за того, что кто-то несколько раз ударился о него головой, показывает, насколько возросли эмоциональные и финансовые затраты (1300 долларов США) на предоставляемые нами услуги.

Каждый доброволец, который любезно смотрит нашим гостям в глаза, произведения искусства и слова поддержки, украшающие обеды из мешков, и каждая пожертвованная многоразовая бутылка для воды подтверждает человеческое достоинство наших бездомных и необеспеченных продовольствием гостей. Эти искренние добрые дела позволяют нашим гостям понять, что они не одиноки и что наше сообщество не оставило их.

Поддержка сообщества Blanchet House в течение этих пяти месяцев была исключительной и вдохновляющей. Вы уже так много дали, но я должен без стеснения требовать от вас еще большего. Мы находимся в этом служении на протяжении всего времени, благодаря вашей поддержке, вашим вдохновляющим словам и вашим дарам.

Ваша поддержка поддерживает нас. Что еще более важно, это дает надежду и достоинство людям, которым мы служим.

Помогите заменить наше окно и поддержите нашу программу питания здесь >>

Эли Визель в фильме «В свете Питтсбургской трагедии» | BU Today

Известные цитаты покойного профессора BU и лауреата Нобелевской премии мира об опасностях равнодушия

Звезды Давида перед синагогой «Древо жизни» отображают имена погибших в результате смертельной стрельбы в синагоге в Питтсбурге, Пенсильвания, суббота, 27 октября. AP Photo/Matt Rourke

29 октября 2018 г.

Твиттер Фейсбук

Стрелок-одиночка и общепризнанный антисемит Роберт Бауэрс вошел в синагогу «Древо жизни» в Питтсбурге в субботу, 27 октября, и убил 11 человек, ранив еще 6. Эта резня потрясла всю страну и весь мир и произошла в то время, когда нападения на евреев растут как в Соединенных Штатах, так и по всей Европе.

Слова одного из самых известных профессоров BU, покойного Эли Визеля (достопочтенный ’74), сейчас как никогда актуальны. Писатель, гуманист, переживший Холокост и лауреат Нобелевской премии мира Визель, умерший в 2016 году в возрасте 87 лет, провел большую часть своей жизни, напоминая миру об опасностях безразличия и ненависти и о важности выступления против несправедливости и нетерпимости. На момент своей смерти он был почетным профессором гуманитарных наук Эндрю У. Меллона в BU и почетным профессором философии и религии Колледжа искусств и наук.

Эли Визель — по его собственным словам:

«Я поклялся никогда не молчать , где бы и когда бы люди ни терпели страдания и унижения. Мы всегда должны принимать чью-то сторону».


«Нет высшей человеческой расы; никакая религиозная вера не уступает. Все коллективные суждения ошибочны. Их делают только расисты».


«Человеческие страдания везде касаются мужчин и женщин повсюду».


«Противоположность любви — не ненависть, — равнодушие. Противоположность искусства не безобразие, а равнодушие. Противоположность вере не ересь, а равнодушие. А противоположность жизни не смерть, а равнодушие».


«Тот, кто ненавидит одну группу , в конце концов возненавидит всех — и, в конечном счете, возненавидит самого себя».


«В любом обществе фанатики, ненавидящие , ненавидят не только меня, но и вас. Они ненавидят всех».


«Могут быть времена, когда мы бессильны предотвратить несправедливость, но никогда не должно быть времени, когда мы не сможем протестовать».


«Мы всегда должны принимать чью-то сторону. Нейтралитет помогает угнетателю, а не жертве. Молчание поощряет мучителя, а не мучимого. Иногда мы должны вмешиваться. Когда человеческая жизнь находится в опасности, когда человеческое достоинство находится под угрозой, национальные границы и чувства становятся неуместными. Везде, где мужчин или женщин преследуют из-за их расы, религии или политических взглядов, это место должно — в этот момент — стать центром вселенной».


«Действие — единственное средство от равнодушия: самой коварной опасности из всех».


«Вот что мы должны сделать — не спать спокойно, когда люди страдают в любой точке мира. Не спать спокойно, когда кого-то преследуют. Не спать спокойно, когда люди то тут, то там голодны. Не спать спокойно, когда есть больные люди и им некому помочь. Не спать спокойно, когда ты кому-то где-то нужен.

Вторая часть осенних лекций памяти Эли Визеля 2018 года «После Хрустальной ночи: рутинизация немецкого государственного насилия на Востоке» с Омером Бартовым, профессором европейской истории Университета Брауна, состоится сегодня вечером, в понедельник, 29 октября, в 7 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *